Майкл Уилкок
Откровение Иоанна Богослова
22:20-21 Эпилог
КНИГА, БЕЗ КОТОРОЙ МОЖНО ОБОЙТИСЬ
«До самого конца мы должны всегда помнить превосходящую разумение великую любовь нашего Господа и единственного Спасителя, умершего за нас, Иисуса Христа, и бесчисленные благословения, которые благодаря пролитию Его драгоценной крови мы получили; Он установил и учредил святые таинства как залог Своей любви и для того, чтобы мы снова и снова вспоминали Его смерть для своего великого и бесконечного утешения».
Так сказано в молитвеннике о причастии; Христос также установил крещение. Крещение - это тоже залог, знамение и печать, которое свидетельствует о начале христианской жизни и ее продолжении.
Мы совершаем оба этих таинства, исполняя повеление Христа, ибо церковь должна соблюдать то, что говорит ее Господь. В Евангелии от Иоанна 3:7 используется похожее слово, здесь сказано: «Должно вам родиться свыше», но мы отдаем себе отчет в том, что в это слово вкладывается иное значение. Новое рождение - это непременное условие', без него мы погибаем. Нигде не говорится, что что-то подобное может произойти при несоблюдении таинств. Христос ясно дает понять, что вечная жизнь зависит от прихода к Нему, не к Его таинствам. Надо прийти, услышать, покаяться, уверовать. Но хотя участь человека и зависит от внутреннего состояния его души, все же Бог заповедовал и соблюдение внешних обрядов. Мы «должны» покаяться и уверовать, потому что это необходимо. Мы «должны» креститься и причащаться, потому что это наша обязанность.
Эти прекрасные слова - залог Его любви мы можем отнести и к Книге Откровения. В процессе анализа мы неоднократно подчеркивали, что в этой книге не содержится ничего принципиально нового, нет никакой истины, которую невозможно было бы найти где-то еще в Библии. Это подтверждается одной фразой, содержащейся в предпоследнем стихе последней главы: «Свидетельствующий сие». Из контекста ясно, что речь идет об Иисусе Христе. С этой фразой перекликается другая, она находится во втором стихе первой главы. Там речь идет о «свидетельстве Иисуса». Здесь использован родительный падеж: то есть, Сам Иисус несет свидетельство, а не кто-то другой свидетельствует. Иисус свидетельствует об истинах Откровения. Нам было дано понять, что вся книга есть весть, данная Отцом Сыну, чтобы Он, через Ангела, сообщил ее Иоанну и чтобы Иоанн, в свою очередь, передал ее Церкви (1:1,2; 22:6). Но как мы убедились, изучая пролог, слово Божье и свидетельство Иисуса были не только великой драмой, которую Иоанну предстояло увидеть на Патмосе (1:2). Собственно говоря, причиной его пребывания на острове послужила его верность слову и свидетельству, ибо он уже принял их. И действительно, уже во время страстей Господних Иисус мог, обращаясь в молитве к Отцу, сказать о Своих Апостолах: «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» (Ин. 17:8). И все, что они узнали от Него после Его воскресения и от Святого Духа после Пятидесятницы, было не более чем объяснением того, что уже было передано им (Лк. 24:44-48; Ин. 14:26). Нигде в Новом Завете нельзя найти какие-либо намеки на то, что Евангелие, к середине первого века проповеданное по всему римскому миру, было неполным, - что слово и свидетельство, известные Иоанну еще до того, как он попал на Патмос, имели какие-то пробелы, которые Откровение должно было заполнить.
Нет; с этой точки зрения Откровение излишне. Шестьдесят пять книг от Бытия до Послания к Евреям содержат в себе Евангелие, достаточное, чтобы спасти мир. Для чего тогда нужна шестьдесят шестая?
Ответ содержится в той же самой фразе: слово и свидетельство. Ибо это Иоанн уже знал; но это же самое ему вновь и вновь показывалось на Патмосе. Его великое видение стало последним и величайшим повторением образцов. И когда мы спрашиваем, почему уже завершенное Божье откровение нуждается в этой последней переформулировке, то ответ на этот вопрос можно найти в сравнении, которое мы уже начали проводить. Мы знаем, что были омыты от своих грехов, мы знаем, что благодаря кресту можем получать очищение ежедневно; мы должны знать эти вещи, если хотим иметь вечную жизнь. Мы не «должны» соблюдать таинства - мы можем быть спасены без них. Но кто захочет относиться с неуважением к этим «залогам Его любви», ведь посредством их Он в живой и драматической форме делает для нас реальными те истины, которые мы уже знаем.
Откровение также есть «залог Его любви». Мы можем обойтись без него; оно не говорит нам ничего такого, чего нельзя найти в каком-нибудь другом месте Писания. Но Иисус дал нам его в качестве таинства воображения, чтобы ускорить сердцебиение нашей души и заставить ее гореть истинами Евангелия, которое мы слишком часто принимаем как нечто само собой разумеющееся.
ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА (22:20-21).
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! 21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Это завершающее приветствие обращено ко всем Божьим людям по всему лицу земли. И когда мы закрываем книгу (не только Откровение, но все Писание), то перед нашим внутренним взором предстает сияющий образ Господа Иисуса. Этот образ имеет тройной смысл, напоминая нам, что Он «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Во-первых, Он «свидетель верный» (1:5; 3:14). Он свидетельствует об истине, которая была явлена Иоанну, и тем самым подтверждает подлинность всего послания. Фундаментом этого послания является Ветхий Завет, а увенчивается оно Новым. Его начало находится в тени Закона, а конец ярко озарен светом Евангелия. Все «это» Он засвидетельствовал. Таким образом, Откровение Иоанна завершает собой канон Писания. Отныне он завершен, завершено Писание, слово Божье и свидетельство Иисуса.
Он также Грядущий; Он обещает это, и Церковь радуется Его обещанию. Тот, Кто в те далекие дни провозгласил весть о спасении, скоро вернется, чтобы завершить работу и забрать Своих искупленных святых в небесный дом.
А пока этого не произошло, Он дарует благодать, которая вселяет новые силы и радость в Его исполненных ожидания людей. Благодать напоминает им и о действенной силе вести, которую они услышали, и о надеждах, исполнения которых они с нетерпением ожидают. Эта благодать, освежающий напиток в тяжкие времена, доступна каждому человеку, который готов принять в сердце не только эти двадцать две главы, но также и все «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим... Блажен читающий» (1:1,3).
Этот материал еще не обсуждался.