11.05.2005
Скачать в других форматах:

Чарльз Сперджен

12 проповедей о послушании

7. Действие благодатигарантия послушания

 

 

Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи.

Евангелие от Иоанна 5:11

 

Сначала несколько слов о событиях, происходивших в то время. Был праздничный день. Иисус пришел в Иерусалим, чтобы использовать возможность творить благие деяния своим соотечественникам. Я предполагаю, что весь город радовался. Я слышу радостные голоса в каждом доме, где отмечают этот праздник, поставив на столе лучшую еду и напитки. Но где этот праздник отмечает Иисус? И отмечает ли Он его вообще? Он находится в это время среди бедных, которых так сильно любит. Вы можете заметить Его в больнице. В Иерусалиме была одна знаменитая больница, которая называлась Вифезда, или Дом милости. Она не удовлетворяла потребности в исцелении всех больных города, но, несмотря на это, была широко известна. Там была купальня, где через определенные промежутки времени ангел Господень возмущал воду своим крылом. Вокруг этой купальни добродетельные люди построили пять крытых ходов, где на холодных каменных ступеньках лежало много всевозможных инвалидов. Все они ждали возмущения воды. Там были изнемогшие от боли дети, теряющие сознание в то время, когда все люди отмечали праздник. Там были больные, теряющие рассудок от боли в то время, как их сограждане веселились. Там слышны были стоны в то время, как Иерусалим пел радостные песни. Именно это место было домом нашего Господа, где в Своей милости и доброте сердца Он мог протянуть руку помощи нуждающимся. Его душа радовалась, когда Он творил добро.

Давайте учиться на этом примере, дорогие друзья, и в моменты величайшей радости помнить о скорбящих и находить еще большую для себя радость в том, чтобы творить им добро. Когда мы можем уделить какое-то время для того, чтобы помогать бедным и больным, то от этого на сердце становится очень радостно. Давайте отмечать праздник, заботясь о тех, о ком некому больше позаботиться, а в противном случае наша хорошая репутация не принесет нам ничего, кроме позора. Если мы преуспеваем в делах, то давайте выделим какую-то часть бедным. Когда мы полны сил и здоровья, давайте вспомним о тех, кто лишен этих благословений, и будем оказывать поддержку тем, кто несет им благую весть. Благословенны будут те, кто, как Иисус, посещали больных и заботились о них.

Как только наш Господь вошел в эту больницу, он обратил внимание на человека, чья болезнь была особенно тяжела. Среди находившихся там людей было много тех, кто очень тяжело страдал, но этот человек выделялся из всех. Наверное, из-за своей болезни он страдал больше всех, что и заставило Иисуса обратить пристальное внимание именно на него. Когда страдание взывает к помощи, тогда наивысшее его проявление требует большей милости. Этот бедный человек страдал ревматизмом и был недвижим на протяжении тридцати восьми лет. Похоже, что во всей Вифезде не нашлось человека, который страдал бы более, чем этот несчастный. Годы его болезни составили большую половину его жизни. Пережить один год в неподвижном состоянии — настоящая пытка, но представьте, что кому-то пришлось находиться в таком состоянии тридцать восемь лет! Если мы сострадаем человеку, который мучается от приступа ревматизма на протяжении часа, то как же мы должны сострадать человеку, который переносит эту боль вот уже тридцать восемь лет и никак не может от нее избавиться? И страдания причиняет не столько сама боль, сколько неспособность работать, двигаться, а также непрекращающаяся нищета. По сравнению со всем этим боль от болезни — просто капля в море. Наш Господь, таким образом, выбирает самый сложный случай, где может применить свою исцеляющую силу, и именно таким образом Он поступает в своем Царстве благодати. Этим Христос показывает нам пример надлежащего поведения: мы должны подавать руку помощи в первую очередь тем, кто больше всех в ней нуждается.

Очевидно, что человек, которого исцелил Иисус, является привлекательным персонажем. После исцеления наш Спаситель сказал ему: “Иди и больше не греши, чтобы не произошло с тобой еще худшее”. По-видимому, этой болезни предшествовал какой-то порок, который был серьезнее самой болезни. Так или иначе, какой-то грех этого человека повлек за собой то страдание, которое он переносил на протяжении такого длительного времени. И сейчас очевиден факт, что мы должны помогать тем, кто нуждается в этом, но не отказывая в помощи и тем, кто упорствует во грехах. Фарисейская мысль о том, что навлекший на себя бедствие человек не достоин сострадания, не угодна Господу. Холодная фарисейская позиция свойственна тем, кто думает только о своем собственном благополучии. Она гнездится во многих сердцах или, точнее, в тех местах, где должны находиться сердца.

Наш Спаситель никогда не учил нас, чтобы мы ограничивали подаяние милости. Он бы никогда не наделил нас великой милостью благодати, если бы руководствовался таким правилом. И если бы вы и я получили из рук Господа то, что заслужили, то мы теперь не находились бы в этом доме молитвы. Мы не имеем права ставить нашу благотворительность в рамки ничтожного правосудия и портить нашу милостыню убогими размерами. Когда человек страдает, то давайте сострадать ему, каким бы не было его страдание. Когда человека на протяжении тридцати восьми лет преследовала немощь, то к его страданию теперь, как никогда, нужно относиться как к чему-то несправедливому, и принимать во внимание нужно не столько его прежние грехи, сколько нынешнее раскаяние. Иисус именно так и поступил. Он подошел к грешнику не с упреком, а с желанием исцелить его. Он видел в нем прежде всего болезнь, а не развращенность, и проявил к нему жалость вместо того, чтобы наказать его. Наш Бог добр к неблагодарным и злым людям. Поэтому будьте милосердны, как милосерд Отец ваш. Помните, как говорил Господь: “Молитесь за обижающих вас, да будете наречены Сынами Бога, который на небесах, потому что Он повелевает солнцу всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных”. Давайте подражать в этом нашему Богу, и, видя боль и страдание, будем с радостью стараться облегчить участь несчастного.

Кроме предположения, что этот человек в чем-то очень провинился, он к тому же, как свидетельствует текст, был беден; уныние и безнадежность были его уделом. Он никак не мог попасть в купальню, хотя многим, таким же немощным, как и он, это удавалось с помощью друзей или родственников. Он же не мог найти себе помощника, который бы снизошел к его великому несчастью и опустил бы его в купальню в те моменты, когда ангел чудесным образом возмущал воду.

Наш Спаситель спросил его: “Хочешь ли исцелиться?” Похоже, хотя этот человек и находился у купальни, его пребывание здесь было скорее делом привычки, потому что он был уже настолько подавлен, отчаявшись выздороветь, что не только перестал надеяться, но уже перестал хотеть исцелиться. Наш Господь прикоснулся именно к той струне, которая должна была вероятнее всего зазвучать, т.е. у больного было подспудное желание и стремление исцелиться, но ответная реакция была очень слаба. В его ответе сквозит такое отчаяние, такая безнадежность, что, кажется, не осталось и малейшего желания на исцеление. Его ответ — безнадежный вздох, горестное сетование: “У меня нет человека, который опустил бы меня в купальню, не успею я подойти, как кто-то уже сходит прежде меня”. То, что разум несчастного поколебался вследствие болезни, очевидно, иначе он не пошел бы к врагам Христа и не сказал бы, что исцелил его Иисус. Я уверен, что он сделал это не из злорадства, потому что если бы это было так, то он сказал бы следующее: “Это был Иисус, кто повелел мне взять мою постель”. Он же на самом деле сказал: “Это был Иисус, кто исцелил меня”. Я не уверен в том, что его свидетельство было следствием благодарности, хотя, несомненно, бедная душа была благодарна. Я полагаю, что из-за долгого периода болезни мозг этого человека оказался поврежденным, и поэтому он не совсем понимал, что говорил. Наш Господь, в свою очередь, не требовал от него многого, Он даже не потребовал свидетельства о вере, а задал лишь один простой вопрос, на который больной был в состоянии ответить: “Хочешь ли быть здоров?” Бедняга не проявил той проницательности, которую проявил человек, слепой от рождения, мудро отвечая на все вопросы фарисеев. Он был совершенно другим. Он ничего не мог сделать более, чем заявить о своей нужде Иисусу. Слава Богу, что нашему Господу даже этого было достаточно, чтобы начать трудиться над несчастным. Господь Иисус спасает разных людей. Среди Его учеников есть не только простаки, но и храбрецы, и остроумцы, однако очень часто Он открывает чудо Своей любви и Свою божественную мудрость неразумным, чтобы посрамить мирских мудрецов.

По этой причине Иисус выбрал бедного простака и совершил над ним великое чудо, проявив тем самым Свою благодать и снисхождение, которое превосходит всякую похвалу. Заметьте, что каким бы неразумным не был этот человек, он вполне осознал, что исцелен, и это знание принесло ему огромное ободрение. Иисус для него был не более, чем целитель. О том, кем был Иисус, он не имел никакого представления, потому что он видел Его только мельком, к тому же, он даже не знал, что Его звали Иисус. Единственное, что он знал наверняка, так то, что Он — Тот, кто исцелил его. “Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою...” Быть благодарным Исцелителю — это так естественно. Если некоторые верующие умнее и образованнее, чем этот несчастный, они, тем не менее, воспринимают Иисуса как Господа и Спасителя, потому что Он исцелил их. Я страдал от мук совести и не мог найти себе покоя ни днем, ни ночью от чувства вины, пока Бог не дал мне мир. Если я не могу свидетельствовать о Христе, если у меня нет подходящих слов, чтобы описать Его личность, Его качества, Его отношение ко мне. Его могущество и власть, я все же могу сказать: “Единственное, что мне ясно: я был слеп и заблуждался, а теперь вижу, был парализован грехом, а теперь могу твердо стоять на ногах и ходить Его путями”. Несчастное создание на своем личном опыте познало, Кто есть Бог, и это самый лучший способ познать Его. Личный контакт с Господом дает намного более совершенное и более верное знание по сравнению с тем знанием, каким обладает мир. В Царстве Христа можно будет в полноте познать, как происходит чудо покаяния и обретения мира с Богом. И как же счастливы те, кто на своем личном опыте пережили эти чудеса. Когда люди осознают пагубность своих поступков и перестают их совершать, их сердце успокаивается и умиротворяется. Велик Господь, делающий это. Если вы пережили подобное, но по-прежнему не имеете представления о многих важных вещах, не бойтесь, что что-то великое прошло мимо вас. Иисус сделал самое главное — Он исцелил вас. Размышляйте о Нем как о Великом Врачевателе, и вы увидите Его в другом, более славном свете. Но на данном отрезке времени радуйтесь, как этот несчастный, получивший исцеление, о том, что стало вам ясно и понятно.

Что касается придирчивых фарисеев, то они не обратили никакого внимания на факт исцеления, более того, они намеренно проигнорировали это событие, сконцентрировав свое внимание на малозначимом обстоятельстве — Иисус исцелил в субботу! Именно это они и поставили Ему в вину. Кроме того, они обвинили несчастного в том, что в день субботний он взял постель и пошел. Сегодня происходит то же самое. Люди игнорируют факт обращения. Если даже они и не отрицают, то воспринимают его как какой-то пустяк, как что-то, не стоящее внимания. Когда они видят, как блудник становится благочестивым, как вор становится честным, безумный — просвещенным, а отчаявшийся — радостным, когда они становятся свидетелям других жизненно важных моральных и духовных перемен, они моментально забывают об этом чуде и начинают обсуждать, скажем, манеры обращенного, его поведение и речь, а также стиль одежды. Порой вокруг этих мелочей поднимается целая буря. Это происходит потому, что они не желают верить в очевидное — в обращение грешника.

Люди, забывая о том, как христианство преобразило мир, более склонны к тому, чтобы указывать, что мы должны, а что не должны делать. Мы все должны акцентировать внимание на том, что Христос через Своего Духа Святого обновил нас изнутри, изменив образ нашего мышления, и это действие благодати должны приводить как весомый аргумент, который будет служить оправданием нашей вере и поведению. Именно так поступил этот бедный человек. Он не так много знал, но знал наверняка, что получил исцеление, и это было достаточным оправданием его поступку: “Кто меня исцелил, Тот мне и сказал: возьми постель твою и ходи”.

Сегодня я хотел бы остановиться более подробно на следующем. Во-первых, то, что сделал Христос, оправдывает послушание Его повелениям. “Кто меня исцелил, Тот сказал мне” — это достаточное оправдание нашим действиям. Во-вторых, то, что сделал Христос, обязывает нас повиноваться Его воле. Если Тот, Кто исцелил меня, повелевает мне взять мою постель и пойти, то я обязан это сделать, и послушание принесет мне добро. И, в-третьих, сама благодать принуждает нас быть послушными Господу. Тот, Кто сказал мне: “Встань”, исцелил меня этим самым словом власти, им Он заставил меня взять постель и пойти. Сила, которая нас спасает, заставляет нас повиноваться нашему Спасителю. Не нашей собственной силой исполняем мы волю Господа, это происходит через ту власть, которую Исцелитель дает нам. Таким образом, вы видите, в каком русле течет наша беседа. Пусть Дух Святой даст нам разумение понять эту истину, поскольку я убежден в том, что труд Господа внутри нас настолько могуществен, что им стоит восхищаться и давать ему достойное применение.

I. Итак, во-первых, то, что сделал Христос, оправдывает послушание Его повелениям.

Этот бедный человек не мог найти подходящих слов, чтобы объяснить, почему он взял свою постель и пошел, потому что он был уверен, что его враги знали закон лучше, чем он. Возможно, на вас и на меня замечание фарисеев не произвело бы того эффекта, какой оно произвело на несчастного человека, ведь мы знаем, что вес постели (а это был всего лишь коврик) был ничтожным, чтобы перенос ее можно было назвать работой. На самом деле, исцеленный не нарушал Божьего закона о Субботе, и, следовательно, ему не в чем было каяться. Но в то время существовали законы, установленные самими раввинами, один из которых, например, запрещал носить в кармане носовой платок. Но если платок приколоть булавкой к карману, то он якобы становился частью одежды, а одежду носить не возбранялось. Частью одежды также становился платок, обвязанный вокруг талии, но в кармане он был переносимым грузом. Для моего неизощренного ума кажется, что булавка только прибавляет ненужной тяжести, ан нет. Для раввинов это представляло огромную важность. Большинство правил, касающихся Субботы и установленных раввинами, просто смехотворны. Но этот бедный человек находился в таком положении, что не мог даже допустить подобной мысли, потому что он, как и все его сограждане, находился в благоговейном страхе перед книжниками и фарисеями. Чрезмерно образованные евреи были слишком почитаемы бедным созданием, чтобы он мог соответственно отвечать им подобно тому, как они ответили ему. Но он поступил так, как и нам нужно поступать в затруднительной ситуации: он спрятался за спину Господа Иисуса. Он сказал: “Кто меня исцелил, Тот сказал мне: встань, возьми постель твою...” Для него этих слов было достаточно, и он как будто бы чувствовал, что этого будет достаточно и для его инквизиторов. На самом деле так и должно было быть. Возможно, мои знания, равно как и положение в обществе, не идут ни в какое сравнение со знаниями некоторых неверующих, но могущество благодати, которое я пережил, ставит меня в такое же превосходное положение, в котором находился исцеленный человек. Он не переставал настаивать на том, что Тот, который исцелил его, обладал такой властью и могуществом, что мог бы соревноваться с самым мудрым раввином, который когда-либо жил. Даже его бедный и слабый ум усвоил это. И мы, в свою очередь, можем поступать так же, защищаясь могуществом благодати Христа, Его властью и авторитетом.

Существуют некоторые правила, которые христианин должен исполнять, и вокруг которых ведутся споры среди неверующих. Мир не замечает, что пьяница по действию божественной благодати стал вести трезвый образ жизни, и, таким образом, стал хорошим мужем, отцом и гражданином. Они намеренно не обращают внимание на это, и когда такой человек собирается принимать крещение, они пытаются отговорить его от выполнения Божьего установления. То же самое происходит, когда человек желает присоединиться к христианской церкви. Люди презрительно относятся к нему, будь то пресвитерианская, методистская или любая другая церковь. Они сразу же начинают насмехаться над ним. Не потому ли, что этот человек стал лучше, чем они? Он теперь искуплен от греха и научен, как поступать правильно и целомудренно перед лицом Бога. Для людей большую важность представляет не действие благодати в жизни человека, а особенность религиозной организации, к которой он собирается присоединиться. Слепые создания с презрением отвергают то лекарство, которое могло бы принести им исцеление только из-за того, что им не нравится упаковка или надпись на упаковке этого лекарства. Однако наш ответ таков: “Кто меня исцелил, Тот сказал...” Господь дал нам определенное повеление, которое нужно непременно исполнить. Это самый весомый аргумент: мы поступаем по повелению Того, Кто совершил над нами чудо благодати. Поэтому меня нельзя упрекать в том, что я собираюсь принять крещение по вере, поскольку Тот, кто говорит мне: “Веруй” и “Крестись”, прежде сказал: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”. Авторитет Христа превосходит все возражения по этому поводу. Тот, чьей кровью мы очистились и чьим Духом мы обновились, является для нас Господом и Законодателем. Его повеление — это достаточное основание для нас. Иногда перед участием в вечере Господней, враг посылает мысль: “Какой смысл в том, чтобы съесть этот маленький кусочек хлеба и сделать маленький глоток вина? Неразумно так торжественно относиться к таким маловажным вещам”. В ответ мы можем сказать: “Кто меня исцелил, Тот сказал поступать так в Его воспоминание”. Мы не отрекаемся от того, что предписывает нам Господь, напротив, мы всей душой прилепляемся к Его заповедям. Если бы Он повелел нам совершать еще более незатейливый ритуал или церемонию, которую можно было бы упразднить с точки зрения плотского человека, мы бы не привели иного оправдания, кроме следующего: “Тот, Кто сделал меня новым человеком, Тот, Кто дал мне надежду на вечную жизнь и помогает стремиться к совершенной святости, — Он повелевает мне так поступать”. Это должно быть нашим окончательным ответом. И хотя кроме этого можно было бы найти еще много веских оправданий, они были бы лишними. Крепко держитесь Христовых повелений, они — наша защита. То же самое оправдание можно применить к учению Евангелия. Я повторю снова, неверующие будут его отвергать, а если даже и будут принимать, то в конце концов проигнорируют то, что Евангелие творит огромные чудеса в сердце человека. Если бы они потребовали доказательств, то мы смогли бы привести им сотни, тысячи примеров, когда была проявлена возвышенная, очищающая, исправляющая сила Евангелия Иисуса Христа. Евангелие каждый день совершает духовные чудеса, но люди забывают об этом и придираются к какой-либо незначительной особенности учения. Люди постоянно оспаривают оправдание по вере. Они говорят, что это учение шокирует, поскольку если учить людей, что они спасены только по вере, а не по делам, то это подтолкнет людей к безнравственной жизни; что если постоянно провозглашать спасение по благодати, а не по заслугам, то это непременно приведет к тому, что люди будут грешить. Мы можем с полной уверенностью опровергнуть подобную клевету, утверждая, что христиане, оправданные верою и верящие в учение благодати, являются одними из самых лучших и честных людей. Это говорит о том, что евангельские истины направляют людей к святости, но нам не обязательно приводить какие-то аргументы, достаточно просто сказать нашим оппонентам, что Изменивший нас обещал спасение всякому, кто будет веровать в Него. Кроме того, неоднократно было провозглашено, что верующий в Него имеет жизнь вечную. Через уста Своего слуги, апостола Павла Господь сказал, что верою люди спасены, и это не их заслуга, а Божий дар. А также нам было сказано, что делами плоти не оправдается ни одна плоть. Таким образом, Христос повелевает нам жить только верой. Тот, кто каждый день обращает людей от греха к праведности силою Евангелия, говорит, что Евангелие, которое мы проповедуем, действительно имеет силу. “Взгляните на Меня, все концы земли, и будете спасены”. Если Евангелие не делает людей лучше и не изменяет греховную природу людей, то у вас было бы достаточно оснований, чтобы подвергнуть его сомнению, но поскольку оно продолжает свою очищающую работу, мы не будем стесняться, провозглашая учение, которое наполнено жизнью и смыслом. Наше новое рождение подтверждает авторитет Господа, на котором мы основываем свою веру. Для нас доказательством является работа Бога внутри нас, и именно это служит основанием нашей веры.

То же самое касается определенных принципов, держаться которых призван христианин. Например, если он верен Христу, то должен держаться подальше от мирских удовольствий, хотя мир непременно обзовет его за это ханжой и сектантом. Но христиане знают, что отвечать: “Тот, кто исцелил нас, сказал, что мы не от мира, как и Он не от мира. Выйдите от них и отделитесь, не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас”. Если вы последуете наставлениям нашего Господа Иисуса Христа, то сможете противостоять упрекам в том, что вы держитесь ото всех на расстоянии. Вы вправе будете сказать, что утверждаете власть и величие нашего Спасителя, Чья власть и сила проявились в том, что Он сотворил в нас нового человека. Там, где Его слово, там и власть, перед которой мы склоняем наши головы. Не наше дело задавать Иисусу вопросы, наше дело — подчиняться Ему. Мы очищены Его кровью и искуплены Его смертью, мы должны вести жизнь подобную той, которую вел Он, и поэтому мы не стыдимся взять Его крест и последовать за Ним.

Подобного рода оправдание должно быть достаточным для тех, кто нам противоречит, потому что если бы они испытывали то чувство благодарности, которое испытываем мы, то также подчинились бы Христу. В любом случае они скажут: “Мы не можем винить этих людей в том, что они поступают по повелению Христа, потому что Он сделал для них так много”. Очевидно, что нельзя обвинять получившего исцеление в том, что он поступил так, как повелел ему Тот, Кто исцелил его, Кто дал ему здоровье и силу. Если остаток своей жизни он посвятит служению Ему, то кто станет обвинять его в этом? Кто скажет, что он слепо повинуется? Не должен ли благодетель иметь влияние на облагодетельствованного? Что могло бы быть более естественным и соответствующим данной ситуации? Итак, вы, необращенные люди, должны простить нас, если мы из послушания нашему Господу делаем то, что вам кажется неприемлемым. Пусть вас не обижает то, что мы в первую очередь будем стремиться угождать не вам, а нашему Господу. Перед вами мы не в таком долгу, как перед Ним. Целому миру мы не должны столько, сколько мы должны Иисусу, и, по правде говоря, этому миру мы не должны ничего. Хватило того, что в прошлом мы жили по воле князя мира сего, и когда нас спрашивают: “Что вы так стыдитесь вашей прежней жизни?”, отвечаем, что от прошлой жизни мы не имеем ничего, кроме горечи и оскомины на зубах. Как те моряки, которые отправились в плавание вопреки совету апостола Павла и ничего не получили, кроме урона и убытков. В служении этому миру мы не нашли ничего, кроме тяжкого труда и усталости, а в результате нас ждала смерть. Что же касается Иисуса Христа, то мы обязаны Ему всем. Поэтому вы должны простить нас, если мы стараемся во всем следовать Его примеру. Нам кажется, что подобное оправдание должно быть принято вами, но даже если вы его не примете, то это ничуть нас не смутит и не поколеблет, напротив, это принесет нам и нашим поступкам славу. Повелевает ли Иисус? Если да, то мы должны подчиниться. Противники могут выражать свое несогласие с какими-то постановлениями, утверждая, что они бесполезны, лишены всякого смысла, неприличны и не подходят для данного климата. Все это не должно нас смущать, потому что если Иисус нам повелевает, то это повеление должно выступать нашим самым главным аргументом, это обязанность, которая является достаточным оправданием для нашего послушания. “О! Но это же противоречит тому, чему учили нас отцы и чему учит церковь”. Мы ни в коем случае не должны слушать тех, чьи слова противоречат учению Христа, потому что мы не должны им столько, сколько мы должны Христу. Авторитет Христа настолько высок для нас потому, что от Его уст вышло Слово, которое принесло нам исцеление от греха. Сегодня оно успокаивает нашу совесть, но даже в момент нашей смерти оно будет обладать не меньшей ценностью. Разве можно совершить ошибку, во всем повинуясь Иисусу?

Братья, мы можем ссылаться на Его повеления как на некую гарантию в День Суда перед Великим Судьей живых и мертвых. Какое оправдание может быть лучше этого: “Ты исцелил меня и повелел мне делать это”. Такое оправдание поможет с миром в сердце встретить смерть и с великой радостью — воскресение.

Но перейдем от оправданий к действиям. Если мир ставит нам в вину то, что мы повинуемся нашему Господу, то пусть продолжает обвинять, потому что Тот, Кто исцелил нас, сказал, чтобы мы шли и проповедовали Евангелие всякой твари. Поэтому давайте прилагать все наши старания к тому, чтобы на всяком месте прославлялось Его Имя, и посвящать все наше тело делу расширения Его царства. Тот, Кто исцелил нас, может чудотворной силой дать исцеление всему миру. Разве нам не было показано в достаточной мере, что повеления нашего Господа — это весомое оправдание нашего поведения?

II. Далее, исцеление обязывает нас повиноваться воле Господа. “Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи” И здесь мы можем найти хороший аргумент: Тот, Кто меня исцелил, на самом деле обладает божественной силой, потому что в противном случае Он не смог бы сотворить такое чудо. А раз так, Он или обладает божественным авторитетом, или Сам является Богом. Следовательно, мне не остается ничего, кроме как исполнять все, что Он мне повелевает. Такой аргумент настолько прост, что даже бедный ум нашего несчастного героя смог постичь его. Давайте постараемся почувствовать сами силу этого аргумента. Тот Иисус, который спас нас, является нашим Богом, поэтому разве мы не должны Ему подчиняться? Поскольку ОН облечен Божественной властью и величием, разве мы не должны прилагать все возможные усилия, чтобы познавать Его волю и ревностно стараться выполнять ее целиком силой Святого Духа, данной нам? Кроме той божественной силы, которая была проявлена в совершенном чуде, в акте исцеления была так же явлена великая благодать, коснувшаяся сердца бедного человека. Его аргумент был таков: “Я должен делать то, что повелевает мне Тот, Кто меня исцелил. Разве я могу поступить как-то иначе? Не исцелил ли Он меня? Как могу я — тот, кого Иисус исцелил по Своей благодати, отказаться исполнить то, что Он повелевает? Разве мог я не взять постель и не пойти, если мне была дарована сила, чтобы сделать это? Мог ли я поступить как-то иначе? Какой же неблагодарностью оказалось бы мое непослушание. Разве вы не видите, в каком я долгу, просто стыдно не заплатить! Он исцелил мою плоть, чтобы я мог исполнять Его волю всей своей физической силой. Если Он говорит “ходи” и исцеляет мои больные ноги, то как же я могу не пойти? Если Он повелевает мне взять мою постель и исцеляет руки, которые никогда не могли ничего поднять, то как я могу не выполнить то, что Он мне повелевает? Бедные мои плечи были согнуты болезнью, но Он сделал так, что сейчас я могу стоять прямо, поэтому если Он повелевает мне взять мою постель и пойти, не положу ли я эту постель на свои плечи и не понесу ли ее с легкостью, потому что это Он мне повелевает делать?”

Таким аргументам невозможно противоречить. Что бы Христос ни повелел делать людям, Он имеет на это неоспоримое право. Он имеет право требовать беспрекословного повиновения со стороны тех, кого Он исцелил. Дорогие братья и сестры, я хотел бы, чтобы вы поняли то, о чем я сейчас говорю. Если вы были спасены по благодати Божьей, то на вас теперь лежит ответственность исполнять повеления Бога. Искуплены ли вы? Тогда вы больше не принадлежите себе, вы куплены дорогой ценой. Испытали ли вы радость избавления Христом от демонической силы и вступления в Божественную семью? И поскольку вы сейчас полноправные члены Божественной семьи, то из этого следует то, что вы должны быть послушны всем внутрисемейным уставам. И первое, что вы обязаны делать — это с благоговением и трепетом относиться к Отцу. Господь соблаговолил тому, чтобы простить вам ваш грех, и теперь ваш грех прощен, но это не избавляет вас от необходимости подчиняться Господним повелениям. Разве мы станем возвращаться к тем старым грехам, от которых были очищены? Будем ли совершать те преступления, от вины за которые мы были омыты кровью нашего Господа Иисуса? Об этом даже страшно подумать! Было бы огромным богохульством сказать: “Вот я прощен и поэтому я буду грешить снова”. Нет отпущения грехов там, где нет покаяния. Вина греха не снимается с того человека, в котором продолжает жить любовь ко греху. Будем же стремиться к чистоте и праведности. Братья и сестры, в ком Христос совершил Свое великое дело, кто испытал любовь Бога, те обязаны повиноваться Ему.

Поскольку Бог так сильно возлюбил вас, то вы также должны любить Его в ответ. Если Бог так вас возлюбил, то не должны ли вы любить своего ближнего? Не является ли любовь к Богу и любовь к своему брату следствием любви Божьей, которая излилась в ваше сердце? Неужели нельзя увидеть необходимость как первой, так и второй любви? Но любовь — это мать послушания. Все, что связано с нашим Господом, ставит нас перед необходимостью подчиняться Ему. Нет ни одного благословения, предусмотренного заветом, которое не было бы основано на исполнении определенных постановлений. Это в свою очередь предусматривает обязанности, поскольку все благословения, о которых говорит Новый Завет, делают нашу обязанность привилегией, а святость — радостью. Поэтому, если мы искуплены от греха, то будем и жить соответственно, помня, что мы — наследники Небесного Царства. Будем прилагать все усилия, чтобы вести соответствующую жизнь, и даже если мы в данный момент говорим на земле, то пусть наш разговор будет подобен небесному, потому что устремляем свой взор на Иисуса Христа, Который на небесах.

Братья, Тот, кто исцелил вас, дал вам определенные повеления, которые необходимо исполнять, и я призываю вас исполнять все постановления Великого Царя. Как Мария сказала тем, кто был на брачном пиру в Кане, так и я вам говорю: “Все, что Он повелит вам, делайте!” Если Он повелел вам молиться, то молитесь, не переставая. Если Он повелел бодрствовать во время молитвы, то следите за каждым своим словом и делом. Повелел ли Он любить наших братьев? Будем любить их искренно и от всего сердца. Повелел ли Он служить Ему и смиряться перед Ним? Будем поступать так, и Он назначит нас повелителями над многим. Не сказал ли Он: “Будьте святы, потому что Я свят”? Так устремляйтесь же к этому силою Его Святого Духа! Не сказал ли Он: “Будьте совершенны как совершен Отец ваш, который на небесах”. Поэтому стремитесь к совершенству, потому что если Он исцелил вас, то имеет полное право руководить вами, и это будет содействовать вашей безопасности, если только вы соблюдаете все Его постановления.

III. На этом мы закончим наше рассуждение по данному вопросу и направим все наше внимание на то, что сама благодать принуждает нас быть послушными Господу. “Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи”. Больной был исцелен словами: “Возьми постель твою и ходи”. “Возьми” было неотъемлемой частью исцеления. Для исцеления было необходимо встать и взять постель. Слова Иисуса не были обыкновенным советом, в них содержалась огромная сила, подобная той, которая повелела из тьмы произойти свету. Когда Господь сказал бедному человеку: “Встань”, тот встал. По его телу прошла дрожь. Его спавшие вены почувствовали приток крови, несущей жизнь. Его безжизненные нервы почувствовали приближение исцеления, его иссохшие связки и мышцы подготовились для энергичных движений, потому что Всемогущество прикоснулось к бессилию и дало последнему исцеление. Какой же, наверное, неописуемой радостью для расслабленного, бессильного, бездейственного тела была возможность, став здоровым, нести постель! Радостный человек взял ее, закинул себе на спину и зашагал вместе со всеми остальными людьми. То, что теперь он мог нести свою постель, явилось частью его исцеления и доказательством оного. Теперь уже с этим человеком не, обсуждали, выздоровеет он или нет, потому что Иисус сказал: “Возьми...”. Человек встал и встал прямо, потому что неведомая сила подняла его, и пошел. Он зашагал с радостью. Чудо было совершено силой одного предложения, которому нельзя было противостать. Единственное, что оставалось сделать человеку, так это повиноваться. Хотелось бы отметить, что он с огромным желанием взял свою постель, хотя и сделал это по принуждению. Но та сила, которая его исцелила, сделала его послушным. Еще до того, как к нему прикоснулась Божественная энергия, ему казалось невозможным существование какой-то энергии вообще, и поэтому нашему Господу пришлось постараться, чтобы найти в нем желание быть здоровым. Именно поэтому Он и спросил: “Хочешь ли быть здоровым?” Но теперь он искренно желает быть послушным своему Благодетелю, и поэтому силой, данной ему свыше, исполнил повеление Господа. Я хочу подчеркнуть, что тот факт, что человек взял свою постель, был следствием дарованной Христом способности. Иисус принудил его сделать это, и я молюсь о том, чтобы вы на своем собственном опыте пережили то, что произошло в давнее время. Я хочу, чтобы вы прочувствовали, что сами по себе не можете быть послушными Христу, если вам на то не будет дана сила Святого Духа, которая может воскресить из мертвых и которая никогда не истощится: “Он сказал мне слово, в котором сосредоточена огромная сила, которая может снова и снова волновать меня. Как этот человек, который по слову Христа взял свою постель и пошел, таким образом исполнив волю Божью, так и я не могу поступать иначе, кроме как делать все, что от меня зависит, чтобы исполнить волю Божью”.

Взгляните на это, братья, более внимательно, потому что здесь великое наставление и предупреждение. Может быть, сегодня вы не испытываете особого желания служить Господу из-за собственной слабости? Может быть, сатане удалось отвлечь вас от послушания Богу из-за мнимой непригодности для этого? Может быть, вы колеблетесь? Вы дрожите? Вне всяких сомнений, вам необходимо снова приблизиться к Господу и заново прислушаться к Его голосу. Возьмите в руки Библию и позвольте Богу говорить к вам через Писание. И пусть вас охватит дрожь, подобная той, что охватила в тот момент, когда Божья всемогущая сила призвала вас к вечной жизни. Пусть эта же сила выведет вас из апатии, в которой вы сейчас пребываете. У вас есть огромная нужда, чтобы Божье слово жизни проникло в самую глубину вашей души и принесло с собой ту чудотворную силу, которая находилась в вас прежде. Молитва Давида: “Оживи меня по слову Твоему, Господи” — моя ежедневная потребность, и я думаю, что всем верующим людям следует каждый день молиться этой молитвой. “Господь, пусть жизнь войдет в меня через Твое слово, как это было прежде. Пусть в меня проникнет духовная сила и власть через Твое слово”. “Любовь Христа поддерживает нас”, — говорит апостол. Нам необходимо снова и снова переживать это принуждение. Нам необходимо, чтобы Божественная сила постоянно заставляла нас подчиняться Богу. Утверждая это, мы не хотим отказаться от желания добровольно исполнять Божью волю. Но для того, чтобы послушание не было запоздалым, а подчинение Богу — неполным, нам необходимо такого рода принуждение. Вспомните Ноев ковчег, сколь бесполезно было это сооружение на сухой земле, но когда пошел дождь, он ожил. Мы бы так и продолжали оставаться неподвижными, если бы любовь Христа не подхватила нас, как песчинку, и не понесла в бурном потоке, как пушинку в сильном порыве ветра. С нами может произойти то же самое, что и с исцеленным человеком: мы можем ощутить импульс, исходящий от Иисуса, повелевающий нам перейти из состояния пассивности к активным действиям. Будем же всегда покоряться божественному импульсу! Желание покоиться в Божьих руках — это хорошее желание, но состояние, как я бы его назвал, активной пассивности, желание быть послушным от всего сердца, добровольно покоряться Божьей воле, — это уже более высокий духовный уровень. Мы должны жить, но в то же время не мы живем, а Христос в нас. Мы должны совершать определенные поступки, но в то же время мы должны говорить: “Кто меня исцелил, Тот повелел совершать Его святое дело, и я делаю это только потому, что Его власть заставляет меня так поступать. Если у меня что-то получается, то вся слава принадлежит Ему; если я надеюсь, что в будущем у меня что-то получиться, то я надеюсь, что Он совершит это той же могущественной силой, которая привела меня к раскаянию”. Возлюбленные, усердствуйте в том, чтобы находиться под таким влиянием. Пусть Святой Дух поможет вам в этом!

В завершение несколько практических замечаний. В настоящее время Божья Церковь на земле желает во что бы то ни стало расширить свое влияние в мире. Ради Христа мы желаем, чтобы те истины, о которых проповедуем, были признаны окружающими, и наставления, которые мы провозглашаем, исполнялись бы послушно. Но запомните, ни одна церковь ни в одной стране не будет иметь нужного влияния на массы, если она не будет заботиться о благосостоянии этой страны. Сегодня церковь не может закрепить за собой власть и влияние только на основании своего исторического прошлого. “Посмотрите, какие мы были в прошлом”. Такая фраза — напрасное сотрясение воздуха. Людей интересует только то, кем мы являемся в настоящее время. Секта, которая прославляет себя за свои прошлые заслуги и остается пассивной в настоящее время, обречена на прекращение своего существования. Мы живем в то время, когда людей больше всего беспокоит, насколько полезна та или иная вещь. Люди скорее купят ту лошадь, которая резвее, чем ту, которая породистее. Историческое прошлое какой-либо деноминации или секты не имеет такого значения, как ее практическая деятельность в настоящее время. И теперь, если какая-то церковь под небом сможет действительно показать, что она делает людей честными, рассудительными, чистыми, нравственными, святыми, если она стремится к тому, чтобы просветить и наставить их, если она ставит на ноги падших, если она превращает моральные пустыни в цветущие сады, если она устраняет сорняки и тернии и превращает все увядшие деревья в плодоносные, тогда мир будет готов услышать и поразмышлять о том, что эта церковь проповедует. Если церковь не стремится доказать свою полезность, может произойти нечто страшное, потому что ее духовная сила истощится, а истощенная церковь неэффективна без плодоносного Духа Божьего. Братья мои, вы, конечно, можете, если захотите, сделать популярным свое служение, именуя себя епископом, вы можете дать своим дьяконам и пресвитерам высокие титулы, вы можете назвать место, где проводите служение, кафедральным собором, вы можете проводить богослужения в очень помпезной форме со многими церемониями и обрядами, с прекрасным музыкальным сопровождением, но вы будете иметь только подобие власти над человеческим разумом, если не сможете предложить людям ничего, кроме этого. Но если ваша церковь (не имеет значения, как она называется) свята, преданна служению, если она живет для Бога, творит добро для всех, кто ее окружает, если в жизни членов церкви проявляются святость и праведность, то через эту церковь мир будет на самом деле исцелен во имя Христа. И тогда даже самые закоренелые грешники и безрассудные люди смогут сказать: “Эта церковь делает добро и поэтому заслуживает уважения, давайте прислушаемся к тому, что она проповедует”. Практическая польза не защитит нас от преследований, но она спасет от презрения. Святая церковь с авторитетом будет провозглашать миру имя Иисуса Христа, и силой Духа Святого Бог будет покорять людей истине. О, если бы Божья Церковь верила в то, что Христос обладает властью исцелять больные души! Вспомните об этом человеке, который был болен на протяжении тридцати восьми лет! Он болел больше, чем Христос жил на Земле. Христос еще не родился, а он уже страдал семь лет! Этот мир страдает уже давно. Еще задолго до Пятидесятницы, до рождения видимой церкви, бедный грешный мир лежал неподвижно возле купальни. И нам нельзя терять надежду, потому что наш Господь избавит этот мир от греха. Так давайте же во имя Христа идти и проповедовать Евангелие, говоря: “Встань, возьми свою постель и ходи!” И мир встанет, через это будет прославлен Бог, а мы получим благословения.

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.