18.03.2014
Скачать в других форматах:

Лори Ванден Хойвел

Раскрывающееся обетование Божье. От теней к свету

Урок 15. Народ завета – разделенный и плененный (часть третья: Иудея позднего периода)

 

Ситуация в Иудее быстро ухудшалась. Пророк Амос из Северного царства провозгласил:

 

«Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима» (Амос 2:4–5).

 

 

Ключевые слова и понятия

Исаия – пророк, предсказавший страдания Христа.

Михей – пророк, предсказавший место рождения Христа.

Иеремия – пророк, который пророчествовал о суде, но вместе с тем и о надежде.

Аввакум – пророк, которого можно считать отцом протестантской Реформации за его учение о том, что праведный верою жив будет.

 

Езекия

Езекия, сын нечестивого царя Ахаза, стал следующим царем. Он делал угодное в глазах Бога. Он восстановил храм и возродил поклонение Богу. Он оповестил весь Израиль и Иудею и отправил письма Ефрему и Манассии, приглашая их прийти в Иерусалим в храм Господень, чтобы отпраздновать Пасху Господа, Бога Израиля. Некоторые пренебрегли приглашением. Тем не менее, множество народа все же пришло на праздник. «И было веселие великое в Иерусалиме, потому что со дней Соломона, сына Давидова, царя Израилева, [не бывало] подобного сему в Иерусалиме» (2 Пар. 30:26).

Сеннахирим, царь Ассирии, захватил Иудею и планировал развязать войну с Иерусалимом. Но царь Езекия совершил верный поступок. «И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу. И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и когда пришел в дом бога своего, - исшедшие из чресл его поразили его там мечом» (2 Пар. 32:20–21). С тех пор царь Езекия был высоко почитаем во всех народах.

Спустя некоторое время сын царя Вавилонского, услышав, что Езекия, царь Иудейский, болен, отправил к нему вестников с письмами и дарами. Езекия принял гостей и показал им все, что было в его сокровищницах – серебро, золото, специи и благовония. Во всем дворце и во всем царстве не осталось ничего такого, чего бы царь Езекия не показал им. Пророк Исаия пришел к Езекии, чтобы упрекнуть его в том, что он показал вавилонянам все свои сокровища. Исаия провозгласил суд над потомками Езекии и предсказал их пленение из Иудеи в Вавилон.

Исаия

Бог послал пророка Исаию, чтобы он пророчествовал во время царствования Иофама, Ахаза и Езекии. Он обличал правителей Иудеи за их лицемерие, жадность и эгоизм. Они губили народ. Исаия предсказал, что Иудея будет уведена в плен. Пророк говорит: «… доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис. 6:11–12). На более оптимистичной ноте пророк Исаия обращается к народу: «Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное – от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 37:32). За сто лет до того, как к власти пришел персидский царь Кир, Исаия предсказал, что именно Кир и станет тем Божьим посредником, через которого остаток народа вернется из Вавилонского плена назад в Иудею.

 

Но Исаия посредством особого действия Святого Духа видел также и приход Мессии, Который был намного величественнее, чем Кир. Во многих отрывках книги пророка Исаии мы находим ясное свидетельство о приходе Сына Божьего (страдающего Слуги Иеговы). Мессия принесет этому миру правосудие, возьмет на Себя грехи Своего народа и приведет их к новому завету с их Богом. Он станет истинным светом для язычников.

 

 

Восстановите в памяти

1. Авторы Нового Завета используют стихи из книги пророка Исаии, говоря о  первом и втором Пришествии Христа – Мессианской эры.

a. Как в стихе из Евангелия от Иоанна 12:38 исполняется то, что записано в книге Исаии 53:1?_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

б. Как в отрывке из Евангелия от Иоанна 12:40–41 исполняется то, что записано в книге Исаии 6:9–10? _________________________________________________________

____________________________________________________________________________

в. Прочтите Исаия 9:6–7. В этом отрывке Исаия говорит о _______________________

___________________________________________________________________________

г. Прочтите Исаия 11:1–5. В этом отрывке Исаия говорит о _______________________

____________________________________________________________________________

 

Михей

Другим важным пророком, жившим во время царствования Иофама, Ахаза и Езекии, был Михей. Он пророчествовал о Северном царстве, предсказывая падение Самарии (Мих 1:5–7). Он также предсказал пленение Иудеи. «Сними с себя волосы, остригись, скорбя о нежно любимых сынах твоих; расширь из-за них лысину, как у линяющего орла, ибо они переселены будут от тебя» (Мих. 1:16). Михей говорил и о грядущем Мессии, Иисусе Христе:

 

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных… И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир» (Мих. 5:2, 4–5).

 

Михей заканчивает свою книгу, отдавая должное верности Бога по отношению к Своему обетованию:

 

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Мих. 7:18–20).

Манассия и Амон

После смерти добродетельного царя Езекии его сын Манассия взошел на престол. В противоположность своему отцу он делал злое в глазах Господа. Он был взят в плен и временно увезен в Вавилон. Но там он возопил к Господу, и Бог возвратил его обратно в Иудею. Затем он попытался преобразовать государство, однако народ продолжал приносить жертвы на высотах (2 Пар. 33:17). Его сын Амон стал царем. Его правление было порочным. Он не смирился перед Господом и был убит в своем дворце. Его сын Иосия стал царем вместо него.

Иосия

Автор Второй книги Паралипоменон отдает дань уважения царю Иосии, говоря: «И делал он [Иосия] угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (2 Пар. 34:2). Он очистил Иудею и ее столицу Иерусалим от высот, столбов Астарты, идолов, изображений и жертвенников Ваалу. Он приказал восстановить храм. Однажды, работая в храме, священник Хилкия нашел там Книгу Закона. Один из храмовых работников отнес эту книгу царю Иосии. Слушая, как этот работник читает ему Закон, царь разодрал свои одежды. Не ужасает ли то, что Божья книга была так надолго «похоронена» среди развалин храма? Неудивительно, что царство находилось в столь ужасном состоянии!

Затем царь Иосия прочитал Книгу Закона всему народу. Он обновил завет, чтобы «последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей» (2 Пар. 34:31). Царь повелел, чтобы весь народ, находившийся в Иерусалиме и земле Вениаминовой, подтвердил это. Иосия отпраздновал Пасху и вернул святой ковчег обратно в храм. Царь Иосия был ранен и позднее умер в сражении против Нехао, царя Египетского. Преобразования Иосии были благоугодны, однако они оказались недостаточными и запоздалыми для нечестивой Иудеи.

Иеремия

Иеремия был еще одним пророком, посланным Богом к Своему народу. Он пророчествовал в период приблизительно с середины царствования Иосии и вплоть до Вавилонского пленения Иудеи. На нем лежала тяжелая задача. Его сердце было глубоко опечалено грехами народа Божьего завета. В дополнение, на него было возложено удручающее задание – объявить об уничтожении Иудейского царства. Его слова о суде были решительными и ужасающими. Свидетельство скорби Иеремии об Иудее открывается нам в книге Плач Иеремии.

 

 (Иллюстрация: Свиток)

Луч мессианской надежды все же светил и через пророчество Иеремии. В книге Иеремии 23:5–6 мы читаем об Иисусе Христе такие слова:

«Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"».

Письмо Иеремии, адресованное иудейским пленникам в Вавилоне, мы находим в главе 29:10–11. Иеремия говорит о возвращении пленных в Иудею через 70 лет:

«Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие. Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

В книге Иеремии 31:33 мы находим обетование о новом завете между Богом и Его народом, о завете, возможном только благодаря искуплению, совершенному Иисусом Христом, и сошествию Святого Духа в сердца народа Божьего:

«Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».

Сам Иисус говорил о Своей Крови как о Крови Нового Завета: «Сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20).

Для нас, людей, живущих в дни после первого Пришествия Христа, невыразимой радостью является то, что через Его искупительную смерть и воскресение каждый из нас может быть частью этого нового завета и может иметь сердца с записанным в них законом Божьим. Но вместе с этой радостью приходит и ответственность посвятить Ему всю свою жизнь посредством присутствия и силы Святого Духа.

 

 

Восстановите в памяти

2. Хотя Иеремия пророчествовал о гибели и разрушении Иудеи, он все же пролил и луч надежды.

a. О каком луче надежды говорит пророк в книге Иеремии 31:23–25?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

б. Какой луч надежды дает пророк в книге Иеремии 31:27–28?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

в. Какой луч надежды дает пророк в книге Иеремии 31:31–33?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Устами Иеремии Господь говорит так: «Я… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31:33). Это – новый завет. Каким образом этот новый завет становится возможным для народа Божьего?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Иногда Иеремию называют плачущим пророком. Его плач и стенания – скорбные песни – записаны в книге Плач Иеремии. Он глубоко скорбит о суде над Иерусалимом, совершенном в 586 г. до Р. Х., о разрушении города и храма, а также о пленении Иудейского народа завета в Вавилон. Однако его скорбь никогда до конца не затмевала его надежду на благость и верность Бога. Прочтите Плач Иеремии 3:21–26. Запишите четыре вещи, касающиеся Господа, которые дают надежду Иеремии.

a. __________________________________________________________________________

б. __________________________________________________________________________

в. __________________________________________________________________________

г. __________________________________________________________________________

 

Наум, Софония, Авдий

Наум, Софония и, возможно, Авдий также пророчествовали в какое-то время в течение этого периода. Все эти пророки подчеркивали, что каждая деталь истории – в прошлом, настоящем и будущем – происходит не по воле случая, а согласно воле, цели и силе Бога. Божий гнев против Ниневии (Ассирии), Эдома, Вавилона и халдеев являет Его праведный суд над врагами Его народа завета. Однако Он также использует этих врагов, чтобы совершить суд и над Своим народом завета и привести их к раскаянию и вере (дисциплина).

Аввакум

Пророки переживали глубокое личное горе из-за грехов народа завета. Они боролись с тем, что Бог использовал языческие народы, чтобы исполнить Свои намерения – дисциплинировать и исправить Свой народ. Пророк Аввакум особенно горячо взывал к Богу по этому поводу. В ответ на жалобу Аввакума Бог дал ему важное видение. В этом видении Бог открыл ему истину, которую в Новом Завете апостол Павел использовал в качестве центральной темы для своей проповеди Евангелия (Рим. 1:17; Гал. 3:11). Автор Послания к Евреям также использовал ее (Евр. 10:35–39). А позже реформаторы Мартин Лютер и Жан Кальвин сделали ее главной темой своих произведений, учения и проповеди. В определенном смысле можно сказать, что пророк Аввакум был отцом великой протестантской Реформации. Вот эта истина, которую Бог открыл Аввакуму: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4б).

 

Почему эта истина является основополагающей? Она учит, что только тот, кто оправдан перед Богом благодаря труду Иисуса Христа, может жить верой в Иисуса. И только благодаря вере во Христа такой человек может переживать радость, которую Аввакум описывает в следующих стихах:

 

«Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17–18).

Оправданы ли вы перед Богом? Ходите ли вы с Ним верою каждый день? Если ваш ответ «да», тогда вам гарантирован мир в этой жизни и в вечности.

 

 

Восстановите в памяти

5. Бог открыл пророку Аввакуму важную истину, о которой потом апостол Павел писал в своих посланиях к Римлянам и Галатам. Автор Послания к Евреям также говорил о ней. А много лет спустя такие реформаторы как Мартин Лютер и Жан Кальвин подчеркивали эту истину в своих учениях. Что же это за важная истина, которая впервые встречается в книге Аввакума 2:4б?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Прочтите Римлянам 1:17. Последнее предложение этого стиха – это  цитата из

___________________________________________________________________________.

Согласно этому стиху праведность грешника исходит от ________________________.

Тогда эта праведность живет _________________________________________________.

 

Последние годы Иудеи

Последние годы Иудеи описаны во Второй книге Паралипоменон в главе 36. После смерти добродетельного царя Иосии один за другим воцарялись трое его сыновей – Иоахаз, Иоаким и Седекия, и его внук Иехония. Народ завета делал постыдные дела. «Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме» (2 Пар. 36:14). Бог посылал народу Своих пророков, но народ издевался над ними. В конце концов, «сошел гнев Господа на народ Его, так что не было [ему] спасения. И Он навел на них царя Халдейского… все предал [Бог] в руку его… И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили» (2 Пар. 36:16–19). Царь Навуходоносор унес с собой все храмовые сокровища в Вавилон. Это случилось летом 586 г. до Р. Х. Выживший остаток народа был уведен в Вавилонский плен. Они оставались слугами до тех пор, пока к власти не пришло Персидское царство. Некоторые же из самых бедных людей остались работать на виноградниках и полях (2 Цар. 25:12).

Автор книги Паралипоменон, написанной уже после пленения, показывает верность Бога Своему обетованию. Хотя казалось, что Иудее, так же как и Израилю, наступил конец, Бог не забыл Своего обетования, данного Давиду. Бог сказал, что Мессия придет из рода Иуды, чтобы вечно царствовать по правде.

Вторая книга Паралипоменон повествует о том, что Кир, царь Персии, во исполнение слова, сказанного Иеремией (Иер. гл. 30 и 31), провозгласил в захваченном им Вавилоне следующее: «Все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет» (2 Пар. 36:23). Удивительная благодать!

 

 

Копите сокровища

Исаия 9:6
«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».

 

Исаия 53:5
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились».

Иеремия 31:33
«Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».

Гейдельбергский Катехизис – В\О 61

Вестминстерский Краткий Катехизис – В\О 30

 

 

 


 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.