27.02.2014

Рональд Уоллес

Книга Пророка Даниила

8:1–27  8. Козел и небольшой рог

Видение — Александр Македонский и Антиох Епифан

Два события описываются в этой главе. Первое — это неожиданное поражение овна козлом, который сам потом был повержен.

История рассказана драматически. Описывая овна, Даниил отмечает его великую силу: никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел (8:4). Но затем произошла стремительная атака на него, внезапная и неожиданная. Козел возник на западе и напал без предупреждения. Эффект от нападения был таков, что огромный овен упал на землю беспомощным и был растоптан своим победителем (8:6,7).

Падение козла было не менее драматическим. В своем триумфе он чрезвычайно возвеличился (8:8). Но это продолжалось недолго. На пике его избыточной самоуверенности от него была неожиданно отнята власть и он был низвергнут в прах.

Почти все комментаторы полагают, что данное видение относится к возникновению и распадению империи Александра Македонского. На это указывает текст (8:20,21). Овен, который вначале доминировал и бодал к западу и к северу и к югу (8:4), представляет Персидскую империю. Козел с его видным рогом между глазами, победивший овна, но сломивший свой рог, представляет самого царя Александра. Он одерживал одну победу за другой над персами, атакуя с невероятной скоростью в серии блестящих сражений, начиная с 334 г. до н. э. Затем царь отправился в Индию, чтобы покорить весь известный к тому времени мир, но в 325 г. до н. э., на верщине своей славы, он неожиданно умер.

Когда мы продолжаем читать эту главу, наше внимание переключается от царя Александра на другие фигуры, занявшие его место на исторической сцене. Видный рог, символизирующий царя Александра, был смещен четырьмя рогами (8:8): четырьмя полководцами, которые приняли на себя власть после Александра Македонского. Таким образом, эти рога символизируют четыре греческих царства. От одного из них вышел небольшой рог (8:9). Он представлен как небольшой, потому что в начале его карьеры не было и намека на его потенциальное могущество. Ум и коварство помогли ему преуспеть. И сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет (8:25). Поэтому о нем говорится здесь как о гораздо более опасном враге Божьих планов, чем царь Александр или персидские императоры. И его возвышение во власть привело многих израильтян к борьбе не на жизнь, а на смерть за свое выживание и возможность служения Богу.

Небольшой рог символизирует, без всяких сомнений, Антиоха IV Епифана. Это произошло как раз перед 170 г. до н. э.: после нескольких завоеваний своими небольшими силами разных территорий он подчинил Палестину — прекрасную страну (8:9). Оккупировав страну, он занялся разрушением всего, что составляло основу иудейской религиозной традиции. Его целью было повергнуть истину на землю (8:12). Когда в тексте рассказывается, что он и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их (8:10), это обычно интерпретируется как казни выдающихся представителей иудейского общества. За этими действиями следовали атаки уже против самого Вождя воинства сего (8:11). Эта финальная атака против Бога выразилась в запрещении жертвоприношений и религиозных праздников и в отмене соблюдения субботы. В конце концов, он разместил вооруженную охрану в храме, осквернив тем самым само святилище.

Ему было позволено творить это ужасное цадругательство определенный период времени: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится (8:14). Некоторые комментаторы полагают, что это означает именно 2300 дней (т. е. около шести лет) и относится к периоду интенсивных преследований евреев Антиохом. Другие считают, что это означает 1150 дней и относится к фактическому времени прекращения жертвоприношений в храме.

История без ключа — абсурдность результата

Если мы верим в Бога, мы должны также верить в то, что в человеческой истории есть определенный смысл, хотя нам он может быть и не очень ясен. Происходящие события должны быть упорядоченными и контролируемыми, чтобы привести к реализации Божьих целей. Когда мы читаем о том, что случилось в некотором месте в некоторый удаленный от нас период времени, мы можем видеть в самой истории свидетельства того, как Божественной рукой для нас начертаны важные моральные, политические или экономические уроки. Сравнивая успехи и неудачи различных обществ и отдельных личностей, мы познаем то, что может происходить с нами.

Но если мы интерпретируем историю только на основе собственного опыта и разумения, нас начинают беспокоить тревожные вопросы. Исторические события порой кажутся столь абсурдными и шокирующими, что мы спрашиваем себя: а может ли быть какой-то ключ к их разгадке? Мы не можем с какой-либо, определенностью объяснить, отчего такая судьба у одного и совершенно иная у другого. Жизнь жуликов полна успехов, а жизнь героев полна трагедий. Даниил глубоко задумался над этим после того, как увидел исторические сцены, явленные ему в видении. Он был захвачен и встревожен ими, поскольку они вызывали мучительные вопросы. Он чувствовал, что в этих видениях заключено некоторое глубинное значение и что они несут божественное послание ему. Поэтому со страхом и удивлением он искал значения своего видения (8:15). Но ключ к значению его видения был дан ему ангелом. Перед тем как мы продолжим читать, чтобы узнать, что это был за ключ, стоит спросить себя, что это было за видение в первом случае, озадачившее и обеспокоившее его, когда он наблюдал за происходящим.

Неожиданная смерть царя Александра в апогее его карьеры должна была дать Даниилу пищу для размышлений. Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог (8:8). Он был сломлен мощной активностью, приведшей его к успеху. Он возложил слишком много надежд на себя самого и свою энергию. Не было никаких ошибок в его стратегии, но и его очевидная преданность своей цели и очевидный блеск его успеха все же привели его к скорому концу.

Один шотландский проповедник, И. Джарвис, служивший капелланом во время Первой мировой войны, вложил большую часть своего понимания природы вещей и своего опыта в первую проповедь своей книги, опубликованной в 1935 г. Она называется «More than Conquerors» («Больше чем победители»). Он указывал в ней, что быть завоевателем обычно очень дорого обходится и не оправдывает усилий. Вот почему Павел настаивал, что во Христе мы более чем победители. Так часто победитель в конечном счете не удерживает свои позиции, что апостол умоляет читателей: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять» (Еф. 6:13). Очень часто случается в истории, что люди вкладывают все в какие-то цели своей жизни и достигают их, но в момент достижения все рушится просто потому, что на их достижение было потрачено слишком много усилий.

Это происходит не только с завоевателями. В науке, бизнесе, политике и общественной жизни люди вкладывают все в погоню за успехом, и они предпринимают усилия, которые сами по себе хороши. Но когда люди добиваются своего — высокооплачиваемой работы, почета, научных степеней, статуса, репутации, успеха, — они слишком часто обнаруживают, что в своих усилиях нанесли непоправимый ущерб — иногда семейным отношениям, иногда здоровью, иногда своей способности просто радоваться жизни. Казалось бы, все достигнуто, как у рога из видения, но они исчерпали сами себя.

Возможно, Даниила огорчило в видении сопоставление царя Александра и Антиоха Епифана. Александр Македонский имел, возможно, много недостатков в своем характере, но даже при кратком перечислении его великих достижений он занимает выдающееся место в мировой истории. И, в сравнении с Антиохом, Александр представлен в видении как имеющий не только величие, но и благородство. В предыдущих главах Книги Пророка Даниила конфликты истории, как правило, изображались в форме борьбы между отвратительными зверями, появляющимися из бездны, а конфликт, в котором Александр принимал участие, описан как сражение двух благородно выглядящих зверей. «Итак отдавайте всякому должное... кому честь, честь» (Рим. 13:7). Царь Александр был не только выдающимся полководцем, но и являл необычайное мужество перед лицом всевозможных трудностей. В этом он противоположен небольшому рогу, который сменяет его и получает плоды его успеха только благодаря обману и хитрости.

Мы, как и Даниил, видим горькую иронию в том, что великий и благородный человек пал, а скупой и хитрый преуспел! Антиох демонстрирует легкий путь достижения успеха через коварную политику и хитрость, он не рискует в честной борьбе. Антиох был успешен и наслаждался своим успехом много дольше, чем Александр. Он на самом деле получал то, что хотел, и без больших усилий. Когда подобные ему достигают своих целей на земле, они способны начать атаковать небеса, и им дозволено добиться и здесь некоторого успеха до поры до времени! Все это может быть достигнуто очень мелким человеком, не имеющим способностей для прямого столкновения с равными ему по коварству. Такой человек — мастер закулисной борьбы и интриг, он хвастлив и толстокож. Он обманывает и поражает свои жертвы, особенно тех, кто надеялся на искренность.

По иронии судьбы успех Антиоха стал возможным только благодаря тому, что Александр проложил ему дорогу. Этот мелкий, хитрый и изворотливый человек умел присваивать себе достижения и труды великих предшественников. Порой достижения храбрых и добрых открывают вход для жуликов и воров. Например, благородный исследователь Ливингстон открыл некоторые районы Африки, чем не преминули воспользоваться торговцы черными рабами. Любая страна может какое-то время управляться мудрыми генералами или героическими патриотами, которые добиваются свободы для людей и новых возможностей для строительства великого нового общества, но в конечном счете они допускают к управлению мелких людей без идеалов, храбрости и истинного видения, которые беспокоятся только о собственной карьере и выгоде.

В характере Антиоха Епифана не было благородных черт, которыми можно было бы объяснить, что он стал таким могущественным царем. Он достиг могущества благосклонностью к тем, кто готов предавать своих друзей и союзников, тем, кто не имел сомнений и угрызений совести. У него была длинная и «удачная» карьера. И это о нем задолго до Даниила сказал другой мудрец:

«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их. <...> Есть зло, которое видел я под солнцем, это — как бы погрешность, происходящая от властелина: невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком» (Еккл. 9:11; 10:5–7).

Предсказание и предзнаменование антихриста

Ангел сказал Даниилу: «...видение относится к концу времени!» (8:17). Только когда Даниил понял, что видение рассказывает о конце времен, или кульминации истории, он смог его понять.

Полезно вспомнить пророческое видение, уже записанное Даниилом ранее (гл. 7). В нем было сообщено, что перед тем, как на земле окончательно наступит Царство Божье, из водоворота конфликтов между народами возникнет фигура бесконечно зловещая — антихрист. В последней отчаянной попытке испортить все, что сделал Бог, он будет подстрекать людей восставать против Божьей воли. Он попытается сбросить Самого Бога с престола и рассеять воинство небесное. Поэтому конец времен станет периодом великих конфликтов и несчастий. Демонические силы поднимутся из бездны и будут участвовать в титанической борьбе вместе с антихристом против истины и власти Бога и тех, кто верен Ему.

Теперь (гл. 8) Даниил видит прообраз грядущего антихриста в темной и претенциозной фигуре греческого царя. Те же демонические силы, что в предыдущем видении возникли из первоначального хаоса, здесь вступают в союз с земным правителем, который достаточно внутренне грязен, чтобы служить им. Они используют Антиоха IV Епифана как средство достижения своих богоборческих целей! И только по своей преданности демоническим силам этот ничтожный и жуликоватый человек мог осуществлять дела, которые кажутся грандиозными. Более того, если преданность им достаточно глубокая, эти силы могут воспроизвести даже в пределах такого небольшого исторического интервала все признаки, симптомы и катаклизмы, которые появятся в конце времен.

Дух, овладевший Антиохом, — это тот же дух, который будет вдохновлять последнего антихриста в конце времен. Когда народ Божий во И в. до н. э. был сделан мишенью для ненависти этого правителя, на его долю выпало больше страданий, чем на долю обычных пленников. Израильтяне страдали от сил зла, которые ненавидят Божьи дела и стремятся повредить всем, кто исповедует Его имя. Они были атакованы антихристом еще до того, как Христос пришел во плоти! Даниил, таким образом, смог верно оценить суть этого царя из греческой династии — Антиоха Епифана, чьи распоряжения губительно сказывались на жизни Божьего народа: царь помыкал иудейскими руководителями, осквернял святыни Израиля и даже запретил жертвоприношения. Он был символом того, что должно придти в конце времен.

Это были страшные дни для тех, кто попал в когти этого преследователя, и тех, кто, оставаясь верным, все же спасся, найдя невозможным открыто придерживаться собственной веры. И укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых. И, при уме его, и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою (8:24,25). Не в человеческих силах было уничтожить его — такого огромного могущества он достиг. Мы не можем упрекнуть людей, живших в те дни, за веру в то, что та ужасающая ситуация не может долго продолжаться и что конец времен не за горами.

То же может случиться и в наши дни. Тот же сатанинский дух может воплотиться теперь, и христиане начнут думать, что конец мира, со всеми особенностями, присущими последним дням, уже близок. Но нужно быть трезвыми и не решать скоропалительно, что возникшая тревожная ситуация реально означает конец света. Мы должны быть уверены в своем будущем, зная, что есть нечеловеческая рука, которая уже отняла власть у такого антихриста. Мы обязаны быть бдительными и настороже, как и Даниил, но, несмотря на свою тревогу и обеспокоенность, продолжать трудиться на благо Царства Божьего (8:27).

Назад к царским делам!

Последнее видение привело к тому, что Даниил изнемог и болел несколько дней (8:27). Даже после того, как он смог вернуться на дрожащих от слабости ногах к своей работе, видение еще долго вспоминалось и ужасало его. Некоторое время он пребывал в глубокой тревоге. Он более не чувствовал в душе покоя и радости. Он понимал, что отныне ему необходимо найти новый способ жить, смирившись с оставшимися без ответа вопросами, с беспощадным знанием темной стороны истории и с грузом глубокого сочувствия к ее жертвам. Все эти чувства побудили его обратиться к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле (9:3).

Даниил был морально истощен открытой ему истиной. Здесь Книга Пророка Даниила помогает нам лучше понять Книгу Екклесиаста:

«И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:17,18).

Необходимо отметить, однако, что Даниил даже в этот нелегкий период своей жизни не допускал никакого цинизма. Только на несколько дней он позволил грузу своих мыслей вызвать физическое недомогание. Оправившись после болезни, он встал и начал заниматься царскими делами (8:27). Он всегда был готов к действиям и никогда не терял надежды. В то время царем был Валтасар, и к царским делам относились обязанности Даниила на незначительном административном посту, куда назначались люди, которых правители хотели позабыть. Даниил вернулся к работе во имя Бога и будущего, которое, как он верил, есть даже у Вавилона.

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.