Йохем Даума
Исход
3.1 Вступление.
В этом разделе мы займёмся теми частями из Исхода по Второзаконие, которые считаются наименее читаемыми частями Библии. Они рассказывают о планировании и построении скинии, о предписаниях, касающихся жертвоприношений, священников и левитов, вопросов наследства, чистоты и нечистоты, выкупа земли и домов, исчисления народа, нахождения колен в лагере в пустыне, и др. Большая часть из этого, по чьим-то убеждениям, уже не имеет для нашей жизни никакого прямого значения. Однако было бы нечестно пройти мимо того, что являлось фундаментальным для старого законодательства. Ведь мы верим, что Бог в старом завете Такой же, как и Отец Иисуса Христа из нового завета. И также человек, несмотря на все открытия, остаётся тем же. Поэтому мы узнавали себя в народе Израиля, который шёл по пустыне, и то же самое происходило, когда мы говорили о соблюдении Десяти заповедей.
Но старое законодательство охватывает больше. Особенно когда оно предлагает положения касающиеся святости, священников и жертвоприношений в служении Яхве, мы стоим перед вопросом, каким образом эти старые культовые отношения между Яхве и Его народом Израиля всё ещё являются важными для нас. Размышления на эту часть законодательства я поместил под названием “Святой Бог и Его Святой народ”. Как святость Яхве, так и требуемая святость Его народа являются основными темами раздумий. Форма, которой Израиль должен был служить Яхве, выглядит во множестве аспектов иначе, чем наша после деятельности Иисуса Христа. Однако святой характер этого служения остаётся для нас очень важным. Продолжение данной главы это продемонстрирует.
Прежде всего, я обращаю внимание на значение Яхве как Святого (3.2). Потом я перехожу к значению святилища и священников, которые делают возможными отношения с Яхве (3.3). После этого я уделяю внимание жертвоприношениям (3.4) и противопоставлению чистого и нечистого (3.5). Наконец я указываю на связь между освящением и полномочиями (3.6).
Было бы странным ограничить наше внимание основным законом Завета между Яхве и Его народом, каким мы его видим в Десяти заповедях, без рассмотрения других законов, составляющих с этим основным законом единое целое. Завет – это рамка, внутри которой всё находится: историческая повесть, статут завета, а также вся служба в скинии, где отношения между Богом и Его народом приобрели культовую форму.
Мы больше не видим легко лес через множество деревьев в книгах от Исхода по Второзаконие. Чтобы получить полную картину, мы должны обратить внимание на следующие части из выше названных книг: после первой части Исхода с рассказом об исходе и путешествии на Синай следует самая большая часть закона Моисея между Исх. 24 (обновленное заключение завета на Синае) и Чис. 10 (выход от Синая к Ханаану). Начиная с Чис. 10, историческая повесть возобновляется. Народ подходит к Иордану, на равнину Моав, где Моисей выступает с речами, занимающими практически всю книгу Второзакония. Греческое название этой книги говорит о том, что мы имеем дело со вторым составлением законов, в котором, прежде всего, снова появляется число указаний с “первого сборника законов”.
Следующее обозрение может быть очень полезным:
- исход из Египта (Исх. 12,18; 13,4); дата: пятнадцатого числа первого месяца.
- прибытие к Синаю (Исх. 19,1); дата: тремя месяцами позже.
- сооружение скинии (Исх. 40,2.17); после этого оглашение законов из Левит; дата: начало второго года.
- исчисление (Чис. 1,1) с особенным вниманием на выступление против хананеев; дата: начало второго месяца второго года.
- отправление от Синая (Чис. 10,11); длительное странствование в окрестности Кадеса; дата: с начала второго месяца второго года по сороковой год; смерть Аарона пятого месяца сорокового года (Чис. 33,38)
- в равнине Моав; обращения Моисея к народу (Втор. 1,3), книга Второзакония; смерть Моисея; дата: конец сорокового года.
- переход через Иордан (Нав. 4,19).
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.