18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 17. Остаток народа завета – пленение и возвращение

 

Божья верность действительно удивительна, и мы видим Его верность в каждой части истории спасения. Снова и снова Божий народ завета восставал против Него и отвергал Его. Тем не менее, Бог сдерживал Свой ​​гнев и проявлял к ним Свою благодать.

 

Когда чаша Божьего гнева переполнилась, Он позволил, чтобы Его святой город Иерусалим, вместе с храмом, находящимся в городе, были разрушены врагом иудейского народа – Вавилоном. Его народ был уведен в плен. Но Бог не забыл и не оставил плененный в Вавилоне остаток Своего заветного народа. Из этого остатка придет Мессия. Бог призвал пророков Иезекииля и Даниила на служение Своему народу. Он также приготовил иудейскую царицу и ее двоюродного брата Мардохея для того, чтобы спасти Свой народ от политического бедствия.

 

 

Ключевые слова и понятия

Есфирь – Бог использовал эту иудейскую женщину, ставшую царицей, чтобы спасти Свой народ от уничтожения.

Ездра – Бог использовал этого учителя Закона, чтобы привести Свой народ к раскаянию.

Неемия – Бог использовал этого человека, служившего виночерпием у персидского царя, чтобы тот отправился в Иерусалим и помог восстановить его.

 

Пленение

 

Есфирь

Хотя персидский царь Кир завоевал Вавилон в 539 г. до Р. Х., он разрешил иудеям, находившимся в то время в Вавилоне, вернуться к себе на родину, если они того пожелают. Некоторые из них возвратились, но многие остались. Вполне вероятно, что в это время и произошли в Вавилоне события, связанные с Есфирью и Мардохеем.

 

(Иллюстрация: Царица)

На третьем году своего правления царь Ксеркс (его также называют Артаксерксом) устроил для знати и служащих при нем пиршество, которое длилось 180 дней. Во время этого длительного празднества Ксеркс демонстрировал свое огромное богатство, роскошь и величие своего царства. Показав свои дворцы и сады, Ксеркс устроил еще один заключительный семидневный пир. Как раз тогда он приказал царице Астинь прийти, чтобы она показала свою красоту всем  гостям. Но царица отказалась прийти, и разгневанный царь прогнал ее, объявив, что с этого момента она лишается своего царского звания. Вскоре царь приказал, чтобы к нему во дворец привели всех красивых девушек царства, и та, которая больше всего понравится царю Ксерксу, станет царицей.

Мардохей, иудей, живший в Вавилоне, был глубоко обеспокоен судьбой остатка Божьего народа. Начав искать замену Астини, царь выбрал красивую двоюродную сестру Мардохея – Есфирь, которая и стала его женой и царицей Вавилона.

После всех этих событий царь поставил некоего мужа именем Аман вторым человеком в царстве, и постановил воздавать Аману такие же почести, какие полагаются царю. Однако Мардохей отказался поклониться Аману, и это привело Амана в ярость.

Желая отомстить, Аман искал способ уничтожить всех иудеев. Он сумел  убедить царя издать указ об истреблении всех иудеев. Остаток Божьего народа завета оказался в большой опасности.

Мардохей убедил царицу Есфирь вмешаться, даже если бы ей пришлось подвергнуть опасности свою жизнь, придя к царю за помощью. Есфирь разоблачила Амана, открыв его злодейский замысел погубить иудеев. К тому же она призналась, что сама является иудейкой, и также должна была быть уничтожена согласно жестокому плану Амана. Царь весьма разгневался, и Бог по Своей суверенной воле расположил сердце царя удовлетворить просьбу царицы Есфирь о сохранении жизни для ее народа. Аман к тому времени уже построил виселицу, на которой должны были повесить Мардохея, но царь приказал, чтобы вместо него был повешен сам Аман. Царь почтил Мардохея тем, что назначил его на место Амана, сделав его вторым после себя. Есфирь отдала Мардохею царское имение Амана.

Однако проблемы иудеев были решены не до конца. Закон мидян и персов нельзя было отменить. Поэтому царь поручил решение этого вопроса Мардохею. Мардохей издал указ, дававший иудеям право убивать своих врагов, нападавших на них, и отбирать у них имущество. Бог даровал иудеям большие победы, но иудеи не брали никаких вещей у своих врагов. Вместо этого они установили ежегодный праздник, называемый Пурим, чтобы отмечать это великое освобождение, дарованное им их Богом.

Вновь мы видим, что Бог суверенный, святой и любящий. Он даровал Своему народу благодать и милость. Он сохранил их и покарал нечестивых.

 

Возвращение

Ездра

Завершение Второй книги Паралипоменон и начало книги Ездры написаны почти одними и теми же словами. Главная идея состоит в том, что наш суверенный Бог снова взялся за работу – на этот раз в сердце языческого царя Кира. «Возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме» (Ездр. 1:1–3).

 

В ответ на это удивительное, вдохновленное Богом постановление языческого царя остаток народа завета начал работу по восстановлению храма. Прежде всего, иудеи восстановили жертвенник. Как только он был закончен, люди начали приносить Господу жертвы всесожжения утром и вечером.

Когда строители закончили фундамент для нового храма на том месте, где раньше был фундамент храма Соломона, священники и левиты поклонились Богу, воздав Ему хвалу и благодарение. Они пели Господу: «Хвалите и славьте Господа… ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю» (Ездр. 3:10–11). Был слышен также и плач пожилых людей, вспоминавших славу храма Соломонова.

(Иллюстрация: храм Соломона)

Враги пытались помешать восстановлению храма. Под руководством пророков Аггея и Захарии восстановление храма было завершено. Люди с радостью открыли храм и праздновали Пасху. В это самое время Ездра пришел из Вавилона в Иерусалим. «Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его [была] над ним… потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» (Ездр. 7:6,10).

Ездре сообщили, что народ израильский, включая священников и левитов, взял себе жен из языческих племен, живших по соседству. «Услышав это слово, я разодрал нижнюю и верхнюю одежду мою и рвал волосы на голове моей и на бороде моей, и сидел печальный» (Ездр. 9:3). Пока Ездра молился и исповедовался, плача и повергая себя наземь перед домом Божьим, большая толпа израильтян собралась вокруг него. Они тоже горько плакали. Они решили отправить обратно всех этих женщин и своих детей. Таким образом, пленные, женившиеся на чужестранках, отделились от них. Бог – святой, Он не терпит нарушения Своих заповедей. Какой это урок для нас сегодня!

 

 

Восстановите в памяти

1. Приведите два примера из книги Ездры о том, как Бог охранял остаток Своего народа, пока они находились в плену.

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Прочтите Ездры 9:1–5. В этой главе мы видим скорбь о грехе, что очень редко встречается сегодня.

Ездра скорбел потому, что ____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Чему нас учит скорбь Ездры о грехе и его дисциплинирование народа?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Неемия

Неемия был виночерпием царя Персии. Когда он услышал, что стены Иерусалима пали, а ворота сожжены огнем, и народ Божий оказался беззащитным перед своими врагами, он сел и заплакал. Он совершил трогательную молитву поклонения Богу и исповедания греха. Основываясь на Божьем обетовании спасения, Неемия просил о своем народе, чтобы люди покаялись и вернулись к Нему. Затем он попросил Господа о положительном ответе хозяина, персидского царя, на свою просьбу.

 

Неемия просил разрешения у царя, чтобы пойти в Иерусалим для восстановления городских стен. Царь удовлетворил это прошение. Неемия сказал: «И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною» (Неем. 2:8). Царь написал письма, гарантирующие  безопасное передвижение Неемии по стране, а также послал с ним военнослужащих и конницу. Мы снова видим суверенитет и любовь Бога по отношению к Своему народу в том, что Он располагает сердце языческого царя защищать Его недостойный народ завета.

Прибыв в Иерусалим, Неемия осмотрел стены. Он обратился к иудеям, священникам, знати и руководителям: «Вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь [в таком] уничижении. И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне» (Неем. 2:17–18). Заметьте, как Бог подтверждает призвание Неемии, возлагая на него Свою «благодеющую руку» и обеспечивая царской защитой его работу!

Однако дьявол попытался разрушить Божий труд, совершаемый через Неемию, побуждая Санаваллата и Товию угрожать Неемии. Ответ Неемии этим двум людям был таков: «Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме» (Неем. 2:20).

Враги старались помешать работе Неемии и пытались убить его. Но Бог господствовал над народом, и стена была завершена. Ездра был призван вынести книгу Закона Моисеева. Собрался весь народ – мужчины и женщины, и Ездра открыл книгу. Народ поднялся, и Ездра громко начал читать книгу Закона, он читал с рассвета и до полудня. Весь народ внимательно слушал.

При освящении стены в Иерусалим созвали левитов, чтобы радостно отпраздновать освящение с песнями благодарения и «при [звуке] кимвалов, псалтирей и гуслей. И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского… потому что певцы выстроили себе села в окрестностях Иерусалима» (Неем. 12:27–29).

Неемия возвратился домой, в Вавилон, но спустя некоторое время вернулся назад в Иерусалим. Вернувшись, он увидел в Иудее человека, который нарушал заповедь о субботе, занимаясь в этот день торговлей. Он спросил: «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний? Не так ли поступали отцы ваши, и за то Бог наш навел на нас и на город сей все это бедствие? А вы увеличиваете гнев [Его] на Израиля, оскверняя субботу» (Неем. 13:17–18). Неемия повелел, чтобы городские ворота были закрыты в субботу, и пригрозил торговцам, которые проводили ночь за воротами. Затем он приказал левитам очиститься и охранять ворота, чтобы хранить субботу в святости.

 

Во время этой поездки Неемия также встретил мужчин, взявших себе в жены язычниц. Он проклял их, избил и вырвал у них волосы. Он сказал: «Не из-за них ли… грешил Соломон, царь Израилев?» (Неем. 13:26).

Неемия был выдающимся руководителем, которого Бог послал для защиты и очищения Своего народа, а также для восстановления Своего города, пока через четыреста лет не придет Мессия.

 

 

Восстановите в памяти

4. Опишите результаты неповиновения Израиля, записанные в книге Неемии 9:36–37.

_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Прочтите Неемии 10:29–39. В этом отрывке народ Божий обещает слушаться Бога. Перечислите четыре пункта, которые они пообещали выполнять.

a. ___________________________________________________________________________

б. ___________________________________________________________________________

в. ___________________________________________________________________________

г. ___________________________________________________________________________

6. Прочтите Неемии 13:15–22. Напишите краткий рассказ том, что, на ваш взгляд, сказал бы Неемия современным христианам о соблюдении ими или несоблюдении дня субботнего (воскресенья).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Аггей

Пророк Аггей служил остатку Божьего народа после того, как многие из них по повелению вавилонского царя Кира вернулись в Иерусалим для восстановления храма. В течение первых двух лет они завершили строительство жертвенника и фундамента. Но из-за козней врагов строительство было остановлено. Иудеи стали лениться и не хотели возобновлять строительные работы до тех пор, пока Аггей не осудил их за то, что они принялись строить дома для себя, в то время как дом Божий оставался незаконченным. Бог не благословил их землю урожаем по причине их нежелания завершить строительство дома Божьего.

 

«И послушались Зоровавель… и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа» (Агг. 1:12).

Через пророка Аггея Бог дал слово ободрения Своему народу, напоминая иудеям, что Он по-прежнему с ними. «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:9).

Что Бог хотел этим сказать? Несомненно, Он не имел в виду, что новый храм будет более славным строением, чем храм Соломона. Бог говорил, что этот новый храм, Его церковь, встретит долгожданного Мессию – Самого Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна 1:14 говорится: «И Слово стало плотию, и обитало с нами [он раскинул шатер или скинию среди нас], полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». Прекрасный Агнец Божий, Мессия, придет, чтобы принести Своему народу благодать, мир и спасение. Это пророчество исполнилось в первом Пришествии Иисуса. И оно окончательно исполнится, когда в конце времен этим храмом будет Сам Бог, обитающий среди Своего народа в полноте. В книге Откровения 21:22 говорится об этом славном дне!

Захария

Еще один пророк, Захария, пророчествовал в то же время, что и Аггей. В книге Захарии содержится множество видений. Мы сосредоточим свое внимание на том, что Бог открыл через Захарию о грядущем Мессии. 

В книге Захарии 3:8 и 6:12 пророк говорит о грядущем Мессии как об Отрасли, обращаясь к Нему как к священнику и царю. В книге Захарии 2:5 пророк говорит о дне, когда Господь станет огненной стеной вокруг народа Божьего и прославится среди них. Об исполнении этого пророчества мы можем прочитать в Новом Завете в Евангелии от Иоанна 1:14, где говорится о Христе, обитающем «среди нас» во всей Своей славе.

В книге Захарии 9:9 говорится: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Исполнение этого пророчества мы находим в Евангелии от Иоанна 12:12–15, где мы читаем, что Иисус едет верхом на осле во время Своего триумфального вхождения в Иерусалим. Мессианское владычество Христа описывается в книге Захарии 9:10, где сказано, что «Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли».

В Захарии 13:7 дано наиболее ясное ветхозаветное описание Иисуса, избранного Божьего Пастыря, страдающего в наказание за грехи Своего народа: «О, меч! поднимись на пастыря Моего [Иисуса]… порази пастыря, и рассеются овцы!». Об исполнении этого пророчества записано в Евангелиях  от Матфея 26:31–35 и от Марка 14:27–31. «Тогда говорит им [Своим ученикам] Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф. 26:31).

В книге Захарии 14:16, 20–21 говорится о времени, когда на празднике Кущей верующие из всех народов присоединятся к верующим из остатка народа завета. В то время все будет святыней Господу – от колокольчиков на лошадиных попонах до котлов. Об этом пророчестве говорится в книге Откровения 21:1–4. Ветхозаветные тени становятся более ясными.

Иоиль

Нам точно неизвестно, когда была написана книга Иоиля. Однако призыв к покаянию, содержащийся в этой книге, был актуальным не только в те дни, но также и сегодня. В первой части книги пророк говорит о суде над Божьим народом. Затем он говорит о суде над врагами народа Божьего. Бог призывает Свой народ обратиться к Нему, но не просто через внешние проявления, а «всем сердцем». Пророк подчеркивает, что благодать Божья является единственной надеждой народа на прощение и восстановление. В Новом Завете апостол Петр цитирует книгу Иоиля 2:28–32 (Деян. 2:28–32).

Малахия

Пророк Малахия, должно быть, пророчествовал во времена Неемии. Неемия и Малахия осуждали одни и те же грехи заветного остатка. Малахия, вероятнее всего, является последним ветхозаветным пророком.

 

Остаток народа завета в Иерусалиме пребывал в унынии. Их страна была всего лишь небольшой землей в наиболее отдаленной части Персии. Славное будущее, предсказанное пророками, не наступило. Бог не пришел в Свой храм в славе, величии и силе, как они того ожидали. Они начали сомневаться в Божьей заветной любви. В книге Малахии 1:2 говорится: «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?"». Народ сомневался в Божьей справедливости. «Где Бог правосудия?» – спрашивали они (Мал. 2:17). Поэтому Божий народ завета начал отходить от поклонения и стал пренебрегать послушанием закону Божьему.

Малахия убедил их в том, что Бог грядет. Но Он придет как «огонь расплавляющий» (Мал. 3:2). Он придет как Судья,  подвергая суду прежде всего Свой народ. Малахия заканчивает книгу прекрасным пророчеством о Христе: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2).

Затем на сцене Ветхого Завета опускается занавес. Наступает тишина на четыреста лет. Тени истории: прообразы, жертвоприношения и пророчества – постепенно исчезают в ожидании исполнения обетованного истинного света.

(Иллюстрация: занавес)

 

Восстановите в памяти

7. Этот храм встретит долгожданного Мессию. Прочтите Евангелие от Луки 2:25–38. Теми двумя людьми, ожидавшими прихода Мессии в храм после четырехсот лет молчания Бога, были ______________________________ и __________________________.

8. Прочтите Откровение 21:22. На небесах не будет больше необходимости в храме потому, что

a) ___________________________________________________________________________

б) _________________________________________________________________________

 

 

Копите сокровища

Захария 9:9
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной».

Малахия 4:2
«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его».

Откровение 21:22
«Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец».

 

Гейдельбергский Катехизис – В\О 28

Вестминстерский Краткий Катехизис – В\О 7

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.