Самуэль Шульц
Ветхий Завет говорит
Глава 25 ПОСЛЕ ПЛЕНА
Введение
После того как с разрушением Иерусалима в 586 году до Р. X. рухнули надежды на восстановление национальной независимости Иудеи, пророк Иеремия вынужден был уйти с уцелевшими евреями в Египет и там закончил свое служение. Иезекииль, пророк, живший среди изгнанников в Вавилоне, много говорил о восстановлении народа и царства на родной земле. Его служение закончилось, вероятно, в 570 году. По возвращении евреев на обетованную землю началось служение пророков Аггея и Захарии. Они побуждали народ восстанавливать храм. Последний ветхозаветный пророк, Малахия, был призван на служение в следующем столетии.
Восстановление Иерусалима(Более подробно о времени Захарии и Аггея сказано в главе 16.)
Письменное предсказание Иеремии о 70-летнем периоде пребывания в плену ходило по рукам среди вавилонских изгнанников (Иер. 25:11; 29:10; Дан. 9:1-2). До тех пор, пока правители Вавилона держали власть в своих руках, не было практически никакой надежды на возвращение домой. У тех, кто был знаком со словом Исайи (44:28—45:1), вспыхнула новая надежда, когда на исторической арене появился и быстро выдвинулся на передний план персидский царь Кир (559 г. до Р. X.). Когда он захватил Вавилон в 539 году, пророчество Иеремии вызвало новый интерес благочестивых и верных израильтян (Дан. 9:1-2).
Впереди евреев ждали исторические дни. Вскоре после падения Вавилона Кир издал указ, непосредственным образом касавшийся их судьбы. Обратив вспять политику переселения захваченных народов с их родных земель, которая практиковалась ассирийцами и вавилонянами в течение двух столетий, Кир своим указом разрешил возвращаться в родные земли евреям и другим пленным народам. Приблизительно 50 000 евреев вышли в путь из Вавилона в Иерусалим для восстановления своего национального достояния под водительством Зоровавеля и Иисуса (Езд. 1—3).
С большим подъемом возвратившиеся евреи начали восстанавливать свой родной очаг. Они воздвигли жертвенник и возобновили богослужения в Иерусалиме согласно закону Моисея. С большим энтузиазмом они отмечали предписанные праздники и приносили положенные по закону жертвы. Во второй год после своего возвращения они смело принялись за восстановление храма. Одни радовались, а другие плакали, вспоминая великолепный храм Соломона, превращенный в развалины вавилонскими войсками полстолетия назад.
Оптимизм вскоре сменился упадком духа. Отказавшись от помощи жителей Самарии, евреи навлекли на себя их ненависть. Соседи с севера проявили такую враждебность, что строительство совершенно остановилось приблизительно на 18 лет.
Только во второй год Дария (520 г. до Р. X.) евреи смогли снова приступить к строительству. В это время пророки Аггей и Захария возбуждали рвение и патриотизм нового поколения(Повсеместные восстания вспыхивали в ранние годы царствования Дария. Отразились ли они как-либо на служении этих двух пророков или нет в Писании не сказано, хотя Пфейффер толкует Агг. 2:6-9 и Зах. 2:6 и ел. как ссылки на обстоятельства того времени. Безусловно, книга Ездры, глава 5 представляет Дария как наиболее расположенного к евреям правителя). Менее чем через месяц после первого публичного выступления Аггея народ возобновил строительные работы. Энтузиазм народа вспыхнул с новой силой, когда несколько недель спустя Захария к пророчеству Аггея присоединил свое, в котором он обличал, утешал и ободрял народ. Зоровавель и Иисус смело руководили народом, несмотря на противодействие Фафная (Езд. 4—6). Когда последний обратился к персидскому царю Дарию, тот произвел расследование и издал декрет в пользу евреев. Через 5 лет жители Иудеи увидели, что их надежды осуществились — новый храм был освящен.
Аггей и Захария всего лишь упоминаются в книге Ездры дважды (5:1-2 и 6:14) как пророки, которые помогали Зоро-вавелю и Иисусу. Их успешное пророческое служение и влияние, которое они оказали на народ Иудеи, видны яснее всего в их писаниях.
Аггей — вдохновитель строительства храма (1:1—2:23)
Мало что известно об Аггее, кроме того, что он был пророком. Вполне вероятно, что он родился в Вавилоне и возвратился в Иерусалим в 539/538 году до Р. X. Его призванием было побудить евреев возобновить строительство храма.
С конца августа 520 года до Р. X. и до конца года Аггей произнес 4 пророчества (возможно, он записал их в книгу в сжатой форме):
I. Упрек народу и возобновление строительства храма 1:1-15
II. Великая слава нового храма 2:1-9
III. Обещание будущих благословений 2:10-19
IV. Обращение к Зоровавелю 2:20-23
С того времени, как было остановлено строительство храма, прошло почти 20 лет. Религиозный подъем, сопровождавший закладку фундамента, угас из-за враждебности самарян; между тем народ начал заниматься строительством собственных домов.
Аггей начал с обращения к Зоровавелю, управляющему работами, и к Иисусу, первосвященнику. Он смело заявил, что народ поступает неверно, откладывая постройку храма. Обратясь к народу, он напомнил им, что Господь Саваоф является источником и распределителем всех земных благ, а они вместо того, чтобы посвятить свои усилия строительству дома Божия, строят добротные дома себе. Поэтому засуха и неурожаи выпали на их долю (1:1-11).
Ни один пророк в Иудее не видел раньше такого быстрого отклика на свою проповедь. Народ откликнулся на призыв пророка с большим энтузиазмом. В течение 24 дней строительные работы были возобновлены (1:12-15).
Строительство нового храма шло быстрыми темпами почти целый месяц; затем Аггей произнес другое пророчество. Поводом послужил последний день праздника кущей(Этот праздник соблюдался в 7-м месяце 15-21 числа (Лев. 23:34). Так как урожай был скудным, то праздник не шел ни в какое сравнение с пышными торжествами во дворе прежнего храма. Вероятно, лишь немногие из стариков еще помнили старый храм, и их было уже меньше, чем в 538 году до Р. X., когда закладывался фундамент для нового храма. Сравнивая строящийся храм со славным храмом Соломона, народ впал в уныние, и у строителей опустились руки. Работа замедлилась.
Своевременное слово Аггея спасло положение. Увещевая евреев возобновить свои усилия, пророк уверял их, что Бог находится среди них: «Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» Затем Господь обещал: «...Я потрясу все народы... и наполню Дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего... и на месте сем Я дам мир». Хотя это обетование было недвусмысленным и определенным, о времени его исполнения сказано лишь одно: «...и это будет скоро». В прежние времена Господь являл Свою славу в скинии (Исх. 25:8-9; 40:34-38; Лев. 9:23-24). Во дни Илия некоторые полагали, что «отошла слава от Израиля» (1 Цар. 4:21-22); однако слава Божия явилась и наполнила храм во дни Соломона (3 Цар. 8:10-11; 2 Пар. 7:1-2). Но самым потрясающим было видение Иезекииля, который наблюдал, как слава Божия покидала Иерусалимский храм накануне его разрушения в 586 году до Р. X. (Иез. 8—11).
Аггей провозгласил, что новый храм ожидает величайшая слава; этим он ободрил и поддержал дух строителей. Уже у Исайи слава Божия связана с пришествием Мессии (40:5, 60:1-3). Симеон, по вдохновению Духа Святого (Лк. 2:25-32), и апостолы (Ин. 1:14) увидели славу Божию в Иисусе Христе, Который неоднократно бывал в храме.
После двух месяцев быстрого продвижения строительства Аггей получил еще одно слово от Господа(К этому времени Захария уже произнес свое первое пророческое слово. Обратите внимание на хронологическую последовательность пророчеств. Во 2-й год Дария: Первое пророчество Аггея (1:1) - б-й месяц, 1-й день
Начало восстановления (1:15) - 6-й месяц, 24-й день Второе пророчество Аггея (2:1) - 7-й месяц, 21-й день Первое пророчество Захария - 8-й месяц Третье и четвертое пророчества Аггея - 9-й месяц, 24-й день Ночные видения Захарии (1:7) - 11-й месяц, 24-й день Пророчества Захарии в 4-й год Дария (7:1) - 9-й месяц, 4-й день.). Пока строительство храма было остановлено, народ переживал тяжелые времена, а теперь, когда они возобновили работы, Бог обильно благословил их. Хотя зерно еще не сеялось, они должны отметить этот день как начало великого благословения(Хотя от дождей в девятом месяце решающим образом зависел урожай следующего года, Аггей сделал это предсказание, когда зерно было еще в закромах, а минувшее лето и осень были засушливыми). Лучшие урожаи впереди.
В тот же день Аггей получил слово от Господа к Зорова-велю. Как наследник по царской линии и правитель Иудеи он представлял престол Давида. В день, когда Бог потрясет небо и землю, свергнет престолы и разрушит мощь языческих народов, Господь Саваоф будет держать Зоровавеля как печать(Печать или перстень с печатью считались на Востоке большим сокровищем и знаком власти). Поскольку эти события не произошли в дни Зорова-веля, обетование было обращено к нему как к представителю рода Давидова, через который эти пророчества исполнятся во второе пришествие Христа. То, что Зоровавель назван «печатью», знаком власти, символизирует восстановление мессианского царского рода Давида, правление которого прекратилось во время плена (ср. Мф. 1:11-12).
Пророчество Захарии о всемирном значении Израиля (1:1-14:21)
Иерусалим был охвачен кипучей деятельностью и волнением, когда Захария произносил свои апокалиптические речи. В дни нерешительности после второй проповеди Аггея Захария вдохновил евреев не прекращать своих усилий. По всей вероятности, он принадлежал к священническому роду Ид-до, который возвратился в Палестину с другими переселенцами (Неем. 12:1, 4, 16). (Вероятно, пророк Захария и священник Захария из дома Иддо, упоминаемый в Неем. 12:16 — один и тот же человек; в этом случае в 520 г. до Р. X., начиная свое служение, он был еще юношей.)
Пророчества Захарии в главах 1—8 определенно относятся ко времени восстановления храма. Другие главы (9— 14) можно с уверенностью отнести к более поздним годам" его жизни, возможно, около 480 года до Р. X. Вот план книги пророка Захарии:
I. Призыв к покаянию 1:1-6
П. Восемь ночных видений 1:7—6:8
III. Возложение венца на Иисуса 6:9-15
IV. Проблема поста 7:1—8:23
V. Пастырь-Царь 9:1-11:17
VI. Правитель вселенной 12:1—14:21
Первое пророческое слово Захария произнес вскоре после ободряющего слова Аггея на празднике кущей. Напоминая о непослушании их отцов, Захария поддерживает усилия своего соратника, побуждая евреев к действию. Только искренне, всем сердцем обратившись к Богу, они обретут Его благоволение (1:1-6).
Спустя несколько месяцев Господь послал Захарии пророческие видения, в которых открыл ему будущее Иудеи и Иерусалима. Эти видения относятся к последнему времени; для слушателей Захарии эти обещания будущей славы были большим ободрением в трудное время строительства храма.
В первом видении появляются четыре всадника. Возвратившись с ночного обхода, они докладывают, что все спокойно. На вопрос о судьбе Иерусалима Господь Саваоф заявляет, что город и храм будут восстановлены (1:7-17). Это — общая тема всех видений.
Затем пророк видит четыре рога и четырех рабочих (резчиков по камню, каменотесов). Рабочие сбивают своими зубилами эти четыре рога. Это означает гибель народов, рассеявших и разрушивших Иудею, Израиль и Иерусалим (1:18-21).
Затем перед Захарией предстает землемер. Иерусалим будет таким населенным и богатым, что его придется расширить за пределы его стен. Это пророчество исполнится, когда Господь прославится посреди города и будет Сам подобен оборонительной огненной стене. Собирая Израиль, Господь наведет ужас на другие народы; они станут добычею тех, кто некогда был у них в плену. Иудея снова будет Божьим наследием, когда Всемогущий опять изберет Иерусалим местом Своего обитания (2:1-13).
В четвертом видении Захария видит великого иерея Иисуса в запятнанной одежде. Сатана — обвинитель первосвященника — слышит из уст Господа запрещение; Бог напоминает, что Он избрал Иерусалим. Иисуса тут же облекают в чистые одежды. Господь заверяет Иисуса, что тот сможет предстоять за народ перед Богом, если будет послушен. Господь говорит о Своем рабе, имя которого Отрасль(Ср. с Ис. 4:2 и 11:1; Иер. 23:15; Зах. 6:12. Ср. также с Ис. 42:1 и 52:13). С ним связано великое обетование: в один день Господь Саваоф очистит землю от вины, приготовив ее к возвращению мира и благополучия (3:1-10).
Особенно примечательно видение золотого семисвечни-ка с двумя маслинами. Ангел разбудил Захарию, чтобы он запомнил важность того, что ему было показано. Чаша для елея наверху светильника, по-видимому, постоянно наполнялась елеем от двух маслин. Это видение было предназначено для Зоровавеля. Господь заверил его, что Духом Своим Он достигнет Своей цели. Зоровавель начал строить храм и закончит его. Господь всей земли будет бодрствовать и охранять дело двух помазанных служителей Его: по-видимому, Иисуса (3:1-10) и Зоровавеля (4:1-14; Агг. 2:20-23).
Шестое видение весьма драматично. Захария видит летящий свиток — фантастических размеров (приблизительно 5 х 10 м), на котором написано проклятие на всех крадущих и клянущихся ложно. Проклятие исходит от Бога, чтобы истребить всех виновных по всей земле (5:1-4).
Сразу же после этого дается средство удаления зла. Женщина, представляющая нечестие земли, уносится в Вавилон в ефе (5:5-11).
В последнем видении колесницы выезжают из ущелья между двумя горами и устремляются во все четыре стороны земли, чтобы пройти всю землю. Господь всей земли заверяет строителей храма еще раз, что Он управляет вселенной, что Он открыл и в видении с четырьмя всадниками (6:1-8).
Захария объявил народу о своих видениях в тот момент, когда положение в Иерусалиме стало критическим. Прошло ровно пять месяцев со времени начала строительства храма. Между тем Фафнай и другие враждебно настроенные персидские начальники прибыли в Иерусалим проверить ход дела (Езд. 5—6). Хотя они не потребовали немедленного прекращения работ, однако записали имена еврейских руководителей и подали официальную письменную жалобу Дарию, намекая, что евреи намерены поднять восстание. Сколько времени прошло, прежде чем эти персидские начальники получили ответ от Дария, неизвестно. Вполне возможно, что евреи не знали о постановлении персидского царя, когда За-хария начинал пророчествовать. Несомненно, многие из них не были уверены, что смогут продолжать строительство.
Во дни сомнений пророк принес утешительную весть: в ночных видениях Захарии «Господь всей земли» (6:5) обещал восстановить Иерусалим.
Кульминацией пророчеств было символическое действие (6:9-15). Захария взял венец из золота и серебра(Множественное число «венцы» подразумевает в древнееврейском языке один венец с золотыми и серебряными сплетениями или несколькими диадемами) и возложил его на голову великого иерея Иисуса. Это был символ Мужа по имени Отрасль, Который «создаст храм Господень», «будет и священником на престоле Своем»; и народы издалека придут и примут участие в построении храма. Слава, честь и мир будут сопровождать этого грядущего Вождя, Царя и Первосвященника. Символический венец нужно было положить в храм на память: слово пророка подтвердится участием других народов в строительстве храма (6:15).
Постановление Дария было благоприятным для евреев. Персидский царь не только свел на нет усилия Фафная и его сподвижников, мешавших строительству, но приказал им помогать евреям, поставляя материалы, продукты и денежные средства (Езд. 6:6-15).
Спустя два года из Вефиля пришла делегация в Иерусалим с вопросом о посте. Захария напоминает им, что Божий гнев обрушился на Иерусалим за то, что их праотцы не соблюдали закона и не слушали пророков, которых посылал к ним Бог, предупреждая их об опасности (7:4-14). Господь Саваоф, ревнитель Сиона, восстановит Иерусалим (8:1-8).
А что следует делать теперь? Захария открывает это в 8:9-19. Он советует удвоить старания по восстановлению храма. Бог сделал Израиль притчей во языцех среди народов, но теперь одарит его благословением. Пусть правда, суд и мир царят среди его народа. Пусть пост заменится радостью(Обратите внимание на совпадения дней поста и событий, отмечаемых евреями в плену: 4-й месяц, 9-й день - вход Навуходоносора в ворота Иерусалима (Иер. 39:2-3; 52:6-7) 5-й месяц, 10-й день - сожжение храма (Иер. 52:12-13) 7-й месяц, 3-й день - убийство Годолии (4 Цар. 25:22-25) 10-й месяц, 10-й день - начало осады Иерусалима (4 Цар. 25:1)).
Господь дает еще одно славное обетование для ободрения строителей храма: многие народы будут стремиться в Иерусалим, чтобы взыскать Господа, ибо признают, что Бог пребывает со Своим народом (8:20-23).
В последних главах (9—14) не упоминается строительство храма; поэтому можно предположить, что эта часть книги написана после окончания строительства. Тема этих глав — Царство Божье и события, которые предшествуют его приходу. Господь будет судить народы, живущие вокруг Иерусалима (9:1-8); их ждет Божий гнев, а Иерусалим может радоваться и ликовать, ожидая торжествующего Царя (9:9-10). Кроткий и смиренный, этот Царь — «праведный и спасающий» (9:9; ср. Мф. 21:1-9; Мк. 11:1-10; Лк. 19:28-38; Ин. 12:12-15). Он установит мир по всей земле, уничтожит все оружие (9:10; ср. Ис. 2:4; 9:5-7; 11:1-10; Мих. 5:10-15).
Господь Саваоф явит свое могущество, охраняя Иерусалим от врага (9:11-17). Он спасет Своих, потому что они — Его овцы. Как овцы без пастыря, блуждает Израиль, но Бог спасет их. Наказав лжепастырей, Он соберет Свое стадо — как Ефрема, так и Иудею. Они выйдут из среды народов, даже из самых далеких стран, когда гордость язычников будет сокрушена (10:1-12).
Неверные пастыри Израиля будут наказаны (10:3, 11:3). Бог повелевает Захарии совершить два символических действия. Захария должен выступить в роли пастыря своего народа (11:4-15). В известном смысле, пророк действует, как Господь, Который есть истинный Пастырь Израиля(Ср. с Иез. 34:11-31; Ис. 40:10-11 и другими местами, которые ясно указывают на Мессию. Ср. также Пс. 22 и Ин. 10). Но напрасно Пастырь старается спасти своих овец — они отвергают его и ненавидят. Поэтому Бог предаст Израиль на страдание среди других народов за то, что он отверг истинного Пастыря.
Затем Захария получает повеление действовать подобно одному из глупых пастухов (11:15-17). Так Бог показывает ужасную участь Израиля в руках лжепастырей. Жалка участь овец у тех пастырей, которые не пекутся о них, готовы продать их любому: это «овцы, обреченные на заклание». Бог осуждает этого пастуха: «...меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет; и правый глаз его совершенно потускнет». Этот суд еще должен осуществиться в будущем, при окончательном уничтожении врагов Израиля (ср. Иез. 34:1-4; Дан. 11:36-39; Отк. 13:1-8).
Тема последнего пророчества Захарии — Царство Божье. Господь полностью восстановит Израиль. Хотя Израиль и будет оставлен народам на осуждение, Божий план относительно него простирается дальше. Придет день, когда Иерусалим станет для всех народов «тяжелым камнем», который невозможно сдвинуть с места. Сион обретет силу, и все народы, нападающие на Иерусалим, будут истреблены.
В этот победный день израильтяне обратятся в «духе благодати и умиления» к Тому, Которого они однажды отвергли (12:10-14) (Ср. с Зах. 11:8, где истинный Пастырь находится в поношении). У жителей Иерусалима будет источник очищения от греха и нечистоты. Не только народ очистится, но и земля. Идолы будут навсегда преданы забвению и лжепророки удалены с земли (13:1-6).
Когда истинный Пастырь будет поражен, овцы рассеются. Хотя две третьих народа погибнет, остаток спасется из очистительного огня. Он-то и обратится к Богу и признает, что Господь есть Бог (13:7-9).
В «день Господень» все народы соберутся в Иерусалим для сражения. С горы Елеонской Господь даст отпор всем врагам и станет Царем земли. Иерусалим станет сверхъестественным источником «живых вод» и будет «стоять... безопасно» (14:6, 11) . В страхе разбегутся все враги, так что будет беспрепятственно собрано «богатство всех окрестных народов» (14:14). Оставшиеся пойдут в Иерусалим «для поклонения Царю, Господу Саваофу и для празднования праздника кущей» (14:16). Когда Иерусалим утвердится как столица всех народов, поклонение Богу будет очищено от всякой нечистоты, и все живое будет славить Его.
Книга пророка Малахии — последнее пророческое предостережение (1:1—4:6)
Имя Малахии встречается только в первом стихе одноименной книги. Поскольку Малахия означает «Мой посланник» (или «вестник Иеговы»), Септуагинта передает это имя как нарицательное. Однако все другие книги в этой группе связаны с именами пророков, что дает основание полагать, что Малахия — это собственное имя.
Установить время служения Малахии трудно. Второй храм уже существовал, жертвенник был в употреблении, и евреи были под властью персидского правителя (ср. с Мал. 1:8). Значит, его служение началось позже, чем служение Аггея и Захарии. О состоянии Иудеи от освящения храма до прихода Ездры известно так мало, что просто невозможно установить точную дату пророчества Малахии. Содержание его книги — десятина (3:8-10), браки с язычницами (2:11-12), социальная несправедливость (3:5) — побудило некоторых отнести служение Малахии ко времени Неемии (около 444-432 гг. до Р. X. — ср. Неем. 5:1-13; 13:10-14, 23-27) или даже после Неемии, около 420 года до Р. X. Другие полагают, что служение Малахии предшествовало приходу Ездры в Иерусалим (около 457 г. до Р. X.)
Малахия — последний пророк Ветхого Завета. Он приходит с предостережением к отступившим от Бога современникам. С исключительной ясностью он изображает жизнь и надежду праведных в противовес проклятию, которое ожидает нечестивых. Вот план его пророчества:
I. Израиль — возлюбленный Богом народ 1:1-5
II. Израиль бесславит Бога 1:6-14
III. Обличение неверных священников 2:1-9
IV Вероломство жителей Иудеи 2:10-16
V Божьи требования 2:17—3:15
VI. Конечная участь праведных
и нечестивых 3:16—4:6
Первая тема пророчеств Малахии — исключительные отношения Израиля с Богом. Господь Саваоф избрал Иакова. Едом, потомок Исава, брата-близнеца Иакова, никогда больше не будет владычествовать над Израилем. Владения Господни распространятся далеко за пределы Израиля и включат подчиненный ему Едом (1:2-5).
Но Израиль обесславил Бога. Принося несовершенных или краденых животных в жертву Богу, народ показал свое неуважение к Нему. Они не посмели бы обращаться так со своим правителем. Имя Божье чтится в народах, но не у Израиля. Бог не позволит, чтобы Его избранный народ обращался с Ним таким образом. Обман заслуживает Божьего проклятия (1:6-14).
Священников ожидает возмездие. Бог заключил завет с коленом Левия, чтобы через него передавать людям знание и наставление. За их безответственность по отношению к своим обязанностям народ, которым они руководят, будет презирать их (2:1-9).
Жители Иудеи осквернили святилище смешанными браками с язычниками. Иноземные жены ввели идолопоклонство (2:11). Виновные также в разводах (2:14-16) (Это место — Мал. 2:16 — едва ли не единственное в русском синодальном переводе Ветхого Завета, где налицо значительное искажение смысла подлинника. Для сравнения приведем Мал. 2:156-16 в переводе Всемирного библейского переводческого центра (1993 г.): «Не будь вероломным против своей жены, она стала тебе женой, когда ты был еще молод. Господь, Бог Израиля, говорит: «Я ненавижу развод и жестокости, которые делают мужчины. Поэтому, храните свой духовный союз и не обманывайте ваших жен».
Этот перевод в целом нельзя назвать буквальным: это скорее пересказ, чем перевод; поэтому рассмотрим другой пример - знаменитый английский перевод короля Иакова (King James Version, 1611 г.), считающийся практически буквальным. Вот текст Мал. 2:156-16 согласно King James Version в переводе на русский язык: «... не допускайте никому поступать вероломно против жены его юности. Ибо Господь, Бог Израиля, говорит, что Он ненавидит развод: ибо он покрывает насилие одеждой, говорит Господь духов; итак, охраняйте ваш дух и не поступайте вероломно».
В качестве третьего примера приведем один современный (не опубликованный) вариант перевода Мал. 2:156-16: «...так что женщину юности твоей не предавай. Ибо ненавижу я развод, сказал Господь Бог Израилев. Ненавижу, когда одежды осквернены насилием, сказал Господь миров, так что соблюдайте дух ваш - и не предавайте».
В этих переводах (а также в английском переводе New International Version), при всем их различии, ясно сказано, что Бог ненавидит развод (ср. Мф. 19:3-9); к сожалению, эта важная мысль в русском синодальном переводе передана «с точностью до наоборот» - «Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев». Такой вариант, возможно, является результатом влияния неверно понятого славянского перевода - «аще возненавидиши отпусти». — Прим. ред. перевода.), такие люди не могут надеяться, что Господь Саваоф будет принимать их жертвы (2:13).
Малахия резко напоминает слушателям, что они утомили Бога, уклоняясь от праведных путей. Бог готов послать Своего Ангела в храм судить, очищать и улучшать народ Свой. Обвинения против них таковы: чародейство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, непринесение десятин и несправедливое обращение с наемниками, вдовами, сиротами и странниками. Они пренебрегают мудростью верного служения Богу (2:17—3:15).
Богу известны боящиеся Его: они — Его особое достояние. Записанные в памятную книгу, праведники предназначены для спасения в день гнева Господня. Надменные и поборники нечестия погибнут, как солома на горящем поле после уборки урожая. Богобоязненные же, наоборот, исполнятся силой (3:16—4:3).
В заключение Малахия призывает своих современников исполнять закон Моисея (4:4-6). Перед лицом грядущего «дня Господня, великого и страшного», он напоминает им, что суду будет предшествовать милость: Господь пошлет к ним Илию. Это имя указывает на человека, который будет послан Богом, чтобы начать пробуждение в Израиле; Малахия уже упоминал о нем (3:1). 400 лет спустя Иисус Христос укажет на этого пророка (Мф. 11:10,14).
Комментарии: