18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 11. Народ завета согрешает и получает царя и царство

Любимый псалом многих христиан – Псалом 22. Он начинается такими словами: «Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться». Возвышенным слогом в этом Псалме сказано, что у нас есть наш личный Пастырь, Который всегда присутствует рядом с нами. Он охраняет нас, обеспечивает всем необходимым и прощает наши грехи.

Господь – наш Пастырь, а мы – Его овцы. Не следуя за пастухом, овцы заблудятся. Книга Судей начинается с того, что Иисус Навин умирает. В Израиле больше нет лидера, как это было во времена Моисея и Иисуса Навина.

Господь повелел каждому колену израильскому истребить хананеев с его земли, но поскольку народ был напуган, он не стал делать этого. Его страх свидетельствовал о том, что израильтяне недостаточно доверяли Богу. Господь избрал колено Иудино, царственное колено, из которого родится Христос, чтобы  оно начало завоевание Ханаана. Иуда вышел на войну, оставив Иерусалим невосстановленным, и хананеи вновь завладели им. Остальные колена пытались вытеснить хананеев, однако, полагаясь в этом лишь на свои собственные силы, потерпели поражение.

Тогда Ангел Господень осудил Израиль за его неверность. Он сказал, что Господь больше не будет отдавать врагов в его руки. Его грехи приведут к наказанию. Это был суд над израильтянами.

 

(иллюстрация с краю: рука с посохом)

 

 

Ключевые слова и понятия

Родственник-искупитель – это член семьи в библейские времена, который выкупал или восстанавливал другого члена семьи (посредством деторождения или заключения брака), находящегося в бедственном положении.

Теократия – форма правления, установленная в Израиле. Царь находился под непосредственным руководством Бога, которое осуществлялось через уста Его пророков.

 

 

Идолопоклонничество Израиля

Писание: выборочные отрывки из книги Судей

Трудно понять, как народ мог так быстро забыть своего Бога, однако в книге Судей 2:10–15 написано: «И когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, - тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно».

 

Судьи как избавители

Книга Судей 2:16 повествует о том, как Господь назначил судей, чтобы помочь израильтянам. Но народ не стал слушать судей. Израиль больше не воспринимал хананеев как врагов, потому что израильтяне сами уподобились им, поклоняясь Ваалу и Астарте. Израильтяне стали даже заключать  браки с язычниками. Но когда хананеи начали притеснять Израиль, народ «возопил к Господу», и Господь по Своей милости послал судью, чтобы освободить их. Этот судья напомнил народу о требовании завета Божьего по отношению к ним.

Такая модель поведения повторялась много раз в течение всего времени судей. Схема, приведенная ниже, демонстрирует,  как выглядела модель поведения в Израиле.

По мере развития периода судей и народ, и сами судьи становились все более порочными, так что циклы судейства превратились в нисходящую спираль, как показано ниже.

 

   Израиль в качестве слуги Месопотамии (судья – Гофониил)

      Израиль в качестве слуги Моава (судьи – Аод и Самегар)

        Израиль в качестве слуги Иавина и Сисары (судьи – Девора и Варак)

          Израиль в качестве слуги Мадианитян (судья – Гедеон)

            Гражданская война (война между израильтянами, судьи – Авимелех,   

             Тола, Иаир)

              Израиль в качестве слуги филистимлян и Аммона (судьи – Иеффай, Есевон,

               Авдон)

                  Израиль в качестве слуги филистимлян (судья – Самсон)

 

Гражданская война между израильтянами и потомками Вениамина

Поведение израильтян и их судей загасило тот свет, который они должны были являть народам. Бог воздвигал многих судей, чтобы образумить Свой народ. Но они вновь впадали в грех. Фраза, которая много раз встречается в книге Судей, описывает этот период израильской истории: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; 18:1; 19:1; 21:25). Греховность израильского народа указывает на неспособность людей спастись самостоятельно. Необходимо, чтобы кто-то другой в совершенстве подчинился Богу и заплатил цену за грех. Как удивительно то, что Господь оставался верным Своим обетованиям. Это ясное и милосердное проявление Его любви и твердого решения послать Искупителя, нашего Господа Иисуса Христа, Который в совершенстве исполнит закон и отдаст Свою жизнь во искупление за тяжкие грехи Своего народа.

 

 

Восстановите в памяти

1. Библия много раз использует слово «овцы», чтобы описать блуждающий Божий народ. Слово «пастырь» применяется по отношению к лидерам, управлявшим этими овцами, и главному Пастырю, Иисусу Христу. Прочтите стихи, данные ниже, и напишите подходящую букву напротив каждого из них.

A. Личное покаяние               Б. Пастухи для овец               В. Иисус Христос как Пастырь

                         Числа 27:15–18                                                                   Псалом 76:20

                         Псалом 118:176                                                                  Матфея 9:36

                         Ев. от Иоанна 10:11–16                                                     1 Петра 5:4

                         Евреям 13:20–21                                                               Псалом 77:70–72

                         Исаия 53:6                                                                                       Откровение 7:17

2. Прочтите Судей 2:11–13 и запишите дела, совершаемые следующим поколением израильтян, которые указывают на то, что они забыли Бога.

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Чему учит книга Судей относительно возможности человека спастись самостоятельно?

____________________________________________________________________________

 

 

Мессия

Среди всех бунтов и кризисов периода судей в ветхозаветной книге Руфь все же можно найти луч надежды. Несмотря на то, что название книги – Руфь, главным героем ее повествования, ветхозаветным прообразом Христа, является Вооз –  «родственник-искупитель»  как назвала его Ноеминь (Руфь 2:20). На «родственнике-искупителе» лежала ответственность за защиту нуждающихся членов семьи.

Ноеминь и ее муж были родом из Иудеи, однако когда в стране случился голод, они перебрались в Моав. У них было двое сыновей, женившихся на моавитянках – Руфи и Орфе. Через некоторое время муж Ноемини, а также двое ее сыновей умерли, оставив после себя трех вдов. Ноеминь решила вернуться в Иудею, и хотя она уговаривала своих снох остаться в Моаве со своими родственниками, Руфь все же настояла на возвращении в Иудею вместе с Ноеминью. В Иудее Руфь отправилась собирать колосья на поля Вооза, который проявил к ней доброту и дал защиту. Когда Руфь попросила Вооза стать ее родственником-искупителем, он пообещал, что у нее будет тот, кто станет обеспечивать ее вместо умершего мужа, и кто произведет на свет ребенка, будущего наследника, и будет вместе с ней воспитывать его.

 

В Своем чудесном и милостивом провидении Господь допустил всему этому совершиться. Вооз и Руфь поженились и получили от Господа ребенка, которого они назвали Овид. Этот ребенок рос, чтобы стать дедушкой царя Давида! Таким образом, Руфь, моавитянка, стала прародителем Мессии – Иисуса Христа (см. Мф. 1:5–6). Помещая Руфь в мессианскую линию, Бог явил Свое желание включить в нее другие народы мира. Вооз был тенью нашего великого родственника-искупителя, нашего Господа Иисуса Христа, Мессии.

 

 

 

Восстановите в памяти

4. Прочтите Руфь 4:18–22. Как вы думаете, почему эта чудесная история Руфи и Вооза заканчивается такими стихами? __________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Прочтите Руфь 1:16–17. Какие слова в прекрасном обращении Руфи к Ноемини свидетельствуют о том, что она веровала в Бога? ______________________________

 

 

Подготовка к царю и царству

Писание: 1 Царств 1–16:13

Первая книга Царств начинается с описания жизни бесплодной женщины и духовно несостоятельного народа. Эта женщина – Анна, страстно желавшая иметь ребенка. Народ – это Израиль, который пошел вслед других богов, тем самым взбунтовавшись против завета Божьего. Люди развратились в своем поклонении и утратили почтение к Божьей святости.

Бог ответил на молитву Анны, подарив ей сына. Самуил был последним из судей, одновременно пророком и священником, и он же помазал первого и второго царей израильских. И хотя Самуил не стал частью мессианской линии, он сыграл очень важную роль в истории спасения.

Старейшины израильские просили у Самуила царя. Это не нравилось Самуилу, потому что старейшины не полагались в управлении на одного Бога, а хотели быть как другие народы. Бог задумал, чтобы у Израиля появился царь (Втор. 17:14–20), но такой, какого хотел видеть Он, а не народ.

Бог дал Израилю царя. Он сообщил им, что Сам выберет царя, а этот царь должен будет во всем слушаться и подчиняться посланиям Божьих пророков. Это отличало правительство Израиля от других народов. Израиль должен был быть теократией, т.е.  находиться под непосредственным правлением Бога. После процесса отбора, происходившего под прямым контролем Бога, Самуил избрал Саула царем и помазал его.

Последующая история Израиля, вплоть до времени пленения, состояла из борьбы между пророками и царями, между достижением духовных и политических целей.

 

 

Восстановите в памяти

6. Прочтите Второзаконие 17:14–20. Перечислите пять требований Бога к израильскому царю.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

в. __________________________________________________________________________

г. __________________________________________________________________________

д. __________________________________________________________________________

7. Теократия – это __________________________________________________________.

 

Саул в качестве царя

Несмотря на то, что Саул был успешен в битвах с филистимлянами, он потерял свое царское достоинство, не подчинившись слову Бога, данному через пророка Самуила. Он не дождался Самуила, как ему о том было сказано, а решил самостоятельно принести жертву всесожжения и мирную жертву, что разрешалось делать только священнику. Самуил осудил этот поступок и сказал: «Но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» (1 Цар. 13:14). Какие страшные слова!

Слушаясь Господа, Самуил отыскал семью Иессея, внука Вооза и Руфи, находившихся в мессианской линии. Бог избрал младшего сына Иессея – Давида.

 

Самуил помазал его на царя Израиля, и Дух Господа сошел на него в силе (1 Цар. 16:13). Давид находится в мессианской линии, став очень значительным прародителем нашего Господа Иисуса Христа.

 

Теперь мессианская линия выглядит так:

                   Адам

 


                                                                                  Сиф

 


                                                                                  Ной

 


                                                                                  Сим

 


                                                                                  Авраам

 


                                                                                  Исаак

                                                                                 

                                                                                   Иаков

                                                                                 

                                                                                  Иуда

                       

                                                                                  Фарес

 


                                                        Салмон и Раав (язычница)

                                                    Вооз и Руфь (язычница)

                  Овид

                     Иессей

                    Давид

                                                                                  

 

 

Восстановите в памяти

8. Послушание Господу через Божьих пророков было самым важным требованием к израильскому царю. В Первой книге Царств 10:8 пророк Самуил наставляет Саула

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

9. Прочтите 1 Царств 13:7б–14.

a. Что сделал Саул? _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

б. В чем заключалось его наказание? __________________________________________

____________________________________________________________________________

в. Было ли это наказание слишком жестоким за то, что сделал Саул? Почему да или почему нет? _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

10. В 1 Царств 16:13 Самуил помазывает второго царя Израиля – молодого Давида. Прочтите Матфея 1:1, 5–6, Луки 3:23б и 31б–32. Что вы узнали о Давиде из этих отрывков?

_______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

 

Копите сокровища

 

1 Царств 15:22б
«Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов».

Псалом 118:176
«Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл».

Ев. От Иоанна 10:14–15
«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».

Откровение 7:17а, б
«Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод».

 

Гейдельбергский Катехизис – В\О 10

Вестминстерский Краткий Катехизис – В\О 19, 84

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.