27.10.2008
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Исход

1.5. Как реагировал народ до и возле Синая?

1. Теперь мне бы хотелось обратить ваше внимание на реакции народа на действия Яхве для их освобождения. Для этого нам нужно немного вернуться назад во времени, поскольку ещё перед заключением Синайского завета мы находим очень интересные детали.

Всё началось в Египте. Мы ожидали, что израильтяне с радостью ждали на своё освобождение и во всём поддерживали своего предводителя Моисея. Но на самом деле было всё иначе. После того, как фараон сделал невыносимыми условия их рабского труда, обвинили в этом Моисея и Аарона (Исх. 5,21; 6,8 [9]). Во время наказаний подобные жалобы умолкают, так как израильтян они коснутся в меньшей мере, а, начиная с пятого, и вовсе не затронут. Однако, роптания на своих предводителей и Самого Яхве у них в крови. Как раз ситуация, описанная в Исх. 13,17 и далее может наглядно продемонстрировать это. В этом эпизоде становится известным маршрут, который Яхве избрал, чтобы привести народ в Ханаан. Он проходит не через землю филистимлян вдоль побережья, но в глубину материка через пустыню. Таким образом, народ больше не мог бы возвратиться в Египет, если, повстречав по дороге врагов, они бы начали раскаиваться в своём решении. Яхве, следовательно, закрыл им все пути назад, поскольку Он знал, какой народ Он послал в Ханаан (Исх.13,17)! Им вовсе не было трудно найти дорогу, так как Сам Яхве был их проводником. Днём Он шел перед израильтянами в облачном столбе, а ночью освещал их в огненном столпе (Исх. 13,21). Но негативные стороны их менталитета очень скоро проявились. Когда они стояли перед Чермным морем и увидели, что фараон со своей армией наступает им на пяты, они воззвали о помощи. И всё это в словах, которые своей ясностью не оставляли желать лучшего. “Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыню? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, чтобы ты оставил нас в покое?” Рабский труд у египтян им больше нравился, чем умирать в пустыне (Исх. 14,11).

Переправившись через Чермное море, они учредили празднество и пели, несомненно, на полную грудь песню вместе с Моисеем, в то время как их женщины под руководством Мариами с тимпаном выражали свою радость (Исх. 14,31; 15,1). Но, к сожалению, это не длилось долго, поскольку в Мерре оказалось, что вода горькая (отсюда и название) и они начали снова роптать на Моисея (Исх. 15,22). Пребывание в Елиме с его двенадцатью источниками и семьюдесятью финиковыми деревьями стало для них утешением. А уже в пустыне Син оно снова исчезает, и критика вновь начинает звучать в рядах израильтян, поскольку они вынуждены испытать голод. Опять они не могут успокоиться, сравнивая голод в пустыне с котлами мяса и таким изобилием хлеба в Египте (Исх. 16,2). Яхве посылает им манну как хлеб и перепелов как мясо так же, как Он обеспечил их пресной водой в Мерре.

Однако народ не долго радовался таким подаркам. На следующей остановке, в Рефидиме, не было воды. Дело зашло настолько далеко, что они были готовы побить Моисея камнями. И снова нас волнует то, что израильтяне отдают предпочтение жизни в Египте над нынешней ситуацией “освобожденных”. После того, как Моисей ударил посохом в скалу, опять вода пошла. Названия Масса и Мерива (Исх. 17,2) констатируют, что там народ искушал Господа (Масса) и роптал (Мерива).

 

Несколько слов являются типичными для описания поведения израильтян. Они ропщут на Яхве и Моисея (евр.: lwn, Исх. 15,24; 14,2.27 и др.). Они укоряют Моисея и Яхве (евр.: rjb, Исх. 17,2.7; 21,18; Чис. 20,3.13). Это еврейское слово в судебном деле  может также значить “обвинять” [H. Ringgren, ThWAT VII,497]. Такой же “гибкостью” (NBG) обладает и слово “искушать ” (евр.: nsh) Яхве (Исх. 17,2.7; Чис. 14,22; Втор. 6,16). “Искушение” со стороны израильтян – это отрицательный ответ, который они дают на испытания  со стороны Яхве. К тому же, для “искушения” и “испытания” употребляется одно и то же еврейское слово [F.J. Helfmeyer. ThWAT V,477]. Нужно смотреть, что следует за этим.

 

 2. Нас очень удивляет тот факт, что Яхве очень мягко реагирует на поведение израильтян. Но скоро это изменится. Разница между тем, что было до Синая и после, большая. И этому есть объяснение – заключение завета на горе Синай. До этого события Яхве показывает исключительно милосердие как одно из значений его имени. Он освобождает народ из-под власти фараона, утопив коней и колесницы египтян в море (Исх. 15,1.21). Он заботится о воде, хлебе и мясе в голой пустыне. Он даёт им манну, как “хлеб с неба” (Исх. 16,4; Втор. 8,3), пока они не достигнут Ханаана и не смогут жить там, собирая урожай (Исх. 16,35; Нав. 5,12). Он устанавливает субботу (шаббат), чтобы им не нужно было беспокоиться о том, что кушать в этот день, так как на шестой день они могут насобирать за два дня (Исх. 16,22). И до того, как они дошли до Синая, Он убрал с их дороги второго “фараона” в лице Амалика и его народа (Исх. 17,8).

Также мы можем раскрыть вопрос, почему Яхве был тогда мягок. Три раза мы читаем, что Он испытывает народ, послушанием и следованием за Ним (Исх. 15,25). Он хочет узнать, что у них лежит на сердце (Втор. 8,2). Он хочет, чтобы они собиранием манны показывали своё уважение к шаббату и беззаботно проводили этот день, не беспокоясь о пище (Исх. 16,25). Он хочет узнать, поразило ли их Его величие (Исх. 20,20).

Он позволяет увидеть, Кто Он такой: “Я, Господь, Бог твой, целитель твой” (Исх. 15,26). К сожалению, они также позволяют увидеть, кто они такие: “Есть ли Господь среди нас?” (Исх. 17,7).Они жаждут воды, хлеба и мяса, но недооценивают того, что Яхве хочет показать им на примере манны: Человек живёт не только хлебом, но всем, что исходит из уст Яхве (Втор. 8,3).

 

Дело вовсе не в том, что здесь делается переход от материального к духовному хлебу. Манна была такая же материальная, как и обычный хлеб. Но за происхождение её нужно благодарить Господнее слово. Израиль может многое по слову  из уст Яхве. Но для этого нужно, чтобы народ показывал доверие всем надлежащим мерам, которые Бог принимает [Holwerda 1957,210].

Бог ещё раньше испытывал народ. Вспомните историю Авраама и его готовность пожертвовать Исаака (Быт. 22,1). Авраам выдержал испытание, народ Израиля в пустыне – нет. См. также Втор. 13,4, где говорится о лжепророках, через которых Господь испытывает Свой народ.

 

3. Уже после заключения Синайского завета очевидна его судьба. Народ поклонялся идолу в образе золотого тельца, вылитого под руководством Аарона, когда они решили, что Моисей слишком долго отсутствует. “Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской” (Исх. 32,4), – воскликнули все и учредили пышное празднество кругом статуи идола.

Последствия были драматичными. Яхве, Который рассказал Моисею, что разыгралось у подножия горы, хотел уничтожить Израиль, чтобы дальше идти только с Моисеем и произвести из него многочисленный народ. Но Моисей заступился за народ и двумя аргументами сумел убедить Яхве отступиться от Своего плана. Что скажут египтяне о Яхве, Который вывел Свой народ из Египта, чтобы потом истребить его? И что будет с обещаниями, данными Аврааму, Исааку и Иакову о многочисленном народе и земле обетованной (Исх. 32,12)?

Вернувшись в стан и услышав звуки веселья, Моисей в гневе разбил скрижали завета, стер в прах золотого тельца и укорял Аарона, что он на себя возложил большую вину за золотого тельца. Потом произошел суд, в котором левиты выстроились по стороне Моисея и мечом убили многих, не щадя даже собственных членов семьи.

Но этим не окончился конфликт между Яхве и Его народом. Моисей понял, что народ тяжко согрешил, и что он немедленно должен возвратиться к Господу. Даже жизнь Аарона была в опасности из-за гнева Господнего (Втор. 9,20). Очень трогательным выглядит заступничество Моисея, потому что за прощение грехов народу он готов был заплатить высокую цену: чтобы исчезло и его имя из книги Яхве. Ответ Яхве на предложенный обмен прозвучал так: “только того, кто согрешил предо Мной, изглажу из книги Моей”. Народ мог идти дальше в сопровождении ангела Господнего; но … Яхве Сам уже не желал идти вместе с ними (Исх. 32,30; 33,1).

Можно заметить, как тяжело воспринимает Яхве нарушение только что заключенного завета. “Вы народ упрямый и Я вас могу погубить по дороге. Если Я хоть минуту пройду с вами, истреблю вас всех” (Исх. 33,3.5). Яхве уже не доверяет Сам Себе, если пойдёт дальше с таким народом!

Однако происходит поворот в лучшую сторону. Народ, следуя повелению Господнему, снимает с себя все украшения и испытывает чувство сожаления. В шатре вдали от стана Моисей настоятельно взывает к Яхве, зная о том, что будущее народа висит на волоске. Если Он не хочет идти дальше вместе с ними, тогда незачем вовсе никуда идти. Что значит Израиль среди других народов, если Яхве не сопровождает Свой народ? (Исх. 33,7 и дальше). Яхве уступает и обещает лично сопровождать народ в Ханаан. Он даже проходит возле Моисея во всей Его славе, после того, как Он подарил две новые скрижали с написанными теми же словами, что и на первых. Во время этого величественного момента Моисей слышит, как Бог Израиля возглашает: “Господь, Господь! Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, являющий милость в тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода” (Исх. 34,6). В этих словах мы уже увидели [1.2.2], как два аспекта имени Яхве  приобретают свое полное значение.

Моисей сразу же падает на колени, снова спрашивает, хочет ли Яхве идти вместе с ними и могут ли они (снова) стать Его наследием. Пробыв сорок дней и ночей у Господа, Моисей спускается с Синая снова со скрижалями, а лицо его сияет святостью. С сиянием, появившимся на его лице от того, что Бог говорил с ним, Моисей провозглашает (ещё раз) постановления, которых Израиль должен придерживаться (Исх. 34,8). Таким образом, завет был восстановлен. Счастливый конец самого драматичного события в истории Израиля!

 

Поведение Моисея в этой истории – это поведение настоящего посредника, хотя это название ему не приписывается в Ветхом Завете, а в Гал. 3,19 оно указывает всего лишь на то, что Моисей передал закон Бога израильтянам. Евр. 8,5 также упоминает Моисея как посредника, но в понимании сооружения святилища и основания священства. Посредником, который заступается за свой народ и хочет пожертвовать даже собой на благо этого народа, - именно таким мы видим Моисея в Исх. 32-34.

Моисей увидел славу Яхве, но не лицо Самого Яхве (Исх. 33,20). См. дальше 2.6.2 о “видении” Яхве и ограничениях, связанных с этим.

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.