24.01.2010
Скачать в других форматах:

Майкл Уилкок

Откровение Иоанна Богослова

1:9-3:22 СЦЕНА  1: ЦЕРКОВЬ В МИРЕ

 

Семь продиктованных посланий

ПОВТОРЕНИЕ ОБРАЗЦОВ

В сцене, открывающей драму, нашим глазам предстает изумительное зрелище - живой Христос диктует Иоанну целую серию посланий, адресованных семи церквям. Для них написана и вся книга. Мы вкратце рассмотрим, о чем говорится в посланиях. Но сначала обратимся к тому, как это говорится.

В кратком предварительном обзоре мы уже обратили ваше внимание на то, что в новозаветные времена события развиваются по тому же образцу, что и в ветхозаветные. Например, учения Валаама и Иезавели вновь начинают пускать ростки в церковной жизни новозаветных христиан, к которым обращена книга. По мере того как перед нами будет разворачиваться вся сцена, мы увидим, как щедры новозаветные времена на такие повторения. Образец повторяется снова и снова, словно в изысканной поэме. Определенно, можно даже уловить рифму.

Некоторые из этих повторений можно увидеть даже без какой-либо подготовки. Каждое послание начинается описанием Христа, которое частично повторяет Его описание, данное в начале сцены. Каждое послание по своей форме перекликается с остальными, начиная с имен адресатов и Посылающего, включая затем высказывания по поводу получателей послания и указания для них и кончая повелением и обещанием. Действительно, трудно не увидеть эту структуру, которая служит фундаментом для большей части посланий (хотя Иоанн этого и не подчеркивает). Трудно не уловить этот семитактный ритм, повторяющий, словно эхо, более «просторный» ритм сцены в целом. В первом послании, к примеру, мы видим следующее: (1) Ефесянам (2) говорит Держащий семь звезд: (3) Я знаю некоторые хорошие вещи о вас, (4) но знаю также и плохие, (5) так что покайтесь. (6) Слушайте, что говорит Дух; (7) победитель будет вкушать от дерева жизни.

Читатели, знакомые с другими частями Библии, различают тут и более отдаленное эхо. Обещания победителям будут повторены и в последующих частях Откровения: о дереве жизни (2:7) будет снова говориться в главе 22, о возможности избежать вторую смерть (2:11) - в главе 20, и так далее. Образ Христа уже появлялся в более ранних частях Писания; божественная слава Откровения - та же самая, что сияла и на горе Преображения (Мк. 9:23). Если автором Откровения является Апостол Иоанн, то он своими глазами уже видел на вершине холма в Палестине тот же образ, который теперь видит на вершине холма в Патмосе. То, что сопутствует славе (трубный голос, подобный шуму многих вод, ослепительная белизна и лучезарное золото) точно так же сопровождало и появления Бога в Ветхом Завете (Исх. 19:16; Иез. 43:2; Дан. 7:9; Иез. 1:7). Имя «Сын Человеческий» и общее описание Христа тоже уже присутствовали в Библии (Дан. 7:13; 10:5).

Имеет место не просто повторение слов и фраз. Предупреждения, которые Христос здесь делает Своим церквям, в нескольких местах перекликаются с предупреждениями ученикам, записанными в Евангелии от Матфея (например, 2:4 и 24:12). Торжественное заявление «воздам каждому из вас По делам вашим» (Отк. 2:23) является неизменным правилом как для Самого Христа, так и для Его Апостолов.

 

Стоит только начать поиски подобных совпадений, и их обнаруживается поразительно много. Повторение - это один из способов, которыми пользовались псалмопевцы для «рифмования» своих поэтических произведений;  одна строка рифмовалась с другой, но не звучанием, как обычно, а смыслом. Это была «смысловая» рифма. «Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней; ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» (Пс. 23:1,2). Это придает мощь речам пророков: «...за три преступления Дамаска и за четыре... за три преступления Газы и за четыре... за три преступления Тира и за четыре не пощажу его» (Ам. 1:3,6,9). В самом большом масштабе это проявляется в так называемых «прообразах» библейской истории. Словно грандиозные вертикальные столбы пронизывают все здание, они видны на каждом уровне, и на каждом уровне можно по-своему увидеть план всего здания. В Послании к Евреям особенно заостряется на этом внимание. В равной степени грандиозный замысел обнаруживается и в самых маленьких из составляющих здание кирпичиках - в коротких фразах. Зачастую этот их смысл затушевывается переводом. Но есть по крайней мере одно место, где он явственно проступает.

Речь идет о фрагменте одного из стихов Евангелия от Луки. Этот фрагмент помогает понять, почему Писание так изобилует повторяющимися образцами. Одна из целей такого повторения, как мы убедились, состоит в  том,  чтобы  показать  актуальность  Библии  во  все времена и для всех людей. Если то, что случилось во времена Валаама, могло вновь произойти во времена Иоанна, то для нас это звучит как предостережение: то же самое может случиться и сегодня. Но у повторений есть и другая цель. В Евангелии от Луки 22:15 (ПНВ) сказано: «Я горячо желал...»1. В греческом первоисточнике это звучит так: «Желанием желал Я» (АВ передает аналогично).

 

1  В русском тексте: «..очень желал Я» (прим. ред.).

 

 

В Бытии 31:30 (ПНВ) содержится фраза такого же рода: «Ты чрезвычайно возжаждал»'. В еврейском тексте сказано: «Ты жаждою возжаждал». Фактически, такого рода повторения были привнесены в новозаветный греческий из ветхозаветного еврейского, в котором они служили обычным приемом для подчеркивания, придания особой силы сказанному.

И Бог делает это постоянно. По сути, для людей у Него есть одна весть - Благая Весть о спасении. Но Он знает, что сказать людям один раз недостаточно. В Своем стремлении донести до нас эту Благую Весть Он повторяет ее снова и снова на все лады. «Однажды сказал Бог, - говорит псалмопевец, - и дважды слышал я это» (Пс. 61:12). Также и фараону даются два сновидения. Сны различны, но смысл их одинаков. Бог таким образом хочет запечатлеть в его сознании важность Своей вести (Быт. 41:32). Ученики становятся свидетелями двух различных чудес, которые содержат одну и ту же истину, преподают один и тот же урок (Мф. 16:5-12). Когда несколько раз бьют по одному гвоздю, то цель очевидна: прочно забить его.

Во всем Писании можно видеть, как Бог применяет этот «метод обучения». И на то есть веская причина. Ум человека страдает одним неизлечимым недугом: он подобен центрифуге, а мысли в нем стремятся прочь от центра. Его нужно постоянно возвращать к великим, главным, центральным истинам, заставлять конЦбНТрк-роваться. Бог снова и снова подчеркивает и всячески выделяет эти истины, иногда с помощью более подробного чертежа, иногда посредством щедрых мазков. Следовательно, существует вероятность, что и в Откровении Он станет поступать так же; и если мы не найдем веских причин, чтобы верить обратному, то нам следует ожидать, что истина в этой книге будет передаваться

В русском тексте: «...ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего» (прим. ред.).

не с помощью длительных объяснений, а мощно и концентрированно, в виде ярких образов. Другими словами, мы видим не процесс нанесения дополнительного слоя красок на уже готовую картину, а контуры особого полотна, добавленного к первоначальной картине.

 

1. СЦЕНА 1 ОТКРЫВАЕТСЯ: ЦЕРКОВЬ, ЦЕНТР КОТОРОЙ - ХРИСТОС (1:9-20)

9         Я Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствиии в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемомПатмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.

10       Я был в духе в день воскресный и слышал позадисебя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Яесмь Алфа и Омега, первый и последний;

11       То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам,находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пер гам и вf&uarupyi и в Сардис и в Филадельфию и в Лаодикию.

12       Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говорившийсо мною; и, обратившись, увидел семь золотых светильников

13       И посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом:

14       Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его - как пламень огненный;

15       И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные впечи; и голос Его - как шум вод многих;

16   Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Еговыходил острый с обеих сторон меч; и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей.

17       И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, какмертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказалмне: не бойся; Я есмь первый и последний

44

СЦЕНА 1: ЦЕРКОВЬ В МИРЕ

18       И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков,аминь; и имею ключи ада и смерти.

19       Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.

20       Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.

 

До того дня, как Иоанн услышал трубный голос, он в своем изгнании гораздо больше приобщался к страданиям и скорбям Иисуса, чем к торжеству Его царства. Горы и рудники Патмоса были рассчитаны на то, чтобы подавлять человека, а не вселять в него силы. Но хотя физически Иоанн находился «на Патмосе» (en Palmo), но в этот конкретный Господень День он также пребывал «в Духе» (en Pneumati). И так же, как в свое время для Иакова, каменистая пустыня стала для него воротами на небеса. Голос сказал; святой обернулся; панорама средиземноморского острова растаяла перед его глазами, и он увидел образ совершенно иной реальности.

Первое, что привлекло его внимание, были расположенные по кругу семь золотых светильников. Сразу же говорится, что каждый светильник означает церковь. Но даже не читая стиха 20, такое толкование можно вывести из Послания к Филиппийцам 2:15,16. Люди, придерживающиеся слова жизни, как говорит Павел, сияют в мире, подобно светилам. Поэтому Христос, Который есть единственный свет мира (Ин. 8:12), наделяет Своих учеников таким же титулом (Мф. 5:14).

Труднее понять символическое значение других светильников - звезд. Предположения о том, что «ангелы» являются руководителями церквей, или их посланниками, или их «духами» в современном смысле этого слова, порождают целый ряд трудностей. Самым простым кажется принять слово, как оно есть. Есть основания считать, что Писание подтверждает существование «ангелов», духовных двойников на небесном уровне, как у отдельных людей (Мф. 18:10; Деян. 12:15), так и у целых народов (Дан. 10:13; 12:1). Предположительно, то же самое относится и к церквям. Во всяком случае, ангел и христиане его церкви близко связаны, почти идентифицируются друг с другом; послание Христа в равной степени обращено как к нему, так и к ним; и звезда, и светильник, каждый по-своему, дают свет миру.

Но эти, меньшие светильники земли и неба бледнеют перед великолепием солнца.  Начальная сцена озарена «славой  великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13). Из стиха 18 мы знаем, что это именно Он. От этого зрелища буквально дух захватывает (ст. 17). Иоанн, безусловно, воспринимает Его как Бога. Он описывает Его в тех же самых выражениях, в каких Иезекииль и Даниил еще до него описывали  Бога.  Тем самым  он приписывает  Ему  свойства Божества. Он также вспоминает собственное высказывание Христа, записанное в Евангелии от Иоанна 14:9: «Видевший  Меня видел  Отца».  С этого момента и далее лейтмотивом Откровения становится находящийся в центре всего Христос. Все остальное лишь соотносится с Ним.

Это может послужить объяснением одной любопытной детали. Когда мы читаем о семи светильниках, то невольно вспоминаем семисвечник, стоявший в скинии Моисея. Моисею, которому так же, как и Иоанну, был в видении дан образ духовной реальности, Бог сказал построить копию того, что он видел. Семь светильников, которые (среди всего прочего) он своевременно сделал, были соединены на одном подсвечнике. Так получился семисвечник. Однако светильники, который видел Иоанн, стоят по отдельности. Может быть, это должно навести нас на мысль о Церкви, о ее существовании в мире - в виде отдельных общин, рассыпанных там и здесь. Светильник может быть сдвинут, церковь может остаться без поддержки /и погибнуть (2:5). Но на небесном уровне Церковь едина и нерушима, поскольку ее центр - Христос. Светильники рассеяны по всей земле; но звезды в руке Христа едины.

Так должно быть для всех Его людей. Иоанн делит с Христом Его скорби, он царствует вместе с Ним, терпеливо переносит испытания. Если мы действительно Его друзья и спутники, то должны делить с ним все, что можем. En Patmo мы страдаем; но еп Pneumati мы царствуем. Цель Откровения - помочь нам понять, что первое является светильником для второго. И «декорации», которые по ходу действия становятся все более и более «небесными» (в первой сцене все происходит в этом мире, в восьмой -- в грядущем), служат той же самой цели. Этот мир христианину знаком, потому что он живет в нем; но откуда ему знать смысл происходящего в мире? Куда все идет? Почему мир обращается с ним столь непредсказуемо и порой жестоко? Он начинает улавливать смысл только тогда, когда он передается ему в образах этого мира. Он начинает видеть замысел, великую цель мировой истории. Он начинает понимать, что же в действительности происходит, осознавать свое место в мире и свою роль в этом процессе. К нему приходит осознание конечной цели. Его взору открывается лицевая сторона гобелена. Теперь он понимает, почему так запутаны нити и петли на изнанке, с которой он знаком гораздо лучше. Он учится связывать в своем сознании ту церковь, которую он видит в этом мире (в виде светильников, сияющих то там, то здесь, озаряющих мрачный мир, иногда гаснущих), с Церковью, которую показывает Христос. Такая Церковь - созвездие негасимых звезд в руке Творца. Христианин теперь мужественно встречает невзгоды. Ему придает силы то, что он знает о Царстве. Его дом выдержит любую бурю, потому что

основан на скале. «Скорбь и царство» порождают терпение и стойкость. Об этом говорит нам Книга Откро-ве;ния.

2. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ: В ЕФЕС (2:1-7)

1  Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держа щий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников:

2  Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

3  Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

4  Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

5  Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

6  Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

7  Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое по среди рая Божия.

Если верно то, что донесла до нас об Иоанне церковная традиция, то его сердце должно было учащенно забиться, когда он услышал, что первое из семи посланий предназначено для церкви в Ефесе. Согласно широко распространенному убеждению, он сам в течение многих лет был в ней епископом. Можно предположить, что характер церкви будет отражать характер своего руководителя. Новый Завет называет Иоанна, с одной стороны, «апостолом любви», а с другой, - «сыном грома». Традиция сохранила две любопытные истории о последних годах его пребывания в Ефесе. В этих историях вновь отражается его особый характер. В первой истории рассказывается о том, как он отказался оставаться под одной крышей с еретиком, во второй - кfк он сводил все свои проповеди к одному предложению. Его он повторял на всех церковных собраниях. Вот это предложение: «Дети, любите друг друга». На основании рассказанного в Деяниях и Послании к Ефесянам можно утверждать, что церкви в Ефесе были присущи и любовь, и рвение. Город Ефес был «метрополисом», или материнским городом, всей Азии. Для этой церкви был характерен такой проповеднический пыл и пасторская забота, что ее по праву можно было назвать «материнской церковью» всей Азии. Поэтому Павел писал о ее «любви ко всем святым» (Еф. 1:15).

Апостол записал Откровение спустя несколько лет после своего пребывания в Ефесе. Какова церковь сейчас? Ее пыл не ослабел. Христос хвалит ее дела, и труд, и терпение. Хвалит он и здравое учение, которого она придерживается. Она с радостью переносит страдания и, безусловно, не станет терпеть лжеучений, будут ли они исходить от нечестивых и безбожных людей в целом или псевдоапостолов и николаитов1, в частности. Вскоре после этого Игнатий, епископ Антиохии, послал в ефесскую церковь письмо. В нем он пишет о том, какие хорошие отзывы он получил об этой церкви, как правильно в ней поставлено учение. Евангелие в ней не искажается, а ее члены даже слушать не станут представителей какой-либо неортодоксальной секты. А также церковь всерьез отнеслась к предупреждениям, которые сделал Павел при встрече с ее руководителями2. В посланной им Христом вести не содержится ничего, хоть в какой-то степени умаляющего их стремление к чистоте и праведности; хорошо бы всем Божьим людям быть достаточно проницательными, чтобы повторять вслед за псалмопевцем: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи?» (Пс. 138:21).

Но при всем своем стремлении к истине церковь в Ефесе забыла о любви, «качестве, без которого все остальные утрачивают свою ценность»'. Стоит заметить, что эта церковь - первая и последняя из всех семи церквей, которой Бог угрожает фактическим разрушением. И причина одна - церкви недостает горячей преданности. «Ты оставил первую любовь твою», - говорит Христос. - Не пойми Меня неправильно; «ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу»; Я одобряю твое рвение. Но куда делась твоя любовь"! Ведь именно только благодаря ей ты сможешь выжить как церковь».

Цена такой ошибки, к сожалению, слишком высока. Это следует признать всем христианам, принявшим на себя роль доблестных борцов за истину, но при этом забывшим, что прежде всего им следует иметь любящее и великодушное сердце. Им Христос явится в образе столь же ревностного борца за истину. Он тоже проявляет силу и отвагу - но при этом заступается за церковь, «держит» ее (ст. 1). Он тоже обладает острым зрением. Он видит зло - но на этот раз в самой церкви. Он тоже не станет мириться со злом, - и зло, которое Он грозит уничтожить, есть сама церковь. Он «сдвинет ее светильник», если она не покается.

И светильник действительно был сдвинут. Церковь исчезла вместе с городом; осталось только место под названием Аясалик. И по странной иронии оно стоит в память об Иоанне, а не о Ефесе. Если отдельный человек вспомнит, от чего он отпал и вернется к своей первой любви и добрым делам, то для него по-прежнему остается в силе обещание жизни в раю.

 

Последние упоминаются в 2:15. Мы поговорим о них подробнее, разбирая этот стих.

2 Деян. 20:28-31; Еф. 5:3-17; Игнатий Ефесянам 6, 9.

Гейрд, с. 44. «Не ясно, имеется ли в виду любовь к Христу... или друг к другу... или к человечеству в целом. Весьма вероятно, что речь идет о всех трех видах любви» (Моррис, с. 60).

 

Но пусть остерегается лишенная любви церковь. «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13:2).

3. ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ: В СМИРНУ (2:8-11)

8   И Ангелу Смирне кой церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:

9   Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, - впрочем ты богат, - и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но - сборище сатанинское.

 

10    Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет .ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

11    Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух гово рит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Не нужно обладать особыми знаниями о Смирне, чтобы понять, о чем здесь идет речь. Но интересно отметить, что красота этого города, соперничающего с Ефесом, была красотой воскресения. За семьсот лет до этого древняя Смирна была разрушена и в течение трех веков лежала в развалинах. Во времена Иоанна это был город, воскресший из мертвых. По контрасту с пустырем, который некогда был Ефесом, этот город, второй по величине в азиатской Турции (современное название Измир), процветает и сегодня. И его церкви также предстояло пройти через воскресение.

Однако ближайшее будущее сулило ей страдания и даже смерть. Тем из нас, кто живут сравнительно легкой жизнью, следует извлечь из этого урок. Если преследования постучатся завтра к нам в дверь, не отшатнемся ли мы от них в ужасе? Многим церквям пришлось научиться жить с такой перспективой, этому надо научиться и нам. Иоанну была показана великая скорбь, которая положит конец существованию этого мира. Однако он также видел, что Божьи люди вновь и вновь переживают ту же скорбь, только в миниатюре. И это для них испытание. Бедствия творятся руками дьявола, но по Божьему замыслу.

Тяжесть гонений в Смирне усугублялась тем фактом, что они вершились местными иудеями. Они были Божьим народом лишь по расовой принадлежности (Рим. 2:28). Под маской служения Богу они гнали церковь. На самом деле они богохульствовали (Ин. 16:2). Возможно, экономическое давление со стороны иудеев довело церковь ДО нищеты, а их клеветнические обвинения и наговоры (ибо «сатана» означает «клеветник») послужили причиной заключения христиан в тюрьму и их гибели.

Но пусть христиане мужаются. Ибо Христос, открывающий перед нами эту ужасающую перспективу, Сам прошел через те же страдания. Подобно Смирне, Он также «был мертв и ожил» и гарантирует воскресение верным. Враг силен. За действиями иудеев стоит сатана; именно он, а не Авраам, является их духовным отцом (Ин. 8:33,44). Но за действиями сатаны стоит Бог, и в "конечном счете Он управляет всем. Если один великий урок состоит в том, что страдание неизбежно, то второй - в том, что оно ограничено. Для жителей Смирны оно будет длиться в течение «десяти дней» в ближайшем будущем. Затем по милосердию Божьему настанет одиннадцатый день, и все будет кончено. Божий контроль не означает, что сатане не позволяется причинять боль и страдания. Нигде в Новом Завете не гарантируется свобода от страданий в этой жизни; ведь без креста не было бы и венца. Но Бог гарантирует, что даже если церкви придется претерпеть и физическую смерть, душа ее не погибнет. Павел, который сам усвоил два этих великих урока, демонстрирует перед лицом скорбей истинно христианское чувство - умение видеть верную перспективу: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).

Следовательно, Христос говорит жителям Смирны, что им следует быть исполненными не страха, но веры - не закрывать глаза на страдания, но смотреть дальше и видеть за ними Бога, управляющего всем.

4. ТРЕТЬЕ ПОСЛАНИЕ: В ПЕРГАМ (2:12-17)

12    И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч:

13    Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

14    Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.

15    Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.

16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечем уст Моих.

17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух гово рит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную ман ну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Если Ефес был «Нью-Йорком» Азии, то Пергам был его «Вашингтоном». Именно отсюда Римская империя осуществляла свое правление. В городе также был возведен самый первый храм для поклонения императору. Это ли имел в виду Христос, когда говорил о «престоле сатаны», - трудно утверждать со всей определенностью. Но так или иначе этими Своими словами Он подчеркивает, с какого рода трудностями приходится сталкиваться пергамской церкви. Для них сатана не просто клеветник, действующий через группу нерасположенных к христианам иудеев, как это было в Смирне, Перед ними он предстает в виде «князя мира сего», если пользоваться фразой, из Евангелия от Иоанна (Ин. 14:30). И то, что Иоанн в своем Первом послании называет «миром» (1 Ин. 2:15), является реальным и могущественным врагом пергамской церкви.

Это включает в себя не только государственный аппарат, но и другие учреждения, обладающие властью. Гигантская библиотека Пергама (от названия города произошло слово «пергамент»), пользующаяся широкой известностью целительская деятельность жрецов Эскулапа и венчающий город акрополь греко-азиатского алтаря Зевса-Спасителя - все эти атрибуты «альтернативного общества», которые воздействуют на ум, тело и душу, дополнялись открытыми требованиями римского государства. (Точно также в сцене 4 мы увидим, как к земному зверю присоединяется морской, чтобы предложить людям доступный способ существования вне Царства Божьего. Но об этой истории лучше поговорить, когда придет ее очередь; попытка забежать вперед при исследовании откровения Иоанна может привести к неправильному пониманию.)

Короче говоря, в данном случае сатана действует, пользуясь рычагами нехристианского общества. Он устраивает гонения; страдания, которые предстоит пережить христианам Смирны, уже выпали на долю пергамских христиан. По крайней мере, один уже принял мученическую смерть (вторая половина ст. 13). Он искушает; николаиты, которых мы встретили в Смирне, есть и здесь. Хотя мы практически ничего о них не знаем, но, по всей видимости, их учение того же рода, что и учение Валаама, задолго до этого вводившего Божьих людей в грех (Чис. 31:16; 25:1-3). Оба греха, упомянутых в стихе 14, можно принимать в буквальном смысле. Оба имели место во времена Валаама, оба возродились в новозаветной церкви (1 Кор. 5 и 8). Путь к ним ведет через искушение, типичное для мира в любую эпоху: «Что в этом вредного? Все делают так; почему бы и тебе не поступить подобным образом?»

Мир предлагает церкви выбор между двух зол -искушение или гонения. «Мягко стелющее» общество, где царствует вседозволенность, становится удивительно  жестким по отношению к  тем,  кто отказывается плясать под его дудку. «Почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1  Пет. 4:4). Веселые улицы Ярмарки тщеславия по-прежнему могут привести к тюрьме или столбу: ты или купишь, или сгоришь. Это не десятидневное царствование зла, которое предстояло пережить Смирне. По всей видимости, из всей пергамской церкви только один Антипа умер мученической смертью. Но послушайте, как звучит похвала Христа: «Ты не отрекся от веры   моей  даже  в   те  дни,   в   которые...   умервщлен верный свидетель Мой Антипа». Эти слова подразумевают, что искушение было всегда, но в это время оно особенно активизировалось.

Для некоторых искушение слишком сильно, и они уступают ему. Появляется компромисс; стирается различие между церковью и миром; слишком много терпимости, слишком мало дисциплины. «Пергамцы впали в крайность, противоположную той, в которую впали ефесяне. Как узка безопасная тропа между грехом излишней терпимости и грехом нетерпимости!»1

Но в конечном счете им приходится считаться с Христом. Сила меча принадлежит не правителям Рима и не князю мира сего, а Ему (ст. 12). Это меч суда в двух смыслах: он отделяет истину (Евр. 4:12) и наказывает зло (Рим. 13:4). Христос предупреждает, что использует его против тех в церкви, кто не покается (ст. 16).

Но тем, кто покается и преодолеет все, Он дал обещание. Понять смысл этого обещания нелегко. По этому поводу выдвигалась масса предположений, особенно это относится к значению белого камня (ст. 17). Если рассматривать фразу в ее контексте, то мы видим, что речь идет о пирах в честь культа мяса и манны, которые Бог посылал Израилю в пустыне. Поэтому можно сделать вывод, что здесь делается ссылка на квадратные камни, которые в древности использовались в качестве входных билетов на различные публичные развлечения. Обещание вечной жизни, завершающее каждое из первых двух посланий, вновь повторяется здесь. Оно дается христианину, который не поддастся соблазнам мирских удовольствий и культовых празднеств. Такому человеку Христос вручает персональное приглашение на небесный праздник. На этом празднике он будет иметь истинное наслаждение, которое заключается в Самом Христе: «ибо все обетования Божий в Нем «да» и в Нем «аминь», Он есть истинная манна, небесный хлеб (2 Кор. 1:20; Ин. 6:31-35).

5. ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЛАНИЕ: В ФИАТИРУ (2:18-29)

18     И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи - как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

19     Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше пер вых.

20  Но имею немного против тебя, потому что ты попу скаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

21          Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

22           Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

23     И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

24     Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

25  Только то, что имеете, держите, пока приду.

26  Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

27  И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

28  И дам ему звезду утреннюю.

29     Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух гово рит церквам.

Церковь в Фиатире, так же, как и в Пергаме, отличалась безнравственностью и снисходительностью к тем, кто предпочитал идолослужение. Здесь, так же, как и там, мы можем принять сказанное о них в буквальном смысле, хотя, конечно же, речь идет о духовном прелюбодеянии - это довольно распространенный грех среди Божьих людей. Библейская метафора такова: истинный Бог - супруг Израиля; лжебоги -любовники этой страны (Иер. 3; Иез. 16; Ос. 2 и т. д.). Иезавель, подобно Валааму, была для Израиля посторонней. Она сумела увлечь Божью невесту на скользкую дорогу неверности (3 Цар. 16:31; 4 Цар. 9:22).

Однако между сложившимися в этих двух церквях ситуациями есть некоторые различия. Христиан в Пергаме сатана окружил мирскими соблазнами. С их помощью он пытается заставить их «сообразоваться с веком сим» (Рим. 12:2); но он знает, что церкви, известной своим ростом и рвением (ст. 19), наибольший вред может принести не давление извне, а исходящий изнутри церкви яд. Поэтому в Фиатире одна конкретная женщина действует подобно Иезавели и одновременно берет на себя пророческую роль Валаама. Она говорит как бы от имени Бога, но учит при этом «глубинам сатанинским», в которые некоторые из членов этой сильной и полной жизни церкви готовы углубляться с рвением, достойным лучшего применения1.

Епископ Батлер был несправедлив, когда обвинял Джона Уэсли в «притязаниях на чрезвычайные откровения и дары Святого Духа». Но на это претендуют многие, и их откровения, отличающиеся от уже открытого Писанием, могут быть действительно «ужасной вещью». Их зловещие голоса часто слышатся среди вздымающихся волн духовного энтузиазма. Когда набирала силу Реформация, Джон Лейденский в Мюнстере провозгласил себя Мессией. Когда впавшие в идеализм Дети Бога призывают современную молодежь к верности, родители-христиане приходят в ужас, обнаружив, что от их сыновей и дочерей требуют разорвать семейные связи. «Нет других богов, кроме Меня», «Почитай отца своего и мать свою» - эти древние заповеди по сравнению с волнующими голосами новых пророков кажутся данью скучной традиции.

1 Комментаторы расходятся во мнениях относительно значения фразы в стихе 24 о, «так называемых, глубинах сатанинских». Известно, что в Фиатире, сравнительно небольшом городе, было большое количество ремесленных гильдий. Многие христиане являлись их членами. В результате они порой шли в своем поведении против совести (вторая половина ст. 20). Поэтому некоторые придерживаются мнения, что «Иезавель» признавала сатанинским искушением пиры, на которых ели идоложертвенное, но при этом учила, что христиане должны быть достаточно сильными духом, чтобы исследовать эти «глубины сатанинские». Однако, возможно, «Иезавель» учила просто «глубинам», а уже Христос охарактеризовал их как сатанинские. Мы придерживаемся последнего суждения, так как оно основано не на внебиблейских свидетельствах

 

В живой церкви такие голоса обязательно будут раздаваться. Но это не может служить оправданием для попустительства подобным явлениям. Скорее наоборот, чем большей симпатией людей пользуется такая «Иезавель», тем более суровым судом она будет судима. Христос нагрянет, «как солнце, сияющее в силе своей» (1:16). От Его пронизывающего взгляда не скроется ничего. Он несравнимо ужаснее, чем языческий бог-солнце Аполлон, чей храм в Фиатире пользовался известностью. Он испытает ум и сердце, ничто не скроется от испепеляющего жара Его славы. Тех, кто не покается, ждут страдания и смерть, в духовном смысле -    безусловно, а в физическом - возможно (они будут наказаны за те грехи, о которых говорится в ст. 20 и 21). А те, кто покается и устранит это главное препятствие, станут, как обещает Христос, великолепной церковью, активно распространяющей Благую Весть. Для этого у них есть все. Стих 27 представляет собой греческий вариант Псалма 2:9, написанного на еврейском. Смысл первой половины стиха неясен на обоих языках.  Но интересно, что выражение, получившееся в результате перевода на греческий, точно выражает двойной эффект, оказываемый проповедью Евангелия. Ибо власть над народами, которая в Псалме 2 дана Христу, а здесь -    церкви, есть власть провозглашать владычество Цар ства Божьего. Отвергающий это владычество погибнет; но принимающий его будет жить (2 Кор. 2:15,16; Ин. 20:23; Лк. 24:47). Более того, церкви, которая воистину сияет в этом мрачном мире, как светильник Евангелия, Христос также обещает Самого Себя - утреннюю звезду (22:16). Эта звезда будет для них залогом грядущего рассвета, когда свет лампад будет поглощен сиянием вечного дня.

 

6. ПЯТОЕ ПОСЛАНИЕ: В САРДИС (3:1-6)

1  И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

2  Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Бо гом Моим.

3  Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на Тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.

4  Впрочем у тебя в Capgu.ce есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.

5  Побеждающий облечется в белые одежды; и не из глажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

6  Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Несмотря на ошибки и неудачи церквей, к которым Христос обращался до сих пор, Он признавал в них и много хорощего. Что же достойное похвалы найдет Он в Сардисе? Ничего. Единственное, что у нее сеть «хорошего» - это хорошая репутация, ничем не обоснованная. Приговор, вынесенный ей Христом, сокрушительно краток: на словах она жива, а на деле мертва.

Давайте не будем заблуждаться относительно Сардиса. Эта церковь - не то, что в миру принято называть мертвой церковью. Возможно даже, что другие церкви считают ее «живой». Христос велит ей «бодрствовать». Он предупреждает, что придет судить ее совершенно неожиданно. Из этого можно сделать вывод, что она сама не отдает себе отчета в своем истинном духовном состоянии. Все относятся к ней, как к цветущей, активной, преуспевающей церкви. Все, кроме Христа. Ее дела на самом деле не соответствуют Его нормам. Ни одно из ее дел не «совершенно» (ст. 2). Христос предупреждает, что не станет исповедовать ее перед Богом. Потому что, несмотря на всю свою бурную деятельность, она на деле не исповедует Его (ст. 5; Мф. 10:32).

Ее дела не совершенны? Она не исповедует Христа? Никого это обвинение не удивило бы больше, чем саму эту церковь. «Но когда мы вспоминаем, что означала «совершенная» христианская жизнь для христиан в Смирне... то начинаем лучше понимать, какие требования предъявлялись церкви в Сардисе»: пребывающая в покое и безопасности, самодовольная, подобно своему городу, не знающая гонений или ереси, она «поставила перед собой цель избегать трудностей, для чего следовала удобной политике осмотрительности. В ней не было чистосердечной веры, веры без оглядки»1.

Впрочем, утверждение, что добрая репутация - это единственная ее положительная характеристика, не вполне соответствует действительности. В ней есть немногое, что еще не мертво, но уже умирает (ст. 2). В ней есть несколько человек, сохранивших свою праведность незапятнанной (ст. 4). Кроме того, есть память о том, как она впервые откликнулась на Евангелие: «Вспомни, как ты принял и слышал» (ст. 3, ПВ). Здесь подчеркивается слово «как», а не «что»2. Если бы только церковь вновь могла обрести это «как», этот дух покаяния и преданности, который у нее был в первые дни! Если она этого не сделает, то Христос угрожает прийти внезапно, как тать в ночи, чтобы судить ее. Возможно, что Он описывает таким образом конец света (о нем также говорится в Мф. 24:36-44). Но более вероятно, что речь идет о каком-то более непосредственном наказании. Иоанн «предполагал, что окончательный приход Христа будет более ограниченным во времени, но от этого ничуть не менее решительным»3.

Судьба церкви в Сардисе будет подобна судьбе сардис-ской цитадели. Она казалась неприступной, и ее никогда не удавалось взять штурмом, но при этом враги не раз проникали в нее тайно.

Такое же предостережение содержится и в стихе 5. Тут даже и речи нет о царстве, и силе, и славе, которые являются неотъемлемой частью награды одержавшим победу христианам. В других посланиях Христос все это обещает. Победителям в Сардисе Он обещает только, что они не будут вычеркнуты из книги жизни и будут ходить в белых одеждах Его праведности, - то есть, Он обещает, что Бог их примет. Тем самым Он дает понять, что церковь в целом может лишиться даже этого.

Христос - единственный, Кто может увидеть и осветить беспощадно-ярким светом бедственное положение Сардиса. Поэтому только Он может предпринять какие-то меры. И Он к этому готов. Он - Тот, Который держит «семь духов Божиих и семь звезд»; и когда Он собирает вместе звезды, каждая из которых означает ангела церкви, и присоединяет к ним семь духов, то есть Самого Духа, то могут произойти две вещи. Семь духов есть очи Божьи, от которых ничего не скрыто (5:6): отсюда суровый приговор, который мы только что услышали. Но они же являются и дарующей жизнь силой Божьей; и в Сардисе, так же, как и во всех семи церквях, Христос держит в Своих руках и нуждающуюся церковь, и дарующий жизнь Дух. Он может соединить их не только для того, чтобы поставить диагноз, но и для того, чтобы возродить умершее. И можно быть уверенным, что если Сардис вспомнит, прислушается и покается, то Он сделает это.

1   Киддл,  с. 45.

В русском тексте: «... что ты принял» - прим. ред.

Гейрд, с. 49.

 

7. ШЕСТОЕ ПОСЛАНИЕ: В ФИЛАДЕЛЬФИЮ (3:7-13)

7   И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так го ворит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Кото рый отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит:

8   Знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

9   Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

 

10      И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле.

11      Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

12      Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Мое го, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

13      Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Не считая церкви в Смирне, церковь в Филадельфии - единственная, в которой Христос не находит недостатка. Каким бы суровым ни казался Его тон, это объясняется не пороками церкви, а реальными фактами жизни. Ибо приближается время испытаний. Нет, это не последняя великая скорбь. Иоанн не ошибается и не считает, что надвигается это время. Это также и не какое-то местное преследование, поскольку вряд ли его можно назвать «годиной искушения, которая придет на всю вселенную». Речь идет о постоянном тяжком испытании, олицетворением которого являются все испытания и особенно последнее. И чтобы встретить его, у церкви не очень много силы. Христос не умаляет трудности.

Но Он вселяет в церковь мужество. Ей придется столкнуться с оппозицией, и (вероятно) у нее будет возможность справиться с этой ситуацией. Он стремится помочь ей сопротивляться первому и воспользоваться вторым.

Ситуация в Филадельфии подобна ситуации в Смирне еще и в том смысле, что церкви там приходится сталкиваться с противодействием «сборища сатанинского» (2:9). Мы сможем лучше понять греческое слово, переведенное как «лгут», если представим себе этих людей как псевдоиудеев. Они называют себя святым Божьим народом, но это ложь. Христос, напротив, говорит как «Святый и Истинный» (ст. 9,7). Он ссылается на древние пророчества о том, что Божьи люди однажды будут отомщены, а все остальное человечество поклонится им. Исполнение этого пророчества, как говорит Он церкви, будет прямо противоположным тому, чего ожидают филадельфийские иудеи: им придется поклониться «пред ногами твоими» и признать, что «Я возлюбил тебя». Пусть христиане мужаются - именно к ним благоволит Господь.

В Откровении Иоанн часто поддерживает учение других Апостолов о том, что христианская церковь унаследовала привилегии и обещания, данные ветхозаветному Израилю. К примеру, то, о чем говорится в послании к филадельфийской церкви, имеет библейское обоснование. Выражение «ключ Давида» напоминает нам о книге пророка Исайи; третья глава Откровения во многом перекликается с ней. «Ключ» появляется в Книге Исайи 22:22 вместе с обещанием, что его хранитель, служитель дома, Елиаким, будет обладать той же властью, какой здесь обладает Христос, - властью отворять и запирать. Отворять и запирать что? «Отворите ворота, - говорит Исайя, - да войдет народ праведный, хранящий истину» (Ис. 26:2). Елиаким был укреплен, «как гвоздь в твердом месте и... как седалище   славы   для  дома   отца   своего»   (22:23),   и   также слабый, отверженный и прежде чуждый вере, но обращенный человек получит в доме Божьем и в стенах Божьих «место и имя» (56:5). Народы также войдут, в смирении и покорности (60:11); «и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя» (60:14; ср. 49:22,23). Таким образом, несколько идей связаны с входом в дом Давидов: царство, город и храм Божий1.  Мы можем рассмотреть их шаг за шагом. Господь осуждает иудейское законничество («Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете», Мф. 23:13) и передает власть хранителя дверей в руки апостольской церкви («И дам тебе ключи Царства Небесного», Мф. 16:19). Таким образом Петр и его сподвижники имеют право пропускать на вечное жительство в Царство не только иудеев, но также самаритян и язычников (Деян. 2,8,10) Таким образом, все эти понятия: ключ, дверь,  город, храм и столп - становятся христианскими. Основания для такого изменения приведены выше. Иудеи «познйют, что Я возлюбил тебя». Это незаслуженное благоволение является основой всего. В каком-то смысле Христос хранит (или сохраняет) Своих людей, потому что они хранят (или соблюдают) Его слово (ст.  10). Слова поддержки, обращенные к Филадельфии, так же, как и к Смирне, по сути, обращены ко всем, кто хранит Ему верность. Но цепочка причин и следствий на этом не заканчивается: они повинуются Его слову только потому, что Он сперва возлюбил их. И еще дальше: окончательным результатом Его любви к ним и заботы о них станет то, что эта церковь, имеющая «не много силы», станет непоколебимым столпом в храме Его небесного Иерусалима (ст.

' Это связывает «отворенную дверь» в 3:8 с «отверстой дверью» в 4:1, через которую Иоанн может войти в Царство Бога и в область Его присутствия; здесь речь идет об откровении, там - о спасении.

 

12). На ней будет стоять тройная печать - знак принадлежности Богу, Божьему городу и Божьему Сыну. Тем, кто мучительно осознаёт свою немощь и беззащитность, Он дает обещание. Он обещает, что в конце концов они будут принадлежать Богу.

До тех пор пока они не достигли этого пункта назначения, Он призывает их к стойкости и, без сомнения, к служению. Повсюду в Новом Завете «открытая дверь» символизирует возможность (1 Кор. 16:9; 2 Кор. 2:12). Здесь этот образ главным образом означает, что они сами обязательно войдут в Новый Иерусалим. Но тем же путем войдут и другие - даже (если полностью пересмотреть образ Исайи) иудеи из сборища сатанинского. Христиане филадельфийской церкви получают двойную поддержку. Христос уничтожает противодействие и увеличивает возможности. Дверь отворил Он, и никто не в состоянии запереть ее. Так пусть они мужаются. Пусть соберут силы, которые у них есть, и используют их для служения, которое Он для них предназначил.

8. СЕДЬМОЕ ПОСЛАНИЕ: В ЛАОДИКИЮ (3:14-22)

14      И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Бо- жия:

15      Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч!

16  Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбога тел и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обога титься, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит

 

На тот случай, если церковь даже сейчас останется глуха к Его призыву, Он обращается индивидуально к каждому из ее членов. «Ибо когда Христос говорит: «Если кто услышит голос Мой...», Он обращается к отдельному человеку. Даже если церковь в целом не внемлет Его предупреждениям, отдельный человек может к ним прислушаться»1. И любому из лаоди-кийцев, который подаст признаки долгожданного раскаяния, Он обещает (ст. 20 и 21), вероятно, самую величественную награду - место на божественном пиру и на небесном престоле.

 

 

Моррис, с. 84.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.