Йохем Даума
Исход
2.3. Первая заповедь: “Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим”.
1. В первой заповеди Яхве говорит, что Израилю запрещено иметь других богов рядом с Ним. Из такой формулировки можно придти к выводу, что “другие боги” – реальность в жизни Израиля. Лаван жаловался, что его боги были украдены Иаковом (Быт. 31,30). Через некоторое время Иаков избавляется от этих чужих богов, которые нашлись в его семье (Быт. 35,2). Последнее наказание, которое пало на египтян через смерть их первенцев, было карой для египетских богов (Исх. 12,12). Предостережение в первой заповеди о других богах является актуальным вскоре после смерти Иисуса Навина, если мы вспомним Ваала и Астарту из того времени (Суд. 2,11; 3,7; 8,33). С самого начала идолы играли роль конкурентов в жизни Израиля.
Однако оспаривается не только право на существование других богов. Израиль должен понять саму абсурдность их существования. Запрет иметь других богов предусматривает монолатрию, то есть, что только одного Бога Израиль должен почитать. В то же время, этот запрет подразумевает признание монотеизма, то есть, что на самом деле существует только один Бог. Те, которые называются богами, – такие же, как их изображения: работа рук человека, дерево и камень, которые не слышат, не едят и не обоняют (Втор. 4,28). Тот факт, что весь мир принадлежит Яхве (Исх. 19,5), должен убедить Израиль не приписывать богам никакой силы и власти.
Следует сказать, что это всё же не исключает других предостережений от идолов, поскольку даже в Новом Завете мы продолжаем слышать эти предостережения: “Дети! Храните себя от идолов” (1 Ин. 5,5.21).
Имена идолов могут меняться или исчезать, силы же, за которыми они стоят – нет. Они продолжают получать почитание от людей, будто они боги. Таким был Ваал – бог дождя, грома и плодородия земли. Когда знойное солнце всё сожгло, Ваал умер. Когда осенью пошел дождь, и всё возродилось, Ваал снова появился. Так люди думали. Ваал не “существует”, но сила новой жизни, которая проросла из безводной почвы, таки существует. Отдалённые от Творца дождя, грома и плодородного поля, люди начали прославлять вместо Творца творение. Вера в конкретных богов может исчезнуть, однако вместе с тем не исчезает почитание сотворенного, как дождь, сексуальность, любовь, власть и т.д. Боги – это олицетворение похотей сердца человека (срн. Рим. 1,24).
В то же время мы должны обдумать, что действительно существуют такие неземные силы, которые, как падшие ангелы, отвернулись от Яхве. Ещё при обсуждении Быт. 6 они появились в поле зрения [см. ч.I,2.3.1]. Они пытаются влиять на ход событий на земле. Напр., об этом ясно даёт понять Дан. 10,20, где речь идёт о “князьях” Персии и Греции, с которыми архангел Михаил (тоже “князь”, но только добрый!) должен бороться. Руководителем падших ангелов является сатана, о влиянии которого сообщает ещё Ветхий Завет (1Пар.21,1; Иов 1,6; 2,1; Зах. 3,1). Здесь мы имеем дело с реальными силами, а не с идолами из дерева или камня. Становится весьма очевидным, что они прилагают все усилия, чтобы привести человека к идолопоклонству.
Наш ответ на вопрос, существуют ли другие боги, должен быть двойственным: да и нет. Ваал, Астарта, Хамос, Молох, Мамона, Зевс, Нептун, Водан и Донар – не существуют. Но жажда благосостояния, запретной любви, расширения власти и нетерпимость к ближнему – существуют и будут существовать, пока тянется нить истории. И неземные силы, которые оттягивают человека от единственного настоящего Бога, чтобы сделать из него жертву идолов, также являются реальными. Как долго они смогут демонстрировать своё влияние, настолько долго будут существовать “боги”.
На Древнем Ближнем Востоке тоже прослеживались монотеистические тенденции, напр., во времена правления египетского царя Аменофена IV (1372-1354 до н.э.) поклонялись исключительно солнечному диску Афону. Но нигде в древнем мире невозможно найти строгое исключение других богов, как мы это видим в Первой заповеди [Schmidt 1993,40].
Ваал и Астарта были богами, которые как мужское и женское божество могли по-разному почитаться в разных местностях. Так, Ваал-Верит существует рядом с Ваал-Ермоном (Суд.8,33; 3,3). Позже Илья будет бороться против поклонения Ваалу, которого распространяли Ахав и Иезавель (3Цар. 18,20). Другие боги так же хорошо приживаются на Израильской почве. Вспомните идолопоклонство Соломона, когда он, подстрекаемый своими многочисленными жёнами-чужеземками, позволил построить храмы богу аммонитскому Милхому и богу моавитскому Хамосу (3 Цар. 11,4).
Втор. 4,28 только делает замечание по поводу ничтожности богов, а дальше будет сказано намного сильнее. Илья и Исаия насмехаются над ними (3 Цар. 18,27; Ис.40,18; 45,14). Их можно назвать “ничто” (евр.: ’èlīlīm) (Ис. 2,8.18.20).
В самой Библии мы читаем уже, что существуют силы, с которыми люди связывают имена богов. Сила человека – бог его (Авв. 1,11). Золоту можно сказать: ты моя надежда (Иов 31,24), деньги можно назвать Мамоной (Мат.6,24), а корыстолюбие можно назвать в Библии идолопоклонством (Кол. 3,6). Можно сделать богом и своё чрево (Флп. 3,19).
2. Выбрать Яхве – значит любить Его. Связь между выбором Яхве как Единственного Бога и любовью прослеживается в Втор. 6,4: “Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей и всеми силами твоими”. Хотя в первой заповеди не видно чётко сформулированной мысли о любви к Богу, но она всё же её содержит. Даже само призвание выбирать одного Бога подразумевает, что человек будет отдавать Ему всю свою любовь.
Заповедь о любви может казаться непсихологической, поскольку любовь не может быть вынужденной; но к такому выводу Библия не приходит. Любовь включает в себя также эмоциональный аспект, но этот вопрос не поднимается. Любить Яхве и даже пришельца, который поселится среди Израильтян (Лев. 19,34), в первую очередь является следствием выбора. Поскольку Яхве – единственный Бог, Израиль должен Его выбирать. Человек не может служить двум хозяевам, Яхве и Ваалу. Любить – это быть готовым к последствиям этого выбора. Это имеет место при выборе Яхве, ближнего (Лев. 19,18), и пришельца, который живёт у вас под крышей. Любовь к Яхве – это доверие, которое человек проявляет по отношению к Яхве. С чужими богами человек не должен завязывать никаких отношений.
Неразрывная связь между заповедью признавать Яхве как единого Бога и любить Его прослеживается позже в словах Иисуса. На поставленный Ему вопрос, какая заповедь самая первая из всех, Он отвечает: Яхве – один и ты люби Господа, своего Бога (Мк. 12,28).
Многие считают неразумным делать заповедью то, что полностью зависит от эмоций. Как можно заповедать любовь? Сейчас любовь без эмоций не существует. Любовь Яхве – это любовь отца к сиротам (Пс. 67,6), к своим детям (Пс. 102,13), с внутренним волнением и милостью (Ис. 63,15). Он может утешать, как утешает мать (Ис. 66,13) и для Него невозможно забыть Сион, как женщина не может забыть своё грудное дитя (Ис. 49,13). Он научил Израиль ходить и брал его на руки (Ос. 11,3). В Своих чувствах Яхве является и отцом, и матерью. Эта любовь требует любви со стороны Израиля – любовь, так же эмоционально насыщенную, в форме приношения благодарений и похвалы. Поэтому любовь к Яхве проявляется больше, чем “только” в уважении Его заповедей.
Эмоциональная разница между любовью к святому и в то же время устрашающему Яхве с одной стороны и любовью детей к родителям и наоборот, или взаимная любовь друзей, не должна нас привести к тому, что мы не увидим в любви к Яхве заповеди или будем отрицать её эмоциональный характер.
3. Первая заповедь обращает внимание и на соблазнительные призывы служить другим богам. Этот призыв может исходить от лжепророка или сновидца, а также от членов семьи и друзей, или от “нечестивых людей”, которые иногда совращают целые города (Втор. 13). Яхве таким образом испытывает израильтян, действительно ли они любят Его всем своим сердцем (Втор. 13,4). Среди израильтян никому не позволяется заниматься прорицанием, толкованием знамений или чародейством, а также вызывать духов или вопрошать мёртвых. Этим занимались первые жители земли Ханаанской, пока Яхве не запретил это (Втор. 18,10; Лев. 19,31). Библия всерьёз воспринимает прорицание и чародейство. Это не заканчивается надувательством и мошенничеством. Это очень опасно, поскольку любовь к Яхве всем сердцем не может сосуществовать со слушанием прорицателей и ворожеек. Они рассказывают, что случится с человеком и что он должен делать. Прорицателя слушают, чтобы заглянуть в будущее и настроить, согласно сказанному, свою жизнь. Прорицание, чародейство, ворожба – это пророчество, но совсем наоборот. Непокорность и противление характеризуют волшебство и идолопоклонство (1 Цар. 15,23), в то время как настоящий пророк говорит словами Яхве (Втор. 18,19). Повернуться к прорицающим духам значит отвернуться от Яхве, с Которым будущее Израиля в безопасности.
Было бы несправедливо во всём “особенном” видеть идолопоклонство. Втор. 18,10 не разделяя на прорицателей, гипнотизёров, тех, кто занимается спиритизмом, акупунктурой, гаданием по воде и глазах, йогов, и т.д., заходит слишком далеко. Характерным для лжепророчества является рассказывание, каким будет будущее и как человек на основании этих сведений должен вести свою дальнейшую жизнь. Если парагност (ясновидец) помогает при раскрытии убийства, или гипнотизёр помогает кому-то избавиться от душевных травм, тогда это особенный дар, который можно правильно применить. Это не имеет ничего общего с лжепророчеством.
4. Вовсе не трудно найти связь между Первой заповедью и освобождением из рабства, которое при исполнении этой заповеди остаётся в силе. Быть рабом других богов делает жизнь опасной. Богослужения египтян, вавилонян и хананеев держали своих исполнителей в постоянном страхе. Опасные божественные силы могли поселяться в творениях, животных, деревьях, горах, грозе, молнии и т.д. Требовалось множество действий, формул и ритуалов для того, чтобы нейтрализовать эту опасность. Магия, экзорцизм и жертвоприношения должны были удовлетворить и успокоить богов. Для того, кто обращал внимание на эти детали, вера в единого Бога Яхве, Творца неба и земли со всем, что на них есть, была просто освобождением. Кто верует в Него всем сердцем, больше не зависит от какой-либо силы или власти в мире, созданном тем же Яхве.
Некоторые утверждают, что развитие техники было бы невозможным без христианства. Если в дереве живут божественные силы, опасно рубить такое дерево. Если мать-земля – богиня, дело бы не дошло до копания шахт. До тех пор, пока молния бы считалась чем-то божественным, никто бы не изобрёл громоотвода. Такие открытия и изобретения возможны, если мир и всё, что в нём, больше не вызывает страха. Мир тогда становится обычным, созданным Богом для пользования человеком миром. Огромное значение христианства для развития техники описывается Kuyper [1911,123] и Van Leeuwen [1966,324,330]. Правильна ли гипотеза о христианских корнях техники, не знаю. Однако следует обратить внимание на то, что правильное развитие мира возможно только тогда, когда человек воспринимает вещи такими, какие они есть на самом деле: созданные Богом и поэтому не находятся в руках у других богов.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.