Чарльз Сперджен
12 проповедей о послушании
8. Притча о брачном пире
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
Евангелие от Матфея 22:2-4
Если Бог дарует мне силы, то надеюсь в будущем рассмотреть эту притчу в целом, теперь же ограничусь лишь вступительной сценой царского пира. Перед началом этой проповеди самое время выразить нашу искреннюю признательность неизмеримой Премудрости за то, что ей угодно было, снисходя к нашим ограниченным способностям, наставить нас притчей. Сколь снисходителен к нам любящий Бог, что находит аллегории, сравнения, сходства и подобия, дабы дети Его могли исследовать тайны Царства! Если уж народ восхищается тем, что великие умы всегда готовы снизойти до простаков, то сколь несравненно более дивным представляется то, что Сам Бог желает наклонить небеса и снизойти до нас с нашим неповоротливым умом! Когда эрудированный профессор высоким стилем преподает студентам свой предмет, недоступный непосвященным, а затем идет домой и, посадив свое дитя на колени, старается максимально просто донести великие истины до его сознания, мы наблюдаем великую любовь человеческого сердца в действии. И если вечный Бог, пред Которым серафимы, как мотыльки, снисходит, чтобы наставить нашу глупость и умудрить нас во спасение, с уверенностью можно сказать, “...в том любовь”. И как мы предлагаем нашим детям рисунки, способные привлечь их внимание, полагая с помощью подобных средств найти, способ закрепить в их памяти некие истины, так и любящий Бог, проявляя чудеса изобретательности, стал Автором многих пленительных метафор, символов и иносказаний, с помощью которых Он может заинтересовать нас и посредством Своего Духа просветить наши умы. Если Тот, от грома Которого трепещут горы, все же благоволит говорить с нами в веянии тихого ветра, то давайте усядемся вместе с Марией у Его благословенных ног и с радостью научимся от Него. O, дал бы Бог духа прилежности всем и каждому, поскольку это важнее всего для постижения ума Божьего. Кто желает учиться, как дети, в значительной мере уже научен Богом. О, вот бы нам всем научиться из этой назидательной притчи, оживотвориться ею для всего, что благоугодно Господу, поскольку о всяком истинном наставлении в благочестии можно судить по его результатам, то есть, святой жизни. Где больше святости, там больше мудрости, и повиновение воле Господа Иисуса на деле является самым верным свидетельством разумного сердца. Чтобы постичь упомянутую притчу, мы сначала обратимся к замыслам “человека царя”, о котором здесь сказано. Он ставил перед собой великую цель — оказать честь своему сыну по случаю его бракосочетания. Далее укажем на великую щедрость, с какой он пожелал добиться этой великой цели: он устроил пир, куда пригласил многих. Царь мог почтить своего сына иначе, но это великий царь, и он остановился на том, что лучше всего выказало бы его щедрость. И далее рассмотрим, увы, со скорбным интересом, серьезное препятствие, которое встало на пути исполнения его великодушного замысла — таким препятствием стали званые на тот брачный пир, но не пожелавшие прийти. Ничто не могло скрыть царского великолепия этого пира — для того царь и расточал свои закрома со щедрым великодушием. Но было одно странное и почти неодолимое препятствие: званые не захотели прийти. Затем наши мысли остановятся в восхищении на словах благодати, с которыми великий царь обратился к людям, препятствующим исполнению его замыслов, послав других слуг с повторным приглашением: “Приходите на брачный пир”. Если глубоко вникнуть в смысл этих трех стихов, пищи для размышлений у нас будет более, чем достаточно.
I. Некий царь, имеющий обширные владения и власть великую, решил устроить великолепный пир, поставив перед собой великую цель. Наследный царевич, возлюбленный сын царя, собирался жениться на прекрасной невесте, в связи с чем царь-отец желал отпраздновать этот случай с исключительными почестями. Оторвемся от земли, и возведем свои взоры к небу. Великая цель Бога Отца — прославить Своего Сына. Таково Его желание: “Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его” (Ин. 5:23). Иисус Христос, Сын Божий, уже славен божественностью Своей личности. Он невыразимо благословлен и не нуждается в дополнительных почестях. Все ангелы Божьи поклоняются Христу, Его славой наполнены все небеса. Вначале Он предстает как Создатель, и в этом качестве Его слава совершенна, “Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано”. И сказал Он: “Да будет свет”, и стал свет. Когда Он повелевал горам вознести их главы, вершины пронзали облака. Он изливал потоки воды и повелевал им найти протоки свои, назначал им берега. Чего недоставало славе Слова Божьего, Христу, Который был в начале с Богом, и когда Он говорил, — делалось; когда Он повелевал, — и являлось? Бог превознес Его, Стража человеков, ибо Он есть, прежде всего, и все Им стоит. Он и есть тот закрепленный в надежном месте крюк, на котором висят все вещи. На поясе у Него ключи от неба, смерти и преисподней; владычество на раменах Его; и нарекут Ему имя Чудный. Дано Ему имя выше всякого имени, пред которым поклонятся все на небесах, на земле и под землей. Он Бог, сущий над всем, благословенный во веки. Именно к Нему возносилась, возносится и будет возноситься песнь хвалы всей вселенной.
Однако Сыну Божьему угодно было предстать перед нами еще в одном обличии. Чтобы стать Женихом, Он взял на Себя ответственность быть Спасителем. У Него было довольно славы и прежде, но по величию Своего сердца Он хотел возвысить Свое снисхождение, милость, любовь превыше вселенской власти. Итак, Он снизошел, дабы соединить в Себе Бога и человека, искупить возлюбленных избранных от наказания за их грехи и вступить с ними в самый тесный союз. Именно в качестве Спасителя Отец и стремится почтить Сына, так что великой целью евангельского пиршества является не только слава Иисуса Христа-Жениха, но и слава Его личности в качестве Спасителя. Мы называем эту новую связь, новое отношение, новое родство новыми только потому, что они внове для нас, хотя в реальности они пребывали в замыслах Божьих от вечности. Только для славы Иисуса, только в честь вступления в духовный союз Иисуса с Его Церковью делает Бог Отец Евангелие таким царским пиршеством.
Братья, когда я говорю, что поводом для царского пиршества является великое событие, то, конечно, имеется в виду, что таким его воспринимает Сам Бог. Хотя точно так же оно должно восприниматься и нами. Мы просто обязаны воздать Сыну Божьему почести. Для всякого законопослушного подданного в любом царстве брак одного из членов царского семейства есть событие, вызывающее большой интерес. Подобное событие обычно отмечают поздравлениями и выражением любви с полагающейся похвалой и славой. В данном случае всякий подданный великого Царя всех царей имеет исключительный повод хвалить и славить Его, так как брачный пир в честь Его Сына является предметом великого восхищения и благодарности всех нас и каждого в отдельности. Ибо о каком браке идет речь? О браке Сына Божьего с кем? С ангелами? Нет, Он вступает в брак не с ангелами! Сын Божий вступает в брак с нашей, человеческой природой, “Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово”. Как нам не радоваться, когда великий Бог небес воплотился в человека, и снизошел искупить человечество от гибели из-за грехопадения? Ангелы ликуют вместе с нами, но у них нет той доли в радости, что у нас. Причина высочайшей радости человека заключается в том, что Иисус Христос, не почитавший хищением быть равным Богу, сделался подобным человекам и по виду стал, как человек, дабы стать одной плотью с избранной Им Церковью. Пробудитесь, дремлющие! Если и был когда повод для вас возрадоваться духом и воскликнуть: “Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли!”, то вот он перед вами, ибо Иисус уже в пути! Он идет, чтобы обручиться со Своей Церковью, чтобы стать с Нею одной плотью, чтобы искупить, а затем возвеличить Ее и посадить на Свой престол. Здесь у званых гостей имелось предостаточно оснований, чтобы с безграничной радостью принять приглашение на пир и прийти, почитая себя трижды блаженными от подобного приглашения. У коварного, хитрого, лукавого человека и в самом деле есть несметное число причин радоваться славному Евангелию Христа Иисуса, и не только радоваться, но и поспешить воспользоваться предоставляемой возможностью.
Теперь разберем вопрос о царском происхождении Жениха. Вспомните, что Иисус Христос, наш Спаситель, есть “Бога истина от Бога истинна”. Разве нас не пригласили воздать Ему почести? Правильно, ибо кому их еще воздавать? Конечно, мы обязаны хвалить и славить нашего Творца и Стража! И если кто не повинуется и не славит Того, Кто столь возвеличен и достоин всякого почитания, то, несомненно, только по злой воле. Возможность служить такому Богу — благо. Слава Его до облаков; да благоговеют пред Ним во веки веков; о, приидите, поклонимся и припадем к Его ногам, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; и радостно повинуемся заповедям Божьим, для чести Сына Его заповеданным.
Вспомните о личности Эммануила, и тогда вам захочется прославить Его. Сей славный Сын Божий, молвой о Котором должна переполниться земля, есть Бог доподлинно — о том мы уже говорили, но Он к тому же, несомненно, человек, наш Брат, кость от костей наших и плоть от плоти нашей. Как же нам не радоваться, думая о том, что Он, подобно нам, был искушен во всем, кроме греха? Он единственный такой — Глава рода, второй Адам, Отец вечности; и кто из нас не поклонится и не прославит Его? И как нам не искать Его чести, наблюдая ныне, как Он возвеличивает наш род, чтобы посадить с собой на престол Божий!
Вспомните также о его характере. Была ли у кого из людей такая душа, как у Него? Я не собираюсь много говорить о Его божественном характере, хотя здесь имеется достаточно оснований для поклонения и благоговения пред Ним. Подумаем о Нем как о Человеке. O возлюбленные, сколько нежности, сколько сострадания и при том святого дерзновения; сколько любви к грешникам и при том, сколько любви к правде! Люди, никогда не любившие Его, тем не менее восхищались Им, и души, от которых мы всего менее ожидали услышать признание Его превосходства, были глубоко тронуты, изучив Его душу. Мы должны хвалить и славить Его, так как Он — “лучше десяти тысяч других, и весь Он любезность”. Было бы изменой смолчать, когда пробил час возвещать о Нем, Несравненном между людьми и духами. Рукоплещите, рукоплещите же при мысли о браке Сына Царя царей, для Которого жена Его приготовила себя. Подумайте также о Его достижениях. Прославляя царствующую особу, мы всякий раз учитываем то, что она может совершить для народа, над которым царствует. Итак, что сделал для нас Иисус? Проще сказать о том, чего Он не сделал! На Его плечи легли все наши грехи; Он отнес их в пустыню, и те исчезли навсегда. На Него ополчились наши враги; Он встретил их в честном бою, и где они теперь? Сброшены в бездну моря. Что до самой смерти, этого последнего врага, Он в сущности преодолел и ее. Теперь уже и самый немощный из нас в силу Его победы над смертью скажет, “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?” Он — небесный Единоборец. Он вернулся к престолу Своего Отца под ликование и приветственные возгласы вселенной. В самом деле, разве не ради нас Он боролся, не ради нас побеждал? Как же тогда не почтить Его? Христос так велик, что у меня не хватает слов и ораторских способностей, чтобы рассказать об этом. Принесите царскую диадему и увенчайте Его! Разве это не таково единое мнение всех, кто познал Его? Разве не таким должно быть восклицание всех сынов человеческих? Разве не обязаны мы, радуясь за Него на востоке и западе, севере и юге, бить в праздничные колокола и вывешивать флаги, прославляя день Его бракосочетания? Царский Сын женится! Празднуют ли это событие? Да возвеличится, да прославится, да здравствует Царь! Пусть выйдут девы с тимпанами, и сыны музыки заиграют складно — пусть всякая душа живая послужит, хваля и славя Его. “Осанна! Осанна! благословен Грядущий во имя Господне!”
II. Давайте теперь рассмотрим великодушную щедрость, которую проявил царь, желая добиться поставленной цели. Сына царя должно почтить в день его бракосочетания, но каким образом? Варварские народы устраивают великие празднества, и, увы, эти люди в такие дни весьма и весьма низко падают, текут реки человеческой крови. И в наши дни тот или иной мерзкий отвратительный тиран, находящийся на грани культуры и дикости, адские обычаи которого, ибо не осмелюсь определить их менее суровым понятием, хладнокровно повелевают убивать в угоду себе сотни людей, своих собратьев, ближних во дни некоторых празднеств и карнавалов. Именно так, действуя злодейски, подобное чудовище могло бы почтить своего сына. Однако ничья кровь не будет пролита, дабы почтили Сына великого Царя Небесного. Иисус, несомненно, мог бы прославиться и через гибель людей, решивших отвергнуть Его благодать, однако, не этот способ прославить Своего Сына выбирает Царь Небесный. Иисус Спаситель по случаю Своего брака с Церковью прославляется милосердием, а не гневом. Если в день оный и будет упомянуто о крови, то это будет Его кровь, ею Он и прославится. Истребление человечества не может принести Ему никакой радости, ибо Он, любящий добро, кроток и смирен сердцем. По традиции большинство царей в ознаменование царского бракосочетания вводили новый налог, или требовали увеличить дань, взимаемую с их подданных. На приданое для предстоящей свадьбы дочери нашей возлюбленной королевы[2], мы подадим с большим удовольствием, чем по любому другому поводу, и роптать никто из нас и в мыслях не допустит. Но из этой притчи следует, что Царь царей поступает с нами не так, как поступают люди. Он не ищет приданого для Своего Сына. От людей ничего не требуют, более того, их самих ожидают щедрые дары. Все, что требуется от поданных Царя всех царей, так это перейти на некоторое время в иной, более благородный статус гостя. Нас приглашают не в качестве повара или прислуги, а в качестве гостя. Придите во дворец и возрадуйтесь.
Рассмотрим щедрость, с которой Бог прославляет Христа. Эта щедрость показана в притче через брачное пиршество. Вот что, описывая цели этого брачного пира и в чем-то вторя великим пуританам, говорит Мэтью Генри[3]: “Пир устраивают для любви, радости, насыщения и общения”. Абсолютно то же самое можно сказать и о Евангелии. Цель Евангелия — любовь. Благая Весть приглашает тебя, грешник, примириться с Богом, Благая Весть уверяет тебя в том, что Бог прощает твои грехи, перестает гневаться и желает примириться с тобой через Своего Сына. Таким образом, утверждается любовь Бога к душе, появляются радость, блаженство, отрада. Сердца обратившихся к Богу во Христе Иисусе и уверовавших в Него исполняются мира, а озеро покоя их душ вздымается лишь волнами радости и плещется только от ветра ликования.
Не горевать, а радоваться приглашает великий Царь Своих подданных, дабы прославить Своего Сына Иисуса. Никаких переживаний и бед, а только радость и наслаждение, стоят за Его предложением вам уверовать в распятого и воскресшего Спасителя. Кроме того, этот пир устраивается для насыщения. Изголодавшаяся душа человеческая насыщается благословениями благодати. Евангелие способно удовлетворить всякую нужду человека. Нет у нас такой потребности, которая не удовлетворится, если душа согласится на условия благодати. О, человек, как насыщается благами желание твое, обновляется, подобно орлу, юность твоя! “Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую”. В завершении всего, венцом всего Евангелие дарует нам общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом. Во Христе Иисусе мы общаемся со святой Троицей. Бог становится нашим Отцом, и открывает отеческое сердце. Иисус открывается нам не так, как миру, и общение Святого Духа пребывает с нами. Наше общение походит на дружбу Ионафана с Давидом или Иисуса с Иоанном. Нас угощают хлебом небесным, трапезой из тучных яств, из чистых вин, из тука костей. Нас вводят в дом пира, где тайна Божья открывается нам, и сердце наше изливается пред Самим Господом. Воистину, самое тесное общение с Богом, самую глубокую любовь и снисхождение дарует нам Бог. О чем это говорит вам лично? Разве щедрая, богатая трапеза не достойна Того, Кто приготовил ее? Здесь все ваши нужды, о грешник, найдут свое удовлетворение; все, что вам необходимо во времени и без времени, Бог приготовил вам в личности Своего возлюбленного Сына, и предлагает даром, без выкупа.
Я уже говорил вам, что все расходы, связанные с пиром этот царь взял на себя. Это был роскошный праздник; здесь были приготовлены откормленные тельцы, но ни один из них не был взят от пастбищ или из стойл гостей. Евангелие — предприятие дорогое; Сам Христос положил жизнь Свою, дабы заплатить цену за это великое пиршество. Но грешнику этот пир не стоит ничего, никаких денег, никаких добродетелей, никакой подготовки. Вы приходите на евангельский пир, как есть, хотя от вас требуется быть облаченным в подвенечное платье. Но оно уже даровано вам. Вы призваны уверовать в Иисуса такими, как есть. Вам ничего не надо делать, кроме как принять от Его изобилия, ибо “тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими”. Вас не просят оплатить продовольствие, вас просят быть гостем на божественном пиршестве бесконечной милости.
И также сколь благородным, славным, почетным является Евангелие для тех, кто принимает его. Приглашение на царский брак было высокой честью для званых. Я думаю, что многие из нас, очевидно, не будут приглашены на свадьбу Невесты, но если бы нас пригласили, мы, наверное, возликовали бы, поскольку большинство из нас приняли бы такое приглашение за одно из величайших событий в нашей жизни. Так было и с этими людьми. Царский сын женится не каждый день, и не всякого приглашают на царское празднество. Всю оставшуюся жизнь таковые говорили бы: “А я был на его свадьбе и видел брачный пир во всем его великолепии”. Некоторые из них, по всей вероятности, прежде никогда не праздновали таких пиров, какой был приготовлен великодушным владыкой в тот день, и никогда прежде не бывали в подобном добром обществе. Братья мои, нет ничего более достойного для человека, чем принятие Благой Вести. В то время как человек верой своей почитает Христа, Христос почитает его самого. Неплохо быть царским сыном, но пришедшие на брачный пир Единородного Сына Божьего сами станут сынами Царя — будут сонаследниками славы великого Наследника всего. Я говорю о щедрости, великодушии Царя всех царей, а в моем сердце, исполненном священного жара, все растет и растет удивление, отчего это люди отказываются прийти на пиршество любви, приглашением на которое их удостоили. Если пир столь дорог хозяину и ничего не стоит гостям, то как это находятся столь неблагоразумные, что отказываются от подобной милости? Воистину, это объясняется только бессмысленностью невозрожденного сердца и еще раз доказывает глубину падения человеческой природы, причиной которой явился грех. Когда люди отворачиваются от Моисея с его каменными скрижалями, я не удивляюсь. Но презирать этот благодатный пир, столы, ломящиеся от приготовленных яств, тельцов и плодов земли, просто странно. Если противиться правосудию Божьему есть преступление, то отвергать щедрость и великодушие небес, что это? Надобно придумать новое понятие, чтобы клеймить и позорить подобную черную неблагодарность. Противиться Богу в величии страха Его есть безумие, но отвергать Его в величии милосердия Его есть большее, чем безумие. Грех достигает кульминации, когда человек решает скорее умереть от голода, чем отдать должное Божественной благости.
А сейчас, описав вам то, как Бог прославляет Своего Сына, я должен немедленно возвестить приглашение и воззвать к вам: “Приходите на брачный пир. Приходите и прославьте Иисуса, принимая благодать. Ваши дела не прославят Его, если вы выставите их за праведное в противовес Его праведности. И даже ваше раскаяние не прославит Его, если вы думаете противопоставить свое раскаяние Его драгоценной крови. Приходите, виновные грешники, такими, как есть, и примите благодать, которую Христос Иисус подает вам даром, примите прощение, которое Его кровью гарантируется всем, кто уверовал в Него”. Мне кажется, когда посыльный вышел от царя и впервые столкнулся с тем, что званые пренебрегают приглашением царя, и понял, что они не придут, то он, должно быть, онемел от удивления. Он видел приготовленных тельцов, и все другие очевидные приготовления, он знал Царя, он знал Его Сына, он знал, что за радость быть на этом царском пиру. И когда званые отворачивались от него и отправлялись по своим делам, посыльный повторял раз за разом царское приглашение с пылом и рвением, думая об их неблагодарности, которой они посмели оскорбить столь благое Существо. Мне кажется, я вижу его вначале негодующим за своего господина, а затем страдающим от сострадания, поскольку он понимал, конечно, что может выйти из такой черной неблагодарности и такого преизбытка дерзости. Мы сожалеем, что сограждане его, которых он любил, показали себя настолько безрассудными, что отклонили столь благое предложение. Моя душа тоже негодовала, я тоже переживал сильные чувства. O, мой Боже, Ты даровал Евангелие, не дай никому в этом доме отклонить его, и тем самым отнестись без должного почтения к Твоему Сыну и опорочить Тебя! И пусть всякий из здесь присутствующих возрадуется тому великодушию и щедрости, какие Ты даешь им, дабы прославили Иисуса Христа, Жениха Своей Церкви, и пусть таковые придут и примут участие в брачном пире Твоей любви.
III. Теперь обратимся к третьему вопросу. Хочу с прискорбием напомнить о серьезном препятствии, которое через некоторое время стало мешать благоприятному развитию событий. Царь думал про себя: “Устрою великий пир, для чего призову многих. Званые воспользуются всем, что мое царство способно предложить. Так я докажу всем, что возлюбил сына своего. Кроме того, у всех званых останутся приятные воспоминания в связи с его бракосочетанием”. Когда же его посыльные отправились, чтобы возвестить всем получившим предварительное, особое приглашение, что наступил час, то, как записано, “... не хотели придти”. Не то, чтобы они не могли, “не хотели”. По той или иной причине, но не хотели прийти все, без исключения. Так возникло великое препятствие для великого предприятия. Разве царь не может усадить гостей за стол силой? Может, но что от этого проку! Это не помогло бы ему добиться поставленной цели. Он не желает, чтобы престол его “почтили” своим присутствием рабы. Люди, которых заставляют присутствовать на брачном пире, не станут его украшением. Что за честь царю, когда его подданных влекут на царский пир силою? Не в первый раз, об этом было сказано выше, подданный должен раствориться в госте. Суть в том, что к чести празднества гости должны идти на него с радостью, но они не хотели прийти. Отчего же? Отчего они не захотели прийти? Ответ на этот вопрос аналогичен ответу на другой: “Отчего вы не приходите и не веруете в Иисуса?!” Многие из званых были просто безразличны ко всему этому. Они не понимали, какое им дело до царя и его сына. Царские браки были почетными собраниями и касались важных персон. Ими могли стать воины, прямые и откровенные люди; и крестьяне, ходившие прямиком, не разбирая дороги; или торговцы, которые вели счета и продавали на ярды и фунты. Но что им за дело до царского двора, дворца, самого царя, царского сына, его невесты или его званого обеда! Об этом не говорят вслух, но такими были их чувства и мысли. Все это прекрасно, но, в общем, зачем это нам? Но сколько народа идет по привычному пути в наше время? Мы слышали как говорят рабочие: “Что мне, работяге, за дело до религии?” И другую поговорку, ходящую между людьми другого класса, согласно которой деловые люди не могут уделить время религии, дабы не упустить своего в бизнесе. Да снизойдет Бог к вашему безумию! Вот одно из великих препятствий, стоящих перед благовествованием, вялое безразличие человеческого ума в отношении величайшего из всех учений — Бог прославляет Своего возлюбленного Сына, проявляя милость к грешникам.
Главная причина отказа званых прийти на брачный пир состояла в том, что они были неверными подданными, не будучи верными, они не желали слышать песни и славословие других, верных. Держась подальше от званого обеда, они оскорбляли царя и показывали, что им все равно, царь он или не царь, был ли его сын царевичем или нет. Не приняв приглашения, они отрекались от присяги в верности. В действительности, они как бы говорили: “Так или иначе, пусть бы он и был царем, а сын его царевичем, мы никак не почтим его, и не причислимся к тем, что окружают его, провозглашая его величие. Несомненно, пиршество многого стоит, и в пиршестве, устроенном таким образом, хорошо бы принять участие, но на сей раз мы подавим свои желания, чтобы угодить своей гордыне. Мы поднимаем восстание, и объявляем, что не придем”. О вы, неверующие во Христа Иисуса, в основании вашего неверия лежит вражда против своего Творца, мятеж против великого Начальника вселенной, перед Которым вам должно преклониться. “Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего”, а вы не знаете и не желаете рассмотреть это; вы суть мятежники против Небесного Величества.
Более того, этот отказ был знаком презрения к царевичу в той же мере, что и к его отцу. Иногда Евангелие не принимают главным образом потому, так как неверующий не принимает Божественности Христа или презирает Его искупление. O господа, остерегайтесь этого, ибо я не знаю скалы более ужасной, нежели скала, уготованная для всякого, кто порочит Христа отрицанием того, что Он — Сын Божий и Сам Бог. Смотрите, не разбейтесь об эту скалу, я молю вас: “Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре”. Вялым равнодушием исполнен отказ званых в нашем сегодняшнем тексте: “...но они, пренебрегши то...” Однако если убрать внешнее, можно увидеть, что в основании лежит заговор против царского величия и презрение к славе Его Сына.
Без сомнения, часть из званых пренебрегли брачным пиром сознательно. Они, конечно же, знали, что на пиру у такого царя голодать не придется, но они приняли решение презреть этот брачный пир. Сколько таковых, что презирают Евангелие, которого в действительности не понимают! Они действительно не понимают его, так что почти всегда, заслышав, что некто уничижает Евангелие, находишь, что тот едва ли даже прочел Новый Завет, и совершенно не знаком с заповедями благодати. Послушайте человека, много и гладко осуждающего Евангелие, и убедитесь сами, что таковой любит поболтать потому, что внутри опустошен. Если бы он постиг сей предмет лучше, отыскал бы истину. Если бы он точно был человек прямой, откровенный, то уж, по крайней мере, восторгался бы в молчании, пока не стал бы верным последователем.
Позвольте мне, возлюбленные друзья, рассказать вам, что есть брачный пир, в котором вы все очень нуждаетесь. Это прощение за прошлое, возрождение в настоящем и слава в будущем. Бог становится нашим помощником, Его Сын — нашим Пастырем, Дух Святой — нашим учителем. Такова любовь Отца к нашему блаженству, кровь Сына — к очищению, сила Святого Духа — в жизнь. У вас не будет нужды ни в чем из того, что вы пожелаете, хотя и при одном условии — лишь бы это было обеспечено Евангелием. Иисус Христос прославится, когда вы примете Его по вере. Но вот препятствие, люди не принимают Его, они “...не хотят придти”. Некоторые между нами полагали, что излагай мы Евангелие в должном свете и будь мы ревностны в этом деле, наши слушатели обязательно обращались бы к Господу. Избави Бог! Мы и думать не смеем когда-либо поступить как-то иначе, нежели излагать Евангелие недвусмысленно и ревностно, но как бы мы хорошо ни служили, или могли служить, любое благовествование будет неудачно в той или иной степени, пока не проявится действие Духа. И все еще будет слышаться возглас: “Кто поверил слышанному от нас?” И лучшие служители Божьи все еще будут иметь основание сожалеть о том, что сеют на каменистой почве, и отпускают свой хлеб по неблагодарным водам. И даже Князь проповедников вынужден был говорить: “Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь”. Увы, увы, эту благодать будут отвергать, пренебрегая небом.
IV. Теперь мы должны перейти к рассмотрению важнейшего в практическом отношении вопроса, слов благодати царя в ответ на дерзость, которая воспрепятствовала его замыслам. И что же он ответил на это? Вы должны были заметить, что гостей сначала пригласили, а затем призвали. По восточной традиции это призвание означало, что приблизилось время, на которое был назначен пир; итак, званые не были застигнуты врасплох, и они прекрасно знали, что делали. Отклоняя второе приглашение царя, они действовали хладнокровно, преднамеренно и с определенной целью. Как же поступил государь? Спалил их город дотла, в одночасье истребил всех непокорных? Нет, прежде всего он не обратил внимания на их наглый отказ. Он подумал про себя: “Может быть, они не так поняли моих рабов? Может быть, они не поняли, что приблизилось время пира? Возможно, сообщение, которое было передано им, было слишком кратко, и они не оценили его значения? Или, случайно, затаили на меня злобу, и по зрелом размышлении, им стало жаль, что они были столь неучтивы и невеликодушны со мной? Что я им сделал такого, что они отвергли мой пир? Что такого сделал им мой сын, что они не захотели почтить его своим присутствием за моим столом? Им надо было только явиться на пир, ибо мой сын достоин их чести — и отчего бы им ни прийти? Забуду прошлое и начну заново”. О, мои слушатели, среди вас много таких, которые после многократных приглашений не раз отвергали Христа, но сегодня утром мой Господь, запамятовав вашу прежнюю вражду и зло, вновь посылает меня к вам с тем же сообщением, снова желает предложить вам: “Приходите на брачный пир”. И только по великому терпению Он забывает прошлое и не устает проявлять любовь и милосердие из искреннего желания действовать для вашего блага. Царь царей посылает еще одно приглашение: “Все готово, приходите на брачный пир”. Будьте любезны заметить, что он отправляет другого посыльного: “Опять послал других рабов”. О да, признаюсь, ибо и мое сердце переживает подобное, если от перемены посыльных кто-то из вас обратится ко Христу, то как бы я ни любил говорить во имя моего Господа, я с удовольствием умер бы тотчас на этом месте, дабы иной проповедник мог заступить на сей пост и таким образом привести вас ко спасению. Мне известно, что некоторым из вас мои речи представляются однообразными. Я стараюсь подыскать свежий образ, причем во множестве, пробую модулировать голос и менять привычки, и тем не менее, несмотря на все это, один и тот же выступающий непременно набивает оскомину, когда слушаешь его слишком часто. Возможно, мои манеры и образ действий не способны затронуть вас за живое. Хорошо, Учитель благий уберет этого слугу, не посчитавшись с ним. Он пошлет иного посыльного — вдруг тому удастся преуспеть. Однако для некоторых из вас я и есть тот другой посыльный, не лучший, а просто другой, ибо мои братья до меня потерпели с вами неудачу. И когда я стану восклицать: “Придите к Иисусу, доверьтесь Его искуплению, уверуйте в Него, взирайте на Него и живите!”, пусть новый голос будет услышан вами, если голоса прежних глашатаев презирались.
Будьте любезны, обратите внимание и на то, что второе приглашение немного отличается от первого. Первое было очень кратким. Конечно, если бы человеческие сердца были праведными, и короткой проповеди было бы довольно. Могло бы удовлетворить и очень краткое приглашение, было бы сердце праведно, но так как сердца у людей неправедны, Бог предлагает Своим слугам распространять, развивать и истолковывать Его послание. “Вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир”. Один из лучших способов приобрести сердца грешников для Христа состоит в истолковании для них смысла Благой Вести. Если мы готовы благовествовать мир, если мы говорим о богатстве и свободе Евангелия, некоторые, быть может, и будут привлечены, из числа тех, что не приняли краткого сообщения, в котором говорится только о Божьем замысле спасения. Кому-то довольно сказать: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты”, когда они вопрошают: “Государи мои! что мне делать, чтобы спастись?” Но других можно заинтересовать брачным пиром только подробным описанием великолепной трапезы. Однако как бы мы ни старались возвещать Евангелие полнее, сказать обо всем богатстве благодати Божьей просто невозможно. Это столь же выше, сколь небеса выше земли, столь же выше, сколь помышления Божьи выше ваших мыслей, а Его путь выше путей ваших. Оставьте преступления ваши и ваши мысли и обратитесь к Господу, ибо Он простит вам все ваши прошлые, настоящие и будущие грехи. Он примет вас сердцем, исполненным любви, и даст вам святое лобзание Своей любви в сей же час, при том условии, что вы, подобно блудным детям, вернетесь в лоно Его и взыщете лица Отца вашего. Евангелие — это потоки любви, океан любви, небеса любви, вселенная любви и вся любовь на свете. Там нет ни единого слова, не исполненного удивительной любви Божьей к грешникам. Там нет никакого греха, который был бы столь велик или столь низок, там нет никакого преступления, которое было бы столь кровавым, столь страшным, чтобы не простить. Только взгляните на Его Единородного и Возлюбленного, распятого и воскресшего Сына, и всякий грех и всякое богохульство будет прощено вам. Прощение живет! Иисус подает раскаяние и свободу. А затем блаженство, которое будет дано вам и тотчас, и впоследствии, — оно вне описания. Вы окажетесь на небесах уже в этой жизни, и в будущей; Бог станет вам Богом, Христос станет вам Другом, и вечное блаженство станет вашим уделом.
Последнее приглашение довольно сильно отличается от первого и второго, обладай приглашенные хотя бы начатками великодушия, второе послание царя задело бы их. Обратите внимание, какими словами евангелист Матфей излагает это место. Он не говорит: “Приходите теперь, иначе не попадете на пир; приходите теперь, иначе прогневаете царя; приходите, приходите, иначе вам не повезет”. Никак нет, он излагает это, как мне кажется, замечательным образом. Рискну сказать (да простит мне Владыка, если я не прав), что царь привлекает симпатию нашего сердца, как смущенный хозяин. Заметим здесь: “Вот я приготовил обед мой, но нет ни одного, чтобы есть; тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово, но нет ни одного гостя”. “Приходите же, приходите, — так и кажется, говорит он, — ибо я — хозяин без гостей”. В Евангелии вы будете иногда замечать, что Бог говорит так, будто бы от того Ему будет прибыток, если кто-то из нас примет спасение из Его рук. Теперь мы понимаем, что Он здесь, снисходя из любви, говорит, как человек. Однако что же Он может получить от нас? Если мы погибнем, в чем Его убыток? Ничего и ни в чем! И, тем не менее, в Евангелии Он часто предстает в образе отца, который тоскует по своим блудным детям и желает их возвращения домой. Он уничтожает Себя, бесконечного Бога, просит сотворенных Им тварей и умоляющим их примириться с Собой! Невиданное снисхождение! Ибо, подобно торговцу, продающему с лотка, Он восклицает: “Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите”. Задумывались ли вы над тем, что Христос, плача по Иерусалиму, по всей видимости, плачет и по Себе, и по неверным: “Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих”. И в пророках Бог, говоря о евреях, не упоминает ли Своего горя: “Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму?” словно это не только утрата дитяти, но и отца тоже, когда погибает грешник? Разве вы и в самом деле не испытываете любви к Богу, когда видите как отвергается Его Благая Весть? Как это, Крест вздымается выше, и ни один не обращает на это внимания? Как это, Иисус должен был умереть, и никто из людей не будет спасен этой смертью? O благословенный Бог, мы понимаем, но мы придем к Тебе, когда воистину увидим в Тебе, к нашему стыду, хозяина, страдающего из-за отсутствия гостей. Великий Бог, мы придем, мы обязательно придем с радостью, мы прибываем, чтобы воспользоваться Твоим великодушием, которое Ты явил, и прославим Иисуса Христа, приняв, как бедные грешники, то, что по милости Твоей подано нам.
Братья и сестры, поскольку многие не желают прославить Христа, я увещеваю тех, кто любит Его, чтит Его еще больше оттого, что мир не почитает. О вы, сами пришедшие сюда по принуждению, не забывайте воспевать имя Его, ибо восседаете за Его столом, радуйтесь и благословляйте Его имя. Затем, придя домой, ходатайствуйте о тех, кто не желает приходить, дабы Господь просветил их и переменил их волю, чтобы они уверовали в Иисуса. Что же касается тех из вас, кто чувствует себя наполовину согласившимся с приглашением прийти на пир, позвольте мне предложить вам поспешить. Славное Евангелие — добрый пир горой. Славный Царь — добрый Хозяин. Благословенный Спаситель, Тот, Кто женится, — благой Бог. Все это благо, и вы станете блаженны, если ваши души примут евангельское приглашение, которое подается вам в сей час. “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет”. “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты”. Господь посылает Своего Духа, чтобы соделать призвание действенным ради Своего возлюбленного Сына. Аминь.
Утро 12 февраля 1871 г.
[2] Имеется в виду Виктория (1819-1901), королева Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, императрица Индии; ее царствование, беспрецедентно долгое в английской истории, было связано с укреплением морального авторитета короны. — Прим. ред.
[3] Выдающийся английский проповедник, автор многотомных Библейских комментариев. — Прим. ред.
Этот материал еще не обсуждался.