27.10.2008
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Исход

1.6. “Он отверг многих”

 

1. Двусторонность завета и, особенно, последствия всякого неверия и ослушания народа, постоянно притягивают внимание после заключения завета на горе Синай. Первое место, куда они прибывают после ухода из Синая, получает название Тавера, потому что там воспламенился гнев Господний и огонь начал истреблять край стана. О жертвах не сказано ничего, но страх среди народа был огромен. Моисею пришлось вмешаться, чтобы огонь утих (Чис. 11,1).

Спокойствие длилось не долго, то есть израильтяне снова начали жаловаться, теперь масло в огонь подливали пришельцы (чужаки), которые с ними ушли из Египта. Сетования – типичные: в Египте нам было так хорошо! У нас было мясо, рыба и овощи, в то время как здесь мы худеем и не видим ничего больше, кроме манны (Чис. 11,5.18.20). Как только они сталкиваются с трудностями, Египет сразу же становится для них раем, при сравнении с тем, что они должны пережить в пустыне. Даже манна их уже не удовлетворяет. На следующий день Яхве посылает им перепелов для обеспечения их мясом. Они были жадны на мясо, но не успели его ещё хорошо пережевать, как возгорелся гнев Яхве и Он поразил много народа. Это место нарекли Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили ненасытный народ (Чис. 11,31).

Название места Тавера связано со словом “гореть” (евр.: br). Название места Киброт-Гаттаава  дословно значит “погребение (евр.:qivrōt) страсти” (евр.: hattaawā), GNB: “могила скряг”.

 

2. После этих двух упомянутых конфликтов последовало ещё большее бедствие. Придя в пустыню Фаран, Моисей посылает из Кадеса двенадцать разведчиков, чтобы они осмотрели землю Ханаана. Они возвращаются и докладывают обо всём, что там видели. Доклад всех двенадцати человек – объективный: земля – очаровательна, в ней течет мед и молоко; но … народ, живущий там, очень сильный, и города укреплённые и весьма большие; мы даже видели енакеев (великанов) (Чис. 13,25). Халев, чувствуя, что народ может восстать против Моисея, успокаивает: “Мы можем без проблем войти и завладеть этой землей. Мы можем легко победить этот народ”. Но мнение Халева и Иисуса Навина не разделяли остальные десять разведчиков, поскольку народ в Ханаане чрезвычайно сильный. Они не умолкали, но ещё больше распускали молву об этой земле: “Земля, которую мы проходили для осмотра, поедает живущих на ней. А все люди, которых мы там видели, исключительно высокие. В сравнении с этим народом великанов, мы чувствовали себя, как саранча, и такими же были мы в их глазах” (Чис. 13,31). Не трудно угадать реакцию израильтян. Опять в Египте было лучше, чем здесь. Они скорее умрут в пустыне, чем решатся на авантюрную битву против великанов. Да, они даже обдумывали, не избрать ли им нового предводителя, который мог бы их привести назад в Египет. А когда Моисей с Аароном, Иисусом Навином и Халевом пробуют убедить их не выступать против воли Яхве, и что они с легкостью смогут покорить жителей этой земли, народ израильский грозится забросать их камнями.

Похоже на то, что ситуация такая же критическая, как после сооружения золотого тельца. Опять Яхве хочет расквитаться с народом и продолжать путь вместе с одним Моисеем. Но снова Яхве уступает, когда Моисей указывает на последствия. “Я умоляю Тебя, покажи Свою верность и прости этому народу его грехи, как Ты всё время даровал прощение, от Египта по сей час”. На этот раз Яхве уступает, но не без сурового наказания. Они искушали Его уже десять раз и не слушались Его. Поэтому Он клятвенно заявляет, что никто из них, кто видел Его славу и чудеса, которые Он показывал в Египте и пустыне, не войдёт в землю обетованную. В пустыне падут тела всех, кто старше двадцати лет. Сорок дней они осматривали землю, поэтому сорок лет народ должен будет искупать свою вину.

В землю смогут войти, кроме Иисуса и Халева, только дети ропщущего народа. Разве ропщущие не говорили о своих детях, что они достанутся в добычу врагам (Чис. 14,3)? Итак, теперь они точно войдут в Ханаан (Втор. 1,39). Тех десять разведчиков сразу же постигла кара возле святилища (Чис. 14,36).

То, что происходит дальше, не должно уйти от нашего внимания. Народ был сильно огорчен, когда услышал от Моисея то, что решил Яхве. Сразу же оказалось, что они готовы отправиться в Ханаан. “Мы согрешили!” Хотя Моисей теперь и говорит, что такая затея обречена на провал, это больше не помогает. Их пыл невозможно удержать; они идут вперёд, хотя ковчег завета и Моисей остаются в лагере. Результат можно предугадать. Амалкитяне и хананеи разбили их дотла (Чис.14,39).

 

История с двенадцатью разведчиками позволяет нам понять три вещи:

1. Десять разведчиков освещают эту экспедицию в неблагоприятном свете: земля поедает своих жителей; все люди там великаны; мы были, как саранча в наших и их глазах (Чис. 13,31-33). Так могут говорить о тех, кого боятся и не верят. Вывод: их неверие искажает факты.

2. Двое разведчиков, Иисус и Халев, говорят на совершенно другом языке, чем их коллеги: народ этой земли вовсе не страшный, мы легко можем их победить, у них нет никого, кто бы мог их защитить, а нам поможет Яхве (Чис. 14,6-9). Вывод: их вера воспринимает и ясно видит факты, поскольку Яхве не остается вне событий.

3. Когда шум из-за доклада приводит к тому, что народ Израиля теперь по воле Яхве больше не может войти в землю, а десять разведчиков постигло наказание, они признают свои промахи и уже сразу готовы войти в эту землю. Но успеха не было, потому что Яхве хочет теперь совсем другого. Вывод: их ослушание недооценивает факты (Чис.14,39-45). Ohmann [1983, 90] ссылается на слова К. Схилдера: то, что вчера было бы послушанием, сегодня или завтра может превратиться в нарушение.              

            

                

3. На следующий день после восстания Корея, Дафана и Авирона [см. об этом п. 1.7.2] израильтяне снова начали роптать и, взбунтовавшись, обвинили Моисея в том, что он сделал вчера. “Ты умертвил народ Господний”. И это притом, что во время восстания Корея и ему подобных чётко прослеживалась рука Яхве. Опять Яхве хочет уничтожить народ в один момент. Вмешательство Аарона, который курением принёс жертву, положило конец наказанию, которое тем временем уже забрало тысячи  жизней (Чис. 16,41 [17,6]).

Но это ещё не был конец. Давайте вспомним событие, во второй раз связанное с названием Меривы (срн. Исх. 17,7 с Чис. 20,2). Незадолго до того, как народ отправится из Кадеса в путь к земле обетованной, не хватало воды. В который раз мы вновь слышим такие уже знакомые нам сетования. Снова они считают, что жизнь в Египте была лучше, чем в этой ужасной местности: Зачем их привели сюда, чтобы умирать? Здесь нет хлеба и никаких смоковниц, нет винограда и гранатовых деревьев. И питьевой воды тоже нет (Чис. 20,2).

Удивительно мягко в этот раз реагирует Яхве. Моисей должен ударить своим посохом по скале на глазах у всего народа, чтобы потекла вода. Вода потекла, но не после того, как Моисей в ярости, вопреки повелению, дважды ударил по скале. Не народ, а их предводитель на этот раз был наказан наибольше. Он, равно как и Аарон, не войдут в землю ханаанскую, потому что они оба не поверили Яхве и перед всеми израильтянами не показали глубокого уважения к Его святости (Чис.20,7).

Войдя в землю Едома, народ стал нетерпеливым. Они должны будут пойти в обход длинным путём, так как Едом не позволил напасть на него. Снова народ прибегает к сравнениям с жизнью в Египте. Они уже не могут смотреть на эту скудную пищу (манну)! На этот раз Яхве наказывает их, насылая на них ядовитых змей, которые изжалили много народа. Израильтяне признают свой грех, и Моисей вновь прибегает с молитвами за них к Господу. Наказанию приходит конец, так как по велению Яхве был сделан медный змей. Тот, кого ужалила змея, выздоравливал, глядя на этого змея, которого подняли высоко на шесте (Чис. 21,4).

 

В истории с Меривой не совсем ясно, в чём именно Яхве видит вину Моисея (и Аарона). Первое, что приходит на ум, - это удары Моисея, вместо словесного обращения к скале. Но и его яростные выступления и обращения к народу (вместо скалы) также могли сыграть немаловажную роль [Dozeman 1998,160]. В Мериве Моисей не показал святости Яхве (Чис. 20,12; евр.: haqdīšenī, по его мнению от gdš). Моисей и Аарон позволили себе слишком много своей манерой поведения, вместо того, чтобы показать себя посланниками Яхве [Vonk 1966,243]. Потом Яхве Сам явил там Свою святость (Чис.20,13; евр.: jiqqādeš, от  qdš), то есть Он показал, что Он Святой. Такое же употребление слов мы встречаем в Лев. 10,3.

 

4. Мы дошли до конца странствований Израиля по пустыне. Но также и тогда народ показывает, как быстро они могут отойти от Яхве и даже поклоняться идолам. Аморейский царь Сигон из Есевона, который отказался пускать Израиль через свою землю, был сражен и Израиль взял его землю между реками Арнон и Иавок. Также Ога, царя Васана постигла та же участь. Таким образом, вся Надиорданская территория на север от Моава была открыта для Израиля (Чис. 21,21).

Моав почувствовал угрозу, хотя Израилю было запрещено завоёвывать их, как они сделали с братским народом Едома (Втор. 2,4-9). Чтобы ослабить силу Израиля, Валак, царь моавский, посылает за Валаамом из Пефора, который на Евфрате, чтобы проклясть Израиль. Но вместо того, чтобы проклясть Израиль, Валаам повторяет семь раз слова, вложенные Богом в его уста (Чис. 22-24).

Будучи бессильным проклясть Израиль, Валаам применяет другое оружие, которое оказалось действенным. Он советует мадиамским женщинам соблазнить израильтян, мирно поселившихся на равнинах Моава, на распутство. Им это очень хорошо удалось, конечно, не без помощи женщин-моавитянок (Чис. 31,16; 25,1; срн. Откр. 2,14). В Ситтиме, напротив Иерихона, учредили пышный праздник в честь бога Ваал-Фегора.

Из-за этого Яхве воспламенился гневом и поразил тысячи израильтян. Также Он дал повеление представить Ему всех из народа, кому от двадцати и выше. Очень жестко выступает в особенности Финеес против открытого блудодеяния, и тогда наказание прекращается. Этот Финеес, сын Елеазара и внук Аарона, за такое поведение был награждён заветом вечного священства в его роду, “поскольку он показал ревность по Боге и заступил сынов Израилевых” (Чис. 25,13). Мадиамитяне были обречены на погибель. Вскоре после этого Израиль сможет им отомстить (Чис. 31).

 

Возможно, Валаам захотел отомстить, потому что он не получил от царя Валака никакого вознаграждения за своё пророчество (Чис. 24,11). Не будет секретом, что его симпатии не были на стороне Израиля, как пророчески он бы не говорил. Чтобы уменьшить число Израильтян, он прибегает к соблазнению их праздником сладострастия, на котором как моавитяне, так и мадиамитяне должны были сыграть свою роль.      Очевидно, между этими двумя народами в те времена было много связей Gispen [1964,141].

Потомки по линии священства Елеазара и Финееса в будущем будут иметь большее влияние, чем потомки Елеазарового брата Итамара. Во времена Соломона потомок Итамара (Авиафар) будет удален от священства, в то время как священство по линии Садока, потомка Финееса, останется (2Цар. 8,17; 3Цар. 1,7; 2,26).

 

5. Не стоит избегать следующего отрицательного вывода: народ Израиля показал себя недостойным участником завета. На освобождение их из Египта они ответили огромной неблагодарностью. Невежество проявляется, прежде всего, в отрицании того, что исход из Египта был освобождением. Постоянно они делали ударение на то, что рабская жизнь в Египте была намного лучше, чем жизнь с Яхве в пустыне. А из этого вышло то, что народ злословил по поводу хлеба и мяса, которое Яхве подавал.

Теперь пустыня стала на самом деле опасна, как признаёт даже сам Моисей (Втор. 1,19; 7,21; 8,15). Очередной недостаток воды и мяса должен был стать испытанием. Но это испытание теперь было действительно умышленным. Яхве хотел узнать, в состоянии ли Его народ полностью доверять Ему. Следует отметить, что каждое испытание длилось немного времени и к тому же всегда находились выходы из всех испытаний. Итак, Израиль не вынес этого короткого испытания. Он продемонстрировал длинный, прискорбный ряд неверия и непокорности.

Неужели не было никаких лучших моментов? Конечно же, были. Как только придёт спасение от нужды, тогда появляется огромная радость. Но в описании странствований по пустыне я нашел всего лишь три события, которые предлагают нечто иное, чем скорбь. Когда израильтяне перешли через Чермное море и увидели, как оно поглотило египтян, ими овладела вера в Яхве и чувство доверия их лидеру Моисею. Песня Моисея задала тон их веселью и веселью играющих женщин (Исх. 4,30; 15,20; срн. Пс. 105,12). Ликует народ и после назначения священников, когда появилась слава Господняя, и яркий огонь вышел из святилища и сжёг жертву на жертвеннике (Лев. 9,23). Потом снова происходит сражение возле Афарима с ханаанским царем Арада. Сначала этот царь одержал победу над израильтянами и множество их взял в плен. Народ же не начал причитать об этом, а сразу решил обратиться к Господу, дав Ему обет: “если предашь этот народ в наши руки, мы полностью уничтожим их города” (Чис. 21,1). Царь Арад был побеждён. К сожалению, чувство благодарности среди народа Израиля миновало очень быстро. Следующий рассказ о медном змее  это подтверждает.

Описание в Пс. 77 Израиля во время их скитаний по пустыне весьма правдивое. Это был род упорный и мятежный, неустроенный сердцем и неверный Богу (Пс. 77,8). Яхве творил чудеса, а они продолжали грешить (Пс. 77,17.32). Можно также и иначе сказать: они не придерживались завета (Пс. 77.10,37). И то, что это будет иметь последствия, было понятно ещё у Синая. Яхве милосердный;  но Он не оставляет виновных без наказания. Результат нам известен: “Он отверг многих” (1Кор. 10,4). Только Иисус Навин и Халев смогут переправиться через Иордан вместе с детьми целого поколения, которое нашло свою могилу в пустыне.

 

 

Честность, с которой описана эта часть истории народа Израиля, встречается ещё и в других местах Ветхого Завета. Я имею в виду Неем. 9,16; Пс. 80,11; 94,8; 105,6-32; Иез. 20; Ам. 5,25. Ос.11,2 даже так рисует образ израильтян: “чем больше их звали, тем больше они уходили прочь своею дорогой”.           

 

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.