Дональд Уитни
Духовное возрастание в христианской жизни
Глава 7. Служение для достижения благочестия
На духовные дисциплины не следует смотреть как на предлог для отделения и изоляции от мира. Их, скорее, нужно относить к способам победить мир. Не отречение от мира, а служение в мире - именнотакой является библейская цель духовных дисциплин.
Дональд Г. Блаш, "Кризис в благочестии"
Это исчезло больше столетия назад. Но все равно, если бы не телевизионная реклама, больше людей услышало бы скорее о "Пони Экспресс", чем о "Федеральном Экспрессе".
"Пони Экспресс" - это была частная почтовая компания, которая развозила почту с помощью гонцов. Восточным концом маршрута был город Сант-Джосеф, штат Миссури, а западный конец был в Сакраменто, Калифорния. Чтобы послать письмо "Пони Экспрессом" рысью, нужно было заплатить 2,5 доллара за унцию. Если все было нормально с погодой и с лошадьми и на пути не попадались индейцы, письмо проходило весь путь в 2000 миль за десять дней с того момента, как прошел отчет о речи Линкольна на торжественном открытии.
Вас может удивить, что "Пони Экспресс" действовала только с 3 апреля 1860 года по 18 ноября 1861 года - всего 19 месяцев. Когда между двумя городами наладили телеграфную линию, эта служба была больше не нужна.
Быть развозчиком в "Пони Экспресс" - была тяжелая работа. От них требовалось проезжать от 75 до 100 миль в день, меняя лошадей каждые 15-20 миль. Кроме почты, в их багаже находились некоторые продукты, включая мешочек с мукой, немного кукурузы и кусок мяса. На случай опасности у них также была медицинская аптечка со скипидаром, борным мылом и мазью из тартара. Для того чтобы увеличить скорость и подвижность во время нападений индейцев, всадник всегда ездил в рубашке, даже в лютую зимнюю стужу.
Как бы вы призывали добровольцев на такую опасную работу? В 1860 году газета "Сан-Франциско" напечатала такую рекламу для "Пони Экспресс":
"ТРЕБУЮТСЯ: молодые, стройные, выносливые ребята не старше восемнадцати лет. Они должны уметь хорошо управлять лошадью и иметь желание рисковать каждый день. Предпочитаются сироты".
Вот такими были честные требования для службы, но в "Пони Экспресс" никогда не было недостатка в посыльных.
Нам нужно быть честными с фактами относительно дисциплины и служения Богу. Так же как и "Пони Экспресс", служение Богу не является работой для временно заинтересованных. Это стоящая работа. Она требует вашей жизни. Бог требует, чтобы служение Ему стало приоритетом, а не просто развлечением. Ему не нужны слуги, которые будут давать Ему остатки посвящения своей жизни. Служение Богу также не является кратковременной обязанностью. В отличие от "Пони Экспресс", Его Царство никогда не исчезнет, каким бы технологическим ни становился мир.
Возникающая у нас в уме картина "Пони Экспресс", вероятно, очень похожа на ту, которую представлял себе молодой человек в 1860-м году, читающий эту газету с рекламой. Потрясающие сцены и ужасные приключения наполняли его голову, когда он гордой походкой заходил в офис "Экспресса" наниматься на работу. И только некоторые из них понимали, что восхищение будет только иногда проскакивать среди длинных, тяжелых и одиноких часов работы.
Дисциплина служения похожа на это. Хотя призыв Христа к служению является самым духовно грандиозным и знаменитым путем прожить жизнь, обычно служение является таким прозаичным, как умывание чьих-то ног. Ричард Фостер прекрасно изложил эту мысль: "В каком-то смысле мы скорее предпочитаем призыв Иисуса отречься от матери и от семьи, от домов и земель ради Евангелия, чем Его слова об омовении ног. Радикальное самоотречение дает чувство приключений. Если мы оставляем все, у нас даже появляется шанс быть прославленными через мучения. Но в служении мы сталкиваемся только с земным, обыденным, мирским".
Служение может быть публичным, как например проповедь и учение, но зачастую оно просто состоит из обязанностей ухаживать за кем-то. Оно может быть у всех на виду, как будто вы поете соло, но обычно оно остается незамеченным, как будто вы настраиваете звуковую аппаратуру, чтобы усилить звучание соло. Служение может быть предпочтительным, как хорошее свидетельство в служении поклонения, но обычно оно остается без благодарности, как например мытье посуды после церковного собрания. Большая часть служения даже такого, которое кажется самым прекрасным, похожа на айсберг. Только глаз Божий видит его большую спрятанную часть.
За церковными стенами служение может проявляться в том, чтобы посидеть с детьми соседей, отнести еду нуждающейся семье, сходить по поручению прикованного к постели человека, отвезти куда-ни§удь человека, у которого сломалась машина, кормить домашних животных и поливать растения у тех, кто уехал в отпуск, и самое трудное - просто иметь сердце служителя в доме. В служении постоянно встречаются практические банальные нужды, с которыми приходится сталкиваться.
Вот почему служение должно стать духовной дисциплиной. Плоть страшно противится тому, что оно незаметно и однообразно. Два наших самых ужасных греха - лень и гордость - ненавидят служение. Они затемняют наши глаза и сковывают цепями наши руки и ноги, чтобы мы не служили должным образом, так, как мы хотим. Если мы не упражняем себя в том, чтобы служить ради Христа и Его Царствия (и ради достижения благочестия), мы будем "служить" только в подходящих удобных случаях, когда это служит нам самим. Результатом будет количество и качество служения, о котором мы будем сожалеть в День Отчета о нашем служении.
В своей книге "Дух упражнений" Даллас Виллард правильно говорит, что не всякое служение является или должно быть дисциплинированным. Тем не менее те, кто хотят упражнять себя в истинной духовности, обнаружат, что это является самым практическим и самым верным способом возрастать в благодати:
"Не всякое действие, которое может быть выполнено в качестве дисциплины, нужно выполнять как дисциплину. Я часто могу послужить другому просто действием любви и праведности, совершенно не думая о том, как это усилит мою способность следовать за Христом. Конечно же, в этом нет ничего плохого, и в каком-то случае это также может усилить мою духовность. Но я могу служить другому, просто чтобы отучать себя от надменности, скупости, зависти, любостяжания, негодования. В таком случае я предпринимаю служение".
Но чтобы у нас не появилось мысли, что наше служение является всего лишь выбором, давайте положим угловой камень для нашей христианской жизни.
От каждого христианина ожидается смирение
Когда Бог призывает Своих избранных к Себе, Он никого не призывает к безделью. Когда мы рождаемся свыше и наши грехи прощаются, кровь Христа очищает нашу совесть, согласно Евреям 9:14, для того, чтобы "служить Богу живому!" Служите Господу с радостью (Псалом 99) - вот поручение для каждого христианина. В Царстве Божьем нет таких вещей, как духовная безработица или духовное пенсионерство.
Конечно же, огромную важность имеют мотивы, по которым мы служим Богу. В Библии дается, как минимум, шесть мотивов для служения.
Служить Богу, исходя из уважения к Нему
Во Второзаконии 13:4 Моисей писал: "Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь". Все, о чем сказано в этом стихе, относится к теме послушания Богу. Одной из этих заповедей было повеление "служите Ему". Мы должны служить Господу из-за нашего желания быть послушными Ему.
Джон Ньютон, бывший работорговец, который после своего обращения ко Христу стал пастором, написал некоторые гимны, такие как "Удивительная благодать". Вот как он описывает послушное служение:
"Если бы два ангела одновременно должны были получить поручение от Бога: один - пойти и править самой великой империей земли, а другой - пойти и подмести улицы в одном из сел этой империи, им бы было абсолютно безразлично, кому какое служение досталось - пост правителя или пост дворника - потому что радость ангелов состоит только в повиновении Божьей воле".
Вы можете себе представить, чтобы один из этих ангелов отказался служить? Об этом трудно даже подумать. Именно нежелание служить Богу однажды превратило некоторых Божьих ангелов в демонов. В таком случае, как может человек, называющий себя христианином, считать, что это вполне нормально сидеть в стороне от духовной деятельности и наблюдать, как другие выполняют работу Царства? Всякий истинный христианин говорит, что он или она хочет повиноваться Богу, потому что если мы не служим Богу - мы не повинуемся Ему, а не служить Богу является грехом.
Служение, побуждаемое благодарностью
Пророк Самуил призывал народ Божий к служению такими словами: "Только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего; ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами" (1 Царств 12:24). Служить Богу не является обременительным, когда мы думаем о том, какие великие дела Он сделал для нас.
Вы помните, как это не знать Христа, быть без Бога и без надежды? Вы помните, как это быть виновным перед Богом и непрощенным? Вы помните, как это обидеть Бога и видеть Его гнев, разгорающийся на нас? Вы помните, как это, когда между вами и адом всего лишь один удар сердца? А помните ли вы, как это увидеть Иисуса Христа глазами веры и понять в первый раз, кто Он на самом деле и что Он сделал Своей смертью и воскресеньем? Вы помните, как это пережить прощение и избавление от суда и ада? Вы помните, как это первый раз пережить уверенность в вечной жизни на Небесах? Когда огонь служения Богу остывает, подумайте о тех великих делах, которые Господь совершил для вас.
Он никогда не мог сделать ничего больше ни для кого другого, ни для вас, чем привести вас к Себе. Что было бы, если бы Он клал каждое утро по 10 млн. долларов на ваш счет в банке до конца вашей жизни, но не спас бы вас? Что было бы, если бы Он дал вам самое красивое тело и лицо, которое было у кого-нибудь из живущих, тело, которое не старело бы тысячу лет, но потом, после смерти, Он сбросил бы вас с Небес в ад навечно? Что, кому и когда давал Бог, что могло бы сравниться со спасением, которое Он дал вам как верующему. Вы видите, что Бог не мог сделать для вас ничего больше и лучше, чем подарить вам Себя. Если мы He-можем быть благодарными слугами Того, Кто является всем и в Ком мы имеем все, то что сделает нас благодарными?
Служение, побуждаемое весельем
В Псалме 99:2 есть вдохновенная заповедь: "Служите Господу с веселием". Мы должны служить Богу не с недовольством, неохотой и кислым лицом, но с радостью.
Во дворах древних царей слуг часто казнили всего лишь за то, что во время того, как они служили царям, они имели грустный вид. Неемия во 2-й главе, 2-м стихе книги, которая носит его имя, опечалился из-за новостей, которые он услышал о Иерусалиме, который был все еще разрушен, несмотря на возвращение многих иудеев из Вавилонского плена. Когда он однажды служил царю Артаксерксу во время обеда, царь спросил его: "Почему твое лицо такое грустное, если ты не болен? Это ничто иное, как грусть в сердце". Это могло очень плохо обернуться для Неемии, поэтому он написал: "Я очень испугался". Вы не должны находиться в унынии или быть подавленным, когда вы служите царю. Это не только выглядит так, как будто вы не хотите служить царю, но это также прямое выражение недовольства тем, как он ведет дела.
Если вы не можете служить Господу с радостью, то что-то явно не в порядке. Я понимаю, почему человек, который служит Богу только из-за обязанности, не служит Ему с радостью. Я понимаю, почему человек, который служит Богу, всего лишь пытаясь заработать спасение, не служит с радостью. Но христианин, который с благодарностью осознает, что Бог сделал для него, должен уметь служить Богу с радостью и весельем.
Для верующего служение Богу не является бременем. Это привилегия. Что было бы, если бы Бог позволил вам служить на любом политическом или деловом поприще в мире, но не позволил бы вам служить в Своем Царстве? Что было бы, если бы Он позволил вам выбрать кого-нибудь в мире, чтобы служить и близко знать, но не позволил бы вам служить Себе? Или что было бы, если бы Он разрешил вам служить самим себе, делая все что угодно в вашей жизни беззаботно и беспечно, но вы не могли бы познавать Бога? Даже все эти самые лучшие вещи являются жалким рабством в сравнении с радостной привилегией служить Богу. Вот почему псалмопевец мог сказать: "Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия" (Псалом 83:11).
Служите ли вы на церковном собрании с радостью или с мрачным видом? Служите ли вы вашим ближним с желанием или неохотой? Какое впечатление складывается у ваших детей: служение Богу является чем-то действительно радостным или чем-то таким, что вы с трудом переносите?
Служение, побуждаемое прощением, а не чувством вины
В знаменитом видении Божьем, которое было у Исайи, заметьте его реакцию после того, как Бог простил его: "Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня" (Исайи 6:6-8). Как собака на поводке, Исайя лез из кожи вон, чтобы хоть как-то послужить Богу. Потому что он чувствовал себя виновным? Нет!
Потому что Бог удалил его вину! Король проповедников всего Лондона Чарльз Сперджен, тронутый некоторыми эмоциями Исайи, сказал на своем служении 8 сентября 1867 года:
"Наследник Небес служит своему Господу просто из благодарности; ему не нужно приобретать спасение, он не потеряет свое небо... нет, просто из любви к Богу, Который избрал его и Который заплатил такую огромную цену за его искупление, он желает полностью выложиться в служении своему Господину. О вы, ищущие спасение делами закона, какая жалкая у вас, наверно, жизнь! Вы получите его, если вы старательно и усердно повинуетесь Богу, вы приобретете вечную жизнь, но, увы! Никто из вас не смеет заявить, что вы уже достигли его. Вы трудитесь и трудитесь, но никогда не получаете то, для чего вы трудитесь, никогда и не получите, ибо "делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть". Слуга Божий трудится не для того, чтобы получить жизнь, но потому, что он имеет жизнь; он не трудится, чтобы быть спасенным, он трудится потому, что он спасен".
Народ Божий не служит Ему, чтобы быть прощенным, но потому, что мы уже прощены. Когда верующий служит только потому, что ощущает чувство вины из-за своего неслужения Богу, то это все равно, что он служит с металлическим шаром, прикованным цепью к его ноге. В таком служении нет любви, а только физические усилия. Там нет радости, но только обязанность и скука с тяжестью. Но христиане не являются заключенными, которые должны с неохотой служить в Божьем Царстве всего лишь из-за чувства вины. Мы можем служить с готовностью и желанием, потому что смерть Христа освободила нас от вины.
Служение, мотивом которого является смирение
Иисус был безупречным служителем. Его величие видно в том уничижении, которое Он готов был перенести для того, чтобы послужить самым простым нуждам Своих двенадцати друзей.
"Когда Он закончил омывать им ноги, Он оделся в Свою одежду и вернулся на Свое место. "Вы понимаете, что Я для вас сделал? - спросил Он их. - Вы называете меня Учителем и Господом, и это правильно, ибо Я им и являюсь. Если же Я, ваш Господь и Учитель, омыл ваши ноги, значит и вы должны омыть ноги друг другу. Я показал вам пример, чтобы вы делали так, как Я сделал для вас. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете"" (Иоанна 13:12-17).
С изумительным смирением Иисус, Господь и Учитель, омыл ноги Своим двенадцати ученикам, показав этим пример того, как все Его последователи должны служить в смирении.
В этой жизни часть нашего естества (которое Библия называет плотью) будет говорить: "Если я должен служить, то я хочу за это что-то иметь. Если я могу получить за это награду и приобрести репутацию за мое смирение или каким-либо образом обратить это все ради моей собственной выгоды, тогда я постараюсь произвести на других впечатление смирения и буду служить". Но такое служение не является Христовым. Это лицемерие. Ричард Фостер называет это "самоправедным служением":
"Самоправедное служение требует внешних наград. Оно нуждается в том, чтобы знать, что люди видят это и ценят эти усилия. Такое служение ищет человеческого одобрения и аплодисментов, хотя все это, конечно, скрывается за хорошей религиозной скромностью... Самоправедное служение очень сильно озабочено результатами. Оно страстно хочет увидеть, как человек, которому оказывается служение, ответит на это обильной признательностью... Плоть скулит против служения и кричит громким воплем против такого служения, которое не находится на виду у людей. Плоть жаждет и всячески домогается почета и признания. Она изобретает тонкие, приемлемые в религиозном отношении средства для того, чтобы на ее служение обратили внимание".
Силой Святого Духа мы должны отвергать самоправедное служение, так как у него греховная мотивация, и служить в смирении, почитая других выше себя (Филиппинцам 2:3).
Можете ли вы служить своему начальнику и коллегам по работе, помогая им преуспевать и быть довольными даже тогда, когда они идут на повышение, а на вас не обращают внимания? Можете ли вы работать так, чтобы способствовать успеху других и при этом не таить зависти в своем сердце? Можете ли вы служить нуждам тех людей, которых Бог возвышает и которых уважают и почитают люди, в то время как вами пренебрегают? Можете ли вы молиться о том, чтобы служение других людей процветало, когда результатом процветания станет то, что ваше служение окажется в тени?
В дисциплине служения самое главное не всегда то, насколько хорошо вы служите, потому что даже этот мир умеет хорошо служить, когда это ведет к его выгоде и прибыли. Но христианин служит в смирении, потому что это ведет к его преобразованию во Христа.
Служение, мотивом которого является любовь
В центре служения, согласно Галатам 5:13, должна находиться любовь: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу".
Нет лучшего топлива для служения, которое горело бы дольше и обеспечивало бы больше энергии, чем любовь. Есть такие вещи в служении Богу, которые я не стану делать за деньги, я готов делать их из любви к Богу и другим. Я читал об одном миссионере в Африке, которого спросили: "Вам действительно нравится то, что вы здесь делаете?" Его ответ был просто шокирующим: "Что? Нравится ли мне эта работа? Нет! Мы с женой не любим грязь. Мы любим, чтобы вокруг нас всегда было очень чисто и красиво. Мы не любим вползать в страшненькие хижины через Козий навоз... Но разве человек должен делать для Христа то, что ему нравится? Боже, будь милостив к нам, конечно же, нет. Наше "нравится" или "не нравится" здесь абсолютно ни при чем. Нам приказано идти, вот мы и идем. Любовь объемлет нас".
Глава 7. Служение для достижения благочестия 119
Когда любовь Христа побуждает или контролирует людей, то результатом этого будет то, что "живущие уже не для себя живут, но для умершего за них и воскресшего" (2 Коринфянам 5:14-15). Они служат Богу и другим, но такое служение основано на любви. Любовь является его движущей силой. Иисус сказал в Марка 12:28-31, что величайшая заповедь - это любить Бога всем своим естеством, всем тем, чем вы являетесь, и следующая, наиболее важная заповедь, - любить ближнего, как самого себя. В свете этих слов нет сомнений, что чем больше мы любим Бога, тем больше мы будем жить для Него и служить Ему, и чем больше мы любим других, тем больше мы будем им служить.
Каждый христианин имеет какой-то дар для служения
Духовные дары
В момент спасения, когда Святой Дух приходит, чтобы жить в вас, Он приносит с Собой один из Своих даров. Нам говорится в Первом послании к коринфянам 12:4-11, что дары различны и Святой Дух определяет в Своей суверенной верховной воле, какой дар дать какому верующему: "Дары различны, но Дух один и тот же... все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно". В 1 Петра 4:10 более конкретно уточняется, что каждый христианин особо одарен, и цель этого дара заключается в служении: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией".
Вы уже, наверное, знаете, что тема духовных даров является причиной продолжительных споров во многих частях церкви. Я лично убежден, что каждый христианин имеет один из семи духовных даров, перечисленных в Римлянам 12:4-8. Служения, которые дает нам Бог, сами по себе являются дарами Божьими (1 Коринфянам 12:5; Ефесянам 4:7-13). И когда мы служим нашим духовным даром, Святой Дух производит плоды в жизни других, и это является другим духовным даром для них (1 Коринфянам 12:6-11). Другие значительные места Писания о духовных дарах находятся в 1 Коринфянам 12:27-31; 1 Коринфянам 14; 1 Петра 4:11. Я прошу вас, прочтите их все, молясь при этом.
И смотря на то, какой теологической точки зрения о духовных дарах вы придерживаетесь, есть два наиболее важных момента о них, которые даны в 1 Петра 4:10, а именно: 1) если вы христианин, то у вас обязательно есть духовный дар; 2) Бог дал вам этот дар с целью служить с его помощью для Его Царства.
Если раньше вы никогда ничего не слыхали о духовных дарах, тогда вы, вероятно, не имеете ни малейшего понятия о том, какой ваш дар. Успокойтесь. Многие христиане с верностью и плодотворно служат Богу в течение всей своей жизни, не установив при этом, каким именно духовным даром они обладают. Я вовсе не предлагаю вам не пытаться определить, какой именно у вас дар. Я просто говорю о том, что вас не понижают до уровня и статуса духовного бездельника или протирателя штанов в Царстве Божьем до тех пор, пока вы не сможете точно назвать ваш дар. Изучайте библейский материал о духовных дарах и тщательно выбирайте некоторые из самых лучших книг из потока томов, написанных на эту тему. Но ни в коем случае не обескураживайтесь и не прекращайте служения, ибо вы все равно можете хорошо служить, не зная при этом названия вашего дарования. Джей Пакер напоминает нам: "Наиболее значительные дары, проявляющиеся в каждой области церковной жизни, - это обычно естественные способности человека, прошедшие через процесс Божьего освящения".
Сохраняйте баланс. Бог дал вам духовный дар, и это вовсе не одно и то же, что наши естественные способности. Этот естественный талант, прошедший через правильное освящение для Божьего употребления, часто указывает и определяет наш духовный дар. Но вы должны обнаружить этот особый Божий дар, данный вам, в то время, когда вы служите, прилагая все старание, не имея при этом определенной информации. В придачу к изучению Писания, самый лучший способ открыть и утвердить для себя, какой у вас духовный дар, - это служение. Если у вас есть склонность учить, вы никогда не узнаете, что ваш дар - это учить до тех пор, пока вы не попробуете провести занятие. Через служение скорбящим людям вы можете обнаружить, что вашим даром является милосердие. С другой стороны, через участие в определенном служении вы можете увидеть, что это не ваш дар. Многие годы назад я думал, что у меня был один дар, до тех пор пока не стало совершенно очевидно через служение, что у меня был абсолютно другой дар.
Я призываю вас упражнять себя служить в регулярном, постоянном служении в вашей поместной церкви. Ваше место не обязательно должно быть признанным и избранным. Но постарайтесь победить искушение служить только тогда, когда это удобно или приносит удовольствие. Это не дисциплинированное служение. Люди с настоящим сердцем и глазами служителя всегда побуждаются любовью к служению во всякое время, даже за пределами их "официального" служения. И они не станут пренебрегать служением в поместной церкви Христовой.
Вам может казаться, что за вами постоянно кто-то смотрит, вы можете быть ограничены необычным расписанием, вы можете чувствовать себя физически неспособными, но все равно можно найти способ служить. Люди с физическими недостатками часто делают огромный вклад в молитвенное служение, несмотря на свои недостатки. Человек, сердце которого желает служить, всегда найдет способ служить.
В нашей церкви есть стюардесса, которая работает на международных маршрутах. Иногда ее не бывает по несколько дней. Ее расписание не такое, как у всех, с понедельника по пятницу. Она всегда писала поощрительные письма, и ее служением было раздавать книги, но когда она присоединилась к нашей общине, она искала способ служения в группе с другими верующими скорее, чем индивидуально. Но как можно находиться в таком служении при таком рабочем графике? Очень скоро выяснилось, что ее духовным даром было обеспечение практических нужд. Она также преуспевает в гостеприимстве. Сейчас в нашей церкви она находится в группе служения, которое в основном занимается гостеприимством. Так как это групповое служение, ей не нужно присутствовать каждый раз, когда они принимают кого-то. Но когда она дома, она всегда оказывает содействие.
Духовные дары предназначены для использования в служении. Если бы Бог не предназначил вам дар для использования в вашей жизни, то не было бы больше никакой цели. Позволил ли бы Бог нам жить, не принося Ему никакой пользы? В Своей мудрости и провидении Он одарил каждого верующего к служению и хранит каждого из нас живыми для служения.
Сутью этой главы, однако, является призыв к дисциплинированному служению с целью, чтобы мы могли все больше уподобляться Иисусу. Некоторые духовные дары направлены на служения, которые не стоят в центре внимания. Поэтому массы часто относятся непредпочтительно к таким делам. Но все же, подобно Иисусу, несмотря на то, сколько общественного признания мы приобретаем в служении, мы также призваны иногда служить в тени. "У некоторых есть дар помощи, и действия этого дара обычно проявляются естественным образом, - пишет Джерри Уайт. - Для большинства христиан служение требует сознательного стремления". Он мог выразить эту мысль по-другому: "Служение требует дисциплины".
Служение - это часто тяжелая работа
Некоторые учат, что как только вы обнаружили ваш духовный Дар, служение становится просто радостью, не требующей никаких усилий. Но это не новозаветное христианство. Апостол Павел писал в Ефесянам 4:12 о совершении "святых, на дело служения". Иногда служение Богу и другим - это не меньше, чем тяжелая работа.
В Писании христиане названы не только детьми Божьими, но и слугами Бога. Вспомните, как Павел обычно начинает свои послания: называя себя слугой Бога, как. в Римлянам 1:1. Каждый христианин является Божьим слугой, а слуги должны трудиться.
Павел описывает свое служение Богу такими словами в Колоссянам 1:29: "Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно". Слово "труд" означает работать до изнеможения. Этому греческому слову, переведенному как "трудиться", сродни русское слово "усердствовать". Итак, для Павла служить Богу означало "страстно бороться до изнеможения". Это не значит, что это было жалким трудом; причина, по которой Павел трудился, заключалась в том, что единственным, кого он любил больше, чем служение к Богу, был Сам Бог. Бог наделяет нас силой служить Ему. Мы боремся в служении со всей Его энергией, которая так могущественно действует в нас. Истинное служение никогда не побуждается плотью. Но результатом Его силы, действующей в нас могущественно, является труд.
Это значит, что когда вы служите Господу в поместной церкви или в любом другом виде служения, зачастую это будет трудно. Если вы служите так, как Павел, иногда это будет мучительным и истощающим. Это заберет время. Вам всегда в глаза будут бросаться более привлекательные вещи, которыми вы могли бы заниматься. И служение Богу является тяжелой работой хотя бы потому, что это означает служить людям.
Но помните, что все, не стоящее служения, не достигает ничего. И даже хотя служение Богу может быть мучительной и изнуряющей работой, оно всегда достигает очень многого. И за эту работу даются большие награды. В Иоанна 4:34 мы читаем о том, как Иисус разговаривал с самарянкой. Перед этим Он целый день шел, Он устал, был голоден и жаждал. И все это потому, что Он служил Своему Отцу. Пока Он отдыхал возле колодца в Сихаре, самарянка пришла к колодцу, они поговорили, и ее жизнь навсегда изменилась. Когда она пошла в Сихарь рассказать другим об Иисусе, Его ученики вернулись из города, куда ходили купить еду. Когда они предложили Ему поесть, Он сказал: "Моя пища... исполнять волю Пославшего Меня и совершать Его дело".
Дело служения Богу было таким наполняющим и насыщающим для Иисуса, что Он назвал его Своей пищей. Из-за служения Богу Он часто так уставал, что мог заснуть во время шторма на открытой лодке. Однажды Он провел 40 дней, не прикасаясь к пище. В служении Иисусу часто приходилось спать на улице ,на земле. Ему приходилось вставать до рассвета, чтобы побыть хоть немножко одному. Но среди всей этой усталости, голода, жажды, боли и неудобств Иисус сказал, что дело служения Богу было таким значительным, что Он уподобил его еде! Оно питало Его и укрепляло Его, оно насыщало Его и Он поглощал его!
Служение Богу - это труд, но ни один труд не награждается так, как этот.
Дисциплинированное служение - это также вид самой длительной работы. В отличие от некоторых вещей, которыми мы занимаемся, служение Богу никогда не бывает тщетным. Тот же Павел, который страстно боролся, до истощения служа Богу, напоминает нам: "Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом" (1 Коринфянам 15:58).
Когда вы начинаете служить Богу, у вас тут же появляются искушения, что ваш труд тщетен. Приходят мысли, что ваше служение - это пустая трата времени, трудно сказать, к чему это все приведет. Но несмотря на то что вы думаете и что видите, Бог обещает, что ваш труд никогда не тщетен. Это не значит, что вы увидите плоды ваших трудов, на которые надеялись, или что у вас не будет появляться чувство, что ваши стремления ни к чему не привели. Но это значит, что даже если вы не видите доказательств, ваше служение Богу никогда не тщетно. Бог видит и знает ваше служение Ему и никогда не забудет о нем. Он наградит вас на Небесах за это. Потому что Он верный и справедливый Бог. Мне нравится, как сказано в Евреям 6:10: "Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд; любви.; которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым".
Дисциплинированное служение Богу - это труд, иногда тяжелый и изнурительный, но он будет пребывать вечно.
Более широкое применение
Поклонение усиливает служение; служение выражает поклонение. Благочестие требует от нас дисциплины для поддержания баланса между поклонением и служением. Те, кто могут спокойно служить, не участвуя в регулярных совместных поклонениях и не поклоняясь лично наедине, служат по плоти. Неважно, как долго они уже служат таким образом и настолько хорошо другие думают об их служении, их служение в действительности совершается не в силе Божьей, не так, как у Павла, а в своей собственной плотской силе.
В поклонении мы находим новые причины и желание для того, чтобы служить. Исайя сказал: "Вот я, пошли меня" только после видения Божьего. Порядок такой: поклонение, затем служение, наполненное поклонением. Как сказал А. Тозер: "Общение с Богом ведет прямо к поклонению и добрым делам. Это Богом установленный порядок, и он не может быть изменен". Дело служения является слишком трудным без силы, которую мы получаем для него через поклонение.
В то же время один из аспектов, которым измеряется эффективность и подлинность поклонения (как личного, так и общего) зависит от того, приводит ли оно к желанию служить. Исайя здесь является также классическим примером. Тозер снова прекрасно сказал: "Никто не может поклоняться Богу в духе и истине, прежде чем становится очень трудно отвергать обязательство перед святым служением".
Таким образом, мы должны поддерживать это, чтобы быть благочестивыми, мы должны упражнять себя в поклонении и служении. Делать одно без другого на самом деле значит не испытывать ни одного.
Вы должны служить, и вы одарены служить, но желаете ли вы служить? Израильтяне знали без сомнения, что Бог ожидал от них служения Ему, но Иисус Навин однажды посмотрел им в глаза и бросил им вызов, чтобы возбудить желание служить Богу: "Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу" (Иисуса Навина 24:15).
Когда я думаю о верном желании служить, вспоминаю о тихом маленьком человеке из одной церкви, в которой я был пресвитером. По воскресеньям никто не замечал, когда он приходил, потому что он приходил задолго до всех остальных. И он ставил свою старую машину в отдаленном мрачном углу стоянки, чтобы оставить лучшие места для других. Он открывал все двери, брал бюллетени и затем ждал на улице. Когда вы подходили, он давал вам бюллетень с большой улыбкой, но он не мог говорить. Ему становилось стыдно, когда новые прихожане задавали ему вопросы. Много лет назад что-то случилось с его голосом. Когда я познакомился с ним, ему было уже за 60 и он жил сам. Когда у него были проблемы с машиной, а это случалось часто, он никому никогда об этом не говорил и поэтому ходил больше мили в церковь пешком. Из-за его уязвимости его несколько раз грабили и избивали, по крайней мере, два раза за те три года, когда я был в той церкви. Некоторые члены церкви сказали мне, что, по их мнению, он потерял голос из-за того, что его однажды очень сильно избили много лет назад. У него были продолжительные артриты, которые сделали его сутулым и из-за которых он не мог поворачивать свою шею. Из-за этого ему было трудно заниматься этим: открывать двери и протягивать бюллетень. Но он всегда приходил, всегда улыбался, даже несмотря на то, что не мог проговорить ни слова. Все в его жизни складывалось так, что ни о нем, ни о его прошлом никто не говорил. Его даже звали Джимми Малыш. И все же, несмотря на свои проблемы, на свою отсталость и свои немощи, он с огромным желанием служил Богу. Он служил Богу дисциплинированным служением, на которые Бог не смотрел, как на что-то маленькое и тщетное.
Господь Иисус всегда был слугой всех, слугой слуг, Слугой. Он сказал: "А Я посреди вас, как служащий" (Луки 22:27). Если мы хотим быть подобными Христу, мы должны упражнять себя служить так, как служил Иисус.
ТРЕБУЮТСЯ: одаренные добровольцы для трудного служения в поместном представительстве Царствия Божьего. Мотивом служить должно быть повиновение Богу, радость, благодарность, прощение, смирение и любовь. Служение редко будет наполнено славой. Искушение оставить свое место служения иногда будет сильным. Добровольцы должны оставаться верными, несмотря на длинные часы работы, маленькие или невидимые результаты и возможное непризнание у людей, но признание у Бога в вечности.
Этот материал еще не обсуждался.