18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 8. Народ завета – послушание и поклонение

 

«Я люблю тебя, мама», - сказал малыш Джон.

А затем, забыв о своих обязанностях,  надел шапочку

И убежал в сад кататься на качелях,

Оставив маму одну носить дрова.

 

«Я люблю тебя, мама», - сказала малышка Нел.

«Я так сильно тебя люблю, что невозможно выразить словами».

А потом она весь день ворчала и сердилась,

Так что мама была рада, когда дочка пошла гулять.

 

«Я люблю тебя, мама», - сказала малышка Фрэн.

«Сегодня я буду помогать тебе  всем, чем смогу».

Она взяла веник и принялась подметать комнату.

Занятая делом, она радостно напевала песенку.

 

«Я люблю тебя, мама», - вновь сказали перед сном

Все трое детей.

Как вы думаете, кто, по мнению мамы,

Любил ее больше всех?

Несмотря на простоту этого рассказа, мы можем извлечь из него глубокий урок. Лучше всего мы проявляем свою любовь не словами, а послушанием, подкрепленным   действиями.

 

 

Ключевые слова и понятия

Десять заповедей – это моральный закон, данный Богом Моисею для наставления Божьего народа.

Предисловие к Закону Божьему – это вступление к Десяти заповедям, которое мы находим в Исходе 20:2. Здесь Бог поясняет, почему Он ожидает благодарного послушания от Своего народа.

Пятикнижие – это обобщающее название первых пяти книг Библии, написанных Моисеем.

Прообраз Христа – это человек, предмет или событие из Ветхого Завета, которые указывали на Иисуса Христа, а также описывали Его личность и труд.

Храм – это капитальное сооружение, построенное царем Соломоном, заменившее собой переносной шатер, скинию.

Скиния собрания – это еще одно название скинии.  

 

Послушание

Писание: Исход 19–24

Через три месяца после того, как израильтяне в точно определенный день покинули Египет, они пришли в Синайскую пустыню. Это было то место, где раньше Бог у горящего куста призвал Моисея, повелев ему пойти к фараону и сказать, что Бог приказывает тому «отпустить Его народ».

Теперь Моисей вернулся на то же место вместе со всем израильским народом. Бог вновь явился Моисею и повелел ему собрать весь народ для  встречи с Ним на горе Синай. Встретившись с Моисеем, Господь произнес особенные слова. Он дал Моисею повеление сказать Израилю следующее: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым» (Исх. 19:4–6). Обратите внимание, сколько нежности в словах Бога, когда Он говорит о передвижении народа, привлечении его к Себе и о том, что люди будут Его уделом – бесценной собственностью. Из этих слов вытекает три вывода:

• Бог намерен иметь очень личные и нежные отношения со Своим народом.

• У Него были великие намерения в отношении этого народа – люди должны были стать для мира примером святой жизни перед Богом.

• Как священники, израильтяне должны были действовать как посредники между Богом и другими народами мира. Таким образом должно было исполниться Божье обетование, дарованное Аврааму, – его наследники станут благословением для всех народов.

Повинуясь Божьим повелениям, народ приготовил себя к явлению Господа на Синае. У подошвы горы была установлена граница, заходить за которую народ не мог. На третий день «были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный». Затем Бог произнес потрясающие Десять заповедей и множество других законов. Эти заповеди были и остаются до сегодняшнего дня теми правилами, по которым должны жить все люди. Послушание – это не просто возможный вариант поведения для каждого из нас. Послушание – это заповедь Самого Бога.

 

(Иллюстрация: гора Синай)

 

Время, которое выбрал Бог, чтобы дать Десять заповедей, имело важное значение. Он не требовал от Израиля послушания заповедям как условия, необходимого для того, чтобы покинуть Египет. Если  бы это было так, Израиль и сегодня оставался бы там. Нет, сначала Бог милостиво избавил их от страданий и рабства. Он с любовью изложил им то, чего Он ожидал от народа в ответ на освобождение. Бог очень хорошо прояснил это в предисловии, или вступлении, к Закону в Исходе 20:2. Он разделил Свои заповеди на две части: 1) любовь к Богу (с первой по четвертую), и 2) любовь к ближним (с пятой по десятую). Закончив передавать Десять заповедей и другие законы, Бог пообещал послать Своего ангела впереди народа, поскольку люди собирались овладеть землей, которую Он обещал им дать. Послушание всему, что заповедал Бог, было необходимо для успеха.

Затем Бог призвал Моисея на гору, чтобы он получил «скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх. 24:12). Эти заповеди были записаны «перстом Божиим» (Исх. 31:18). Пока Моисей отсутствовал, народ стал проявлять нетерпение, ожидая его возвращения. Израильтяне умоляли Аарона сделать им идолов, которым они могли бы поклониться. Это была поразительная просьба. Но еще более поразительным было то, что Аарон сдался под натиском их требований, и вылил им из золота идола в форме тельца. Тем временем Бог увидел, что сделали люди, и сказал об этом Моисею.

Бог чуть было не отказался от Своего народа. Но Моисей, посредник между Богом и народом, вступился за израильтян и, спустившись с горы, бросил скрижали на землю, будучи разгневанным на народ. Именно благодаря Моисею все, оскорбившие таким образом Бога, не умерли.

Вскоре после этого Бог повелел Моисею высечь из камня две скрижали, принести их на гору, чтобы вновь получить закон Господа и записать его на скрижалях. Сорок дней и сорок ночей провел Моисей на горе, находясь наедине с Богом.

Десять заповедей  – это суть закона Божьего в Ветхом Завете. Однако раздел Библии, называемый Законом, значительно шире, чем просто Десять заповедей. Закон включает в себя первые пять книг Ветхого Завета (Пятикнижие), а также книги Иисуса Навина, Судей и четыре книги Царств. По этой причине в Новом Завете Закон упоминается как Закон и Пророки. В Матфея 7:12 есть такие слова Иисуса: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». А в Матфея 5:17 Иисус говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Под словом «исполнить» Иисус подразумевает три вещи:

• Он имеет в виду, что Сам смог полностью соблюсти Закон, чего не сделали Адам и его потомки.

• Во время Своего служения Иисус учил, что грех – это не просто наши действия, а скорее то, что находится в наших сердцах. Например, Иисус объясняет, что когда мы ненавидим кого-то, мы как-бы совершаем убийство этого человека в своем сердце. Таким образом, ненавидя кого-то, мы нарушаем шестую заповедь.

• Закон исполняется только тогда, когда мы проявляем послушание исходя из истинной любви к Богу и ближнему. Рассказ в начале этого урока показывает, что послушание должно совершаться в любви.

Закон Божий – это удивительный подарок, преподнесенный нам. Он как зеркало, которое показывает нам наши грехи. Он словно рука, ведущая нас к Христу, Который исполнил его от нашего имени (Гал. 3:24). Он также служит и в качестве измерителя нашей благодарности Богу за Его удивительный подарок – Его Сына. Если мы говорим, что любим Бога, но не подчиняемся Ему, тогда наши слова бессмысленны. И более того, они осуждают нас. Благодарите ли вы Бога за Его Закон?

(иллюстрация сбоку: две скрижали с законом)

 

 

Восстановите в памяти

1. Все Десять заповедей, которые Бог дал на горе Синай, можно обобщить одним словом – любовь. Первые четыре заповеди говорят о нашей любви к Богу. Остальные шесть – о любви к ближнему. Прочтите Исход 20:1-11. Эти четыре заповеди говорят о нашей любви к Богу.

a. Кратко назовите каждую заповедь.

Первая заповедь (ст. 3)

Вторая заповедь (ст. 4–6)

Третья заповедь (ст. 7)

Четвертая заповедь (ст. 8–11)

б. Ниже даны четыре ситуации из жизни, которые нарушают первые четыре заповеди. Запишите, какая заповедь была нарушена.

                          Пренебрежение посещением воскресных богослужений

                          Любовь к вещам или развлечениям больше, чем любовь к Богу

                          Небрежное употребление слов, относящихся к Богу

                          Поклонение святым или изображениям

2. Прочтите Исход 20:12–17. Следующие шесть заповедей говорят о любви к ближнему.

a. Кратко назовите каждую заповедь.

Пятая заповедь (ст. 12)

Шестая заповедь (ст. 13)

Седьмая заповедь (ст. 14)

Восьмая заповедь (ст. 15)

Девятая заповедь (ст. 16)

Десятая заповедь (ст. 17)

б. Ниже даны шесть ситуаций из жизни, которые нарушают последние шесть заповедей. Запишите, какая заповедь была нарушена.

                          Списывать на экзамене

                          Распространять компрометирующие и неправдивые слухи

                          Ненавидеть своего соперника

                          Обманывать своих родителей

                          Носить неприличную одежду, которая порождает в других греховные желания

                          Желать то, что не заработал

 

Поклонение

Писание: Исход 25–31; 35–40

В первый раз, когда Моисей взошел на гору, чтобы встретиться там с Господом, он получил повеления относительно строительства скинии – передвижного шатра, в котором Бог мог бы обитать среди Своего народа. В книге Исход 29:44–46 Бог сказал: «И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их».

Однако планы строительства скинии были отложены до тех пор, пока Моисей не справится с проблемой золотого тельца. Наконец, Моисей представил план скинии народу Божьему (Исх. 35:4–19). Народ с готовностью откликнулся, делая приношения, используя свои таланты и усердно трудясь над выполнением этого поручения.

Важно обратить внимание на то, что замысел Бога обитать среди Своего народа показывает Его заветную любовь. Бог желал, чтобы в шатре, называемом скинией, Его народ день за днем и год за годом ощущал Его присутствие. Сотни лет спустя Бог будет обитать с народом в Храме Соломона в Иерусалиме. А спустя еще сотни лет после Соломона придет Христос, чтобы обитать среди нас и отдать Свою жизнь во искупление греха. И затем Бог пошлет Своего Святого Духа и местом Его обитания станут сердца Его народа. Это относится и к нам с вами. Апостол Павел очень хорошо объясняет это в Первом послании к Коринфянам 3:16–17: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы». Далее в Первом послании к Коринфянам 6:19–20 Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Эти слова требуют от нас святой жизни для Бога.

Замысел устройства скинии являлся прообразом Христа. И хотя Бог присутствовал в ней и вне ее, народ ощущал Его присутствие главным образом через символы и жертвоприношения. Ковчег помещался в месте, называемом Святое Святых. Только первосвященнику разрешалось входить туда раз в год в День искупления, чтобы окропить кровью крышку ковчега. Это очевидная тень Крови Христа, которую Он прольет много лет спустя.

Там также было Святилище – место, куда могли входить только священники и первосвященник. Они были посредниками между Богом и народом. Ежедневно они воскуряли фимиам как символ молитв, возносимых священниками за народ. Стол предложения хлебов, на котором находились хлеб и вино, являлся символом Божьего дара народу – жизни. Золотой светильник был символом света, которым должен был стать народ Божий для этого мира. Масло для светильника давал Бог, показывая тем самым, что сами по себе люди не способны светить, но с Богом они становились светом для других народов.

Народу позволялось входить только во внешний двор. Там, прежде чем совершить жертвоприношение на жертвеннике всесожжения, священник омывался в медном умывальнике. Это место служило народу напоминанием об их грехах и о том, что они нуждаются в жертве за свои грехи. Это тоже было тенью великой грядущей жертвы нашего Господа Иисуса Христа.

В Исходе 40:34–38 Господь увенчал строительные успехи израильского народа: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию… облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их».

Мы видим, что скиния была первым местом обитания «Бога с нами». Храм в Иерусалиме был вторым местом обитания «Бога с нами». Приход Иисуса был третьим обитанием «Бога с нами», а когда Бог послал Своего Святого Духа в сердца верующих в Его Сына в день Пятидесятницы, это стало четвертым местом обитания «Бога с нами». Наконец, когда Христос возвратится, все Его дети будут жить в раю, где  вечно будут видеть Бога лицом к лицу. Что это будет за день! Станете ли вы членом небесной семьи Бога?

 

Заключение

В книге Исход мы узнаем, что в Израиле установились формальные отношения с Богом. Им был дан закон для послушания и скиния  для поклонения. Обязанность слушаться и поклоняться были обязательны для их сердец. Остальные книги Ветхого Завета – это письменное свидетельство того, как они справлялись с этой задачей. Как мы увидим, недостаток послушания станет доказательством крайней нужды в совершенном Спасителе, Иисусе Христе, Сыне Божьем, Который бы исполнил все требования Бога, чего ни Адам, ни его потомки не смогли сделать.

 

(Иллюстрация: скиния)

 

 

Восстановите в памяти

3. По порядку назовите пять мест, где Бог показывает, что Он обитает со Своим народом.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

в. __________________________________________________________________________

г. __________________________________________________________________________

д. __________________________________________________________________________

4. Назовите и объясните символику, заложенную в устройстве в скинии.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

5. Обсудите, как скиния является прообразом Христа.

 

 

Копите сокровища

Матфея 5:17                                                                                                                     
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».

Матфея 22:37–40                                                                                                  
«Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

1 Коринфянам 6:19–20                                                                                                   
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

 

Гейдельбергский Катехизис – В/О 96

Вестминстерский Краткий Катехизис – В/О 44

Вестминстерский Краткий Катехизис – В/О 50

 

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.