Самуэль Шульц
Ветхий Завет говорит
Глава 13 ИУДЕЯ ПОД УГРОЗОЙ АССИРИЙСКОГО ВТОРЖЕНИЯ
Введение
90-летнее правление династии Давида было прервано, когда в 841 году до Р. X. на престол взошла Гофолия. Политика Ио-сафата, заключавшего союзы с идолопоклонниками, привела к тому, что нечестивая дочь Ахава и Иезавели заняла престол Иудеи менее чем через десять лет после его смерти. Согласно данному Давиду обетованию Божьему царский род был восстановлен после семилетнего перерыва.
Важнейшим из восьми царствований этого периода была эпоха правления Езекии. Его современником был великий пророк Исайя, в книге которого можно найти дополнительные исторические сведения. Хроника этих двух столетий записана в 4 Цар. 11:1-21:26 и 2 Пар. 22:10-33:25.
Гофолия: власть террора
После смерти своего сына Охозии в 841 году до Р. X. Гофолия захватила престол в Южном царстве. Чтобы укрепить свою власть, она приказала убить всех членов царской семьи. В результате этой резни были истреблены все наследники престола, кроме Иоаса, малолетнего сына Охозии. В течение семилетнего правления Гофолии сестра Охозии Иосавеф прятала царского наследника в храме.
После смерти Иосафата в Иудее произошла резкая перемена религиозного климата. Будучи ревнительницей Ваала, как и ее мать Иезавель, Гофолия поощряла идолопоклонство в Иерусалиме и по всей Иудее. Священные предметы, находившиеся в Иерусалимском храме, использовались для служения Ваалу. А Матфан, главный жрец Ваала, занял место первосвященника и совершал служение в Иерусалиме. Безусловно, кровопролитие и преследование поклонников Ваала в Северном царстве при Ииуе еще больше возбудило пылкое желание Гофолии ввести культ плодородия в Иудее.
«Но в седьмый год ободрился Иодай, и принял в союз с собою начальников сотен» (2 Пар. 23:1). Священник Иодай, который был свидетелем религиозных пробуждений при Асе и Иосафате, сыграл важную роль в восстановлении династии. В удобный момент он заручился поддержкой дворцовой стражи, и Иоас был коронован во дворе храма. Когда до Гофолии донеслись крики народа, провозглашавшего Иоаса царем, она попыталась войти, но была схвачена и казнена во дворце.
Иоас: реформа и возвращение к прошлому
Иоасу было всего семь лет, когда он начал свое долгое правление (835-796 гг. до Р. X.). Поскольку Иодай был инициатором коронации Иоаса, государственная политика разрабатывалась и направлялась им, пока он был жив.
С казнью Гофолии поклонение Ваалу было запрещено. Жертвенники Ваала были разрушены, а жрец Матфан убит. Иодай заключил завет, по которому народ обязался служить Богу. Во все дни жизни Иодая в стране преобладало всеобщее стремление к истинному поклонению, хотя еще оставалось несколько высот.
Храм и богослужения в нем были заброшены в течение всего периода террора. По совету Иодая был восстановлен порядок принесения жертв всесожжения. Иоас прислушивался к советам Иодая и поддерживал эти начинания. Так как храмом опять было нужно пользоваться, возникла нужда в его починке. Священникам было поручено собрать для этой цели средства по всей стране, но их старания не увенчались успехом. На 23-м году правления Иоаса (812 г. до Р. X.) вошел в силу новый метод сборов. С правой стороны жертвенника во дворце была поставлена сокровищница. В ответ на всенародное объявление народ начал жертвовать так щедро, как в дни Моисея на строительство скинии. Мастера приступили к ремонтным работам и реставрации прилегающих к зданию пристроек. Из оставшегося серебра и золота они изготовили всю необходимую утварь. Щедро жертвуя для этой цели, народ не уменьшал также и регулярных пожертвований для священников. Народная поддержка истинной религии под влиянием Иодая достигла небывалого размаха после того, как храм был восстановлен.
Однако вскоре на Иудею опять пришел Божий суд. После смерти Иодая, когда князья Иудеи убедили Иоаса возвратиться к идолам и истуканам, страну снова охватило отступничество. Хотя пророки предупреждали народ, он не хотел внимать никаким увещеваниям. Когда Захария, сын Иодая, предупреждал народ, что у него не будет успеха, если он будет продолжать нарушать Божьи заповеди, его побили камнями во внутреннем дворе храма. Иоас даже не вспомнил благодеяний Иодая, чтобы спасти жизнь Захарии.
Азаил уже расширил свое Сирийско-Палестинское царство на юг за счет Северного царства. После захвата Гефа в Палестинской равнине он направил взор на Иерусалим в 48 км от него (4 Цар. 12:17-18). Во избежание вторжения этого воинственного царя Иоас взял все сокровища храма, пожертвованные со времен Иосафата, и отправил их к Азаилу вместе с золотым запасом дворцовой казны. Благодаря этому знаку подчинения Иерусалим избежал унизительной осады и захвата. Несколько позже, вероятно, неуплата дани побудила арамейского царя все-таки послать контингент военных сил против Иерусалима (2 Пар. 24:23-24) (В то время как Э. Л. Кертис толкует это место как вариант события, упомянутого в предыдущем отрывке, Ангер отстаивает наличие двух отдельных событий, происшедших одно за другим). Поскольку «царь дамасский» не назван по имени, вполне возможно, что Венадад III уже взошел на престол Сирии на смену Азаилу. На этот раз сирийская армия вошла в Иерусалим(Дата смерти Азаила и восхождения на престол Венадада III не известна точно; можно предположить, что это было около 800 г. до Р. X). После убийства некоторых князей и ранения Иоаса войска возвратились в Дамаск с добычей. Иоас тяжело страдал от ранения. Дворцовые слуги воспользовались случаем отомстить за кровь Захарии и убили царя в постели. Иоас был погребен в городе Давида, но не в царских гробницах. В то время как Аса победил могучее войско врага своим немногочисленным войском, потому что он уповал на Бога, Иоас был разбит небольшим отрядом врага. Это явно было судом Божьим. После смерти Иодая Иоас позволил отступничеству распространиться по всей Иудее и даже способствовал пролитию невинной крови.
Амасия: победа и поражение
После того как царствование Иоаса внезапно оборвалось, Амасия был немедленно коронован царем Иудеи. Хотя он процарствовал в общей сложности 29 лет (796-767 гг. до Р. X.), самостоятельно он царствовал очень короткое время. После 791 года до Р. X. его сын Озия начал царствовать на престоле Давида вместе с ним.
Как Иудея, так и Израиль серьезно пострадали от агрессивной военной мощи Азаила, царя сирийского. Его смерть на рубеже веков была поворотным пунктом в судьбе древнееврейских царств. Иоас, восшедший на престол в Самарии в 798 году до Р. X., создал мощную армию, которая в свое время бросила вызов сирийскому могуществу. Амасия проводил такую же политику и в Иудее, что помогло его стране оправиться после вторжения и пролития царской крови.
Амасия начал наступательные действия, вернув Иудее Едом. Иорам нанес поражение идумеянам, но не покорил их Иудее. Хотя у него было войско из 300 000 человек, он нанял еще 100 000 у Иоаса, царя израильского. Человек Божий пришел предупредить его, что, если он будет пользоваться этими израильскими войсками, Иудея потерпит поражение в битве. Поэтому Амасия отпустил израильское войско домой в Северное царство, хотя и заплатил им за их услугу. Своими силами он победил идумеян и захватил Сеир, столицу Едома. Возвратившись в Иерусалим, Амасия поставил идумейских богов перед народом и поклонялся им. Его идолопоклонство не прошло незамеченным, так как пророк возвестил, что Амасия будет поражен за свое заблуждение и поклонение ложным богам (2 Пар. 25:1-16).
Победив Едом, Амасия почувствовал такую уверенность в своем военном могуществе, что вызвал на бой Иоаса. В главе 12 настоящей книги уже упоминалось о грабежах, совершенных отпущенным израильским войском. Из библейского повествования не вполне ясно, были ли эти грабежи причиной вызова, брошенного Амасией Иоасу, или же израильское войско было спровоцировано его вызовом царю израильскому на разграбление городов Иудиных от Вефорона до Самарии (2 Пар. 25:10,13). Тогда это тем более могло повлиять на решение Амасии порвать дружеские отношения между Иудеей и Израилем, длившиеся около ста лет. Как бы там ни было, повод имеет второстепенное значение. Причиной же конфликта был гнев Божий на Амасию -— «так как от Бога было это, дабы предать их в руку Иоаса». Иоас прямо обвинил Амасию в надменности и предупредил его, что терн, обратившийся с дерзкой просьбой к кедру ливанскому, был затоптан диким зверем. Амасия не обращал внимания и продолжал вести свое войско против Северного царства. При сражении в Вефсамисе Иудея была полностью разбита. Победители разрушили часть иерусалимской стены, разграбили город и увели в плен Амасию (4 Дар. 14:11-14). С царскими заложниками и множеством добычи Иоас торжественно возвратился в Самарию. Писание не сообщает подробно, насколько тяжелым было это поражение Амасии; однако разрушение стены на языке древнего мира означало полное подчинение.
Тиле датирует вторжение в Иерусалим между 791 и 790 годом до Р. X. Это совпадает со временем, когда на престол вступил 16-летний Озия. После пленения Амасии, совершившего такую грубую ошибку, безрассудно вызвав Израиль на войну вожди Иудеи сделали Озию соправителем. То, что Амасия жил 15 лет после смерти Иоаса (4 Цар. 14:17), наводит на мысль, что иудейский царь, возможно, был в плену на протяжении всей жизни Иоаса. В 782/781 году до Р. X. он был отпущен и восстановлен на престоле Иудеи, между тем как Озия (Азария) продолжал царствовать с ним. В это время Иеровоам II, который совместно правил со своим отцом уже с 793 года, принял полную власть над расширяющимся Северным царством. Освобождение Амасии могло быть частично жестом доброй воли со стороны Иеровоама II по отношению к Иудее, так как он направлял свои старания к возвращению территории, захваченной Сирией.
Тесная связь между Израилем и Иудеей в дни Иоаса и Амасии, скорее всего, оказалась причиной перемены системы хронологического подсчета. Исчисление полных и неполных лет царствования было в употреблении в Израиле со времен Иеровоама I, а в Иудее со времен царствования Ио-рама. Теперь же оба царства приняли систему исчисления лет от восхождения на престол. Если Иудея впала в зависимость от Израиля, то отсюда следует, что оба царства приняли систему исчисления, которая утвердилась в Западной Азии под влиянием Ассирии.
Хотя в начале своего царствования Амасия питал большие надежды на возврат былого благополучия Иудеи, его надежды на успех исчезли после его пленения Иоасом. Возвратившись на престол Давида в Иерусалиме в 782 или 781 году, он был, очевидно, совершенно не способен вернуть былое могущество страны. В оставшееся время его правления Иудея находилась в зависимости от Израиля. Наконец Амасия бежал в Лахис, где пал жертвой преследовавших его убийц.
Озия (или Азария): благополучие
Выдающимся в истории Иудеи является царствование Озии (791-740 гг. до Р. X.). Хотя за время его 52-летнего правления происходили важнейшие события, их библейское описание довольно кратко (4 Цар. 14:21-22; 15:1-7; 2 Пар. 26:1-23). Стоит обратить внимание на то, что за все это время Озия правил самостоятельно только семнадцать лет. Так как ему удалось вывести Иудею из подчиненного положения и поднять до уровня могучего государства, его признают самым способным царем Южного царства со времен Соломона.
Ниже приводится последовательность событий этой эпохи:
798 Начало правления Иоаса в Израиле
797-796 Смена Иоаса Амасией в Иудее
793-792 Начало соправления Иеровоама II с Иоасом
791-790 Начало соправления Озии с Амасией (поражение Иудеи — пленение Амасии)
782-781 Смерть Иоаса — единоличное правление Иеровоама II (вероятное освобождение Амасии из плена)
768-767 Убийство Амасии — единоличное правление Озии
753 Конец правления Иеровоама — 6-месячное правление Захарии
752 Замена Селлума (1 месяц правления) Менаимом
750 Проказа Озии -- соправление Иоафана
742-741 Восшествие Факии на престол Израиля
740-739 Конец правления Озии
Когда Озия при живом отце внезапно принял царскую власть, положение Иудеи как государства было хуже, чем когда бы то ни было со времен царя Соломона. Поражение от руки израильтян было настоящим бедствием. Нет сомнения, что в правление Иоаса Озия не мог сделать ничего, кроме сохранения подобия организованного правительства. Возможно, он восстановил стены Иерусалима, но если Амасия оставался в заточении до конца дней правления Иоаса, Иудее было бы бесполезно добиваться в это время военного превосходства. Несмотря на то что Амасия получил свободу в 782 году до Р. X. со смертью Иоаса, вряд ли он пользовался уважением своего народа, когда вся страна страдала от тяжких последствий его губительной политики. Скорее всего, Озия продолжал оказывать значительное влияние на государственные дела, если Амасия в конце концов был вынужден бежать в Лахис.
То, что Писание не содержит никаких сведений об отношениях Израиля и Иудеи в дни Иеровоама II и Озии, дает основание полагать, что они были дружественными. Зависимость Иудеи от Израиля прекратилась, должно быть, не позднее смерти Амасии или даже при его освобождении за 15 лет до этого. Помимо восстановления стен Иерусалима Озия починил укрепления вокруг столицы. Армия была хорошо организована и вооружена самым превосходным оружием.
Укрепление военной мощи позволило расширить границы. На юго-западе были полностью разрушены стены Гефа; Иавнея и Азот тоже сдались, затем Озия продвинулся дальше, чтобы разбить филистимлян и аравитян. В то время как Амасия покорил Едом, Озия был теперь в состоянии продвинуть свои границы на юг вплоть до Елафа на побережье Акабского залива. Недавно обнаруженная печать Иофама, сына Озии, подтверждает господство Иудеи в Елафе в этот период. К востоку иудейское могущество распространилось на аммонитян, плативших дань Озии. Это распространение, вероятно, было приостановлено расширением границ Иеровоама на восток от Иордана. Внутренние проблемы в Израиле после смерти Иеровоама дали Озии свободу действий в Заиорданье.
В экономическом отношении Иудея переживала при Озии период благополучия. Царь был глубоко заинтересован в развитии земледелия и скотоводства. Крупные стада в пустынных местах требовали новых колодцев и строительства сторожевых башен. Виноградари расширяли свое производство. Озия с самого начала уделял этим отраслям большое внимание, что должно было благоприятно сказаться на экономическом положении всей страны.
Территориальное расширение поставило под контроль Иудеи важные торговые города и пути, ведущие в Аравию, Египет и другие страны. Рудники и плавильни меди и железа, процветавшие в дни Давида и Соломона в Елафе на Красном
море, опять перешли в руки Иудеи. Хотя Иудейское царство уступало Северному царству в военной мощи и экономическом развитии, оно переживало постоянный рост благосостояния под руководством Озии и продолжало благоденствовать даже тогда, когда в Израиле начался упадок после смерти Ие-ровоама. Рост и влияние Иудейского царства в этот период уступали только тому, что было при Давиде и Соломоне.
Благополучие Озии было прямо связано с его зависимостью от Бога и упованием на Него (2 Пар. 26:5,7). Библия упоминает некоего Захарию, «поучавшего страху Божию» молодого Озию, подобно тому как его деда Иоаса наставлял священник Иодай. Поэтому Озия до 750 года до Р. X. был предан Богу душой и телом. Однако на вершине своих успехов Озия возомнил, что имеет право входить в храм и воскурять фимиам. При поддержке 80 священников первосвященник, чье имя тоже было Азария (Озия), заявил царю, что это дело по закону совершается только специально посвященными на то людьми (Исх. 30:7 и Чис. 18:1-7). Разгневавшись, царь пренебрег замечанием священников. Божий суд поразил Озию проказой. Весь остаток своего правления он был отлучен от дворца, от возможности общаться с народом и даже не мог войти в храм. Иоафам был назначен соправителем и исполнял обязанности царя до самой смерти своего отца.
Зловещая угроза ассирийского вторжения омрачала национальные надежды Иудеи и в последнее десятилетие долгого и успешного правления Озии. После смерти Иеровоа-ма II он лелеял надежды на возвращение всей Соломоновой империи Иудее, но1 теперь, в период расцвета Ассирии, они исчезли, В 745 году до Р. X. Тиглатпалассар III (библейский Феглаффелласар, или Фул) начал расширять границы своей империи. Сначала он напал на Вавилон и покорил его. Затем он повернул на северо-запад, чтобы покорить Сардуриса (Сардара) III, царя Урарту. Во время этой кампании он натолкнулся на сопротивление Сирии. В своей летописи он упоминает сражение при Арпаде против Азарии, царя иудейского(Несмотря на то что А. Т. Олмстед полагает, что это относится к народу Сирии, библейское отождествление поддерживается Хеиденом, Лакенбиллом, Ч. Р. Холлом, Олбрайтом и совсем недавно отмечено Райтом). Это сражение датировано Тиле как начало северо-западной кампании, скорее всего, 743 годом. Хотя Тиглатпа-лассар III и подавил сопротивление, которое возглавлял Азария (Озия), он не притязал на дань с Иудеи. Поскольку ранее Менаим уплатил колоссальную сумму, чтобы избежать карательной экспедиции со стороны жестоких ассирийцев, Тиглатпалассар в этот раз не продвинул свои войска на юг к Иудее. Поэтому Озия мог продолжать проводить антиассирийскую политику, имея на севере проассирийски настроенный Израиль в качестве буферного государства.
Иоафам: антиассирийская политика
Иоафам был тесно связан со своим отцом с 750 до 740 года до Р. X. Так как Озия был могучим и деятельным правителем, Иоафам занимал второстепенное место как его соправитель в Иудее. Когда он взял в свои руки полную власть в 740/739 году, то продолжал политику своего отца.
Иоафам строил по всей стране крепости и башни, поощрял земледелие и скотоводство. Города строились в стратегически важных местах. В Иерусалиме он поддержал религиозное чувство народа, построив верхние ворота храма, но он не вмешивался в служение на высотах, где «народ совершал еще жертвы и курения».
Аммонитяне, по всей вероятности, восстали против Иудеи после смерти Озии. Позднее Иоафам подавил это восстание и потребовал дани. То, что уплата дани упоминается во второй и третий год царствования Иоафама (2 Пар. 27:5), может означать, что проблемы, возникшие в связи с Ассирией, становились настолько значительными, что Иудея была не в состоянии настаивать на выплате дани.
При неотвратимой угрозе ассирийского вторжения Иоафа-му становилось все труднее сохранять свою антиассирийскую политику. Когда ассирийские войска стали проявлять активность в районах горы Нал и царства Урарту в 736-735 годах, про-ассирийская партия в Иерусалиме выдвинула Ахаза на престол Давида для совместного правления с Иоафамом. Ассирийские летописи подтверждают, что Ахаз взошел на престол в 735 году. Иоафам умер в 732 году до Р. X. Всего он правил 20 лет, но самолично царствовал только три-четыре года. Как соправитель своего отца, он не имел возможности проявить себя. Позже угроза со стороны ассирийцев создала кризис, в результате которого он фактически лишился власти, между тем как Ахаз завел дружбу с Ниневией.
Ахаз: проассирийское правление
20-летнее правление Ахаза (2 Пар. 28:1-27; 4 Цар. 16:1-20) было сопряжено с трудностями. Ассирийские цари продвигались вперед, желая захватить Плодородный Полумесяц, и Ахаз постоянно подвергался нажиму извне.
Все Северное царство уже согласилось с политикой сопротивления Факея. И перед двадцатилетним проассирийски настроенным Ахазом уже стояла головоломная задача сохранения мира с Сирией и Израилем. В 734 году Тиглатпалассар III повел свои войска на Филистимию. Весьма возможно, что Ахаз обратился к ассирийскому царю за помощью, так как филистимляне то и дело нападали на пограничные районы Иудеи. Связь с Тиглатпалассаром III вскоре поставила Ахаза в затруднительное положение. Дело в том, что в своем походе на запад ассирийский царь прошел по территории Северного царства, захватил несколько городов и областей, а их жителей переселил в Ассирию. Позже, в том же году, после того как захватчики отступили, Факей и Рецин Дамасский объявили Иудее войну.
Во время этого ужасного кризиса в Иудее в течение шести лет активно пророчествовал Исайя. Он предстал перед Ахазом со словом Божьим, содержащим разрешение его проблемы. Вера в Бога была ключом к победе над Израилем и Сирией. Факей и Рецин (царь сирийский) вознамерились поместить на престол Давида в Иерусалиме марионеточного правителя, но Бог может расстроить этот сирийско-ефремский замысел в ответ на веру (Ис. 7:1 и ел.). Однако закоренелый в своем нечестии Ахаз не обращал внимания на Исайю. Пренебрегая советами пророка, он сам нашел выход из затруднительного положения, обратившись с отчаянной просьбой к Тиглатпалассару III.
Когда войска Сирии и Израиля вторглись в Иудею, они осадили Иерусалим, но не смогли его захватить, потому что перед этим он был хорошо укреплен Озией. Тем не менее Иудея понесла тяжелые потери, так как тысячи людей были убиты, а другие уведены в плен в Самарию и Дамаск. К счастью, в Северном царстве нашлись и такие люди, которые не отвергли Бога, — пророк Одед обличил израильтян в братоубийстве, и в ответ несколько начальников родов добились освобождения своих иудейских пленников.
Несмотря на мощный и жестокий натиск противника, Ахаз все же выдержал сирийско-ефремское нападение. Обращение к Тиглатпалассару III принесло незамедлительные результаты. В двух последующих нападениях (733 и 732 г.) ассирийцы захватили Сирию и Израиль. В результате Израиль и Сирия были провозглашены ассирийскими провинциями. В Самарии Факей был сменен Осией, принесшим клятву верности ассирийскому царю. Спустя два года Тиглатпа-лассар III объявил ассирийской провинцией и окончательно завоеванный им Вавилон. Именно вавилоняне и дали ему имя Фул, под которым он часто упоминается в Библии.
Ахаз встретился с Тиглатпалассаром III в Дамаске и заверил его в своих верноподданнических чувствах. Ахаз был под таким сильным впечатлением от всего увиденного там, что велел священнику Урии соорудить в Иерусалиме точно такой же жертвенник, как в Дамаске, и притом поместить его в храме. По возвращении сам царь возглавил языческое служение, что привело к его осуждению.
Во все годы своего царствования Ахаз придерживался проассирийской политики. Когда в Ассирии на смену Тиглатпалассару III пришел к власти Салманассар V, ассирийцы снова вторгались в Израиль и Тир. Израильский царь Осия пытался оказать сопротивление Ассирии. Преемник Салманассара V Саргон II захватил Самарию и начал первые широкомасштабные переселения народа из всех десяти колен Израилевых в Ассирию. Северному царству пришел конец. Ахаз успешно провел свой народ через все испытания. Несмотря на то что Иудейское царство лишилось свободы и платило тяжелые налоги Ассирии, оно переживало экономический расцвет, начавшийся еще при Озии. В целом Иудея располагала меньшими богатствами, чем Северное царство, где они были сосредоточены исключительно в руках аристократии. В те периоды, когда опустошительные набеги не нарушали относительно устойчивого положения, Иудейское царство могло платить значительную дань Ассирии.
Даже при своем современнике Исайе Ахаз допускал мерзкие идолопоклоннические ритуалы. По языческому обычаю он провел своего собственного сына через огонь. Он не только отдал сокровища храма для умилостивления ассирийского царя, но и ввел иноземный культ там, где надлежало поклоняться только одному Богу Израиля. Не удивительно, что Иудея навлекала на себя Божий гнев и суд.
Езекия — праведный правитель
Езекия начал царствовать в 716 году до Р. X. (Датировка начала царствования Езекии 716-715 гг. до Р. X. синхронизирует библейскую хронологию с хронологией Сирии, Ассирии, Вавилона и Египта. Хотя это может и не быть окончательным решением, но оно кажется наиболее удовлетворительным.) Его 29-летним руководством знаменуется самая выдающаяся эпоха религиозных реформ в истории Иудеи. Осажденный ассирийцами под водительством Сеннахериба (в Библии — Сеннахирима), Езекия выдержал решающий штурм Иерусалима в 701 году. В последние десять лет его правления вместе с ним правил его сын Манассия. Помимо 4 Цар. 18-20 и 2 Пар. 29-32, довольно много сведений о жизни Езекии содержится в книге пророка Исайи, гл. 36-39.
Попустительство по отношению к идолопоклонству со стороны Ахаза при его сыне сменилось крутыми мерами борьбы с ним. Езекия начал свое правление самыми широкими реформами в истории Южного царства. В 25 лет он увидел постепенный упадок Северного царства и захват ассирийцами Самарии, расположенной в 60 км от Иерусалима. Глубоко сознавая, что пленение Израиля было следствием нарушения завета и непослушания Богу (4 Цар. 18:9-12), Езекия возложил свое упование на Бога Израилева. В ранние годы своего царствования он провел успешные реформы не только в Иудее, но и в некоторых частях Израиля. Поскольку Иудейское царство уже было в подчинении у Ассирии, Езекия признавал верховную власть Саргона II (721-705 гг. до Р. X.). Хотя ассирийские войска и были посланы в Азот в 711 году до Р. X., серьезных вмешательств со стороны Ассирии иудейскому царю терпеть не приходилось.
Езекия немедленно снова открыл храм. Левиты были призваны для починки и очищения места поклонения. Те предметы, которыми пользовались для идолопоклонства, были брошены в поток Кедрон, а оскверненные Ахазом сосуды были освящены. Всего за шестнадцать дней храм полностью приготовили для богослужений.
Езекия и иерусалимские начальники ввели жертвоприношения в храме. В богослужениях начали участвовать музыкальные ансамбли с арфами, кимвалами и лирами, как это было принято в дни Давида. Пение хоров сопровождалось принесением жертв всесожжения. Во время поклонения певцы славили Бога словами Давида и Асафа.
В попытке восстановить единство Иудеи и Израиля, нарушенное после смерти Соломона, царь разослал письма по всей стране, приглашая всех в Иерусалим на Пасху. Хотя некоторые пренебрегли приглашением Езекии, многие из колен Асира, Манассии, Ефрема и Иссахара, а также и Иуды откликнулись на него, чтобы вместе провести праздник. В согласии с теми, кто вел богослужения в храме, Езекия провозглашает празднование Пасхи на месяц позже обычного, чтобы дать достаточно времени на приготовления. Во всем остальном соблюдение праздника совершалось по предписанию Моисеева закона. Отсрочка была, скорее, примирительным жестом для жителей Северного царства, которые соблюдали праздник во время, установленное Иеровоамом I (3 Цар. 12:32). Когда некоторые священники пришли без достаточно тщательного освящения, Езекия молился об их очищении. Много народа собралось в Иерусалиме для участия в обновлении. Жертвенники со всей столицы были отнесены в долину Кедрова для уничтожения. Под руководством священников и левитов народ приносил жертвы, торжественно пел и радовался перед Господом. Со времени освящения храма не было в Иерусалиме такого радостного торжества.
Из Иерусалима реформация проникла во все концы Иудеи, Вениамина, Ефрема и Манассии. Езекия уничтожил даже медного змея, которого сделал Моисей (Чис. 21:4-9), потому что народ сделал и его предметом поклонения. Воодушевленный примером царя и его руководством, народ начал рушить и уничтожать столбы, истуканы, высоты и жертвенники по всей стране.
В Иерусалиме Езекия организовал священников и левитов для регулярных богослужений. Была восстановлена и десятина — для поддержки тех, кто посвятил себя закону Господню. Были составлены, согласно закону, планы будущих праздников и других богослужений (2 Пар. 31:2 и ел.). Народ оказался настолько щедр, что приношений было достаточно для поддержки всех левитов и священников, служивших в храме. Реформа при Езекии была весьма успешной, так как он сообразовывал религиозные обряды своего народа с законом и заповедями Бога.
Во всем описании религиозных реформ нет никакого упоминания об Исайе. Не упоминает знаменитый пророк этой реформации и в своей книге. Хотя Ахаз воспротивился Исайе, есть основания полагать, что Исайя и Езекия тесно сотрудничали, стремясь восстановить поклонение истинному Богу. Единственное библейское упоминание о Саргоне, царе Ассирии (Ис. 20:1), указывает на деятельность Исайи в это время. Более того, захват Азота ассирийцами был поводом для произнесения Исайей пророческого предупреждения о том, что бесполезно для Иудеи надеяться на Египет в деле освобождения. К счастью, Езекия не принимал участия в восстании в Азоте, и это предотвратило нападение на Иерусалим.
После смерти Саргона II (705 г.) во многих частях Ассирийской империи возникали восстания. В Вавилоне Меро-дах-Валадан II за попытку сбросить иго Ассирии был свергнут с вавилонского престола еще Саргоном II в 710 году до Р. X. Царем Вавилона стал сам Саргон II, а после 705 года владыкой и Ассирии, и Вавилона стал его сын Сеннахериб (в Библии — Сеннахирим). Меродах-Валадан II в 702 году до Р. X. снова захватил власть в Вавилоне, но продержался против Сеннахериба всего один месяц и был заменен ассирийским ставленником Бел-ивни, уроженцем Халдеи и, по-видимому, членом той же царской семьи. Но и он вскоре вступил в переговоры с царем Елама о соединении сил для борьбы против общего оккупанта и был также смещен Сеннахе-рибом. В Египте под энергичным руководством эфиопского царя Шабако, основателя XXV династии (около 710 г. до Р. X.), вспыхнули национально-освободительные настроения. Когда и другие народы Плодородного Полумесяца восстали против Ассирии, Сеннахериб двинул свои войска на запад. Покорив финикийцев и другие сопротивляющиеся районы на побережье в 701 году до Р. X., ассирийская армия захватила Филистимию.
Езекия ожидал нападения Ассирии. Вслед за своей великой духовной реформацией он сосредоточил в совете с ведущими чиновниками правительства все внимание на обороне.
Укрепления вокруг Иерусалима были приведены в порядок и сделаны еще более прочными. Мастера изготовляли щиты и оружие, а военачальники обучали бойцов. Чтобы обеспечить Иерусалим достаточным количеством воды на случай затяжной осады, Езекия построил вертикальный туннель, соединявший Силоамский пруд («купальню Силоам») с источником Гионом. Через 590 м сплошного камня иудейские строители прорубили канал, и Силоамский пруд, вырытый тоже в этот период, наполнился свежей водой. Со времени его обнаружения в 1880 году, когда надпись на нем была расшифрована, Силоамский туннель сделался достопримечательностью для туристов. Силоамский пруд, расположенный южнее Иерусалима, нужно было включить в стены города, и потому стена была расширена, и этот крайне важный источник свежей воды оказался в городских пределах. Когда стало очевидно, что ассирийская армия наступает на Иерусалим, источники воды вне города были засыпаны, чтобы враг не мог воспользоваться ими.
Хотя Езекия сделал все, что было в его силах, готовясь к наступлению ассирийцев, он полагался не только на человеческие ресурсы. Раньше, когда народ собрался на площади города, Езекия ободрил их и выразил свое упование на Бога: «С ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам сражаться на бранях наших» (2 Пар. 32:8).
Угроза Сеннахериба осуществилась в 701 году до Р. X. (4 Цар. 18-20; 2 Пар. 32; Ис. 36-39). Хотя упомянутый выше Шабако (Шабака — 716-702) весьма энергично расширял влияние Египта, присоединив к нему Эфиопию и Нубию (нынешний Судан), он все-таки избегал столкновения с Ассирией. Его преемник Шебитко (Шабатака — 702-690) дерзнул напасть на Сеннахериба. Библейское повествование в связи с этими событиями говорит только о «Тиграке (Тахар-ке), царе Ефиопском». Китчен полагает, что Тиграк (в возрасте 20-21 года) мог быть военачальником армии в 701 году и упоминание его как царя уместно потому, что он стал царем в 690 году до Р. X. (а пока, в 701 году, был, возможно, наместником Египта в Эфиопии с титулом ее царя) (Возможно, в Ис. 37:9 отражена повторная угроза со стороны Сеннахериба, вероятно, после того, как он разрушил Вавилон в 689 г. до Р. X. Реакция Езекии являет контраст его чувству поражения и безнадежности в Ис. 37:1 и ел., когда он «разодрал одежды свои, и покрылся вретищем» и послал начальника дворца, писца и старших священников к Исайе. Получив письмо (37:14), Езекия развернул его перед Господом с твердой верой в Божью помощь и спасение. Такая уверенность могла быть результатом духовного опыта прошлых избавлений, мира и благополучия в последние годы жизни, которую Господь ему продлил.).
Ассирийцы вторглись в Палестину с севера, попутно захватив Сидон, Иоппию и другие города, лежавшие по маршруту их продвижения. Во время осады и захвата Екрона Сеннахериб победил египтян у Елтека. Езекии пришлось не только отпустить екронского царя Падия, которого он взял в плен, но и уплатить крупную дань, почти опустошив храм, сняв в нем все серебряное и золотое убранство (4 Цар. 18:14).
Езекия очень серьезно заболел, скорее всего, еще в период ассирийского давления перед 701 годом до Р. X. Хотя Исайя сказал царю, чтобы он готовился к смерти, Бог вступился. Двойным было обетование Бога царю иудейскому: продление жизни на пятнадцать лет и избавление Иерусалима от угрозы Ассирии (Ис. 38:4-6).
Между тем Сеннахериб осадил Лахис. Возможно, он знал об уповании Езекии на Бога в деле избавления Иерусалима от руки ассирийцев и поэтому решил послать послов по дороге поля белильничьего, что вблизи Иерусалима, чтобы уговорить жителей сдаться. Сеннахериб даже притязал на то, что он посланник Божий, требуя их капитуляции, и приводил внушительный список побед над другими народами, оставленными своими богами. Однако Исайя заверил царя и народ в безопасности.
Во время осады Ливны Сеннахериб услыхал о вавилонском восстании. Ассирийцы удалились немедленно. И хотя он утверждал, что захватил 46 укрепленных городов, принадлежавших Езекии, он не сказал ничего подобного об Иерусалиме.
Сеннахериб хвалился захватом 200 000 иудейских пленников и говорил, что Езекия сидит в Иерусалиме, как птица в клетке.
Явное Божественное покровительство и благословение Езекии получило широкое международное признание. Многие приносили ему обильные дары (2 Пар. 32:23). Меродах-Валадан II, могучий вождь Вавилона, все еще подстрекавший народ к восстанию, поздравил Езекию с выздоровлением, что было, возможно, признанием успешного избавления царя от экономических трудностей, связанных с ассирийским нашествием (2 Пар. 32:31). Посланники Вавилона были, вероятно, под сильным впечатлением от богатства, увиденного в Иерусалиме. Однако торжество Езекии было испорчено новым предупреждением пророка о том, что следующие поколения будут рабами у Вавилона. Тем не менее это чудесное избавление могло послужить новым толчком для религиозных реформ, а мир и покой продолжались до конца его долгого правления.
Так как Езекия знал о том, что до конца его правления осталось 15 лет, вполне естественно, что он начал приобщать своего сына Манассию к управлению государством в самом раннем возрасте. Манассия был объявлен совершеннолетним, соправителем и наследником в 12 лет, то есть в 696/695 году до Р. X.
В районе Тигра и Евфрата ассирийский царь подавил восстание и в 689 году до Р. X. разрушил город Вавилон. Продолжая успешно продвигаться в Аравию, Сеннахериб услыхал о наступлении Тиргака. Если в 701 году главной мишенью ассирийского похода, вероятно, был Египет, то теперь Сеннахериб послал Езекии письмо с ультиматумом о сдаче потому, что хотел избежать вмешательства Иудеи. Ассирийские чиновники угрожали народу, а ультимативные письма были направлены лично к Езекии. На этот раз царь пошел в храм помолиться. Через Исайю он получил заверение, что ассирийский царь возвратится тем же путем, каким пришел. Где именно стояло тогда его войско, когда он понес потери в количестве 185 000 человек, в библейском повествовании прямо не сказано, но, по-видимому, он так и не дошел до Иерусалима(Автор разделяет описания вторжения ассирийцев в 4 Цар. 18-19, 2 Пар. 32 и Ис. 36-37 на два эпизода (в 701 и после 689 г. до Р. X.), тогда как общепринято считать их рассказом об одном событии, которое произошло в 701 г. Именно тогда, по слову Исайи, Сеннахериб «услышал весть» и снял осаду с Иерусалима. Но тогда же, согласно Ис. 37, Ангел Господень поразил 185 000 ассирийцев. Косвенно об этом говорит предсказание о смерти Сеннахериба в том же стихе (4 Цар. 19:7 и Ис. 37:7). Исайя имел в виду, что Сеннахериб уйдет из Иудеи и больше уже не вернется.
Сразу же по возвращении Сеннахериба в Ниневию в 701 г. до Р. X. гнев Божий за гордость, дерзость и богохульство начал изливаться на ассирийского царя. Вавилон сбрасывает ассирийское иго. Елам восстает против него и в бою захватывает в плен его сына Ашурнадиншума (694 г.). В 691 г. в битве при Халуле вавилонский царь Мушезиб-Мардук во главе коалиционных войск из халдеев, арамейцев и эламитов (прозвавших его Шузуб Халдей) разгромил Сеннахериба, который с этого момента озабочен лишь сохранением империи. Он спешно собирает войско, готовит его и на второй год после поражения (в 689 г. до Р. X.) завоевывает и полностью разрушает Вавилон. Однако все оставшиеся восемь лет до своей смерти он борется с вавилонскими повстанцами и совершенно разоряет страну. 0 его военном, политическом и экономическом банкротстве говорит и тот факт, что в конце концов он был убит собственными сыновьями в 681 г. до Р. X. Таким образом, жизнь Сеннахериба после пророчества Исайи, изреченного во время осады Иерусалима, следует рассматривать как исполнение этого пророчества. В этом случае нет необходимости предполагать какой-либо второй поход против Иудеи. — Прим. редактора перевода).
Езекия был погребен со всеми почестями, в отличие от отца своего Ахаза и прадеда Озии. С искренней преданностью и благочестием он провел величайшую религиозную реформу в истории Иудеи. Поскольку у Северного царства не было независимого правительства, эта реформа распространилась и на его территорию. Если не считать угроз со стороны Ассирии, царствование Езекии прошло мирно.
Манассия: идолопоклонство и реформа
Манассия царствовал дольше всех в истории Иудейского царства (4 Цар. 21:1-17; 2 Пар. 33:11-20) — 55 лет, включая десять лет его совместного царствования с отцом Езекией (696-642 гг. до Р. X.). Но это царствование было полной противоположностью правлению его отца. С вершины религиозного подъема Южное царство в правление Манассии скатилось во тьму идолопоклонства.
По характеру и поступкам он напоминал своего деда Ахаза, хотя последний умер до рождения Манассии. Скорее всего, Манассия не приступал к такому повороту в политике, пока его отец не умер.
Восстановлением высот, сооружением жертвенников Ваалу и возведением истуканов Манассия поверг Иудею в такое же ужасное идолопоклонство, какое ввели Ахав и Иезавель в Северном царстве. Посредством религиозных обрядов и церемоний вводилось поклонение звездам и планетам. Даже «мерзость аммонитскую», божество Молоха, признавал древнееврейский царь, принося в жертву детей в долине Еннома под Иерусалимом. Принесение человеческих жертв было самой ужасной мерзостью в религии у\.анаана и связывается у псалмопевца с поклонением бесам (Пс. 105:36-37). Астрология, ворожба и оккультизм были разрешены официально и считались обычным делом. В открытом противлении Богу были воздвигнуты жертвенники воинству небесному во дворах храма, а изваяния Ашеры, «жены» Ваала, были поставлены в самом храме. Кроме этого, Манассия пролил много невинной крови,Жожно с полной уверенностью полагать, что много смелых пророков, выступавших против такого явного идолопоклонства, были убиты (4 Цар. 21:16). Великий пророк Исайя в последний раз упоминается в связи с рассказом о царствовании Езекии; поэтому весьма вероятно, что предание верно говорит о том, что Исайя умер от руки нечестивого царя Манассии. Моральное и религиозное состояние Иудейского царства было хуже, чем у тех народов, которые были уничтожены или изгнаны в свое время из Ха-Манассия, следовательно, олицетворял собой самую крайнюю степень нечестия во всем долгом списке царей из рода Давидова. Суды, предсказанные Исайей, должны были непременно свершиться.
Исторические записи не указывают, в какой мере Манассия был подвержен влиянию идолопоклоннического государственного устройства Ассирии. Ассирия достигла вершины богатства и престижа при Асаргадоне (библейский Асардан — сын Сеннахериба) и Ашурбанипале. Несомненно, Манассия заискивал перед Ассирией в раболепном подчинении, между тем как Асаргадон (681-669 гг. до Р. X.) распространял свое влияние до самого Египта. В отличие от Сеннахериба Асаргадон придерживался политики мирного укрепления своей империи и восстановил Вавилон. В 678 году он покорил Тир, хотя жителям удалось бежать в ближайшую крепость на острове. Мемфис был захвачен в 673 году, а несколько лет спустя последний фараон из XXV династии Тиргак был взят в плен. В своем списке из 22 хеттских царей Асаргадон упоминает царя иудейского Манассию в числе тех, кто предпринял вынужденное посещение Ниневии в 678 году до Р. X. Хотя к этому времени Вавилон был отстроен, не совсем ясно, брал ли его туда с собой Асаргадон(Унгер отождествляет это пленение с 2 Пар. 33:11).
После разрушения Фив в 663 году до Р. X. Ашурбанипал расширил владения Ассирии в Верхнем Египте на 85 км вдоль Нила на юг. Кровавая гражданская война потрясла Ассирийскую империю (652 г.) во время восстания Шамашшумукина, родного брата Ашурбанипала, назначенного на должность правителя (то есть вассального царя) Вавилона. Он пытался отложиться от Ассирии. В кульминационный момент этого восстания, при захвате Вавилона в 648 году, вспыхнули восстания в Сирии и Палестине. Возможно, к Едому и Моаву которые упоминаются в ассирийских надписях в связи с этими восстаниями, присоединилась и Иудея. Для Моава это закончилось потерей независимости, а иудейский царь Манассия был взят в плен, но потом выпущен на свободу (2 Пар. 33:10-13).
Хотя у нас нет определенной хронологической информации для датировки времени пленения Манассии и его освобождения, библейское повествование скорее указывает на последнее десятилетие его царствования. Если он был взят в плен в 648 году и возвратился в Иерусалим в роли вассального царя пусть даже в тот же год, у него оставалось слишком мало времени, чтобы отменить религиозные обряды, которые он насаждал в течение многих лет. В плену он покаялся и теперь признавал Господа. Вернувшись в Иерусалим, он начал реформы, подавая пример страха Божьего и повелевая жителям Иудеи служить Господу — Богу Израиля. Вряд ли его реформа была успешной, так как истинные служители Божьи, жившие во времена Езекии, были казнены или иным образом устранены.
Амон: отступничество
Амон сменил своего отца Манассию на престоле Иудеи в 642 году. Без колебания он приступил к служению идолам, которое было введено и поддерживалось в продолжение почти всего времени царствования его отца. Раннее воспитание Амона оказало на него гораздо большее влияние, чем более поздний период реформ.
В 640 году до Р. X. слуги Амона убили своего царя во дворце. Хотя его царствование было кратким, Иудея за эти два года впала в ужасное отступничество, следуя его безбожному примеру.
В течение двух веков Южное царство переживало подъемы и падения. Правления Гофолии, Ахаза и Манассии были временем необузданного идолопоклонства. Религиозная реформа началась при Иоасе, набрала силу при Озии и достигла высшего уровня при Езекии. В политическом отношении Иудейское царство достигло своей самой низшей точки во дни Амасии, когда Иоас из Северного царства вторгся в Иерусалим. Все эти двести лет благополучие и независимость Иудейского царства были омрачены растущей агрессивностью ассирийских царей.
Этот материал еще не обсуждался.