17.11.2015
Скачать в других форматах:

Сэмьюэл Д. Фэрклот

Созидание церквей, готовых к воспроизводству

4. Начальный период

 

Благовестие в избранной местности

 

Задача 7 (цель - пункт 8): Осуществляйте исходную стратегию благовестия в избранной местности.

 

Рис. 16 Первые новообращенные

Если вы уже предприняли указанные первоочередные действия. Святой Дух со Своей стороны вселит веру и энтузиазм в сердца членов церкви и группы по созиданию новой церкви. И не важно, какую исходную стратегию благовестия вы изберете, - поместная церковь полностью включится в нее, уповая на Божью помощь и ожидая благословения в своем труде.

Тщательная подготовка, молитвы веры, непременное посвящение и жертвенное служение, которое направлено на достижение поставленных задач во славу Господа, и в котором участвует вся церковь, - вот залог успеха.

Тем не менее, нужно четко определить, сколько членов поместной церкви смогут принять активное участие на начальной стадии. Нельзя забывать, что во многих странах рабочий день довольно продолжителен. Мало кто из городских жителей может освободиться к девяти часам вечера, не говоря уже о тех, кто живет за городом. В связи с экономическими условиями многим приходиться совмещать несколько работ, чтобы заработать на жизнь. Для того, чтобы избежать непредвиденных ситуаций и частично разрешить эту проблему, можно составить график участия в благовестии.

Если члены церкви живут далеко от той местности, где предстоит работать, то, составляя план действий, вам придется исключить тех, кто не имеет личного транспорта.

Вся евангелизационная работа ляжет на плечи группы, ответственной за созидание новой церкви, если не привлечь как можно больше людей из поместной церкви. Если в церкви есть люди, желающие заниматься благовестием, будет хорошо, если пресвитер или служитель церкви станет активно вовлекать их в разработанную программу, где их духовные дары послужат с максимальной пользой. Мы должны не жаловаться на то, что люди мало служат Господу, но продумывать пути и средства привлечения их к служению.

 

Основная цель - действенная проповедь Евангелия

 

Главная задача на этом этапе очевидна каждому, вовлеченному в дело благовестия, - это действенная проповедь Евангелия в избранной местности. Какие же действия необходимы с нашей стороны (конечно, при участии Святого Духа), чтобы неверующие приняли Благую весть, покаялись в своих грехах, веровали во Христа и влились в новую семью единоверцев? Чарльз Брок, успешно работающий на Филиппинах, в своей книге "Принципы и практика созидания туземных церквей" говорит следующее: "Организаторы новых церквей должны проповедовать Благую весть в контексте местного уклада жизни, обычаев, мышления". Ведь евангелист приходит к людям, мировоззрение которых в корне отличается от его мировоззрения".

Библейские доктрины должны быть изложены языком, понятным местному населению. Таблица на рис. 17 будет полезным подспорьем для достижения этой цели в любой среде, будь то буддисты, индуисты, мусульмане или анимисты (язычники).

Запишите в правой стороне таблицы вопросы, которые вы хотели бы задать тем, кому собираетесь благовествовать. Ответы на них можно получить прямо у прохожих, или обратившись за помощью в миссионерские организации, занимающиеся подобными исследованиями. Опросы необходимы для того, чтобы узнать, что думают люди или во что они верят. Производить опросы может группа по созиданию церкви. Такие краткие интервью принесут пользу в последующей работе.

 

Рис. 17

Взгляды людей, которым будет проповедано Евангелие (Португалия)

Религиозная ориентация: номинальные христиане (католики) Процентное отношение: 94%

Основные верования:

Библейские доктрины:

Преобладающие среди португальцев верования:

1. Бог: Создатель, Творец вселенной; Личность, обладающая волей, чистотой и святостью; открыл Себя человеку, требует поклонения, осуждает идолопоклонство.

Бог: Бога нет; или сверхъестественная сила над всем; или Бог-Творец, Личность, Которая слышит молитвы и, возможно, принимает участие в жизни человека.

2 Человек: Сотворен Богом по Его подобию; падшее создание; объект Божьей прощающей любви.

Человек: Высшая ступень животного мира. Некоторые люди поступают хорошо, некоторые плохо. Человек может построить лучший мир и лучшую жизнь, если захочет.

3. Иисус Христос Предвечный; полностью Бог и полностью человек; Агнец Божий; искупительная жертва.

Иисус Христос: Хороший человек, убитый плохими людьми; или Иисус был Богом, но Его убили; Он был мучеником.

4. Грех: Восстание против Божьей воли; моральная вина, влекущая осуждение, результат которого - разделение с Богом.

Грех: Обычное понимание - плохие мысли или поступки против общества и Бога. Только ревностные католики понимают грех как противление Божьей воле.

 

David J. Hesselgrave, Planting Churches Cross-Culturally (Grand Rapids: Baker Book House, 1980), 266.

 

"Если ваше сообщение не понятно слушателю и не действует так, как было задумано, - настоящего общения не получится. Общение - это двусторонний процесс" - говорит Джеймс Ф. Энгсль. Работая на юге Европы, мы убедились, что такие элементарные библейские понятия, как "возрождение", "покаяние", "спасение", "молитва", "святой" требуют разъяснений, несмотря на то, что после Второго Ватиканского собора католики очень расположены к тому, чтобы изучать Библию вместе с нами, и многие горят желанием заниматься этим. В какой бы среде вы ни работали, обращаясь к людям любой религиозной  ориентации,  очень  важно  помнить  о  необходимости взаимопонимания. Так, объясняя Писание католикам, очень важно знать характеристику, данную им в Лозанне:

Многие католики имеют поверхностное понимание основных христианских доктрин. Разумом они признают истины о личности Христа, Его деятельности и Его природе. Они верят в существование греха, но не имеют четкого представления о его практическом действии. Они согласны с тем, что являются грешниками, но вина их только в "маленьких грехах". У них нет ясного понятия о небесах и аде, они считают, что человек спасается добрыми делами. Многие уверены, что святость, как учит доктрина католической церкви, достижима только "святыми". Они признают существование Бога. Он - Создатель вселенной, но очень далек от человека и дела людей Его не интересуют. Католики боятся наказания Божия и часто ищут пути примирения с Ним, близкие к суеверию. Они не видят нужды в личных отношениях с Богом.

Основой для глубокого взаимопонимания должно стать практическое проявление заботы и любви, чуткое внимание к нуждам людей, сердца которых мы хотим обращать ко Христу. Исключительно важен личный пример, о котором говорит Павел в послании к Филиппийцам (3,17; 4,9).

 

Многообразие способов общения

 

Многие созидатели церквей, с которыми мне приходилось беседовать, согласны, что нужно применять как можно больше методов общения, хотя для каждой   страны   можно   выбрать   наиболее   оптимальные.   Самые распространенные сегодня - это беседы или изучение Библии на дому у верующих. Д. Гесселгрейв говорит, что благовестие "от дома к дому" или изучение Библии малыми группами позволяет наладить настоящий диалог, в котором люди могут высказать свое мнение и задавать вопросы, а миссионер-благовестник - соотнести Евангелие с реальными проблемами присут­ствующих. Ч. Брок добавляет к сказанному:

Всемирная известность Библии располагает людей к ее изучению... Мудрый организатор церкви в первую очередь открыто и ясно объяснит слушателям свою цель, характер и содержание учебы: даже неверующие люди приветствуют открытость и прямоту... Наилучшим вариантом начала изучения Благой вести является Евангелие от Иоанна. f)

 

Святой Дух и обличение

 

Согласно Евангелию от Иоанна 16,8, одно из назначений Святого Духа - обличать мир о грехе, правде и суде. Только Он может обличить человека во грехе неверия в Спасителя. Только Он может объяснить человеку, что праведности Иисуса достаточно, чтобы Бог принял его к Себе. Только Он может открыть человеку, что сатана осужден и люди могут быть освобождены от его владычества. Делясь Благой вестью с другими, мы часто касаемся этих тем, а значит, объединяемся со Святым Духом в Его великом служении. И только благодаря силе Святого Духа мы можем убедить людей принять Христово спасение.

 

Задача 8 (цель - пункт 8): Во время благовестия обратите особое внимание на процесс духовного возрождения.

 

Это одно из заданий, необходимых для достижения пункта 8 в плане нашей стратегии - появление первых новообращенных. Один из наиболее эффективных путей в установлении связи между основными составными частями Великого Поручения (Мтф. 28,18-20) - так называемая "Шкала Энгеля", показанная на рис. 18.

Это достойная внимания попытка "расположить евангелизационное общение (провозглашение, убеждение и наставление) в перспективе процесса духовного обращения, которое начинается после того, как человек стал верить в Иисуса Христа, и продолжается во время укрепления его в вере... "Шкала Энгеля" отображает как роль Господа в этом процессе, так и роль человека-посредника".

Эта схема была предложена Вигго Согардом, студентом Уистонской школы, отредактирована Энгелем и опубликована в "Church Growth Bulletin" и др. изданиях. Она была внедрена Рихардом Зенцигом в Уистоне, а также Питером Вагнером и Чарльзом Крафтом в Фуллеровской школе всемирной миссии.

Каждому верующему, желающему достичь успеха на начальном этапе благовестия, полезно изучить эту шкалу и знать, какова роль Бога, задача благовестника и возможная ответная реакция слушателя. Пристальное изучение процесса духовного обращения (рис. 18) поможет евангелисту избежать необдуманных поверхностных заключений, способных повердить всему процессу.

Распространена ошибка считать человека обращенным, если он согласился помолиться вместе с проповедником или душепопечителем. Это происходит как при личной, так и при массовой работе, но расписавшись в карточке обращенного, человек еще не становится христианином. Помолиться с кем-либо - отнюдь не значит, что евангелист выполнил свою работу до конца. Раскрывая человеку содержание брошюры "Четыре духовных закона", следует всегда держать в уме шкалу Энгеля.

 

Рис. 18 Процесс духовного обращения

James F. Engel and H. Wilbert Norton, What's Gone Wrong with the Harvest? (Grand Rapids: Zondervan, 1975), 45.

 

Что произойдет, если человек искренне уверует в существование Бога и Евангелие? Бог Духом Своим Святым обличит его, приведет к покаянию и вере в Иисуса Христа. Большей частью для этого требуется время, и не всегда достаточно двадцатиминутного разговора, во время которого вы читаете выдержки из брошюры или буклета. Роль благовестника состоит в том, чтобы чутко прислушиваться к голосу Святого Духа и достаточно ясно излагать Священное Писание. Убедитесь, что те, кто занимается благовестием, понимают это. Не будет большой ошибкой постоянно напоминать работникам, что следует остерегаться скороспелых "покаяний".

 

Задача 9 (цель - пункт 8): Убедитесь, что каждый новообра­щенный получает правильное наставление в течение процесса обращения.

 

Трудно отделить евангелизм от ученичества. Задачи 7, 8 и 9 нашего плана стратегии (ОПОМР) на практике тесно переплетаются. Огромный выбор прекрасных христианских книг поможет духовному наставнику в работе с новообращенными. Первые часы жизни как для "родившегося от плоти", так и для  "родившегося  от  Духа"  имеют  особенно  важное  значение.*

 

*Наставник должен помнить, что, как правило, первые 48-72 часа после обращения имеют решающее значение для новообращенного. 10

 

Новообращенный должен быть твердо уверен, на основании Слова Божья, что получил новую жизнь во Христе (1 Иоан. 5,11-12).

Сразу после благовестия, где бы и как оно ни проходило, наставник должен посетить новообращенного на дому или встретиться с ним в другом удобном месте, не позже, чем через день или несколько дней. Это во-первых. Во-вторых, наставник должен молиться с новообращенным. В-третьих, нужно как можно дольше продолжать библейское наставничество и помощь. В-четвертых, наставник должен проводить первые уроки по личному изучению Библии. В-пятых, группа по созиданию церкви должна знать об этом человеке и ходатайствовать о нем в своих молитвах. В-шестых, через определенное время надо помочь новообращенному присоединиться к группе верующих;

лучше, если наставник лично введет его в эту группу.

Одна из задач наставника - убедиться, что новообращенный отказался от греховной жизни, прежних верований и уповает на Господа. Три места в Новом Завете особенно важны в описании обращения: Д. Ал. 3,19; 26,18 и 1 Фее. 1,9.1°

Христианское общение и группы ученичества

 

Задача 10 (цель - пункт 10): Объедините первых новообращенных для совместного назидания.

 

Возможно, одним из самых волнующих моментов процесса созидания церкви (особенно в странах, где христане малочисленны) является знакомство новообращенных друг с другом, их первые собрания. Каждый уверовавший должен чувствовать себя членом единой Божьей семьи и постоянно принимать участие в ее делах (рис. 19). Сознание, что они живут в семье, где все заботятся друг о друге и разделяют нужды день ото дня - замечательнейший момент в жизни новообращенных. Ничего подобного они не испытывали в миру.

Рис. 19 Объединение новообращенных

Новый Завет ничего не говорит о христианах, живущих обособленно друг от друга. Постоянное общение с другими верующими - то, чего мы, как созидатели новых церквей, ожидаем от новообращенных. И хотя это является одной из основных наших целей, следует чутко относиться к положению каждого человека, оставляя за ним право выбора. У кого-то могут быть слишком крепкие привязанности к какой-то группе или общественные обязанности, возможно, сами по себе и полезные. Человек должен из личных убеждений принять решение объединиться с группой, ни в коем случае нельзя принуждать к этому.

Общественные обязанности и групповые связи зачастую отнимают у новообращенного все свободное время. Рано или поздно перед ним может встать необходимость порвать эти узы с тем, чтобы полнее принадлежать к сообществу верующих. И пока новообращенный не присоединился к этому сообществу, не следует настаивать, чтобы он оставил свое прежнее окружение, ведь это чудесная возможность свидетельствовать о Христе людям, среди которых он вращается, в том числе семье и друзьям. Я полагаю, что более тесное объединение с верующими - это естественный шаг в процессе обращения. И зачастую он нелегок.

Но это вовсе не отрицает необходимость общения новообращенных. Деяния Апостолов 2,42-47 могут послужить этому примером. Объединив новых христиан в единую семью, мы решаем сразу несколько фундаментальных задач. Во-первых, они поддерживают друг друга. Во-вторых, не чувствуют себя одинокими в своей вере. В-третьих, они назидают друг друга, совместно молясь, изучая Библию и общаясь. В-четвертых, группу легче обучать, на это уходит меньше времени, что важно для созидания церкви. И в-пятых, группа постепенно становится тем ядром, из которого вырастет новая церковь, а в этом-то и заключается наша главная цель.

Работая в Южной Европе, мы обнаружили, что новообращенные предпочитают собираться на квартире у кого-либо из верующих. Трудности могут возникнуть, если один из супругов не обращен. В большинстве стран средний дом в состоянии свободно разместить не более чем восемь-десять человек (достаточное количество для малой группы). Но и это не помеха. По мере увеличения числа желающих, можно использовать несколько домов. Некоторые созидатели церквей отстаивают идею создания церкви в каждом доме. Такая идея оправдала себя на Филиппинах. В книге "Домашняя церковь" Дел Бирки рассказывает об апостольских собраниях и домашних церквах первых христиан. Я не буду оспаривать достоинства такого метода, но предпочитаю, чтобы верующие собирались в нескольких определенных домах.

Спустя некоторое время, все верующие, проживающие на территории, где работают созидатели церкви, будут собираться регулярно для совместных богослужений. Бирки и Брок ратуют за малые группы, где успешное применение исходной стратегии открывает путь к главной цели воспроизводству. Тем не менее, и в больших собраниях есть свои преимущества, которые не следует упускать из виду. Нужно только помнить, что для больших собраний необходимо соответствующее помещение, и плата за него может стать существенным барьером: у новой общины может не оказаться необходимой суммы. Зарубежная помощь не в состоянии решить все проблемы, которые возникают у организаторов церквей по всему миру. Нужно находить оптимальное решение.

Как показывает опыт, местное население в различных странах обычно отождествляет евангельских верующих и то место, где проходят богослужения. Поэтому многие христиане считают, что помещение влияет на эффективность благовестия. Нужно мудро сбалансировать добрые намерения и реальные возможности верующих. Само помещение не является церковью и, кроме того, нашей целью не является престиж или девиз: "Жить не хуже, чем другие".

 

Ученичество и подготовка к крещению

 

Задача 12 (цель - пункт 9): Составьте план обучения новообращенных.

 

На рис. 20 и в соответствующем разделе общей схемы ОПОМР мы хотим обратить внимание на дополнительную цепь задач (12, 13 и 14) и целей (пункт 9 и 11). Эта последовательность параллельна заданиям 10 и 11. На рис. 20 отражено первое звено этой цепи - обучение новообращенных. Верджил Гербер заметил, что "евангелизм делает человека учеником". Иисус завещал: "Итак, идите, научите все народы..." (Мтф. 28,19). Благовестие является средством достижения этой цели.

 

Рис. 20 Обучение новообращенных

 

Гербер отмечает, что ученик - не только последователь, но и слуга своего учителя, которому он обещал повиноваться и выполнять его поручения (см. рис. 21). Таким образом план по обучению новообращенных включает в себя акт посвящения, принятия на себя обязательства, и процесс. Это и первоначальное действие, и продол-жительный опыт, в ходе которого изменяется мировоззрение ученика. Последователь Иисуса должен выполнять свои обязательства по крайней мере в шести областях. Высшее обязательство -перед Христом (Лук. 14:26,27,33), еще одно перед Церковью (Д.Ап. 2,41), необходимость повиновения Слову Божьему (Иоан. 8,31), обязательства перед другими верующими (Иоан. 13,35; Д.Ап. 2,44-45), обязательство приводить людей ко Христу (Иоан. 15,5), обязанность прославлять Господа и нести служение в церкви (Д.Ап. 20,7). Учить последователей - это также обязанность каждого члена церкви, хотя каждый христианин и сам является учеником.

Рис. 21 Утверждение в вере

Vergil Gerber, Discipling Through Theological Education by Extension (Chicago: Moody, 1980), 39.

 

Организатор церкви, который уже реализовал 44-й пункт плана ОПОМР, (новая поместная церковь достигла зрелости и готова к воспроизводству), поставив последнюю точку в достижении цели, должен согласиться, что "ученичество в контексте благовестия порождает инициативных христиан, готовых приобретать для Христа новые души, которые, в свою очередь, составят инициативную церковь, готовую к созиданию новых церквей". В мои задачи не входит подробное рассмотрение всех аспектов ученичества. Существует множество полезной литературы, доступной сегодня организаторам церквей во всем мире.

Задача 13 (цель - пункт II): Тщательно обучайте новообращенных основным доктринам  Библии.

 

Рис. 22 Первое крещение

Джордж Петерсон дал следующее определение церкви: "Собрание верующих, давших обещание повиноваться Господу Иисусу Христу". Не может быть повиновения Господу без выполнения основных заповедей Христа. Процесс ученичества, показанный на рис. 23, независимо от особенностей местной культуры приводит новообращенных к повиновению Христу в вопросах:

- веры и покаяния,

- крещения,

- любви,

- Вечери Господней,

- молитвы,

- пожертвовании,

- свидетельства.

Миссионерам следует провести библейские занятия по каждой из

перечисленных выше тем, объяснив новообращенным, что это - часть подготовки к открытому исповеданию веры через водное крещение.

 

Рис. 23 Шкала ученичества

Vergil Gerber, Discipline Through Theological Education by Extension, 44.

 

В период подготовки к крещению важную роль играют и другие факторы, в зависимости от культуры. По мере того, как новообращенные постигают Писание и библейские доктрины, у них возникает множество вопросов, ответы на которые должны дать созидатели церкви, уделив этому время. Мы видим, что в Новом Завете водное крещение преподавалось сразу же или вскоре после обращения. Конечно, лучше было бы крестить истинно обращенных без отлагательства, но иногда требуется некоторое время, чтобы убедиться в возрождении человека. Кроме того, к бдительности нас призывают такие факторы как, например, представления о спасающей силе крещения в традиционных церквах (католической и православной). В церквах же с конгрегациональной формой правления принявший крещение взрослый человек имеет право голоса, поэтому служители должны бодрствовать, чтобы церкви не наполнились невозрожденными людьми.

 

Задача 14 (цель - пункт 12): Стимулируйте объединение новообращенных в данной местности.

 

В то время, как в новой церкви идут организационные процессы, нужно сконцентрировать все усилия на воспитании самосознания и сплоченности общины. Следует признать, что некоторые евангельские группы и конфессии не придают особого значения организационному процессу. Некоторые вовсе не ведут учета количества членов. Вообще, разные конфессии имеют самый широкий спектр взглядов по этому вопросу.

 

Рис. 24 Объединение всех новообращенных

 

Каждого нового человека нужно принимать с воодушевлением. Уже на этой ранней стадии должны проявляться любовь, всеобщая поддержка и забота, как это было в первой Иерусалимской церкви (Д. Ал. 2-5 гл.). Планирование совместного времяпровождения создает хорошие условия для укрепления общности и взаимной поддержки.

 

Учреждение новой церкви

 

Задача 11 (цель - пункт 12): Обучайте новообращенных тому, что необходимо для членства в поместной церкви и организа­ционного устройства поместной церкви.

 

Рис. 25 Организована новая церковь

У каждой евангельской конфессии или группы имеются свои требования к кандидатам в члены поместной церкви. Знания, которыми они должны обладать, могут существенно разниться, но основные понятия, без которых невозможно стать членом церкви, в общем-то одинаковы, а именно: истинное обращение ко Христу, водное крещение, четкое понимание роли церкви, выполнение обязанностей члена церкви, добровольное выполнение установ­ленных норм поведения. Например, один из евангельских союзов в Португалии ставит необходимым условием для группы людей, которые желают учредить поместную церковь, выполнение следующих требований:

1) иметь последовательное изложение основных доктрин;

2) пригласить представителей других церквей союза (или данного вероисповедания) для соответствующего испытания и благословения будущих членов общины;

3) избрать пастора.

Во  время  организационного  периода чаще  всего  принимается первоначальный церковный устав, предложенный группой по созиданию новой церкви. Есть еще ряд факторов, необходимых для организации поместной церкви:

1) определенное количество верующих, принявших водное крещение;

2) определенный уровень финансовых возможностей;

3) постоянное место богослужений;

4) ответственные служители.

Многие организаторы церквей, которые проводили библейские уроки по домам для небольших групп, в том числе и Брок, работавший на Филиппинах, утверждают, что с самой ранней стадии необходимо планирование. "От небольших групп по изучению Библии до образования церкви... планировать все действия... с самого начала". Опираясь на свой опыт, Брок утверждает, что зарождение новой церкви происходит в течение десяти-пятнадцати недель с момента начала изучения Библии по домам.

 

Первоначальное руководство

 

Необходимость воспитать своих руководителей - насущная проблема, которая возникает среди новообращенных с момента оформления их как сообщества. Обязанности должны быть распределены группой по образованию новой церкви с согласия новообращенных. "Необходим высокий уровень самоуправления, самообеспечения и самовоспроизводства с самого момента зарождения". Это не произойдет само собой. Мы должны предвидеть последствия действий или решений, принимаемых по отношению к ядру новой церкви. Брок в своей книге подробно делится опытом работы.

 

Группа по созиданию новой церкви:

 

Что дальше?

Что произойдет с группой по созиданию новой церкви, когда формальная организация церкви примет ясные очертания? Во-первых, те, кто решил стать членом новой церкви, должны присоединиться к новообращенным, принявшим водное крещение, помогая им, наставляя и поддерживая. Во-вторых, группа должна приостановить свою деятельность, постепенно передав бразды  правления   и   ответственности   новообращенным.   В-третьих, финансовыми пожертвованиями должны распоряжаться члены новой церкви, а не группа. В-четвертых, группа может предложить устав и принципы устройства новой церкви. В-пятых, те члены группы, которые решили не становиться членами новой церкви, должны вернуться в свои церкви.

Организация новой поместной церкви в нашем плане ОПОМР (п. 12) означает, что мы выполнили первую важную задачу (см. рис. 6). Начальный период завершен, и следующий этап в нашем плане связан с ростом и организационным становлением новой церкви.

 


 

 

Часть 3

Период роста и организационного  становления церкви

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.