Йохем Даума
Исход
3.2 Яхве Святой
1. В указании того, что Яхве Святой, действительно заключается то, что Он выше всех богов. “Кто между богами может сравниться с Тобой, Господи? Кто, как Ты, величественный и святой? (Исх. 15,11)”. Но в то же время святость Яхве указывает на неизмеримое расстояние между Ним и всем, что не свято и не чисто. Поэтому первая реакция человека при встрече с Яхве – страх и дрожь. Позже Исаия оплакивает тот случай, когда он встретился со Святым Яхве, потому что он осознал, что он грешник (Ис. 6,5). Таким образом, святость Яхве становит опасность для человека.
Это вытекает также из двух событий во время путешествия Израиля через пустыню. Первый случай касается Надава и Авиуда, двух сыновей Аарона, которые во время совершения первого служения в скинии использовали запрещённый огонь для приношения Яхве жертвы всесожжения. Яркое пламя вышло из святилища и сожгло их. Через это пламя Яхве показал Свою святость (Лев. 10,1). Не ясно, что именно не так происходило во время жертвоприношения. Не обязательно считать, что это был злой умысел. Это могла быть простая неряшливость, из-за которой не придерживались предписаний для этого жертвоприношения. Оба священника забыли, с кем они имеют дело. Яхве сразу показал последствия того, когда кто-то фамильярно, неряшливо или по-дружески относится к Яхве. Он – Святой Бог, Который делает возможными отношения с человеком только в строгих рамках правил. И Он покажет Свою святость, прежде всего, на тех, кто находится близко к Нему (Лев. 10,3).
Это должен испытать даже кто-то такой, как Моисей. В обхождении с Яхве он пользуется большими привилегиями. Он мог видеть своими глазами частичку величия (святости) Яхве (Исх. 24,2; 33,18) и этим был больше привилегирован, чем какой-либо другой из пророков (Втор. 34,10). Однако когда он, вместо того, чтобы сказать скале и получить воду, в гневе дважды стучит своим посохом, ему запрещается вхождение в землю Ханаана (Чис. 20,2). Моисей у Меривы не прославил Господа. Моисей и Аарон своим поступком продемонстрировали, что они слишком важные. Поэтому Бог там Сам прославил Себя, о чём мы уже говорили [1.6.3]. Здесь снова можно соотнести такое схождение с верного пути Моисея, кажущееся незначительным, с мерой наказания, последовавшей за ним. В который раз становится ясно, насколько опасна святость Яхве. Он не только “великий”, но также и “страшный” (Втор. 1,19; 7,21; 10,17; срн. Пс. 98,3). Что это значит, мы осознаём ещё больше при использовании этих слов “великий и страшный” для описания пустыни, через которую должен был пройти народ Израиля (Втор. 1,19; 8,15). Огнем поедающим Яхве выступает не только для других народов (Втор. 9,3). Он также может быть таким и для Израиля (Втор. 4,24).
В истории Надава и Авиуда говорится о “чужом” или “запрещенном ” огне (евр.: ’ēš zārā). Может это был огонь от углей, которые не были от жертвенника (срн. Лев. 16,12)? Может всё было приготовлено не так как следует, согласно с законными предписаниями (срн. Исх. 30,34)? Может это было связано с употреблением вина, которое в следующей части (Лев. 10,8) было запрещено? Связь с последним хорошо бы подходила к ответственности священника всегда быть подготовленным и настороженным [Kaiser 1994,1069].
2. Этот величественный Бог связал Себя как Яхве с Израилем. Он, как несколько псалмов и также Исаия Его называют, – Святой Израилев (Пс. 70,22; 77,41). Однако это создаёт обязательства. Святому Богу подобает святой народ. В частности, в книге Левит излагается эта комбинация: “Будь святым, поскольку Я Свят” (Лев. 11,44.45; 19,2; 20,26).
Святой для нас, прежде всего, несёт этический смысл, а в законах Моисея “святой” имеет культовое значение. Оно охватывает всё, что избрано среди обычного и принадлежит Богу. В абсолютном смысле этого слова только Бог (Его имя, Его откровение) Святой, пребывающий выше всего в сиянии и величии. Однако такие вещи, как земля (Исх. 3,5; Лев. 27,16), скиния с жертвенником (Исх. 25,8), миро (Исх.30,31), жертвы (Исх. 29,31), одежда священников (Лев. 16,4), пища (Лев. 6,16), вода (Чис. 5,17) также могут называться святыми. Субботний день и другие праздничные дни – святые (Исх. 16,23; 35,2; Лев. 25,12). Коротко говоря, всё, на что Бог возлагает руку, становится святым, будь то предмет, сооружение, животное или человек.
Святость может быть “заразной” через прикосновение (Исх. 30,29; Лев. 5,3; 6,18.27; 11,39; 15,4). Она приносит большую опасность тому, кто нечист (Лев. 12,4) или неправильно обращается со святыми вещами (Лев. 10,1.16). Никто не может просто так приблизиться к Богу и Его святилищу, но должен освятить себя для этого (Исх. 19,10; 29,1.44).
Это освящение влечёт за собой то, что Израиль как избранный народ должен жить отдельно от других народов (Лев. 20,24). Однако и внутри он должен придерживаться тех границ, которые Яхве установил для обхождения с Ним. Человек Его может найти, но не везде. Для этого нужно было святилище, которое Он повелел построить для встреч со Своим народом. К Нему можно приблизиться, но не прямо. Для этого Он назначил священников, которые выступают посредниками. Можно пить и есть, но не всё. Для этого служат законы о питании, в которых отделяется чистое от нечистого. Израиль называется святым народом, потому что он был избран Яхве. Однако он избран и для Яхве (Лев. 26,12; Втор. 4,20 и др.) и должен продемонстрировать это объёмистым ритуалом очищений, жертвоприношений, приёма пищи, покоя в субботу и т.д.
Существует разница в степени святости. Без определённой иерархии (ранга святости) культ просто невозможен, как мы ещё увидим. Только священники могли служить службу в храме, в то время как среди священников только первосвященник один раз в год (Великий День Очищения) входил в святилище за завесу близко к ковчегу завета (Лев. 16,2; Евр. 9,7). Из смерти сыновей Аарона Надава и Авиуда вытекает, чем ближе находится “святой” человек к Богу, тем становится опаснее (Лев. 10,3).
См. о “святой”, “быть святым” и др. (евр. qdš) H.P. Müller [THAT II,590] и W.Kornfeld/H.Ringgren [ThWAT VI,1179]. Мы должны различать “священное” (евр.: qodèš) от “несвященного” (евр.: chōl) так, как разъясняется в Лев. 10,10. Рядом с этим противопоставлением возможно также ещё одно разделение. Тогда речь пойдёт не о несвященном, а о не-священном, в смысле “не освященном”, “всем доступном”, “мирском”. См. дальше об этом [3.5.2]
Среди народа Израиля идёт речь о святости “до глубины сердца, кончиков пальцев и одежды, которую человек имеет на себе” [Maarsingh 1989,115].
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Комментарии: