27.10.2008
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Исход

2.2. Вступление: “Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства”.

 

Торжественная манера, которой Яхве провозглашает о себе, является очень важной для дальнейшего понимания Десяти заповедей. Первые слова “Я Господь” чётко утверждают, кто говорит первое и последнее слово. Яхве освободил Свой народ из Египта и приведёт их к земле, клятвенно Им обещанной Аврааму, Исааку и Иакову. Формула “Я Господь”, как мы уже видели, неразрывно связана с освобождением. “Я Господь, твой Бог от земли египетской; и нет спасителя, кроме Меня” (Ос. 13,4).

Если ключевым словом во вступлении является освобождение, тогда этот момент должен присутствовать и в последующих Десяти заповедях. Обратите внимание, что сначала следует освобождение и только потом заповеди. Закон выступает евангелием освобождения из Египта. Народ, который убежал из рабства, может и должен знать, как оставаться свободным народом. Когда позже дети спросят родителей: “что значат все эти предписания и законы и правила, которые Яхве, наш Бог, вам передал?”, родители должны будут сначала рассказать им историю освобождения. Они должны понять, что выполнение заповедей – благая цель, и что оно соотносится с благосостоянием Израиля (Втор. 6,20).

Провозглашение десяти заповедей регулирует отношения между Яхве и Его народом. Он как Царь желает иметь святой народ. Вступление к Десяти заповедям “Я Господь” подразумевает шаг навстречу, так как народ получает слова “будьте святы, потому что Я Святой ” (Лев. 11,45). Такую святость Израиль демонстрирует не только тогда, когда они выполняют закон о чистоте и жертвоприношении, но и десять заповедей (Лев. 19,2; 22,31). “Я Господь, твой Бог” значит, что народ не может поступать так, как он это делал в египетской земле, равно как и в земле ханаанской, куда Израиль направляется (Лев. 18,2). Яхве выделил народ Израиля среди других народов, чтобы он Ему принадлежал (Лев. 20,26). Жить свободно – значит жить свято, то есть не так, как язычники.

Когда Израиль не почитает Яхве как Царя и не живёт святой жизнью, можно увидеть, что вступление “Я Господь, твой Бог” содержит также опасные нотки. Яхве тогда проявляется как “Бог ревнитель” (Исх. 20,4). Он умеет благословлять, но также Он умеет проклинать (Втор. 11,29; 27,12). Любовь не может быть односторонней. Тот, кто воспринимает Яхве как спасителя, должен одновременно знать, что если будут злоупотреблять Его любовью, Израиль попадёт в новое рабство и изгнание (Втор. 4,25; 28,32).

В заключение хочу указать на то, что особенность Бога Израиля состоит в Его собственной близости. Какой народ, насколько бы он не был великим, имеет богов так близко, как мы имеем Яхве, нашего Бога, когда не призовём Его на помощь? (Втор. 4,7) Яхве – не волшебный великан, не бог стихии, но Бог, к Которому Израиль может воззвать во время нужды и у Которого он найдёт понимание.

Очень важно помнить, что Яхве сначала говорит об освобождении и только потом подаёт заповеди. Это предотвращает наполнение Десяти заповедей самими законами. То, что заповедает Яхве, находится в такой последовательности: Его бояться, любить и служить, и таким образом соблюдать заповеди и предписания (Втор. 10,12).

 

О переводе и значении вступления см. Zimmerli [1963,11] и Stamm/Andrew [1967,76]. Я пользуюсь переводом Декалога, упорядоченным Леттингой [1999,512]. Более подробное толкование Десяти заповедей, сделанное мной, см. Даума [1999].

Связь между рассказом об освобождении из Египта и важностью заповедей, проявляется не только в Втор. 6,20-25, но также и в книге Иисуса Навина при обновлении завета в Сихеме (Нав.24,2). Утверждение, что выполнение заповедей приносит с собой успех, всё время возвращается (Втор. 4,40; 10,13; 12,28 и др.). Не гром, а роса характеризовала заключение завета на Хориве [Veldkamp1948,138]. Не строгость, но забота, чтобы уберечь Израиль от повторного падения и рабства, находится на первом плане.

 

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.