Чарльз Сперджен
12 проповедей о послушании
6. Обучение сынов Божиих
Хоть он и Сын, однако страданиями навык послушанию.
Послание к Евреям 5:8
Приходилось ли вам когда-либо проходить через испытание, с которым, как вы считали прежде, вам никогда не было суждено встретиться, и, более того, вы молились, чтобы с подобным так же никогда не встретились и другие? Не удивлюсь, если это с вами случалось, то сердце ваше переполнялось тревогой и страхом. Ваши ощущения можно было бы сравнить с чувством человека, который попал на необитаемый остров совершенно один и сказал себе: “Я — первый, кто здесь оказался, я здесь один, один, ОДИН!” Но, через некоторое время, проходя по безлюдному пляжу, вы видите чьи-то следы. Я до сих пор помню охватившее меня чувство, когда я понял, что это следы не просто человека, а следы Того, Который был распят, это следы Его израненных ног. Как только я об этом подумал, то перестал считать остров необитаемым, потому что если однажды здесь ступили Его благословенные ноги, то это не пустынный остров, а цветущий сад. Такие мысли успокоили мое трепещущее сердце.
Предметом моих сегодняшних размышлений станут следы Иисуса в песках уныния. Делаю я это для того, чтобы дети Божьи смогли найти ободрение своему сердцу, проходя через пустыню скорбей и печали, помня, что как и Сын Божий однажды пострадал и тем проявил послушание Богу, так и мы, дети Божьи, должны учиться быть послушными Богу, испытывая в своей жизни тяжесть страданий.
I. Прежде всего, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что вы, наверное, уже успели заметить, — тот факт, что Иисус Христос являлся Сыном Бога, не избавил Его от страданий. “Хотя он и Сын...” Из написанного можно сделать вывод, что это как раз тот случай, когда домочадца может коснуться отцовская розга. Для нас очевидно, что страдания — для врагов, уныние — для тех, кто враждует против Бога, но что касается Сына, здесь нет нужды учить послушанию через подобные страдания. Но Святое Писание говорит, что Иисус, будучи Сыном Бога, не смог избежать страданий. Здесь я хочу подчеркнуть, что в данном тексте ударение ставится именно на тот факт, что Христос был сыном. Взаимоотношения Бога Отца и Сына были идеальными. Христос был Сыном Бога задолго до того, как начал существовать мир и летоисчисление. Мы не можем познать, как Иисус стал Сыном Бога, нам не дано проникнуть в тайну того, что Христос был Сыном Бога на протяжении всей вечности, но мы знаем, что все то время, пока существовал Отец, существовал и Сын, и это был Сын Всевышнего.
Хотя Христос был Сыном, когда воплотился в человека и пришел на землю, Он не избежал участи через страдания научиться послушанию. Он был великой Личностью, Царем царей, Господом господствующих, Повелителем всего видимого и невидимого, Он был как царским Сыном, так и самим Царем, но, несмотря на Его несравненную власть, силу, могущество, Ему пришлось учиться послушанию через собственные страдания. Он был Богом во всем, даже в воплощении Он остался Им. Ангел сказал Марии: “Дух святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя, поэтому рождаемое святое назовется Сыном Божьим”.
Все мы являемся детьми человека, но Иисус — Сын Бога. “Рождаемое от плоти — есть плоть”. Какими бы хорошими не были родители, но их дети все равно — грешная человеческая плоть. В Писании нет подтверждения тому мнению, что некоторые дети настолько святы, что не нуждаются в освящении и обращении к Богу. Не удивляюсь, что подобный вымысел был призван оправдать крещение младенцев, но это чистая ложь, и нет здесь даже тени правды. Наш Господь однажды сказал Никодиму, что рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух, об этом так же напоминает апостол Павел ефесянам и говорит, что раньше они были такими же чадами гнева, как и все остальные люди. Люди не становятся детьми Бога так же, как становятся детьми своих родителей, для этого необходимо родиться свыше “в славную надежду через воскресение Христа из мертвых”. Это происходит не само собой, это дар благодати. “А тем, которые приняли Его верующим во имя Его, дал власть называться детьми Божьими”. В отличие от нас, Иисус Христос изначально был Сыном Бога, на Нем не было ни греха, ни порока. В Нем нет ни пристрастия ко злу, ни испорченности, ни первородного греха, ничего подобного. Он — второй Адам, но Он не соучаствовал в грехе первого Адама. В нем не было ничего порочного, и даже свирепое око самого князя мира сего не нашло в нем греха. И этот абсолютно чистый и непорочный Сын должен был учиться послушанию через страдания.
Кроме того, Христос был возлюбленным Сыном Бога. Давайте всегда помнить, что в Нем не было и тени греха, об этом свидетельствует Сам Бог Отец: “Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором мое благоволение”. Мы, дети Божьи по благодати все еще грешные, непослушные, заслуживаем розги, а Иисус никогда не нарушил повелений Своего Отца. Закон Божий был записан в Его сердце, и Он никогда не сворачивал с пути праведности. Его жизнь была безупречной во всех отношениях, в Его поведении не было даже намека на грех, и, хотя Он был единственным, любимым и праведным Сыном, который никогда не был виновником Отцовского гнева, который своим поведением никогда не огорчил Бога, все же Он не избежал розги. Он должен был пострадать, истекая кровью, умереть, перенести муки, которые были на грани того, что может перенести человек. У Бога был Сын без греха, но не без скорби. У Бога был единственный Сын без тени порока, но испытавший все те страдания, которые испытывает человек за свою жизнь. Хотя Христос, будучи Сыном Бога, превосходил нас во всех отношениях, никогда не ослушался Отца, тем не менее Он все же не избежал обучения послушанию через страдания. Поэтому будьте уверены, что в нашей жизни тоже будут страдания.
Далее, Христос был Сыном Бога, предназначенным к той славе, которая превосходит славу всех остальных детей.
После того, как Христос спустился на грешную землю, Он с каждым днем испытывал все больше и больше унижений, кульминацией которых стал Крест и гроб, но, несмотря на это, Бог дал обетование, что воскресит Его из мертвых, прославит имя Его выше всех имен во Вселенной, посадит Его на престоле по правую руку от Себя. Перед Христом должны будут поклониться все начальства, власти и силы. Несмотря на то, что Христос был предназначен к такой славе, Он должен был пройти через все страдания, чтобы научиться послушанию. Несмотря на то, что голова Христа должна была быть увенчана царственной короной, Он должен был надеть терновый венец. Его скипетр, символ всевластия, не помог Ему избежать ран от гвоздей. Его руки должны были сначала быть прибиты ко кресту, а уже впоследствии взять этот символ всевластия. Несмотря на свою праведную жизнь на земле и жизнь, которая сейчас не может сравниться ни с чем по своей славе и величию, Он должен был пройти через муки смерти, чтобы потом сказать: “Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти”.
Если мы осознаем то, что даже Христос не избежал страданий, станет очевидным, что никто из детей Божиих не сможет их избежать. Если Богу было угодно по Своей великой милости сделать нас своими детьми и дать уверенность в том, что мы действительно ими являемся, то не будем думать, что в нашей жизни не будет места страданиям. О, нет, наше усыновление не гарантирует, что мы избежим розги завета! Мы не можем утверждать, что если Бог на самом деле любит нас, то не позволит, чтобы мы страдали. Подобные утверждения противоречат Писанию. Сам Бог говорит: “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю”. Апостол Павел так пишет в Послании к Евреям: “...Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну”. Не вводите себя в заблуждение, что вы переживаете случайные скорби, не думайте, что у вас есть надежда избежать их по Божьей благодати, поскольку вы вели праведную жизнь и у вас безупречный характер. Дорогой друг, посмотри себе под ноги, ведь ты на скользкой дороге. Молись о том, чтобы преуспеть в праведности, служа Богу, и если тебе удается вести праведную жизнь, не думай, что это будет гарантией безоблачной жизни. Помни, что твой Господь уже прошел этот путь до тебя, и Его ноги встречали камни на своем пути. Несмотря на то, что Он превосходил тебя в праведности, Его душу все же пронзали стрелы, а упреки разбивали Его сердце. Если Бог по Своей милости на какой-то период времени избавляет вас от страданий, то делает это Он не потому, что у вас такой хороший характер. Написано, что “всякую у Меня ветвь... приносящую плод очищает, чтобы более принесла плода”. Он очищает те ветви, которые должны принести плод, а не плодоносящие отрезает. Очищенные души должны принести еще больше плода, больше славы Его святому Имени. Если вы в своей жизни испытываете боль, как ветви от секатора, это значит, что Он очищает вас от греха и порока, от того, к чему так тяготеет наша плоть.
Не тешьте себя надеждой, что многочисленными молитвами вы сможете убедить Бога избавить вас от страданий, потому что никто из людей не молился Богу так много и усердно, как Христос, никто не пребывал в таком тесном общении с Богом, как Он. Холодные горы и полночный воздух были свидетелями Его жарких молитв. Молитва до кровавого пота в Гефсиманском саду была самой сильной, которая когда-либо устремлялась в небеса, но результатом этой молитвы была смерть Иисуса на кресте. Как бы вы не преуспевали в молитве, в благодарении, в терпении, это не гарантирует, что Бог пронесет тучи своего гнева мимо вас, что вы сможете избежать глубоких страданий и переживаний своего сердца.
Мы также не должны считать, что если нам оказана особая милость и любовь Бога, то это предотвратит уныние сердца. Возможно, вы пользуетесь почетом в церкви, и многие любят вас за все то доброе, чем вы послужили Богу, но все же это не гарантирует, что вы избежите наказания. Возможно, именно вы будете тем человеком, который будет наказан больше, чем кто-либо. Вы можете быть прекрасным семьянином, и ваши дети растут в страхе Божьем, это большое благословение. Но не тешьте себя иллюзиями, будто Бог огородил вас изгородью, и сатана никогда не посмеет напасть на вас. Помните, что сатана видит эту изгородь и будет стремиться разрушить ее. То, что случилось с Иовом — пример того, что происходит со многими. Господь обильно благословлял семью Иова, тот всегда был в окружении своих детей, но внезапно эта благочестивая семья попала под жесточайший удар сатаны. Постепенно Иов осознал, что скорби были допущены Богом для того, чтобы очистить душу, как золото в печи и как пшеницу от сорняков, потому что Бог возлюбил его настолько, что никогда не позволил бы духовно деградировать от беззаботной жизни. Я хотел бы, чтобы вы, братья и сестры, поразмыслили об этом, ведь если Сам Сын Божий не избежал страданий, то и мы будем испытывать в нашей жизни скорби и страдания, каким бы почетным не было наше призвание и звание в Боге.
II. Вторая мысль, которой я хочу поделиться с вами, возможно, покажется вам более приятной, чем предыдущая, хотя и из первой, как из головы льва, которого убил Самсон, многие при желании смогут извлечь мед. Итак, следующий урок, который можно извлечь из данного стиха Писания, это то, что страдания Христа не умалили Его Божественного звания. Хотя Христос стал послушным, т.е. подчинился, Он остался Сыном Божьим и Богом. Представьте, как Он в глубочайшей печали предстал перед троном, на котором некогда сидел, и где ангелы поклонялись Ему. Тем не менее, Иисус в страданиях был тем же Безначальным, каким был извечно.
Во-первых, Его бедность не затмила Его Божественности. Наш Господь на земле жил в величайшей бедности: “Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову”. Но, несмотря на это, Он продолжал оставаться Сыном Бога.
Дорогой друг, возможно, ты очень беден, изнурен непосильным трудом, возможно, тебе не во что обуться, и ты каждый день возвращаешься в свое убогое жилище в глубокой депрессии, но вспомни Иова, который сказал: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь”. Человек ничего не возьмет с собой, уходя из этого мира. Возлюбленные, тот факт, что вы бедны, не может нарушить ваши взаимоотношения с Богом. Тот, кто любит Бога, является таким же Сыном, как и тот, кто одет в богатые одежды и вращается в элитных кругах. Господь знает своих, неважно, одеты они в богатые одежды или в лохмотья.
Во-вторых, то, что Христос подвергался соблазнам, не лишило Его звания Сына Божьего. Помните, как сатана соблазнял Христа? Не буду говорить обо всех искушениях, которые были у Него на пути, достаточно лишь взглянуть на то, что Он пережил в пустыне. Сатана знает, как нас нужно искушать, и он приступает к своему делу в самый благоприятный момент. Когда наш Господь взалкал, он попросил Его превратить камни в хлеб. Замечали ли вы, что сатана подходит к вам именно в момент вашей слабости? Он бьет нас именно тогда, когда у нас нет сил подняться, и это свидетельствует о его трусости. У него не хватает смелости сразиться с нами на равных, но он использует всякую подлую уловку, чтобы навредить нам. Когда наш Господь испытывал физическую слабость, сатана подошел к Нему, чтобы искусить наиболее распространенными способами. В пустыне Христос перенес те искушения, которые обычно испытывают все люди, но тем не менее, Он остался без греха. Вы знаете, что Христос был искушаем, но, зная это, вы никогда не подумаете, что Он не Сын Бога. Я хотел бы, чтобы и в отношении вас самих у вас была та же позиция. Когда дьявол в пустыне говорил: “Если ты Сын Божий...”, то было ли это основанием для того, чтобы поставить под сомнение то, что Он Божий Сын? Нет! И ответы Иисуса на нападки дьявола были самыми вескими доказательствами того, что Он Сын Божий. И никто не смог бы так отвечать своему врагу, как это сделал Иисус.
Никогда не говори, мой друг: “Если у меня столько много искушений, то я уже больше не сын Божий”. Дьявол может попытаться заставить Божье дитя совершить самоубийство, как он хотел поступить с самим Иисусом, когда привел Его на крыло храма и сказал: “Если Ты Сын Божий, бросься вниз”. Сатана может попытаться искусить дитя Божье служить демонам, что тоже произошло с Иисусом, когда сатана пообещал Ему все царства мира за то, что Христос поклонится ему. Но все уловки сатаны были напрасны, потому что в сердце Христа не было ни малейшей склонности ко греху. Христос был и остается Сыном Божьим, поэтому тебе, искушаемому сатаной и колеблющемуся сердцем наследнику Небесного Царства, не стоит страшиться, что из-за сатаны ты можешь лишиться звания сына Божьего. Этого звания не лишился Христос, и ты также не лишишься его.
В-третьих, клевета на Христа не лишила Его звания Сына Божьего. Кроме того, что наш Господь был нищ и подвергался соблазнам, Он к тому же был оклеветан. Только подумайте, Его обвиняли в том, что Он был другом мытарям и грешникам. О Нем говорили, что Он — чревоугодник и пьяница. Но вся эта клевета и все грязные слова, которые пали на Его голову, не лишили Его Божественности. Люди настолько далеко зашли, что приписывали Ему сотрудничество с Его самым главным врагом, Веельзевулом, повелителем нечистой силы, утверждая, что именно этим именем Иисус изгоняет бесов. Каким жестокосердным надо быть, чтобы допустить в свое сердце такую мысль! Как уста могли произнести такую клевету! Но это не уязвило Христа, потому что Он как был, так и остался Сыном Бога. Над Ним смеялись даже тогда, когда Он был в предсмертной агонии, но ухмылки и издевательства не смогли вырвать Иисуса из Отцовского сердца, и не подвергли сомнению Его титул Божьего Сына.
Я обращаюсь к тем, кого жестоко оклеветали и на кого выплеснули много злых и обидных слов без причины, только за веру в Христа: помните, что Бог знает тех, кто принадлежит Ему, Он видит вашу красоту и чистоту, несмотря на то, что вас осыпали грязными словами, и однажды Он заставит держать ответ за вас всех тех, кто клеветал на вас. Наш Господь, Иисус Христос не думает о нас хуже только потому, что кто-то о нас плохого мнения. Вместо этого Он говорит: “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас”.
В-четвертых, предательство друзей не отняло у Христа звания Божьего Сына. Нашего благословенного Господа предал один из тех, кто вместе с Ним ел хлеб. Христа предал Иуда, от Него отрекся Петр, а Иоанн и остальные ученики покинули Его и разбежались. Если мы в нашей жизни испытываем нечто подобное, то в такой момент хочется сказать такие слова: “Я уже, наверное, не Сын Бога, потому что все те, кто вместе со мной молились Богу, кто вместе со мной ходили в дом Божий, настроены против меня, отстранились от меня и говорят обо мне плохое”. Дорогой друг, несмотря на это Бог не стал вас любить меньше, Он не перестал вас принимать. Очень тяжело переносить клевету, но наш Господь переносил то же самое, и это никак не повлияло на Его звание Божьего Сына. Даже позорная смерть на кресте никак не отразилось на Его высоком звании. Распятие — это самая позорная и мучительная казнь, и в то же время, даже на кресте Христос продолжал оставаться Сыном Бога. Не сказал ли сотник: “Подлинно — это Сын Божий”? И я, и вы прекрасно знаем, что Христос именно на кресте в полноте проявил Себя как Сын Божий, взяв на Себя все наши грехи и преступления, претерпел на Себе позор, который был предназначен нам, ведь написано: “Проклят всякий, висящий на древе”. И поэтому, даже если кому-то из детей Божьих придется умереть от несправедливого обвинения, когда его будут казнить невинно, утверждая, что он самый закоренелый преступник, это все равно ни на йоту не подвергнет сомнению тот факт, что он — дитя Божье. Для Бога наиболее дороги те дети, которых побили камнями и сожгли на позорных столбах. Какими же чистыми и непорочными были их лица, когда их лизали языки пламени! Та любовь, которая заставила их с радостью пойти на смерть, — и никто из нас не может представить, какую на самом деле мучительную боль они испытывали, — именно эта любовь, позволяющая радоваться в Боге при любых обстоятельствах, является наиболее приемлемой Господом. Не позволяйте себе думать, что если дитя Божье испытывает боль, бедность, поругание, искушения, позор, клевету и смерть, то это может лишить его звания “Дитя Божье”. То, что Христос являлся Сыном Божьим, не лишило Его страданий, но Его страдания никак не повлияли на Его звание Сына Божьего. Будем же помнить об этом и на этом основывать наше упование.
III. Итак, мы пришли к следующему вопросу, суть которого заключается в том, что даже сыны Божии должны учиться послушанию. Хотя Иисус был Сыном, Он все же учился послушанию. Будучи Богом, наш Спаситель знал все. И хотя Бог не должен повиноваться, будучи Посредником, Иисус должен был научиться делать это.
Некоторые из вас могут спросить: “Почему мы не можем быть послушными без того, чтобы учиться послушанию?” Первая причина такова, что послушание приходит через практический опыт. Если человек хочет обучиться какой-то профессии, то ему необходимо приобретать навык через практику. Солдат, который будет сидеть дома и читать книги, вряд ли научится военному делу. Если человек хочет стать настоящим солдатом, ему необходимо жить в казарме, принимать участие в учениях и военных действиях. Человек, который никогда не выходил в море на корабле, ничего не будет знать о море. Чтобы стать моряком, ему нужно прежде всего отправиться в плавание. Поэтому, если человек хочет быть послушным, нет иного пути, как только через собственный опыт. Даже наш Благословенный Господь не смог пойти по другому пути, только непосредственное участие в событиях учило Его послушанию. “Но почему, — может возразить кто-то, — Он мог бы учиться послушанию у ангелов, которые исполняют Божьи повеления и внимательны к Божьему Слову” Да, но ангелы никогда не страдали, у них нет столь несовершенных тел, как наши. Кроме того, Иисус Христос не собирался учиться пассивному послушанию. Ангелы не могли быть послушными до смерти и смерти крестной, поэтому от них Христос не смог бы научиться тому послушанию, которое привело Его на крест для искупления всех людей, не мог бы нести на себе наказание вместо них и исполнить вместо них тот закон, который они не в силах были выполнить. Он не мог учиться послушанию через наблюдение, Он должен был делать это через собственный опыт. Для этого нужно было страдать, и Он пошел на это. Именно на собственном опыте Христос понял, что значит полное, личное, настоящее, практическое послушание воле Божьей. Он от начала до конца прошел этот курс послушания. Будучи на заключительной стадии своего обучения, Он сказал следующее: “Совершилось”. Он завершил свое обучение и теперь знал во всей полноте, что такое послушание. Он должен был научиться послушанию для того, чтобы спасти нас, чтобы, исполнив Писание, стать верным Слугой, который оправдал многих.
Почему и мне, и тебе, дорогой друг, необходимо учиться послушанию? Потому что нет другого пути к счастью, кроме как через послушание. Грех всегда несет с собой печаль, а счастье — это послушание, и послушание — это счастье. Если мы тщательно соблюдаем волю Божью, если мы удаляемся от всякого зла, то тем самым мы входим в радость нашего Господа. Нам также необходимо учиться послушанию, потому что без него невозможно достичь небес. Мы надеемся вечно жить в послушании Богу. На небесах, где обитают прославленные духи, царит полное послушание Богу, и вы, и я ожидаем того времени, когда придем туда. Поэтому здесь, на земле, нам необходимо учиться пению, чтобы в небесном хоре не нарушать гармонию. Наша жизнь на земле — это репетиция. Зачастую для того, чтобы научить христианина послушанию, необходимо много терпения. Из-за того, что большинство предпочитает руководить, а не повиноваться, сделать это невозможно. Есть так называемые христиане, которые пренебрегают словами апостола Павла: “Поминайте наставников ваших, ибо они пекутся о душах ваших и обязаны дать отчет”. Несмотря на то, что в Новом завете верующие призываются к тому, чтобы прислушиваться к советам пастыря и соблюдать церковную дисциплину, в большинстве случаев христиане не обращают на это внимания. Все хотят поступать по-своему и не хотят слушать о подчинении высшим властям.
Если бы христианство заключалось в том, чтобы поступать по собственным прихотям, приобретать себе славу вместо того, чтобы служить другим людям, то многие могли бы стать хорошими христианами. Очевидно, что подобного рода христиане не научились послушанию. Я боюсь, что никто из нас не научен этому должным образом, т.к. мы слишком надменны, слишком значительны в своих глазах, слишком высоко себя ценим. Мы не можем сказать вместе с Давидом: “Душа моя, как дитя, отнятое от груди”. Многие из нас зачастую поступают, как плачущие, вечно требующие к себе внимания капризные дети. Мы еще не сложили все наши желания к ногам Иисуса и не сказали Ему: “Не моя воля, но твоя да будет!” Но нам необходимо поступить именно так, в противном случае мы не будем соответствовать небесным стандартам, потому что там все послушно исполняет волю Бога. Никто из обитателей неба не имеет ни малейшего желания поступить против воли Бога, там нет места амбициям и эгоизму, там каждая мысль — о том, чтобы подчиняться воле Божьей. Господь, мы молим Тебя, пусть Твоя воля творится как на небе, так и на земле в наших сердцах, чтобы мы были подготовлены ко входу в небесное царство.
IV. Последнее, на что мне хотелось бы обратить ваше внимание, заключается в следующем: послушанию, о котором мы говорим, можно научиться только через страдания. Несмотря на то, что Христос был Сыном Божьим, Он учился послушанию именно через страдания. Ночные бдения, проповедническая работа и целительство не были тем полигоном, на котором Иисус учился повиноваться Отцу. Почему, спросите вы?
Я предполагаю, что здесь дело в насмешках, которые задевают человеческое самолюбие. Сатана уже сделал однажды попытку опорочить праведность Иова: “Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле, но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?” Сатана ошибся в выводах, но он был достаточно мудр, чтобы предположить, что мы меняемся, когда что-то теряем. И сатана знал, что может произойти после того, как он скажет Богу: “...но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?” Сатана прекрасно знает, где у нас слабое место. Есть люди, которые активно пытаются угодить Богу, они с радостью день и ночь находятся в служении Ему, но только коснись Бог их плоти, как рвение угасает. Возлюбленные, научились ли вы послушанию? Не пытаетесь ли вы встать на широкий путь? Разве в словах: “Господь, дай мне силу и здоровье, и я буду твоим слугой!” можно найти намек на послушание? Но совсем другое дело, когда вы искренно сможете сказать: “Боже, пусть я слаб, и здоровье мое не очень, но дай сил быть верным Твоим слугой и в таком состоянии!” Сможете ли вы с полной уверенностью сказать: “Если Ты сокрушишь все мои кости, если я буду полвека лежать прикованным к постели, все равно буду Твоим слугой, всегда и везде им останусь. Я всего лишь кровь и плоть, поступай со мной, как угодно Твоей Божественной воле, и если Ты дашь мне страдания, то я и их приму!” Я считаю, что полностью научиться послушанию нельзя до тех пор, пока не наступили страдания, потому что именно таким образом Бог как бы в огне испытывает нашу веру. Наша вера и любовь не будут полностью испытаны, если не пройдут через боль и страдания. Если мы переносим все с любовью и уверенностью, что это допущено Богом к нашему же благу, то наша вера и любовь — истинны.
Страдания выявляют, что представляет собой наше христианство в самом его основании. Некоторые люди думают, что в них много любви, радости, духовной зрелости и в то же время они могут с пренебрежением относиться к своему брату во Христе, который изнемогает под тяжестью страданий. Да, да, но случись вам оказаться на их месте, пожалеете, что в вас нет и половины их духовности. Братья, сколько раз я слышал рассуждения о собственных достоинствах, в то время как ближние мнимой сверхсвятости находились в тяжелой духовной борьбе. В такие моменты я вспоминаю отрывок из книги Иезекииль, где Бог обещает судить людей за то, что они, подобно овце тучной, бодают и толкают боком и плечом всех слабых овец.
Дорогой брат, я рад, если у тебя мир на сердце. У тебя есть прочное убеждение и достаточно оснований, чтобы больше, чем кто-либо, говорить о здоровье, благополучии, работе. Но если тебя постигнет бедность, болезнь или искушения, которые постигли твоих братьев-христиан, ты уже не будешь испытывать чувство превосходства над ними, напротив, будешь почитать их выше себя. Человек, который никогда не был на борту корабля, может сказать: “Я — прирожденный мореход!” Как часто мне приходилось слышать подобные заявления. Но стоило этому мореходу отправиться в плавание, как уже через 15 минут становилось очевидным, что он не выносит даже малейшей качки. То же самое происходит и с переоценивающими себя христианами. Таковые никогда не испытывали сомнений или страха до тех пор, пока Бог не поставил их в такие же обстоятельства, в каких находятся их братья, и в такой момент они чаще, чем кто-либо, проявляют свою человеческую слабость. Однажды Петр сказал Иисусу: “Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя”. Прекрасно, Петр, но подожди, пока пропоет петух! И вот мы видим совсем другого Петра, он плачет и сокрушается о своем грехе. В нем нет уже прежней самоуверенности. Который Петр вам больше нравится? Мне больше по душе тот, который плачет в слезах раскаяния, именно он и есть настоящий Петр. Когда приходят испытания, то от всего напускного, гордого и эгоистичного не остается и следа. Испытания помогают человеку увидеть, где истинное золото, а где медь. Именно в страданиях можно осознать, где Божья рука, а где человеческая природа. В страданиях человеку открывается, насколько он послушен Богу. Научиться послушанию, минуя страдания, невозможно. В конце концов, нам необходимо пройти через страдания, если мы хотим научиться послушанию, потому что его нельзя приобрести каким-то иным образом. Кроме того, последние мгновения нашей жизни могут преподать нам такой урок послушания, которого мы никогда не испытывали за всю прожитую жизнь. Я точно не знаю, но могу предположить, что в те последние часы перед отделением души от плоти, душа может почувствовать непередаваемое блаженство от предвкушения скорого слияния с Богом воедино. Но каких бы высот в послушании мы не достигли, нам все равно не сравниться с Сыном Божиим, Который хоть “и Сын, однако страданиями навык послушанию”.
Поэтому, братья и сестры, возвратимся к нашим занятиям и будем учиться до тех пор, пока мы не сможем сказать, как наш Господь: “Совершилось”. Пусть Бог использует все страдания, которые вы переносите для того, чтобы подготовить вас к вечности. Пусть Бог благословит вас во имя Христа! Аминь.
Этот материал еще не обсуждался.