Пол Юн
Что Библия говорит о языках?
Глава 2. Сошествие Святого Духа и предназначение языков
В книге Деяния святых Апостолов описывается четыре эпизода, в которых проявился дар языков:
1. В день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 2:1-13).
2. В Самарии (Деян. 8:14-17) — дар языков не упоминается, но весьма вероятно, что явление Святого Духа здесь осуществлялось через говорение языками.
3. В доме Корнилия.
4. В Ефесе (Деян. 19:1-7).
Обратимся к рассмотрению каждого из этих эпизодов, чтобы понять предназначение языков.
1. В день Пятидесятницы в Иерусалиме
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и недоумевая говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2:1-13).
Как записано в Священном Писании, при большом стечении народа, когда все апостолы и иудеи собрались вместе в день Пятидесятницы, Святой Дух внезапно сошел на них, после чего апостолы заговорили на иных языках. Это было чудо.
Все чудеса мотивированы, причем иные происходят лишь однажды и в определенное время. К примеру, чудеса творения мира, потопа, египетских казней, перехода через Чермное море, столпа облачного, столпа огненного, чудо непорочного зачатия Иисуса Христа имели место однажды, и таковых уже не будет. Так же и сверхъестественное явление Святого Духа в день Пятидесятницы стало уникальным событием, которое вновь уже не случится в той же форме. Хотя в дальнейшем Дух Святой и являлся посредством даяния иных языков, уже никто и никогда не засвидетельствует того, что “явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них”, того, что они обрели дар языков, и того, что через них многими иными языками стало внезапно возвещаться Евангелие.
Однако почему Святой Дух явил Себя в день Пятидесятницы столь необыкновенно и наделил апостолов силой говорить иными языками? Во-первых, так должно было случиться во исполнение пророчества Иоиля.
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: “И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать...” (Деян. 2:14-18).
Некоторые заблуждаются, заявляя, что это пророчество претворяется и доныне теми, кто пророчествует, говорит языками, видит видения и сновидениями вразумляется. Однако что бы ни говорили таковые, данное пророчество уже исполнилось в день Пятидесятницы.
“Петр же, — поскольку иные иудеи говорили, что “они напились сладкого вина”, — став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил” собравшемуся народу, что так исполнилось пророчество Иоиля.
Во-вторых, сошествие Святого Духа было исполнением обещания Иисуса Христа. Перед вознесением в облаке на небо Иисус обещал Своим ученикам послать Святого Духа, ведь именно о Нем и говорится в следующем отрывке.
И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14:16-17).
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26).
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин. 16:7-8).
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16:13-15).
Ученики оказались в Иерусалиме в день Пятидесятницы потому, что Иисус повелел им остаться в Иерусалиме, пока не примут Святого Духа.
И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24:49).
Как обещал Иисус, Святой Дух сошел на учеников Христовых со знамением: “И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них” (Деян. 2:3).
В-третьих, дивное знамение в день Пятидесятницы было явлено, чтобы объявить и засвидетельствовать о начале служения Святого Духа. Вспомним, что начало служения Самого Иисуса также сопровождалось чудом — Дух Святой сошел тогда на Иисуса подобно голубю. Это знамение было дано с целью подтвердить, что Крестившийся был Сын Божий.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мтф. 3:16-17).
Иисус завершил земное служение и вознесся на небо, после чего наступило время служения Святого Духа.
Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде (Ин. 16:7-8).
Служение Святого Духа началось в день Пятидесятницы приблизительно через семь дней по вознесении Христа на небо. При этом сошествие Святого Духа должно было проявиться с непререкаемой очевидностью — такова истинная мотивировка этого чуда.
В-четвертых, говорение языками давало ученикам силу действенной проповеди Евангелия. Из Деян. 2 можно понять, что причиной большого стечения иудейского народа со всех концов света в Иерусалим было празднование дня Пятидесятницы, главного иудейского праздника.
В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом (Деян. 2:5).
Иудеям-пришельцам после дня Пятидесятницы предстояло вернуться домой, каждому в свою страну, где они могли благовествовать народу. Однако услышать весть о Христе мешал языковой барьер. С одной стороны, пришельцы не понимали еврейской речи, поскольку жили вдалеке от своего отечества уже многие поколения. С другой стороны, и сами апостолы не знали наречий, на которых говорили иудейские паломники. Вот почему Святой Дух наделил апостолов силой благовествовать на языках, понятных паломникам.
Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян. 2:6-8).
Когда Святой Дух сошел на апостолов, они стали проповедовать о смерти и воскресении Иисуса.
Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян. 2:30-36).
Обратите внимание, апостолы не просили Духа Святого о даре языков, и не гордились тем, что говорят языками. Они только давали место Духу Святому потрудиться через них, возвещая о Христе Иисусе.
2. В Самарии
Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8:14-17).
События, описанные в этом эпизоде, коренным образом отличаются от событий, произошедших в день Пятидесятницы. Никакого явного чуда по молитве Петра и Иоанна о жителях Самарии не произошло. Никто из самарян не заговорил языками, и даже не помышлял просить об этом.
Святой Дух сошел на самарян, дабы явить им благоволение и любовь Божью. Евреи имели предубеждение против самарян, поскольку те не были чистокровными евреями. Это предубеждение было столь сильным, что евреи отказывались общаться с ними, и даже гнушались останавливаться в Самарии. И уж, конечно, не ели и не пили с самарянами.
Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются (Ин. 4:9).
Неясно, имели апостолы такое же сильное предубеждение против самарян или нет, однако, гнушаясь язычниками, они, по всей вероятности, были настроены и против самарян. Вот почему Господь хотел показать апостолам, что любит самарян не меньше евреев. Во свидетельство сему Святой Дух и сошел на самарян явным образом. Если бы Бог не преподал подобного урока, Благая весть из апостольских уст так и не дошла бы до Самарии. Кроме того, Бог явил здесь то, что спасение назначено не только для евреев, но и для язычников.
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8).
3. В доме Корнилия
Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней (Деян. 10:44-48).
Все из числа слушавших проповедь апостола обрели дар Святого Духа и заговорили языками. Увидев это, Петр крестил их, так как понял, что Бог, изливающий Свои дары на язычников, не может не любить их. Таким образом, Господь хотел истребить предрассудки апостолов в отношении иных народов.
Корнилий, главный герой этой истории, был римским сотником. Другими словами — язычник, но богобоязненный, щедрый в милостыни и благочестивый. В видении ему явился ангел и повелел послать людей, дабы привести Петра из Иоппии.
В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10:1-6).
Исполняя повеление, Корнилий послал троих из числа своих подчиненных, и, когда те прибыли в город, где остановился Петр, апостолу было видение. Когда же эти трое оказались у Петра, Святой Дух убедил Петра отправиться с ними. Вот почему он и пошел с ними.
Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо. Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот, и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих. Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним (Деян. 10:7-23).
Если досконально разобрать сказанное Петром по пришествии в дом Корнилия и сказанное им же по откровении намерений Божьих, то можно понять, отчего Бог излил дар языков на тех людей. Вот что говорит Петр, оказавшись в доме Корнилия:
...Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? (Деян. 10:28-29).
И вот что он сказал, услышав свидетельство из уст Корнилия:
...Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10:34-35).
И тотчас апостол начинает говорить о Христе Иисусе. Он проповедует о смерти и воскресении Христа, а также о спасении через веру во Христа Иисуса. Во время этого благовестия Дух Святой нисходит на его слушателей, и те начинают говорить языками. Верующие из числа иудеев, спутников Петра, увидев происходящее, сильно удивляются.
И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога (Деян. 10:45-46).
Позднее найдутся иудеи, которые начнут порицать Петра, вкушавшего с язычниками, за преступление закона.
И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними (Деян. 11:2-3).
Здесь Петр следующим образом объясняет происшедшее с ним.
Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: “Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым” (Деян. 11:15-16).
Итак, Петр завершает речь следующими словами:
Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? (Деян. 11:17).
Из сказанного Петром в этом эпизоде можно понять, почему Бог излил дар языков через Святого Духа. Это чудо должно было искоренить предубеждение иудеев против язычников. Разрушить стену между ними было крайне важно, поскольку апостолы и верующие из числа иудеев были призваны распространить Благую весть повсеместно, даже до края земли. Именно через них восхотел Святой Дух потрудиться, дабы свершить замысел Божий, ибо так записано в Мтф. 28:18-20 и Деян. 1:8. И если бы предубеждение верующих иудеев против язычников не удалось искоренить, всемирная миссия оказалась бы безуспешной.
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мтф. 28:18-20).
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1:8).
Выслушав Петра, как записано в Деян. 11:17, остальные апостолы и верующие из числа иудеев постигают, что Бог любит всякого человека из всякого народа.
Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11:18).
Это было дивное, удивительное, совершенное понимание. Бог изливал на язычников тот же дар, дар языков, чтобы избавить иудеев от предубеждения против народов, обеспечить всемирное служение и удостоверить дар спасения народам.
4. В Ефесе
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати (Деян. 19:1-7).
Ефесяне заговорили языками и стали пророчествовать после того, как Павел, возложив руки, крестил их во имя Господа Иисуса.
Это чудо свершилось во свидетельство Павлова апостольства. Оно послужило народу веским доказательством того, что Павел действительно был возведен в ранг апостола. В отличие от учеников Иисус поставил Павла на апостольство не в период Своего земного служения, а уже после, когда прославился.
И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22:21).
...Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9:15-16).
Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников], и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным (Гал. 2:7-9).
Павел воистину был призван Богом, но многие верующие сомневались в призвании Павла, а иные отвергали и его апостольство. Данное обстоятельство стало камнем преткновения замыслу Божьему употребить служение Павла среди народов. Чтобы разрешить эту задачу, Святой Дух сошел на крещаемых Павлом, и свершил то же чудо даяния языков, какое свершал и с язычниками. Этим Бог удостоверил его апостольство.
Таким образом Господь удостоверил апостольство Павла, который не ходил с учениками Христа во время Его земного служения и не пребывал в обществе апостолов в день Пятидесятницы. Это обстоятельство представляется весьма и весьма важным, поскольку множеству народов азиатского и европейского континентов еще предстояло услышать Благую весть о Христе из уст Павла. Он также образовал многие церкви, положив основание для всемирных миссий.
Теперь необходимости в языках нет, ведь замысел этого дара уже исполнился и притворен в жизнь апостолами. Сейчас мы постигаем смысл и предназначение удивительных даров — языков, пророчеств и сошествия Святого Духа посредством Библии. Из Библии мы узнаем, что спасение назначено всякому верующему, “во-первых, Иудею, потом и Еллину”. И то, что Павел был апостол, мы также узнаем через Слово Божье.
Библия есть совершенное откровение Бога и Его пророчество.
Этот материал еще не обсуждался.