Йохем Даума
Книга Иова. Псалтырь
2. КНИГА ПСАЛМОВ
2.1. Разделение псалмов
1. Песня и молитва израильского народа только изредка появляется в описании его истории, как напр., песня Моисея (Исх. 15,1сл.) и Деворы (Суд. 5). Книга псалмов удивительным способом позволяет нам увидеть, как Израиль на протяжении веков воспевал Яхве и возносил молитвы. Если мы просмотрим все 150 псалмов, мы заметим широкий спектр их звучания. Я разделил бы их так:
Большое количество псалмов – это хвалебные псалмы (гимны), в которых подчёркивается величие Господа в Его творении (Пс. 18; 28; 92; 103). В хвалебных псалмах внимание уделяется также высокому положению человека в творении (Пс. 8), равно как и Господнему спасению простого и бедного человека (Пс. 112). Есть также псалмы, которые восхваляют Царя Господа как справедливого Судию (Пс. 96сл.). Дальше идут псалмы, которые воспевают Иерусалим (Сион) как место, где живёт Господь и откуда Он правит Своим народом и миром (Пс. 45сл.; 75; 83; 86). Также два исторических псалма содержат похвалу Яхве (Пс. 104; 105).
Рядом с хвалебными псалмами мы находим псалмы благодарения за спасение, которое дал Господь. Человек благодарит Его за прощение вины (Пс. 31; 102), за освобождение из рук врагов (Пс. 29; 33; 117), за исцеление от болезни и спасение от других смертельных опасностей (Пс. 40; 114; 115) или за хороший урожай (Пс. 66).
Множество других псалмов – это жалобные псалмы. Человек чувствует себя забытым и покинутым Господом. Болезни разрушают жизнь, а исцеление не приходит (Пс. 6; 21; 37; 87). В этих жалобных пениях почти всегда роль играют те, кто причиняют страдания жалующемуся или даже посягают на его жизнь. При этом задействованы чужие, а также и члены семьи (Пс. 37,12; 87,9). Они огорчают его (Пс. 4,7а), обвиняют его (Пс. 34,1.11; 55), употребляют лживые слова (Пс. 5,10; 54,21сл.), расставляют сети и копают могилы (Пс. 7,16; 9,30; 34,7; 56,7; 140,9), или направляют свои стрелы на него (Пс. 7,14; 56,5; 63,4). Они похожи на львов, которые подстерегают и раздирают (Пс. 7,3; 9,30; 16,12; 21,14; 34,17; 56,5), или на собак и быков, которые готовы уничтожить лидера (Пс. 21,13.17.21; 58,7.15).
В большинстве случаев в жалобных псалмах говорит один человек, но есть также жалобные псалмы народа (Пс. 59; 73; 78; 79; 82; 84; 89; 136). В них речь идёт о ситуациях, когда народ терпит от гнева Яхве, страдая от нападения чужеземных врагов или от опустошения Иерусалима и храма.
Подобные жалобы могут перейти в жалобы на Господа. Прежде Он так удивительно проявлял Свою силу для блага Своего народа, а теперь посмотрите, что происходит! Почему Ты отверг нас навсегда; почему Ты отклоняешь Свою руку, то есть, ничего не делаешь (Пс. 73,1.11)? Почему могут язычники говорить: где ваш Бог (Пс. 70,10)? Почему Ты разрушил ограду вокруг Своего виноградника, так что теперь каждый чужой может свободно войти туда и собирать там плоды (Пс. 79,13сл.)? О, Боже, не будь спокойным, не молчи и не оставайся в покое (Пс. 82,1)! Обратись к нам, о Господи; сколько ещё (Пс. 89,13)? Мы не нарушили Твоего завета; проснись, почему Ты спишь, Яхве (Пс. 43,18сл.)? Величественные действия Яхве в прежние времена используются теперь в качестве аргумента, чтобы снова побудить Яхве к действиям, даже подтолкнуть Его к этому. Иногда для стенающих непонятно, что Яхве так долго заставляет Себя ждать.
О серии царских псалмов (Пс. 2; 17 и др.) мы поговорим позже [2.3]. Псалмы можно разделять ещё на большее количество групп, из которых я выделю только псалмы мудрости (Пс. 1; 36; 48; 72; 118; 126), которые называются также “дидактическими стихами”. Среди них выделяются Пс. 1 и Пс. 118, уделяющие большое внимание закону Яхве. Некоторые псалмы очень трудно отнести к какой-либо из выше названных групп (напр., Пс. 10; 49; 130). Следует также быть осторожными, чтобы не слишком углубиться в наше схематизирование. Многие псалмы содержат разные элементы, так что их нельзя отнести к определённо одному подвиду.
Очень часто мы говорим о Псалмах как о молитвенной книге. Однако Пс. 1 уже не молитва. Также много других псалмов, которые не являются молитвами, а носят созерцательный характер или характер гимна (напр., Пс. 13; 23; 28; 33 и др.).
Достаточно легко увидеть разницу между хвалебными псалмами и псалмами благодарения. Хвалебный псалом направлен исключительно или прежде всего на величие Яхве, в то время как псалом благодарения акцентирует внимание на благодарности чьей-то лично или всего народа за Господнее спасение от болезни или других нужд.
См. Зайдела [Seidel 1980] и Зейболда [Seybold 1991,96vv] о разновидностях (‘Gattungen’) псалмов, которые мы можем найти в этой Книге псалмов.
2. Достаточно трудно отследить, являются ли, а если да, то в каком смысле, псалмы культовыми, то есть, предназначались ли они и использовались для служения в храме. На этот счёт много спекулируют, при этом некоторую роль сыграли различные торжества, как празднование нового года, восхождение на трон, праздник освящения храма, уборки урожая, а также ритуал, позволяющий входить в храм (напр., Пс. 14: кто может пребывать в жилище Твоём?). Исторические сведения, которыми мы владеем, в своей скудности почти обратно пропорциональны спекулятивной необузданности, с помощью которой учёные дали волю своей фантазии. Так они некоторые псалмы связали с празднованием нового года и восхождением на трон в Израиле, о чём нам из Библии ничего не известно.
Часто и данные относительно датирования псалмов являются скудными. Надписи, которые в 73 псалмах из 150 указывают на Давида, не всегда приносят ясность в решение этой проблемы. Ведь стоит вопрос, являются ли эти надписи первоначальными или они были дописаны намного позже. Но также и содержанию этих псалмов часто недостаёт чётких исторических точек соприкосновения.
Надпись на еврейском [ledāwīd] может обозначать “Давида”, то есть, сочиненное Давидом, но предлог le перед именем может также указывать на серию или сборник, принадлежащую данному имени. Тогда эта надпись будет переведена как “из сборника Давида”, и вовсе не обязательно, что он является автором всех псалмов. То же самое касается и надписи “Асафа” [евр.: le’āsāf], что аналогично можно перевести как “из сборника Асафа” [см. Lettinga 1998,51].
Некоторые псалмы, где говорится о храме или имеется в виду храм, приписывают Давиду. Однако эти псалмы в их нынешней форме вряд ли могут быть Давидовыми, поскольку храм был построен только после его смерти (Пс. 5,8; 25,8; 26,4; 64,5; 67,30; 137,2). См. также Кваккела [Kwakkel 2001,147].
3. Возможно, неясность во многих псалмах можно объяснить преднамеренным обобщением описанных там ситуаций. Индивидуальные жалобные псалмы, в особенности, никогда не рассказывают, в чем именно состояла болезнь, агрессия со стороны других, не сообщают подробностей клеветы и т.д. Можно предположить, что подобные псалмы умышленно содержат такое обобщение, чтобы многие могли узнать в них свои нужды в более общих формулировках. Мы имеем дело не с современными поэтами, которые рассказывают о том, что они чувствуют индивидуально. Это сочинители псалмов, которые часто с помощью определённых шаблонов, известных образов (вспомните льва, стрелу и сети) подали израильтянам псалмы, в которых они могли в различных оттенках выразить свою хвалу, благодарность и жалобу. Эти псалмы больше выделяются своей типизацией, чем конкретизацией.
Прочитайте также Кальвина, который в своём комментарии к Книге псалмов в предисловии к Пс. 19 говорит об общей форме многих псалмов.
Не всё, что для нас являлось бы особенным поводом для молитвы, было таким же важным для израильтян. Так, в глаза бросается тот факт, что природные катаклизмы (голод, землетрясение и др.) в жалобных песнопениях народа просто отсутствуют [Seidel 1980,27].
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Committie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.