Йохем Даума
Книга Иова. Псалтырь
2.11. Царь и Яхве
1. Об утверждении царства Давида Книга Псалмов не оставляет никаких сомнений. Именно Яхве произвёл на свет царя как своего Сына, чтобы Он правил над Сионом (Пс. 2,6.7). Этот царь восседает по правую руку от Яхве (Пс. 109,1). Он называется первенцем (Пс. 88,28), Его помазанником (Пс. 19,7; 44,8; 131,10), Его избранным (Пс. 88,4), Его рабом (Пс. 88,4.21; 143,10), с которым Он заключил завет (Пс. 88,4.29.40; 131,12). Это царство пребудет вечно (Пс. 44,7; 131,12). Это царство со славой, поскольку царю отданы во владение “все концы земли” (Пс. 2,8; 71,8). Ему покорятся народы (Пс. 17,44). Он будет самым великим среди всех земных царей (Пс. 88,28). На его голове сияет корона (Пс. 131,18) и он украшен славой и величием (Пс. 20,6). Он выделяется красотой, царские дочери находятся среди его женщин (Пс. 44,3.10). Множество царей приносят ему дары (Пс. 71,10).
Чтобы иметь возможность выполнять свою функцию и достичь полной славы своего царствования, царь полностью зависит от Яхве. Слабость царя взывает к силе Яхве. Царство Давида и его дома полностью обязано своим учреждением, славой и силой Тому, Кого в Псалмах очень часто называют Царём (Пс. 5,3; 9,37; 23,7сл.; 28,10 и т.д.). Именно Он в действительности правит (Пс. 46,9; 92,1; 95,10; 96,1; 98,1; 145,10). Царь показывает свою зависимость от Яхве в жертвоприношениях Ему (Пс. 19,4), в доверии к Яхве (Пс. 20,8), в раскрытии перед Ним всех своих трудностей и в восхвалении Его (Пс. 100,1сл.; 143,1сл.). Царь черпает все силы из этих контактов с Яхве и даже может поражать войско и перепрыгивать через стену (Пс. 17,30). Без Яхве как Царя он и вовсе не царь.
В проявлении справедливости царь полностью идёт следами Самого Яхве как Царя. Он – Царь, и поэтому Он возобновляет право угнетённых, Он даёт голодным хлеб, Он освобождает заключённых, слепым дарует зрение, кривых выпрямляет, заступается за странников и поддерживает сирот и вдов (Пс. 145,7сл.). Обратите внимание на то, что об этом говорится в псалме, где предостерегают не доверять власть имущим. Наверно они позволяют себе делать то же самое, что делает Яхве как Царь! Яхве даёт суд сироте и угнетённым (Пс. 9,39). Он всегда восстаёт, чтобы принести спасение тем, кто в Нём нуждается (Пс. 11,6). Он заботится об их пропитании (Пс. 131,15). Он прислушивается к бедным и не отвергает Свой пленный народ (Пс. 68,34). Он заботится о том, чтобы справедливо судили по отношению к вдовам, странникам и сиротам (Пс. 93,6.15).
На небесном собрании, где советуются о земных делах, Яхве обвиняет богов в том, что они не действовали справедливо, поэтому жертвами стали беззащитные (Пс. 81,2сл.).
В царе мы можем видеть заместителя Яхве как Царя. Всё, что мы читаем о спасении Яхве угнетённых, Его сокрушении угнетателей и Его властвовании над землей, в Пс. 71 сказано и о Давидовом царе. Справедливость Яхве мы находим в справедливости “праведников”, как демонстрирует Пс. 111, отображая Пс. 110. Справедливость Яхве и праведников вечна и направлена на спасение и благословение (Пс. 110,3сл.; 111,3.5.9).
На многие места Псалмов, в которых говорится о Яхве как Царе и которые связаны с другими книгами Ветхого Завета, указывает также К. Сейболд [K. Seybold ThWAT IV,947].
При толковании Пс. 81 я придерживаюсь точки зрения Леттинги [Lettinga 1998,49] и др., который под словом “боги” понимает не земных лидеров или судей, а неземные создания. В Пс. 57,2 (где евр. слово ’ēlīm можно перевести как “боги”, но и как “власть имущие”), люди судят людей, в то время как в Пс. 81 Бог вершит суд над богами. Здесь используется понятие “собрание богов”, которое было известным религиозным мотивом в литературе древнего Ближнего Востока.
В поэтическом воображении псалмопевец видит Яхве среди богов, но он не верит в существование богов, которые могут собраться вместе с Яхве [1998,53vv]. Что касается нашего предмета рассмотрения, меня удивляет пункт из повестки дня судебного заседания: в мире правит несправедливость, поскольку слабые не защищены. Пс. 7,8, в котором говорится о “собрании народов” [евр.: ‘adat le’ummīm], развивается, вероятно, в том же направлении.
2. Царь знает, что он не может жить без святилища в Иерусалиме. Без Сиона царь ничего не начинает. Давид лишал себя сна, пока не нашел “место” для ковчега Яхве (Пс. 131,3сл.) на горе Сион. Только тогда завершился исход из Египта. Ведь путешествие под руководством Моисея должно было привести народ Израиля к святому жилищу Яхве и к горе (Исх. 15,13.17), то есть к священной горе Сион. Этой горе как жилищу Яхве приписываются самые удивительные качества. Ни одна гора не может сравниться с Сионом. Могучие горы васанские завидуют Сиону (Пс. 67,16сл.). Роса ермонская падает на горы Сиона (Пс. 132,3; обратите внимание на множ. ч. “горы”!). Гора Сион не шатается, но остаётся навсегда (Пс. 124,1). Самой важной в мире является гора Сион – настоящая Божья гора, которую язычники хотели найти “на севере” (Пс. 47,3; срн. Ис. 14,13; Иез. 28,14.16), высокую, как небеса, и одновременно глубоко укреплённую, как земля (Пс. 77,69; срн. Ис. 2,2сл.). Перед этой священной горой каждый должен поклониться, поскольку Яхве – Святой (Пс. 98,9). Из Сиона идёт всё спасение, вся помощь (Пс. 13,7; 19,3; 52,7) и благословение (Пс. 133,3). Ведь на Сионе живёт Яхве, Который сотворил небо и землю (Пс. 101,26; 113,23; 120,2; 123,8). Он восседает над потопом и ставит горы (Пс. 28,10; 45,4сл.; 64,7сл.; 123,4сл.8). Пока Яхве выступает против Своих врагов Своими силами творения (Пс. 88,10сл.), Сион разделяет благодеяния Его творения. Против разрушающей силы воды стоит река, которая своими потоками веселит Божий город (Пс. 45,4сл.). Горы, холмы и дождь заботятся о том, чтобы там была пища (Пс. 71,2сл.16). В повинующемся Ему творении Яхве заботится о хлебе из земли и вине, которое веселит сердце человека (Пс. 103,5сл.14). Он молнией рассевает врагов, однако Он спасает царя от разбушевавшихся вод и заботится о запасах пищи и хорошем поголовье скота (Пс. 143,6сл.13сл.). В противовес грозному голосу Яхве, который гремит над водами, сокрушает кедры, высекает молнию и заставляет дрожать степь, стоит мир, который Он дарует Своему народу (Пс. 28,3сл.11).
Мы постоянно сталкиваемся с двойным аспектом творения. Это творение не является просто милым и гармоничным. Яхве, Творец, может освободить всеуничтожающие силы, чтобы разбить Своих врагов и помочь Своему народу. С другой стороны, творение может также свидетельствовать о великом мире, как видно из Пс. 71 и 103. Всё зависит только от того, отвернул ли Яхве Своё лицо в гневе или повернулся в милости к человеку (срн. Пс. 103,29).
Под горой на севере, вероятно, следует понимать высокую гору на север от древнего Угарита, где, согласно легенде, правил Ваал Зефон (Ваал “севера”) [Kraus 1960,I,343].
3. Когда всё благословение Бога небес и земли исходит из Сиона, тогда царь для разделения этого благословения полностью зависит от служения в храме. Мы уже видели, что царь должен был подражать Самому Царю Яхве в проявлении своей справедливости. Таким образом, царь приобретает черты посредника, который может разделять сокровища Яхве среди народа, для которого он является пастырем. В эти рамки также подходит выражение из Пс. 109,4: царь является священником, каким также был Мелхиседек. Используя скудные сведения об этом священнике-царе из Ветхого Завета (Быт. 14,18-20), мы можем проследить такую связь:
Мелхиседек был царём Салима, города Иерусалима (Пс. 75,3), который перешел в руки Давида. Там Давид мог идти следами своего блистательного предшественника из глубокой древности. Мелхиседек благословил Аврама, как Давид благословил народ (срн. 2 Цар. 6,18). Мелхиседек принёс Авраму хлеб и вино, как Давид разделил приношения после того, как он перенёс ковчег завета из дома Аминадава в Иерусалим (2 Цар. 6,19). Однако важнее, чем эти параллели, имена священника Мелхиседека и города Салима, царём которого он был. Он был таким, как и назывался: “царь правды”. И он был царём Салима, то есть, “царём мира” (срн. Евр. 7,2). Таким образом, правда и мир – это два качества настоящего царя, который правит в духе Пс. 71. Правду он показывает, предоставляя помощь нищим и бедным. Этот аспект позволяет ему быть пастырем, который пасёт свой народ, как это делает и Сам Яхве (Пс. 22,1; 27,9; 78,13; 79,1; 99,3). Настоящий царь – это настоящий пастырь, который заботится о благосостоянии своего народа. Так и Давид, очевидно, пас народ Израиля (2 Цар. 5,2; Пс. 77,70сл.).
Пс. 109 демонстрирует это, когда речь идёт о справедливости и мире, которые будут отвоеваны у врагов Яхве. Другие царские псалмы, особенно Пс. 71, показывают это по-своему, как мы уже видели. Во всём, что мы прочитали о пастырстве царя, на первый план выходят забота, защита и спасение всех нуждающихся подчинённых. При этом мы помним о правде и мире.
Мне кажется невозможным отделить от функций священников в дни Давида то, в чём должно было заключаться священство “по чину Мелхиседека” царя Давида. Мы знаем, что Давид и Соломон делали жертвоприношения. О царе, который как царь имел неограниченные полномочия в области культа, как это было вокруг Израиля, в самом Израиле не было и речи. Сначала было священство и только позже пришло царство. Царь Озия, который присвоил себе священнические функции, был за это наказан (2 Пар. 26,16сл.; срн. с 4 Цар. 15,5).
Священник в Израиле, с моей точки зрения, имел абсолютно другие обязанности, чем священник “по чину Мелхиседека”. Последний раздавал, в то время как раздавать другим не было характерной чертой израильского священника. Если мы говорим о “священнике”, который (себя) жертвует и заботится о ком-то другом, как это делал Иисус, тогда мы полностью находимся в новозаветных рамках.
Чтобы избежать трудностей с толкованием Пс. 109, очень часто приходят к выводу, что Пс. 109,4, должно быть, прямо и исключительно касается Мессии. Однако в этом абсолютно нет такой надобности, когда мы, вспоминая Евр. 4,1сл., обратим внимание на имя Мелхиседек и на его город. Через эти два имени благословение Авраама священником-царём Мелхиседеком очень хорошо совмещается с благословением народа Израиля священником-царём Давидом. Мне кажется неубедительным, придерживаясь точки зрения Голверды [Holwerda 1946,14], исходить из того, что Давиду, наверное, было больно осознавать то, что его полномочия заканчивались возле храма, и он не имел права доступа к внутреннему святилищу. Он бы в своём царствовании столкнулся с границей, которая для Мелхиседека не существовала. Почему для богобоязненного царя должно быть больно занимать должность, которая имеет некоторые ограничения? И почему из “священника” здесь не сделали “первосвященника?”
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Committie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.