Самуэль Шульц
Ветхий Завет говорит
Глава 7 ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Введение
В XI и X веках до Р. X. Израиль основал и сохранял одну из самых могучих монархий за всю свою историю. Ни до, ни после этот народ не имел такой большой территории и не пользовался таким повсеместным уважением. Такое расширение границ было возможно в то время, потому что о каком-либо вторжении со стороны государств Плодородного Полумесяца не могло быть и речи.
Соседние народы
Египет не был уже прежним могущественным государством. Рамсес III (около 1198-1167 гг. до Р. X.), фараон XX династии, который еще располагал значительной военной силой для отражения нашествия извне, пал от руки убийцы-заговорщика. От Рамсеса IV до Рамсеса XII (около 1167-1085 г. до Р. X.) мощь египетских фараонов постепенно слабела под натиском политически агрессивной партии жрецов( Согласно папирусу Харриса, около 15% земли, пригодной для земледелия, было в руках священников, а 2% населения было рабами). К 1085 году до Р. X. главный жрец Хери-Хор начал править Египтом от Карнака до Фив, между тем как мелкие князьки управляли Танисом (бывшим Пер-Раамсесом). Падение престижа Египта выразилось в непочтительном обращении с Вен-Амуном во время его путешествия в Библос (Гевал) в качестве египетского посланника (около 1080 г. до Р. X.). Только лишь при Ровоаме (около 927 г. до Р. X.), в четвертый год его царствования, Египет был опять в состоянии захватить Палестину (3 Цар. 14:25-26).
Ассирийцы при Тиглатпалассаре I (около 1113-1074 гг. до Р. X.) распространили свое влияние дальше на запад в Сирию и Финикию. Но вскоре ассирийцы сами были ослаблены в результате вторжения с запада: в правление Ашшураби II (около 1012-975 гг. до Р. X.) ассирийцев, живших в долине Евфрата, вытеснили кочевые арамейские племена. Только после 875 года до Р. X. Ассирии удалось возвратить власть над долиной Евфрата и бросить вызов западным державам Палестины.
Главным врагом, угрожавшим подъему могущества Израиля, были филистимляне. Отброшенные назад при попытке вторжения в Египет, «народы моря» поселились большими группами на приморской равнине Палестины незадолго до 1200 года до Р. X. Пять городов превратились в филистим-ские крепости: Аскалон, Азот, Аккарон, Газа и Геф (1 Цар. 6:17). Над каждым из этих независимых городов были так называемые «владетели», которые надзирали за обработкой прилежащих земель. Хотя филистимляне активно соперничали с финикийцами, добиваясь выгод морской торговли, как об этом докладывает Вен-Амун, они также представляли угрозу Израилю, стремясь поработить его при Самсоне, Илии, Самуиле и Сауле. Правители этих пяти городов, будучи сами по себе независимыми, иногда объединялись в политический и военный союз.
Превосходство филистимлян над Израилем лучше всего объясняется тем, что они знали секрет выплавки железа. Древний мир знал железо, но в виде случайных находок. Во время расцвета Хеттской державы небольшое племя горцев (называвших себя Кизвадан — слово ирано-армянского корня) открыло способ дешевой добычи железа в больших количествах. Хетты раскрыли их тайну и стали первыми монополистами промышленного производства железа. Железо ценилось выше золота; легенда повествует об огромной плате, предложенной одним из фараонов хеттскому царю за эту тайну. В ответ он получил в подарок железный кинжал без всяких комментариев.
«Народам моря» удалось, в свою очередь, вырвать эту тайну у хеттов и, в связи с упадком Хеттского царства, стать родоначальниками «железного века» в истории человечества. Производство железа они развернули в Палестине. Тщательно охраняя эту монополию, они держали Израиль в полной зависимости. Это ясно видно из того, что говорится в 1 Цар. 13:19-22: «Кузнецов не было во всей земле Израильской...» В Израиле не было кузнецов не только чтобы делать себе мечи и копья, но они зависели от филистимлян даже тогда, когда хотели заточить орудия земледелия. При такой зависимости в этой жизненно важной сфере Израиль стоял на краю полного порабощения филистимлянами.
Хотя Саул оказал некоторое сопротивление захватнической политике филистимлян, только при Давиде их власть была окончательно сломлена. Захватив Едом, Давид постиг искусство получения железа и завладел природными ресурсами Синайского полуострова. С помощью этого ему удалось объединить израильский народ и установить военное превосходство, которое филистимляне никогда больше не оспаривали.
С севера главную угрозу усилению Израиля представлял Арам(Распространенное название для «Арамеи» в Ветхом Завете — это «Сирия». Поэтому Арам-Нахараим часто переводится как «Сирия в Междуречье» («Сирия Месопо-тамская»).). Еще во времена патриархов арамейский народ поселился в бассейне реки Хабур (левый приток Евфрата в Верхней Месопотамии). Территорию их обитания называли Арам-Нахараим, то есть «Арамея между реками» (Евфратом и Тигром). Район, находящийся под их контролем, мог, вероятно, простираться далеко на запад до Алеппо и на юг до Кадеса на Оронте. Мы не знаем в точности, насколько далеко простирались границы их поселений в районе Дамаска и далее к югу в период судей.
Самым могучим арамейским государством была Арам-Цоба, расположенная к северу от Дамаска. Адраазар, правитель Цобы, расширил свои владения до Евфрата (2 Цар. 8:3-9) и, возможно, даже захватил некоторые ассирийские колонии у Ашшураби II, царя Ассирии (около 1012-975 гг. до Р. X.). Династии хеттов в Амафе и Кархе-мисе были заменены арамейцами по мере того, как они продвигались на юг. Другими арамейскими государствами, расположенными к юго-востоку от Дамаска, были Ма-ах, Гессур и Тов. На восток от Иордана и на юг от горы Ер-мон простиралось царство Мааха с Гессуром южнее его(Ср. Втор. 3:14; Иис. Н. 12:5 и 13:11). Поскольку мать Авессалома была родом из этой местности, он бежал именно туда в поисках безопасности после того, как убил Амнона(Ср. 2 Цар. 3:3; 13:37). Тов (Суд. 3:11) был расположен на юго-востоке от Галилейского озера, но на севере от Га-лаада(Ср. 2 Цар. 10:8-10). Во время правления Адраазара эти государства представляли собой грозную преграду расширению Израильского царства в дни Давида.
На севере финикийцы, или хананеи, занимали побережье Средиземного моря. Между тем как арамеи образовывали прочное царство за Ливанскими горами, финикийцы сосредоточили свои интересы на морской торговле. Ко времени Давида города Тир и Сидон составили могучее государство, включавшее прибрежную территорию. Посредством торговли и договоров они расширили свое влияние по всему Средиземноморью. Финикийцы оставили миру неоценимое наследство. Они создали первый в истории человечества буквенный алфавит, из которого развились еврейская, арабская и греческая письменности. Греческий алфавит, в свою очередь, послужил основой латинского, славянского и армянского письма. Финикийцам также принадлежит идея денег, то есть оценки товаров и оплаты их стоимости условными знаками, которые сами по себе ничего не стоят. Эта идея полностью воплотилась лишь к нашему, двадцатому столетию. Тирский царь Хирам и израильский царь Давид, стараясь избегать военных столкновений, предпочитали мирное сосуществование.
Едомляне, занимавшие тогда гористую местность на юге от Мертвого моря, имели у себя царей еще до того, как у Израиля появились свои цари (Быт. 36:31-39). Хотя Саул тоже воевал с Едомом (1 Цар. 14:47), только Давид покорил их окончательно. То, что они сделались «рабами Давида», расставившего свои гарнизоны по всей их территории, имело далеко идущие последствия (2 Цар. 8:14). В шахтах Едома Давид добывал полезные ископаемые, такие, как медь и железо, в которых Израиль испытывал острую нужду, чтобы выйти из полной зависимости от филистимлян в деле производства оружия.
Амаликитяне, потомки Исава (Быт. 36:12), занимали территорию на западе от Едома в сторону египетской границы. Саул попытался покончить с амаликитянами (1 Цар. 15), но не исполнил в точности Слова Божьего. Позже амаликитяне напали на Секелаг, город на филистимской территории, занятый Давидом во время бегства, далее о них почти не приводится никаких сведений.
Моавитяне, жившие на востоке от Мертвого моря, потерпели поражение от Саула (1 Цар. 14:47) и были окончательно завоеваны Давидом. Почти два столетия они оставались в подчинении у Израиля и платили ему дань.
Аммонитяне жили на самом краю восточной границы Израиля. Саул нанес им поражение в Иависе Галаад-ском, когда стал царем (1 Цар. 11:1-11). Когда аммонитяне отвергли попытку Давида установить с ними дружеские отношения и заключили союз с арамеями, он не только разбил их (2 Цар. 10), но и захватил их столицу Равву Аммонитскую (2 Цар. 12:27). Они больше никогда не оспаривали превосходства израильтян в течение всего периода царей.
Руководство Илия и Самуила
Переходный период от бурного и неровного времени судей к установлению монархии в Израиле приходится на правление Илия и Самуила. Ни тот, ни другой не упоминаются в книге Судей, но им уделено внимание в первых главах 1 книги Царств (1:1—8:22). Эти главы являются вступлением к описанию событий, приведших на трон первого израильского царя. Их можно разделить следующим образом:
I. Илий — священник и судья 1:1—4:22
Рождение Самуила 1:1-2:11
Служение в скинии 2:12-26
Два предупреждения Илию 2:27-3:21
Суд над Илием 4:1-22
II. Самуил — пророк, священник и судья 5:1—8:22
Возвращение ковчега Израилю 5:1-7:2
Пробуждение и победа 7:3-14
Краткий обзор служения Самуила 7:15-8:3
Просьба о царе 8:4-22
III. Передача правления Саулу 9:1—12:25
Самуил помазывает Саула наедине 9:1 -10:16
Избрание Саула Израилем 10:17-27
Победа над аммонитянами 11:1-11
Публичное утверждение Саула царем 11:12-12:25
История Илия служит фоном для служения Самуила. Первосвященник Илий совершал богослужения и приносил жертвы в скинии в Силоме. К нему обращались израильтяне за руководством и советом в религиозных и гражданских делах.
В дни Илия религия в Израиле была на самом низком уровне. Ему не удалось научить даже собственных сыновей почитать Бога: «...они не знали Господа» (1 Цар. 2:12). При нем они заняли священнические должности, которыми злоупотребляли, используя в личных целях приносимые людьми жертвы, когда те приходили на поклонение Богу. Они не только грабили Бога, требуя своей части до принесения жертвы, но вели себя так нагло, что отвращали народ от жертвоприношений в Силоме. Кроме того, они осквернили святилище развратом и нечистотой, которые были свойственны религии хананеев. Как и следовало ожидать, они пропускали мимо ушей робкие упреки отца за такое поведение. Немудрено, что Израиль продолжал деградировать, впадая во все более извращенные и скверные религиозные обряды.
В эту отвратительную атмосферу попал Самуил с самого раннего детства; он был вверен попечению Илия. Посвященный Богу, получив ободрение от благочестивой матери, Самуил вырос при скинии, не испорченный нечестивым поведением сыновей Илия.
Не названный по имени пророк обличил Илия в том, что тот чтил своих сыновей больше, чем Бога (1 Цар. 2:27 и ел.). И это попустительство навлекло Божий суд: сыновья должны умереть, а верный Богу священник займет их место. Повторение этого решения пришло также и к Самуилу, когда Бог говорил с ним во время ночного видения (1 Цар. 3:1-18).
Исполнение этих пророческих слов было внезапным и быстрым. Когда напуганные израильтяне увидели, что терпят поражение от филистимлян, они вынудили сыновей Илия доставить на поле битвы их самую священную реликвию — ковчег завета. Религия была на таком низком уровне, что народ верил, будто ковчег, который представлял самое присутствие Бога, спасет их от поражения. Но они не могли заставить Бога служить им. Поражение было полным. Враг захватил ковчег и убил сыновей Илия. Стоит ли удивляться, что, когда вести о захвате ковчега филистимлянами достигли слуха Илия, он упал замертво!
Этот день был роковым для Израиля. Хотя Библия ничего не говорит о разрушении Силома, другие источники свидетельствуют, что филистимляне сровняли с землей святыню, которая объединяла вокруг себя израильский народ. Четыреста лет спустя пророк Иеремия предупреждал жителей Иерусалима, чтобы они не возлагали своего упования на храм (Иер. 7:12-24; 26:6-9). Как при Илии израильтяне ожидали безопасности от присутствия ковчега, так в дни Иеремии новое поколение воображало, что святое место Бога просто не может попасть в руки язычников. Иеремия посоветовал им посмотреть на развалины Сило-ма и извлечь пользу из этого исторического примера. Археологические раскопки показывают, что Силом был сровнен с землей в XI веке. Его разрушение именно в это время объясняет, что вскоре после него священники начали служить в Номве (1 Цар 21:1). Заслуживает внимания в связи с этим и то, что Израиль никогда больше не пытался возвратить ковчег в Силом.
После победы филистимлян израильтяне окончательно упали духом. Когда невестка Илия родила сына, она метко назвала его «Ихавод» («бесславие»), потому что хорошо понимала, что Бог лишил Своего благословения Израиль (1 Цар. 4:19-22). Точнее имя ребенка означает «Где же слава?» и иллюстрирует глубокое проникновение ханаанской религии в мышление Израиля, ибо для поклоняющихся Ваалу оно могло быть намеком на смерть божества плодородия.
Самуил занимает своеобразное, исключительное место в истории Израиля. Будучи последним судьей, он совершал гражданский суд по всей территории Израиля. Более того, его признавали величайшим пророком в Израиле со времен Моисея. Он исполнял также служение главного священника, хотя и был не из рода Аарона, которому было вверено перво-священническое служение.
Библия сравнительно мало говорит о самом служении этого великого вождя. Когда Илий умер и угроза со стороны филистимлян возросла, израильтяне прямо обратились к Самуилу с просьбой руководить ими. Пережив разрушение в Силоме, Самуил переселился в Раму, где соорудил жертвенник. Однако нет никаких указаний, что это место сделалось религиозным или политическим центром народа. Скиния, которая, судя по словам в Пс. 77:60, была отвергнута Богом, не упоминается в связи с Самуилом. Израиль забрал ковчег у филистимлян (1 Цар. 5:1-7:2) и держал его в Кириафиариме в частном доме Аминадава до дней Давида. По-видимому, в этот промежуток времени народ им не пользовался. Самуил же тем не менее совершал богослужения и приносил жертвы в Массифе, Раме, Галгале и Вифлееме, а также повсюду, где видел в этом нужду(.Ср 1 Цар. 7:5-9; 7:17; 13:8; 16:2.7). Он продолжал исполнять это служение даже после того, как передал государственные дела Саулу.
С течением времени Самуил собрал вокруг себя группу пророков, на которую имел значительное влияние (1 Цар. 19:18-24). Весьма возможно, что Нафан, Гад и другие пророки времен Давида были первоначально учениками Самуила.
Для исполнения своих судейских обязанностей Самуил ежегодно ходил в Вефиль, Галгал и Массифу (1 Цар. 7:15-17). Можно допустить, что раньше, еще до того как он передал часть своего служения своим сыновьям Иоилю и Авии (1 Цар. 8:1-5), он включал в свои обходы даже такие отдаленные места, как Вирсавия.
Заслугой Самуила было то, что ему удалось убедить Израиль удалить из своей среды идолов Ханаана и оставить поклонение им (1 Цар. 7:3). Народ собирался в Массифе для поклонения Господу, молитвы, поста и жертвоприношения, но слух об этом собрании дошел до филистимлян, и они не замедлили совершить нападение. В разгар нападения грянул гром и нагнал на них такой страх, что они бежали врассыпную и никогда больше не пытались нападать на Израиль, пока Самуил был главой над всеми коленами.
Со временем старейшины колен Израиля решили, что им нужно еще лучше укрепиться от возможных нападений филистимлян, и начали просить себе у Самуила царя. Одним из доводов было то, что Самуил уже стар, а его сыновья по своим нравственным качествам были недостойны заменить его в случае смерти. Самуил категорически отверг их предложение, красноречиво увещевая не «следовать хана-нейскому обычаю, чуждому их собственному образу жизни». Когда, невзирая на это, они продолжали настаивать на своем требовании, он выполнил их просьбу, посоветовавшись с Господом (1 Цар. 8).
Неохотно согласившись поставить над Израилем царя, Самуил не имел ни малейшего представления, кого для этого изберет Бог. Однажды при жертвоприношении к нему подошел вениаминитянин, чтобы попросить у него совета насчет заблудившихся ослиц своего отца. Предупрежденный свыше о приходе этого человека, Самуил понял, что это и есть Божий избранник, первый будущий царь Израиля. Самуил не только принял Саула как почетного гостя и пригласил его на жертвенную трапезу, но и наедине помазал его от имени Бога «в правителя наследия» Его, давая понять тем самым, что царство — это священное правление. На обратном пути Саула в Галгал все прорицания Самуила в точности исполнились — Саул получил подтверждение своего избрания на эту ответственную должность. Во время последовавшего за этим собрания в Массифе Саул был всенародно избран и единодушно поддержан большинством присутствующих громким восклицанием «Да живет царь!» (1 Цар. 10:17-24). Поскольку у Израиля не было столицы, он возвратился в свой родной город Гиву в колене Вениамина.
Угроза Иавису Галаадскому со стороны аммонитян предоставила Саулу возможность проявить себя. Он обратился к народу, и тот откликнулся полной поддержкой, завершившейся славной победой над аммонитянами. Собрав весь Израиль в Галгале, Самуил публично поставил Саула царем над Израилем, напомнив им, что Бог исполнил их желание. На основании истории Израиля он заверил их во всеобщем благосостоянии, если народ и царь будут верно исполнять закон Моисея.
Эта речь Самуила была подтверждена свыше Господом внезапным дождем, необычным во время жатвы пшеницы(Обычно в Палестине не бывало дождей с апреля до октября. Дождь во время жатвы пшеницы между 15 мая и 15 июня был действительно чудом.). На народ это произвело глубочайшее впечатление, и все просили Самуила продолжать ходатайствовать за них перед Богом. Хотя израильтяне и пожелали иметь царя для руководства народом, духовный авторитет Самуила не был утрачен. Он был великим пророком Израиля. Ему удалось погасить волну отступничества и оказывать эффективное пророческое воздействие на народ своим наставлением и служением. Его слова убедили их в его искренней заинтересованности в их благополучии: «И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» (1 Цар. 12:23).
Первый царь Израиля
Саул получил всеобщую поддержку народа сразу после победы над аммонитянами в Иависе Галаадском. Впрочем, не все были довольны его воцарением, но противникам пришлось смириться перед всеобщей популярностью царя (1 Цар. 10:27; 11:12,13). И все же из-за умышленного непослушания Саул подорвал свой авторитет. Его ненависть и подозрительность привели к тому, что все его старания были бесплодны, национальное могущество попусту растрачивалось, и в результате его царствование закончилось полным провалом.
Библейское описание царствования Саула в 1 Цар. 13:1—31:13 можно легко разделить следующим образом на подразделы:
I. Народные победы и личные неудачи
Своеволие Саула
Поражение филистимлян при Михмасе
Покорение окружающих народов
Непослушание при победе над
амаликитянами
II. Царь Саул и беглец Давид
Завоевание всенародной славы Давидом
Попытка Саула поймать Давида в ловушку
Дружба Давида и Ионафана
Бегство Давида и его последствия
Погоня Саула за Давидом
III. Столкновение израильтян с филистимлянами
Предоставление убежища Давиду филистимлянами
Саул у волшебницы
Возвращение Давидом своего имущества
Смерть Саула
Саул был способным военачальником, который привел свой народ ко многим военным победам. Чтобы отражать превосходящую мощь филистимлян, Саул поместил небольшой гарнизон под началом своего сына Ионафана в крепости, расположенной в Гиве(Саул мог сначала понести суровое поражение, а потом отстроить Гиву в виде укрепленного дворца-крепости). Сам же укрепился с более крупными силами на двух стратегических холмах в 5 км к северу от Иерусалима. Использовав успешное нападение своего сына Ионафана, Саул разбил филистимлян в сражении при Михмасе (1 Цар. 13—14). В числе других побежденных Саулом народов (1 Цар. 14:47-48) были амаликитя-не(1Цар. 15:1-9).
Успехи первого царя Израиля, достигнутые на первых порах, не затмили слабостей его характера. Положение израильского царя по сравнению с другими правителями его времени отличалось той особенностью, что он должен был считаться с пророком, говорившим от имени Бога. И тут Саул дважды потерпел неудачу. Ожидая с нетерпением пришествия Самуила в Галгал, Саул сам совершил жертвоприношение (1 Цар. 13:8). В своей победе над амаликитянами он поддался нажиму народа, не исполнив повеления пророка. Пророк строго предупредил его, что Богу неугодны жертвы, принесенные взамен послушания. Укорив таким образом Саула, Самуил оставил его. Из-за своего непослушания Саул лишился царства.
О тайном помазании Давида Самуилом на царство Саул ничего не знал(1 Цар. 16-18 не обязательно следует хронологическому порядку). После победы над Голиафом Давид становится заметной фигурой в народе. Посланный отцом отнести запасы продовольствия братьям, которые служили в израильской армии, расположившейся станом против филистимлян, он услышал кощунственные угрозы из уст Голиафа. Давид решил, что Бог, Который помогал ему убивать львов и медведей в прошлом, также поможет ему поразить этого врага, который поносит израильское войско. Когда филистимляне увидели, что их исполин из Гефа, единоборец Голиаф, поражен, они обратились в бегство. Признание Давида национальным героем, подвиг которого определил исход всей битвы, выразилось в восклицании народа: «Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч!»
В прошлом бывало так, что Давид развлекал Саула игрой на гуслях для успокоения. Душевная болезнь царя была настолько серьезной, что по временам он пытался убить молодого музыканта. Но после этого героического поступка Саул не только обратил внимание на юношу, возможно избавив его семью от уплаты налогов, но также дал ему постоянную должность при дворе.
Оставленный Самуилом, вынужденный без водительства пророка Божьего жить своим умом, Саул стал подозрительно и крайне ревниво относиться к Давиду. Несколько раз он пытался всякими уловками избавиться от этого молодого народного героя. Давиду удавалось избегать неминуемой смерти — то увернувшись от брошенного в него копья, то предотвратив поражение в сражении. Даже после того как Саул лично явился в Наваф, где Давид укрылся от него у Самуила, Дух Божий явился на защиту Давида, так что Саул не мог нанести вреда Давиду или захватить его.
Пребывание при царском дворе во многих отношениях послужило на пользу Давиду. В военных походах он вырос как полководец, под его командованием израильтяне побеждали филистимлян. Его дружба с сыном Саула Ионафаном — исключительный пример в Библии и самый яркий и трогательный пример бескорыстной верной дружбы во всей мировой литературе. Дружеские отношения с сыном царя, кроме того, были даны Богом Давиду для определенной пользы: он мог заранее узнавать о кознях царя и таким образом избегать опасности. Когда Давид и Ионафан поняли, что Давиду пора спасаться бегством, они закрепили свою дружбу заветом (1 Цар. 20:11-23).
Давид бежал от опасности к филистимлянам. Не получив убежища у Анхуса, гефского царя, он пошел в Одоллам, где собрал вокруг себя 400 соплеменников. Возглавив такую большую группу, он рапорядился часть их поселить в Моаве. В числе советников Давида был тогда пророк Гад.
Когда Саул услыхал, что Авимелех, священник из Ном-вы, помогал Давиду продовольствием на пути к филистимлянам, он приказал казнить его вместе с другими 85 священниками. Сын Авимелеха, Авиафар, спасся бегством и присоединился к группе беглецов с Давидом.
Недолго думая, Саул дал волю своей злобе к Давиду и пустился за ним в открытую погоню. Несколько раз Давид был в серьезной опасности. После избавления Кеиля от нападений филистимлян он поселился там, пока не был изгнан Саулом. Убежав в Зиф, в 5 км от Хеврона, он был предан зифеями и окружен войском Саула. Своевременное нападение филистимлян предотвратило на сей раз пленение Давида. Позднее, в последующих попытках поймать Давида в пустыне Эн-Гадди (1 Цар. 24), а потом на холме Гахила, Саулу опять не удалось убить Давида.
Несколько раз Давиду представлялась возможность убить царя Израиля. Каждый раз он отказывался от этого, признавая в Сауле помазанника Божьего. Хотя Саул был глубоко тронут и признавал свое умопомрачение, впоследствии он опять переходил к открытой вражде.
Когда Давид со своими сообщниками находился в пустыне Фаран, они оказали помощь местным жителям, охраняя их жилища и стада от набегов банд грабителей. Богатый владелец овец в Маоне, вблизи Кармила, по имени Навал отказал Давиду в плате за услуги. Желая избавиться от Давида и тем самым прикрыть свою жадность, он назвал его беглым рабом. Почуяв, что дело принимает серьезный оборот, жена Навала, Авигея, разумно отвратила месть Давида, лично обратившись к Давиду и одарив его. Когда Навал пришел в себя после опьянения и узнал, что едва избежал мести Давида, то так перепугался, что умер десять дней спустя. Впоследствии Авигея стала женой Давида.
Давид боялся, что когда-нибудь Саул захватит его врасплох. Чтобы обеспечить безопасность себе и 600 воинам с женами и детьми, он добился разрешения у Анхуса поселиться в Секелаге на филистимской земле. Тут он оставался приблизительно последние полтора года правления Саула. В конце этого периода Давид должен был сопровождать филистимлян в Афек на войну против Израиля. Однако затем филистимляне не разрешили ему участвовать в походе, и он возвратился в Секелаг, чтобы возвратить украденное у него во время набега амаликитян имущество.
Израильское войско расположилось у горы Гелвуй, чтобы сразиться с филистимлянами. На этот раз царя беспокоило нечто большее, чем враг, которого ему удавалось побеждать много раз в прошлом. Хотя раньше Саул и пренебрегал мудрыми советами Самуила, то теперь Самуила уже не было в живых. И когда, обратившись к Богу, Саул не получил ответа ни во сне, ни через урим, ни через пророка, то его охватила паника. В отчаянии он обратился к медиумам (вызывателям мертвых), то есть к услугам тех, кого он сам поставил вне закона в прошлом(1 Оккультизм, обычный у народов, исповедующих многобожие, был прямо запрещен законом Моисея. Ср. Лев. 19:31; 20:6, 27; Втор. 18:10-11). Отыскав женщину в Аэндоре, которая была колдуньей, Саул попросил ее вызвать ему дух Самуила (1 Цар. 28:3-25). Какими бы силами эта женщина ни обладала, библейское повествование о ней свидетельствует, что она в действительности не могла по своему усмотрению вызывать дух Самуила; то, что он появился, испугало ее.
Самуил еще раз напомнил Саулу о том, что его собственное непослушание привело его к потере царства. В своем слове к Саулу пророк предсказал его смерть, смерть его троих сыновей и поражение Израиля.
С тяжелым сердцем и мыслями о предстоящих бедствиях Саул возвратился в стан в ту безотрадную ночь. В сражении в Иезрееле войска Израиля потерпели поражение, а потом отступили к горе Гелвуй. В погоне за ними филистимляне убили троих сыновей Саула, а сам Саул был изранен стрелами. Во избежание жестокого обращения со стороны врага, Саул упал на свой меч и таким образом закончил свою жизнь. Филистимляне одержали решительную победу и полностью завладели плодородной долиной от побережья до реки Иордан. Они также захватили многие города, из которых израильтянам пришлось бежать. Тела Саула и его сыновей были изуродованы и обезглавлены, а потом повешены в филистимской крепости Беф-сан, но жители Иависа Галаадского сумели их похоронить. Позже Давид доставил их останки в семейный склеп в Целе в колене Вениамина (2 Цар. 21:12).
Конец правления Саула, первого царя Израиля(Хотя конец царствования Саула датируется приблизительно 1011 г. до Р. X., точные даты относительно Илия, Самуила и начала царства Саула отсутствуют), был трагическим. Он был избран Богом и помазан с молитвой пророком Самуилом, однако не осознал главного: основой священного и исключительного служения «правителя Его наследия», которого его удостоил Бог, должно было быть послушание Богу.
Этот материал еще не обсуждался.