Рональд Уоллес
Книга Пророка Даниила
7:1–28 7. Звери и Сын человеческий
Новый взгляд на мировую власть
Теперь мы подошли ко второй части Книги Пророка Даниила. Она состоит из серии видений, очень сложных по своей природе и по своему смыслу. Ученые дебатируют, изощренные умы наслаждаются фантазиями, а рядовые читатели стремятся прочитать ее побыстрее. Однако весь этот текст является составной частью Слова Божьего и подготавливает нас к спасению (см.: 2 Тим. 3:15).
При толковании первого видения нужно вспомнить, когда оно было дано. Мы уже отмечали, что первый год правления Валтасара имел особое значение для Даниила. Это было время, когда после смерти Навуходоносора Даниил увидел начало глубоких изменений в стиле жизни, взглядах и морали правящего класса. Он был оттеснен со своего поста, власть была отнята также у большинства сановников, окружавших Навуходоносора в период расцвета Вавилона. Нет сомнений, что происшедшие изменения заставили Даниила задуматься о смысле собственных усилий, если другие определяют происходящее в этом мире и контролируют ход истории. Это был тот же род обеспокоенности, который свойственен, скажем, современным ученым-ядерщикам, неожиданно осознающим, что может случиться, и уже случилось, в результате их исследований.
Ранее Даниил служил в администрации царя, проводившего просвещенную политику, имевшего совесть, откликавшегося на жалобы и способного осознавать собственные ошибки, — царя, который в последние годы своей жизни не забывал о провозглашенном ему неизбежном триумфе Царства Божьего, которое разрушит все, что стоит на его пути.
Власть изменилась, и Даниил понял, что сотрудничество с новым правителем неизбежно привело бы к конфликту с его моралью и религиозными убеждениями. Даниил увидел неприглядную сторону политики — «уотергейтскую сторону». Он был обеспокоен тем, что политическая жизнь страны слишком легко подчиняется власти тьмы, всегда готовой проявить себя в истории. Он начал видеть историю и политику, да и сам Вавилон, в новом и весьма трагическом свете.
Его интерпретация первого сна Навуходоносора показала, что он уже тогда глубоко осознавал пустое тщеславие царя во всех его усилиях по строительству империи. Но теперь, при своем новом и более мрачном видении истории, Даниил воспринял преемственность мировых империй уже не в виде четырех ухудшающихся по качеству частей истукана на глиняных ногах, но он увидел эту преемственность как четырех нечистых и свирепых зверей, один ужаснее другого, исходящих из мрачной бездны с неугасимым желанием распространять зло и хаос, каждый обманывающий другого, только чтобы драться и пожирать противников. По мере разворачивания перед его глазами этой драмы, ужас Даниила возрастал, ведь каждый последующий зверь был еще свирепее и отвратительнее, чем его предшественник. Если первый зверь еще имел некоторое благородство в своем облике: стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему (7:4), то четвертый был совершенно страшным и ужасным зверем, не похожим ни на какого другого дикого животного, известного на земле: у него — большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами (7:7). У него было десять рогов, между которых вышел еще небольшой рог... в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (7:8). Таким образом, его жестокость соединялась с непомерной гордыней. Если бы Даниил описывал его сегодня, глаза у зверя вспыхивали бы лазерными лучами, сжигающими все живое, а ноздри исторгали бы облака радионуклидов.
Вопросы для сегодняшнего дня
Каждый век должен выдвигать свои собственные серьезные вопросы в отношении достоинств целей и достижений текущей политической жизни. Мы отметили в гл. 2, что политические системы неизбежно содержат в себе семена собственной деградации. Несут ли в себе политические системы демонические черты, как это имело место в видениях пророка Даниила? Мы помним, что в Новом Завете, в гл. 13 Откровения Иоанна Богослова, представлена апокалиптическая картина появления на земле страшного зверя, который символизирует антихристианское правительство, основанное на сатанинской ненависти ко всякому добру и христианам и стремящееся преследовать и уничтожать людей Божьих. Означает ли это, что антихристианские политические системы неизбежно должны возникнуть на земле по мере развития истории и в результате естественных внутренних процессов в обществе? Как относиться к политическим системам, если им присущи такие сатанинские тенденции развития?
Ответы на эти вопросы будут варьироваться. Некоторые люди видят в деятельности правительств больше доброго, чем злого. Другие же считают, что образ зверя из гл. 7 Книги Пророка Даниила и гл. 13 Откровения Иоанна Богослова всегда проглядывает на заднем плане институтов власти, которым органически присуща греховность и пустое тщеславие.
Гордость человека и земная слава,
Меч и корона предают его надежды;
То, что с заботой и тяжелым трудом он строит:
Башни и храмы рассыпаются в прах.
Однако сам Даниил, даже после своего устрашающего видения, продолжал верно служить власти. Это означает, что он все еще верил, что политики могут оставаться нейтральными и не прибегать к демоническим силам, которые он видел в своем сне. В Новом Завете мы находим два различных образа гражданского правительства. В гл. 13 Книги Откровение Иоанна Богослова оно показано в виде жадного и свирепого зверя из бездны. В гл. 13 Послания к Римлянам, однако, власти представлены как необходимый инструмент в руках Божьих для развития общества и благочестия и для сдерживания зла. Поэтому мы не должны закрыть Книгу Пророка Даниила с мыслью, что политика — вещь всегда дьявольская, что ООН служит антихристу, а Европейский общий рынок предназначен для выращивания десяти рогов. «Вы — соль земли. <...> Вы — свет мира» (Мф. 5:13,14). Соль предотвращает гниение. Свет отгоняет тьму, в которой нуждаются дьявольские силы, чтобы соединиться для нанесения вреда. Господь говорит Своим ученикам, что коррупция и тьма не станут доминировать в обществе (даже в политике и администрации), если Его последователи там, чтобы свидетельствовать об истине и управлять. Само присутствие Даниила в администрации, как мы видели из гл. 6, было гарантией того, что некоторые элементы справедливости, гуманности и истины уцелели даже в среде высшей власти (ср.:3 Цар. 18:3,4; Флп. 4:22).
Мучительная проблема
Глава, содержащая поразительное видение четырех зверей и триумфа Сына человеческого, четко делится на две части. В первой части представлено видение без его объяснения (ст. 1–14), во второй — дана его интерпретация одним из предстоящих (ст. 15–27). Но Даниил осознал суть видения еще раньше, чем он обратился за помощью в истолковании его деталей. Нам нужно разобраться, как то видение дало ему окончательный ответ на мучительный для многих людей вопрос. Это вопрос о происхождении и конечной цели этих странных и зловещих сил, которые, как он видел, угрожают добру. Откуда зло приходит и куда идет?
При этом выясняется, что Даниил, хотя все его существо и было сосредоточено на Священном Писании, находился также под сильным влиянием чуждых мифов, распространенных в те времена в Вавилоне и на всем Ближнем Востоке. Тогда люди верили, что перед тем, как этот мир был сотворен, Создатель должен был установить Свой контроль над диким первобытным морем, где дули свирепые ветры и плавали яростные драконы и монстры. Некоторые из них названы нам Библией: левиафан и Раав (см.: Ис. 27:1; 51:9). Вавилоняне полагали, что чудовища имели власть разрушать все доброе, и потому сотворение мира могло произойти только после того, как они были побеждены. В противном случае хаос и беззаконие распространились бы этими выходящими из бездны чудовищами, опустошающими все вокруг. И у вавилонян был миф о повторяющемся конфликте, в котором чудовища из страшных бездн окружались и им наносились раны. В Вавилоне существовал праздник, посвященный периодическим сражениям между богами и этими силами зла, и ритуал, исполняемый на этом празднике, как люди верили, помогает богам в их продолжающейся борьбе.
Такое понимание реальности часто называют дуалистическим взглядом на добро и зло, в то время как библейский взгляд называется монистическим, и в соответствии с ним — в начале всего был один Бог, Который есть совершенство, праведность и любовь. Согласно с дуалистическим воззрением, против Бога действует равная ему злая сила, или бог зла, так что мироздание существует в постоянной борьбе этих двух равных сил — добра и зла.
Это глубоко пессимистический взгляд на мир. Разделять его — значит считать, что все чистое и доброе всегда находится под угрозой, что для истории неизбежен хаос войн, в которых ни одна сторона не может надеяться на конечную победу. В соответствии с этими представлениями, зло никогда не закончится, поскольку у него никогда и не было начала. Даниил мог не иметь того иммунитета от влияния подобных мифов Древнего мира, какой есть у нас. Он едва ли полностью избежал, по крайней мере временного, принятия стиля мышления вавилонян, и это могло стать причиной его сильной депрессии (10:2,3). Многие из нас сегодня слишком охотно разделяют мировоззрения, совершенно чуждые нашей христианской традиции, и испытывают те же горькие последствия. Его видение, однако, вернуло Даниила к здравомыслию и истине.
В направлении окончательного ответа
Прежде всего, видение Даниила подтверждает суверенное владычество Бога Израиля над творением, всей историей и вечностью. Четыре ветра, которые боролись на великом море, приходили с небес. Область действия и период времени для каждого зверя на земле был ограничен (7:12,25). Каждого держали на коротком поводке. Видение Даниила возвращает нас к истории творения, описанного в Книге Бытие: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Если бы Даниил жил позже, он бы сказал: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). В этом акте творения нет зла, нет первобытного моря хаоса — только Бог!
Даниил вспоминает Книгу Бытие, ее правдивый рассказ о реальности. Он мысленно возвращается к Книге Исход, когда Бог без затруднений спас Свой народ при переходе через Чермное море при обстоятельствах, ассоциирующихся с ближневосточными мифами (ср.: Исх. 14:13,16,21-31). Даниил обращается к великим пророкам своего народа, утверждавшим, что «воды» всегда боятся Бога Израиля (ср.: Пс. 76:17; 92:3,4; 103:6-9), что Бог поступал решительно и бесповоротно даже с Раавом (см.: Ис. 51:9,10) и может позабавиться ловлей левиафана на удочку (см.: Иов. 40:20).
Не только суверенный контроль Бога над злом просматривается в видении Даниила, но также мудрость и справедливость Его цели, направленной к конечному добру. Господь не только правит, но правит мудро. Даже в разгар конфликтов Он точно и безошибочно контролирует ситуацию. Бог направляет стопы тех, кто верит в Него, и в конце времен осуществит справедливый суд. Когда фокус видения Даниила переместился от хаоса моря к тому, что было выше, он увидел, что поставлены были престолы (7:9) в небесном Царстве. Престолы вначале стояли пустыми, как красноречивые знаки надежды, до тех пор, пока Господь Судия с Его помощниками не пришел окончательно и не занял их. Ветхий днями — образ мудрого судьи, понимающего и опытного: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (7:10). Каждый Его вердикт будет услышан всеми и непременно исполнен. И судьи сели, и раскрылись книги. Те книги могут указывать на то, что будущее определяется не случайно, но в соответствии с мудростью Бога, Который разработал Свои планы и цели. Те книги могут, с другой стороны, содержать запись прошлых дел всех, кто ожидает вердикта, — запись, сделанную столь ясно, что нет нужды ни в свидетелях, ни в мольбах (ср.: Отк. 20:12).
Когда осуществлен был суд и изданы указы, вся сцена в сфере земного конфликта начала меняться. Огонь был послан от престола, чтобы истребить страшного зверя, чья агония и гнев побудили его к предсмертной жестокости и насилию. И хотя еще осталось опустошение, учиненное зверями, у них отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок (7:12).
Царство Сына человеческого
Даниил, знавший Священное Писание, уже имел представление об ответе на вопрос о зле. Но в последней фазе видения появилось нечто совершенно новое для всей иудейской традиции, с которой он был знаком:
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (7:13,14).
Существуют различные мнения по поводу того, кого этот образ Сына человеческого, сходящего с облаков небесных, действительно символизирует. Может быть, это Бог в образе человека? Или это собирательный образ, представляющий народ Божий и подтверждающий тот факт, что в конечном счете Бог собирается даровать владычество и славу Своим угнетенным людям? (Ст. 27 используется для подтверждения этой точки зрения.) Может ли это быть видением Мессии? Некоторые ученые говорят «да», а другие «нет». Одно из главных смысловых значений этого отрывка, однако, очевидно. В конце — триумф не за звериным царством, а за Тем, Кто представлен в фигуре Сына человеческого. Грядущее царство будет принадлежать не тем, кто стремится к угнетению и насилию, чей инструмент влияния — слепая и жестокая сила, чья политика ведет к искажению всего, что действительно человечно и хорошо. Образ Сына человеческого может оказаться стертым из памяти человечества на сезон, на одно-два поколения или, возможно, даже на три, но и только. И Сын человеческий непременно грядет на облаке с небес!
Это и есть конечный ответ, ответ Нового Завета. Он сформулирован в гл. 2 Послания к Евреям. Это послание было написано для людей, у которых возрастала слабость душ (см.: Евр. 12:3) и которые теряли терпение и впадали в депрессию. Они ожидали увидеть Царство Божье, пришедшее с властью уже в их дни, и Христа, правящего над миром! Апостол убежден, что однажды Бог положит все под ноги Сына человеческого, и ссылается на Псалом 8, чтобы доказать это, настаивая при этом на том, что Сын человеческий — это Сам Иисус! (см.: Евр. 2:6-9). Он также замечает, что в современном мире «еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр. 2:8). Это было очевидно для каждого, поскольку повсеместно злые правители добивались успеха, а добрые люди преследовались; «зверь» был еще необуздан. Но, добавлял автор, «видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус» (Евр. 2:9). Иисус воскрес! Иисус — Господь! — и это, по его мнению, было ясным знаком для каждого сомневающегося, что Господь уже правит, и в конце времен именно Он будет все контролировать.
Несомненно, Иисус называл Себя Сыном человеческим, потому что образ Сына человеческого из гл. 7 книги Даниила имеет отношение к тому, что Он Сам должен был совершить и Кем стать. Именно на этот отрывок ссылался Иисус, уча о Своем втором пришествии и окончательном торжестве (см.: Мф. 24:30).
Сын человеческий и слуги Всевышнего
Здесь наше внимание привлечено к важному аспекту библейской мысли — связи Христа с Его людьми. Каждый из нас, кто живет на земле как последователь Христа, принадлежит Ему и соединен с Ним. Мы можем рассматриваться как люди, включенные в Него и представленные в Нем. Поэтому, если в ст. 13, 14 изображена одинокая фигура, которая приходит с облаками небесными, «как бы Сын человеческий», Которому дано Царство, то в ст. 18 и 27, однако, то же Царство дано народу святых Всевышнего, т. е. народу Божьему. Мы видим здесь ясные ассоциации с Книгой Пророка Исайи, где встречаем термин «раб», или «слуга», Бога. Иногда это слово указывает на весь иудейский народ (см.: Ис. 44:1; 45:4), но то же слово используется и для обозначения одной личности, в которой Церковь признает Христа (см.: Ис. 52:13 – 53:12).
В те давние времена было естественно говорить об обществе как о «коллективной личности». Но за этим скрывалось нечто большее. Иисус однажды сказал: «Я есмь Лоза, а вы ветви» (Ин. 15:5). Он не объявил Себя просто стволом, но всей лозой. Здесь есть тайна. Ветви как бы включены в полноту Его личности изначально.
Апостол Павел, говоря о Церкви и ее членах, сказал: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» (1 Кор. 12:12). Там, где мы ожидаем произнесения апостолом слова «Церковь», он говорит «Христос». Хотя для него Христос — всегда уникальная личность, Господь в то же время включает в Себя всех тех, кого пришел спасать и за кого умер на голгофском кресте. Павел стал приходить к этой мысли после встречи с Иисусом на дороге в Дамаск. Он отправился в Дамаск преследовать Божий народ, но услышал, как Иисус сказал ему: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Апостол выразил ту же мысль в Послании к Римлянам и в Первом послании к Коринфянам, где о первом Адаме говорится как о том, кто представляет все человечество в своем грехопадении, и где второй Адам, Сын человеческий, также рассматривается как личность, включающая в Себя всех святых Всевышнего (см.: Рим. 5:12; 1 Кор. 15:20).
Подобные размышления определенно трудны для рационального восприятия (как Троица и Боговоплощение), но ими мы можем возрадоваться и в них можем найти уверенность и призыв. Например, нам помогает жить христианской жизнью тот факт, что, когда Иисус умер на кресте, мы тоже умерли в Нем, заплатившем огромную цену за наше спасение; и когда Он воскрес, мы тоже воскресли в Нем к новизне жизни и свободе над всеми силами смерти и зла (см.: 2 Кор. 5:14; Кол. 2:20; 3:1–4; Рим. 6:3). Свобода от зла и греха дана нам, поскольку мы уже умерли в Нем. Новая жизнь и свобода даны нам, потому что мы соединены с Ним и включены в Него. Это тема многих важных новозаветных отрывков, которые мы упомянули. Последние слова этого видения Даниила помогли подпитывать и развивать традицию, в рамках которой Иисус учил всех о том, Кто Он, для чего пришел на землю и как Он собирался спасать и помогать Своим ученикам становиться такими, как Он.
Впечатляющие характеристики последнего зверя
Даниилу было сказано, что четыре зверя, которых он видел выходящими из пучины моря, — это четыре царя (7:17). Описание первого зверя, который стал на ноги, как человек, и которому сердце человеческое дано (7:4), скорее всего, указывает на Навуходоносора, поскольку этот первый зверь — самый благородный из всех. Трудно, однако, определить, какие именно земные царства символизируют другие звери. Даниил, похоже, не интересовался вторым и третьим царствами, а только последним. Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех (7:19).
Даниилу дан загадочный и достаточно неопределенный ответ. Ему сказано об этом звере как о четвертом царстве (7:23). Из этого царства восстанут десять царей, и они уступят дорогу одному царю, отличному от всех остальных, захватывающему власть через предательство, высокомерие, позор (7:24,25). Он станет угнетать святых Всевышнего и будет доминировать в мире на время; они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (7:25).
Кто этот царь и что за сила представлена этим зверем? Можно предположить, что четыре зверя олицетворяют те же царства, которые представлены в истукане на глиняных ногах. Если это так, тогда последовательность может быть следующей: 1) Вавилонская империя; 2) Мидо-Персидская империя; 3) Греческая империя; 4) Римская империя. Маленький рог тогда бы символизировал гонителя христианской Церкви в Римской империи. Это соответствовало бы интерпретации, данной апостолами Павлом и Иоанном (ср.: Отк. 13). Апостол Павел считал, что беззаконник, человек греха, которого он, похоже, идентифицирует с этим маленьким рогом, возникнет в пределах Римской империи и проделает разрушительную работу на земле перед тем, как будет уничтожен Иисусом во время второго пришествия (ср.: 2 Фес. 2:3–9). Книга Откровение Иоанна Богослова также, похоже, идентифицирует Римскую империю, которая уже преследовала христианскую Церковь, с последним зверем (см.: Отк. 17:8). Большинство исследователей именно так и интерпретируют, и многие, после Реформации, толковали образ зверя как иерархию римской церкви. Следует заметить, однако, что, если мы разделяем эту точку зрения, нам придется предположить, что маленький рог, описанный в этой главе, выросший по мере развития Римской империи, отличен от маленького рога, описанного в следующей главе, который несомненно символизирует Антиоха Епифана (175–163 гг. до н. э.).
Десять рогов
Три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед маленьким рогом (7:8,20). Огромное воображение требуется, чтобы понять, какие цари представлены этими образами. За время существования Римской империи возникало, а затем исчезало столько династий, что не трудно при небольшой изобретательности вписать этот образ в какой-то реальный исторический контекст. А когда Наполеона считали зверем, десять рогов и то, что с ними произошло, могло ассоциироваться с царствами, которые он разрушал и создавал. Когда Европейский общий рынок готовился включить десять новых членов, это также взволновало интерпретаторов этой библейской книги.
Но последовательность этих четырех империй могла быть и следующей: 1) Вавилонская империя, 2) Мидянская империя, 3) Персидская империя, 4) Греческая империя. Это точка зрения тех, кто воспринимает Книгу Пророка Даниила как трактат времен сопротивления Маккавеев (160 г. до н. э.). В этом случае, конечно, небольшой рог олицетворяет не антихриста, приходящего из пределов Римской империи, а Антиоха Епифана.
Что касается остальных рогов, то они, в соответствии с этой точкой зрения, символизируют царей Греческой империи. Область, в которой необходимо набрать девять или десять царей, в этом случае также очень обширна, хотя после смерти Александра Македонского его Греческая империя раскололась на две части. В Египте и соседних регионах правила династия Птолемеев, в Сирии и Палестине правили Селевкиды. Никто не может сказать, исходя из текста, должны ли мы включать в эту группу царей из обеих династий, или они должны быть взяты только из одной. Когда Антиох Епифан пришел к власти (175 г. до н. э.), он организовал убийство двоих из царского дома Селевкидов и одного из царского дома Птолемеев, и эти события могли быть отражены в описании того, как три рога были вырваны с корнем и замещены одним маленьким рогом. Выражение «до времени и времен и полувремени» может быть истолковано как три с половиной года, в течение которых храм оставался опустошенным при Антиохе (169–167 гг. до н. э.).
Потребность в перспективе
Таковы некоторые из многих точек зрения на возможную последовательность царств в видении Даниила и на то, какие цари подразумеваются под этими десятью рогами. Мы вовсе не относимся скептически к подобного рода исследованиям и к тем, кто тратит массу времени, стараясь установить точные исторические соответствия. Этот вид исследований важен. Но мы должны помнить, что Даниилу видение зверей и небольшого рога было дано как типичный пример империй и мелких государств-сателитов, которые возникали и будут возникать здесь и там, теперь и потом на поле человеческой истории при различных обстоятельствах, пока история движется к моменту исполнения великой Божьей цели для человечества. И он видел в том, что случилось с каждым зверем, типичные примеры развития государств, примеры, которые могут повторяться на пути истории к своему концу. Для Даниила взаимодействие зверя со зверем и зверя с его окружением в данном Ему видении соответствовало взаимоотношениям государств в истории человечества. Бог послал эти удивительные образы не только для того, чтобы наполнить передний план видения, но Он советует нам смотреть глубже, поскольку Его картина имеет далеко идущую перспективу. Она дает нам возможность заглянуть далеко вперед, так что драма переднего плана конкретного века может быть путеводной нитью в другие времена — если только мы желаем придерживаться этой перспективы.
При толковании видения, поэтому, давайте следовать примеру самого Даниила. Он видел четырех зверей, но сделал общий запрос только о последнем из них (7:19). Давайте не будем слишком озабочены каждой деталью, но сохраним их в нашей памяти. Давайте вначале подальше отодвинемся от деталей, чтобы получить общее впечатление. Воссоздание всей картины в нашем воображении приведет к порогу, с которого мы сможем сами взглянуть из эпохи Даниила в будущее и конец времен. В свете этого будущего мы сможем судить о значении и хронологии событий, о которых мы прочли в наших исторических книгах и читаем в газетах. Это не будет просто суждением о значении событий, но также суждением о том, где место нашего собственного века на этом великом пути к концу времен.
Чтение знаков сегодня
Нам теперь нужно спросить себя: есть ли для нас актуальность в детальном описании последнего зверя? Напоминает ли что-то в видении Даниила наше сегодняшнее состояние дел? Если мы обнаружим какое-то сходство, то сможем оценить и насколько мы близки к концу времен, и как быстро к нему приближаемся.
Сегодня многие исследователи, после изучения Книги Пророка Даниила и Откровения Иоанна Богослова, верят, что конец мира быстро приближается. Признаками приближающегося конца они считают «звериные черты» (как они говорят) в каждом земном правительстве, которые, по их мнению, вскоре окончательно соединятся в антихристианское мировое правительство. Их беспокоит не столько возникновение отдельных тоталитарных правительств, сколько формирование мировой организации для осуществления глобального управления народами. Коммунистические движения, Всемирное движение церквей, профсоюзы, развитие общего рынка и другие мировые тенденции вызывают подозрение у многих серьезных и искренних исследователей Библии.
Мы можем понять, откуда приходят эти страхи, когда перечитываем текст книги. Нас действительно предупреждают о возможности возникновения одного великого зверя-правительства, самоуверенного и высокомерного, стремящегося доминировать в мире через использование грубой силы, чтобы провести радикальные изменения в законах, традициях и глубоко укорененных обычаях. Такие перемены принудительно форсируются, потому что старый порядок стоит на пути новой эгоцентричной власти. И христиане должны быть особенно настороже, поскольку угроза этого «зверя» направлена прежде всего против народа Божьего (7:25), чье сопротивление, к сожалению, снижается из-за усталости и компромиссов.
Конечно, нам нужно быть начеку, чтобы не пропустить таких знаков времен. Но давайте будем также осторожны в наших сравнениях и спросим себя, можно ли, например, назвать здоровым отношением к жизни постоянную боязнь общественных структур, имеющих схожие с нашими цели? Конечно, недопустимо, когда общественные структуры создаются специально, чтобы было легче контролировать отдельных людей и манипулировать их мнением. В этом случае люди часто боятся сопротивляться, потому что их сопротивление приводит к тяжелым преследованиям и большим потерям, в частности к лишению гражданских прав. Но другое дело, когда общественная структура, открытая к свободной дискуссии, приверженная честным методам и добровольному членству, разрастается и становится способной создать глобальную организацию.
Мы должны быть осторожны в суждениях о том, что на самом деле происходит вокруг нас сегодня. Полностью оправдано восприятие этой главы как предупреждение быть начеку, когда политика контроля над обществом включает преднамеренное искажение Евангелия и контроль над Церковью, чтобы не допустить возможного сопротивления тоталитарному строю. Полностью оправдана наша тревога, когда власти начинают требовать от нас любви и преданности, которые предназначаются только одному Богу. У нас нет необходимости слишком долго искать примеры такого рода поведения властей, достаточно вспомнить карьеру Адольфа Гитлера. Мы должны с пониманием относиться и к тому, что искренние христиане порой проводят параллели между некоторыми правительствами и зверями из бездны.
Оправданная тревога?
Может показаться довольно странным, что видение того, как с облаками небесными шел... Сын человеческий (7:13) — видение величия Бога и знание того, что Он был на троне непрерывно, контролируя все вокруг, не излечило полностью Даниила от его тревоги. Вострепетал дух его и лице... изменилось (7:15,28). Пророку стало страшно, когда он начал понимать всю власть демонических сил, которые вторгаются в человеческую жизнь, сея разрушение и хаос в обществе и жизни отдельных людей. Разве это не похоже на реалии нынешнего дня? Разве пришествие Христа не изменило ситуацию и мы все еще должны беспокоиться по поводу опустошения, которое приносит зло?
Многие говорят сегодня, что после воскрешения Христа власть зла была настолько сокрушена, что христианам более не нужно волноваться о расширении его влияния, что они должны культивировать настроение светлой радости, а не печального траура. В этом умозаключении много привлекательного и убедительного, но важно, чтобы мы внимательно отнеслись к двум аспектам учения Нового Завета по этому поводу. Прежде всего, нет сомнений, что зло лишилось своего могущества и находится на пути к своему полному уничтожению. Иисус Христос уже отнял силы у зла на земле (см.: Ин. 12:31; Кол. 2:15). Новый Завет представляет ситуацию образно и задает вопрос: видим ли мы, что, когда Христос пришел, власть зла была выброшена из ее цитадели на небесах? В Откровении Иоанна Богослова ярко изображена война на небесах и то, как дьявол был низвержен на землю (см.: Отк. 12:7–9). Это перекликается со словами Иисуса, что Он видел «сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Это означает радикальное освобождение от власти зла над тварным миром и это — первое следствие работы Христа. Возможно, если бы Даниил знал больше о том, как окончательный триумф Сына человеческого над злом должен был осуществиться, он не страдал бы от тревог и не позволил бы своему воображению так остро воспринимать страшные дела последнего зверя.
Но в то же время Новый Завет подчеркивает факт, что побежденные силы зла еще не уничтожены и еще способны творить разрушение и трагедии, что побуждает нас бодрствовать, молиться, трудиться, скорбеть и быть начеку (см.: Еф. 6:12; 1 Пет. 5:8). В гл. 12 Книги Откровение Иоанна Богослова ее автор утверждает, что хотя сатана был сброшен с небес, он пришел на землю с еще большей злобой и желанием сделать нам наихудшее перед своим окончательным поражением. Это означает, что, в отличие от небес, теперь очищенных от врага, земля должна будет переносить суровые времена испытаний от этого смертельно раненного врага, пребывающего в ярости и гневе. Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени (Отк. 12:12). Это снова эхо предупреждения Иисуса об увеличении скорбей, бед, разрушений, которые будут сотворены злыми силами с особой яростью, поскольку их конец начал приближаться (см.: Мф. 24:6,24). Итак, то, что вызывало тревогу у Даниила, еще присутствует в мире сегодня. Зло на земле все еще может контролировать людей, организации и сообщества до такой степени, что не позволяет нам забыть призыв Христа: «Бодрствуйте и молитесь» (Мк. 14:38). В конечном счете это приводит к исполнению Его благословения: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).
Необходимость бдительности
Мы можем многое узнать у Даниила, поскольку он служил чиновником в царской администрации и поэтому был хорошо осведомлен о размахе беззакония в результате сосредоточения власти в руках одного грешного человека. Послание ему видения заставило его задуматься о возможности участия в общественных делах. Каждый из нас сегодня, как и Даниил, подвергается опасности быть слишком вовлеченным в борьбу за власть, богатство и общественный статус. Эта борьба часто неразлучна с жестокостью, как в видении Даниила. Если мы втянуты в нее, наш духовный мир оскудевает, вне зависимости оттого, побеждаем мы или проигрываем. Мы не избегаем этой опасности даже под сводами церкви. Апостол Павел обнаружил жесткое противоборство, распространение порочащих слухов и злонамеренные осуждения в Галатийской церкви и предупредил верующих, что это может привести к самоуничтожению: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал. 5:15). В свою очередь наш Господь предупредил апостола Петра, что тот в опасности, потому что искушение сатаны будет сильным и вера будет напряжена до предела и не оскудеет только благодаря молитвам и милости Христа (см.: Лк. 22:31,32). Не следует думать, что поскольку Христос победил дьявола, то силы, против которых мы должны защищаться сегодня, столь слабы, а опасность столь тривиальна, что мы можем вести себя так, как если бы наша жизнь была пикником, а не постоянной борьбой.
Не случайно, что весь ужас от того, к чему ведет появление зверей, не был открыт Даниилу, пока он не увидел триумфа Сына человеческого.
Мы должны благодарить Бога за этот порядок раскрытия откровения. Реальная сила зла, опустошающего нашу землю, никогда не показывается в ее полном объеме и страшной реальности, пока на исторической сцене не появляется Тот, Кто способен победить силы зла и спасти нас. Именно поэтому большинство ярких и пугающих образов ада пришло из учения Самого Христа, Который к концу Своего земного служения расставил все по местам в истинной последовательности: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:31,32).
Этот материал еще не обсуждался.