17.11.2015
Скачать в других форматах:

Сэмьюэл Д. Фэрклот

Созидание церквей, готовых к воспроизводству

1. Бремя ответственности

 

Совершенно очевидно, что во времена Нового Завета обратившийся ко Христу человек сразу же входил в новую и неведомую ранее общность, соединяющую его не только с другими верующими, но и с Самим Богом Отцом и Его Сыном Иисусом Христом (1 Иоан. 1,3). В описании первоапостольской Церкви мы не встретим обособленных христиан, уклоняющихся от общения с поместной церковью. Это привело меня к убеждению, что одной из основных целей проповедников апостольского века было созидание поместных церквей и распространение их по всему обитаемому миру. Они не занимались, как многие сейчас, проповедью Евангелия без практической заботы о дальнейшей судьбе новообращенных.

Дух уполномачивает

Стремление идти и созидать новые церкви вложил в сердца людей Дух Святой. В Д. Ап. 1,8 мы находим пророчество Иисуса Христа о всемирном распространении Евангелия. Роберт Колман обобщает его такими словами:

"Христос пришел спасти для Себя людей из мира и создать Церковь Духа (Святого) которая никогда не погибнет".*

 

* (Колман, Роберт. Генеральный план евангелизма: Пер. с англ., с. 12.)

 

Интересно также отметить, что в те времена "не было громких призывов к христианам проповедовать Слово Божье". К этому служению верующих побуждал Дух Святой, Который владел их сердцами. И только с помощью Святого Духа они смогли выполнить Великое поручение (Мтф. 28,19; Марк. 16,15; Лук. 24,46-49; Иоан. 20,21). Книгу Деяний Апостолов можно еще назвать "Деяниями Святого Духа". "В Деяниях преобладает один, все наполняющий и властвующий мотив. И этот мотив — распространение веры посредством благовестия в силе Духа... Едва ли кто-то сможет определить, где в Деяниях проходит граница между церковью и миссией. Дух постоянно влек Церковь к благовестам, а в результате такого служения возникали новые церкви".

Попытка выполнить повеление Господа плотскими силами обречена на провал; в таком случае церковь будет посрамлена и обезоружена. Но несомнен­но, что желание Святого Духа — непрерывно созидать церкви во всем мире.

 

Дух побуждает свидетельствовать

 

Когда-то в Фессалониках "радость Святого Духа", сопровождавшая искреннее обращение грешников ко Христу, побудила церковь нести Слово Господне в новые места (1Фес. 1:6,8). Истинные верующие в современных церквах становятся такими же свидетелями, как апостолы и первые христиане. Там, где властвует Дух, обязательно появятся истинные свидетели Христа. Миссионер Мелвин Л. Ходжес напоминает, что основная задача церкви по отношению к миру - проповедовать спасающую благодать Божью для каждого человека и, таким образом, "созидать церкви, которые будут умножаться и распространять свидетельство о живом Боге". Иными словами, тот походный порядок, который Иисус заповедал Своим ученикам в Д. Ал. 1,8 ("...и будете Мне свидетелями..."), относится к каждому истинному христианину. Побуждение делиться Благой вестью, присущее новой природе верующего, исходит от Святого Духа. Дух побуждает свидетеля.

В послании апостола Павла к Коринфянам подчеркивается его личный долг, а также ответственность каждого зрелого христианина: "Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!" (1Кор. 9,16). Христианам Рима он писал: "Я должен и еллинам и варварам, мудрецам и невеждам" (Рим. 1,14).

Дух созидает церковь

Неизбежным результатом такого естественного, исполненного Духом свидетельства было возникновение новых поместных церквей. В каждом верующем живет потребность встречаться с людьми, готовыми разделить его новообретенную веру. Это — духовное побуждение к общению; христиане хотят общаться с "...принявшими с нами равно драгоценную веру..." (2 Пет. 1,1).

Я уверен, что не только желательно, но просто необходимо, чтобы благовестие, какими бы методами оно не совершалось, обязательно преследовало цель объединить новообращенных в упорядоченное поместное церковное сообщество (Д. An. 14.19-23).*

 

* (Ibid. См. комментарии А. Гарнака, относящиеся к первым трем векам христианства.)

 

Это одна из основных причин, побудивших меня написать данную книгу. Возможно, предметом размышлений для наиболее серьезных студентов, готовящих себя к миссионерскому поприщу, станет формирование такой церкви, которая, будучи воспитанной, одаренной и призванной Святым Духом, будет стремиться к созиданию новых церквей. Миссиолог (ученый, исследующий проблемы миссионерского служения) Дэвид Дж. Гесселгрейв отлично выразил эту мысль: "...основная миссия Церкви и, следовательно, церквей — проповедовать учение Христа и собирать верующих в поместные церкви, где они могут укрепляться в вере и плодотворно служить Господу, созидая новые конгрегации по всему миру".

 

Цель - зрелость

 

Неугасимое желание видеть возникновение новых церквей - это не только результат действия Духа в сердцах христиан, но также и признак зрелости. Несмотря на то, что в современном обществе много бездетных браков, само существование человечества зависит от так называемой нормальной зрелой жизни. Общепризнанно, что нормальная зрелость выражается в рождении новых жизней. В странах третьего мира, где практикуется контроль над рожда­емостью, есть немало пар, которые стремятся иметь детей, даже невзирая на угрозу наказания. Иметь детей - часть нормальной жизни зрелого человека.

Какое же отношение имеют дети к созиданию церквей? Опыт христианства, основанный на Новом Завете, свидетельствует, что жизненно необходимо приобретать учеников, обращать их в веру, собирать в одно общество и укреплять их единство. Именно этим занимались апостолы и их последователи.  Опыт учит,  что  миссионерство  без  установки  на воспроизводство обречено на неудачу. Это можно сравнить с олимпийской эстафетой: если один из участников не может передать палочку другому - эстафета останавливается! В христианской жизни подобная неудача может быть следствием группового эгоизма и непослушания. Тот, кто искренне любит Бога, подчиняется Ему (Иоан. 14,21). Те, кто слушаются Господа Иисуса, приобретают учеников, крестят их, учат и собирают в поместные церкви, как это делали апостолы. По мнению Гесселгрейва, в духовно здоровой церкви такой процесс постоянно повторяется ("Цикл деятельности Павла", см. рис. I) и протекает так, как учил когда-то апостол Павел своего сотрудника Тимофея (2 Тим. 2,2). Данная книга утверждает, что созидание новых церквей - естественная забота зрелых церквей. В последующих главах я хотел бы обратить внимание на свойства, которыми должны обладать такие поместные церкви.

 

Требования современности

 

"Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же" (Евр. 13,8) - все мы признаем этот факт. Святой Дух также продолжает служение в Церкви и через нее. Современные миссионеры, находящиеся на переднем крае благовестия, сталкиваются с проблемой образа действий - как именно поступать. Мне нередко приходилось слышать от студентов-богословов, миссионеров-практиков и даже ветеранов вопрос: "Как бы вы советовали мне поступить в данной ситуации?" Чтобы найти ответ, иногда приходится пускать в ход всю свою изобретательность.

Этот сложный вопрос встает перед ревностными служителями Божьими во всем мире, и он вызван несколькими факторами. К сожалению, в некоторых случаях начинания заранее обречены на неудачу, например, когда миссионера посылают церкви, не созидающие новых церквей у себя на родине; они отправляют на работу миссионеров, которые никогда не наблюдали становления церкви и никогда не принимали участия в ее созидании. Кроме того, многочисленные христианские учебные заведения в развитых странах часто дают отличную библейскую и теологическую подготовку, однако не учат практике созидания церквей на родине и за рубежом.*

 

* (Donald A. McGavran, Schools of Mission', India Church Growth Quarterly (Madras: Church Growth Association of India) 3 (July - Sept. 1981): 172. Он отмечает: "...большинство семинарий выпускает преимущественно служителей с неповоротливым мышлением. Преподаватели не учат их благовсстию и созиданию новых церквей".)

 

Этот недостаток, правда, исправляется рядом специальных школ, разбросанных по всему миру. Затем, без соменения, миссионеров ставит в тупик необходимость приспо­сабливать свой подход, свою стратегию, планирование и методику к культурным традициям народа, к которому они обращаются с проповедью. Я почерпнул для себя много пользы, рассматривая способы, с помощью которых миссионеры справлялись с такой задачей. В этом отношении чрезвычайно интересны современные новаторские публикации практиков: они помогут созидателям церквей решить их проблемы. Далее будет дан краткий обзор публикаций на эту тему.

 

"Цикл деятельности Павла "

 

Одной из наиболее известных современных публикаций является труд Д. Гесселгрейва, бывшего миссионера и организатора новых церквей в Японии, "Созидание церквей в различных культурных условиях". Автор выделяет "логические звенья в генеральном плане евангелизма апостола Павла".

Ясно, что он сосредотачивает свое исследование на этапах созидания церквей, которые можно найти в Деяниях Апостолов. Такой "Цикл деятельности Павла" (рис. 1) состоит из десяти элементов:

1. Посланы миссионеры (13,1-4; 15,39-40).

2. Установлен контакт с аудиторией (13,14-16; 14,1; 16,13-15).

3. Проповедано Евангелие (13,17-41; 16,31).

4. Слушатели обращены в веру (13,48; 16,14-15).

5. Верующие объединены в сообщество (13,43).

6. Миссионеры утверждают учеников в вере (14,21-22; 15,41).

7. Рукоположены служители (14,23).

8. Верующие перепоручены Господу (14,23; 16,40).

9. Поддерживаются взаимоотношения (15,36; 18,23).

10. Дан отчет перед церквами (14,26-27; 15,1-4).

 

рис. 1

Цикл деятельности Павла

Составлено по книге Дэвида Дж. Гесселгрейва "Planting Churches Cross-Culturally: A Guide for Home and Foreign Missions"(Grand Rapids: Baker Book House, 1980), pp. 59, 136, 158, 200, 232 270 304, 350, 384, 402, 426.

 

Д. Гесселгрейв отмечает четыре важных момента своей схемы "Цикл деятельности Павла". Во-первых, она указывает направление хода работы по созиданию церкви от начала и до конца. Во-вторых, когда Павел и его сотрудники подходили к окончанию цикла в одном месте, они одновременно начинали работу в других местах. В-третьих, Гесселгрейв утверждает, что "цикл должен рассматриваться как в одновременном срезе, так и во временной последовательности", поэтому в процессе прохождения через цикл элементы должны непрерывно повторяться. Мы должны искать новые контакты и поле деятельности для проповеди Евангелия, одновременно продолжая утверждать в вере новообращенных. В-четвертых, данный цикл - это стандарт, с которым мы сверяем деятельность уже существующих церквей и определяем, на каких участках могут быть пробелы.*

 

* (10 элементов "Цикла деятельности Павла" Д. Гесселгрейва объединены нами в одну схему (табл. 1).)

 

Не вызывает сомнения, что десять элементов данного цикла - это основные действия, которым учит Новый Завет и которые служат нам эталоном. Выполнение их - залог успешного созидания церквей.

 

Обучение, направленное на послушание

 

Джордж Петерсон утверждает, что "применение библейских принципов роста Церкви, с учетом особенностей местной культуры, будет способствовать естественному умножению церквей в любой точке мира". Он является автором многочисленных работ на испанском и английском языках, большинство которых изданы библейским Институтом в Гондурасе, — в стране, где Петерсон успешно трудился.

Издательство "Библиотека Вильяма Карея" опубликовало его наиболее яркий учебник "Создание церквей через научение послушанию". Ключевое слово в нем — послушание, — послушание заветам Христа. Программа предполагает, что население избранной для благовестия области разумно и восприимчиво. Программа обучения Петерсона, направленная на послушание, использует курс ТОПР (теологическое образование путем распространения; англ. - TEE) и более совершенную его форму - ТОЕПР (теологическое образование и евангелизм путем распространения; англ. - ТЕЕЕ). Таким образом, библейское образование в ситуации распространения Евангелия призвано служить целям благовестия и созидания церквей. Автор говорит, что как Бог Иисус Христос требует полного послушания в конкретных сферах христианской жизни:

1) вера и покаяние; 2) крещение; 3) любовь; 4) Вечеря Господня; 5) молитва;

6) пожертвования; 7) свидетельство.

Рис. 2 Общение между студентом и преподавателем

Петерсон заявляет, что успех или неудача программы созидания церквей зависит от руководителей, ответственных за программу обучения. Основные положения программы ТОЕПР подробно раскрыты в его книге. Шаг за шагом мы направляем студентов - будущих созидателей церквей, к послушанию Христовым заповедям, и обучаем их вести свои новые общины к такому же послушанию. Радует, что богословские учебные заведения во всем мире производят набор в аспирантуру, где учащиеся смогут продолжать обучение.

Выпускники будут заниматься таким ответственным служением, как созидание церквей, если они подготовлены и призваны на это дело. Петерсон предлагает созидателям церквей, работающим в непривычных условиях чужой культуры, применить семь вышеназванных пунктов к собственной ситуации. Его новаторская система ТОЕПР успешно применялась в Гондурасе.

 

Семь этапов

 

Миссиолог Дональд Макгаврэн, основатель движения за рост церквей, предлагает разделить процесс созидания церкви на семь этапов. Он делает следующее заключение о сфере ответственности миссионера: "Любое обучение народов земли, всех народов земли, необходимо нацеливать на образование миллионов новых церквей. Невозможно выполнить всемирную задачу Церкви, она останется пустыми словами, если не опираться на множество новых поместных церквей, состоящих из искупленных душ, преодолевающих национальные и языковые преграды человечества".

Ниже приведены семь основных этапов Макгаврэна:

Этап 1 — Молитесь и планируйте. Молитва о созидании новой цер­кви должна начинаться с кафедры. Планирование должно осуществля­ться в молитве. "Нам нужно тщательное планирование для выполнения такой сложной и ответственной задачи, как созидание новой церкви".

Этап 2 — Привлеките помощников. Следуя советам Питера Вагнера, Макгаврэн предлагает привлечь в качестве помощников 10 % членов церкви, имеющих доброе свидетельство.

Этап 3 — Исследуйте доступные районы. Они не должны располагаться далеко от старой церкви. Территориальная близость, плотность населения, контакты с другими церквами в данном регионе, семейные отношения, интерес людей к изучению Библии — все эти аспекты следует учитывать особенно тщательно.

Этап 4 — Старайтесь обращать в веру целыми семьями. Макгаврэн подчеркивает, что примером этого является служение Иисуса (Марка 1, 29-31; Матф. 9,9-13 и Лук. 10,38 и 11,37). Служение Павла целым семьям описано в Д. Ал. 16,31-34 и 20,20.

Этап 5 — Найдите место для собраний. Начните с собраний по домам, и вы увидите, какой широкий спектр возможностей возникнет перед вами в зависимости от местных условий.

Этап 6 — Начните проводить собрания. Собрание верующих для совместного поклонения, молитвы и прославления — это основа церкви. Макгаврэн подчеркивает, что открытые разборы Библии становятся базой для богослужений.

Этап 7 — Воспитывайте руководство. Руководителем должен быть "человек, который пользуется уважением группы и который готов жертвовать своим временем".

В перечисленных семи этапах нет ничего нового. Они являются основой, сердцевиной дела умножения церквей.

Новые церкви сегодня

Возможно, наиболее подробные инструкции по созиданию новых церквей написаны Леонардом  П.  Уотерменом,  отечественным  миссионером, занимающимся образованием церквей в США. Работая в тесной связи с одной миссионерской ассоциацией, Уотермен издал пособие с отрывными листами объемом в 276 с. для обучения начинающих тружеников по созиданию новых церквей в США. Восемь разделов, каждый с обширным приложением, рассказывают о принципах и методике работы. Уотермен считает страх главной причиной того, что многие молодые выпускники Библейских школ и семинарий не участвуют в созидании новых церквей. Организатор церкви, независимо от культурных условий, в которых ему приходится трудиться, извлечет много полезного из этого учебника.

Уотермен обращает внимание на основные принципы и предлагает много практических путей достижения цели. Разделы содержат большое количество конкретных жизненных советов, отражающих исходные принципы и области деятельности, начальные шаги, отношения и возможности, размещение и работу миссии, становление коллектива и ведение делопроизводства.

Конкретность учебника впечатляюща. Исходя из культуры Северной Америки, автор отвечает на вопрос об образе действии. Многие из рекомендаций Уотермена применимы в условиях другой культуры.

ОПОМР (Оценка программы и обзор методов работы)

ОПОМР (PERT — Program Evaluction and Review Technique) в качестве системы управления впервые была составлена в 1958 г. и применялась в ракетной программе "Поларис" Министерства обороны США авиакорпорацией Локхид. С тех пор эту схему широко используют в качестве руководства для всевозможных систем управления. ОПОМР - это "контрольный прибор для определения частей задания и сведения их в единую систему таким образом, чтобы ответственный за каждую часть и ответственный за общее управление знали, что и когда следует делать".

Примерно в 1964 году, когда Б. Дж. Гансен был уполномочен правительством опубликовать "Практический ОПОМР', Латиноамериканская миссия напечатала этот план в виде схем в буклете "Углубленный евангелизм в свете ОПОМР". Позднее, в 1971 г., миссионерский центр научных исследований и связи (MARC) напечатал труд Эдварда Р. Дейтона "Божьи цели - человеческие планы". "В данном учебнике обсуждаются планирование и постановка целей в соответствии с Божьим замыслом для Церкви и отдельных христиан. Логическая схема PERT представлена как очень полезное пособие по планированию. Обсужден подход к решению проблемы. В качестве примера использовано благовестие поместной церкви". Такие публикации чрезвы­чайно полезны для понимания системы ОПОМР и способов ее применения.

В августе 1977 г. миссионеры Пол и Агнес Сандерсы из французского отделения Зарубежной миссии консервативных баптистов (MEBF), частично под влиянием пособия Дейтона, частично - "Цикла деятельности Павла" Гесселгрейва, официально ввели систему ОПОМР в процесс созидания церквей в Марн-Ла-Валле. Их план предполагал завершение работ по созиданию церкви примерно в три года (июль 1980), начиная практически с нуля. По официальным данным, проект выполнен успешно.

Собственный опыт по ОПОМР я приобрел в 1964-1970 гг., будучи одним из директоров национального общества углубленного евангелизма в Португалии (Evangeliwcao em Profundidade). Учитывая занимаемый мною пост, а также 17-летний опыт по созиданию церквей, в 1978 г. меня пригасили читать новый курс по созиданию церквей в Португальском Библейском институте (Institute Biblico Portugues), принадлежащем Большой Европейской Миссии (GEM). Работа в этом институте помогла мне сформулировать систему ОПОМР, представленную в данной книге. Во второй главе дано общее введение к моему применению ОПОМР.

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.