15.06.2010
Скачать в других форматах:

Самуэль Шульц

Ветхий Завет говорит

Глава 22 ВРЕМЕНА ПРОЦВЕТАНИЯ

Введение

Царствование Иеровоама было для Израиля эпохой политической независимости, расширения и благосостояния. Дни угнетения и кровопролития прошли; начиная с 841 года до Р. X. династия Ииуя постепенно привела Северное царство к вершине экономического и политического престижа в первой половине VIII века. В этот первый неспокойный период правления Ииуя продолжал свое служение пророк Елисей.

На пути к престолу Ииуй пролил много крови. Не довольствуясь убийством царей Иудеи и Израиля, он истребил и всю царскую семью. Подстрекаемый стремлением к абсолютной власти, он организовал вероломное массовое убийство всех ревнителей Ваала, так как подозревал их в симпатиях к прежним правителям (смотрите главу 12 настоящей книги).

Успех Ииуя в борьбе за власть вскоре был омрачен осложнениями в международных отношениях. Страшная смерть Иезавели, конечно, не могла быть одобрена финикийскими правителями. Гофолия захватила власть и установила режим террора в Иерусалиме (напомним, что ее сын и царь Иудеи Охозия был убит во время переворота в Самарии). Моав восстал против Израиля. Из Дамаска свирепый Азаил наступал на юг, захватывая территории Израиля восточнее Иордана. Ииуй был беспомощным, слишком слабым, чтобы спасти жителей Галаада и Васана от сирийского гнета. Кроме того, он решил послать дань Салманассару III, чтобы отвратить неминуемую угрозу ассирийского нашествия(См. главы 12 и 13 настоящего издания для дальнейших рассуждений).

Азаил оказался самым лютым врагом Израиля. До тех пор, пока он правил Сирией, ни Ииуй, ни его преемники не имели покоя. Азаил не только вторгся в Васан и Галаад, но продвинулся на юг в Палестину. Более того, он угрожал захватом Иерусалима (4 Цар. 12:17). Сирийцы буквально взяли Израиль в клещи, не оставив ему никаких надежд на будущее. Соседние государства, по-видимому, пользовались беспомощным состоянием Израиля, совершая на него набеги (Ам. 1:6-12).

На рубеже веков со смертью Азаила у Израиля появилась надежда на облегчение. Ассирия одолевала Дамаск, а Израиль получил еще раз возможность выдвинуться на мировой арене. Вскоре Иоас собрал могучее войско и бросил вызов новому царю Сирии Венададу III, стремясь вернуть себе господство над бывшими израильскими территориями. В разгар успехов Иоаса умер Елисей, который с давних пор нес служение пророка в Израиле. Для Иоаса это было ударом.

Войско Иоаса было настолько многочисленным, что иудейский царь Амасия нанял у него 100 000 солдат для покорения Едома. Одержав победу в этом походе, Амасия возгордился: он возвратил израильские войска и послал Иоасу вызов, предлагая ему сразиться с иудейскими войсками. Амасия пропустил мимо ушей предупреждения Иоаса; тогда Иоас вторгся в Иудею, разрушил часть стены Иерусалима, разграбил дворец и храм и увел заложников в Самарию (4 Цар. 14:7-15). Иудея превратилась в вассала Израиля, Амасия был, по всей вероятности, заключен в темницу или, по крайней мере, свергнут с престола на долгое время.

Приблизительно в это время появился Иона(Иона жил в Гафхефере приблизительно в 5 км севернее Назарета). Его предсказание было актуальным и, несомненно, популярным. Он объявил, что Иеровоам вот-вот возвратит захваченные Азаи-лом территории. И действительно, прошло немного времени, и энергичное правление царя Иеровоама II (793-753 гг. до Р. X.) принесло свои плоды: военные успехи, территориальное расширение и экономическое благополучие. Под давлением Ададнирари III Сирия ослабела, и Иеровоам II возвратил прежние территории Израиля от Мертвого моря до «входа в Емаф» (перевал между Ливанскими горами и горой Ермон). В результате Иеровоам II стал владеть большей территорией, чем все его предшественники.

Расширялись торговые связи. Международная торговля процветала, как никогда раньше со времен Соломона. В эпоху экономического процветания и территориального расширения Самария укрепила свои оборонительные сооружения. Сирия стала буферным государством; поэтому Израиль в беспечности забыл об угрозе со стороны Ассирии. Хотя в Иудее появились признаки экономического и политического возрождения, она все же оставалась слабой и относительно пассивной все то время, пока Иеровоам II продолжал править в Самарии.

В эту эпоху процветания Израиля два пророка выступили на служение: Амос и Осия. Они оба пытались пробудить народ Израиля от духовной летаргии, но ни один не сумел отвратить народ от отступничества.

Иона послан в Ниневию (1:1—4:11)

Слово Ионы было популярным в Израиле; он предсказал, что Иеровоам вернет территории Израиля к востоку от реки Иордан (ранее этот район был захвачен сирийским царем Азаилом). Несомненно, исполнение этих слов сделало пророка популярным в родной стране. Нигде не сказано, что у него было слово предостережения или суда для своего народа (4 Цар. 14:25).

Иона был послан в Ниневию во время правления Ассур-дана III (773-756 гг. до Р. X.). Для Ассирии это было время военных и дипломатических неудач, голода и народных волнений. В 765 году на Ниневию обрушилась чума, а в 763 году произошло солнечное затмение. Благодаря этому Ниневия оказалась готова воспринять проповедь Ионы и покаяться.

Книга пророка Ионы повествует об одном эпизоде из жизни этого пророка; кроме этой книги, пророк упомянут в Ветхом Завете лишь в 4 Цар. 14:25. Эта книга отличается от других пророческих книг тем, что она уделяет основное внимание не пророчествам, а событиям из жизни пророка. Этим она похожа на повествования об Илии и Елисее из 3 и 4 Царств; кроме того, этот рассказ в чем-то похож на притчу и аллегорию. Однако это не аллегория и не притча. Это исторически достоверный рассказ о подлинном происшествии.

Из текста невозможно понять, написал ли его сам Иона или другой рассказчик. Некоторые детали рассказчик должен был узнать от Ионы, а также от моряков, которые знали, что произошло в то время, пока Иона спал. Возможно, весть о его спасении и путешествии в Ниневию стала достаточно широко известной и кто-то собрал материал, побеседовал с Ионой и написал книгу. Повествование много говорит о неправильных чувствах и действиях Ионы; поэтому вполне возможно, что книгу написал не он.

 

 

Предлагаем вашему вниманию следующий план:

I.

Непослушание Ионы

1:1-17

 

Божье поручение

1:1-2

 

Иона бежит

1:3

 

Явление могущества Божьего

1:4-17

II

Иона взывает к милости Божьей

2:1-10

 

Отчаяние Ионы

2:1-6

 

Его мольба и обещание

2:7-9

 

Избавление Ионы

2:10

III

. Иона в Ниневии

3:1-10

 

Бог снова призывает Иону в Ниневию

3:1-3а

 

Проповедь и покаяние

3:36-10

IV

, Горечь Ионы Бог преподает ему урок

4:1-11

 

Иона огорчен и молит о смерти

4:1-3

 

Ответ Бога

4:4

 

Предметный урок

4:5-9

 

Бог упрекает Иону

4:10-11

Иона был послан Богом в Ниневию. Это было неприятное поручение для израильтянина. В дни Ииуя Израиль платил дань ассирийскому царю Салманассару III. Ионе были хорошо известны страдания Сирии, которой недавно пришлось отражать нападения Ассирии. Зачем подвергать себя опасностям этой миссии? Возможно, уже тогда были известны зверства ассирийцев, терроризировавших позже многие народы под владычеством Тиглатпалассара III. С человеческой точки зрения, Ассирия была последним местом, куда пожелал бы отправиться с миссией израильтянин.

Иона двинулся в путь в противоположном направлении. В Иоппии он поднялся на корабль, отправляющийся в западный средиземноморский порт Фарсис. Это единственный известный нам случай непослушания призванных Богом пророков.

По пути корабль попал в шторм настолько свирепый, что моряки встревожилась, хотя бури им были не в новинку. Пока Иона спокойно спал в трюме, корабельщики уже бросали груз за борт и молили своих богов о помощи. Иону разбудили, и он присоединился к молитве. Бросанием жребия корабельщики определили, что Иона виновен в бедствии. Хотя и страшась Божьего гнева, они бросили его за борт. Шторм немедленно прекратился, и наступила полная тишина. Проблема корабельщиков была разрешена; сойдя на берег, они «принесли Господу жертвы, и дали обеты»

Что касается Ионы, то его проблемы только начинались. Он был проглочен громадной рыбой, которую Бог послал, чтобы спасти его от смерти(Это был не обязательно кит, но «громадная рыба» (Иона 2:1) или громадное морское чудовище (Мф. 12:40). В тексте Иона 2:1 на древнееврейском языке написано «даг гадоль» как и в большинстве переводов, «большая рыба». Слово «кит» переводчики использовали по аналогии с Мф. 12:40, где Иисус употребил слово «ketous», что означает «морское чудовище», но вовсе не обязательно кит. Современный случай, аналогичный случаю с Ионой, отмечается в сообщении Джона Амброза Уилсона, в котором описывается, как кашалот проглотил одного моряка вблизи Фолклендских островов, но тот был спасен через три дня, приведен в чувство и жил после этого долгое время в полном здравии.). Три дня и три ночи Иона был во чреве этого морского чудовища. Молясь Богу, он откровенно признавал, что Бог был милостив к нему, несмотря на его непослушание, — урок, который ему должно было усвоить прежде, чем он начнет проповедовать в Ниневии. Он пообещал исполнить данное ему поручение, как только будет избавлен. Тогда по велению свыше рыба выплюнула Иону на берег.

Господь снова повелел Ионе отправиться в Ниневию. На этот раз он двинулся на восток, в далекую Ассирию, почти за 1300 км от Израиля. Расположенная на восточном берегу Тигра, Ниневия была большим городом с обширными пригородами(«Ниневия, город великий» это значит, что она включала все пригороды. С 1100 г. до Р. X. Ниневия была одной из царских резиденций. После 722 г. Сар-гон II сделал ее своей столицей, и она продолжала быть главным городом Ассирии вплоть до падения в 612 г. до Р. X.). Тут Иона начал свою проповедь. Хотя этот народ был и грешным, и отнюдь не легковерным, он все же выслушал слово пророка: «Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена!» Не успел Иона начать свое странствие по стране, как народ уже откликнулся. Соблюдая пост и одевшись во вретище, люди обратились к Богу с верой. Как только весть об этом достигла дворца, царь также начал действовать. Сменив царское облачение на вретище, он сел на кучу пепла. Для жителей Ниневии он издал царский указ, в котором говорилось, что они должны оставить свои греховные пути и покаяться.

Иона был смущен при виде такого поголовного покаяния. К его великому удивлению, его миссия завершилась успехом. Но он испытал и разочарование: город не был разрушен — Бог пощадил его, явив милость в ответ на всеобщее покаяние жителей(Сравните с действиями Бога в прошлом. Бог заверил Авраама, что пощадит Содом и Гоморру ради десяти праведников, Быт. 18. Ср. также Исх. 32 и 3 Цар. 21:29, где Бог, по милости Своей, отсрочил наказание).

Иона исполнился гнева и отвращения, причиной которых был его национализм: он не мог примириться с тем, что Бог пощадил Ниневию. Бог спас его, когда его выбросили за борт, но теперь он просит Бога отнять у него жизнь(Ср. 3 Цар. 19:4; Иер. 20; Иов. 3.). «Иона думает так: «Хорошо, что Бог меня спас — ужасно, что Он спас и этот вражеский город». Он не желает жить в таком мире, где Господь прощает даже врагов Израиля», — отмечает Дуглас Стюарт.

Сперва Иона пошел на ближайшую возвышенность, откуда он мог обозревать город, предназначенный к разрушению. Как видно, 40 дней еще не прошло, так что он, возможно, все еще ожидал увидеть гибель Ниневии. Укрывшись в куще, Иона обрадовался, увидев, что Бог произрастил растение, и теперь оно давало ему тень в полдневный зной.

Но Ионе нужно было усвоить еще один урок. Вместо того чтобы увидеть гибель города, он увидел, как червь подточил растение, принесшее ему столько радости. Бог показал ему, что он гораздо больше заботится о своем благополучии, чем о жизни 120 000 невинных детей, еще не достигших совершеннолетия(Пуси оценивает приблизительное число жителей в Ниневии в 600 000). Для Бога обращение ассирийцев гораздо важнее, чем сохранение растения, от которого польза только одному человеку. К сожалению, даже после того, как Бог спас Иону и дал ему возможность выполнить свою миссию, тот так и не понял ту истину, что за столетия до него выразил в своем вопросе Авраам: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25; ср. также учение Иисуса Христа: Мф. 18:33, Лк. 15:11-31).

В книге Ионы не говорится, что было с ним потом. Вероятно, он возвратился к себе домой, и либо он сам, либо кто-то другой описал его путешествие в Ниневию(Предание о том, что Иона был погребен на холме Неби Юнус, который расположен на том месте, где была Ниневия (теперь на этом холме воздвигнута мечеть), лишено исторической почвы. Д. У. Робинсон в статье «Иона» полагает, что книга могла быть написана в Северном царстве самим Ионой до 721 г. до Р. X.).

Амос — пастух и пророк (1:1—9:15)

В последние годы правления Иеровоама Амос, первый пророк, записавший свои откровения, провозгласил Божье слово к Северному царству. Он пришел в Самарию из небольшого селения Фекоя, расположенного в 8 км южнее Вифлеема. Он зарабатывал на жизнь, пася овец и ухаживая за деревьями сикомор; возможно, что этим он зарабатывал себе на жизнь и тогда, когда приходил пророчествовать в Вефиль(Стюарт полагает, что наилучший перевод возражения Амоса священнику Амасии (Ам. 7:14) таков: «Я пророк, но я не профессиональный пророк». Амос подтверждает свое пророческое призвание, но отвергает намек на то, что пророчеством он добывает средства к существованию). Еще будучи пастухом в Фекое, Амос получил Божий призыв на пророческое служение. Этот призыв был настолько ясен, что, когда священник вефильский возмутился его словами, Амос не замолчал (7:10-17).

Слово Амоса косвенным образом свидетельствует о роскошной и легкой жизни Израиля при Иеровоаме(Ученые во всем мире соглашаются с тем, что служение Амоса приходится на время царствования Иеровоама II, которое закончилось, согласно Тиле, в 753 г. до Р. X. Олбрайт датирует царство Иеровоама приблизительно 786-746 гг. до Р. X. Последнее десятилетие царствования Иеровоама является вполне подходящей датой для служения Амоса. Бентцен датирует время Амоса приблизительно 760-750 гг. до Р. X). Торговля с Финикией, пошлины с караванов, проходящих через Израиль и Аравию, и расширение территории к северу за счет Сирии — все это наполняло закрома Иеровоама. Быстрый рост жизненного уровня богатых увеличил пропасть между классами. Повсюду господствовало социальное зло. Острым взором Амос наблюдал моральное разложение, угнетение бедных и бесстыдную роскошь и накопительство богачей. Простым, но сильным языком Амос смело порицал зло, которым была пропитана социальная, экономическая и политическая жизнь Израиля. Религиозные обряды не могли служить заменой праведности, без которой Израиль не мог избежать судов праведного Бога.

Как долго пророчествовал Амос? Поскольку он пришел из Иудеи во владения Иеровоама обличить богатую знать, можно предположить, что его служение терпели только очень короткое время. Что стало с Амосом после, когда Ама-сия донес на него Иеровоаму, не известно. Он мог быть заключен в темницу, изгнан или даже убит(P. X. Пфейффер полагает, что служение Амоса продолжалось несколько месяцев после того, как Амасия заявил, что «земля не может терпеть всех слов его» (Ам. 7:10).).

Ярко, великолепным литературным стилем Амос передает своим современникам слово от Господа. С классической простотой он описывает это грешное поколением. Вот краткий план книги Амоса:

I.   Пророчества против народов                           1:1—2:16

П. Бог обвиняет Израиль                                     3:1—6:14

Бог намерен наказать Свой избранный народ  ЗЛ-15

Суд над нераскаянным народом                       4:1-13

Плач о падении Израиля                                  5:1-17

В день Господень Израиль ожидает плен          5:18-27

Неизбежность Божьего суда                            6:1-14

III. Видения суда                                                  7:1—8:3

Саранча и огонь — Господь смилостивился      7:1-6

Отвес — Господь не смилостивился                  7:7-9

Столкновение Амоса и Амасии                        7:10-17

Корзина со спелыми плодами                          8:1-3

IV.  Израиль не избежит Божьего гнева               8:4—9:10

Приговор тем, кто наживается за счет бедных 8:4-14

Разрушение неизбежно — лишь остаток

спасется                                                            9:1-10

V.   Израиль будет восстановлен                           9:11-15

Обратите внимание, какой проповедью Амос начал свое служение. Смело провозгласив суд над окружающими народами, он привлек внимание израильтян. Тирада пророка, скорее всего, вызвала злорадство во многих жестоких сердцах.

Первым подлежал наказанию Дамаск. Безусловно, некоторые из стариков в Израиле помнили еще, какое бедствие принес им Азаил своим вторжением, захватом и пленом в дни Ииуя. Другие слушатели Амоса вспомнили о филистимлянах, которые продавали пленников в Едом. Тир занимался тем же. Идумеяне, которые были известны своей враждой и ненавистью к Израилю еще со времен Исава и Иакова, не могли избежать наказания. Жестокость аммонитян и коварные деяния моавитян тоже подлежали осуждению.

Когда израильтяне выслушивали едкие обвинения Амоса, они, несомненно, радовались, что суд Божий разразится над их греховными соседями. Эти язычники заслуживали наказания. Пока что Амос обошел Израиль, назвав только шесть окружавших его народов. Седьмым в списке было его собственное царство, Иудея. Возможно, жители Иерусалима гордились тем, что они хранители закона и у них храм Господа. Амос бесстрашно осудил их за непослушание и отвержение закона. Скорее всего, это было весьма приятно израильским националистам, которым претила религиозная гордость Иудеи.

Если бы Амос закончил свое слово на этом, он был бы, пожалуй, самым популярным пророком, но случилось иначе. Следующими в списке приговоренных были израильтяне, к которым он обращал свое слово.

Социальное зло, угнетение, безнравственность, нечистота — все это было в Израиле. Бог не мог не замечать такого зла в народе, с которым Он заключил завет и который Он избавил из Египта. Если другие народы заслуживали наказания, то тем более Израиль. Нет, они не могут скрыться от испытующего взора Господа.

Действительно, у Бога с Израилем были особые, очень близкие отношения (3:1-8). Из всех народов земли Бог избрал израильтян для заключения с ними завета. Но они согрешили. Оставалось только одно: Бог должен их наказать. Неспособность достичь уровня, на котором даются высшие преимущества и более обильные благословения, навлекает неотвратимый Божий суд.

Приходит ли суд случайно? Рядом риторических вопросов, на которые следует явный ответ «нет», Амос четко выразил главную истину: не бывает бедствия в городе без ведома Бога. Бог открывает это пророкам. А когда Бог говорит к пророку, можно ли удержаться от пророчества? Следовательно, у Амоса не было выбора. Бог говорил к нему. Бог побуждал его говорить слово Божье.

Призвав языческие народы в свидетели, Амос произнес свои обвинения против Израиля (3:9—6:14). В Самарии богачи пили и кутили за счет бедных. Они и не думали оставить это зло, но лишь умножали свою вину ритуальными жертвоприношениями. В то же время они ненавидели обличение, противились истине, брали взятки, пренебрегали нуждающимися и обижали праведных. По сути дела, они обратили правосудие в яд. Господь оценил состояние Израиля и сделал единственно возможный вывод. Массовое изгнание — вот Божий приговор израильтянам.

Обвинения чередуются с описаниями грядущей гибели. Враг окружит страну. Ни религия, ни политика не спасут Израиль, когда жертвенники Вефиля и дворцы с украшениями из слоновой кости рухнут под натиском захватчиков. Как рыба, пойманная на крючок, будет уведен Израиль в изгнание. Бог приведет народ для суда над ним, для угнетения страны от северной границы в Емафе до египетской реки.

Милость предшествовала суду. Бог посылал засуху, язвы и моры, чтобы встряхнуть Израиль и привести к покаянию, но Его народ не откликнулся. Продолжая идти своим опасным путем, они ожидали, что день Господень принесет им благословение и победу. Какое трагическое заблуждение! Амос указал, что для них это будет день тьмы, а не света. Как человек, который убегает от льва только для того, чтобы встретить медведя, так Израиль стоит перед неизбежным бедствием в день Господень. Бог не может терпеть их религиозных ритуалов, праздников и жертвоприношений, пока они грешат против своих ближних. Единственная надежда для них состоит в уповании на Бога, ненависти ко злу, любви к добру и справедливости во всех сферах жизни. Поскольку они не покаялись после многих предостережений, суд Божий неизбежен. Бога не подкупишь приношениями и жертвами, чтобы Он закрыл глаза на ложь и несправедливость. Полное разорение, а не победа ожидает их в день Господень.

Намерения Бога ясны: народ пренебрег Его милостью, и суд теперь неминуем. Пять видений Амоса — предостережение о грядущих событиях (7-9). Видения рисуют картину грядущей гибели. В строгом порядке первые четыре видения саранчи, огня, отвеса и корзины со спелыми плодами вели к кульминационному пятому видению, означающему фактическое уничтожение.

Когда Амос увидел, как слетается в стаи саранча, его охватило глубокое чувство сострадания к своему народу. Если эти стаи пустятся в поля, народ лишится пропитания, хотя у царя есть запас с весны. Амос немедленно возопил к Господу: «Господи Боже! Пощади!» — и Божий суд был остановлен.

Затем пророк увидел горящий огонь, который Бог намеревался напустить на Израиль. Амос не мог допустить и мысли, чтобы Божий народ мог быть поглощен огнем. Он снова умолил Бога, и в ответ Бог отвел наказание.

В третьем видении Господь явился с отвесом в руке, чтобы проверить стену. Это означало проверку Богом Израиля. Никто не знал лучше Амоса, что израильтяне не могут выдержать испытания, но ему было заранее сказано, что Бог не смилостивится на этот раз. Древнееврейское слово anak, которое переводится как «отвес» или «отвесный» (Ам. 7:7-8), нигде больше в Ветхом Завете не встречается, а здесь повторено четыре раза подряд. Суть этого видения — игра слов: anak произносится почти точно так же, как и anaq, что означает «стон» (ср. Иер. 51:52, Иез. 26:15). Смысл видения ясен — святилища Израиля будут разрушены, и он будет стонать от мук разрушения и плена.

По-видимому, для некоторых в Вефиле это слово было слишком суровым. Священник Амасия разгневался на Амоса. Он немедленно послал донесение царю, а затем приступил к пророку, сказав, чтобы он убирался в Иудею и там зарабатывал себе на жизнь. В твердой уверенности, что он призван Богом, Амос смело провозгласил гибель Амасии. Не только он, но и семья его подвергнется страданиям, и весь Израиль будет вырван с корнем и уведен в плен.

В четвертом видении явилась корзина со спелыми плодами. В то время как отвес означал осмотр и проверку, спелые плоды указывали на неотвратимость суда. Как переспелые испортятся и будут выброшены, так Израиль должен погибнуть. Как и в предыдущем видении, здесь очень важно произношение слова. Еврейское qayis — спелые плоды — звучит почти как qes — конец (в русском переводе эту игру слов отчасти удалось передать — «приспел конец», Ам. 8:2). И это действительно конец — Бог не будет более прощать Свой народ.

Израиль будет наказан за нарушение основных положений закона Моисеева. Вторая наибольшая заповедь закона — «возлюби ближнего, как самого себя» (Мф. 22:37-40; ср. также Исх. 23:6, Лев. 19:10, 13, 15, 18, Втор. 15:7-11, 24:12-22). Земля, которую Бог дал всем, теперь захвачена богатыми, на ней царят угнетение и несправедливость. Однако угнетатели, нарушители суббот, нечестивые дельцы будут призваны к ответу за свои дела. С ними восплачут и все израильтяне. Народ возжелает услышать Божье слово, но не сможет найти его. Осужденные, они погибнут, а вместе с ними и вся система поклонения идолам.

В последнем видении Господь стоял у жертвенника, чтобы привести в исполнение приговор против Израиля. Пришло время разрушить косяки и развалить все здание храма. Бог, осыпавший их в прошлом милостями, теперь руководит казнью. Бог направил Свой взор на них за их зло, а не за добро. Куда бы они ни скрылись, они не избегут плена. Израиль будет рассеян среди народов, дабы отделилось зерно от мякины.

У каждого пророка было слово надежды. В последнем абзаце Амос дает утешительное обетование (9:11-15). Династия Давида будет восстановлена; царство возродится. Народы, «между которыми возвестится имя Мое», будут в подчинении у Израиля. Это будет время необычайного плодородия (9:13); Израиль утвердится на своей земле, чтобы никогда больше не сойти с нее (9:15).

Осия — вестник Божьей любви (1:1—14:9)

Осия, чья книга стоит первой в числе книг «малых» пророков, начал свое служение в последнее десятилетие царствования Иеровоама. В отличие от Амоса, чье служение было, видимо, довольно коротким, Осия продолжал свое служение в течение нескольких десятилетий, вплоть до царствования Езекии. Весьма вероятно, что он был свидетелем падения Самарии. Осия не упоминается в других книгах Ветхого Завета. Его служение, вероятно, распространялось на оба царства (ср. 6:4).

Осия родился и рос в эпоху процветания и мира. К концу этого периода, когда Израиль занимал ведущее место среди народов Палестины, Осия начал свое служение и провозгласил Божий суд над правящей династией Ииуя. Спустя несколько лет страна оплакала смерть выдающегося правителя Северного царства Иеровоама П. Год 753/752 до Р. X. принес кровопролитие и убийство в царский дворец. Захария правил всего шесть месяцев, затем убийца Селлум покончил с династией Ииуя. Всего через месяц Селлум был убит Мена-имом. Хотя столица переживала потрясения, Северное царство в ранние годы правления Менаима сохраняло экономическое благополучие.

Внезапно изменилась международная обстановка. В 745 году до Р. X. Тиглатпалассар III вступил на ассирийский престол. Это стало началом новой ассирийской агрессии против западных соседей — агрессии, которая привела к столетнему владычеству Ассирии над всем Плодородным Полумесяцем. В конечном счете при следующих царях торговые пути древнего мира вплоть до отдаленных Фив оказались под контролем Ассирии.

Народы видели угрозу вторжения войск Тиглатпаласса-ра III; они были напуганы. Да и было чего бояться. При новой ассирийской военной политике национальное самосознание разрушалось путем переселения захваченных народов из родных земель в далекие районы империи. На их место во избежание последующих восстаний переселялись другие народы. Попав однажды под власть Ассирии, никакой народ не мог уже рассчитывать легко избавиться от этого ига.

Во второй половине VIII века оба царства в Палестине переживали смутные времена. Озия (Азария), царь иудейский, сначала возглавил палестинскую коалицию против Ассирии, но сражение при Арпаде не увенчалось успехом (см. главу 13 настоящей книги). Менаим, царь Израиля, удерживался на престоле, взимая со своего народа большие налоги, чтобы платить дань Ассирии. Однако это было лишь временным решением его внешней проблемы. Менаим возбудил против себя богачей в Израиле. После его смерти его сын Факия царствовал только два года, после чего был убит во время восстания, направленного против его проассирийской политики (см. главу 12 настоящей книги).

Факей, убийца Факии, воспользовался тем, что внимание Ассирии было сосредоточено на походе в Урарту. Вступив в союз с сирийцами в Дамаске, он еще до возвращения ассирийцев подготовился к восстанию. Эта неудачная попытка избавить Израиль от ассирийской зависимости только усугубила положение. В 732 году до Р. X. Рецин, царь сирийский, был убит при захвате Дамаска ассирийцами. У Израиля было мало шансов, поскольку Ахаз, царь Иудеи, заключил союз с Тиглатпалассаром III. Кровавое убийство Факея открыло путь к израильскому престолу для Осии, который сразу заверил ассирийского царя в своей лояльности и обещал платить дань.

Осия начал свое правление в качестве вассала Ассирии. Когда на смену Тиглатпалассару на ассирийский престол взошел Салманассар V (727 г. до Р. X.), израильтяне попытались опять поднять восстание. Через несколько лет войска Салманассара V окружили Самарию. После трехлетней осады в 722 году до Р. X. израильская столица сдалась. В течение 30 лет после смерти Иеровоама II Северное царство превратилось из ведущего государства Палестины в ассирийскую провинцию.

В эти годы, чреватые грозными для обоих царств событиями, голос пророка Осии был почти не слышен. В первые годы его служения времена были настолько благополучными, что израильтяне не желали прислушиваться к его пророческим предостережениям. Династия Ииуя успешно удерживала престол на протяжении почти столетия. Однако вскоре предсказания Амоса об изгнании Израиля стали приобретать зловещее значение — начала проводиться в жизнь ассирийская военная политика переселения жителей с оккупированных земель. Кровавые дворцовые перевороты, вторжение ассирийцев, тяжелые налоги и дани, неустойчивые иностранные союзы и, наконец, падение Самарии — все это происходило в тревожные времена служения Осии.

Все это трудное время Осия был верным Божьим глашатаем. О его призвании на пророческое служение сказано лишь четыре слова: «И сказал Господь Осии» (Ос. 1:2). Его побуждало к свидетельству то, что Бог все еще любит отпавший от Него Израиль. Осия видел, как Северное царство, утратив все то, чего достигло при Иеровоаме II, становится оккупированной провинцией Ассирии; и все это время он терпеливо умолял народ покаяться и вернуться к Богу.

В книге Осии не приводятся определенные даты, но поскольку Иеровоам и Озия упоминаются в первом стихе, многие полагают, что Осия начал свое служение приблизительно в 760 году до Р. X., в последние годы царствования ИеровоамаII(Безусловно, от бракосочетания Осии до рождения его троих детей должно было пройти время от 3 до 10 лет.). Его предсказания о династии Ииуя в первой главе были, безусловно, произнесены еще до смерти Иеровоама; возможно, тогда же были произнесены и последующие предсказания в главе 2. Его вторая женитьба (глава 3), возможно, произошла в годы правления Озии (732—722 гг. до Р. X.). Разумно связывать его слово в главах 4—14 с событиями, происходившими в период ассирийского господства в Палестине. Вот план книги, который будет полезен для дальнейшего анализа:

I

Блудодеяния Израиля

1:1-3:5

 

Женитьба Осии — символическое действие

1:1-9

 

Бог обещает обновить завет

1:10-2:1

 

Суд над Израилем

2:2-15

 

Бог обещает восстановить Израиль

2:16-23

 

Исцеление от блуда

3:1-5

II

Бог обвиняет Израиль

4:1-7:16

 

Израиль не способен любить и познавать Бога

4:1-9

 

Духовный блуд

4:10-5:7

 

Израиль не воспринимает Божьих

 

 

предостережений

5:8-15

 

Израиль нарушил завет и осквернился

6:1-7:1а

 

Терпимость Израиля к неправедным делам

7:16-16

III

Предупреждения о суде Божьем

8:1-10:15

 

Израиль будет наказан за пренебрежение

 

 

Богом

8:1-14

 

Израиль будет отвергнут за духовное

 

 

блудодеяние

9:1-17

 

Конец царства — война и изгнание

10:1-15

IV

Отцовская любовь Бога к Израилю

11:1-11

 

Любовь и милость Бога — непослушание

 

 

Израиля

11:1-7

 

Наказание ограничено — Бог обещает

восстановление

11:8-11

V

Израиль нарушил завет — суд

и восстановление

12:1—14:10

 

Обвинения против Израиля

12:1-14

 

Разрушение царства

13:1-15

 

Грядущее восстановление

14:1-8

 

Мудрость — хождение путями Господними

14:9-10

 

Женитьба Осии — исключительное событие; ничего подобного не бывало ни с кем из других пророков. По повелению Бога он женился на Гомери. Спустя время у них родилось трое детей: Изреель, Лорухама и Лоамми.

Осия очень кратко описывает свою семейную жизнь; многое остается неясным(Главная мысль проповеди Осии: Израиль нарушил свой завет с Богом. Сведения о жизни Осии из глав 1 и 3 служат в дальнейшем лишь материалом для метафорического и прообразного толкования. Блудодеяние Гомери подобно блудодеянию всех израильтян, нарушивших завет с Господом. Поскольку ее действия не описаны подробно, некоторые толкуют главы 1-3 аллегорически, полагая, что Гомерь не была блудницей в прямом смысле слова, но что она (возможно, и ее дети) соучаствовали в тех грехах Израиля, о которых говорит пророк). Несмотря на это, читатель не может не видеть Божьего откровения. С рождением каждого ребенка предупреждение о неминуемом суде звучало все с большей силой и ясностью.

Имя дочери пророка Изреель вызывало многочисленные зловещие ассоциации у израильтян. Это имя царского города в Израиле, оно связано с убийством Навуфея Иезавелью. Это название также напоминало израильтянам, что могучая правящая династия Ииуя пришла к власти через кровавые преступления при Изрееле (4 Цар. 9-10). Таким путем Осия предупреждал свое поколение, что Северное царство близится к концу. Его могущество будет сломлено в долине Изреель.

Второе предупреждение пришло к Израилю при рождении дочери Осии Лорухамы. Значение ее имени — «непомилованная» — говорило израильтянам, что Бог отнимет Свою милость. Он не будет прощать их, как прежде.

С рождением третьего ребенка пророк провозгласил расторжение Богом прежних близких отношений с Израилем. До сих пор основой отношений между Израилем и Богом был завет, а теперь Осия сообщает народу, что эта связь расторгается. Израиль не был более Божьим народом, и Господь перестал быть Богом Израиля. Завет расторгнут.

Тем не менее Осия, заглянув далеко в будущее, зажег луч надежды. Приговор над Израилем будет приведен в исполнение, но придет день, когда и Израиль, и Иудея будут снова собраны под властью одного правителя. Это бесчисленное множество будет называться «сынами живого Бога».

Однако современники Осии потеряли Божье расположение. Формула законного развода (2:2) указывает, что пророк расторг свой брак с прелюбодейкой Гомерью. Так и Израиль, судя по его поведению, виновен в прелюбодеянии. Зерно, вино, елей, серебро и золото, которыми Бог так милостиво снабжал израильтян, тратились на приношения Ваалу. По поведению Израиля было видно, что он «не знал» или не сознавал, что это Бог наделял Свой народ всем этим добром(Слово «познать» или «познание» часто применяется пророком Осией не только в чисто интеллектуальном значении. Беда состояла в том, что народ не отвечал своей жизнью на требования Бога). А теперь Бог готовится посетить их судом. Все религиозные праздники должны были прекратиться. Израиль, покинутый Богом, будет наказан изгнанием за отступничество.

Еще раз Осии было открыто будущее. В положенное время Бог явит Свою милость, восстановит Израиль (2:14-23). Придет день обновления завета, так что Израиль еще раз насладится Божьими благословениями. Подтверждением этому стало событие из жизни Осии (3:1-5). Пророку было дано повеление отыскать жену и возвратить ее в семью. Но где же была она? Что произошло? По-видимому, она перешла все границы в своем безнравственном поведении. Осия нашел ее на базарной площади, где она продавалась любому, кто предложит большую цену(Возможно, она стала рабыней или наложницей другого мужчины или, возможно, возвратилась к своему отцу, которому Осия дал второй выкуп за невесту). Тогда Осия сделал то, что вовсе не обязан был делать ни по закону, ни по этическим нормам: он уплатил цену и проявил свою любовь к ней, возобновив брачный обет. Это действие символизировало отношение Бога к прелюбодейному Израилю. Божье обетование состояло в том, что Израиль еще раз будет восстановлен в последние дни под владычеством царя из дома Давидова.

Какое обвинение предъявил Бог Израилю? Богохульство, ложь, убийство, воровство, прелюбодеяние — все это были симптомы непризнания Бога и непослушания Ему. Народ нарушил условия завета с Богом(.Ср Исх. 19:1-6, где послушание служит ключом к правильным отношениям Израиля с Богом), и Бог в ответ отверг его. В своем прелюбодеянии Ефрем был хуже блудницы(Осия часто употребляет слово Ефрем, имея в виду Северное царство в отличие от Иудеи (Южного). Завет был заключен во времена Моисея со всем народом. Политическое разделение 931 г. до Р. X., продолжавшееся еще и при Осии, прекратится после восстановления. Ср. также с Иез. 37). Священники и пророки отступили настолько, что даже Иудее было дано предостережение не оскверняться Ефремом. Священник, царь и народ были оповещены, что суд грядет (5:1). Под тревожные трубные звуки Бог предупреждал весь Израиль, что Он намерен вскоре оставить его. Израиль не взывал к Господу, но надеялся на помощь Ассирии. Бог оставляет его до тех пор, пока он не взыщет Его всем сердцем (6:1-3).

Что же сделает Бог с Ефремом? Этот вопрос и ответ на него мы находим в отрывке 6:4—10:15. Это слово пророка Осии в то десятилетие, когда Ефрем распадался под сокрушительным натиском ассирийской военной машины. Тень изгнания нависла над Ефремом; погасли последние лучи надежды на национальное восстановление Израиля.

Когда Израиль был в завете с Господом, его любовь к Нему часто была непостоянной. Бог неоднократно пытался возвратить Свой народ с его неверных путей, посылая пророков обличать его или навлекая суды и бедствия. И все же они упорно подменяли истинную любовь и верность своими жертвоприношениями. Когда Бог хотел пробудить их после наказания, что находил Он? Гнусные дела, обман, грабеж, пьянство — все это было отвратительно Богу, как недопеченный хлеб. Никто в Израиле не искал Бога искренне. Ефрем был слишком горд. Ведя себя, как легкомысленный голубь, начальники Ефрема обеспечивали себе помощь Египта или Ассирии посредством дипломатии, надеясь таким образом избежать Божьего суда. Вместо того чтобы полагаться на Бога, они постоянно уповали на Ваала. Что мог сделать Бог, как ни привести в исполнение Свой приговор против отступившего от Него народа!

Другим обвинением против Израиля было то, что его цари восходили на престол без одобрения Бога. Делая идолов, народ пренебрегал заветом и становился неверен Богу, Который избавил их от египетского рабства(Сравните с предостережениями, которые дал Моисей во Втор. 28:15-68). Кроме того, умножение жертвенников и жертвоприношений не было угодно Богу, если при этом не было правильного расположения сердца. Бог видел все религиозное лицемерие в дни Осии. Из-за безудержного беззакония Израиль ожидали смерть и разрушения. Царство прекратит существование, а царь погибнет (8:1—11:1а).

Как можно было уравновесить вечную любовь Бога с требованиями Его правосудия в отношении отступившего народа израильского? Мог ли Бог окончательно оставить и забыть Свой народ? Разрешение этой проблемы дается в 11:1-14:10.

Израиль был сыном Бога(Здесь Бог изображен как сострадательный Отец, любящий Своего сына, в то время как ранее завет между Богом и Его народом образно представлялся как брачный союз). В Египте Бог подтвердил Свой завет с Израилем и избавил его от рабства. Как отец прижимает к себе непрочно стоящего на ногах сына, заботится о всех его нуждах и окружает безмерной любовью, так и Бог постоянно заботится об Израиле. Сейчас народ согрешил и нуждается в исправлении. Наказание должно совершиться, но он больше не пойдет в Египет(«Не» в Ос. 11:5 в греческом тексте Библии (а также и в церковнославянском) опущено, но в древнееврейском и русском текстах присутствует). Местом его изгнания должна быть Ассирия.

Пророк от угрозы переходит к обетованию, задавая вопрос: «Как предам тебя, Израиль?» Вот решение проблемы правосудия и сострадательной любви к беспутному сыну Бога, Израилю: он отправится в изгнание с обетованием о грядущем возвращении. И Иудея, и Ефрем виновны в том, что уповали на помощь Египта и Ассирии. Израиль возбудил Божий гнев и сделался поруганием в очах Его. На время Он будет для этого народа, как всепоглощающий лев, чтобы привести в исполнение приговор, произнесенный над ним. Это нельзя уже исправить, но в будущем Бог будет его помощью. Это обетование давало Израилю утешение и бодрость в мрачные дни изгнания.

Своему народу Осия предложил простую формулу возвращения к Богу: оставьте своих идолов, перенесите свое упование и веру с Ассирии на Бога и исповедайте свои грехи. Только у Бога сироты обретут милость (14:1-4).

«Обратись, Израиль» — ключевой призыв заключительной главы. Единственное приношение, необходимое для этого, — «молитвенные слова» (14:3). Последняя надежда — это обращение и восстановление Израиля. Придет день, когда идолы будут отвергнуты и народ в полной мере посвятит себя Богу. Возвращенный на родную землю, Израиль еще раз насладится материальным благополучием и Божьими благословениями.

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.