Чарльз Сперджен
12 проповедей о послушании
4. Послушание Иисуса Навина
...только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
Иисус Навин 1:7
У Иисуса Навина не было недостатка в обетованиях, данных Богом, но несмотря на это и на то, что все они содержали в себе ободрение, Иисус не сказал: “Все в порядке. Господь обещал, Господь исполнит. От меня ничего не требуется”. Напротив, именно потому, что Богу было угодно завоевание этой земли, Иисус Навин обязан был повести людей на войну. Он не имел права использовать обещания Божии в качестве кушетки, на которую можно было бы уложить свою лень, вместо этого он использовал их в качестве пояса, чтобы препоясать свои чресла для дальнейшей борьбы.
Будем же всегда воспринимать Божии обетования в качестве стимулятора нашей деятельности. Слова: “Бог не покинет Своих, поэтому не мешайте мне грешить”, — являются свидетельством вопиющей неблагодарности и сами по себе греховны. Однако мысль: “Бог непременно исполнит Свои установления и спасет искупленные души, даст их Сыну в качестве награды, а посему, зачем нам суетиться?” — не менее греховна. Так говорят и думают не истинные дети Божии, а неучи, лентяи и притворщики, которые ничего не делают, а лишь суетятся, раздражая тем самым Бога имитацией активной работы. Мы призваны клятвой, обетованием, заветом и Кровью, запечатлевшей нас, непрестанно трудиться для Христа, поскольку спасены, чтобы служить Ему властью Святого Духа всеми силами, всем сердцем и душой.
Иисус Навин был призван к повиновению. Он был комбатом, но над ним стоял Главнокомандующий, направлявший его путь. Иисусу не было позволено идти на поводу своих собственных (а потому потенциально ошибочных) суждений, его путь сверялся по тому, что было записано в книге закона. Сказанное об Иисусе Навине, касается и нас, верующих. Мы не под законом, а под благодатью, но, тем не менее, существуют узы Евангелия, которыми мы связаны. Эти узы — закон Христа, и в Его законе верующий находит удовольствие. Нам не позволено строить служение по своим прихотям, ублажая собственные чувства. Нам также не позволено подгонять веру под свои представления о ней, ибо нам заповедано: “...что скажет Он вам, то сделайте”. Служители Христовы должны служить Христу, Его овцы должны следовать по Его стопам, ученики — повиноваться, а воины — выполнять приказы: “По плодам их узнаете их”. Если мы не послушны Христу, то, будьте уверены, мы не имеем Духа Христова.
I. В наших размышлениях относительно повиновения, которое предписывалось Иисусу Навину, я остановился бы на мысли, что повиновение является высшим проявлением храбрости.
Обратимся к нашему тексту: “...только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой”. Слова “только будь тверд и очень мужествен” предполагают, что будет тяжело и страшно, что предстоящее перед вами дело грандиозно. И этим грандиозным делом является соблюдение закона: “...тщательно храни и исполняй весь закон...” Главным делом жизни христианина является повиновение Христу. Это дело, братья, не может быть исполнено ни одним человеком, если только этот человек не уверовал во Христа и не отдал Ему всего себя, не возложил на Него свои немощи для того, чтобы получить силу через Духа Святого. Мир считает повиновение чем-то низменным, полагая, что свобода достигается противлением. Мы слышали, как люди говорят: “Я хозяин своей судьбы, воля моя приведет к победе”. Миру кажется, что свободомыслие ведет к славе, если бы мир мог трезво воззреть на свою глупость, то увидел бы собственное легко доказуемое заблуждение. Возьмите, например, воинскую часть. Кто в ней считается лучшим и храбрейшим солдатом? Не тот ли, кто выполняет приказы командира?
Существует легенда, дошедшая до нас со времен наполеоновских войн. Вы, полагаю, слышали ее неоднократно, но тем не менее суть ее я повторю. Часовой стоял на посту, охраняя вверенный ему объект. Ночью, мучимый бессонницей, к нему подошел император. Солдат остановил его:
— Дальше я вас не пущу, поскольку вы не знаете пароля.
— Но я должен пройти, — сказал император.
— Нет, — ответил часовой, — если вы были капралом, то должны понять меня.
С этими словами часовой препроводил императора к старшему караула согласно устава. Бдительный солдат впоследствии был награжден, и весь мир признал его мужество. Этот случай и сотни подобных, о которых мир говорит с одобрением, свидетельствуют, что повиновение исходящим свыше командам в некоторых случаях рассматривается миром с положительной стороны. И если в подчинении главкому нет ничего зазорного, то почему же зазорно подчиняться Всевышнему Главкому, Тому, Кто “есть Господь господствующих и Царь царей”? Тот, кто, стиснув зубы, хладнокровно делает все, что от него требуется, намного мужественнее того, кто ради славы бросается на амбразуру. Да, друзья, позволю себе добавить, для того, чтобы беспрекословно повиноваться всю жизнь, требуется больше смелости, чем восходящему на костер мученику.
В случае с Иисусом Навиным, полное повиновение влекло за собой неимоверные трудности. Ему было заповедано завоевать для евреев всю землю за Иорданом. Для этого ему требовалось осадить города, окруженные стенами до небес, и воевать с царями, воины которых ездили на железных колесницах, оборудованных страшными косами. Первые стычки были страшными. Если бы Иисус не был смелым и одаренным воином, то отказался бы от борьбы. Но дух повиновения поддерживал его. Хотя у нас нет ни евеев, ни иевусеев, чтобы сражаться с ними, нет городов, предназначенных к осаде, и нет железных колесниц, все же нам не легко повиноваться истине. Взвесьте все основательно, вы, вставшие под знамена Христа, перед вами не детская площадка, и никто не собирается забавляться в следовании “за Агнцем, куда бы Он ни пошел”. Не стоит надевать белые одежды и пачкать их нечистотами лишь для того, чтобы время от времени омывать покаянием. Не стоит каяться для того, чтобы снова грешить. Многие начинают христианский путь набожностью, а кончают в отчаянии. Христианство некоторых сводится лишь к нескольким шагам вслед за Иисусом со взятым на плечи крестом. “Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха”. Называть себя христианином просто, а вот жить христианской жизнью — нет. Для этого нужна сила Самсона, чтобы, подняв “двери городских ворот с обоими косяками” убрать их с пути, дабы не мешали, чтобы оберегать венец славы от посягательства внешних.
Но не только трудности, с которыми должен был встретиться Иисус Навин при исполнении повеления Божьего, стояли на его пути. Ему предстояло нажить много врагов. Так оно и случилось. Как только стало известно о падении Иерихона и разрушении Гая, местные цари объединились против Иисуса. Царям стало ясно, что, не останови они Иисуса, Иисус уничтожит их. Христианин находится в подобном Навину положении. Он непременно убедится, что нажил врагов даже из числа бывших друзей. Однако потеря друзей не будет большой потерей потому, что его Друг на небесах восполнит утрату сполна. Вы, взявшие крест, разве вы забыли, что сказал ваш Господин: “Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей”? Христос — великий Миротворец, но миру Он несет войну. С приходом света тьма должна удалиться. Где обитает правда, там нет места лжи. Совместное пребывание порождает конфликт, но поскольку истина неизменна, то под ее напором ложь должна пошатнуться. Если вы пошли за Христом, то псы всего мира устремятся за вами с одной лишь целью, — ухватить за пятки. Если вы обходите острые углы, пасетесь с зайцами и хотите дружить с гончими, то сможете оставаться христианином и другом миру в некотором роде; но если вы держитесь истины непреклонно, мир не признает вас. Тот, кто водит дружбу с миром, рано или поздно поймет, что он — враг Богу. Но если вы верны и преданы Всевышнему, люди восстанут против вас, потому что ваша стойкость обличает их в аморальности. Не бойтесь последствий, поступайте правильно. Когда ваш друг станет вашим гонителем, вам понадобятся решительность и храбрость льва, но ради любви к Иисусу вы должны пойти на это. Ради истины вам понадобятся силы, которые может дать лишь Дух Святой. Не поворачивайтесь спиной к опасности, подобно трусу, но действуйте как муж, встречая ее лицом к лицу.
Иисусу Навину для того, чтобы повиноваться, требовалось много храбрости, потому что он приступил к делу, которое требовало терпения на многие годы. Захватив один город, он должен был осадить следующий. Однажды ему не хватило дня для того, чтобы завершить сражение, и он попросил солнце остановиться. И солнце остановилось. Когда же этот длинный день прошел, утро застало воина с мечом в руке. Иисус Навин походил на рыцарей древности, которые спали в доспехах. Он не прекращал борьбы. Его меч, наверно, был весь в зазубринах, а броня часто орошалась кровью. Вся жизнь — война. Это верно и в отношении христианина, его жизнь — война. Как только вы омылись Кровью Христа и облачились в Его праведность, вы должны были начать прорубать свой путь через шеренги врагов, не останавливаясь до самого трона Вечности. Бороться придется за каждую пядь земли, сатана не уступит ни одного ее клочка. Вы должны продолжать бороться ежедневно. “Претерпевший же до конца спасется”, не новичок, уповающий на свои собственные силы, а потому скоро выбивающийся из них, а тот, кто препоясался поясом божественной благодати, кто осенен Духом Бога Живого. Такой никогда не оставляет поле битвы, пока не услышит слов: “Хорошо, добрый и верный раб!” Пусть те, которые говорят, что жизнь христианина скучна и лишена мужественности, научатся мудрости, поскольку из всех людей наиболее храбр последовательно верующий. Вы, которые хвастаетесь своей храбростью оттого, что купаетесь во грехах, вы уступаете противнику в ней. Огрызаясь, вы напоминаете мне злобных шавок, удирающих прочь, поджавши хвост, при малейшей опасности. Вы, пребывающие в миру, у вас не достает мужества расстаться с ним. Вы идете на поводу сатаны и собственных похотей, топя страх во грехах. Все, на что вас хватает, так это назвать отважного христианина трусом. Тем самым вы умножаете свои пороки!
Если мы следуем за Христом, нам часто придется сталкиваться с обычаями мира, и для того, чтобы им противостоять, потребуется немало мужества. С миром вы столкнетесь не только на торговой бирже, но и дома, если жена ваша и дети не спасены. Дети ваши столкнутся с мирскими обычаями в школе, а лавочники — на рынке. Истинному христианину необходимо храброе сердце. Я расскажу вам историю о докторе Адаме Кларке. В юности он работал в лавке. Накануне ярмарки они перемеряли рулоны ткани. В одном из рулонов ткани оказалось меньше, чем должно было быть. Хозяин лавки сказал:
— Адам, бери-ка за этот конец, а я — за другой, потянем. Должно сработать.
На что Адам ответил категорическим отказом. Хозяин сказал, что из юноши никогда не получится торговца.
— Молодой человек, вы ни на что не годны, идите домой, здесь вам нет места, — закончил он.
Сегодня такое плутовство невозможно, но для жуликов открылись иные возможности. Посмотрите на судебные отчеты о банкротстве. О банкротстве одного и того же человека объявляют по несколько раз кряду. О чем это говорит, если не о новом методе воровства? Это не устаревший разбой на большой дороге, который непременно приводил преступника на виселицу. Нет, это изощренное воровство, приносящее гораздо большие барыши, чем разбой, и не грозящее преступнику жизнью. Подлинному христианину придется сказать: “Нет, я не могу и не хочу иметь с этим дело”. Но ведь это придется сказать другу, отцу или брату. Какие бы последствия не грозили человеку, христианин должен поступать именно так. Поступайте так, даже если небеса грозят упасть на вашу голову, даже если сама нищета смотрит вам в лицо. Поступайте так, даже если над вами нависла угроза лишиться крова. С Богом вы не проиграете. И если вам придется пострадать ради правды, Господь благословит вас. Какое счастье принести в жертву собственное благополучие ради Христа! Ведь сегодня мы лишены возможности страдать за Него в узах и у позорного столба, где у наших братьев была возможность выразить свою любовь к Богу. Будьте мужественны, чтобы сделать то, что Господь Иисус требует от вас, и пусть мир насмехается над вами, ему не дано знать, что вы — истинный Рыцарь Креста.
II. Второе, на что мне хотелось бы обратить внимание при прочтении нашего текста, это то, что в точном исполнения требования проявляется сущность повиновения. “...тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево...”
Мир говорит: “Мы не должны быть педантами”. Лицемеры! Говоря это, вы имеете в виду отказ от закона Божьего, но поскольку открыто об этом сказать не можете, то прибегаете к уловкам, которые показывают вас в еще более омерзительном свете. Один человек сказал старому доброму пуританину:
— Многие поступились своей совестью, разодрав ее надвое, не могли бы вы хоть чуть-чуть надорвать и свою?
— Нет, — последовал ответ, — я не могу, поскольку моя совесть принадлежит Богу.
“Надо жить”, — сказал в свое оправдание любящий деньги лавочник. “Да, но всем придется умереть, — ответили ему, — и поэтому мы не можем так поступать”. Зачем жить, чтобы умереть, не лучше ли умереть, но остаться при этом живым?
Сущность повиновения, как я сказал, проявляется в точности исполнения требования. Вероятно, ваш ребенок иногда не слушается вас, но, как правило, он дисциплинирован в общем и делает все, что вы ему сказали сделать. Послушание проявляется в мелочах. Мир осуждает сам себя. Представьте себе, вот — честный человек, а люди говорят о нем: “Он настолько честен, что не украл ни одной лошади”. Однако подобное свидетельство не воспринимается миром. “Не украл лошади” не может быть мерилом честности. Вот если бы о человеке сказали: “Он не украл даже и булавки”, это стало бы совсем иным свидетельством. “Не украл и булавки” — это общепринятый критерий честности. В отношении Бога то же самое. Посмотрите на торговца, он хвастается: “У меня такой управляющий, что за полгода не пропадает ни пенни”. Эти слова имеют вес. Но что бы вы подумали, если бы услышали такое свидетельство: “У меня такой управляющий, что за полгода не пропадает и десяти тысяч фунтов”? Оценка дается по мелочам. Почему же мир обвиняет пуритан в мелочности и педантизме? Ведь пуритане требуют точности в малом. Если я утверждаю, что повинуюсь Господу Иисусу Христу, то оценивать меня следует по мелочам, и мне жаль, дорогие братья, что христианская церковь упускает это из вида. Сегодня столь многие церкви погрязли в пустословии, их члены называют себя христианами, извращая при этом смысл простых и ясных истин, что не является ничем иным как ложью перед Богом. Я знаю также членов церквей, которые говорят: “Я не разделяю вашего вероисповедания”, и при этом все же остаются членами церкви. Я этого не понимаю. Я не могу понять, как человек может принимать участие в жизни церкви, если он не разделяет ни ее действий, ни ее вероисповедания. Как можно закрывать глаза на то, что противоречит воле Божьей. Если бы я думал, что на любом из наших собраний мы делаем то, что противно воле Божией, то ноги моей здесь бы не было. Я действительно молю, чтобы мы, как церковь, всякий раз, допустив ошибку или сделав что-то неправильно, были обличены Святым Духом. Чтобы Дух Святой приводил нас ко Священному Писанию для нашего просвещения. Церковь может ошибаться во многом и все же быть принятой Богом, потому что совесть церкви не может просвещаться, но зато просвещена может быть совесть ее членов. Я молю, чтобы мы стремились к просвещению так, чтобы никто из нас не мог сделать что-либо противное Богу. Исполнять одно — два установления Христа недостаточно, необходимо стремиться к полному повиновению. Задумайтесь, всем ли установлениям Господа нашего мы повинуемся? Вы исполнили заповедь крещения и Вечери Господней? Именем Господа, молю вас отнестись серьезно к тому, что я говорю. “...Тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много”. Я не говорю сейчас об исполнении закона — христианин неподзаконен, но я говорю о повиновении в доме Христа, поскольку Христос — хозяин этого дома. И если в нем мы не будем послушны, то никогда не найдем полного утешения, никогда не окунемся в любовь Христа, но постоянно будем наказуемы до тех пор, пока не смиримся под крепкую волю Божию. Стремитесь ко Христу, не смотря ни на что, встаньте рядом с теми, кто поет:
На Христа взирая,
Труд свершай ты свой
И, свой день кончая,
В Нем найдешь покой.
Лишь те, которые имеют мир с Богом сегодня, будут прославлены на небесах. Они получат неувядаемые венцы славы. Точность исполнения заповедей Христа является сутью истинного послушания.
III. Третье, на что мне хотелось бы обратить внимание при прочтении нашего текста, это то, что путь повиновения — путь строго посередине, “...не уклоняйся от него ни направо ни налево...”.
Зачастую может показаться, что истина лежит по правую или левую руку, но, скорее всего, это не так. И там и здесь — крайности. Я полагаю, что это верно относительно десятков тысяч ситуаций в нашей жизни, и особенно — в духовной.
Что касается доктринальных учений, то истина здесь тоже чаще всего лежит посредине. Есть фундаментальные учения, например, учения о божественном суверенитете, избрании и завете благодати. Некоторые люди настолько обожают эти истины, что не хотят видеть в богословии ничего, кроме этих истин. Эти истины настолько захватывают их внимание, что они просто перестают читать Библию там, где речь не идет о них. Вместе с тем есть и другие люди, которые везде и во всем видят человека в роли творца своего счастья. Грех человека для них очевиден, как и очевидна милость Божия, но все свое внимание они концентрируют на вопросе о свободной воле человека, поэтому читают в Библии лишь то, что отвечает их пониманию учения. Все другие учения они объявляют еретическими. Столкнувшись с учением о благодати, они считают его вредным и не желают не только слышать о нем, но и читать о нем в Писании. Истинное же учение, как мне кажется, лежит посредине. Спасение дается от Бога, а человек ответственен за грех. Ставить Божие избрание в зависимость от воли человека преступно, равно как и взваливать на Бога ответственность за отказ человека принять благую весть. Примите, дорогие друзья, все, что написано в Библии, как истину. Не бойтесь никаких стихов, пусть они не смущают вас, не противьтесь их учению, ведь они написаны Святой Рукой. Дорогие братья, когда вы переворачиваете страницы, я надеюсь, вас не посещает чувство сожаления, что этот стих нельзя переписать. Я полагаю, что вас не посещает желание сделать какой-либо стих более кальвинистским или более арминианским. Всегда стойте на том, чему учит вся Библия, а не отдельные стихи из нее, иначе вы исказите смысл Божьего учения. Путь истины лежит ни по правую, ни по левую руку, а посредине.
Эта истина верна и в отношении служителей церкви. Есть люди, которые говорят: “Служители от Бога — это проводники благодати”. Другие перебивают их, говоря: “Никакие они не проводники. Мы сами способны постигать истину, нам не нужны наставники”. Мне кажется, что истина лежит где-то посередине. Служитель — не священник, но все же Бог воздвигает пасторов по Своему усмотрению. Мы за служителей, но мы против возведения их в недосягаемый ранг. Не будем же принижать служение пасторов, но и раболепствовать перед ними тоже не станем.
Эта истина верна и в отношении таинств крещения и причастия. Некоторые считают, что крещение и участие в Вечере Господней спасают людей, другие полагают, что и то, и другое — пустые ритуалы. Безусловно, в свете послушания Богу, человек должен креститься и принимать участие в Вечере, кроме того, крещение и вечеря — видимые символы благодати Божией, они поучительны и посему полезны для святых. Ими нельзя пренебрегать. Но спасения они действительно не дают. Здесь я попросил бы вас не уклоняться “ни направо ни налево”.
Правило золотой середины, думаю, должно также применяться к нашей повседневной жизни. В отношении, например, к нашей речи. Нельзя быть чрезмерно многословным, с одной стороны, а с другой стороны, в скупости слов тоже нет ничего хорошего. Если перед нами грех, то молчание недопустимо, но неудержимый поток слов тоже не принесет ничего хорошего. Слова надо взвешивать, как надо взвешивать и мысли. “Время молчать, и время говорить...” Не следует советовать, когда в советах нет нужды, но так же не следует и трусливо молчать, когда надо свидетельствовать о Христе. Сказанное выше можно отнести и к вопросу о рвении. За границей есть такие люди, чьи головы чрезмерно горячи. Они хватаются буквально за все, делают и то, и это, и еще что-то кроме “этого”. Они говорят так, будто собираются вывернуть мир наизнанку, хотя следует вывернуть налицо их мысли. Они пытаются организовать пробуждения, которые не могут являться таковыми по сути. Это мыльные пузыри, они играют на человеческих страстях, превращая ревность по Боге в нечто недостойное. Их огонь сжигает дом дотла вместо того, чтобы обогреть его. Но разве подобное поведение должно лишить нас святого рвения? Упаси Господь! Мы не смеем впасть в другую крайность. Ведь есть такие среди нас, которые ворчат: “К чему вся эта шумиха? Бог сделает Свое дело, спасет тех, кого предопределил ко спасению. Не надо Ему мешать”. Братья, истинный курс лежит посредине. Рвение должно быть благоразумным, людей нельзя обратить ложью. Сеять надо то, что предусмотрено Богом. Божье семя — это проповедь Слова, а не истерические выкрики или сомнительные утверждения. Единственный путь ко Христу лежит через Голгофский Крест, и единственным проводником к нему является Святой Дух, ниспосланный с небес на землю. Итак, “не уклоняйся от него ни направо ни налево”.
Братья, не уклоняться, — наша обязанность. Опора для души христианина находится ни по левую, ни по правую руку. Спасение только в Иисусе, и больше нигде. Кто-то будет звать нас идти в одну сторону, кто-то в другую, но, братья, пусть Полярная звезда Господа указывает нам путь, а не блуждающие звезды человеческого измышления. Не забывайте слов апостола Павла: “...Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос” (1 Кор. 3:11). Положитесь на совершенный труд Христа, посмотрите на Него распятого, умершего и воскресшего ради грешников. Не удаляйтесь от Него.
Скажи, о Спаситель, к кому нам идти?
Лишь Ты слово жизни вещаешь.
Где силу усталому духу найти?
Лишь Ты нам покой обещаешь.
И в вопросах самой веры не будем уклоняться “ни направо ни налево”. Прочь самонадеянность! Не уподобляйтесь тем, которые считают, что достигли праведности.
Устало сердце, ноют ноги,
Спасенье мучались найти,
Но вы не знаете дороги,
Какой вам надобно идти.
Но с другой стороны, нельзя допустить, чтобы в сердце поселились сомнения.
Сомненье и боязнь Он удалил,
Он жало смерти смертью угасил;
В святой Крови меня Он убелил,
Меня, в грехах погибшего, Он возлюбил.
Будем просить Господа, чтобы Он помог нам оставаться посередине, чтобы мы могли петь: “Но я знаю, в Кого я верю”, не просто механически повторяя слова, а вдумчиво и молитвенно, уповая на обетование Господа Иисуса Христа. Будем держаться середины пути, не полагаясь на свои силу и свою праведность с одной стороны, и не ослабевая в вере в то, что Христос спас нас, с другой стороны.
Принцип этот верен и в нашем восприятии окружающего мира. Посмотрите на некоторых людей, они никогда не улыбаются. Дорогие мои! Эти люди напялили на себя слепоту. Им жалко, что цветы столь прекрасны, они с великой радостью положили бы белила на яркие цвета. Их мечта — сделать палисадники двухцветными. Я лично знаком с такими людьми. Один хороший брат, чьей обуви ремень я не достоин развязать, однажды сказал, что, плывя по Рейну, он не заметил утесов и замков на них, поскольку был занят другим.
Но почему?! Для меня природа — зеркало, в котором отражается Божий лик, наблюдая ее
...мой дух в смирении смолкает,
Признав величье Бога Своего.
Однако для моего брата любование красотами Рейна было делом, лишенным святости. Признаюсь, я не могу этого понять. Я не симпатизирую тем, кто не видит в окружающем нас мире ничего, кроме греха, как будто не Божья рука сотворила мир. Я думаю, что мы имеем право восхищаться красотой творения, становясь при этом ближе к Богу. Но, кроме крайности неприятия мира, есть и другая; бывает, что смыслом жизни для некоторых, называющих себя христианами, является любование природой. Ох уж эти крайности! Христианин, я полагаю, должен стоять между ними. Он должен радоваться, но не быть легкомысленным. Ему нельзя терять присутствие духа. У него всегда должно найтись доброе слово для любого человека и для всего, что его окружает. Спаситель мог присутствовать на пиру и радоваться с радующимися, но в то же время не идти на поводу у мира. Радость, счастье и веселье не должны покидать христианина. Но в то же время все это требует присутствия торжествующего Духа, удаляющего от верующего все, что может быть пошло и кощунственно.
Правило золотой середины применимо и к вашему участию в бизнесе. Некоторые ведут дела так, что с утра до ночи думают только о нем. Я оплакиваю жалкое положение тех христиан, которые, имея достаточно, не могут остановиться. Дело их отняло у них все силы не только физические, но и духовные. Материальные прибыли разорили духовное состояние, лишив сердце мира и покоя. Для Бога не осталось ни места, ни времени. Души таковых стали бесплодными. Другая крайность — пренебрежение своими обязанностями. Некоторые вместо того, чтобы стоять за прилавком, идут в церковь, другие сидят на молитвенном собрании, вместо того, чтобы штопать носки. Есть и такие, которые едут проповедовать в деревню, вместо того, чтобы заработать деньги для покрытия накопившихся долгов. Есть и такие крайности, но истинный христианин, оставаясь прилежным тружеником, не остывает духовно, стараясь сбалансировать противоположности. Верующий не должен кровью одного дела замазывать проплешины в другом.
Баланс — великое дело и обязанность христианина, у него должно быть время и на работу, и на церковь, и на семью.
А теперь обратимся к завершающим словам нашего текста: “дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих”. Не обманывайтесь мыслью, что если человек будет поступать благочестиво, то непременно будет вознагражден материально. Вероятно, что какое-то время прилежание такового будет способствовать его процветанию. Однако Бог не ставит благосостояние в зависимость от послушания. Напротив, часто случается, что на пути следования за Христом верующие какое-то время больше теряют, чем приобретают. Поэтому Священное Писание готовит нас к странствованию длиной в жизнь без гарантии материального благословения. Однако впоследствии нас ожидает истинное богатство. Если вы все же вы процветаете, хочу предостеречь вас: держитесь поближе к Слову, содержите совесть в чистоте, и вы приобретете лучшее богатство. Однако это богатство вы увидите вероятнее всего не через неделю или месяц и даже не через год. Я встречался с глазу на глаз с сотнями людей, которые спрашивали совета, как разрешить ту или иную проблему. Я заметил, что те люди, которые пытаются лавировать по краю греха, стараясь согрешить как можно меньше, часто оказываются в кювете, а выбравшись из него, тотчас попадают в другой. Их жизнь — это цепь непрекращающихся компромиссов, грехов и моральных падений. И если им все же случается добраться до небес, то добираются они туда здорово потрепанные. Но я встречал и других, которые шли прямо, отметая искушения свернуть направо или налево. Они были готовы скорее умереть, чем пойти на компромисс, и поэтому немало страдали. Некоторые страдали годами. И, пройдя через тернии, они говорили: “Благодарю Бога, что, несмотря на все жизненные перипетии, я не свернул с пути. Я счастливейший человек”. Иногда таковые становились настоящими богачами даже в этой жизни, честность — лучшая политика. Воришка избирает кратчайший путь к богатству, но это путь погибели, а тот, кто идет прямо по узкому пути, удостоверится, что этот путь — наикратчайшая дорога к процветанию и богатству и в этом мире, и в грядущем.
Я верю, дорогие друзья, если мы любим Христа, и исполнены Духом Святым, то можем обойтись и без богатства. Да, если нам суждено оставаться бедными, не беда, скоро все кончится, ведь на небесах не будет никакой бедности.
Если нам суждено страдать от голода и от того, что нечем прикрыть наготу, нам все же легче, чем апостолам, мужам более достойным, чем мы. Нам не будет хуже, чем мученикам, принявшим смерть за Христа. Неужели мы не рискнем ради Него? Разве можно считать воином отечества того солдата, который не готов умереть за Родину? А считать христианином того, кто не готов пострадать за Христа? Разве можно продавать истину ради благополучия? Если будем твердо стоять на пути правды, то почувствуем присутствие Господа, увидим улыбку пострадавшего, но царствующего Спасителя, обращенную к нам. И все невзгоды покажутся всего лишь незначительными неприятностями по сравнению с превосходящей славой, ожидающей нас.
Я, возможно, не слишком утешил вас, но если я все же сказал хоть несколько слов, которые помогут церкви быть послушной Господу, то я выполнил свою задачу. Есть много учений, о которых мы любим рассуждать, но все эти рассуждения должны вести к практическому благочестию. Больно встречать пустословов, утверждающих, что они христиане, но не подтверждающих это высокое звание послушанием. Их поведение делает церковь посмешищем в глазах мира. Таковые идут вослед чего угодно и кого угодно, оставляя нашего Господа в стороне.
Братья, будем же молить Господа, чтобы Он соделал каждого из нас послушником Его святой воли, и чтобы Дух Святой вел нас и довел до победного конца.
Этот материал еще не обсуждался.