Дональд Уитни
Духовное возрастание в христианской жизни
Глава 6. Евангелизм для достижения благочестия
Настоящая польза, которую вы можете получить от духовных дисциплин - это удовлетворенная, благословенная Богом, плодотворная жизнь. Если вы занимаетесь духовной гимнастикой, тогда благословения благочестия перейдут с вами в вечность. Хотя многие люди расходуют намного больше времени на упражнение своих тел, чем своих душ, добрый слуга Иисуса Христа осознает, что духовные упражнения стоят выше физических и являются приоритетом.
Джон Макартур, "Качества доброго слуги"
Только явный восторг от изумительного поклонения Богу может сравниваться с тем, когда мы говорим кому-либо об Иисусе Христе.
Самые восхитительные времена в моей жизни были тогда, когда я совершал свои миссионерские поездки, когда все что я делал - это говорил людям о Христе, причем говорил о Нем на улицах и в домах, беседовал то с одним человеком, то с группой людей целыми днями. То же самое касается и моей собственной местности - ничто не радует меня так сильно, как разговор о Христе с теми, кто не знают Его. Свидетельство о Христе может быть в равной степени восхитительным для любого верующего.
Однако ничто так быстро не вызывает у верующих желание опускать и прятать глаза и ерзать ногами, как разговор о том, что на нас лежит ответственность за евангелизацию этого мира. Я знаю многих верующих, которые чувствуют себя уверенно в том, что они послушны Господу, когда разговор заходит об изучении Библии, пожертвованиях или служении. Но я уверен, что не знаю ни одного верующего, который бы с дерзновением мог заявить: "Я совершаю дело благовестника так, как и должен совершать".
Евангелизм - это обширный предмет, и у меня не хватит места в этой главе, чтобы описать его многие аспекты. Я хочу передать здесь вот какую идею: благочестие требует от нас, чтобы мы дисциплинировали себя в деле благовестия. Есть ряд Причин, почему мы редко говорим о Христе. Одна из них - это страх. Мы порассуждаем об этом вместе с вами несколько позже. Но я уверен, что основная причина, почему мы не свидетельствуем о Христе эффективными и свободными от страха методами, заключается в том, что мы не дисциплинируем себя в этой области.
Евангелизм ожидается от нас
Большинство читателей этой книги не нуждаются в том, чтобы их убеждали, что евангелизм ожидается от каждого христианина. Никто не требует, чтобы все христиане пользовались одинаковыми методами евангелизации, но само благовестие ожидается от всех христиан.
Прежде чем мы пойдем дальше, давайте дадим определение нашему термину. Что такое евангелизм? Если мы хотим дать этому понятию глубокое определение, то мы можем сказать, что евангелизм - это представление Иисуса Христа в силе Святого Духа грешным людям, чтобы они могли уверовать в Бога через Него, принять Христа как своего Спасителя и служить Ему как своему Царю, находясь в общении с Его Церковью. Если же мы хотим дать более простое определение, то мы можем сказать, что новозаветный евангелизм - это когда мы возвещаем Евангелие. Любой человек, верно передающий все существенные элементы Божьего спасения через Иисуса Христа, занимается евангелизацией. Так происходит независимо от того, написаны ли ваши слова, сказаны устно, записаны на ленту и адресованы они одному человеку или группе людей.
Почему от нас ожидается благовествование? Сам Иисус Христос повелел нам евангелизировать. Подумайте о Его повелении в свете следующих мест Писания:
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Матфея 28:19-20)
"И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Марка 16:15).
"И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима" (Луки 24:47).
"Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Иоанна 20:21).
"Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деяния 1:8).
Эти заповеди были даны не только апостолам. Например, апостолы Христа никогда не приезжали в Америку. Для исполнения заповеди Иисуса и для того, чтобы Америка услышала о Христе, Евангелие должно было прийти сюда посредством других христиан. И апостолы никогда не придут к вам домой, в ваш район или на ваше рабочее место. Для того, чтобы Великое Поручение исполнилось здесь, для того, чтобы у Христа были свидетели в "отдаленной части" земли, такие христиане, как вы, должны дисциплинировать себя, чтобы это осуществить.
Некоторые христиане верят, что евангелизм - это дар и обязанность только тех, кто имеют этот дар. В поддержку этой идеи они ссылаются на Ефесянам 4:11: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями". Да, это правда, что Бог одаривает некоторых даром евангелиста, однако Он призывает всех верующих быть Его свидетелями и обеспечивает их как силой для свидетельства, так и мощной евангельской проповедью. Каждый евангелист призван быть свидетелем, но только некоторые свидетели призваны нести служение евангелиста. Как каждый верующий, независимо от своего духовного дара или служения, должен любить других, так и каждый верующий должен евангелизировать независимо от того, поставлен ли он нести служение евангелиста или нет.
Подумайте о нашей обязанности лично евангелизировать людей, глядя на Первое послание Петра 2:9: "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел..." Многие христиане, которые знакомы с этой частью стиха, не понимают, что говорится в остальной его части. На этом данный стих не заканчивается; в нем говорится также о том, какими мы, как христиане, обладаем привилегиями: "...дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". Обычно мы смотрим на этот стих в свете утверждения доктрины о том, что все верующие являются священниками. Но будет в равной мере правильно сказать, что он также увещает нас отчасти быть пророками и что это также касается всех верующих. Бог ожидает от каждого из нас, что мы будем "возвещать совершенства" Иисуса Христа.
Евангелизм подкрепляется силой
Если почти для всех христиан очевидно то, что мы должны евангелизировать, то почему кажется, что почти все христиане так часто не исполняют эту заповедь?
Некоторые считают, что они нуждаются в огромном количестве особой подготовки для эффективного свидетельства. Они боятся говорить кому-либо о Христе до тех пор, пока не будут чувствовать себя абсолютно уверенными в том, что обладают соответствующим запасом библейских знаний и смогут разобраться и ответить на любой потенциальный вопрос или возражение. Но проблема в том, что день такой великой уверенности никогда не наступает. Что было бы, если бы тот бывший слепой, которого Иисус исцелил в 9-й главе Евангелия от Иоанна, мыслил бы таким же образом? Ощущал бы он когда-либо себя готовым свидетельствовать ученым и критически настроенным фарисеям? И все же всего лишь спустя час, а может, и минуты после встречи с Иисусом он смело говорит им о том, что ему известно об Иисусе.
Иногда мы не можем говорить о Христе из-за боязни, что люди подумают, что мы странные и отвергнут нас. Когда я учился в университете на юридическом факультете, я подружился с одним студентом. Вскоре, осознав, что он не христианин, я начал задумываться о моей ответственности поделиться с ним Евангелием. Я всячески старался смоделировать перед ним характер Христа и молился, чтобы Господь дал мне возможность свидетельствовать ему. Однажды, к концу учебного года, прямо перед тем как зазвенел первый звонок перед началом урока, он спросил меня, сильно удивив своим вопросом: "Почему ты всегда такой счастливый?" Хотя урок должен был вот-вот начаться, я все равно смог бы дать моему другу четкое и ясное свидетельство, даже если бы оно было всего лишь в одном предложении. Я бы мог ему ответить так: "Я счастлив из-за Иисуса Христа". Или же я мог ответить иначе: "Я бы хотел объяснить тебе это после урока". Но когда ко мне наконец пришла возможность, о которой я молился, я замер в страхе, ибо боялся, что он может плохо обо мне подумать из-за моей веры, и поэтому сказал ему: "Я не знаю".
В некоторых случаях методы свидетельства, о которых нас просят, вызывают в нас евангелефобию (страх свидетельствовать о Евангелии). Если от нас требуется столкнуться с кем-либо, кого мы никогда не встречали, и вдруг разговор заходит о Христе, большинство людей ужаснутся и покажут это своим отсутствием. Хотя некоторые люди любят это, но большинство ужасаются при мысли ходить от двери к двери, неся Евангелие. Даже те методы, которыми нужно пользоваться для свидетельства друзьям или семье, если они связаны с усиленным неестественным подходом с конфронтацией, наполняют нас страхом, когда мы делимся самыми лучшими новостями мира с людьми, которые для нас дороже всего.
Я никогда не слышал, чтобы так кто-то говорил, но я думаю, что серьезность евангелизма является основной причиной, почему он нас пугает. Мы осознаем, что когда мы говорим с кем-либо о Христе, на карту поставлены Небо или Ад. На карту поставлена вечная судьба того человека, с которым мы говорим. И даже тогда, когда мы правильно считаем, что результаты нашей встречи с тем человеком находятся в Божьих руках и что мы не несем ответственности за то, как тот человек отреагирует на Евангелие, все равно ощущаем этот святой долг передать евангельскую весть верно; при этом мы имеем святой страх не сказать и не сделать чего-либо такого, что может стать камнем преткновения на пути спасения этого человека. Многие христиане чувствуют себя слишком не готовыми для вызова такого рода или же у них слишком мало веры, и они боятся вступать в ситуацию, которая имеет такую огромную важность для вечности.
Один исследователь, Джордж Барна, предлагает еще одно объяснение тому, почему христиане боятся евангелизировать:
"Одна из доминирующих причин растущего нежелания христиан делиться своей верой с неверующими имеет отношение к самому свидетельству о вере. Опрашивая христиан о их свидетельской деятельности, мы обнаружили, что девять человек из десяти, которые пытаются объяснить свою веру и теологию другим, после таких переживаний чувствуют, что как будто потерпели неудачу. Человеческое поведение на самом деле таково, что большинство людей избегает тех видов деятельности, в которых они могут не найти успеха. Как существа, ищущие удовольствия или удобств, мы выделяем те направления и деятельность, в которых мы больше всего защищены и одарены. Таким образом, несмотря на Божье повеление распространять Слово, многие христиане направляют свою энергию на те сферы духовной деятельности, которые являются наиболее удовлетворительными, и в которых они, скорее всего, достигнут успеха".
Что такое успех в евангелизации? Разве это не то, когда человек, которому вы свидетельствуете, приходит ко Христу? Конечно же, именно этого мы и ожидаем. Но если успех в этом, то являемся ли мы неудачниками, когда делимся Евангелием, а люди отказываются верить? Был ли Иисус "евангелистом-неудачником", когда люди, такие как молодой богатый юноша, отворачивались от Него и от Его послания? Конечно, нет. Поэтому и мы не являемся неудачниками, когда представляем Христа и Его весть, а они отворачиваются в неверии. Мы должны запомнить, что успешным благовествованием является распространение Евангелия среди людей. Мы должны страстно искать души и постоянно умолять Бога, чтобы видеть больше обращенных людей. Но обращение - это плод, который может дать только Бог.
В этом отношении мы похожи на почтовую службу, успех которой измеряется осторожным и точным разносом сообщений, а не ответом получателя. Всякий раз, когда мы делимся Евангелием (которое включает призывы покаяться и веровать), мы уже преуспеваем. Поэтому в любом случае библейский евангелизм является успешным, несмотря на результат.
Силой благовествования является Святой Дух. Так как Он пребывает в нас, Он дает нам силу свидетельствовать. Иисус подчеркнул это в Деяниях 1:8: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Благовествование ожидается от всякого христианина, потому что каждый христианин наделен силой благовествовать. Но на эту силу, которую обещал Иисус в первой главе Деяний, очень часто смотрят неправильно. Нам не была дана сила, чтобы мы все евангелизировали одинаково, но все верующие были наделены силой быть свидетелями Иисуса Христа. Доказательством того, что вам дана сила свидетельствовать, является ваша измененная жизнь. Та же самая сила Святого Духа, которая изменила вашу жизнь для Христа, является силой для свидетельства о Христе. Итак, если Бог Своим Духом изменил вашу жизнь, будьте уверены также, что Бог дал вам силу, о которой говорится в Деяниях 1:8. Это значит, что у вас есть сила делиться Евангелием с людьми такими путями и способами, которые совместимы с вашей личностью, темпераментом, духовным даром, возможностями и т.д. У вас есть сила, описанная в Деяниях 1:8, и это также значит, что Бог наделит силой вашу жизнь и слова при свидетельстве Евангелия такими путями, которых вы часто не будете ожидать. Другими словами, Святой Дух может дать вам силу для свидетельства и не обязательно, что вы почувствуете ее.
Евангелие, которым мы делимся, несет в себе также силу Божьего Святого Духа. "Я не стыжусь благовествования Христова, - сказал апостол Павел в Римлянам 1:16, - потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во первых Иудею, потом и Еллину". Вот почему люди могут быть обращены независимо от того, слышат ли они Евангелие от молодого ученика из библейской школы или от выпускника семинарии с докторской степенью в евангелизации, или читают об этом в книге оксфордского ученого, такого как Клайв Льюис, или в простой брошюре. Бог благословляет слова Евангелия, как никакие другие слова.
Это не значит, что Евангелие является волшебной палочкой, которой мы размахиваем над неверующими, чтобы сила Божья распространялась от нее и автоматически обращала всех их. Вы, как и я, наверно, слышали Евангелие много раз, прежде чем спаслись. Несомненно, вы сейчас помните некоторых людей, которые уже несколько раз слышали Евангелие, но еще не пережили рождения свыше. Бог также должен даровать веру (Ефесянам 2:8) вместе со слышанием Евангелия, "потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему". Но именно через Евангелие Бог дает силу веровать. Вот об этом говорится в Римлянам 10:17: "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия".
Когда вы делитесь Евангелием, вы делитесь силой Божьей "ко спасению всякому верующему". Когда вы делитесь Евангелием, это похоже на то, как будто вы ходите в грозу и раздаете молниеотводы. Вы не знаете, когда ударит молния или кого она ударит. Но вы знаете, по чем она ударит - по молниеотводу, которым является Евангелие. И когда она ударит, этот молниеотвод зарядится силой Божьей и человек поверит.
Поэтому мы можем быть уверены, что некоторые обязательно поверят, если мы верно и настойчиво делимся Евангелием. Именно Евангелие является силой Божьей ко спасению, а не наша собственная красноречивая сила или убедительность. У Бога есть избранные, которых Он призовет и которых Он избрал призвать через Евангелие (Римлянам 8:29-30; 10:17). Иначе мы бы отчаялись, глядя на тех, кто отвергают Евангелие, и смотрели бы на них, как на причины прекратить евангелизацию. Но сила, с которой люди могут исправить свои отношения с Богом, приходит через весть о Его Сыне, и если мы сообщим ее, мы можем быть уверены, что некоторые отзовутся.
Сила для благовествования обитает также в человеке, который ведет искреннюю христианскую жизнь. Эта сила, как это громко звучит, может быть проиллюстрирована на примере ресторана где-то на загородной трассе в Арканзасе. Реклама этого ресторана не рассчитана на глаз и ухо, как это обычно бывает. Его реклама направлена на нос. В сезон работы ресторана там жарится говядина, и заманчивый запах распространяется над трассой в четыре ряда. Каждый день люди, которые едут по дороге и даже не чувствуют себя голодными, привлекаются "сообщением" ресторана - этим благоухающим ароматом.
Павел описывает силу благочестия во 2 Коринфянам 2:14-17 так: "Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему? Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе". Господь наделяет жизнь (стихи 14-16) и слова (стих 17) искреннего верующего силой духовного привлечения. И Бог использует эту силу и благоухание для привлечения людей к вести о Своем Сыне.
Самое сильное и продолжительное христианское свидетельство всегда исходило от тех, кто живут по Слову Божьему. В середине 1980-х Кэффи начала проводить женское библейское изучение с двумя новообращенными у нас дома. На второе собрание они привели Жаннет, нашего общего друга, которая смотрела на все очень цинично. В своей песне о своем духовном странствовании она позже написала: "Секс, наркотики и рок-н-ролл были моей троицей". На ее мышление позже повлиял какой-то восточный культ. Но в тот вечер началось что-то такое, о чем знала только Жаннет. Через месяцы после этого она сказала, что с самой первой встречи аромат, исходящий от христианской жизни Кзффи у нее дома, перемешанный с пищей Божьего Слова на библейских занятиях, возбудил в ней желание попробовать больше. Она не могла насытиться этим ароматным сообщением, которое так прекрасно изменило жизнь этих людей. Жаннет является свежим и живым "благоуханием Христовым среди спасаемых и погибающих".
Евангелизм наделен силой по самой природе Святого Духа и Святого Писания.
Евангелизм - это дисциплина
Благовествование, естественно, приходит от перенаполнения христианской жизни. Мы все должны быть способны говорить о том, что сделал для нас Господь и что Он значит для нас. Но евангелизм также является дисциплиной в том смысле, что мы должны упражнять себя в том, чтобы смотреть на контекст евангелизма, то есть мы не просто должны ждать, пока у нас появится возможность свидетельствовать.
Иисус сказал в Матфея 5:16: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". Позволить вашему свету светить перед другими означает больше, чем просто "не закрывать ваш свет". Подумайте о Его высказывании так: "Пусть в вашей жизни сияет свет ваших добрых дел. Пусть от вас излучается свидетельство благочестивых перемен. Пусть так будет! Обеспечьте место для этого!"
Почему мы не свидетельствуем более активно? Как мы уже упомянули раньше, некоторые считают, что это в основном потому, что многие христиане не научены и не привыкли делиться своей верой. В этом есть какая-то истина. Существуют ценные способы распространять Евангелие через спланированное мышление и определенные методы. Но если мы посмотрим на слепого, которого исцелил Иисус в Иоанна 9:25, становится очевидным, что мы не можем приписывать неудачу свидетельства недостаче тренировки. Хотя он был верующим в Иисуса только несколько минут и, конечно же, не имел вообще никакой тренировки в евангелизме, он уже желал рассказывать другим о том, что сделал для него Иисус. ("Одно знаю, что я был слеп, а теперь я вижу все!") Более того, любой хрис-
тианин, слышавший библейскую проповедь, присутствовавший на библейских занятиях и читавший Писание и христианскую литературу, должен иметь, по крайней мере, достаточно понимания основной вести христианства, чтобы поделиться ей с кем-нибудь другим. Если мы сами поняли Писание достаточно, чтобы обратиться, мы, конечно же, должны знать его достаточно хорошо, чтобы рассказать другому, как обратиться. (Даже если мы не знаем о вере больше ничего.)
Мы также должны признать всеобщее возражение по поводу недостатка времени. Между работой, семьей и церковными обязательствами просто не хватает времени, чтобы идти свидетельствовать. Прежде чем мы отнесем это возражение к евангелизму, давайте подумаем вот о чем: действительно ли мы хотим сказать, что мы заняты, чтобы исполнить Великое Поручение Иисуса Христа идти и делать учеников из неверующих (Матфея 28:19-20)? Мы что, думаем, что на суде Иисус извинит наше неисполнение единственного и самого важного обязательства, которое Он дал нам, только потому, что мы скажем: "У меня не было времени"?
Давайте перестанем думать, что большинство или даже все обязательства, поглощающие время, которые есть у верующих, даны Богом. Ради аргумента давайте примем объяснение, что у нас нет времени для еще одной деятельности, которая обычно входит в наше расписание. Но даже если Бог - Автор всего этого, Он также Автор Великого Поручения и Он все равно хочет, чтобы каждый из Его последователей умел и знал, как делиться Евангелием с неверующим. Какими бы ни были обстоятельства, в которые Бог помещает нас на протяжении нашей жизни, Бог призывает нас найти способы исполнить Великое Поручение, однако здесь могут быть некоторые ограничения. Воспитание детей "в учении и наставлении Господнем" - это один из способов исполнения Великого Поручения. Финансовая поддержка работы церкви и миссионеров является еще одним способом. А как же насчет тех неверующих, которые являются членами наших семей? И кто должен вести евангельское церковное служение как не вы, члены этой церкви?
Не состоит ли основная причина, по которой мы не свидетельствуем, в том, что мы не упражняем себя в этом? Да, существуют прекрасные и незапланированные возможности "дать отчет в вашем уповании" (1 Петра 3:15), которые Бог Дает нежданно. Но я утверждаю, что для большинства христиан существует причина сделать евангелизм духовной дисциплиной.
Как пастор я могу проводить 24 часа в сутки, семь дней в неделю с христианами и никогда не закончить работу. Готовясь к проповеди, советуя, участвуя в собраниях общины, библейских изучениях, посещая больницы и т.п., я мог бы проводить все мое время, проповедуя только верующим (кроме больших групповых собраний или в случаях, когда неверующие просят встретиться со мной наедине). И так как мое служение с Божьим народом никогда не заканчивается, я мог бы с такой же легкостью, как и все, "оправдать" свою недостачу индивидуального контакта с неверующими. Но чему равен мой потенциал личного благовествования, если я никогда не был с неверующими? Нулю! Когда еще мне делиться Евангелием с потерянным человеком, как не тогда, когда это часть моей работы? Никогда. Это неправильно.
Христианская домохозяйка, которая редко видится с кем-либо, кроме своих детей и друзей из церкви, находится в таком же положении.
"Это не моя проблема! - засмеется кто-нибудь. - На работе я целый день окружен самыми мирскими язычниками, которых вы только можете себе представить". И если предположить, что вы не пытаетесь поделиться Евангелием с ними в рабочее время, то когда же вы будете делать это? Дело даже не в том, как много неверующих вы встречаете каждый день, а в том, как часто вы находитесь с ними для того, чтобы поделиться Евангелием. Кроме важных разговоров по работе, которые вы ведете на протяжении дня, как часто у вас бывают значительные беседы с сотрудниками, где могут быть подняты духовные вопросы? Если у вас никогда нет возможности поговорить о Христе, то сколько бы нехристиан вы ни встречали, ваш потенциал как евангелиста ничем не лучше моего.
Вот почему я называю евангелизм духовной дисциплиной. Если мы не упражняем себя в евангелизме, становится очень легко найти себе оправдание, из которого вы никогда не делитесь Евангелием с людьми.
Обратите внимание на терминологию в Колоссянам 4:5-6, где говорится, что дисциплинированная мысль и планирование должны входить в евангелизм. "Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому". Мы должны думать о благовествовании каждый раз, когда говорим со внешними, пользуясь каждой возможностью мудро и наилучшим способом. Если вы знаете, как отвечать людям индивидуально, это обеспечивает вам хорошее реагирование. Эти принципы могут быть применены любым конкретным способом, при любой возможности свидетельствовать. Но в общем они поддерживают такую идею, что евангелизм является духовной дисциплиной в придачу к его спонтанному элементу.
Для меня это значит упражнять себя в том, чтобы быть с неверующими. Иногда я и Кэффи планируем пообедать с соседями, которые не знают Христа, мы всегда обязательно приносим пищу иди какой-нибудь подарок любой новой семье на улице и проводим с ними время, узнавая их поближе. Я стараюсь сосредоточиться на внешних при общественных событиях в нашей церкви, несмотря на то что у меня очень много общего с христианами и обычно от общения с ними я приобретаю больше. Но опять же, суть не в том, чтобы просто проводить время с неверующими, но чтобы поговорить с ними в такой форме, чтобы их умы и сердца могли быть открытыми для Евангелия.
Дисциплинированный евангелизм может также включать в себя частные обеды с соседями и сотрудниками время от времени. Вы можете учиться задавать хорошие вопросы о личной стороне их жизни. Такого же рода возможности могут появляться на спортивных и общественных событиях, относящихся к работе или в свободное время, во время командировки с сотрудниками. Разговаривая с ними и слушая их, вы обнаружите их нужды и даже, возможно, обнаружите их самую глубокую нужду - их нужду во Христе.
Я обнаружил, что знаете ли вы человека очень хорошо или встречаетесь с ним в первый раз, лучший способ начать разговор на духовную тему - это спросить человека, как вы можете молиться за него или за нее. Хотя это является почти заведенным обычаем для христиан, большинство неверующих людей не знают никого, кто бы молился о них. Я обнаружил, что неверующих часто очень трогает такое необычное выражение заботы. На протяжении семи лет у меня был сосед, с которым у меня никогда не получалось успешно поговорить о Боге. Но первый раз, когда я сказал ему, что часто молюсь о нем, и захотел узнать, о чем конкретно я могу молиться, он начал открывать мне свои некоторые семейные проблемы, о существовании которых я не знал. Однажды я пошел по соседям, спрашивая, о каких их нуждах может молиться наша церковь в одно особое вечернее служение. И почти в каждом доме я был поражен ответом людей и их беспрецедентной открытости к разговору о духовных вопросах.
Но дело здесь в том, что при всех этих возможностях вам все равно нужно упражнять себя в том, чтобы создавать их себе самим. Они не всегда приходят сами по себе. Вам нужно упражнять себя в том, как спрашивать ваших соседей, как вы можете молиться о них или когда вы можете пригласить их на обед. Вам нужно упражнять себя в том, чтобы собираться с вашими сотрудниками в свободное от работы время. Многие из таких возможностей для евангелизма никогда не появятся, если вы будете просто ждать, чтобы они пришли сами собой. Мир, плоть и дьявол сделают все, чтобы так произошло. Тем не менее вас поддерживает непобедимая сила Святого Духа, и вы можете быть уверены, что эти враги Евангелия не могут победить.
Как я уже раньше сказал, я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что упражнение в евангелизме требует от нас всех делиться Евангелием одинаково. При чтении этой главы у вас могла возникнуть картина некоторых методов евангелизма, которые кажутся для вас ужасающими. Но предвзятый стиль евангелизма не обязательно является самой лучшей помощью для вас, чтобы делать учеников для Христа.
Апостол Петр в одном из своих писем разделяет все духовные дары на две широкие категории: служение и вспоможение (1 Петра 4:11). Некоторые обнаруживают, что они благовествуют больше через служение. Другие больше через говорение. Евангельское служение может заключаться в приготовлении пищи и жизни по Евангелию перед вашими гостями. Когда они видят отличие в вашем доме и семейной жизни, тут же или немного позже может возникнуть возможность поделиться Евангелием. Возможно, вы можете приготовить еду или пожарить несколько котлет, и это станет той возможностью, при которой вашей жене будет дан толчок поделиться своей верой. Мне сказали, что каждая семья сталкивается с кризисом раз в каждые шесть месяцев. Во время болезни, потери работы, финансовых убытков, рождения, смерти и т.д. христианский слуга в такой семье часто показывает реальность вашей веры так, что это привлекает их интерес. При служении у вас может появиться шанс дать им евангельскую литературу или исполнить Великое Поручение более впечатлительно.
В течение последних нескольких лет люди нашей церкви проводили по домам евангельские встречи. Они приглашали соседей, сотрудников и друзей к себе домой всего лишь с одной целью: услышать, что гость говорит об Иисусе Христе, и ответить на его вопросы о христианстве и Библии. Хозяева могут не чувствовать себя уверенными в том, что они способны достаточно ясно объяснять Евангелие особенно группе людей, но служа им гостеприимством, они создают возможность евангелизировать тем, кто действительно силен в Евангелии. Открывая двери своего дома и работая с другим верующим, они предоставляют возможность для евангелизма, которая никак не появилась бы по-другому. Но все равно такой вид евангельского служения требует столько же дисциплины, сколько любой другой. Все равно нужно отметить дату в календаре, пригласить людей, приготовить пищу, помолиться о собрании и т.д. Без такой дисциплины евангельское служение никогда не происходит.
С другой стороны, если у вас говорить получается лучше, чем служить, вы можете работать с кем-нибудь, кто занимается в основном евангельским служением и кто создаст для вас больше возможностей свидетельствовать, чем у вас было раньше. Однако как служителям нужно служить для того, чтобы открылась дверь для проповеди Евангелия, так и тем, чья сила заключается в говорении, нужно упражнять себя в большем служении, чтобы у них появлялась возможность говорить. Короче говоря, проповедникам часто нужно служить, чтобы они могли проповедовать Евангелие, а евангельские служители должны, в конце концов, тоже проповедовать. Даже если мы стесняемся или чувствуем себя неумелыми в евангелизме, мы не должны убеждать себя, что не можем или у нас не получится словесно поделиться Евангелием при каких-нибудь обстоятельствах.
Я слышал историю об одном человеке, который стал христианином при евангельском пробуждении в одном из городов на северо-западном побережье Тихого океана. Когда он рассказал об этом своему боссу, тот ответил: "Это прекрасно! Я сам христианин, и я молился за тебя годами!"
И тогда новый верующий огорчился. "Почему же ты никогда не говорил мне об этом? - спросил он,- Ведь ты и был той самой причиной, по которой Евангелие не интересовало меня все эти годы". - "Как это? - удивился босс. - Я старался жить самой христианской жизнью перед тобой". - "Вот в этом все и дело, - сказал рабочий, - ты жил этой примерной жизнью и не говорил мне, что именно Христос произвел эти перемены, поэтому я убеждал себя, что если ты мог жить такой хорошей жизнью без Христа, то и я тоже могу".
Библия говорит в 1 Коринфянам 1:21, что "благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих". Обычно Бог касается и открывает сердца для Евангелия через весть о живом и явленном Кресте, но через весть о провозглашенном Кресте (устно или письменно) сила Божья спасает тех, кто верят содержанию этой вести. Как бы хорошо мы ни жили по Евангелию (а мы должны жить хорошо, иначе нарушим его принятие), рано или поздно мы должны сообщить содержание Евангелия человеку, которого мы хотим сделать последователем Иисуса. Прежде чем закончить этот раздел, я хочу подчеркнуть, что к упражнению в евангелизме также относится и поддержка миссий. С той же целью, с которой мы должны упражнять себя в разделении вести о Христе среди окружающих нас людей, мы должны упражнять себя в помощи тем, кто исполняют Великое Поручение в отдаленных от нас местах. Упражнение себя в поддержке миссий молитвами, пожертвованиями и готовностью идти на Божий призыв (или отпустить детей, если Бог призывает их) - именно так и поступал бы Иисус.
Больше применения
Так как от вас ожидается евангелизм, станете ли вы повиноваться Господу и свидетельствовать?
В каком-то смысле, конечно, каждый христианин постоянно свидетельствует. Своими словами и жизнью мы каждую секунду свидетельствуем - хорошо или плохо - о силе Иисуса Христа. Но я говорю о намеренном свидетельстве, не о свидетельстве отсутствием.
Желаете ли вы исполнять волю Иисуса Христа и усиленно свидетельствовать о Нем? Усиленный евангелизм необходим и обусловлен вашим духовным даром, талантами, личностью, расписанием, семейным положением и т.д. Принимая все это во внимание, каждый верующий должен осознать, что было бы грехом не искать возможности распространять весть о Господе Иисусе.
Я не хочу, чтобы у вас сложилось впечатление, что я называю себя суперсвидетелем, поскольку написал эту главу и поделился некоторым опытом. К моему стыду я скажу, что было много случаев, когда я должен был говорить о Христе и не говорил. Обычно из-за страха. Но я верю, что мы можем раз и навсегда отказаться от наших неудач и частой недостачи свидетельства, если будем упражнять себя в благовествовании.
Так как евангелизм наделен силой, верите ли вы, что Бог может использовать ваши слова для спасения других?
Бог благословляет слова Евангелия. Бог благословлял слова Господа Иисуса, слова Петра, слова Павла для обращения людей в новозаветные времена. И Он также благословляет слова и сегодня. Он благословит ваши слова, когда это слова Его могущественного Евангелия.
Некоторые боятся свидетельствовать из-за недостаточной уверенности в своей силе убеждать и способности ответить на все предположительные вопросы о Евангелии. Но сила для евангелизации не определяется нашими способностями. Она лежит в Его Евангелии. Вы даже и представить себе никогда не могли бы, что неверующий может фактически родиться свыше просто потому, что слышит о Христе из ваших уст. Но в этом нет смирения. Это сомнение, отречение от Божьего благословения на Его Евангелие просто потому, что это говорится вами. Не сомневайтесь в силе Божьей излить благословение на ваши слова, когда вы говорите о Христе.
На протяжении всей своей жизни Джон Буньян, автор книги "Путешествие пилигрима" заявлял, что разговор с одной бедной женщиной, которая говорила о Боге, сидя в залитом солнцем дверном проеме, был критическим поворотным моментом в его обращении ко Христу. Верьте, что Господь может использовать то, что вы говорите, в качестве катализатора. Я утверждаю, что многие христиане хотят рассказывать о Господе, но не делают это из-за страха, что заметный ежедневный грех в их жизни является противоположным их свидетельству. Некоторые думают: "Как я могу свидетельствовать моему боссу после того, как он был рассержен из-за меня много раз?" Или: "Я никогда не смогу сказать моей соседке о силе Христа, потому что она видела, как я только что кричала на своих детей".
Но если Бог не использует таких людей - нас с вами! - как свидетелей, то ни один человек не может быть свидетелем, так как нет совершенных людей и нет совершенных свидетелей. Это не изменяет факта, что чем благочестивее наша жизнь, тем убедительней наши слова о Христе. Нам нужно делать все возможное, чтобы устранить любой грех, который делает наши слова неправдивыми. Но пока мы пытаемся делать так, мы не должны убеждать себя, что нам нужно отложить свидетельство до тех пор, пока мы достигнем безгрешного совершенства, иначе мы никогда не будем делиться Евангелием! Часть красоты нашего сообщения заключается в том, что Бог спасает грешников, таких как мы. Фактически, Святой Дух может сделать так, что случай греха станет возможностью поговорить о Спасителе. Я знаю христиан, которые наблюдали грех или стали жертвами греха, а затем, исповедав этот грех и получив прощение, могли давать сильное свидетельство. Такое свидетельство измененной жизни привлекает внимание неверующих. Этот босс видит много людей, которые злятся на него, эта соседка видит много женщин, которые кричат на своих детей. Но когда вы смиряетесь и признаете, что это было неправильно, они видят разницу. Понимаете, о чем идет речь? Постоянная и состоятельная христианская жизнь наделяет силой евангелизм. А возвращение христианина от нечестивой жизни укрепляет ваше свидетельство и делает ваши слова очень правдивыми. Через ваши неудачи и слабости Христос может быть укреплен.
Так как евангелизм является дисциплиной, внесете ли вы ее в свои планы?
Ч. Сперджен, проповедуя своей общине в Лондоне в 1869 году об обязанности евангелизировать, сказал:
"Если бы я никогда не завоевывал души, я бы вздыхал над ними. Я бы сокрушил свое сердце над ними, если бы не мог сокрушить их сердца. Хотя я могу понять возможность того, что ранний сеятель может не пожать плоды, я не могу понять, как может быть так, что ранний сеятель не пожинает плоды и доволен этим. Я не могу понять любого христианина, который пытается завоевывать души, но не имеет результатов и доволен этим".
Если вы не довольны тем, как вы пожинаете души для Христа, будете ли вы стремиться к более дисциплинированному сеянию? Отметите ли день в календаре, который посвятите евангелизму? Запланируете ли вы обед с сотрудниками или с соседом? Станете ли вы проводить домашние евангельские собрания? Где вы можете взять евангельскую литературу, чтобы раздавать ее? Можете ли вы спросить кого-нибудь, нужно ли помолиться о нем? Посвятите ли вы себя хотя бы какому-нибудь виду намеренного благовествования в ближайшем будущем?
Джозеф Кларк перефразировал 13-ю главу 1 Коринфянам так:
"Если я говорю языками учености и пользуюсь утвержденными методами образования, но не привожу других ко Христу или не способствую образованию их христианского характера, то я вой ветра в сирийской пустыне.
И если я понимаю все загадки религиозной психологии и имею все библейское знание, но не предаюсь задаче приводить других ко Христу, то я туман в открытом море.
И если я читаю всю литературу воскресной школы и посещаю все ее занятия, езжу в летние христианские лагеря, но удовлетворен чем-то меньшим, чем приведением людей ко Христу и наставлением других в христианском служении, нет мне в том никакой пользы.
Слуга, приводящий души ко Христу, изменяющий характер, долготерпит и милосердствует. Он не превозносится над теми, кто освобожден от задачи служить. Он не гордится и не завидует. Такой слуга не бесчинствует между воскресными служениями, не ищет благ себе, не раздражается. Все покрывает, всему верит, всего надеется.
А теперь пребывают сии три: знание, методы и Весть. Но Весть из них больше".
Чем больше мы похожи на Христа, тем больше мы говорим о Христе и несем весть о Нем. Но мы должны упражнять себя в этом деле. Станем же учиться жить так, чтобы мы могли сказать с апостолом Павлом: "Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его" (J Коринфянам 9:23).
Этот материал еще не обсуждался.