02.12.2010
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Книга Иова. Псалтырь

2.6. “Монашеские” черты?

 

1. Если мы обратим внимание на занятие праведника в Пс. 1, может показаться, что его жизненный идеал очень сильно похож на идеал монаха. Он день и ночь занят размышлениями о законе Яхве (Пс. 1,2). Он испытывает неприязнь от общения с нечестивыми (Пс. 1,1). Не жаждет ли он держаться как можно дальше от “обычной” жизни, которая наносит ущерб его сосредоточению на Яхве и законе? Не похож ли он больше на монаха, чем на человека на празднике жизни?

Сведения, которые я сообщил до этого момента, уже противоречат этому образу. Пс. 1 может вызвать неправильное впечатление, если мы не примем во внимание то, что становится понятным из многих псалмов: праведник не живёт отдельно от нечестивых, но в постоянной, часто горькой, конфронтации с ними. Кто выбрал Яхве и размышляет о торе, испытает, что такое одиночество и угнетение (Пс. 24,16; 30,13). У них много противников (Пс. 3,2сл.; 24,19), среди которых их соседи, друзья и родственники (Пс. 30,12; 37,12; 40,10; 87,9.19). Их подстерегают и окружают (Пс. 16,11; 21,13.17; 56,5), они в меньшинстве (Пс. 11,2; 68,5) и чувствуют себя странниками на земле (Пс. 118,19). Поношение, которое их всюду ждёт, они несут ради Яхве (Пс. 68,8).

Праведник одновременно является бедным или нищим, который терпит угнетение (Пс. 9,33; 11,6; 13,6; 21,27; 68,34; 139,13сл.). Он называется бедным, в первую очередь, не потому, что его ограбили, о чём очень редко прямо сказано (Пс. 34,10). В контексте конфликта праведников с нечестивыми слова “бедный” или “нищий” указывают, как правило, на духовную нищету, на которую их обрекли соотечественники своим злословием и посягательством на жизнь (Пс. 39,18; 69,6; 108,22). Наше убеждение в том, что мы, прежде всего, имеем дело с бедностью в смысле духовной нищеты, подтверждается тем фактом, что главный человек в псалме очень часто является видным человеком. Это, несомненно, не тот, кого б мы могли причислить к простым и бедным израильтянам. У него, как правило, много врагов (Пс. 9сл.; 34; 68; 139), и он может терпеть поношение от людей или даже от народа (Пс. 21,7). Речь идёт не о тех бедных и нищих, которые бедные от рождения, а о тех, которые стали бедными.

 

Из Пс. 33, известного под названием “псалом Давида”, не следует делать вывод, что этот Давид стоял на низшей ступени социальной лестницы. Речь идёт здесь, в первую очередь, о “бедном” перед Богом [Van der Ploeg 1971,218]. “Бедный” [евр.: ānī], “смиренный” [евр.: ānāw] или “нищий” [евр.: èvjōn] не формируют группу в социальном или религиозном смысле, но они бедные и нищие в результате Божьего гнева и наказания и из-за духовной борьбы, в которую они втянуты против своих противников.

 

2. Также из Пс. 1 уже очевидно, что праведник делает в своей жизни больше, чем исключительно сосредотачивается на законе Яхве. Замечание, что всё, что он делает, процветает (Пс. 1,3), указывает на активный, а не только на созерцательный образ жизни. Занятость “днем и ночью” указывает на интенсивность, с которой праведник связан с Яхве и Его словами, а не на занятость двадцать четыре часа в сутки. Можно быть занятым разными делами, но стремиться только к одному (Пс. 26,4). Так жизнь праведника направлена полностью на Яхве. Он исследует закон, поскольку он находит в нём Яхве. Он жаждет увидеть “лицо Яхве” (Пс. 10,7; 16,15; 26,8сл.). Он желает, чтобы свет лица Яхве сиял над ним (Пс. 30,17; 43,4; 66,2; 79,4.8.20; 118,135). Все эти выражения снова образно подтверждают, что праведник желает в своей вышеназванной нищете: мир и покой, который Яхве пошлёт из храма в Иерусалиме всем Своим последователям, не скрывая больше от них Своего лица (Пс. 12,2; 26,9; 29,8; 43,25; 68,18; 101,3; 142,7).

Одиночество, в котором очень часто находятся праведники, – это совсем не то, что они ищут. Они ищут Яхве и они чувствуют себя связанными с теми, кто делает то же самое. Они стремятся к общению с верующими, которые называются “святыми”, “верными” земли (Пс. 100,6) или “праведниками” (Пс. 141,8). Они радуются тому, что могут приходить в дом Господний, чтобы вместе с собравшимися там прославлять Яхве (Пс. 34,18; 121). Чем дальше человек находится от своего дома, тем глубже его желание посетить Иерусалим (Пс. 41,2сл..7; 42,3сл.; 136,4сл.).

 

Выражение из Пс. 118,19, где автор называет себя странником [евр.: gēr] на земле, находится в связи с поношением, презрением и опасностями, перед которыми он открыт (Пс. 118,22). Это другая черта “странника”, которого мы находим в Лев. 25,23; Пс. 38,13 и 1 Пар. 29,15. Там речь идёт о краткой жизни израильтянина в земле обетованной в отличие от существования Яхве. Земля принадлежит Яхве, в то время как каждый израильтянин на протяжении своей короткой жизни является гостем. В Пс. 118,19 рассматривается нечто иное: в отличие от нечестивых в земле Яхве у праведника может возникнуть чувство, будто он – странник, а они – хозяева!

Выражения, в которых говорится о лице Яхве, берут своё начало от возможности видеть изображения, которые народы поставили для своих богов в храмах. Стоять, стоять на коленях, жить и т.д. перед чьим-то лицом абсолютно конкретно предполагает, что человек находится рядом с этим человеком. Так мы читаем о тех, кто “видит лицо царя” (4 Цар. 25,19; Есф. 1,14) и об Авессаломе, который не мог видеть лицо царя (Давида) (2 Цар. 14,24). NBV переводит: “те, кто имел свободный доступ к царю”. Также когда говорится о “сиянии” лица кого-то над другим, это имеет определённое значение. Сияющее лицо царя приносит жизнь (Притч. 16,15). Если его лицо радостное и дружелюбное, его окружение может чувствовать себя спокойно и беспечно. Если Яхве скрывает Своё лицо, это приносит обратное, поскольку Яхве таким образом отворачивается от человека. Иногда поиск лица Яхве может приравниваться к посещению храма (Пс. 26,4; 63,2сл.). См. также Кваккела [Kwakkel 2001,97vv].

 

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Committie Hattem

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.