Сэмьюэл Д. Фэрклот
Созидание церквей, готовых к воспроизводству
5. Участие в социальных нуждах и проповедь Евангелия
Мы приступаем к рассмотрению наиболее трудного периода в созидании церкви, который обычно вызывает массу проблем у большинства тружеников на этой ниве. Я не буду углубляться в рассмотрение опыта уже существующих церквей и их служителей. За последние годы изданы сотни книг, рассматривающих отдельные, весьма узкие аспекты жизни и служения поместной церкви. Многие из них действительно представлены в свете здравого библейского учения, но отдельные темы нередко приобретают странные и причудливые очертания.
Наример, некоторые говорят сегодня только о "поклонении" и ни о чем больше. Другие акцентируют внимание на "духовных дарах". Третьи проповедуют "сошествие силы" как какую-то новую концепцию. В Португалии рядом с нами работали люди, которые провозглашали так называемую "свободу в Духе". Эти и другие подобные моменты должны быть ценными составляющими живой и растущей церкви и находиться в разумном соотношении, но на практике многие не могут установить такой баланс.
Отчего это случается? Очень часто руководители церкви упускают из виду благовестие - главное предназначение Церкви, данное Христом. Многие церкви замыкаются в себе. Они забыли, что Бог поставил перед Церковью определенную цель. С другой стороны, многие служители и хотели бы распространять Благую весть, но не находят поддержки у членов церкви.
Мы должны постоянно устремляться к долгосрочной цели - зрелой церкви, способной и желающей воспроизводить себе подобных. Чарльз Брок заметил:
"Если организатор церкви глубоко осознает, что ему необходимо быть нацеленным на воспроизводство во всем, что он делает, то он наверняка создаст церковь, способную к умножению". В данной главе мы переходим к третьей стадии нашего плана. "Новорожденную" церковь следует воспитывать так, чтобы она стала зрелой и развитой. Если вы еще раз взглянете на рис. 6, то увидите там девять параллельных целей, или пунктов (15, 18, 21, 26, 30, 33, 35, 38 и 40). Это девять направлений, по которым новая церковь должна развиваться одновременно, - что необходимо для сбалансированного роста. Мы обсудим все эти девять целей по очереди. На практике организаторы церкви, а затем и сама новая церковь, должны осуществлять их в комплексе. Мы не имеем права выделять один или два аспекта в ущерб остальным. Пророк Осия когда-то писал: "Ефрем стал как неповороченный хлеб" (Осии 7,8). Другими словами, полуиспеченный! Боюсь, что если бы Осия жил в наше время, он сказал бы то же самое о церквах, которые развиваются однобоко. Главное внимание следует уделить балансу. Без сомнения, чтобы взрастить духовно зрелую церковь, способную к воспроизводству, такое равновесие жизненно необходимо.
В этой главе я хочу обратиться к цепи II (см. рис. 6), которая ведет новую церковь к одной из важных целей нашего плана - "церковь живет для других". Два момента на этом отрезке пути являются основными: участие в социальных нуждах и проповедь Евангелия.
Участие в социальных нуждах
Задача 15 (цель - пункт 13): Постарайтесь познакомиться с возможно можно большим количеством людей из различных социальных слоев. Установите тесный контакт с населением избранного района.
Рис. 26 Установление контактов с населением
Наш Господь и апостолы ясно понимали, каким должно быть отношение последователей Христа к окружающим. Павел учил церкви Галатии: "Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а более всего своим по вере" (Гал' 6,10). Настоящий христианин не колеблясь сделает все возможное, чтобы помочь нуждающимся. Иисус призывает: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного^ (Мат. 5,16). Подобные наставления содержатся и в притче о добром самарянине (Лук. 10,30-37). А заповедь любви (Лук. 10,27) дает нам, христианам, ясный наказ облегчать страдания и помогать тем, кто в нужде.
Никогда прежде наш мир не получал информацию так быстро и в таком объеме, как сегодня. О притеснениях и эксплуатации людей в любой точке земного шара сразу же становится известно всему мировому сообществу. Политические акции призывают общественность противостать явному злу, охватившему многие страны и народы. Права человека находятся в центре внимания, и это хорошо. У евангельских христиан перехватили инициативу, выдвигая требования улучшить условия жизни человека. Растущая озабоченность этими вопросами как в кругах христиан, так и вне их, породила широкий диапазон мнений верующих о том, какова наша социальная ответственность по отношению к униженным и откорбленным. На таблице (рис. 27) показан спектр подходов к соотношению евангелизма и социальной деятельности, как они выражены рядом авторов. Евангельские христиане Запада занимают на этой шкале, как правило, позицию от 3 - 5, до 6 - 9.
Рис. 27
Соотношение между евангелизмом и социальной деятельностью
1. Социальная деятельность - измена евангелизму.
2. Социальная деятельность - отступление от евангелизма.
3. Социальная деятельность - средство евангелизма.
4. Социальная деятельность - проявление евангелизма.
5. Социальная деятельность является результатом или следствием евангелизма.
6. Социальная деятельность и евангелизм - партнеры.
7. Социальная деятельность и евангелизм в одинаковой мере значимы и действительно являются важными аспектами главной миссии Церкви.
8. Социальная деятельность является составной частью евангелизма.
9. Социальная деятельность - это и есть евангелизм.
10. Социальная деятельность имеет преимущество перед евангелизмом.
11. Евангелизм - это политика, поскольку социальная справедливость равнозначна спасению.
Я отношу себя к той группе, которая отдает приоритет благовестию. Рассказ Роланда Аллена о его миссионерской работе в Африке служит предостережением о том, как здравое благовестие может дать нежелательный крен в сторону социальной деятельности:
Вначале мы ставили на первое место Христа. Вера в Него была самой важной потребностью... Обращение ко Христу было самым главным и значимым, наше внимание было направлено только на то, чтобы приводить людей ко Христу. Но чем больше мы включались в общественную деятельность, тем чаще отдавали ей приоритет. Последовали два серьезных результата: 1) ...мы стали отстаивать точку зрения, что социальные преобразования должны предшествовать вступлению на путь следования за Христом... 2) социальные изменения должны основываться не на вере во Христа, а на другом фундаменте.
Лично я считаю, что наше участие в социальных проблемах может быть иногда средством, иногда "мостиком Божьей любви", а чаще - результатом или следствием благовестия. На нашей схеме ОПОМР евангелизм и участие в нуждах людей развиваются одновременно. И хотя благовестие обращено к бессмертной душе человека, поместная церковь сталкивается с физической оболочкой этой души и на протяжении земного пути должна учитывать и решать проблемы, связанные с материальными нуждами.
Задача 15 предусматривает контакты, которые выходят за рамки первоначальной социологической разведки в подготовительный период. Во многих странах евангельские христиане составляют менее одного процента всего населения. Это означает, что население плохо осведомлено о них. Не удивительно, что большинство людей путает евангельских христиан с такими сектами, как "мормоны" или "свидетели Иеговы". Секты и культы всеми силами ищут контактов с людьми, большинство же христиан не стремится к этому.
Каким же образом новая церковь может более действенно контактировать с различными группами людей? Нужно обратить особое внимание на социальную структуру населения. Д. Гесселгрейв пишет о тех "социальных связях, которые особенно значимы для поведения людей в обществе". Д. Макгаврэн использует термин "однородное целое", описывая структуру общества. Он говорит, что "человек не станет членом церкви, в которой богослужение ведется на непонятном для него языке, или где члены церкви образованнее чем он, лучше одеваются или вообще существенно отличаются от него". Макгаврэн добавляет: "Новообращенный должен стремиться быть истинным христианином и в то же время сохранить неразрывный контакт с прежним окружением. Он должен сохранять единство с другими людьми, и в то же время быть отделенным от них".
Весьма логично заключить, что через новообращенных мы лучше проникаем в общество. Нам нужно поощрять их сохранять связь со своими родственниками и друзьями, чтобы быть для окружающих светом и солью. Новообращенные являются естественным связующим звеном с обществом на всех его уровнях. С их помощью появляются новые возможности для знакомства с другими людьми.
Нужно использовать любое доступное средство, чтобы как можно больше людей узнало о существовании христианской церкви. Следует наладить связи с соседними церквами, с администрацией школ, с представителями власти, деловыми кругами и специалистами в различных областях. Организатор церквей Брок тем не менее еще раз напоминает, что эти средства должны быть доступными для местных верующих. Он полагает, что если мы намерены создать церковь, способную к воспроизводству, не следует брать на вооружение такие средства, как материальные блага, стратегию или виды руководства, которых нет в распоряжении местных церквей. В противном случае мы будем работать против своей главной цели.
Задача 16 (цель - пункт 14): Изучайте социальные условия и нужды жителей данной местности.
Рис 28 Понимание нужд населения
Если Церковь призвана жить для других, то кто же эти "другие" и каковы их нужды? Вот почему Джек Редфорд настаивает на том, чтобы церковь готовила социальную помощь, изучая нужды и интересы общества. Социальные проблемы могут открыть возможности для евангелизационных контактов. И хотя Великим Поручением является благовестие, нам дана заповедь любить и сострадать. "Мостики любви" к сердцам погибающих грешников часто включают деятельность, основанную на познании нужд людей.
Один из организаторов церквей обратил внимание на людей в его районе, которые переезжали в новые квартиры. Члены церкви предложили им свои бесплатные услуги в починке и установке мебели, благоустройстве квартир. Это отличный способ решить насущную проблему людей.
Пастор из Сан-Паулу (Бразилия) рассказал мне о женщине, которая в свободное время разъезжала в лифте многоэтажного дома и искала общения с людьми. Завидев женщину, которая с малышом на руках и покупками пыталась войти в лифт, она любезно ей помогала и сопровождала до квартиры. Это вызывало в ответ теплое отношение, и ее часто приглашали зайти на чашечку кофе. Идеальная возможность для знакомства и ответа на вопрос:
"Почему вы это делаете?"!
Другие общественные нужды могут включать в себя транспортировку больных к врачу, помощь в переезде на новую квартиру, доставку на дом продуктов и многое другое. Работая в Португалии, мы сталкивались с такими проблемами, как уход за детьми, уход за одинокими и престарелыми людьми, помощь матерям-одиночкам, алкоголикам, наркоманам и неграмотным. В каждом обществе есть свои особенности. Поместная церковь призвана во имя Иисуса Христа проявлять такое же чуткое отношение, какое Он проявлял к нуждам людей, следовавших за Ним (Мат. 15,32).
Задача 17 (цель - пункт 15): Составьте план, который поможет церкви оказывать социальную помощь населению в пределах ее возможностей.
Рис. 29 Социальная программа в действии
После того как определены нужды окружающего населения, каждая поместная церковь должна действовать в рамках своих физических возможностей. Совершенно очевидно, что многие общины ограничены в средствах и возможностях. Христиане, оказывающие социальную помощь во имя Божьей любви, главным образом должны готовить сердца людей к восприятию Евангелия, а не просто ограничиваться решением насущных проблем. Цель благотворительности - излить Божью любовь на погибающих. Центры присмотра за детьми, обучение грамоте, бесплатное оказание медицинской помощи, раздача лекарств, лечение наркоманов - вот некоторые примеры социальной помощи, которую могут оказывать евангельские церкви во всем мире. Кроме того, христиане также оказывают помощь жертвам землетрясений или других стихийных бедствий. В странах, где в результате засухи возникает угроза голода, некоторые международные христианские организации предпочитают оказывать помощь через поместные церкви. Возможностей в оказании практической помощи сколько угодно. И поместные церкви должны использовать их как "мостики Божьей любви", чтобы коснуться сердец тех, которые терпят не только физические и моральные лишения, но и могут навсегда погибнуть без Христа.
Наступательный евангелизм
Сейчас я хочу обратить ваше внимание на цепочку действий, разворачивающихся параллельно и одновременно, которые помогут составить программу активного благовестия. Макгаврэн утверждает, что церковь только тогда обретет живую связь с окружающим миром, когда она начнет "продолжительные, упорные и направляемые Духом поиски погибающих". Это наиболее важный вид "жизни для других", потому что он касается вечности.
Задача 18 (цель - пункт 16): Обучайте членов церкви личному благовестию.
Рис. 30 Церковь готова к благовестию
Призвание и побуждение
Каждый член церкви, а иначе говоря, каждый верующий должен уметь делиться своей верой. Если христиане исполнены решимости свидетельствовать окружающим, они должны знать, как донести весть об Иисусе Христе другим. Руководители движения за рост церквей Чарльз Л. Чейни и Рон С. Льюис пишут, что, "по библейским и историческим данным, на духовное служение были призваны и вдохновлены простые верующие, и это вело к спонтанному распространению христианства". Наша цель, как созидателей церквей, добиться, чтобы каждый христианин мог успешно свидетельствовать в любом месте и в любое время.
Конечно, этого можно достичь только в том случае, если каждый будет движим Духом. Как добиться, чтобы все члены поместной церкви были и призваны, и побуждаемы правильными мотивами? Чейни и Льюис предлагают шесть принципов, необходимых для роста церкви. Первый - изучение Библии;
второй - заботливое воспитание служителей; третий - создание атмосферы, благоприятствующей росту; четвертый - формирование малых групп; пятый -способность всех членов к объективной самооценке и открытость для критики;
и шестое - пополнение новыми членами (новообращенными или из других церквей).
Здесь я снова вынужден подчеркнуть необходимость одновременного выполнения этих духовных задач, обращая особое внимание на цепь III (рис. 6). По мере роста церкви станет очевидным, что она не сможет эффективно заниматься евангелизмом и ученичеством, пока не станет духовно зрелой. Чтобы достичь необходимой гармонии, следует постоянно держать в уме схему ОПОМР (рис. 6).
Обучение личному благовестию
Для обучения методике личного евангелизма можно использовать разнообразные материалы. Руководству церкви следует изучать эти материалы, особенно те, которые учат как свидетельствовать. Выбранные методы благовестия должны быть адаптированы к местной культуре и религиозной обстановке.
Одна из систем, которую применяют на своих семинарах христиане из миссии "Общежитие для Христа" (Campus Crusade for Christ, семинар длится около 15-ти часов), обучает свидетельствовать с помощью брошюры "Четыре духовных закона". Обучение сопровождается проповедями об исполненной духом жизни. Многие поместные церкви извлекли большую пользу от этих семинаров.
Библейские институты и семинарии предлагают курсы ОПР (TEE) по личному благовестию. Эти расширенные занятия длятся обычно несколько недель, при этом используются учебные пособия и/или аудиокассеты.
Программа Д. Дж. Кеннеди "Взрывной евангелизм" принята многими поместными церквами и имеет два уровня: для начинающих и для совершенствующихся.
Кеннеди, будучи молодым служителем, сам пережил разочарование, свойственное многим христианам, не подготовленным к свидетельству неверующим. Церковь, которая намерена созидать новые церкви, должна справиться с этой проблемой, обучая своих членов свидетельству. Пресвитеры и служители церкви призваны быть евангелистами, они могут и должны повести за собой свои общины. Как приятно видеть радость некогда пассивных христиан, когда через их личное свидетельство кто-то приходит ко Христу! Мне приходилось наблюдать подобное много раз. Достаточно хотя бы нескольких свидетельствующих верующих, чтобы "зажечь" поместную церковь желанием трудиться для Господа.
Задача 19 (цель - пункт 17): Изучить и проверить на практике лучшие методы благовестия для избранного района.
Рис. 31 Выбор методов благовестия
Когда мы рассуждали о начальном периоде становления церкви, некоторые решения были приняты прежде, чем началось благовестие в намеченном районе (см. п. 6). Теперь, когда церковь прочно стоит на ногах, идеи, которые оказались успешными, следует развивать дальше, привлекая к этому большее число участников. Более того, поскольку новообращенными в основном являются жители района, в котором расположена церковь, следует активизировать проповедь Евангелия. Нужно применять разнообразные методы благовестия. Планируя свои действия, помните о Великом Поручении, данном нам в Матф. 28,19. Отметим следующее:
1. Дселюди, проживающие в данном районе, нужны Богу.
2. Наша работа должна охватывать всех людей.
3. Применяйте любой метод, позволяющий находить контакты с людьми.
4. Можно считать, что люди "услышали" Евангелие, если в результате общения они покаялись и уверовали (Марк. 1,15).
5. Церковь должна стремиться к общению с окружающими.
6. Сердца членов церкви должны быть наполнены Христовой любовью и состраданием.
7. В библейском идеале вся община участвует в личном свидетельстве.
Среди методов, помогающих благовествовать, нужно упомянуть посещение "от дома к дому", телефонные беседы, дружбу между семьями, социальные контакты, показ фильмов в общественных местах, благотворительность, распространение литературы с адресом церкви и находящихся неподалеку групп по изучению Библии. Изучение Библии с соседями может стать большим благословением. Говард А. Снайдер высоко отзывается о потенциале малых групп в обновлении современной церкви:
Небольшая группа из восьми-двенадцати человек, которая собирается в неформальной обстновке у кого-нибудь на дому, является наиболее эффективной структурой для проповеди Евангелия в современном урбанизированном обществе. Такие группы способны лучше выполнить предназначение церкви в современном мире, чем традиционные церковные богослужения, программы или массовое благовестие. С точки зрения методики, в малых группах люди скорее раскроют и используют свои духовные дары для возрождения церкви... Небольшие группы были основой церкви в первые два столетия ее существования.
Брок, Нейбор и другие бьют тревогу, предупреждая об опасности для библейских групп абсолютизировать ученичество, т. е. назидать самих себя библейским учением и общением, забывая о главной цели - пробуждать сердца погибающих людей. Они должны быть аванпостом проповеди Евангелия!
Заслуживает внимания программа, разработанная покойным пастором Кеном Стивенсом из Аризоны, которую успешно применяли в разных культурных условиях. Программа называется "Ученичество-евангелизм", она состоит из четырех уроков, и семья может пройти ее у себя дома за четыре или пять недель. Уроки называются так:
1. Библия - ее происхождение
2. Библия - ее тема
3. Библия - ее центральная Личность
4. Библия - ее актуальность.
Рис. 32 Форма плодотворного поиска контактов
Посещая людей на дому, находят заинтересованных в изучении Библии. Затем с ними проводят занятия раз в неделю. Предложение принять Христа в свое сердце делается только тогда, когда человек осознает фундаментальные истины, на которые должно опираться такое решение (см. задачу 8). Эта программа предусматривает свидетельство семейной паре. Конспекты занятий после каждого урока оставляются в семье для повторения и внимательного изучения. Постарайтесь вызвать у них как можно больше вопросов. Мне довелось работать таким образом в Португалии с одной семьей, которая настояла на том, чтобы записывать на магнитофон все наши беседы на протяжении пяти недель. Впоследствии они использовали эти записи как учебное пособие для себя и для многих своих знакомых, приводя их таким образом ко Христу.
На рис. 32 изображено интересное пособие, предлагаемое Чейни и Льюисом, которое поможет выявить евнгелизационную перспективу на базе одного контакта. Оно может быть приспособлено к местным условиям и культуре.
Задача 20 (цель - пункт 18): Подготовьте и реализуйте план конкретных шагов благовестия местному населению (рис. 33).
Рис. 33 Наступательный евангелизм в действии
У истока всех действий должен стоять Святой Дух (Д. Ал. 1,8). Дух
ученичества и молитвы при разработке стратегии, в планировании и управлении будет залогом успешного благовестия.
Без ведущей роли Святого Духа церковь не сможет обращать души (Иоан. 16,7-11). Этот факт не отрицает важной роли человека (см. глава 8). Принципы, изложенные во второй главе, должны применяться к любому планируемому действию, включая и проповедь Евангелия. Нужно определить цели, связанные с благовестием, и соответствующие действия по их достижению. Планирование, связанное с проповедью Евангелия, должно стать одной из обязательных характеристик церкви, которая растет и выполняет повеление Христа (Матф. 28,19). Способности людей должны соответствовать тем методам благовестия, которые они собираются применять. Для того, чтобы избежать неудачи, их также нужно обеспечить литературой, материалами по личному благовестию, необходимыми схемами, советами опытных людей. Те, кого Святой Дух наделил способностью к управлению и у кого видны организаторские задатки, будут неоценимы в стратегическом планировании и руководстве.
Завершив цепь II (пункты 15 и 18), мы достигли второй важной цели в становлении церкви (см. рис. 6). Перед нами церковь, живущая для других (пункт 41). Это одна из основных характеристик каждой церкви, способной к воспроизводству. Питер Вагнер полагает, что зрелая церковь
успешно приобретает учеников в неверующем окружении. Церковь растет за счет новообращенных из мира, из семей верующих, а также христиан из других местностей. Но рост церкви не ограничивается увеличением числа членов, она посылает людей для организации новых церквей в окружающих районах. На основании такого опыта возникает желание основывать церкви и в других регионах, культурах, далеких или близких... - это один из самых важных признаков зрелости церкви.
Святой Дух, возможно, призовет некоторых членов церкви служить Ему где-нибудь в другом месте. Для церкви будет естественным поддержать таких людей в их подготовке и служении в своей стране или за рубежом. Мировые миссии берут свое начало от благовестия поместной церкви, что ярко видно в Д. Ал. 1,8 - свидетельство, которое началось в Иерусалиме, шествует сегодня "до края земли".
Этот материал еще не обсуждался.