Самуэль Шульц
Ветхий Завет говорит
Глава 23 ГОСПОДЬ ПРЕДОСТЕРЕГАЕТ ИУДЕЮ
Введение
Кому Бог поручал предупреждать жителей Иудеи о грядущем суде? Во-первых, Исайе и Иеремии: каждый из них более сорока лет был пророком, служил своим современникам, провозглашая волю Божью. Во-вторых, через «малых» пророков, глашатаев Южного царства — Иоиля, Михея и Софонию. По повелению Бога они говорили о проблемах своего поколения и связанных с ними событиях близкого и далекого будущего: о суде над Израилем и о его восстановлении.
Иоиль: «день Господень, великий и страшньш» (1:1-3:21)
О пророке Иоиле мы ничего не знаем из других книг Ветхого Завета, а в самой книге Иоиля указано лишь имя его отца, Вафуила. Его пророчества явно относятся к Иудее и Иерусалиму(Ср. 1:14 и другие стихи. Сион, т.е. Иерусалим, упомянут в книге семь раз).
Время деятельности Иоиля определить весьма трудно(Хотя Капельруд предпочитает приблизительную дату 600 г. до Р.Х., он признается, что самую трудную загадку представляет время служения Иоиля. Прямых указаний на время нет, так что предположение о какой бы то ни было дате основано на косвенных сведениях). Он говорит о Филистимии, Финикии, Египте и Едоме как о современных ему народах. Храм в Иерусалиме уже воздвигнут; там же находятся священники и старейшины — видные вожди Иудеи. Опустошительное нашествие саранчи дает Иоилю повод для пророчества о последних временах. Все вышеперечисленное не дает исчерпывающих основании для датировки служения Иоиля. Предположительно его можно датировать между царствованием Иоаса и временем после плена (850-350 гг. до Р. X.).
Нижеприведенный план поможет нам проанализировать пророчества Иоиля.
I. Предостережения Иудее 1:1—2:17
Нашествие саранчи — Иудею ожидает трагедия 1:1-12
Предостережение и призыв к покаянию 2:1-17
II. Обетование восстановления 2:18-32
Материальное благополучие 2:18-27
Излияние Духа Божия 2:28-32
III. День Господень 3:1-21
Народы в долине суда 3:1-16
Господь будет обитать на Сионе 3:17-21
Нашествие саранчи — достаточная причина для тревоги. Хотя такое бедствие не было чем-то исключительным в Иудее, на этот раз оно было необычайно суровым. Деревья оголены, поля опустошены, и люди охвачены ужасом, оказавшись внезапно без еды. Иудея пребывала в таком бедственном состоянии, что в Божьем доме прекратились предписанные приношения. В этом отчаянном положении Иоиль, Божий глашатай, объявляет слово от Господа.
Господь повелевает плакать, стенать во вретищах, объявить пост и созвать собрание. После налета саранчи погиб даже скот на полях; теперь важно было, чтобы народ понял — это суд Божий.
Хотя опустошение было ужасающим, еще более великий суд ожидает Сион в день Господень (2:1-11). Всепожирающий огонь предшествует войску, разрушающему Сион, и следует за ним. Небеса содрогаются, земля трясется и светила меркнут, когда Господь совершает Свой суд над Сионом. Жалобно вопрошает пророк о великом и страшном дне Господнем: кто выдержит его?
Но еще есть время покаяться и обратиться к Богу (2:12-17). Разве не пощадит Бог тех, кто с покаянием молит о прощении? Не продлит ли Он милости Своей, чтобы отвратить поношение Иудеи в народах?
Бог заверяет, что он пощадит народ и вернет неисчислимые благословения (2:18-27). Снова земля будет радоваться обилием урожая. Ранний и поздний дождь будут идти снова, так что по всей земле наступят времена плодородия. Израиль будет благодарить Бога за обильные урожаи и радоваться перед Ним.
Перед концом Бог изольет от Своего Духа «на всякую плоть». Сновидения и видения умножатся. Люди будут призывать имя Господне и спасаться. После этого периода духовного пробуждения солнце померкнет и луна превратится в кровь. Иоиль нигде не говорит ничего о продолжительности этого периода действия Духа Святого, но он описывает последующие события — за благословениями последуют знамения на небесах.
В дни восстановления Иудеи все народы Иудеи соберутся в долине Иосафата для суда(Слово «Иосафат» означает «Иегова судит». Определить местонахождение этой долины в настоящее время с точностью не удается. Ср. с 3:14, где говорится о той же долине суда). Язычники рассеяли Израиль, разделили его землю и бросали жребий о народе Божьем. Финикия и Филистимия обвиняются в порабощении жителей Иудеи, в продаже их грекам. Теперь и они, и другие народы должны готовиться к войне в долине Иосафата, где Бог будет судить бесчисленное множество народа. Он пришел на Сион отомстить за кровь Своего народа. Небо и земля сотрясутся, солнце, луна и звезды померкнут, когда нечестивые будут судимы. Израильтяне же еще раз завладеют Сионом и признают Господа своим Богом. Источник выйдет от храма и будет орошать землю во время благополучия и благословения. Египет и Едом, наоборот, будут опустошены. Израиль будет наслаждаться землей вечно, когда Господь Бог будет обитать в Своем святом городе Сионе, и иноплеменники не будут проходить через Иерусалим.
Михей — пророк эпохи реформ (1:1—7:20)
Пророк Михей приступил к служению в Иудее в эпоху ассирийского владычества над Сирией и Палестиной. С дней Ио-афама (около 740 г. до Р. X.) он продолжал свое служение вплоть до конца столетия. Его современником был великий пророк Исайя.
Когда Михей выступил на свое служение, эпоха благополучия и международного престижа Иудеи приближалась к закату. Озия, торговавший с Аравией и противостоявший надвигающимся с севера войскам Ассирии, умер в 740 году до Р. X. Иоафам сохранял status quo в течение нескольких лет; тем временем Факей в Самарии противостоял Ассирии. В 735 году проассирийская партия в Иерусалиме утвердила на престоле Давида Ахаза. Через несколько лет этот молодой царь заключил союз с Ассирией, что по сути дела превратило его в вассала Тиглатпалассара III. За 20 лет иудейско-ассирийского союза Сирия и Израиль рухнули под натиском Ассирии.
В этот неспокойный период — возможно, вскоре после смерти Озии — Михей был призван на пророческое служение. Пользуясь постоянными кризисами в отношениях между народами Палестины и Сирии, Ассирия расширяла свою империю. Михей предсказал падение Самарии, а также разрушение Иерусалима уже в своем первом слове к жителям Южного царства. Хотя мы не знаем, что именно послужило поводом для того или иного пророчества, его книга, несомненно, показывает суть его проповедей во время правления Иоафама, Ахаза и Езекии. Предсказания о Самарии могли быть произнесены еще при царе Иоафа-ме. Моральное разложение и идолопоклонство — вот религиозно-нравственное состояние Иудеи в дни Ахаза. Как долго продолжалось служение Михея при Езекии, определить трудно(По мнению Бентцена, время служения Михея — ок. 724-711 гг.).
С восшествием на престол Езекии в 716 году до Р. X. для Иудеи наступила новая эпоха. Уплата дани Ассирии и поклонение языческим богам в храме, которое ввел Ахаз, стали к тому времени непопулярными. Новый царь покончил с политикой «умиротворения» Ассирии. Саргон II и его войска были заняты в других районах обширной империи; это был благоприятный момент для изменения внешней политики. Опираясь на национальные чувства народа, Езекия упрочил оборону столицы. Он не только расширил и укрепил стены Иерусалима (2 Пар. 32:5), но и обеспечил снабжение водой на случай осады города, построив Силоамский туннель (в наши дни туристы могут его посетить). Об этих делах Езекии свидетельствует надпись, обнаруженная в туннеле и находящаяся ныне в музее в Стамбуле.
Религиозная политика Езекии была столь радикальной и эффективной, что ее по праву считают самой выдающейся реформой в истории Иудеи (4 Цар. 18). Жертвенники на высотах, изваяния, дубравы и «ашерим» — капища Астар-ты — были разрушены. Даже Нехуштан, медный змей, которого сделал Моисей, был уничтожен, потому что его превратили в предмет поклонения. Скорее всего, ассирийские идолы тоже были удалены из храма. Эти реформы расчистили Израилю путь к правильному поклонению Богу согласно закону Моисееву.
Вот в такие времена Михей жил в Иудее. Родился он в селении Морасфи (Морашти, Морешеф-Геф), расположенном приблизительно в 44 км к юго-западу от Иерусалима(Это селение находилось в Шефеле, в 27 км от Фекои, родины Амоса. Через эту равнину часто проходили армии и торговые караваны. В 734 г., 711 г., 701 г. и другие времена через равнину наступали ассирийцы. 1 Ср. с Мих. 4:1-5 и Ис. 2:1-4).
Возможно, что он видел, как его страна была оккупирована ассирийцами при Сеннахерибе. Угроза Иерусалиму в 701 году была внезапно предотвращена благодаря чудесному избавлению, описанному в книгах пророка Исайи, Царств и Паралипоменон. Нам не известно, в какой мере сам Михей участвовал во всех этих событиях.
Кроме книги, носящей его имя, пророк Михей упоминается в Ветхом Завете только один раз. Книга пророка Иеремии свидетельствует, что спустя почти сто лет в Иудее помнили пророчество Михея о грядущей гибели Иерусалима (Иер. 26:18-19).
События, происходившие в Иудее и в окружающих государствах, давали Михею немало поводов возвысить пророческий голос. Растущая Ассирийская империя оказывала все возрастающее политическое и религиозное влияние на Палестину. Этому противостояли смелые и твердые мужи, такие, как Михей и Исайя. Они не упоминают один другого в своих писания; однако, пророчествуя в одно время и в одном небольшом царстве, они, несомненно, должны были знать друг друга. Это столь очевидно, что предполагают даже, что Михей был учеником Исайи. Классический отрывок о восстановлении Сиона есть в обеих книгах1. Некоторые считают, что Михей был «деревенским» пророком и служил народу в сельской местности, в то время как «горожанин» Исайя подвизался в Иерусалиме и при царском дворе.
Михей бесстрашно указывает на зло, царящее в Самарии и Иерусалиме. Как и Амос, он не обличает землевладельцев и правителей, угнетающих бедных. Вместе с Исайей он провозглашает грядущую гибель, но также и надежду на восстановление Сиона и избранного народа.
У Михея больше конкретных предсказаний, чем в других пророческих книгах. Он говорит о гибели Самарии и Иерусалима, изгнании народа обоих царств, восстановлении Израиля, об эпохе полного и совершенного мира и о пришествии Пастыря-Царя, который родится в Вифлееме. Некоторые из этих пророчеств уже исполнились и стали историей, а другим еще предстоит исполниться.
Нижеприведенный план поможет нам более детально разобрать слово пророка Михея:
I. Обвинения против Иудеи и Израиля |
1:1-2:13 |
|
|
Грядущий суд |
1:1-7 |
|
Плач и предупреждение |
1:8-16 |
|
Угнетение и лжепророчество |
2:1-11 |
|
Обещание восстановления |
2:12-13 |
II. |
Осуждение вождей |
3:1-12 |
|
Несправедливость правителей |
3:1-4 |
|
Противопоставление правителей |
|
|
и пророка Михея |
3:5-8 |
|
Последствия греха — пророчество |
|
|
о разрушении Иерусалима |
3:9-12 |
Ill. Царство на Сионе |
4:1-5:15 |
|
|
Торжество мессианского царства |
4:1-8 |
|
Нынешнее положение Иерусалима |
4:9-13 |
|
Правитель из Вифлеема |
5:2-6 |
|
Победа праведного остатка |
5:7-15 |
IV. Бог судится со Своим народом |
6:1-16 |
|
|
Бог обвиняет |
6:1-6 |
|
Божьи требования |
6:7-8 |
|
Божий приговор |
6:9-16 |
V. |
Обличение и надежда |
7:1-20 |
|
Плач о грехах современников |
7:1-6 |
|
Твердое упование на Бога |
7:7-10 |
|
Будущее царство |
7:11-20 |
После краткого вступления Михей говорит о судьбе столиц Иудеи и Израиля. Бог готов выступить «от места Своего», чтобы осудить Израиль; после этого от Самарии останется груда развалин. Истуканы будут разбиты и идолы уничтожены (1:1-7). Сознавая, что Иерусалим ожидает та же участь, Михей печалится. Он открыто показывает свое горе и ходит без верхней одежды и босой («как ограбленный и обнаженный», 1:8). Так как это бедствие распространится до врат Иерусалима, он призывает народ Иудеи приготовиться к изгнанию (1:8-16).
Михей обнажает лукавые замыслы богачей, пользующихся своей властью и престижем (2:1-9). Они захватывают поля и дома. Они не считаются с наследственными правами(Ср. с Чис. 27:11; Лев. 25:8 и ел.; Втор. 27:17.). Они грабят путников, проходящих по стране. Вдовы, которых некому защитить, выставляются на улицу(Обратите внимание на заботу о сиротах и вдовах в Исх. 22:22 и Втор. 27:19. Ср. также с Ис. 1:17.). Неизбежное разрушение — наказание за все это; но у народа еще остается надежда на восстановление остатка (2:10-13). Бог соберет их и позаботится о Своем народе, как пастырь, который печется о своем стаде. Господь, Который пойдет перед ними как Царь, избавит их из плена.
Затем пророк говорит о правителях страны. Ненавидя добро и предпочитая зло, они несут свою вину за притеснение бедных. Поэтому Бог не услышит их. Пророки вводят народ в заблуждение, говоря то, что представляет для них самих материальную выгоду. Придет время, когда лжепророки, прозорливцы и чародеи будут посрамлены за свою неспособность получить ответ от Господа. Михей же, напротив, исполнен Духом Божьим. Он обличает своих современников и предупреждает о грядущем суде Божьем: судьи берут взятки и священники учат за плату; несправедливость царит всюду; за все это Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим превратится в груду развалин (З.1-12).
Эта участь ужасна и неизбежна; но Михей далее говорит о восстановлении Сиона в последние дни. С этой горы, осужденной за грехи Иудеи, выйдет закон для всех народов. Сион будет столицей не только Иудеи, но и всех народов. Праведный суд восторжествует, мечи и копья будут перекованы в орудия земледелия. Воцарится вселенский мир, и Израиль будет безопасен, и никто не будет устрашать его (4:1-5). Остаток Израиля, хотя и рассеянный повсюду между другими народами, услышит весть утешения и получит надежду на восстановление. Бог избавит их от вавилонского плена(Это было весьма примечательным предсказанием, поскольку во времена Михея Ассирия пребывала в зените своего могущества под управлением таких царей, как Тиглатпалассар III, Салманассар V, Саргон П. 0 расцвете Нововавилонского царства никто не мог и помышлять — это было откровение от Бога). Несмотря на сопротивление многих народов, Сион будет восстановлен (4:6—5:1).
Надежда на славное будущее Сиона связана с приходом Владыки, Который родится в Вифлееме (5:2-9). Он должен быть Пастырем и Царем народа(См. Мих. 2:11-12). Как Пастырь, Он соберет Свой народ из стран изгнания и будет нежно заботиться о нем; как Царь, Он проявит силу и могущество, когда соберет Израиль и будет обеспечивать его безопасность. Михей заверяет своих современников, что они будут избавлены от нашествия ассирийцев, когда те придут в Иудею.
В день, когда Израиль будет так безопасно утвержден, кони, колесницы и все средства обороны будут уничтожены. Всякого рода чародейство и колдовство и все виды идолопоклонства тоже будут удалены, ибо Израиль не будет более полагаться на них. В день отмщения и гнева Господь совершит суд над всеми народами, виновными в непослушании (5:10-15).
В настоящее же время, говорит Михей, у Бога идет суд с народом Его (6:1 и ел.). Не избавил ли Бог его из Египта и не являл ли ему постоянно чудеса Свои, спасая его? Он вывел его из земли рабства и затем защищал, дабы он познал праведные дела Господни, совершенные ради него. Какое у него может быть извинение за его пренебрежение Богом?
Возникает вопрос: как может человек угодить Богу? Приятно ли Ему множество приношений и всесожжении — или даже жертвы человеческие (6:6-7)? Конечно, нет: они не могут служить заменой справедливости, делам любви и милосердия и смиренному послушанию Богу(Михей отвергает жертвы вместо послушания. Ср. с Исх. 19:1-5, где Бог требует послушания в союзе Завета с Ним. Жертва, приносимая с послушным и сокрушенным сердцем, принимается — Пс. 50:18-21).
Что видит Михей у своих современников? Греховные сделки, безнравственное поведение, идолопоклонство, ненависть, взяточничество, распри, обман, нечестность, лукавство, кровопролитие и многое другое — страна погрязла в грехах. Напрасно Михей ищет правдивых и милосердных израильтян. Он остро сознает, что никакое множество жертв не может в достаточной мере заменить праведности.
Пророк обращается к Богу с ходатайственной молитвой (7:7-20). Он знает, что Бог совершит суд над грешным народом, и в этот период страданий Израиль подвергнется поношению со стороны врагов. Но Михею известно также обетование восстановления, в котором он находит утешение и надежду. Придет день, когда враг постыдится, что говорил когда-то: «Где Господь Бог Израиля?» Как Бог избавил Израиль от Египта, так соберет он его опять из всех народов, чтобы утвердить его прочно на его собственной земле. В тот день народы обратятся к Богу с трепетом и благоговением.
Михей заканчивает свою молитву хвалой Господу. В милости Своей Бог простит им грехи и восстановит Свой народ. Потому пророк и восклицает: «Кто Бог, как Ты?»
Софония: день гнева и благословения (1:1—3:20)
После смерти Езекии поклонение истинному Богу в Иудее не только пришло в упадок, но было полностью вытеснено идолопоклонством. Манассия воздвиг жертвенники Ваалу, сделал истукана Астарты и поклонялся воинству небесному; языческие обряды совершались в самом храме(4 Цар. 21:1-18 и 2 Пар. 33:1-20). Принося, по языческому обычаю, в жертву своих сыновей и проливая невинную кровь в Иерусалиме, Манассия ввел свой народ в такой грех, что Иудея сделалась хуже, чем те народы, которых Бог изгнал из ланаана в прошлые времена.
Голос пророка Исайи был вскоре заглушён. Умер ли он естественной смертью или был замучен по приказу Ма-нассии, об этом Библия умалчивает. Ветхий Завет не называет имен пророков, которые подняли свой голос против этого нечестивого царя Иудеи(Ср. с 4 Цар. 21:10-11). Так или иначе, грех Иудеи было столь велик, что обещанный суд не мог не состояться; при всем этом царь упорствовал, как бы испытывая терпение Бога.
Суд Божий разразился над Манассией: он был уведен в Вавилон ассирийцами. Там он покаялся и со временем был восстановлен на престоле в Иерусалиме. Трудно определить, насколько больших успехов достиг он в исправлении нанесенного им вреда до конца своего царствования. Его сын Амон встал на прежний путь своего отца и таким образом увеличил вину. Менее чем через два года его царствование внезапно прервалось: он был убит (около 740 г. до Р. X.).
Наследник престола Иосия провел религиозные реформы в Иудее, пока Ашурбанипал, царь Ассирии, был занят подавлением вавилонского восстания. Со смертью этого царя (около 633 г. до Р. X.) брожение в разных частях Плодородного Полумесяца перешло в открытый бунт; это дало Иосии возможность избавить Иудею от ассирийского влияния. Преждевременная смерть Иосии в 609 году внезапно изменила политическую ситуацию в Иудее.
Пророческое служение Софонии связано со временем Иосии (1:1). Другие данные отсутствуют, однако весьма вероятно, что он был деятельным пророком еще до того, как Иосия приступил к реформам(В наше время большинство ученых датирует Софонию временем Иосии — до 621 г. до Р. X). Софония, будучи, очевидно, потомком Езекии, возможно, воспитывался под влиянием тех же учителей, которые наставляли и направляли Ио-сию в начале его жизни. Есть основания полагать, что этот пророк участвовал в реформах Иосии. Знакомство Софонии с Иерусалимом позволяет думать, что он был жителем столицы Иудеи.
Подобно громогласной трубе, Софония возвышает свой голос, чтобы встряхнуть равнодушных жителей Иудеи. День Господень приближается. Это день суда. Скорее всего, Софонии были известны предсказания об участи Иерусалима, произнесенные Амосом, Исайей и другими пророками до него. Прошло более 50 лет с тех пор, как Исайя совершенно ясно предупреждал Езекию, что его потомки и все богатства Иерусалима будут отправлены в Вавилон. Перед нависшей угрозой гибели пророк не только говорит о ближайшем будущем, но и напоминает, что окончательный итог будет подведен в день Господень. Пророк ясно говорит о суде, который затронет весь мир.
Вот план книги пророка Софонии:
I. Неминуемая гибель Иерусалима 1:1-18
II. Масштабы Божьего суда 2:1—3:8
III. Восстановление и благословение 3:9-20
Софония бесстрашно начинает свое пророческое служение провозглашением дня окончательного суда над нечестивыми (1:2-3). В тот день люди и скот будут истреблены с лица земли.
Пророк заявляет своим современникам, что Иерусалим ожидает разрушение. Поклонение Ваалу будет уничтожено. Со всей серьезностью он предлагает своему народу в смирении принять Божий суд, который ожидает его. Он говорит о том, что Господь приготовил «жертвенное заклание» вождей Иудеи, ответственных за обман и насилие. Это наказание коснется всех тех, кто пренебрегает Богом и презирает Его закон(Ср. с Втор. 28:29, 52). Ни Иерусалим, ни вся земля не избегнут суда в день Божьего гнева (1:17-18).
Софония умоляет свой народ стремиться к праведности и смирению прежде, чем наступит день гнева (2:1-2). Само по себе это предупреждение является знаком милости, дающим народу еще одну возможность обратиться к Богу в раскаянии.
Пророк разворачивает широкую панораму Божьих судов над городами Филистимии. За злорадство по отношению к Иудее Моав и Аммон постигнет участь Содома и Го-морры. Эфиопия тоже стоит на грани уничтожения. Даже гордый ассирийский город Ниневия вскоре превратится в груду развалин и будет местом жительства диких зверей. Но самым страшным будет суд над Иерусалимом (3:1-8). Вместо того чтобы уповать на Бога, начальники, судьи, пророки и священники ввели народ в заблуждение. Зная Божье решение поглотить все народы гневом Своей ревности, Софония еще раз пытается пробудить Иерусалим в надежде отвратить неминуемый Божий суд.
На этом мрачном фоне Софония выражает надежды на восстановление. Придет время, когда народы далеких стран будут призывать имя Господне, когда гордые и надменные будут изгнаны из Иерусалима. Смиренные и кроткие вместе с остатком Израиля будут обитать в мире и безопасности под властью Господа, их Царя. Восторжествовав над всеми своими врагами, Израиль насладится обилием Божьих благословений на своей родной земле, где будут царить праведность и мир.
Этот материал еще не обсуждался.