30.05.2014

Дональд Уитни

Духовное возрастание в христианской жизни

Скачать в других форматах:

Глава 9. Пост для достижения благочестия

Самопотворство это враг благодарности, а самодисциплина - это обычно ее друг и производитель. Вот почему обжорство является смертельным грехом. Древние отцы верили, что аппетиты человека на разные вещи тесно связаны между собой: набитый желудок и пресыщенный желудок притупляют голод и жажду достигать праведности. Они портят наш аппетит к Богу.

Корнелий Плантига

Ответьте быстро: как выглядят люди, которые постятся? Какой тип людей приходит вам сразу же на ум? Кажутся ли они вам немного странными? Такие ли это люди, как Иоанн Креститель? Или крепкие орешки?

Приходит ли вам на ум Иисус, когда вы думаете о посте и о "постящихся"? Вы знаете, что Иисус также постился и других учил этому. Но тем не менее по поводу поста существует много недоразумений, и его боятся больше, чем других духовных дисциплин.

Одна из причин, по которой многие так боятся поста, заключается в том, что они думают, что пост превратит их в таких людей, какими они не хотят быть, и из-за него произойдет что-то нежелательное. Мы боимся, что пост сделает нас фанатиками с ввалившимися глазами. Мы боимся, что он причинит нам ужасные страдания и оставит о себе только негативные впечатления. Для некоторых христиан поститься ради целей, описанных в Писании, так же немыслимо, как побрить свою голову или пройтись босиком по горячим углям.

По поводу поста существует так много недоразумений из-за недостатка опознания его пользы. Хотя сегодня к посту проявляется больше интереса, чем во второй половине XIX и в начале XX веков, все же много ли людей вы встречаете, которые регулярно постятся? Много ли проповедей вы слышали на эту тему? В большинстве христианских кругов вы редко услышите, чтобы упоминался пост. Лишь немногие читали о нем что-нибудь. Но тем не менее в Библии пост упоминается чаше, чем то же немаловажное крещение (о посте сказано около 77 раз, о крещении около 75 раз).

Христиане из обжорливого, ни в чем себе не отказывающего, самопотворствующего общества всячески противятся принятию поста и не желают поститься. Кроме поста, только некоторые другие дисциплины идут так радикально против плоти и сегодняшней культуры. Мы не можем даже представить всю библейскую важность поста. Некоторые, разумеется, не могут поститься из-за проблем, связанных со здоровьем. Но большинство из нас даже не старается увидеть пользу поста в дисциплинированном достижении благочестия.

Объяснение поста

Библия определяет пост как добровольное воздержание от пищи ради духовных целей. Именно христианина, потому что если постится неверующий, то он не приобретет никакой вечной ценности, т.к. цели этой дисциплины должны быть сосредоточены на Боге. Это именно добровольный акт, т.к. пост не должен быть принудительным. Пост - это не просто самая жесткая диета для вашего тела; это воздержание от пищи для духовных целей.

Понятие поста намного шире, чем его обычно рассматривают. Ричард Фостер определяет пост как "добровольное отречение от обычной деятельности ради усиления духовной активности". То есть пост не всегда касается воздержания от еды. Иногда нам нужно поститься от общения с другими людьми, от средств массовой информации, от телефона, от разговора, от сна и так далее, для того чтобы больше погрузиться в духовную деятельность.

Мартин Ллойд-Джонс соглашается с таким более широким определением поста.

"Чтобы внести полную ясность, нужно добавить, что пост, если мы хотим правильно понимать его, не должен ограничиваться только вопросом еды и питья; пост может включать в себя воздержание даже от любых законных и правильных вещей ради конкретных духовных целей. В нашем теле есть много физических функций, которые совершенно правильны, но по некоторым причинам иногда их нужно контролировать. Вот это и есть пост. Я считаю, что приблизительно таким должно быть общее определение того, что подразумевается под словом пост".

Однако Библия говорит о посте только в его прямом смысле, т.е. воздержание от пищи. И в этой главе я ограничусь рассматриванием именно этого вида поста.

Библия учит, что существует несколько видов поста. Хотя в ней нет тех названий, которые мы сегодня употребляем, чтобы описать эти посты, каждый из них можно в отдельности увидеть.

Обычный пост заключается в воздержании только от еды, но не от воды. В Матфея 4:2 нам говорится: "Постившись сорок деей и сорок ночей", Иисус "напоследок взалкал". Не сказано, что Он жаждал. Дальше, в Луки 4:2, говорится, что Он ничего не ел в те дни, но не сказано, что Он ничего не пил. Так как тело может функционировать нормально без воды не больше трех дней, мы полагаем, что Он пил воду. Воздерживаться от еды, но пить воду или, возможно, фруктовые соки - это самая обычная форма христианского поста.

Частичный пост - это частичное, но не полное воздержание от пищи. Даниил и три его друга десять дней имели только овощи и воду для питья (Даниила 1:12). Об Иоанне Крестителе сказано, что "его пищею были акриды и дикий мед" (Матфея 3:4). На протяжении истории христиане соблюдали частичный пост, принимая меньше еды, чем обычно, в течение определенного времени, или принимая только очень простую пищу.

Полный пост - это отказ от всякой пищи и жидкости, даже воды. Нам сказано, что Ездра "хлеба не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев" (Ездры 10:6). Когда Есфирь попросила иудеев поститься и молиться за нее, она сказала: "Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью" (Есфирь 4:16). Апостол Павел был обращен по дороге в Дамаск; в Деяниях 9:9 сказано, что "три дня он не видел, и не ел и не пил".

Библия также описывает сверхъестественный пост. Нам дано два примера. Когда Моисей встретился с Богом на горе Синай, он написал: "И пробыл на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел, и воды не пил" (Второзаконие 9:9). В Третьей книге Царств 19:8 говорится, что Илия, скорее всего, повторил сверхъестественный пост Моисея: "И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией". Для такого рода поста требовалось Божье непосредственное и сверхъестественное вмешательство в физические процессы тела. Такой пост нельзя повторить без конкретного призвания и чудесного Божьего провидения.

О личном посте в этой главе будет говориться больше всего. В 6-й главе от Матфея, стихи 16-18, Иисус учил, чтобы при посте нас не замечали другие.

Такой вид поста, как пост целого собрания, мы находим в Иоиля 2:15-16: "Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание". По крайней мере, какая-то часть антиохийской церкви постилась вместе, как свидетельствует Лука в Деяниях 13:2: "Когда они служили Господу и постились".

Библия также говорит о всенародных постах. Ответом царя Иосафата на нападение во 2 Паралипоменон 20:3 было объявление всенародного поста: "И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее". Иудеи были призваны к всенародному посту в Неемии 9:1 ив Есфирь 4:16, а также царь Ниневии провозгласил пост в ответ на проповедь Ионы (3:5-8). Когда наша нация становилась на ноги, Конгресс провозгласил три всенародных поста. Президенты Джон Адаме, Джеймс Мадисон призывали американцев поститься, то же самое делал и Авраам Линкольн в трех отдельных случаях во время гражданской войны.

Был один постоянный пост, который Бог заповедал в Ветхом Завете. Каждый иудей должен был смирять душу в день искупления (Левит 16:29-31). Будучи в Вавилоне, иудейские вожди ввели четыре других ежегодных поста (Захария 8:19). Фарисей в Луки 18:12 расхваливает себя в молитве за соблюдение традиции фарисеев, говоря: "Пощусь два раза в неделю". Хотя в Библии ничего не говорится о регулярном посте, известно, что Джон Уэсли не допускал никого к служению в его движении, известном как методистское, если тот человек не постился каждую среду и пятницу.

И последнее, в Библии говорится о постах, которые мы совершаем по тому или иному случаю, когда возникает определенная нужда. К такому роду поста призывали людей Иосафат и Есфирь. О таком посте говорит Иисус в Матфея 9:15: "Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься".

Сегодня среди христиан наиболее распространены три вида поста: обычный (воздержание от еды, но не от воды), личный и вынужденный.

Бог хочет, чтобы мы постились

Для тех, кто не знаком с постом, самой удивительной частью этой главы может быть открытие для себя того факта, что Иисус хотел, чтобы Его ученики постились.

Заметьте слова Иисуса в начале 16-го и 17-го стихов 6-й главы Матфея: "Также, когда поститесь... А ты, когда постишься...". Давая нам указания о том, что следует делать при посте и чего не следует, Иисус подразумевал, что мы должны поститься.

Это становится еще более очевидным, когда мы сравниваем эти стихи с Его словами о милостыне в той же главе Матфея, стихи 2-3: "Итак, когда творишьмилостыню... У тебя же, когда творишь милостыню...". Сравните это также с Его словами о молитве в том же месте, стихи 5-7: "И когда молишься... Ты же, когда молишься... А молясь...". Никто не сомневается в том, что мы должны давать милостыню и молиться. Эти стихи часто используются при учении о принципах Иисуса относительно милостыни и молитвы. И так как ни здесь, ни в каком другом месте Писания не говорится о том, что нам больше не нужно поститься, и так как мы знаем, что христиане в Деяниях постились (9:9; 13:2; 14:23), мы можем сделать вывод, что Иисус и сегодня хочет, чтобы Его последователи постились.

Но все же яснее об этом говорят слова Иисуса в Матфея 9:14-15. Сразу же после призвания мытаря Матфея следовать за Ним Иисус был гостем на пире в доме Матфея. Фарисеи пришли и спрашивали, как мог Иисус есть с таким грешником. У учеников Иоанна Крестителя с этим также была проблема. Как и Иоанн, они были простыми людьми с грубой, простой диетой. Они участвовали в служении, которое призывало людей к покаянию, и пост был частью этого служения. Если они должны были указывать людям на Христа, как это делал Иоанн, то им очень трудно было понять, как Он может пиршествовать в то время, когда они должны были поститься. Поэтому они пришли к Нему и спросили: "Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" Иисус ответил: "Могут ли песелиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни; когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься".

Иисус сказал, что придет время, когда Его ученики "будут поститься". Это время уже давно настало. Пока Иисус, Жених Церкви, не вернется, Он хочет, чтобы мы постились.

Другие наставления, которые Он оставил нам в дополнение к уже упомянутым заповедям, находятся в Матфея 6:16-18. Там Иисус дает нам Свой запрет, Свое одобрительное повеление и обещание. Первым идет повеление, запрещающее некоторые вещи: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою". Когда вы поститесь, вы не должны выглядеть постящимися. У вас не должно быть жалкого вида, как будто вы страдаете. И не пренебрегайте своим внешним видом.

Затем следует ободрительное повеление: "А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне". Вместо того чтобы выглядеть, как голодный нищий, имейте такой внешний вид, чтобы никто и не подумал, что вы поститесь. Единственный наблюдатель вашего поста должен быть Тот, Кто втайне. Никто другой не должен знать, что вы поститесь; только если это совершенно неизбежно или необходимо.

И далее Иисус дает нам обещание, связанное с постом: "Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". Обещание, что Бог благословит вас и наградит за ваш пост, проведенный согласно Его Слову, является таким же истинным и правдивым, как и любое другое обетование Библии.

Интересно, что Иисус не дает нам никакого повеления относительно того, как часто или как долго мы должны поститься Как и любая другая дисциплина из Писания, пост не должен иметь законнического графика и характера. Пост - это привилегия и возможность искать Божью благодать, которая открыта нам всякий раз, когда мы желаем найти ее.

Как долго мы должны поститься? Это касается только вас и водительства Святого Духа. В Библии есть случаи постов, которые длились один день или только часть дня (Судей 20:26; 1 Царств 7:6; 2 Царств 1:12; 3:35; Неемии 9:1; Иеремии 36:6), одну ночь (Даниила 6:18-24), три дня (Есфирь 4:16; Деяния 9:9), семь дней (1 Царств 31:13; 2 Царств 12:16-23), четырнадцать дней (Деяния 27:33-34), двадцать один день (Даниила 10:3-13), сорок дней (Второзаконие 9:9; 3 Царств 19:8; Матфея 4:2); также говорится о постах неопределенной продолжительности (Матфея 9:14; Луки 2:37; Деяния 13:2; 14:2-3).

Поститься нужно для определенной цели

Библейский пост - это не просто воздержание от пищи. Если вы поститесь без духовной дели, то это не принесет вам ничего, кроме потери веса. Вы будете подобны человеку, который сказал одному писателю по поводу поста:

"Я постился в нескольких случаях, но ничего не произошло. Я просто становился голодным... Несколько лет назад я слышал, как два пастора рассуждали о посте. По их рекомендации я и попробо~ вал поститься первый раз. Они сказали, что так заповедано в Библии и каждый христианин должен исполнять это. Так как я был христианином, я и попробовал это. Повременив несколько дней, я набрался достаточно смелости, чтобы начать. Я не подошел к столу, когда моя семья завтракала, потому что я думал, что у меня не хватит силы воли удержаться от еды, и я пошел на работу. На перерыве, когда все ушли пить кофе, я еле сдержался и даже немного соврал, когда меня спросили, почему отказываюсь. Единственное, о чем я мог думать, это была еда. Я сказал себе: "Если я доживу до конца этого дня, я больше за это никогда не возьмусь". После обеда было еще хуже. Я пытался сосредоточиться на работе, но все время слышал бурчание в моем животе. Вечером жена приготовила ужин для себя и ребенка, и мне пришлось очень трудно, ибо все, что я чувствовал, это были ароматы вкусной еды. Я подсчитал, что если дотяну до полночи, это будут ровно сутки с момента, когда я начал поститься. Я дождался полночи, но сразу же после удара часов я "зарылся в еду". И поэтому я не думаю, что этот пост мне хоть чем-нибудь помог".

И, скорее всего, этот человек был прав. Он постился без всякой цели. А без цели пост может быть жалким, бесполезным занятием.

В Писании дается много целей для поста. Я разделил их на десять основных категорий. И когда бы вы ни постились, вы должны это делать, по крайней мере, с одной из этих целей. Заметьте, что здесь нет цели заслужить благосклонность Бога. Мы не можем использовать пост как способ произвести впечатление на Бога или для того, чтобы заработать Его благосклонность. Бог благосклонен к нам благодаря делу Иисуса Христа, а не нашим делам. Пост не принесет нам никакой пользы, если мы не пришли к Богу через покаяние и веру. Смотрите Ефесянам 2:1-10, Титу 3:5-7.

Для усиления молитвы

"Когда бы человек ни молился Богу о каком-то великом деле, - писал Джон Кальвин, - было бы целесообразно еще и поститься наряду с молитвами".

В посте есть что-то такое, что заостряет кончик нашего ходатайства и придает страсть нашим молитвам. Поэтому Божьи люди часто прибегали к посту, когда появлялись особые безотлагательные заботы, которые они приносили перед Отцом.

Когда Ездра собирался вести избранных иудеев обратно в Иерусалим, он провозгласил пост, чтобы народ ревностно искал Бога для безопасного перехода. Им предстояло столкнуться со многими опасностями на их пути в 900 миль, и при этом у них не было военизированной охраны. Это не было обычным делом, которое нужно было вознести перед Богом. "Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, - говорит Ездра в 8:23, - и Он услышал нас".

Библия не учит, что пост - это какая-то духовная голодовка, которая заставляет Бога исполнять наши прихоти. Если мы просим чего-нибудь не по воле Божьей, пост никогда не заставит Его передумать. Пост усиливает не столько слышание Божье, сколько нашу молитву. Артур Уолис в своей книге "Богом избранный пост" заметил:

"Пост придает нашим молитвам дух безотлагательности и важности, а также придает силу нашему ходатайству в небесных дворах. Человек, который молится и при этом постится, дает понять небесам, что он истинно ревнует о том или ином деле... Причем выражает он свою ревность и настойчивость таким способом, который установил и избрал Сам Бог. Он делает так, чтобы его голос был услышан на небесах. Богу всегда угодно и приятно слышать молитвы Своего народа. Но Ему также угодно, чтобы мы подкрепляли свои молитвы таким способом, который Он Сам установил".

Неемия (1:4) "постился и молился пред Богом небесным". Даниил (9:3) "обратил лице" свое "к Господу Богу с молитвою и молением, в посте". В прямой заповеди через пророка Иоиля Израилю было сказано: "Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании" (Иоиля 2:12). В Деяниях 13:3 нам говорится, что только после того как церковь в Антиохии попостилась и помолилась, они возложили руки на Варнаву и Савла и отпустили их в первое миссионерское путешествие.

Самым важным аспектом этой дисциплины является ее влияние на молитву. Вы заметите, что все библейские цели поста прямым или косвенным образом связаны с молитвой.

Пост - один из лучших друзей, которых мы можем пригласить в нашу молитвенную жизнь. Однако, несмотря на всю потенциальную силу поста, кажется, что очень немногие желают наслаждаться его пользой и преимуществами. Вновь процитируем Уолиса:

"Давая нам привилегию поститься наряду с молитвой, Бог добавил к нашим духовным доспехам мощное оружие. И церковь в своей глупости и невежестве очень часто смотрела на это оружие, как на нечто совершенно устаревшее. Она отбросила его в темный угол на съедение ржавчине, где оно и лежало в забвении в течение многих веков. И тот неминуемый кризис, через который обязательно пройдут церковь и мир, требует полного восстановления употребления поста".

Для поиска Божьего водительства и руководства

В Библии описывается пост как возможность более ясно и четко определить для себя волю Божью.

В 20-й главе Книги Судей говорится о том, как одиннадцать колен Израилевых готовились к войне с Израильским коленом Вениамина. Воины собрались у Гивы Вениаминовой, потому что в этом городе было совершено ужасное преступление, шокировавшее весь Израиль. Перед тем как идти в битву, они искали Господа, и хотя по своей численности превышали Фениамитян в соотношении 15:1, они потерпели поражение в битве и потеряли двадцать две тысячи человек. На следующий день они искали Господа в молитве и плаче, но снова проиграли бой с тысячами потерь. Находясь в замешательстве, третий раз они не только искали руководства от Господа в молитве и плаче, но также "постились в тот день до вечера" (стих 26). "Выходить ли нам еще на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет?" - спрашивали они. И тогда Господь ясно открыл им Свою волю: "Идите, Я завтра предам его в руки ваши" (стих 28). Только после того как они взыскали Господа в посте, Он дал Израилю победу.

Согласно Книге Деяний 14:23, прежде чем Павел и Варнава назначили пресвитеров в основанных ими церквах, они сначала молились с постом для получения Божьего водительства и руководства.

Прежде чем приступать к своему сражению, Дэвид Брейнерд молился с постом, чтобы получить от Господа руководство. В понедельник, 19 апреля 1742 года, он записал в своем дневнике: "Я отвел этот день для поста и молитвы Богу для получения Его благодати; особенно, чтобы Он приготовил меня на дело служения, дал мне Свою божественную помощь и направление в моих приготовлениях к этому великому труду и в Свое время послал меня на Свою жатву". И вот что он сказал о том, что пережил в тот день:

"Я ощущал силу Божью, ведущую меня к ходатайству за драгоценные, бессмертные души, за продвижение Царства моего доброго Господа и Спасителя, а также я ощущал глубокий, блаженный покой и даже утешение и радость в мыслях о страдании и скорбях, трудностях и даже самой смерти, так что мне захотелось ее... Моя душа пылала огромным пламенным желанием о спасении мира, о спасении множества душ. Я думаю, что я был даже более заинтересован в грешниках, чем в детях Божьих, хотя чувствовал, что смогу всю свою жизнь вопиять как за тех, так и за других. И я наслаждался с огромной сладостью общения с моим дорогим Спасителем. Я думаю, что никогда еще в жизни не испытывал такого полного освобождения от пагубного влияния мира, такой огромной отданности Богу во всем".

Пост не гарантирует нам то, что мы обязательно получим ясное руководство от Бога. Однако если мы будем правильно его практиковать, он сделает нас более и более восприимчивыми к Тому, Кто любит вести и направлять нас.

Для того, чтобы выразить свою печаль и горе

Первые три из четырех ссылок на Писание о посте связаны с выражением горя. Как говорится в Книге Судей 20:26, одной из причин, почему израильтяне плакали и постились перед Господом, было не только то, что они искали Его руководства, но через это они также выражали свою скорбь за сорок тысяч братьев, погибших во время битвы. Когда царь Саул был убит в битве с филистимлянами, мужи Иависа Галаадского шли целую ночь, чтобы отобрать тело царя и его сыновей. В Первой книге Царств 31:13 говорится, что после погребения они, скорбя о погибших, постились семь дней. В следующей главе говорится о реакции Давида и его людей на эти новости: "Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча" (2 Царств 1:11-12).

Через лост может выражаться не только горе, вызванное смертью, через пост может выражаться скорбь, вызванная и другими событиями. Христиане постились из-за горести и печали, вызванной их грехами. Никто от нас не требует платить за наши грехи, потому что мы не сможем этого сделать и потому что Христос уже совершил это однажды за всех (1 Петра 3:18). Бог обещал, что "если мы исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, очистит нас от всякой неправды" (1 Иоанна 1:9). Но это вовсе не означает, что исповедание - это нечто легкое и ничего не стоящее дело, всего лишь простое, формальное произнесение слов, этакий устный ритуал. Простое признание не является исповеданием. Нашим легкомысленным взглядом на исповедание бесчестится Христос, несмотря на то что мы ценим то, как дорого стоили Ему наши грехи. Хотя это не является духовным самобичеванием, библейское исповедание все же включает в себя определенную степень горести и сожаление за содеянные нами грехи. И ввиду того что пост может быть выражением нашей горести и скорби, будет абсолютно праведным и подходящим, если пост станет добровольной искренней частью нашего исповедания. В моей жизни было несколько случаев, когда я настолько глубоко печалился из-за греха, что, казалось, одними словами не смогу объяснить Богу то, что мне хотелось. И хотя это абсолютно не сделало меня более заслуживающим прощения, все же пост передал ту скорбь и исповедание, которые я не смог бы передать одними словами.

Пост может также быть средством выражения скорби и огорчения за грехи других людей, например, за грехи людей в вашей церкви или в вашей стране. Когда царь Саул в своей неправедной ревности хотел убить Давида, то согласно 1 Царств 20:34 сын Саула Ионафан сделал следующее: "...и встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячия; потому что скорбел о Давиде, и потому что обидел его отец его".

У нас с Кэффи есть одна подруга, которая была христианкой всего несколько лет. Когда она отошла от веры, перестав исповедовать христианство, мы выражали свою скорбь и молились за нее несколько дней в нашем общем посте. Хотя мы несколько раз открыто говорили ей о ее ситуации, она сказала после своего возвращения в церковь, что то, что она знала о нашем посте за нее, стало одним из важнейших поворотных моментов, благодаря которому она вернулась в церковь. Наша церковь также совершала несколько совместных постов в нескольких случаях частично для того, чтобы выразить Господу нашу скорбь за грехи нашего народа.

Так как пост часто является средством выражения Богу глубины наших чувств, для молитв, движимых горем и скорбью, будет вполне нормально, если они будут сопровождаться как слезами, так и постом.

Для поиска освобождения или защиты

Одним из наиболее распространенных видов поста в библейские времена был пост с целью искать спасение от врагов или обстоятельств. После того как царя Иосафата известили о том, что против него идет огромная вражеская армия, "...убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее. И собрались Иудеи просить помощи у Господа; из всех городов Иудиных пришли они умолять Господа" (2 Паралипоменон 20:3-4).

Мы уже читали о посте, назначенном Ездрой, когда он вел в Иерусалим группу сосланных евреев. Мы заметили, что они постились с целью усилить их молитвы. Но заметьте, глядя на больший контекст Ездры 8:21-23, что причина, по которой они молились с постом, заключалась в том, что они просили Божьей защиты:

"И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути; ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего на всех, прибегающих к Нему, есть благодеющая, а на всех, оставляющих Его - могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем; и Он услышал нас".

Самый известный совместный пост, описанный в Писании, был пост, о котором говорится в книге Есфирь 4:16. Этот пост был назначен царицей Есфирью как часть ее прошения Богу и Его защите от ярости царя. Она планировала войти в царский двор царя Артаксеркса, не получив на это приглашения, для того чтобы просить его защитить евреев и спасти их от массового уничтожения. Она сказала своему дяде по имени Мардохей: "Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду так же поститься, и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть, погибну".

Когда наша церковь совершает однодневный пост, изливая печаль за грехи нашей страны, мы также молимся Господу о защите и освобождении нас от врагов, которые могут напасть на нас из-за совершенных нами грехов. Мы осознаем, что Он часто наказывал Израиль за его грехи тем, что позволял врагам Израиля атаковать и побеждать евреев и иметь над ними преимущество, как военное, так и экономическое. Возможно, мы не задумываемся достаточно часто о реальности греха, совершенного целой страной, а также о том, что христианам приходится проходить и лично переживать часть того Божьего суда, который сходит на всю страну, хотя мы, верующие, и не участвовали непосредственно в этом национальном грехе.

Но не все посты о защите и освобождении совершаются совместно с другими верующими. Давид написал 108-й Псалом в качестве своего личного обращения к Богу о защите от своих врагов и особенно от их лидера. Его личный пост сопровождался его молитвой, о чем свидетельствует 24-й стих: "Колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука". Очевидно, это был необычно длинный пост.

В качестве нашей защиты против гонений за нашу веру со стороны нашей семьи, коллег по учебе и работе, соседей мы должны употреблять не плотские усилия, а пост. Обычно мы попадаем в искушение отвечать злом за зло, давать сдачу в гневе, в оскорблении, отвечать обвинением на обвинение или даже обращаться в юридические инстанции. Но вместо того чтобы прибегать к политическим махинациям, сплетням и подражанию мирским приемам, которыми пользуются наши враги, мы должны обращаться к Богу в посте, прося у Него защиты и освобождения.

Для выражения покаяния и возвращения к Богу

Пост этого рода очень похож на пост, при котором выражается скорбь и печаль по поводу содеянных грехов. Но как покаяние является изменением мышления, приводящим к изменению поступков, так и пост может выражать нечто большее, чем печаль о содеянных грехах. Пост также может быть знамением того, что человек обязуется быть послушным Богу и идти по новому направлению.

Израильтяне выразили свое покаяние через пост в Первой книге Царств 7:6: "...и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом".

В Иоиля 2:12 Господь конкретным образом повелел Своему народу ознаменовать постом свое покаяние и возвращение к Нему: "Но и ныне еще говорит Господь: обратись ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании".

Нет сомнений, что самым грандиозным постом из всех, когда-либо описанных, был пост в Книге Ионы 3:5-8. Через этот пост жители Ниневии выражали свое покаяние. После того как Бог благословил проповедь Ионы великим духовным пробуждением, ниневитяне поверили Богу. Они объявили пост, и каждый из них, от самых больших и до самых малых, оделись во вретище (т.е. мешковину). Когда новости Ионы достигли ушей царя Ниневии, он встал со своего престола, снял с себя царские одежды, одел вретище и сел на пепле. После этого он издал в Ниневии указ о посте: "И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих".

Пост не только может выражать покаяние, а наоборот, без покаяния пост может быть просто напрасным. Как и в случае со всеми духовными дисциплинами, пост может превратиться всего лишь в "мертвое дело", если мы упорно продолжаем ожесточать свое сердце на Божий призыв покончить с определенными грехами в нашей жизни. Мы никогда не должны окунаться в духовные дисциплины с целью заглушить Божий голос, конкретно говорящий нам об оставлении тех или иных грехов.

Если мы пытаемся использовать пост для того, чтобы немного наказать себя за те грехи, которые мы любим и хотим продолжать делать, то мы извращаем истинный смысл поста. Один из наиболее решительных пуританских писателей Томас Бостон сказал:

"Напрасно вы поститесь и ищите смирения, и исповедуете грехи ваши, если ваша любовь ко греху не обратится в ненависть; если вы не возненавидите грех всем своим сердцем и если ваше стремление ко греху не превратится в жажду избавиться от него и жажду отвергать все его проявления, входящие в ваши сердца и влекущие за собой растление вашей жизни. Все это напрасно, если мы не обратимся к Богу как к нашему праведному Господу и снова не вернемся к тому, что является нашим христианским долгом".

Чтобы смирять себя перед Богом

Когда пост производится по правильным мотивам, он может быть физическим выражением смирения перед Богом, так же как и преклонение колен и поднятие рук в молитве может отражать смирение перед Ним. И так как есть времена, когда вы ощущаете нужду выразить смирение перед Господом, молясь на коленях или упав на лицо, так же существуют и времена, .когда вы желаете выразить свое смирение в деятельности всякого рода на протяжении дня через пост.

Многие из тех, кто привыкли выражать смирение в молитве через преклонение колен, могут спросить, зачем нам нужно выражать смирение, постясь целый день. В ответ на этот вопрос Джон Кальвин также ответил вопросом: "А почему бы и нет? Ибо если он (пост) является святым упражнением как для смирения человеков, так и для исповедания этого смирения, то почему наша нужда должна быть в нем меньше, чем нужда древних?... Почему и нам не следует делать того же?"

Один из самых нечестивых царей в иудейской истории, царь Ахав, в конце концов смирился перед Богом и выразил это постом: "Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слове Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его" (3 Царств 21:27-29).

Точно так же смирил себя перед Господом и один из самых благочестивых людей в Израиле. Царь Давид написал в 34-м Псалме: "Я одевался во вретище и смирял постом душу свою" (стих 13).

Помните, что пост сам по себе не является смирением перед Господом, но средством выражения смирения. В фарисее из рассказа в Луки 18:12, который говорил Богу, что он постится два раза в неделю, не было смирения. Давид Смит, автор книги "Пост: пренебреженное упражнение", напоминает нам:

"Мы не должны делать заключение, что в самом акте поста лежит некая сила и мы сами себя делаем более смиренными; в грешном человеке нет никакой силы, благодаря которой он может сделать себя благочестивым; но тем не менее эта сила есть в определенных Богом каналах благодати. Если мы силой Святого Духа умерщвляем дела плоти (через пост), мы будем возрастать в благодати, но слава такого изменения принадлежит одному Богу".

Дня выражения заботы о деле Божьем

Так же как родитель может поститься и молиться, заботясь о том, чтобы дело Божье совершилось в его ребенке, так и христиане могут поститься и молиться, чувствуя ответственность за дело Божье в более широком масштабе.

Христианин может ощущать побуждение поститься и молиться за совершение Божьей работы в том месте, которое пережило трагедию, разочарование или очевидное поражение. Такой была причина Неемии, когда он услышал, что, несмотря на возвращение иудеев в Иерусалим, у города по-прежнему не было стены для защиты. "И сказали они мне: оставшиеся, которые остались от плена, находятся там, в стране своей, в великом бедствии и в уничижении; и стена Иерусалима разрушена, и ворота его сожжены огнем. Услышав эти слова, я сел, и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным" (Неемии 1:3-4). После своего поста Неемия начал работу, чтобы совершить что-то явное и публичное и укрепить таким образом дело Божье.

Даниил тоже был озабочен возвращением иудеев из плена и восстановлением Иерусалима. И он также выразил это постом. "И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле" (Даниила 9:3).

Забота о деле Божьем посвященного верующего Давида Бреинерда часто находила свое выражение в посте и молитве. В своем дневнике он записал 14 июня 1742 года свою заботу о деле, к которому, как он верил, Бог призвал его:

"Я посвятил этот день для тайного поста и молитвы вечному Богу, чтобы Он направил и благословил меня на великое дело, которое лежит у меня на сердце, дело проповеди Евангелия... Бог дал мне способность пламенно сражаться в ходатайственной молитве за отсутствующих друзей... Господь посетил меня в молитве чудным образом. Не думаю, что моя душа испытывала когда-либо что-то подобное. Я чувствовал себя, как будто у меня не было никаких ограничений, ибо сокровища божественной благодати были открыты для меня. Я сражался за отсутствующих друзей, за сбор душ, за множество несчастных душ и за многих, кого я считал Божьими детьми, находящихся во многих отдаленных местах".

Несомненно, мы не сможем поститься непрестанно, но да даст Господь нам время от времени переживать озабоченность о Его труде настолько сильно, чтобы наша обычная забота о еде показалась нам второстепенной по сравнению с Его делом.

Для служения нуждам других людей

Те, кто думают, что духовные дисциплины воспитывают в человеке наклонности к эгоизму и независимости, должны обратить внимание на то, что говорится в Исайи 58:6-7. Это место является самым лучшим местом в Писании о посте. В нем говорится исключительно о посте, причем Бог подчеркивает связь поста с разделением нужд других людей. Люди, к которым адресуются этим слова, жаловались Господу на то, что они постились и смиряли себя перед Ним, но Он не ответил на их молитвы и посты. Но причина, по которой Бог не услышал их, заключалась в их непослушании. Их жизнь находилась в лицемерном контрасте и несоответствии с их молитвами и постами: "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других, - сказал Господь, - вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте". Пост нельзя изолировать от всей остальной жизни. Духовные дисциплины не находятся где-то в одиночестве. Бог не благословит наше применение любой дисциплины, включая и пост, если мы отвергаем Его слово о том, какими должны быть наши взаимоотношения с другими. Что же нам делать? Как же нам поститься по воле Божьей? В 6-7-м стихах Господь говорит: "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся". Другими словами, Богу угоден такой пост, в результате которого мы заботимся не только о себе, но и о других.

Кто-то возразит: "Но позвольте, я настолько занят разрешением моих собственных нужд и нужд моей семьи, что у меня нет времени служить другим людям". Это как раз то, когда вы можете поститься ради служения нуждам других. Пропустите один прием пищи или не ешьте целый день и используйте это время для служения. Таким образом вы не потратите время, которое вы должны посвящать другим делам. Несколько месяцев назад я начал планировать совершать пост один раз в неделю. И то время, которое обычно уходило на прием пищи, в те дни я решил посвящать для духовной работы с другими людьми. Я был удивлен, когда увидел, насколько удобно это позднее вечернее время для многих людей. В результате этого то время, которое я получил благодаря моему посту, стало для меня наиболее продуктивным для разрешения нужд людей и позволило служить людям один на один.

Есть и другие способы поста для разрешения нужд других людей. Многие постятся для того, чтобы дать нищему или в церковь те деньги, которые могли бы потратить на еду в течение периода их поста. Подумайте о такой возможности использовать деньги и время на нужды других людей.

Чтобы преодолеть искушение и посвятить себя Богу

Попросите христиан дать посту библейскую характеристику, и большинство, возможно, сразу же подумает о сверхъестественном посте Иисуса перед Его искушением в Матфея 4:1-11. Второй стих этого знакомого места говорит нам, что Иисус постился "сорок дней и сорок ночей". В течение этого -продолжительного поста Он духовно укрепился и был приготовлен отразить прямое искушение от самого сатаны. Это было самым сильным искушением, если не брать во внимание Гефсиманию. Во время этого поста Он также посвятил Себя Отцу на публичное служение, которое Ему предстояло начать вскоре после этого.

Нигде в Писании нам не говорится поститься сорок дней или какой-то конкретный промежуток времени. Но это не значит, что нам нечего взять для себя, глядя на необычное переживание Иисуса. Один из принципов, которому мы учимся из примера Иисуса, такой: пост - это способ преодолеть искушение и с новыми силами посвятить себя Отцу.

Иногда мы боремся с искушением или пытаемся отделаться от него, в то время как нам нужна сверхъестественная духовная сила, чтобы преодолеть его. Возможно, мы путешествуем во время отпуска без мужа (или жены) и вокруг нас изобилуют искушения впасть в блуд и супружескую неверность. При начале обучения или перемене работы, или служения могут возникать новые искушения, поэтому зачастую необходимо пересмотреть свое посвящение Господу. Перед нами часто предстает выбор, который приносит с собой искушения. Пойти ли нам на другую работу, где платят намного больше денег, но при этом нашей семье мы будем уделять намного меньше времени? Согласиться ли нам на повышение должности, при котором нужно будет уехать в другое место, но это будет означать конец нашего важного служения в поместной церкви или это будет переезд в такое место, где пострадает духовный рост нашей семьи? При исключительных искушениях требуется исключительное решение, и правильным христианским ответом на такие ситуации является пост с целью преодоления искушения и обновления нашего посвящения Богу.

Чтобы выразить любовь и поклонение Богу

Вполне возможно, что вы поститесь, когда вас постигают определенные трудности или вы попадаете в какие-то тяжелые ситуации. Но Библия говорит, что пост может быть актом выражения поклонения Богу.

Во 2-й главе Луки говорится о незабываемой женщине, чьи 84 года промелькнули перед нами в трех коротких стихах. Ее звали Анна. В Луки 2:37 вкратце описывается ее жизнь: "Она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь". Хотя по контексту история Анны в основном относится к тому, что Иосиф и Мария принесли новорожденного Иисуса в храм, давайте все же посмотрим на то, как эта женщина жила изо дня в день. Анна была замужем всего семь лет и затем стала вдовой. Если предположить, что ока вышла замуж, будучи молодой женщиной, то мы увидим, что эта благочестивая женщина посвятила полвека день и ночь поклоняться Богу "постом и молитвою".

Через пост вы можете выразить то, что вы находите самое большое удовольствие и самую огромную радость только в Боге. В этом случае упражнение в посте означает, что вы любите Бога больше пищи, что поиск Его для вас более важен, чем еда. Это чтит Бога и является формой поклонения Ему как Богу. Это означает, что чрево не является вашим богом, в отличие от некоторых (см. Филиппийцам 3:19). Но оно подчинено Богу и пост доказывает это, потому что вы желаете подчинить желания чрева желаниям Духа.

На протяжении всей истории христиане постились с целью приготовиться к Вечере Господней. В придачу к элементам покаяния и смирения пред Богом при таком роде поста человеку было легче сосредоточиться на поклонении Тому, Который был представлен на Вечере.

Еще одним способом выразить вашу любовь и поклонение Богу является провести время приема пищи в прославлении и поклонении Богу. Или можно отложить принятие пищи до тех пор, пока вы не проведете ежедневное время в чтении Библии и молитве. Но только помните, что ваш пост - это привилегия, а не обязательство. Это принятие Божьего предложения ощутить Его благодать особым образом. Если у вас нет веры, что в посте вы найдете больше удовлетворения и радости, чем в еде, тогда просто ешьте по вере (Римлянам 14:22-23). Но если Бог побуждает нас стремиться к духовному банкету поклонения, то мы должны оставить всякие физические яства и искать Божью волю.

Пост всегда должен иметь духовную цель, чтобы Господь мог благословить наш пост. Эта цель должна быть направлена только на Бога, а не на себя. Ваш физический голод должен побуждать вас к размышлению о Боге. Он не должен отвлекать вас, а наоборот, напоминать вам о вашей цели. Мы должны использовать желание поесть в качестве напоминания молиться и размышлять о цели поста скорее, чем сосредотачиваться на еде.

Несомненно, Бог часто венчает пост сверхъестественными благословениями. Библейские, исторические и современные факты свидетельствуют о том, что Бог любит необычно благословлять постящихся христиан. Но мы должны быть осторожными, чтобы у нас не было механического подхода к посту. Мы не можем манипулировать Богом, чтобы Он исполнял наши желания из-за того, что мы часто постимся сверх своих сил и нормы. Когда мы постимся и молимся, мы надеемся, что по Своей благости Бог благословит нас и восполнит наши желания. Если у нашего поста правильные мотивы, мы можем быть уверены, что Бог благословит нас, но, возможно, это не будет так, как мы ожидаем.

Давид Смит еще раз хорошо сказал:

"Всякое благословение, которым Отец незаслуженно награждает Своих детей, следует рассматривать как акт благодати. Мы недооцениваем милость Господа, если думаем, что какими-то нашими делами мы вынуждаем (или даже заставляем) Бога одарить нас благословением, которого мы просим... Поэтому весь наш пост должен стоять на такой основе: мы должны употреблять его, как способ, данный в Писаниях, которым мы все больше содействуем полному осуществлению дела Божьего в нашей жизни, церкви, обществе и народе".

Когда я недавно постился из заботы о деле Божьем в церкви, где я являюсь пастором, я молился о некоторых критических вещах. Внезапно я осознал, что мое понимание этих вещей, возможно, нуждается в некоторой корректировке. Поэтому я начал просить Господа показать мне, как нужно молиться согласно Его воле об этих вещах и дать мне ясность в том, как Он смотрит на все это. Вот это и есть, я считаю, пример того, что Смит подразумевал под "способом, данным в Писаниях, которым мы все больше содействуем полному осуществлению дела Божьего". Пост всегда должен иметь цель, и мы должны учиться видеть, чтобы эта цель была частью Божьей цели.

В Захарии 7:5 изложено учение о посте, сосредоточенном на Боге. Из Вефиля в Иерусалим была направлена группа людей, чтобы спросить Господа. Их вопросом была продолжительность двух постов, которые соблюдали иудеи по поводу годовщины разрушения храма. 70 лет они придерживались этих постов впятый и седьмой месяцы года, но теперь они хотели узнать, хочет ли Бог, чтобы они продолжали соблюдать эти посты, так как они вернулись в свою землю и построили новый храм. Ответ Господа был такой: "Спросите у всего народа земли сей и у священников: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, -для Меня ли вы постились? для Меня ли?" На самом деле эти /госты стали пустыми обрядами, а не переживаниями Божьей благодати. Комментарии Матфея Генри по стиху очень хорошо применимы к нашему личному посту. "Пусть все заметят, что так как они думали, что сделали Бога своим Должником этими постами, они очень ошиблись, ибо их посты не были угодны Ему; эти посты были бы угодны, если бы они проводились с другой целью и имели другие мотивы. Никто не заставлял их совершать эти посты, но их нужно было совершать с правильными мотивами... Они не имели правильной Божьей перспективы на свои посты. Когда Бог хотел, чтобы они постились, они делали это, но как будто в шутку. Поститься не для Бога это значит осмеивать Его и раздражать Его, это не угодно Ему... Если наш пост не служит к тому, чтобы усилить любовь к Богу, оживить молитву и увеличить печаль ради Бога и изменить ход нашей жизни к лучшему, он вообще не отвечает истинным намерениям поста, и Бог не примет его как пост, совершенный для Него".

Прежде чем поститься, нужно установить цель поста, сосредоточенную на Боге. Но даже делая самое лучшее, мы не заслуживаем того, чего желаем, и не можем заставить руку Божью благословить нас. Но тем не менее мы всегда ломним неоспоримое обещание Иисуса в Евангелии от Матфея 6:16-17: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое". Бог благословит библейский пост, совершаемый любым из Его чад. И независимо от того, получаете ли вы то благословение, которого ожидали, или нет, в одном можете быть уверены: если бы вы знали все, что знает Бог, вы бы пожелали себе именно такого благословения, какое Он вам дает. Любая из Его наград является неоценимой.

Более широкое применение

Покаетесь ли вы и исповедаете ли любой страх, вызываемый постом?

Во фразе: "Я сегодня не буду есть" есть что-то такое, что возбуждает страх во многих христианах. Кажется, что большинство верующих готовы скорее дать денежное пожертвование, чем отказаться от еды на день. У вас что, хронический страх перед постом? Это становится глупо, когда вы посмотрите на это с другой стороны. Мы думаем об одном пропуске обеда или обеда и ужина ради того, чтобы стать более похожими на Иисуса, и начинаем нервничать. Однако иногда мы охотно пропускаем свои обеды или ужины, используя это время на то, чтобы пройтись по магазинам, больше поработать, больше отдохнуть или сделать что-либо. Всякий раз, когда мы считаем, что та или иная деятельность в данный момент важнее приема пищи, мы пропускаем эти приемы без всякого страха, ропота или недовольства. Нам нужно научиться и понять, что мы живем в такое время, когда пост является не только более важным, но намного более полезным, ибо, насыщаясь Богом, мы получим большее вознаграждение, чем при насыщении едой (Матфея 4:4). Мы не должны бояться благословений поста.

Будете ли вы поститься согласно тому, как вас поведет Дух Святой?

Готовы ли вы быть послушными Богу, когда Он будет побуждать вас поститься? Так как Иисус ожидает, что Его последователи будут поститься, я верю, что время от времени Его Дух будет вести вас в пост. Можете ли вы наперед решить для себя быть послушными Его голосу?

Один из методов, через который Дух Святой побуждает нас молиться - это через какую-либо нужду в нашей жизни. Если вы нуждаетесь в более сильной молитве о чем-то, можете считать это Божьим приглашением к посту. Если вы нуждаетесь в Божьем водительстве и руководстве относительно какого-либо вопроса в вашей жизни, приступайте к посту, ибо Бог побуждает вас к этому через ваши обстоятельства. Если вы нуждаетесь в освобождении или защите - настал час для поста. Но поступите ли вы так? Или же вы упустите уникальную возможность получить благодать, которую Он может дать вам через пост?

Не забывайте о том, что в случае необходимости нужно проконсультироваться с врачом. Если вы планируете совершить длительный пост или если вы ожидаете или вскармливаете ребенка, или страдаете диабетом, или находитесь в таком состоянии, что зависите от какой-либо диеты, перед начинанием своего поста поговорите с вашим врачом. И если вы никогда еще не постились раньше, начните с пропуска одного, двух или трех приемов пищи. Но начните с чего-либо. Не ищите для себя лазеек, чтобы избежать поста. Но ищите возможность и методы, чтобы пережить Божью благодать через пост. Помните, что Бог считал это вполне приемлемым, когда повелевал всем израильтянам поститься целый день каждый год в День Искупления, и это повеление Господа должны были исполнять все израильтяне, независимо от их состояния и обстоятельств.

Подобно всем духовным дисциплинам, пост поднимает паруса нашей души в надежде пережить благословенный ветер Духа Божьего. Но пост также придает вашей духовной жизни уникальное измерение и помогает возрасти во Христе так, как вы никогда не смогли бы посредством чего-либо другого, кроме поста. Если бы это было не так, Иисусу незачем было бы учить о посте и давать хороший образец поста.

Захотите ли вы назначить пост посвящения сейчас в качестве выражения вашей готовности совершать посты в течение всей вашей христианской жизни ?Перед тем как вы пойдете куда-либо дальше, почему бы вам не назначить время поста, который символизировал бы ваше посвящение Господу и вашу готовность дисциплинировать себя в посте в дальнейшем?

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.