Йохем Даума
Книга Иова. Псалтырь
1. КНИГА ИОВА
1.1. Иов в прологе
1. Чтобы точно определить, что мы сегодня ещё можем узнать из Книги Иова, очень важно сначала разобраться, как мы эту книгу читаем. Имеем ли мы дело с прологом (Иов 1 и 2) и эпилогом (Иов 42,7-17) как самостоятельной частью, которая позже послужила рамкой для самой Книги Иова, как мы это видим в Иов 3-42,6? Часто говорится о том, что мы имеем дело с двуликой Книгой Иова. Иов из рамки, таким образом, является спокойным Иовом, очень покорно воспринимающим выпавшие ему испытания, в то время как Иов из диалогов предстаёт перед нами в образе бунтаря, не только по отношению к своим друзьям, но и по отношению к Богу.
Поскольку я исхожу из единства Книги Иова, как и принято в каноне, я попытаюсь описать одного Иова с его разными реакциями на разные обстоятельства.
О личности Иова и времени, в котором он жил, мы практически не знаем ничего. Мы предполагаем, что он, происходивший из земли Уц (на восток от Ханаана, в Эдоме?), не был израильтянином. Из книги у нас вырисовывается картина общества пастухов, что наталкивает на мысль о времени праотцев. В Ветхом Завете, кроме Книги Иова, мы встречаем его имя только в Иез. 14,14.20. В этих стихах он упоминается рядом с Ноем и Даниилом как всеобще известный пример того, каким должен быть праведник. Также названный там Даниил не был израильтянином, а фигурой из древности, который стал нам известным из-за раскопок в Рас Шамре. Этот Даниил из города Угарит выступал в защиту вдов и сирот.
Автор Книги Иова, очевидно, был израильтянином, ознакомленным с различными частями теперешнего Ветхого Завета. Можно предположить, что Иов и его друзья вели между собой много бесед. Но (поэтическая) форма, в которой их беседы изложены в Книге Иова, несомненно, является работой автора нашей книги, который был великим мастером слова.
См. о датировании Книги Иова Хартлея [Hartley 1988,11vv] с перечнем текстов, указывающих на сходство с информацией из книг Псалмов, Плача Иеремии, Исаии и других. Хартлей выступает за седьмой век до н.э. как время происхождения Книги Иова. Фризен/Ван дер Вауде [Vriezen/Van der Woude 2000,346] говорят о четвёртом веке до н.э.
В последнее время все больше склоняются к мнению о единстве Книги Иова. Это единство не исключает того, что первоначально существовало народное сказание с событиями, которые мы находим в прологе и эпилоге Книги Иова. Диалоги Иова с друзьями вместе с двумя ответами Яхве, возможно, были помещены в пределы рамки этого народного сказания в более позднее время. Ещё позже могла быть добавлена ко всему этому и речь Елиуя (Иов 32-37) – из чего становится не совсем ясным примыкание предыдущей части. См. Крузе [Kroeze 1961,17vv] и Хартлея [Hartley 1988,20vv], которые разъясняют, что даже “растущая” книга может создавать единство. См. также [Vriezen/Van der Woude 2000,342vv]. Я исхожу из единства Книги Иова, поэтому должно быть предельно ясно, что речь идёт об одном и том же Иове, который может возвышенно говорить о Яхве (Иов 1,21; 2,9), но также может и проклинать день своего рождения (Иов 3,1сл.) и в Боге видеть своего врага (Иов 13,24; 19,11; 33,10).
2. В прологе нарисованный образ Иова понятен для каждого. Богатый и богобоязненный Иов сильно страдает после того, как сатана получил от Яхве позволение лишить его всего имущества. Сатана считает, что Иов не просто так почитает Яхве, а только потому, что Яхве наградил его большим успехом. Если Яхве прострёт Свою руку на Иова и коснётся всего, что ему принадлежит, Иов – как ожидает сатана – будет проклинать Яхве (Иов 1,6сл.). Сатана получает разрешение лишить Иова его имущества и всех его детей. Но даже таким образом ему не удаётся предъявить доказательство, что Иов только из-за своего богатства поклоняется Яхве. Исполненный скорби, Иов восклицает: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял; да будет имя Господнее благословенно” (Иов 1,21).
Однако сатана снова получает возможность испытать почтение Иова к Яхве. Неужели для Иова не стоит его здоровье и жизнь превыше всего (Иов 2,4)? Неужели он тогда, когда его здоровье сильно пострадает, не будет проклинать Яхве? Сатана получает позволение от Яхве поразить его телесно, покрыв его от подошвы ноги по самое темя злокачественными чирьями. Жена Иова призывает своего больного мужа проклясть Яхве, прежде чем он умрёт. Но Иов отвергает её предложение со следующим аргументом: “Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (Иов 2,10).
Можно сделать очень много выводов на основе начала Книги Иова. Прежде всего, Иов выдерживает двойное испытание. Тем самым он показывает, что он почитает Яхве. Иов имеет почтение к Яхве “даром ” (Иов 1,9), то есть, не потому, что Бог его вознаграждает за это почтение. Иов продолжает восхвалять Яхве высокими словами. То, что Иов восхваляет Яхве (Иов 1,21) и принимает те несчастья, которые ему Яхве посылает, позволяет увидеть, что Иов не только покоряется страданиям, но их принимает. В его отношении нельзя увидеть недостатки; ни одно неаргументированное слово не исходит из его уст (Иов 2,10). Поэтому не из самого текста, а из слов некоторых толкователей следует, что в Иов 1,20сл.; 2,8сл. мы имеем дело всего лишь с благочестивыми лозунгами, а не с глубокой жизненной верой. Иов из пролога – это не другой Иов, встречающийся в диалогах. Один и тот же Иов, очевидно, может говорить по-разному и возвращаться к своим благонамеренным словам из начала. Дальше мы можем прийти к выводу, что несчастья, случившиеся с Иовом, были посланы ему Самим Яхве (Иов 1,11; 2,5), несмотря на то, что существует сатана, который выполняет эти действия. Поскольку Яхве дал ему всё, также Он и отобрал от него всё это (Иов 1,21). Сатана побудил Яхве к тому, чтобы “даром” обречь Иова на погибель (Иов 2,3). “Даром” – такое выражение мы уже встречаем в Иов 1,9: Иов “даром” почитает Бога. В Иов 2,3 слово “даром” свидетельствует о том, что сатана побудил Яхве погубить Иова без каких-либо причин на то (“даром”) со стороны самого Иова. Следует понимать двойное значение слова “даром” из Иов 1,9 и Иов 2,3.
Еврейский глагол “благословлять” [brk] в Иов 2,5.9 употребляется эвфемистически вместо “проклинать”. То же самое происходит также в Иов 1.5.11 и 3 Цар. 21,10.13. См. NBV касательно этих текстов, который больше не переводит словами “отвергать”, как это переводилось в NBG. Позиция жены Иова ещё больше усугубляет страдания Иова. Однако резкая критика её позиции вовсе не к месту, когда мы вспомним о страданиях, коснувшихся также и её при потере детей. Жена Иова усложняла его жизнь, однако нет никакой причины делать её орудием сатаны, подобно тому, как Ева была для Адама в раю (Златоуст и др.). Иов не говорит, что его жена неразумная, но она ведет себя неразумно, предлагая проклясть Бога. Иов считает себя с женой одним целым в страданиях, когда говорит: “Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” Также нет никакого основания предполагать, что мать детей Иова после его выздоровления вовсе не похожа на жену Иова в Иов 1 и 2. С другой стороны, было бы также нечестно показывать жену Иова в более выгодном свете, чем это делает сам текст. Именно так поступает МакДжиннис [McGinnis in Cook 2001,138], когда совет жены Иова рассматривается как своего рода провокация: жена Иова действительно говорит, что Иов должен проклясть Бога, но она просто желает его побудить к тому, чтобы он публично занял совершенно противоположную позицию!
Когда Иов служит Яхве “даром” [евр.: hinnām], это еще не значит, что он испытывает почтение к Яхве даже тогда, когда у него отберут эти хорошие отношения с Богом. Продолжение демонстрирует нечто иное. Почитание Бога Иовом “даром” вовсе не значит “amour dèsintèressè” [Grondslagen 296], то есть такая любовь к Богу, когда человек даже готов навсегда остаться отдаленным от Бога. Любовь Иова к Богу может стойко держаться без имущества (также без его детей), но не без его связи с Богом и всего того, что она в себе заключает: надежду на Божье милосердие, справедливость и любовь. Иов служит “даром” Яхве, но он не служит деспоту.
Второе “даром” из Иов 2,3 находит свое отображение в словах Иова к Вилдаду: “Он (Бог) даром умножает мои раны” (Иов 9,17). Иов не мог заглянуть за (небесный) занавес, но он говорит точно те же слова, которые Яхве сказал сатане, что Он без причины пошлет страдания Иову.
Фогелс [W.Vogels in Beuken e.a. 1994,370vv.376] придерживается точки зрения, что Иов не был настолько глубоко верующим, как его изображает пролог. По мнению Фогелса, все, что Иов там говорит, это всего лишь общие и поверхностные благочестивые слова карикатурного характера. Только начиная с Иов 3 мы имеем дело с настоящим Иовом, который употребляет собственные слова, а заученные лозунги выбрасывает из головы.
Хотя сатана приносит Иову страдания, именно Яхве позволяет это сатане. Об этом свидетельствует сам текст. Кальвин (по отношению к страданиям Иова) отклоняет мысль, будто бы Бог позволил страдания, но не причинил их. Бог держит бразды правления в Своих руках и тем самым стирает выдумку о всего лишь позволении страданий. См. Шрейнер [Schreiner 1994,92v; срн. Calvijn, Institutie I,18,1].
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Committie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.