Самуэль Шульц
Ветхий Завет говорит
Глава 9 РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО
Введение
Два царства, возникшие после смерти Соломона, обычно принято называть Северным и Южным. Последнее представляло собой меньшее государство, управляемое из Иерусалима династией Давида до 586 года до Р. X. Оно состояло из колен Иуды и Вениамина, которые поддержали Ровоама (сына Соломона) войском, когда остальные отколовшиеся колена восстали против гнета Соломона и его сына (3 Цар. 12:21). Северное царство состояло из отколовшихся колен, избравших царем над собою Иеровоама. Столицами этого царства, просуществовавшего до 722 года до Р. X., были последовательно Сихем, Фирца и Самария.
Обычно в Библии эти два царства называются Израиль и Иудея. Первое название относится к Северному царству, а второе к Южному. Первоначально имя Израиль было дано Иакову (Быт. 32:22-32). Еще при его жизни оно уже применялось к его сыновьям (Быт. 44:7) и с тех пор ко всем потомкам Иакова — израильтянам. Со времен патриархов до захвата Ханаана слово Израиль означало весь еврейский народ. Таков был смысл этого названия и при царях Давиде и Соломоне, несмотря на то что в начале царствования Давида северные колена были некоторое время независимыми.
Колено Иуды, занимавшее стратегически важную территорию и обладавшее исключительной мощью, достигло выдающегося положения при Сауле (ср. 1 Цар, 11:8 и ел.). После разделения в 941 году до Р. X. название Иудея означало Южное царство, которое сохраняло свою верность династии Давида. Названия «Израиль» и «Иудея» в этой книге будут относиться соответственно к Северному и Южному царствам, за исключением особо оговоренных случаев(Название «Израиль» применяется в Писании также и к сохранившему верность остатку народа Божьего. Следовательно, употребление этого термина в Библии следует всегда рассматривать в контексте).
Северное царство еще иногда называется Ефрем. Хотя это имя было первоначально дано одному из сыновей Иосифа (Быт. 41:52), оно определенно означает ведущее из отделившихся колен. Будучи расположено к северу от Вениамина и Иуды, колено Ефрема постоянно соперничало с Иудеей и часто воспринималось как все Северное царство (ср. книги пророков Исайи и Осии).
Хронология
Это первый период в ветхозаветной истории, когда можно с известной степенью точности датировать все важнейшие события. Светская история, основываясь на археологических раскопках, дает нам список имен правителей на протяжении всей истории Ассирии с 891 до 648 года до Р. X. Выдающийся ученый Птоломей (около 70-161 гг. от Р. X.) составил хронологическую таблицу с именами царей Вавилона и Персии от Набонассара (747 г. до Р. X.) до Дария III (332 г. до Р .X.). Кроме того, он перечисляет греческих правителей Александра и Филиппа, правителей Египта из династии Птолемеев и римских правителей вплоть до 161 года от Р. X. Будучи астрономом, географом, историком и хронологом, Птоломей дает бесценную информацию. Наиболее ценным для современных историков является его астрономический материал, с помощью которого удалось во многом проверить точность его данных, так что «канон Птоломея может быть использован как историческое руководство с полной уверенностью» (Э. Р. Тиле).
Два значительных факта являются связующими звеньями между историей Ассирии и библейским описанием царствования четырех северных царей в период разделенного царства. Ассирийские надписи указывают, что израильский царь Ахав принимал участие в Каркарской битве против Салманассара III в 853 году до Р. X. А Ииуй, тоже израильский царь, платил дань тому же Салманассару III в 841 году до Р. X. Соотнося библейские данные о сроках правления израильских царей Охозии и Иорама (не путать с их современниками Иорамом и Охозией, царями иудейскими) с этим двенадцатилетним периодом истории Ассирии, Тиле предложил ключ к правильному истолкованию хронологии(Если Охозия и Иорам царствовали в этот период то последний год правления Аха-ва неизбежно приходится на 853 г. до Р. X., а воцарение Ииуя — на 841 г. до Р. X.). Основываясь на доказанной точности этих двух дат в синхронном изложении ассирийской и древнеизраильской истории, он предложил схему абсолютной хронологии всего периода от разделения царства до падения Иерусалима. Эта схема служит практическим ключом, позволяющим точно датировать библейские события по многочисленным хронологическим ссылкам в книгах Царств и Паралипоменон.
При возможном отклонении на один год в ту или другую сторону конец Израиля (падение Самарии) и Иудеи (падение Иерусалима) можно датировать 722 и 586 годом до Р. X. Битву при Каркаре можно датировать 853 годом до Р. X. Датировка начала обоих царств колеблется более значительно.
Простое сложение лет, приходящихся на правления всех иудейских царей этого периода, дает цифру почти в 400 лет. На основании такого подсчета многие ученые, как, например, Хейлз, Опперт, Грац, Ашер и Малер, датировали распад царства Соломона периодом от 990 до 953 года до Р. X. Самой распространенной является дата Ашера, принятая Эдерсгеймом и указанная в примечаниях многих изданий Библии в XIX веке. Недавние археологические открытия, связанные с данным периодом истории Ближнего Востока, пролили свет на многие места Библии и вызвали необходимость их нового истолкования.
Период разделенного царства занял по времени приблизительно три с половиной века. На основании ассирийской хронологии и современной истории Ближнего Востока Олм-стед, Киттель, Олбрайт и другие ученые датируют начало этого периода в пределах 937-922 годов до Р. X. Датой разделения царства, наиболее широко принятой в современной литературе о Ветхом Завете, является 922 год до Р. X.
Самый тщательный разбор хронологии периода разделенного царства приводится в книге Э. Р. Тиле «Таинственные числа древнееврейских царей». С помощью подробного анализа как статистических данных Библии, так и современной истории, он пришел к заключению, что 931 год до Р. X. является наиболее приемлемой датой начала этого периода. В то время как множество хронологий допускали, что дошедшие до нас тексты книг Царств и Паралипоменон содержат много ошибок, Тиле исходит из предпосылки о достоверности текста. При таком подходе число хронологических ссылок, остающихся проблематичными в свете нашего понимания этого периода, значительно меньше, чем число текстовых проблем, которые появляются в результате предположения об ошибочности древнееврейского текста. Хотя неразрешенные проблемы остаются и в хронологии Тиле, она все равно кажется наиболее приемлемой и законченной интерпретацией данных Писания и современных этому периоду исторических фактов, известных нам в настоящее время. Если 959 год до Р. X. подтвердится как год освящения храма Соломона, потребуется новое толкование части этой хронологии. Пока что эта дата принимается с высокой степенью вероятности. Во всем анализе периода разделенного царства в нашей книге принята хронология Тиле (всякое отклонение указывается).
Некоторые фундаментальные факторы, имеющие отношение к анализу хронологических данных этого периода, заслуживают краткого рассмотрения. В Иудее от начала и до времени Иорама (около 850 г. до Р. X.) при подсчете продолжительности правления применялась система отсчета времени от восшествия на престол. Иорам принял систему подсчета полных и неполных лет царствования, применявшуюся в Израиле со дней Иеровоама I(При системе полных и неполных лет царствования первый календарный год правления царя считался за один год, даже если в реальности он продолжался лишь месяц). В правление Иоаса и Амасии (около 800 г. до Р. X.) оба царства перешли к системе отсчета времени от восшествия на престол(Система полных и неполных лет царствования была принята в Египте. Тиле связывает переход к системе отсчета лет от восшествия на престол с растущим ассирийским влиянием).
При установлении хронологии этого периода должны учитываться периоды совместного правления. Иногда годы, когда отец царствовал вместе с сыном, приписывались обоим царям при подсчете продолжительности их царствования.
Важные даты
Для правильного понимания любого исторического периода необходимо располагать определенным числом точных дат. Тремя наиболее важными событиями периода разделенного царства были:
931 г. до Р. X. — Разделение царства
722 г. до Р. X. — Падение Самарии
586 г. до Р. X. — Падение Иерусалима
Попробуем обойтись без всеобъемлющих таблиц с перечислением правителей и дат их правления; нам будет достаточно построить хронологический каркас истории этих столетий. Развитие событий в Северном царстве укладывается в следующую хронологическую схему:
931 г. до Р. X. — Династия Иеровоама I
909 г. до Р. X. — Династия Ваасы
885 г. до Р. X. — Династия Амврия
841 г. до Р. X. — Династия Ииуя
752 г. до Р. X. — Последние цари
722 г. до Р. X. — Падение Самарии
Все цари, пророки и важные события могут быть приблизительно датированы с помощью этой хронологической схемы(Знакомство с развитием исторических событий в течение эпохи разделенного царства чрезвычайно важно для правильного понимания пророческих книг Ветхого Завета. Кроме того, существенную роль в истории Израиля играли многие другие пророки, не написавшие собственных книг, но упоминаемые в исторических книгах Ветхого Завета). Происходившие в это время события в Южном царстве можно датировать с помощью подобной же схемы. Упрощенная, но тем не менее «годная к употреблению» хронология получится, если мы добавим к предыдущей таблице четырех выдающихся царей Иудеи в надлежащем порядке и еще одну дату:
931 г. до Р. X. — Династия Иеровоама I Ровоам
909 г. до Р. X. — Династия Ваасы
885 г. до Р. X. — Династия Амврия Иосафат
841 г. до Р. X. — Династия Ииуя
752 г. до Р. X. — Последние цари
722 г. до Р. X. — Падение Самарии Езекия
640 г. до Р. X. - Иосия
586 г. до Р. X. — Падение Иерусалима
Используя предлагаемые даты, мы в значительной мере решаем хронологические вопросы в библейском повествовании. Можно последовательно датировать правление каждого царя, однако эти даты не столь важны для понимания общего хода событий. Для обзора вполне достаточно вышеприведенных дат.
Библейское повествование
Главным источником информации о периоде разделенного царства служат 3 Цар. 11:1 — 4 Цар. 25:30 и 2 Пар. 10:1 — 36:23. Дополнительный материал можно найти в книгах пророков Исайи и Иеремии и у других пророков, отражающих культуру этого периода.
Последовательное описание истории Северного царства мы находим только в 3 Цар. 12:1 — 4 Цар. 17:41. В это описание вплетены также события из истории Южного царства. После прекращения существования Северного царства в 722 году до Р. X. автор книг Царств продолжает свое повествование о Южном царстве в 4 Цар. 18:1—25:30 вплоть до падения Иерусалима в 586 году до Р. X. Параллельное повествование о Южном царстве от 931 до 586 года до Р. X. ведется во 2 Пар. 10:1—36:23, где автор заканчивает повествование упоминанием об освобождении из плена при Кире (538 г. до Р. X.). Книги Паралипоменон дополняют историю Северного царства, данную в книгах Царств, лишь постольку, поскольку она имеет отношение к Южному царству.
В каждом царстве было приблизительно двадцать правителей; поэтому необходимо проанализировать их историю и составить простой план, чтобы избежать путаницы. Запоминание наизусть двух списков царей скорее препятствует, а не помогает понять этот период, столь важный для понимания и изучения пророчеств Ветхого Завета. Поскольку в Северном царстве было много правящих семей в отличие от только одной правящей династии в Иудее, мы предлагаем простой план, основанный на правящих династиях Израиля. Его можно использоваться как удобную «систему координат» для связи с другими именами и событиями. Предлагаем вашему вниманию следующую таблицу:
Израиль |
Текст 3—4 Царств |
Иуда |
Династия Иеровоама |
3 Цар. 12-15 |
Ровоам Авия |
Династия Ваасы |
ЗЦар. 15-16 |
Аса |
Династия Амврия |
3 Цар. 16-22 |
Иосафат |
|
4 Цар. 1-9 |
Иорам Охозия |
Династия Ииуя |
4 Цар. 10-15 |
Гофолия Иоас Амасия Озия |
Последние цари |
4 Цар. 15-17 |
Иоафам Ахаз |
|
4 Цар. 18-25 |
от Езекии до Седекии |
Поскольку Израиль перестал существовать как независимое государство и стал провинцией Ассирии, последняя часть 4 книги Царств посвящена Южному царству.
Подробный план библейского повествования о периоде разделенного царства, основанный на данных книг Царств и Паралипоменон, приводится ниже:
Иеровоам 3 Цар. 12:25-14:20 |
Ровоам 3 Цар. 12:1-24 2 Пар. 10:1-12:16 |
|
|
||
|
Авия 3 Цар. 15:1-8 2 Пар. 13:1-22 |
|
|
||
|
||
Нават 3 Цар. 15:25-31 |
|
|
Аса 3 Цар. 15:9-24 2 Пар. 14:1-16:14 |
||
|
||
|
||
Вааса |
|
|
3 Цар. 15:32-16:7 |
|
|
Ила |
|
|
3 Цар. 16:8-14 |
|
|
Замврий |
|
|
3 Цар. 16:15-20 |
|
|
Амврий |
|
|
3 Цар. 16:21-28 |
|
|
Ахав |
Иосафат 3 Цар. 22:41-50 2 Пар. 17:1-20:37 |
|
3 Цар. 16:29-22:40 |
||
|
||
Охозия |
|
|
3 Цар. 22:51-53 |
|
|
4 Цар. 1:1-18 |
|
|
Иорам |
Иорам 4 Цар. 8:16-24 2 Пар. 21:1-20 |
|
4 Цар. 1:19-8:15 |
||
|
||
|
Охозия 4 Цар. 8:25-29 2 Пар. 22:1-9 |
|
|
||
4 Цар. 9:1-37 |
||
Ииуй |
Гофолия 4 Цар. 11:1-21 2 Пар. 22:10-23:21 |
|
4 Цар. 10:1-36 |
||
|
||
Иоахаз |
Иоас (Иеоас) 4 Цар. 12:1-21 2 Пар. 24:2-27 |
|
4 Цар. 13:1-9 |
||
|
||
Иоас (Иеоас) |
Амасия 4 Цар. 14:1-22 2 Пар. 25:1-28 |
|
4 Цар. 13:10-24 |
||
|
||
Иеровоам II |
Озия (Азария) 4 Цар. 15:1-7 2 Пар. 26:1-23 |
|
4 Цар. 14:23-29 |
||
|
||
Захария |
|
|
4 Цар. 15:8-12 |
|
|
Селлум |
|
|
4 Цар. 15:13-15 |
|
|
Менаим |
|
|
4 Цар. 15:16-22 |
|
|
Факия |
|
|
4 Цар. 15:23-26 |
|
|
Факей |
|
|
4 Цар. 15:27-31 |
Иоафам 4 Цар. 15:32-38 2 Пар. 27:1-9 |
|
|
||
Осия 4 Цар. 17:1-41 |
||
Ахаз 4 Цар. 16:1-20 2 Пар. 28:1-27 |
||
|
||
|
||
|
Езекия 4 Цар. 18:1-20:21 2 Пар. 29:1-32:33 |
|
|
||
|
||
|
Манассия 4 Цар. 21:1-18 2 Пар. 33:1-20
|
|
|
Аммон 4 Цар. 21:19-26 2 Пар. 33:21-25
|
|
|
Иосия 4 Цар. 22:1-23:30 2 Пар. 34:1-35:27
|
|
|
Иоахаз 4 Цар. 23:31-34 2 Пар. 36:1-4
|
|
|
Иоаким (Елиаким) 4 Цар. 23:35-24:7 2 Пар. 36:5-8
|
Иехония (Иехоахин) 4 Цар. 24:8-17 2 Пар. 36:9-10
Седекия 4 Цар. 24:18-25:7 2 Пар. 36:11-21
Плен и возвращение 4 Цар. 25:8-30 2 Пар. 36:22-23
Сопутствующие события
Введение
Международные отношения периода разделения царства Соломона играют весьма важную роль, так как два царства, на которые оно распалось, попали в конце концов под власть чужеземных держав. Занимая стратегические положения в Плодородном Полумесяце между Египтом и Месопотамией, они не могли избежать давления со стороны различных стран, ставших великими державами в этот период. Следовательно, для правильного понимания библейской истории следует уделить внимание этим державам.
Арамейское царство (Сирия)
Арамейское царство со столицей в Дамаске более известно под названием Сирии. Около двух столетий оно пользовалось международным влиянием и процветало в ущерб Израилю. В свое время Давид, победив Адраазара, сувского правителя, и установив дружеские отношения с Фоем, царем Емафа, расширил свое царство. Соломон же раздвинул свои границы на 160 км дальше Дамаска и Сувы, захватив Емаф на Оронте и построив города-хранилища в этих районах. В ослабленном и урезанном Арамейском царстве воцарился Разон, который был молодым офицером при Адраазаре в Суве еще до того, как Давид нанес ему поражение. Бунт при Ровоаме предоставил Разону возможность захватить Дамаск и заложить основание для возвышения Арамейского (или Сирийского) царства. В течение последующих двухсот лет Сирия боролась за господство над спорными сирийско-палестинскими территориями.
Война между царем Иудеи Асой и царем Северного царства Ваасой дала Сирии возможность превратиться под руководством Венадада I к концу IX века до Р. X. в самое могущественное государство в Ханаане. Когда Вааса начал укреплять пограничный город Раму всего в 8 км от Иерусалима, Аса послал сокровища Иерусалимского храма к Венададу в качестве взятки, чтобы заключить с ним союз против Северного царства. Своей ближайшей цели Аса достиг — ему удалось устранить военное давление со стороны Ваасы. Но в итоге Сирия получила реальное военное преимущество над обоими соперниками, так что оба израильских царства со временем оказались под угрозой нашествия с севера. Захватив некоторые северные территории Израиля, Венадад смог взять под свой контроль караванные пути в Финикию, принесшие несметные богатства Дамаску и тем самым укрепившие Сирийское царство.
Роль Сирии как ведущей военной и торговой державы в регионе стала постепенно ослабевать, когда в Северном царстве к власти пришла династия Амврия в 885 году до Р. X. Амврий лишил Сирию монополии на торговлю с Финикией, вступив в дружеские отношения с Ефваалом, сидонским царем. Эта дружба была закреплена браком между сыном Амврия Ахавом и дочерью Ефваала Иезавелью. Во время царствования Ахава еще одним сдерживающим фактором для Сирии было возрастающее могущество Ассирийского царства у ее восточных границ. Ассурназирпал II, царь Ассирии, до поры до времени обходил Сирию с севера, стремясь достичь средиземноморского побережья. Тем временем противоборство Ахава и Венадада II периодически обострялось, пока, наконец, они не достигли равновесия сил. В 853 году до Р. X. Ахав и Венадад объединили свои войска против ассирийского царя Салманассара III в знаменитой битве при Кар каре в долине Оронта к северу от Емафа(Венадад — библейское имя сирийского царя, правившего в период примерно 900-843 гг. до Р. X.; оно может относиться к двум правителям, носившим одно и то же имя. В этом случае Венадад II начал править около 860 г. до Р. X. Некоторые ученые полагают, что в течение этих 57 лет правил один царь). Хотя Салманассар III объявил о своей великой победе, историки считают, что это была одна из тех битв, в которых не побеждает ни одна сторона. Во всяком случае, ассирийский царь не мог продвинуться ни к Емафу, ни к Дамаску в течение нескольких лет. Через три года после этого временное перемирие между Сирией и Ефремом кончилось. Ахав пожелал вернуть Израилю Рамоф Галаадский, захваченный сирийцами, и, не вняв предупреждению пророка Михея, затеял сражение, в котором и погиб. Венадад продолжал воевать с северными израильскими коленами. С царем Иора-мом он, видимо, уже не заключал союзов, как с его отцом Ахавом, когда Ассирия возобновила свои нападения на Сирию. После смерти Венадада (около 843 г. до Р. X.) Сирия подверглась натиску ассирийских захватчиков и не пользовалась поддержкой Северного царства.
Следующий арамейский правитель, Азаил, силой захватил престол и стал одним из самых могущественных царей Ближнего Востока. Он стремился распространить владычество Сирии на Палестину. Но до определенного времени ему приходилось в одиночку, без поддержки каких-либо союзников, сдерживать напор ассирийского царя Салманассара III. А новый царь Израиля Ииуй уже покорился ассирийскому владыке и платил ему дань. Через несколько лет, как только ассирийцы отступили, Азаилу удалось расширить свое царство за счет владений Ииуя: он отторг от Северного царства значительную территорию. После 814 года до Р. X. власть царя Израиля была настолько ослаблена, что войска Азаила прошли через земли, над которыми тогда царствовал Иоахаз, и захватили Филистимскую равнину, разрушили Геф и наложили дань на царя Иудеи в Иерусалиме.
Сын Азаила Венадад III (около 801 г. до Р. X.) не смог сохранить царство, основанное его отцом. Ассирийский царь Ададнирари III, сын могущественной царицы Шамура-мат (знаменитой Семирамиды, обладательницы одного из «семи чудес света» — легендарных висячих садов), покорив Дамаск, взимал с него тяжелую дань в течение нескольких последних лет правления Венадада III. Кроме этого, ему постоянно угрожали с севера враждебно настроенные независимые от него арамейские государства. Это вынуждало Венадада III пассивно наблюдать, как, пользуясь продолжающимся давлением Ассирии на Дамаск, израильский царь Иоаз отбирал назад многочисленные территории, захваченные Азаилом. В дни Иеровоама II (793-753 гг. до Р. X.) Сирия потеряла даже Дамаск и подходы к Емафу, так что северная граница стала такой, какой была при Давиде и Соломоне (2 Цар. 8:5-11).
Дамаск еще раз получил возможность заявить о себе, когда могущественный Иеровоам II умер (753 г. до Р. X.). Ре-цин (около 750-732 гг. до Р. X.), последний арамейский царь в Дамаске, возвратил Сирии ее независимость. Но с восхождением на ассирийский престол Тиглатпалассара III (745 г. до Р. X.) как Сирия, так и Израиль подверглись вторжению и обложению тяжелой данью. Пока ассирийский царь воевал в Армении (737-735 гг. до Р. X.), Рецин и Факей заключили союз, отказавшись от уплаты дани. Едом и Филистимия присоединились к Сирии и Израилю в этом антиассирийском союзе. А царь Иудеи Ахаз посылал дань Тиглатпалассару, заверяя его в своей верности. Поверив его заверениям, тот двинулся в поход на Филистимию, вошел в контакт с Ахазом и к 732 году захватил Дамаск. Самарии повезло больше: Факея сменил Осия, который добровольно платил дань ассирийскому царю. Последний сирийский царь Рецин погиб вместе со столицей своего царства. Жители Дамаска были выселены, город разрушен, и Сирийское царство окончательно прекратило существовать.
Великая Ассирийская империя
Ассирия расположена на северо-востоке Плодородного Полумесяца; это полоса шириной около 300 км, которая простирается примерно на 500 км вдоль реки Тигр. Название, вероятно, происходит от народного божества Ассура (Ашшура), в честь которого был назван один из главных городов. Имя этого божества входит составной частью в имена многих ассирийских царей. Ассирия оставила след в истории тем, что в период разделенного царства, на вершине своего могущества, она поглотила Сирию, Израиль, Иудею и даже Египет вплоть до Фив. В течение приблизительно двух с половиной столетий Ассирия оказывала огромное влияние на события в Ханаане и потому часто упоминается на страницах Библии.
Некоторые ученые прослеживают происхождение Ассирии до третьего тысячелетия до Р. X. Однако о ней имеется мало сведений до XIX века до Р. X., когда хозяйственное развитие в этой местности потребовало расширения торговых связей за пределы ее границ. Торговые интересы Ассирии распространялись, в основном, в направлении Малой Азии (тогдашней Хеттской Анатолии). В дни Шамши-Адада I (около 1748-1716) Ассирия переживала период расцвета, и Ассур был ее столицей. В течение нескольких столетий Ассирия пребывала в тени развившихся хеттских царств в Малой Азии и царства Митанни, господствовавших над районом верхнего течения Тигра и Евфрата.
На-исторической арене Ассирия впервые веско заявила о себе приблизительно в 1100 году до Р. X., в правление Тиг-латпалассара I (около 1114-1076). Согласно его летописи, он распространил свои владения на запад до Средиземного моря, победив более мелкие и слабые прибрежные царства. Вершиной его завоеваний была победа над вавилонским царем Мардук-Надинахом (завершившаяся гибелью последнего в бою) и завоевание Вавилонского царства. Однако в последующие два столетия могущество Ассирии поблекло. Среди стран Плодородного Полумесяца главенствующее положение занял Израиль при царях Давиде и Соломоне.
Начиная с IX века до Р. X. могущество Ассирии снова возрастает. Ассирийские списки имен правителей периода между 892 и 648 годом до Р. X. помогают установить взаимосвязь событий в Ассирии с событиями в Израиле, описанными в Библии. Ашшурнасирпал II (883-859 гг. до Р. X.) сделал своей столицей Калах. Накопив огромные военные силы, он начал продвигаться на запад, устрашая противящиеся ему народы своей безмерной жестокостью. После войн с арамейскими государствами и Арменией его поход в Сирию и Финикию оказался относительно мирным, вероятно потому, что побережье Средиземного моря интересовало его не в плане захвата территорий, а с целью расширения международных торговых связей. Зато при его сыне Салманассаре III (около 858-824 гг. до Р. X.) отношения с Сирией обострились настолько, что привели к серьезному сражению при Каркаре на реке Оронт в 853 году до Р. X. В военный союз, возглавляемый Венададом II Дамасским, израильский царь Ахав вступил с 2000 колесниц и 10 000 солдат, составившими крупнейшее в этом сражении войсковое соединение. Ничейный исход сражения позволил каждой стороне считать себя победителями. Однако Салманассар III избегал стычек с сирийцами в течение нескольких последующих лет. В 848 году и потом в 845 году до Р. X. Венадад II отразил еще два нападения ассирийцев, но об израильской помощи Сирии в то время нет упоминаний. Ииуй, завладевший престолом в Самарии в 841 году до Р. X., пресмыкался перед Салманассаром III, добровольно платя ему дань. Это поставило Азаила, нового царя в Дамаске, перед необходимостью самому противостоять агрессии Ассирии. Хотя Салманассар III представлял угрозу Сирии в течение нескольких лет при Азаиле, все же военно-политические интересы Ассирии были нацелены на более близкие районы. В походе 851-850 годов Салманассар III завоевал Вавилон, а после 837 года, подобно своему отцу Ашшурнасирпалу II, пытался покорить Армению и близлежащие к ней северные страны. Это дало Ханаану облегчение от давления со стороны ассирийцев на несколько десятилетий.
Почти столетие могучая Ассирия не заявляла о себе на международной арене. Шамши-Адад V (823-811 гг. до Р. X.) был занят подавлением восстаний в разных частях царства. Ададнирари III (810-783) напал на Дамаск в конце века и помог тем самым Израилю получить облегчение от гнета Сирии. Ададнирари захватил не только Дамаск. Гибкую торговую политику Салманассара III он заменил прямым захватом Финикии. Вавилонская империя также полностью подпала под власть Ассирии. Достигнутое им могущество Ассирийской державы успешно поддерживали и сохраняли Салманассар IV (782-773), Ашурдан III (772-755) и Ашурнира-ри V (754-745). Но они не были достаточно сильными, чтобы расширить пределы империи, как это удалось следующему правителю.
Тиглатпалассар III (745-727 гг. до Р. X.) был выдающимся воином, завоевавшим новые земли. В Вавилоне, где его признавали царем, его называли Фулом. Фулом он назван и в 4 Цар. 15:19; в некоторых других местах русского перевода Библии дается церковно-славянская транскрипция его имени — Феглаффелласар. Он довершил покорение Сирии и Финикии, а также впервые со времен Иисуса Навина осуществил почти полную оккупацию Палестины. При захвате новых земель на западе он вел политику разделения земли на подвластные провинции для осуществления более прочного контроля. Хотя это практиковалось и раньше, он был известен тем, что устрашал народы, производя замену больших групп людей в захваченном городе пленниками из других отдаленных мест. Это определенно служило раздроблению покоренных народов и снижало возможности возникновения мятежей. Это привело также к преобладанию единого языка: арамейский язык становится языком межнационального общения, а со временем и разговорным языком большинства народов Плодородного Полумесяца. В начале своего царствования Фул взимал дань с Менаима, царя израильского, и Рецина, царя дамасского. Поскольку Иудея представляла наиболее сильный народ в те времена в Ханаане, возможно, что Азария организовал коалицию сил для сопротивления ассирийцам. Можно предполагать, что его преемники Иоафам и Ахаз отражали попытки Сирии и Израиля войти в союз с ними, Едомом и Филистимией для противостояния Фулу. Вместо этого Ахаз заигрывал с Фулом, добиваясь его дружбы, на что ассирийцы ответили наступлением вплоть до Филистимии в 733 году до Р. X., завладев этой территорией и нанеся ущерб противостоящим народам. После ужасной осады великий город Дамаск пал, Рецин был убит, и Сирийское царство сдалось. Самария избежала захвата благодаря смене Факея Осией.
Салманассар V (727-722 гг. до Р. X.) продолжал политику своего отца. В дни Осии израильтяне стремились выйти из подчинения Ассирии. Салманассар V ответил вторжением в страну и в течение трех лет осаждал Самарию. В 722 году до Р. X. Саргон II, который был военачальником у Фула, захватил престол и основал новую династию в Ассирии. В летописях он утверждает, что захватил Самарию, хотя некоторые полагают, что в действительности ее захватил Салманассар V, а Саргон приписал это себе. Будучи на престоле с 721 до 705 года до Р. X., он использовал Ассур, Калах и Ниневию как столицы, но в конце концов построил свою личную резиденцию Дур-Шарукин. Она-то, обнаруженная археологами в окрестностях города Хорсабад неподалеку от древней Ниневии, и прославила великого ассирийского царя своими пышными дворцами и необыкновенно изощренной фантазией древних архитекторов и художников. Его кампания против Азота в 711 году до Р. X., возможно, и есть та, которая упоминается в Ис. 20:1. Царствование Саргона II прекратилось внезапно — он был убит в сражении.
Сеннахериб (в русском переводе Библии Сеннахирим — 704-681 гг. до Р. X.) прославил Ниневию тем, что сделал ее своей великой столицей, возведя вокруг нее стены от 12 до 15 м высотой; стена вдоль реки Тигр тянулась на 4 км. В своих летописях он перечисляет захват Сидона, Иоппии, 46 окруженных стенами городов Иудеи и свою безуспешную осаду Иерусалима в дни Езекии. В 681 году он был убит своими двумя сыновьями.
Сеннахериба сменил на престоле один из его младших сыновей, назначенный им преемником еще при жизни. Его имя Ассаргадон в русском переводе пишется Асардан (681-668 гг. до Р. X.). Хотя его отец был остановлен у границ Египта, Ассаргадону удалось взломать оборону могучего соперника и даже захватить Мемфис. Разрушенный отцом Вавилон он блестяще отстроил. Возможно, его внимание к Вавилону было вызвано тем, что его жена принадлежала к вавилонской знати. Еще Сеннахериб назначил правителем Вавилона Шамашумукина, но тот взбунтовался против следующего царя и своего брата Ашурбанипала и погиб в горящем дворце (648 г. до Р. X.) при подавлении мятежа. В правление Ассаргадона иудейский царь Манассия был уведен в плен в Вавилон (2 Пар. 33:10-13). Смерть настигла Ассаргадона во время похода его войск в Египет, однако он успел назначить в Египте местных администраторов, подчинявшихся ассирийским наместникам.
Во время правления Ашурбанипала (668 — около 630 г. до Р. X.) Ассирийская империя достигла зенита своего богатства и величия. В Египте он продвинул свои войска на 800 км вверх по течению Нила, захватив Фивы в 663 году до Р. X., однако был вынужден впоследствии уступить свои египетские владения Псамметиху I. Гражданская война с собственным братом, правителем Вавилона, закончилась захватом этого города в 648 году. Хотя как военачальник Ашурбани-пал был жесток и безжалостен, его больше всего помнят за его интерес к религии, наукам и литературе. Разослав писцов по всей Ассирии и Вавилонии для записи историй творения, потопа, древней истории и тому подобного, он собрал обширнейший материал по аккадской и вавилонской литературе и эпосу. По его повелению были составлены словари и учебники грамматики многих языков древнего мира. Собранная им библиотека в Ниневии была не только самой крупной в тогдашнем мире, но и самой значительной по художественной и научной ценности.
Прошло менее 30 лет после смерти Ашурбанипала, и Ассирийское царство, которое достигло огромного влияния во всем Плодородном Полумесяце, исчезло, чтобы никогда больше не возродиться. Три последующих правителя не смогли справиться с усилившимися Мидийским(Мидийское царство было основано Киаксаром в 633 г. до Р. X. Поддержанный ассирийским военачальником (и тогда уже царем Вавилона) Навополассаром, Киак-сар вступает с ним в союз. Он отдает в жены его сыну Навуходоносору II свою внучку Амитис, дочь своего сына и преемника на троне, чем не только закрепляет, но и продлевает на поколение союз между Мидией и Вавилоном) и Вавилонским царствами. Преемник Ашурбанипала, его сын, продержался на троне 4 года и был свергнут своим же военачальником. Того через несколько месяцев свергла партия другого сына Ашурбанипала, воцарив последнего. Его предал также собственный полководец — халдей Навополассар: будучи уже царем Вавилона, он обещал своему ассирийскому'покровителю военную помощь, но во время нападения мидийцев на Ниневию поддержал агрессоров, с которыми уже состоял в союзе. Ниневия пала в 612 году до Р. X. После сражений при Харране (609 г.) и Кархемисе (605 г.) прекратились последние попытки ассирийского сопротивления. Расширяясь к западу, Вавилонское царство(Обзор развития и расширения Вавилонского царства смотрите в главе 15 настоящей книги) поглотило Южное (Иудейское) царство и разрушило Иерусалим в 586 году до Р. X.
Этот материал еще не обсуждался.