24.01.2010
Скачать в других форматах:

Майкл Уилкок

Откровение Иоанна Богослова

8:2-11:18   СЦЕНА 3: ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ МИРУ

 

Протрубили семь труб

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ

После снятия печатей наступает время труб.   Или скорее, после того как Иоанн увидел печати, он слышит звуки труб; это не совсем одно и то же. Следующие персонажи, появляющиеся в Откровении, - семь трубящих ангелов. Но символизируют ли они собой последующие события, которые должны произойти в ходе истории человечества? Вопрос о том, соответствует ли порядок видений в Откровении порядку исторических событий, уже был затронут. Но сейчас, если мы хотим понять связь между сценами 2 и 3, его необходимо рассмотреть тщательней.

Исходным пунктом нашего довода является сравнение между двумя описаниями Второго пришествия Христа в конце света. Одно описание дает Он Сам в Своей речи на горе Елеонской (Мф. 24:29 и далее); этот отрывок  больше всего подходит для  нашей  цели'. Второе мы находим здесь, в Откровении (6:12-17, шестая   печать).   Объектом   нашего   исследования   станет последовательность событий в Откровении. Мы ее будем сверять с описанием этих событий в Евангелии от Матфея.

 

Не все комментаторы соглашаются с тем, что здесь говорится о Втором пришествии Христа. Наше собственное мнение основывается на том, что в целом картина, изображенная в Евангелии от Матфея 24:29, носит слишком окончательный и универсальней характер, чтобы символизировать что-либо другое.

 

Начиная с 6:12-17, порядок в драме таков: (1) Печать 6; (2) предвидение о Церкви, всегда пребывающей в безопасности; (3) печать 7, получасовое безмолвие; (4) семь труб. Но каков хронологический порядок? Мы убедились, что в реальности (2) предшествует"Ш; следовательно, мы не можем считать само собой разумеющимся, что (3) будет непременно предшествовать (4). Раз мы приняли принцип ретроспективы в одном случае, то нельзя отрицать, что он может оказаться уместным и в другом. Так какое же место в последовательности событий занимают трубы?

Мы обращаемся за помощью к Евангелию от Матфея 24 и 25. С момента конца света и прихода Христа (24:29 и далее) мы начинаем воспринимать не то, что дальше скажет Христос, а то, что дальше произойдет. В Его речи далее следует серия предупреждений (24:32-25:30). Но в последовательности событий следует Суд и затем - вечность (25:31-46). Таков величественный замысел Христа, и где-то в нем есть место трубам.

а. Раздаются ли их звуки вслед за появлением Христа?

Матфей о трубах не упоминает, и не существует также временного пробела между описанным в Евангелии от Матфея 24:30 (появление Христа) и 25:31 (Суд), где для них нашлось бы место. Если в такой сложной сцене драмы, занимающей практически четыре главы Откровения, действительно показаны события, которые произойдут между появлением Христа и Страшным судом, то кажется странным, что Иисус, излагая Свой замысел, ни словом о них не упомянул. Но можно сказать и еще больше. Явление Христа повлечет за собой тотальное разрушение, в результате чего среди всего прочего померкнет и свет небесных тел1.

Отк. 6:12-17 = Мф. 24:29 = 2 Пет. 3:10 = Евр.  12:26,27

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ

Если солнце, луна и звезды погасли еще при снятии печати 6, то может ли произойти затмение одной их трети, описанное позже (четвертая труба, 8:12)? Из этого мы заключаем, что хотя в видении Иоанна трубы следуют за печатями, но в реальности ход событий не таков.

б. Сопровождают ли их звуки явление Христа?

То есть, являются ли они каким-то образом частью событий, сопровождающих снятие печати 6, и присоединяются ли к событиям, следующим за снятием печати? По Евангелию от Матфея (24) этого сказать нельзя. Более того, мы сновя вспоминаем, что там возвращение Христа сопровождается полным крушением мира. Поэтому провозглашаемое трубами частичное разрушение не может следовать за Его пришествием.

Доводы, основанные на умолчании, как правило, плохие доводы. Но не в данном случае. Тот факт, что в отрывке, следующим за этим (Мф. 24:29)', Христос не упоминает ни о чем, напоминающем трубы, - чрезвычайно существен. Ибо, как уже было сказано, в Евангелии от Матфея 24 и 25 замысел будущего изложен Самим Христом. Он отвечает на два вопроса, заданных Ему учениками (24:3). Сначала они спрашивают: «Когда это будет?» (то есть разрушение Иерусалима, упомянутое Им в 24:2 - вопрос, который в Откровении не затрагивается, поскольку к моменту его написания это событие уже произошло).   И  второй  вопрос:   «Какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Христос отвечает полно и подробно. Насколько полно, можно судить из самых первых слов: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Пророчество, будущар, конец света -  можно ли сыскать более благодатную почву для странных теорий, вводящих в заблуждение?

Громогласная труба из Евангелия от Матфея 24:31 никаким образом не связана с трубами в Откровении. Исключение, может быть, составляет труба 7 (Отк. 11:15 и далее).

Уже само по себе количество различных толкований Откровения служит наглядной демонстрацией этого. На каждое толкование, хоть чуть-чуть приближающееся к истине, приходится целая дюжина толкований, которые от нее уводят. «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». И далее на протяжении двух глав Христос властно излагает Свое собственное учение. Оно специально предназначено для того, чтобы оградить Его учеников от всяческого обмана.

Следовательно, нам нужно остерегаться любой теории о будущем, в которой делаются громоздкие добавления к совершенному по своим пропорциям плану, данному нам Христом. Мы должны относиться с подозрением к любому толкованию, в котором делаются, например, попытки втиснуть четыре главы Откровения между двумя словами в Евангелии от Матфея 24. Не имеет смысла говорить, что Откровение столь же бого-духновенно, как и Евангелие от Матфея, и поэтому столь же авторитетно. Это не имеет отношения к делу. Авторы толкований, находящие в Откровении подробные пророчества, которых нет в Евангелии от Матфея, по сути, клевещут на изложенное в нем учение Христа. За их домыслами стоит предположение, что в этом учении есть недостатки или, по крайней мере, чего-то не хватает, и поэтому оно не в состоянии уберечь учеников от заблуждений.

Так где же в ходе событий, о которых Христос сказал в Своей речи на Елеонской горе, есть место звукам труб?

в. Предшествуют ли их звуки явлению Христа?

В этом случае трубы звучали бы одновременно с событиями, предшествующими снятию печати 6. Сравнение между трубами и печатями подтверждает это. Как их сходство между собой, так и различие указывают на параллельность появления тех и других.

Как печати, так и трубы служат знамением бед и страданий; в обоих случаях первые четыре компонента не столько характеризуют последовательность событий, сколько показывают различные аспекты одной и той же ситуации; пятый компонент отражает не внешние беды, а внутреннюю сущность людей. И наконец, шестой и седьмой компоненты изображают некое окончательное бедствие и то, что следует за ним.

Несходство их заключается в том, что в то время, как пятая печать показывает страдания христиан (6:9), пятая труба показывает страдающий неверующий мир (9:4)  (и это делают все трубы,  что станет ясным  в результате последующего рассмотрения). Как провозгласил Ангел, от голосов последних трех труб будет «горе живущим на земле» (8:13)'. Бедствия, провозглашенные трубами с первой по шестую сильно напоминают язвы, которыми Бог поразил неверующий Египет (8:7-9,12; 9:3; и Исх. 7:10); и люди, которых мы видим в этих видениях, либо погибают от этих бедствий, либо остаются нераскаявшимися (9:20 и далее); наступление после седьмой трубы Царства Христа для них - «горе», а это может быть только для нераскаявшихся и неверующих людей. Различие между двумя видениями на самом деле только подтверждает их единство. Они как две стороны одной медали. Страдание постигнет мир в целом («мир» в смысле Божьего творения, включая Его Церковь) - сцена 2. Оно также постигнет, по особому Божественному предназначению, «мир» (в другом смысле,  в смысле безбожного человеческого общества) -сцена 3.

Одним словом, это две параллельные сцены. Снятие печатей показывает, что будет происходить на протяжении истории, вплоть до возвращения Христа. Отдельно показано, через что придется пройти Церкви. Одновременно с этим начинают звучать трубы.

1  «Живущие на земле» - фраза та же самая, что и в 6:10.

Они провозглашают события, которые будут происходить вплоть до возвращения Христа, включая и это время. Тем самым они предостерегают неверующий мир. Заметьте, что и речь на Елеонской горе подтверждает это. В ней также за описанием Второго пришествия в Евангелии от Матфея 24:29-31 следуют подробные предупреждения тем, кто доживет до этого момента.

Оглядываясь назад, мы видим, что этот метод описания тоже следует принципу «повторения образцов», на который мы обратили внимание в связи со сценой 1. Отдавая себе отчет, насколько этот принцип неотъемлемо присущ Книге Откровения, а также всей Библии, не следует удивляться, что целые сцены строятся по принципу параллелизма. Нам еще предстоит увидеть, как то же самое повторяется вновь и вновь. В каждой сцене до конца прослеживается ход истории, а затем показываются последующие события. В следующей сцене, драма возвращается к началу и проходит тот же самый путь.

Так возникли два подхода к книге Откровения: «исторический» и «футуристический». Приверженцы исторического подхода считают, что книга представляет собой подробное изложение событий между Первым и Вторым пришествиями Христа: Иоанн, по их мнению, передает предсказание, это «история, написанная заранее». Футуристы тоже считают книгу главным образом предсказательной. Но поскольку они ждут более буквального исполнения пророчеств, то считают, что даже сегодня большая их часть еще не исполнилась. Обоим типам толкования свойственна тенденция нанизывать сцены Откровения, словно бусины, последовательно -предполагать, например, что поскольку в драме трубы следуют за печатями, то и открываемые ими события произойдут в том же порядке.

Мы видели, что это совсем не обязательно. Наше собственное толкование исходит из иного допущения, а именно: нельзя априори' принять ту или другую точку зрения. Чтобы решить, как располагаются события: следуют ли друг за другом, или возвращаются назад, чтобы переформулировать сказанное ранее, необходимо подробно рассмотреть все данные. Решение, как правило, можно принять на основании сведений, содержащихся в самой книге. Помочь могут и параллельные места в других частях Писания - в данном случае это речь на Елеонской горе. Все это даст возможность выстроить каркас, в рамках которого все части книги могут быть расположены в относительно простом порядке.

1. СЦЕНА 3 ОТКРЫВАЕТСЯ:

БОГ СЛЫШИТ ВОПЛЬ СВОИХ ЛЮДЕЙ (8:2-6)

И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

3 И пришел иный Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом. 4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. 5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.

6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

«С воображаемых углов круглой земли дуют ваши трубы, ангелы», - восклицает Джон Донн. Без сомнения, перед его внутренним взором стояла эта сцена. В последующих строках он связывает ее с последней трубой, которая пробудит мертвых (Мф. 24:31; 1 Кор. 15:52;

1  Априори (лат.  a priori - из предшествующего) -  независимо от опыта; до изучения  на опыте; заранее, предварительно.

I Фес. 4:16). Но сама Библия предостерегает нас от излишне поспешных выводов. Трубы могут подавать сигнал о наступлении дня воспоминания (Лев. 24:23), или победы (Иис. Нав. 6:4), или помазания (3 Цар. 1:34). Звук трубы может означать и предостережение (Иер. 4:5 и далее). В первой главе мы слышали трубный звук, но он не разбудил мертвых, а убил живых (1:10,17). В главе 8 не содержится ничего, что подсказало бы нам, какое из вышеперечисленных значений следует приписывать трубам этой сцены, если вообще надо приписывать какое-нибудь. С нашей стороны будет мудрым не торопиться с суждением.

Гораздо меньше сомнений возникает по поводу жертвенника и фимиама в стихах 3-5. Они формируют одну из связей между предыдущей сценой и этой. Когда была снята печать 5, мы увидели жертвенник со стекающей с него кровью святых. Здесь мы видим жертвенник с возносящимися от него молитвами святых. Храм был устроен так, что для жертв и фимиама предназначались отдельные жертвенники; и, как часто бывает, людям, чтобы понять все грани одной и той же небесной истины, нужно увидеть каждую грань отдельно. Но на небесах жертвенник только один, в нем соединены оба земных жертвенника. Мы уже видели это при снятии печати 5: существуют два вида приношений Богу. Первый - это жизни святых, а второй - их молитвы. Вся сцена 3 строится именно на том, что жертвенник начинает выступать в роли кадильницы с благоуханным курением, символизирующим молитвы Божьих святых1. Эта связь заставляет задуматься, но есть три момента, которые практически изгоняют все возможные сомнения по поводу ее существования. Во-первых, трубы 5-7 (а по смыслу также 1-4) призывают горести на «живущих на земле».

1 В греческом тексте стиха 3 неясно, каким образом связаны фимиам и молитвы, но мы уже видели в 5:8, что первое символизирует второе (и это одинаково в обоих отрывках).

И когда снималась пятая печать, святые молились именно о том, чтобы этим «живущим на земле» было воздано по заслугам. Во-вторых, бедствия, последовавшие за трубами 1-5, напоминающие египетские язвы, также напоминают торжественное предисловие из Исхода 3:7 и далее: «И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его... И иду избавить его». В-третьих, кадильница, с которой огонь изливается на землю, - та же самая кадильница, с которой молитва была вознесена на небеса.

Это может показаться несколько далеким от нормального христианского опыта. В сцене 2 показано, что Церковь будет страдать. Но в то же время она получает заверения, что в итоге будет спасена, и это сомнению не подлежит. Но она не принимает страдания с кротостью. Она требует отмщения тем, кто послужил их причиной. И чтобы мы не воображали, что эта молитва чисто человеческая (а человек под влиянием момента может забыть о божественном повелении молиться за (а не против) гонителей), нам затем показано в сцене 3, что Бог слышит ее и отвечает на нее ужасающе исчерпывающим образом.

Итак, мы вступаем в сцену 3 с двумя вопросами, не получившими ответа. Что возвещают трубы: победу, рок, жизнь, смерть или что-нибудь еще? И действительно ли кадильница означает, что Божьи люди должны молиться за то, чтобы на мир обрушилась беда?

2. ПЕРВАЯ ТРУБА: ЗЕМЛЯ ПОРАЖЕНА (8:7)

Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Всадники сцены 2 никак не вписывались в рамки наших обычных представлений, и мы решили, что они являются символическими фигурами. Однако огненный   град  слишком легко  себе  представить  в  наш атомный   век.   Поэтому   можно   испытать   искушение увидеть в нем не символ, а реальность. Выдвигались определенные предположения: так как на протяжении девятнадцати столетий такого града никто не знал, то его появление стали считать предзнаменованием конца истории; впервые он появился в наше время, и, следовательно, мы недалеки от конца истории. На самом деле такое рассуждение не выдерживает критики. Люди часто верили, что то или иное крупное событие их времени является осуществлением того или иного пророчества, знаменующего конец мира. Вторжения варваров в пятом веке, наступление рокового 1000-го года, смуты, сопровождавшие Реформацию, лиссабонское землетрясение в 1745 году - каждое из этих событий побуждало некоторых из изучавших Библию говорить: «Теперь, наконец, мы видим буквальное исполнение пророчества; теперь, наконец, Судный день приблизился». Но ни одно из этих заключений не соответствовало истине -по крайней мере, в том смысле, который в них вкладывался.

По этим причинам нам следует противиться искушению истолковывать град как что-то вроде радиоактивных осадков. Есть и еще две причины, чтобы не делать этого. (1) Если правда, что в сцене 3 описываются бедствия, посланные на нечестивых обитателей земли в ответ на молитвы Божьих людей, то кажется довольно странным, что первое бедствие настигает их лишь в середине двадцатого столетия, а шестьдесят поколений нечестивых оно даже не задело (не говоря уже о всех остальных бедствиях, которые, если принимать их буквально, пока еще не произошли). (2) Если правда, что сцена 3 параллельна сцене 2, то вероятно, что первые пять труб будут напоминать первые пять печатей в том смысле, что они открывают нам не какие-то события, которые можно точно датировать, а аспекты мировой ситуации, которые могут соответствовать истине в любое время.

В согласии с такой точкой зрения град, огонь и кровь символизируют любого рода разрушение, которое может во все времена постигнуть землю - пристанище человека.

3. ВТОРАЯ ТРУБА: ПОРАЖЕНО МОРЕ (8:8,9)

Вторый Ангел вострубил, и как-бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Последовавшее за звуком второй трубы напоминает первую из египетских язв (Исх. 7:20 и далее), как и последовавшее за звуком первой трубы напоминает седьмую язву (Исх. 9:24 и далее). Загрязнение моря и последующее разрушение морской жизни может быть еще одним аспектом вреда, причиненного окружающей среде. Он подобен вреду, причиненному земле, который последовал за трубой 1. Однако конкретное упоминание о гибели судов может означать, что в то время как первое бедствие было направлено против среды обитания человека, то второе призвано причинить вред его торговым делам; ибо в новозаветные времена «море» означало Средиземное море. Его называли «Римским озером», и оно по всем направлениям пересекалось торговыми путями империи.

Средства, с помощью которых достигаются эти ужасные эффекты, драматичны до крайней степени; но их все-таки можно представить. Крушение Атлантиды для нас - легенда; первые читатели Откровения жили на 2000 лет ближе к колоссальному бедствию, породившему легенду1.

Возможно, это было извержение вулканического острова Тэры в Эгейском море, имевшее место приблизительно в шестнадцатом столетии нашей эры. См. Дж. В. Люк, Конец Атлантиды (Темза и Гудзон, 1969) - J. V. Luce, The End of Atlantis (Thames & Hudson, 1969).

 

В то время вполне могли сохраниться рассказы об этом, воспринимавшиеся не как легенды, а как сообщения о реальных исторических событиях. На основании этих рассказов люди могли составить себе представление о громадной горящей горе, рухнувшей в море. Более того, уже в их эпоху, в 79 году до Рождества Христова, произошло извержение Везувия; и, наверное, не слишком фантастическим покажется предположение, что это бедствие поражало воображение многих читателей Иоанна как яркое подтверждение описанного в этой сцене. В 70 году после Рождества Христова евреи всего мира, включая евреев-христиан, были ошеломлены, когда узнали о том, что святой город разграблен римской армией. В то время дым, поднимающийся к небу от Иерусалима, символизировал молитву людей Божьих:

«Предали огню святилище Твое; совсем осквернили жилище имени Твоего... Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?» (Пс. 73:7,10).

Дым, поднимавшийся от Помпеи и Геркуланума' девять лет спустя (девять лет, в течение которых не потускнела память о падении Иерусалима), многим, должно быть, казался ответом на эту молитву.

4. ТРЕТЬЯ ТРУБА: ПОРАЖЕНЫ РЕКИ (8:10,11)

Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. 11 Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

1   Геркуланум   -   город  у   зап.   побережья   Везувия,   разрушенный извержением 24 августа 79 г.  н. э.

 

Нам трудно это представить. Но если первый век знал нечто, подобное горящей горе Трубы 2, а нашему собственному столетию знакомо нечто, напоминающее горящий град Трубы 1, то на глазах будущего поколения может произойти что-то, что они с печалью сравнят с горящей звездой третьей трубы. Еще в начале нашего века научная фантастика представляла себе такую возможность. Рассказ Герберта Уэллса «Звезда» приближается к описанию не частичного, а полного разрушения мира.

Но ожидать буквального исполнения какого-либо из этих видений - значит не понимать в них самого главного. Они призваны передать нам, что с миром, в котором живет человек, происходят ужасные вещи под воздействием сил, настолько выходящих за рамки человеческого контроля, что их божественное происхождение совершенно очевидно. В данном случае Бог поражает резервуары пресной воды, которые предположительно символизируют природные источники, поддерживающие человеческое существование (так как конкретно упоминается о том, что люди, пившие из них, отравились).

5. ЧЕТВЕРТАЯ ТРУБА: ПОРАЖЕНЫ НЕБЕСА (8:12)

Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи.

Еще труднее, чем падающую горящую звезду, вообразить себе это затмение на одну треть, продолжающееся как во время дня, так и во время ночи. Даже если принять, что поражены, вероятно, будут не сами солнце, луна и звезды, а наше восприятие их света - все равно не ясно, что мы должны себе представить. Затмения, облачность, песчаные бури? Или радикальное изменение движения планеты Земля, в результате которого на одной трети ее поверхности воцарится постоянная ночь, (хотя такое изменение по-прежнему не объясняет помрачение луны и звезд)? Может быть, заимствованная из Писания аналогия сможет избавить нас от всех этих бесплодных размышлений? Ибо Писание не обсуждает механики чуда. Главное в сверхъестественных событиях Библии - не «как?», а «кто?» и «почему?» Труба 4 вновь возвращает нас к книге Исхода (Исх. 10:21 и далее)1. Главное свойство постигших Египет бедствий состояло именно в том, что люди не в состоянии были понять, каким образом они происходят. Так что им пришлось просто смириться с фактом, что здесь действует Бог (Исх. 8:7,18 и далее).

Так что же Бог здесь делает? Сейчас мы соберем вместе нити наших выводов относительно первой части сцены 3. Ужасающий вред нанесен земле и растительности, морям и кораблям, водам, которые человек пьет, и свету, который он видит, - то есть поражена окружающая среда, торговля и коммерция, источники жизни и восприятие. Но повреждение частичное («третья часть»); это наводит на мысль, что трубы не возвещают приговор, а предостерегают. Большей части человеческого рода позволено выжить, воочию убедившись, какова сила Божьей ярости, и получив возможность раскаяться. Как ни парадоксально это звучит, но бедствия сцены 3 на самом деле являются проявлением доброты. После снятия печатей мы видели страдающую Церковь, которая взывает о справедливом возмездии. Но трубы показали, что нечестивому миру предлагается милосердие. Предложение не принимается, и мир не кается (9:20 и далее); но пусть никто никогда не говорит, что Бог не сделал всего, что было в Его силах, вплоть до разрушения Своего собственного совершенного творения - Земли, чтобы привести людей в чувство.

'  Событиям, возвещенным трубой 3, нет точной параллели среди египетских язв;, но см. Исх. 7:24;  15:23 и последующие стихи.

6. ПУСТЬ МИР ЛЮДЕЙ НЕ ЗАБЫВАЕТ О ТРУБАХ, КОТОРЫМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ПРОЗВУЧАТЬ! (8:13)

И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить! (В английском тексте вместо «Ангел» стоит «орел». На этом основано дальнейшее рассуждение автора - прим. перев.)

Пока внимание читателей привлечено к связям, существующим между этой сценой и Исходом, орел может напомнить им следующее: Бог в конце концов сокрушил и смирил нечестивых египтян, неся Свой народ «на орлиных крыльях» (Исх. 19:4). С другой стороны, в Библии не делается различия между орлами и стервятниками (см. Мф. 24:28). Эта птица, в зависимости от того, что она символизирует: предостережение или приговор, может быть стервятником, кружащим над умирающим «телом» человеческого рода. Безусловно, бедствия, призываемые им на живущих на земле, подобны бедствиям, предсказанным Христом городам Галилеи. И этим бедствиям предшествует такое же нечестие и растленность. «Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Си доне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись... И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, да ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11:21-23). Грех, за который людей постигает роковая участь, всегда один и тот же:  намеренный отказ отвечать смирением на дела Божьи.

Когда бедствия, возвещенные первыми четырьмя трубами, постигли естественную среду обитания, люди пострадали косвенно. Так как это не привело их к покаянию, то оставшиеся трубы провозгласят наступление несчастий, от которых будут страдать непосредственно сами люди. Чтобы наглядно показать истинную сущность нечестивых, Бог прибегает к тому же самому методу, с помощью которого, в случае с Иовом, Он показывал истинную сущность праведника (Иов. 1:8-12; 2:3-7).

7. ПЯТАЯ ТРУБА: МУЧЕНИЕ (9:1-12)

Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны: 2 Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. 3 И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. 4 И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. 5 И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. 6 В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них. 7 По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как-бы венцы, похожие на золотые, лица же ее - как лица человеческие; 8 И волосы у ней - как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов; 9 На ней были брони, как-бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; 10 У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев. 11 Царем над собою имела она ангела бездны; имя ему по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Апол-лион.

12 Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

Только самые ярые сторонники буквального подхода считают, что возвещенные трубой 5 события будут происходить именно так, как описано здесь. Они ожидают увидеть в реальной жизни то, что Иоанну предстало в видении. Представьте себе огромную дыру где-то в земной поверхности. Из нее извергается дым и колоссальные полчища саранчи. Такой саранчи доселе не видели ни море, ни земля - у нее жала, как у скорпионов, видом она напоминает коней, на ней царские венцы, у нее человеческие лица и женские волосы, зубы, как у льва, она одета в броню и передвигается с оглушительным шумом; она нападает на людей, а не на растительность и впридачу способна отличать христиан от нехристиан. Писание запрещает нам ждать буквального исполнения такого пророчества. То, что некоторые пророчества исполняются буквально, немногие станут отрицать. Но мы должны отличать пророчества, у которых может быть буквальное исполнение, от тех пророчеств, у которых его быть не может. И критерием для проведения разграничительной черты не должно служить наше умение вообразить буквальное исполнение1. Буквальный подход преобладает до тех пор, пока люди не начинают видеть призраки. Только после этого символическому подходу позволяется занять подобающее ему место. Чтобы определить, буквальное или символическое значение имеют пророчества, необходимо искать аналогии в Писании.

1 Некоторые комментаторы рассуждают именно таким образом. Уолвурд говорит о стихе 6: «подразумевается буквальная смерть; о стихе 5: «Вероятно, речь идет о буквальном периоде в пять месяцев»; о стихах 7 и дальнейших: «не природная саранча, но з; имый образ бесовских толп» (с. 160 и далее. Курсив наш).

 

У нас уже есть достаточно свидетельств, что по крайней мере пророчества труб 1-5, так же, как и печатей 1-5, имеют символическое значение и что возвещаемое ими сбывалось снова и снова на протяжении веков.

Сверхъестественные события вторгаются в историю, как мы уже заметили в связи с трубой 4, не для того, чтобы люди спрашивали «как?», а для того, чтобы они спрашивали «кто?» и «почему?» И в отношении саранчи важно понять не то, каким образом такие существа могут появиться, а то, что они означают. В этом был смысл появления полчищ настоящей саранчи в параллельных ветхозаветных отрывках: в Исходе 10:12-20 (одна из язв египетских) и в Книге Пророка Иоиля 1 и 2. Так что эти бесовские толпы имеют духовное значение. Они появляются из ямы, места смерти; яма открывается кем-то, кто есть «падшая звезда», - без сомнения, сатаной (Лк. 10:18; ср. Ис. 14:12). Сатане Богом «дана» власть сделать это. Появление саранчи практически не поддается описанию, но вызываемое чувство -это ужас в чистом виде. Они мучат людей почти полгода, мучат так, что моменты передышки едва ли длиннее периодов страдания. Они жалят так, что даже смерть предпочтительнее.

Мы истолковываем это следующим образом: каждый раз, когда неверующие страдают, то какие бы многообразные формы не принимали бы несчастья -будь это постоянные тяготы, болезни, раздоры, нападения, так что они хотят смерти, а она не приходит и не избавляет их от страданий, то эти несчастья и есть та самая саранча, появление которой возвестила труба 5 и которую ведет за собой ангел бездны. Таково предостережение трубы 5 и таково первое бедствие, направленное непосредственно на самих неверующих людей, а не на окружающую среду.

 

8. ШЕСТАЯ ТРУБА: ПОГИБЕЛЬ (9:13-21)

Шестый Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,

14 Говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. 15 И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

16      Число конного войска было две тьмы тем; и я слы шал число его.

17      Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера. 18 От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; 19 Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвос тах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили.

20 Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить; 21 И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

Еще предстоит прозвучать седьмой трубе, но труба 6 - последнее предупреждение живущим на земле. Когда раздастся звук трубы 7, будет уже слишком поздно (11:15-18). В качестве предупреждения выступает смерть, не смерть самого человека, но смерть других (ст. 15,18). Одна треть человеческого рода уничтожается. Это попытка (как оказывается, безуспешная) побудить остальных раскаяться.

Легионы конных всадников, так же, как и всю сцену в целом, не следует понимать буквально. Ни одна историческая эпоха не видела еще такого ужасающего совпадения двух факторов: во-первых, языческого идолопоклонства как доминирующей религии (ст. 20) и, во-вторых, появления 200 миллионов огнедышащих, с змееобразными хвостами коней, неистово скачущих из Месопотамии. Не следует этому отрывку приписывать и символизм другого рода, при котором слова просто заключаются в кавычки. Тогда «рты у коней» становятся огнеметами, «хвосты коней» - бомбардировщиками, а «Евфрат», откуда появляются все эти принадлежности войны, превращается в Россию, Китай или другую страну, выступающую на данном этапе в роли пугала. Строго "буквальный подход загоняет весь эпизод в почти невероятное будущее; последний вид квазисимволики помещает его в наш век. Ни то, ни другое не могло иметь никакого смысла для читателей в течение двух тысячелетий.

 

Нет, тут должен иметь место не просто символизм, а истинно библейский символизм. Стих 13: именно от жертвенника восходят молитвы Церкви, и тогда Бог посылает Свой огненный ответ (8:3-5). Труба 6, подобно остальным трубам, возвещает предупреждение о Божьем гневе, который обрушится на людей за их грех. Этот гнев - ответ на молитвы Его людей о том, чтобы зло не осталось безнаказанным и чтобы совершилось справедливое возмездие. Стих 14: на протяжении большой части библейской истории угроза погибели исходила главным образом из региона Тигра и Евфрата. Еще в восьмом веке до нашей эры «Ассирийцы напали, как волки на овечий загон». Даже Рим с тревогой оглядывался через плечо на варваров, грозящих нападением на его восточные границы, и он был ни в коей мере не единственным, кто делал это. Таким образом, последнее и самое грозное предупреждение - предупреждение о «Евфратском» разрушении и смерти. Стихи 15, 16: по Божьему повелению выпускаются на свободу ангелы, которые принесут разрушение. Это происходит в тот самый час, час зеро (ничто, нуль), который наметил Бог, и им даны силы, исчисленные Богом. Каждая принесенная ими смерть произойдет именно так и тогда, как задумал Бог.

Несущие смерть всадники трубы 6 - это не танки и не самолеты. Или, точнее, не только танки и самолеты. Это также рак, автомобильные катастрофы, недоедание, бомбы террористов и мирные кончины в домах престарелых. Тем не менее, «прочие же люди, которые не умерли от этих язв», по-прежнему не каются в своем идолопоклонстве, в том, что центром их жизни является не Бог, а что-то другое. Или они, может быть, не каются в содеянном ими зле, которое явилось неизбежным результатом такого идолопоклонства. Они знают о загрязнении окружающей среды, об инфляции, об истощении природных ресурсов, о недальновидных политиках - и по-прежнему отказываются признать, что это раздаются звуки первых четырех труб. В конце концов все эти несчастья постигают их самих, и по той или иной причине жизнь превращается в мучение - звучит пятая труба: саранча выпущена на свободу, но они не каются. Не каются даже тогда, когда по призыву трубы 6 поднимаются евфратские ангелы и конное войско выезжает, чтобы принести погибель (любой род погибели, не обязательно войну) другу или родственнику, мужу или жене: даже лишившись близкого человека, они не каются. «Бог шепчет, когда нам хорошо, говорит, пробуждая совесть, и кричит через страдания»'. Если мы не услышим могучего голоса страданий и утрат, то нам не на что надеяться.

1 К. С. Льюис, Проблема страдания (Блес, 1940), с. 81 - С. S. Lewis, The Problem of Pain (Bles, 1940), p. 81.

 

9. Бедствия последней трубы (10:1-7)

И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, 'чснного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные; 2 В руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю, 3 И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. 4 И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел-было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.

5 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу 6 И клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; 7 Но в те дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, Как Он благовествовал рабам Своим пророкам.

Появление ангела, который должен возвестить о седьмой трубе, сопровождается сначала звуками семи громов, говорящих о чем-то мучительном. Возникает вопрос: зачем нужно было давать Иоанну это последнее откровение и затем запрещать ему открывать его своим читателям? Это очень примечательное видение, и ангел здесь - благородная фигура, напоминающая Христа в главе 1. Его образ раз и навсегда опровергает представления об ангелах как о женоподобных существах, вяло наигрывающих на арфах. Ясно, что Иоанн услышал и понял то, о чем проговорили громы. Но так же, как и в случае, который произошел с Павлом, рассказанном им во 2 Послании к Коринфянам 12:4, это не было предназначено для дальнейшего разглашения.

Мы все же можем попытаться предположить, о чем говорили громы. Вероятно, самое близкое к этому параллельное место в Библии - Псалом 28. Там гром называется «гласом Господним». Он упоминается семь раз. Глас Божий - свидетельство Его величия и могущества. «Во храме Его все возвещает о Его славе» (Пс. 28:9). Возможно, что откровения о Самом Себе, которые Бог дает живущим на земле, даже более всеобъемлющи, чем мы отдаем себе в этом отчет. Наверное, христианину не нужно знать, как многочисленны Его предупреждения миру, иначе он может устраниться от своей собственной обязанности - нести Благую Весть.

Как бы то ни было, следующее событие по Божьему календарю - появление трубы 7, и затем - конец. То, как в Новом Завете используется слово «тайна», показывает, что «тайна Божия» - это не «истина о Самом Боге, которая еще не была явлена» ', а просто Евангелие - Благая Весть о том, как любой человек может через Христа примириться с Богом (1 Кор. 2:1; Еф. 3:4-6). И в стихе 7 мы видим слово euengelisen «благовествовал». Когда прозвучит труба 7, эпоха Евангелия закончится.

Существует искушение понимать фразу «времени уже не будет» в том смысле, что время закончится и ему на смену придет вечность. Вспоминается персонаж одного из романов Чарльза Уильямса, который в реальном мире торопится на назначенную встречу, а в мире своих видений спускается по веревке, которая через несколько мгновений приведет его туда, откуда нет возврата и где он будет вечно, - в ад. «Он думал: «Я буду как раз вовремя». Он был, это уж точно, столь же близок к концу времени, как и к концу веревки»2.

Но, безусловно, правильнее перевести так: «Больше не будет отсрочки» (ПНВ). Это заявление имеет двойную цель. Во-первых, оно подчеркивает одну из взаимосвязей, существующих между Откровением и одной

1  Уолвурд, с.  172.

^ Чарльз Уильяме, Спуск β ад (Фэйбер, 1949), с. 216 и-далее - Charles Williams, Descent into Hell (Faber, 1949), pp. 216'f.

из величайших апокалиптических книг Ветхого Завета - Книгой Пророка Даниила. Видения Даниила и Иоанна сходны во многом. В частности, их связывает общий ослепительный образ. В видении Даниила - это «муж в льняной одежде», в видбнии Иоанна - ангел. Оба они произносят клятву об одном и том же. Даниил спрашивает: «Когда будет конец этих чудных происшествий?» И в качестве ответа слышит, что прежде чем настанет конец, должны пролететь время и времена и полувремя (Дан. 10:5 и далее; 12:6 и далее). Иоанн, в противоположность Даниилу, слышит, что отсрочки больше не будет. В то время как первое откровение отражает ситуацию в исторической перспективе, когда конец все еще далеко, откровение Иоанна приближает конец непосредственно к нам, делает его частью нашей жизни.

И вторая цель заявления - напомнить нам, что есть предел Божьему терпению. Шесть трубных призывов символизируют все возможности для покаяния, которые Он может предложить людям. И даже тогда истощается не Его терпение, а способность людей откликаться на призыв. В конце концов наступает стадия, когда уже не имеет смысла предлагать дополнительные возможности, поскольку человек настолько ожесточился, что не может уже раскаяться. Именно тогда ангел клянется: больше отсрочки не будет - седьмая труба прозвучит.

10. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ МИР

НЕ ЖЕЛАЕТ КАЯТЬСЯ (10:8-11:14)

И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле. 9 И я пошел к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. 10 И взял я книжку из руки Ангела и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. ПИ сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих.

11:1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем; 2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

11:3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. 4 Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть у биту. 6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами -превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

11:7 И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, 8 И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. 9 И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучали живущих на земле.

11:11 Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. 12 И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. 13 И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному.

11:14 Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.

а. Сладкая/горькая книга (10:8-11)

Ангел напоминает Христа, и, вероятно, в его книге содержатся слова Христа - поскольку Иоанну сказано, что после того, как он съест ее, он должен пророчествовать. Похожее пережил и пророк Иезекииль (Иез. 2:8-3:3). Каждый христианин подтвердит их свидетельство: когда впервые вкушаешь Евангелие, то оно сладко для души; святые всех эпох испытывали это (Пс. 18:9; 118:103). Но когда они начинают нести Благую Весть неверующему миру, то появляется горечь. В Евангелии ведь также говорится об отчуждении от Бога, о Божьем гневе и аде, уготованном тем, кто не покается.

Каковы бы ни были подробности видения, стих 11 ясно показывает, что его значение универсально. Это нужно учесть при рассмотрении двух следующих разделов.

б. Святой/нечестивый город (11:1-2)

В сцене 3 главным образом показывается мир. Но в ней частично говорится и о Церкви. Часть сцены, посвященная Церкви, перекликается с той частью сцены 2, которая предшествует снятию печати 7. Здесь, так же, как и там, мы обнаружим, что сохранность Церкви гарантируется, какие бы идущие извне страдания не выпадали на ее долю.

Ибо храм нельзя воспринимать буквально. «Когда Иоанн писал, иерусалимский храм лежал в руинах уже изрядное число лет. Читатели, должно быть, неминуемо воспринимали фразу об измерении храма, как аллегорию»1. Такой аллегорический смысл очень хорошо вписывается в учение апостольской Церкви. Она зачастую применяла по отношению к самой себе терминологию и понятия иудаизма. К примеру, о христианине говорится  как  о  «Божьем храме»  (1   Кор.   3:16).  Что касается данного видения, то храм означает церковь, в то время как город символизирует мир. Иоанн говорит об Иерусалиме не в географическом смысе, как о конкретном городе. Иерусалим у него - символ, имеющий универсальное значение. Это полностью согласуется с 10:11.

Между снятием шестой и седьмой печатей показаны запечатленные. Запечатленные - это те, кто служат в Его храме, в naose - внутреннем святилище. Здесь, между призывами шестой и седьмой труб, нам также показывают Божьих людей. Несмотря на то, что неверующие заполонили не только Святой город, но и внешние дворы самого храма, Божьи люди пребывают в полной безопасности во внутреннем святилище. Затем это святилище «измеряется» (так же как его обитатели сосчитывались в 7:4).  Это означает, что Бог их всех знает и заботится о них, так что им не о чем тревожиться.

в. Могущество Слова и могущество мира (11:3-14) Никогда не было недостатка в комментаторах, ожидающих буквального исполнения событий, описанных как в этом разделе, так в последующих. По их мнению, в некий, неуказанный точно момент времени в будущем, начнется   проповедническая  деятельность  двух   этих замечательных людей, Божьих свидетелей. Эта их деятельность будет, предположительно, протекать в Иерусалиме   и  продлится   три   с   половиной   года.  

1  Киддл, с.  178 и далее. Полное предисловие Киддла к главе  11 (с.  176-188) очень хорошо проясняет ее смысл.

Затем последует их мученическая смерть и затем (ко всеобщему ужасу) - воскресение и возвышение. В городе наступает хаос и землетрясение, а выжившие воздают славу Богу.

Однако, если храм и город в стихах 1-2 являются символами, а стихи 10-11 имеют универсальный смысл, то гораздо более вероятным кажется, что и этот отрывок не надо понимать буквально. Это особенно подкрепляется имеющимися связями: между продолжительностью деятельности свидетелей и символикой предыдущего раздела (связь между стихами 3 и 2) и между данным им именем «светильники» и символическим языком сцены 2 (связь между стихом 4 и 1:20).

Соответственно, выдвигаются следующие предположения.

Свидетели, провозглашающие Божью истину обитателям земли, - это Церковь мира, Божьи люди посреди языческих народов. Это те, для кого Евангелие сладко, находящиеся среди тех, для кого оно горько. Это святилище, которое остается во владении Бога даже тогда, когда осквернен не только город, но даже и .внешний двор храма. Чтобы подчеркнуть торжественность провозглашаемой ими вести, они ходят во вретище. Выдвигались различные предположения по поводу того, почему их именно двое. Но в стихах 5 и 6 описаны замечательные способности, которыми они будут обладать. Эти их способности чрезвычайно напоминают те, которыми обладали и два других Христовых свидетеля. Они свидетельствовали о славе Христа на горе Преображения. Это Моисей и Илия (Мк. 9:10; 4 Цар. 1:10; 3 Цар. 17:1; Исх. 7:17-11:10). Эти двое символизируют свидетельскую деятельность всей Церкви и, вероятно, также и истинность их свидетельства. Ведь библейский принцип таков: «двух человек свидетельство истинно» (Ин. 8:17; см. Деян. 1:8). Они - навеки негасимые светильники. Они подобны тем светильникам, которые видел пророк Захария. Эти светильники были непосредственно соединены с источником елея на живом масличном дереве (ст. 4; Зах. 4:2 и далее). Им,  как  Церкви  Христа в  целом,  нельзя  причинить вреда, хотя отдельные члены Церкви и не защищены от страданий (ст. 5). Они непобедимы, в доказательство могущества Бога они творят те же чудные дела, что и Моисей и Илия (ст. 6). Несмотря на неизменно присущие им качества - странность и суровость, - в свое время эти чудеса не больше способствовали всеобщему покаянию, чем они способствуют ему в''наше время. Что касается странности, то  тут можно сказать следующее.  Во  все времена засухи, кровопролития и бедствия (буквальные или символические) являлись результатом ситуации, при которой молитвы и пророчества Божьих свидетелей, с одной стороны, вдохновляются Духом, а с другой, отвергаются людьми. И суровая непреклонность, присущая значительной части служения первых свидетелей, Моисея и Илии, должна была найти свою параллель и в будущем. Еврейские пророчества предвещали появление   других   Моисея   и   Илии,   которые   своим служением заставят людей  внять Божьим призывам, прежде чем нагрянет день Страшного суда. Эти предсказания главным образом исполнились в  Иисусе и Иоанне Крестителе. С тех пор такое же свидетельство не умолкает в устах христиан. «Это признак их решимости привести людей к покаянию любой ценой, прежде чем станет слишком поздно»1.

Свидетели проповедуют в течении 1260 дней. Исходя из того, что в среднем месяце 30 дней, это составляет сорок два месяца, в течение которых народы будут попирать Божий город (ст. 2). Этот период времени также не может быть буквальным; ибо, в согласии со словами Христа, «время язычников» (или «народов») должно было настать тогда, когда римляне грабили Иерусалим в 70 году после Рождества Христова.

Гейрд, с.  136.

Ничего, даже отдаленно напоминающего описанные в стихах 3-13 события, в это время не началось. Если мы скажем: «Время народов продлится сорок два месяца», то это создаст нам множество ненужных трудностей. С другой стороны, утверждение, что «сорок два месяца» означает «время народов» переносит вопрос в совершенно иную плоскость. Цифра превращается в символ, подобный красному кресту или свастике. Она - краткий способ обозначения периода, в течение которого «народы», или неверующие, будут преобладать в мире, а Божьи люди будут продолжать нести свое свидетельство.

После сорока двух месяцев (трех с половиной лет) свидетельства, следует краткий период (три с половиной дня) кажущегося поражения Церкви. Вероятно, не полным фантазированием будет усмотреть в опыте Церкви отражение опыта Христа. Его служение также длилось три года, затем последовали три дня смерти. Почвой для такого предположения служит то, что место Его страданий и место страданий Церкви - одно и то же (ст. 8). Город, где трупы Божьих свидетелей выставляются для всеобщего обозрения, не более буквален, чем все остальное. Не может город быть в буквальном смысле одновременно и Содомом, и Египтом; и если название города дано в метафорическом смысле, то почему город, «где и Господь наш распят», не может также быть метафорой? Нет; каждый раз, когда мы слышим проповедь Евангелия, мы понимаем, что продолжаются «три с половиной года»; и где бы мы ни оказались в то время, когда Церковь, на первый взгляд, будет на краю гибели, мы узнаем, что находимся в убивающем Христа Иерусалиме, который есть одновременно и Содом на вершине растления, и Египет, в котором угнетение достигло пика.

Ибо думается, что Писание рассматривает период (первые отчетливые признаки этого появляются в Откровении), когда в самом конце времен на Церковь будут беспрецедентные гонения и когда она, по всем видимым признакам, «уйдет в подполье». Павел говорит об этом как об «отступлении», когда придет «человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2:3). Христос намекает на это в Евангелии от Матфея (24:11 и далее; 24). Мы узнаем больше об этом времени, и о звере, который положит ему начало (ст. 7), когда дойдем до главы 20. Но этот период будет недолгим; и в конце его Церковь вновь поднимется, чтобы встретить своего Господа, а смятенный мир воздаст славу своему Создателю. Это будет не добровольное служение любви. Они поклонятся Ему  с неохотой,  потому  что  им некуда будет деваться. Ибо все предупреждения окажутся тщетными. Не будет более глухих людей, чем те, которые не услышат его.  В сцене 2 было показано, что церковь страдает, но уничтожить ее нельзя. И теперь в сцене 3 мы видим, как мир получает одно предупреждение за другим, но не раскаивается.

11. СЕДЬМАЯ ТРУБА:

МИРА БОЛЬШЕ НЕТ (11:15-18)

И седьмый Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. 16 И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, 17 Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который ecu и был и грядешь, что Ты приял силу Твою великую и воцарился. 18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.

Труба 7 провозглашает Второе пришествие.  Хотя Писание, говоря о Первом пришествии Христа, и описывает некоторые аспекты Его победы (Ин. 12:31; Кол. 2:14 и далее), но здесь, без сомнения, рассказывается об окончательном триумфе Его Второго пришествия. Это «наивысшая и сокрушительная демонстрация» величия Бога '.

Понимая все в контексте сцены 3, нам не следует удивляться, что это славное событие называется «горем» (11:4). Вся сцена является предупреждением неверующему миру, и если мир после этих шести труб все еще не желает каяться, тогда седьмая труба действительно провозгласит горе. Это окончательное горе, потому что апелляцию уже подать будет невозможно. События, последовавшие за звуками труб 1-4, послужили наглядным доказательством власти Бога над землей -- пристанищем для нечестивых; за звуками труб 5-7 последовали три горя, доказавшие Его власть над самими нечестивыми, - Он может причинить им страдания, убить их, и в конце концов (и это больше всего должно заставить их испытывать перед Ним страх (Мф. 10:28) - Он может проклясть их.

Не надо испытывать ложной жалости к нераскаявшимся. Безрассудная надежда, что Бог, возможно, даст им еще один шанс после смерти, противоречит как Писанию, так и логике. Если эта жизнь является временем испытания, то предоставляемых ею шансов так много, как можно только пожелать. Мы видели, что Бог идет на все, лишь бы достучаться до них и предостеречь. Если они не слушают Моисея и пророков, то их не убедит и воскресший из мертвых. Если они не хотят слышать первые шесть труб, то не покаются и тогда, когда звук седьмой трубы возвестит наступление вечности. Ибо к этому времени сердца их настолько ожесточатся, что покаяние станет невозможным.

1 Свит, с. 143. Гейрд, противопоставляя имя Бога в стихе 17 с Его именем в 1:4, делает вывод: нет сомнений в том, что седьмая труба провозглашает наступление конца, поскольку «не может быть будущего, раз это самое будущее изъято из имени Бога» (с. 146).

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится» (22:11).

Все это происходит как ответ на молитвы Церкви. Не дай нам Бог молиться о том, чтобы были наказаны конкретные люди, об их отношениях с Богом мы знаем мало. Наше знание о человеке всегда ограничено. Нам он может казаться злым и нечестивым, а Бог, возможно, задумал наделить его ослепительным даром благодати, как это произошло, например, с Павлом (1 Тим. 1:15 и далее). И напротив, человек, чьи помыслы, по общему убеждению, устремлены к небесам, может оказаться посланником ада (2 Кор.  11:13 и далее). Нам следует молиться за то, чтобы там, где благодать уже действует,   ее   действие   еще   более   усиливалось.   Но точно также мы должны взывать к Богу о том, чтобы неисправимое нечестие не оставалось безнаказанным: «чтобы злой человек не оставался полностью удовлетворенным своим злом, и это заставит его понять то, что другие уже понимают правильно: рано или поздно, справедливость восторжествует»1. Мы должны молиться за торжество справедливости. И правосудие победит: это будет максимум возмездия и максимум милосердия. Ибо, по замыслу Божьему, «милость и истина сре-тятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). И когда двадцать четыре старца, символизирующие Церковь, увидят, что правосудие свершилось, они падут на лица свои и поклонятся Ему.

Задумайтесь, действительно ли мы хотим, чтобы правое дело победило, а злу было нанесено поражение? В наш полный насилия век отворачиваться от насилия - значит вести себя по-ханжески. А может быть, наше неприятие насилия из сцены 3 объясняется просто-напросто неумением видеть черные и белые пятна ситуации, или нехваткой ненависти к сатане и его делам, или слабым желанием прославить Бога?

1  К. С. Льюис, Проблема страдания, с.  108,110.

 

Я хочу почитать Тебя всем сердцем

Чтобы все помыслы были направлены на Тебя,

На Тебя и на Твое великое Имя;

И чтобы это невозможно было поколебать

Ни угрозой, ни наградой;

Пусть меня снедает ревность

По Твоей бессмертной славе,

Пусть в моем сердце будет чистое желание,

Чтобы все узнали и прославили Твою благодать'.

 

Ч. Уэсли.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.