08.01.2014

Чарльз Сперджен

12 проповедей о крестных возгласах

Скачать в других форматах:

7. Самый краткий возглас.

После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Евангелие от Иоанна 19:28

Не случайно все слова нашего Господа, произнесенные на кресте, дошли до нас. Ни одно Его слово не было потеряно. Святой Дух позаботился о том, чтобы каждый священный возглас был точно записан. Как вы знаете, Иисус издал семь возгласов, а семь - это число полноты и совершенства. Число семь складывается из чисел "три" - совершенство бесконечного Бога и "четыре" - совершенство творения. Наш Господь в Своих семи предсмертных возгласах, как и во всем остальном, явил совершенство. Каждый из возгласов исполнен смысла, который никому не удастся раскрыть до конца. Вместе же они образуют океан, непомерно большой для человеческой мысли. Сейчас, как и всегда, мы вынуждены признать: "Никогда человек не говорил так, как Этот Человек". Его последние слова свидетельствуют, что, несмотря на страдания души, Он продолжал владеть Собой и оставался верным Своему обычаю прощать, верным Своему царственному положению, верным Своему Сыновству, Своему Богу, Своей любви к Писанию, Своему делу и вере в Своего Отца.

Стоит ли удивляться тому, что предсмертные возгласы Христа часто становятся предметом размышлений? Отцы церкви и составители символов веры, проповедники и богословы любили останавливаться на каждом слоге этих несравненных восклицаний. Слова непомерной глубины сияют, как семь золотых светильников, как семь звезд Откровения. Мудрые люди нашли в них глубочайший смысл. Они разделили их на несколько групп и дали им разные названия. Я могу лишь слегка приоткрыть для вас завесу и рассказать о тех двух путях понимания слов Господа, которые меня особенно поразили.

Во-первых, они подтверждают многие учения нашей святой веры. "Отче! прости им, ибо не знают, что делают", - эти слова были первыми, которые Иисус произнес на кресте. В них мы находим учение о прощении грехов, прощении, которое получаем даром в ответ на молитву Спасителя. "...Ныне же будешь со Мною в раю". Эти слова напоминают о сохранности верующего в момент перехода от жизни в вечность и о мгновенном водворении у Господа. Они рубят под корень человеческие выдумки о чистилище. "Жено! се, сын твой". В этих словах проявляется подлинная человеческая природа Христа, до конца признававшего Свои обязательства перед Марией, от которой Он родился. Его слова также предостерегают нас от поклонения ей, ибо Он называет ее женщиной, они призывают нас преклонять ся не перед ней, а перед Тем, Кто во время пытки не забыл о ее нуждах и горестях, как Он не забыл о других людях, которые являются Его матерью, сестрами и братьями. "Или, Или! лама савахфани? " - четвертый возглас, он указывает на то, как именно страдал наш Заместитель, будучи оставленным Богом, в то время, когда понес наши грехи. Горечь этих слов в полной мере объяснить невозможно: она превосходит горечь той желчи, которой Христу предложили утолить жажду. "...Жажду" - пятый возглас, который подтверждает, что все Писание богодухновенно, ибо свершилось все, что было предопределено Словом Божьим. Во исполнение написанного наш Господь сказал: "...Жажду". Святое Писание - основа нашей веры, и это лишний раз подтвердили слова и действия нашего Искупителя. Предпоследний возглас: "...совершилось ". В нем заключена мысль о полном оправдании верующих, потому что искупление было совершено до конца. Это слово также взято из Писания, и, благодаря этому, мы видим, о чем думал наш Господь. Перед тем как склонить голову, которую Он не склонял ни при каких обстоятельствах, всегда оставаясь победителем, Иисус возопил: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". В этом возгласе мы видим примирение с Богом. Занявший наше место довел Свое дело до конца, и теперь Его дух возвращается обратно к Отцу, и Он берет нас вместе с Собой. Как видите, каждое слово содержит фундаментальные учения нашей святой веры. "Имеющий уши слышать да слышит".

Но, с другой стороны, слова Христа раскрывают личность нашего Господа. "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Посредник ходатайствует за нас: Иисус стоит перед Отцом и просит за грешных людей: "...Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". Господь Иисус Своей царской властью открывает дверь, которую никто не закроет, и пропускает в небесные врата несчастную душу, уверовавшую в Него на кресте. Слава вечному Царю, Который открывает двери рая тому, кому пожелает! Ты не заставляешь ждать, но распахиваешь жемчужные врата сразу же. Тебе принадлежит вся власть на земле и на небе. Потом: "Жено! се, сын твой". Сын Человеческий с нежностью сына проявляет заботу о Своей матери. До того, как Он открыл двери рая, мы видели Сына Божьего, теперь мы видим истинно Рожденного от женщины, Подчинившегося закону. Он продолжает выполнять закон по отношению к Своей матери, почитая ее до последнего вздоха. После этого мы слышим: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Мы видим Его человеческую душу в страданиях, Его сердце, охваченное ужасом одиночества. Бог оставил Его. "...Жажду", - человеческое тело страдает от невыносимой боли. Смертная плоть разделила страдания души. "...Совершилось ", - в предпоследнем возгласе перед нами совершенный Спаситель, Вождь нашего спасения, Который закончил дело, начатое ради нас, положил конец беззаконию и греху, приобрел вечную праведность. Умирая, Он предал Свой дух в руки Отца и был принят Им, а мы вместе с Ним. Предавая Свой дух в руки Отца, Он приблизил всех верующих к Богу, мы в Его руке, Отец больше всех, и никто не похитит нас из Его руки. Рассуждать о последних словах Христа можно бесконечно, и пусть Святой Дух вновь и вновь будет возвращать нас к размышлению над ними.

К крестным возгласам Иисуса Христа можно подходить с разных сторон, и всякий раз, соприкоснувшись с ними, мы будем получать глубокие наставления. Эти возгласы как ступеньки лестницы, как звенья цепи: они взаимосвязаны, первый возглас ведет ко второму, второй к третьему и т.д. Вместе ли, порознь ли слова нашего Господина полны наставлений для вдумчивых читателей. Сегодня мы остановим ся на одном из них.

Этот возглас Христа как в нашем, так и в греческом языке состоит из одного слова: "...жажду". Я не могу сказать, что восклицание было кратко и сладостно, ибо, увы, оно было горькой горечью для нашего Господа. Но я верю, что в этой горечи мы можем найти для себя сладость. Хотя Ему было горько произносить это слово, нам будет сладостно его слышать, оно будет звучать настолько сладостно, что мы забудем всю горечь своих скорбей, вспомнив об уксусе и желчи, которые пришлось испить Ему.

I. С помощью Святого Духа мы рассмотрим возглас нашего Спасителя с пяти сторон. Во-первых, это знак подтверждения подлинности Его человеческой сущности. Иисус сказал так, как сказал бы обычный человек: "..жажду". Наш Господь - Творец воды в океанах и воды, которая над твердью. Он Своей рукой открывает и закрывает небесные окна, чтобы посылать дождь на праведных и неправедных. "Его - море, и Он создал его", Он выкопал все колодцы и открыл все источники. Он изливает потоки, стремительно несущиеся с горных склонов и текущие по долинам. Кто-то может сказать: "Если бы Он действительно жаждал, то не сказал бы об этом нам, а сказал бы тучам, и они с радостью бы освежили Его чело, сказал бы ручьям и рекам, которые с восторгом потекли бы к Его ногам". И все-таки, хотя Он был Господом всего, но принял образ раба и уподобился плоти греховной, поэтому как человек, Он произнес слабым голосом: "Жажду". Иисус был подлинным человеком, воистину "плоть от плоти и кровь от крови" нашей, ибо Он взял на Себя наши немощи. Я призываю вас серьезно и с любовью задуматься о подлинной человеческой сути нашего Господа. Иисус действительно был человеком, Он испытывал боль, присущую людям. Ангелы не способны жаждать. Призрак (а некоторые считали, что Иисус всего лишь дух) не мог бы так страдать. Но Иисус на самом деле страдал и испытывал не только мучения возвышенного ума и духа, но и грубую боль тела, известную всем людям. Чувство жажды известно всем. В той или иной мере ее испытал каждый. Это настоящая боль, не имеющая ничего общего с ночными кошмарами, которые лишь снятся. Жажда - это не привилегия королей, а судьба простых людей. Иисус - товарищ самым бедным и униженным среди нас. Но Господь наш испытывал особенную жажду, ибо она была вызвана приближавшейся смертью, которая была необычной: Ему предстояло "вкусить смерть за всех". Эта жажда в определенной мере была вызвана потерей крови и лихорадкой, к которой привели четыре сквозные раны. Гвозди были вбиты в самые чувствительные части тела, и раны увеличивались под весом тела: гвозди рвали плоть и нервы. Нечеловеческое напряжение привело к сильной горячке. Боль иссушила Его и превратила рот в раскаленную печь, так что Он мог бы сказать словами из двадцать первого псалма: "...язык мой прилипнул к гортани моей...". Никому из нас не довелось испытывать подобной жажды, ибо смерть еще не коснулась нас своей костлявой рукой. Возможно, мы познаем подобную жажду в час смерти, но пока она к нам не пришла, да и в той мере, в какой испытал ее наш Господь, мы никогда не ощутим. Он ощутил жажду праха, из которого сделано наше тело, возвращавшегося обратно в прах и потерявшего последние капли влаги. Подобные ощущения доступны лишь тем, кто уже начал путь по долине смертной тени. Иисус был человеком и поэтому не избежал человеческих смертных мук. Воистину, Он - "Эммануил, что значит: с нами Бог", с нами - повсюду.

Веруя в это, давайте почувствуем, как близок к нам Господь Иисус. Вспомните, когда вы были больны и, подобно Ему, горели в лихорадке и шептали: "Пить". Ваш путь пересекся с дорогой вашего Господа. Он сказал "...жажду", - надеясь, что кто-нибудь утолит Его жажду, точно так и вы рассчитывали на то, что кто-то принесет холодной воды, когда сами не могли сделать это. Вы ощущаете, как близок был Иисус к нам в Своей зависимости от других людей? Его уста были смочены губкой, и чья-то рука дала Ему пить. Если вам доведется быть в горячке и вы будете произносить: "Жажду", - скажите себе: "Это священное слово, ибо так говорил мой Господь". "Жажду", - так говорят люди, близкие к смерти. Едва ли мы забудем тягостные сцены угасания человеческого тела. Многие из нас видели наших любимых в состоянии, когда те уже никак не могли следить за собой, их покрывал предсмертный пот. Одним из признаков скорой смерти была жгучая жажда, мы слышали шепот пересохших губ: "Пить". О возлюбленные, наш Господь был настоящим человеком, потому что все наши страдания напоминают нам о Его крестных муках. В следующий раз, испытывая жажду, мы можем оказаться рядом с Ним. И всякий раз, когда наши друзья будут уходить в мучительной жажде, мы будем вспоминать нашего Господа. Как похож жаждущий Спаситель на нас! Возлюбим же Его за это еще больше.

Как велика любовь, приведшая Его к такому унижению! Давайте не будем забывать об огромном расстоянии между Господом славы на небесном престоле и Распятым, измученным жаждой. Река воды жизни, чистая, как кристалл, течет сегодня от престола Бога и Агнца. Но было время, когда Он прошептал: "...жажду". Он - Господь всех источников и океанских глубин, но даже чаша холодной воды не была дана Ему. О, если бы Он в присутствии ангелов сказал: "Жажду", - они бы повторили подвиг воинов Давида, которые, подвергая жизнь опасности, пробрались к вифлеемскому колодцу и достали из него воду. Кто бы из нас отказался излить свою душу до смерти ради того, чтобы напоить Господа? Ради нас Он сделал Своим уделом позор и страдания. Ни один человек не позаботился о Нем, когда в ответ на Его возглас: "...жажду", - Ему дали уксус. Бог снизошел до нас! О Господь Иисус, мы любим Тебя и поклоняемся Тебе! Как бы мы хотели превознести Твое имя за то, что Ты спустился в глубины мучения ради нас!

Изумляясь тому, какое унижение принял наш Господь, давайте также подумаем о Его сострадании к нам, ибо Иисус сказал: "...жажду", - а значит, Он испытал на Себе все наши слабости. Когда в следующий раз мы ощутим боль или наш дух будет угнетен, давайте вспомним, что Господь понимает нас, потому что лично пережил все эти страдания. Ни в мучениях тела, ни в унынии духа мы не оставлены Господом, Его путь лежит рядом с нашим. Стрела, пронзившая тебя, мой брат, до этого был обагрена Его кровью. Чаша горечи, из которой ты пьешь, сохранила следы Его губ. Он прошел тяжелый путь твой перед тобой, ты оставляешь следы поверх отпечатков Его ног. Будем же твердо верить в то, что Христос способен сострадать нам, ибо Он сказал: "...жажду".

Отныне давайте взращивать дух покорности, ибо мы без печали должны нести крест, который до этого был возложен на Его плечи. Возлюбленные, если наш Господь сказал: "...жажду", - то неужели мы можем ожидать, что будем каждый день пить из молочных рек? Он был невиновен, но жаждал. Так неужели мы будем удивляться тому, что Бог время от времени наказывает грешных людей? Он перед распятием лишился последних одежд и был повешен на кресте, не имея ни денег, ни друзей, мучимый жаждой. Так станете ли вы роптать из-за того, что на вас лежит гнет бедности и нужды? На вашем столе есть хлеб, и вы сможете запить его по крайней мере чашкой холодной воды. Вы не так бедны, как Он, поэтому не сетуйте на судьбу. Может ли слуга быть выше Господина и ученик ѕ выше Учителя? Пусть терпение делает свое дело. Да, вы страдаете. Возможно, дорогая сестра, вас подтачивает болезнь сердца, но Иисус взял на Себя наши болезни, и Его чаша была горше вашей. Постарайтесь услышать в своей комнате вашего Господа: "...жажду", - и пусть он коснется вашего сердца, заставит вас взять себя в руки. Возглас Искупителя: "...жажду", - призывает нас к терпению в страданиях.

Думая об этом восклицании, которое указывает на человечность нашего Господа, давайте не будем бояться лишений, а может быть, даже устремимся к ним, чтобы больше уподобиться Христу. Может быть, нам надо покраснеть от стыда, когда мы предаемся удовольствиям, вспомнив о том, что Он сказал: "...жажду"? Может быть, мы с ужасом будем смотреть на наш стол, ломящийся от яств, вспомнив, что Он жил в нищете? Неужели так тяжело нам отказаться от утоляющего жажду глотка, если Он сказал: "...жажду"? Неужели мы будем потакать плотскому аппетиту и ублажать тело, если Иисус воскликнул "...жажду"? В ответ на этот возглас Ему дали уксус с желчью. Будем ли мы жаловаться на судьбу? Во имя Него мы радуемся, даже если нас постигают лишения. Христос и корка хлеба - это все, что нам надо на пути к небу. Христианин, живущий для удовлетворения своего животного аппетита, придающийся обжорству и пьянству, недостоин своего звания. Мы должны победить свой аппетит, целиком подчинить свою плоть, потому что Тот, Кому мы должны подражать, произнес: "...жажду", - за несколько минут до того, как сказал "...совершилось!" Способность страдать за других и готовность пойти на крайнее самоотречение ради выполнения великого дела Божьего - к этому мы должны стремиться в нашем земном служении. Господь Иисус Христос служит нам в этом примером и наделяет необходимой силой.

Таким образом я попытался извлечь учение из возгласа "Жажду", который доказывает подлинность человеческой сущности Христа.

II. Во-вторых, мы рассмотрим возглас "...жажду" как знак Его заместительных страданий . Великий Поручитель сказал: "...жажду", - потому что Он занял место грешников и должен подвергнуться наказанию за грех нечестивых людей. "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" - эти слова говорят о мучении Его души, возглас "...жажду" является выражением страданий Его тела. И то, и другое было необходимо, потому что о Боге-Судье сказано, что Он может "и душу и тело погубить в геенне". Муки, требуемые законом, касаются и души, и тела. Посмотрите, братья, где берет начало грех и где Он находит свой конец. Грех берет начало с удовлетворения жажды плоти, и свой конец находит в неутоленной жажде. Наши прародители сорвали запретный плод и, съев его, погубили все человечество. Плотская жажда была той дверью, через которую вошел грех, поэтому наш Господь страдал именно так - жаждал. Жертва умилостивления возгласом "...жажду" уничтожила зло. Однажды я увидел эмблему - змея кусает себя за хвост. Если по-иному взглянуть на этот символ, можно сказать, что он показывает, как плотские желания поглощают сами себя. Удовлетворение физического желания привело нас к падению в Адаме, а теперь мучительная жажда, невозможность утолить естественную потребность тела возвращает нам жизнь.

По опыту мы знаем, что неумерщвленный грех заставляет жаждать душу человека. Сердце человека привыкает требовать: "Дай, дай!". Жажду можно воспринимать как неудовлетворенность, стремление души к тому, чем она не обладает, но хочет владеть. Наш Господь сказал: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей". Жажда является результатом греха нечестивого человека. Христос, занявший место грешников, терпит жажду. И эта жажда является символом того, что Он испытывает последствия греха на Себе. Еще более важным является учение нашего Господа о том, что жажда будет частью вечных мучений в аду. В притче о богатом чревоугоднике Он говорит: "И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои", и в мольбе, на которую не было дано ответа, попросил: "Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем". Если бы Иисус не жаждал, каждый из нас мучался бы от жажды вдали от Бога, у непреодолимой пропасти между нами и небом. Если бы Его язык, вместо нашего, не был бы мучим жаждой, то наши греховные языки распухли бы от мучительной лихорадки и горели бы всю вечность. Я думаю, слово "жажду" было произнесено очень тихо, так что его услышали лишь те, кто был рядом, в отличие от громкого крика: "...лама савахфани", и победного возгласа "...Совершилось". Негромкий возглас "...жажду" избавил от той жажды, которая бы преследовала нас всю вечность, не давая ни минуты покоя. О, как удивительна смерть праведного за неправедных, Бога за людей, совершенного Мессии за виновных, заслуживших ада бунтарей. Давайте возвеличим и благословим имя нашего Искупителя!

Едва Он успел вкусить уксус, как сразу же воскликнул: "...совершилось!" - и все закончилось: сражение было выиграно, и победа одержана навеки. Жажда нашего великого Избавителя служила знаком поражения последнего врага. Уровень воды в реке Его скорби достиг верхней отметки и пошел на убыль. "...Жажду" - заключительный аккорд страданий. Этот возглас, как ни странно, означал, что страдания заканчивались, их сила ослабевала. Стремительность большого сражения заставляет людей забывать о жажде и утомлении, когда же бой заканчивается, они обнаруживают, как много сил потрачено. Страшная мука отвержения Богом прошла, и когда напряжение спало, Он почувствовал слабость. Я удивился, поняв, почему Господь воскликнул: "...совершилось!" - почти сразу же после слова "жажду". Эти возгласы действительно связаны между собой. Наш славный Самсон поражал врагов, оставляя после себя груды трупов, а теперь Иисус одержал победу и, подобно Самсону, ощутил жажду. Подкрепив силы глотком уксуса и утолив жажду, Он закричал, как победитель: "...совершилось!" - и покинул поле боя, снискав славу. Давайте возрадуемся, видя нашего Поручителя, совершающего Свое дело до самого горького конца и возвращающегося к Своему Отцу Богу.

III. Подойдем к этому возгласу еще с одной стороны, и пусть Дух Божий продолжает наставлять нас. Слово "Жажду" указывает на то, как человек обращается со своим Господом. Это восклицание подтверждает учение Писания о врожденной ненависти человека к Богу. В соответствии с современной философией человек - это прекрасное и благородное существо, стремящееся к совершенству. Он заслуживает похвалы и почитания, его грехи - это поиски Бога, а суеверия - стремление к свету. Каким бы великим и досточтимым существом ни был человек, но он требует, чтобы истина изменялась по его прихоти, Евангелие подстраивалось под каждое новое поколение людей, а вся вселенная служила исключительно его эгоистичным интересам. Справедливость должна быть тише воды и ниже травы, дабы не обидеть это благородное существо, а о наказании ему можно лишь намекнуть смущенным шепотом. По сути человека пытаются поставить выше Бога. Но Писание оценивает человека иначе. Он - падшее создание, чей плотской ум не может примириться с Богом. Он хуже дикого животного, ибо воздает злом за добро и обращается со Своим Богом с черствой неблагодарностью. Увы, человек - раб и жертва сатанинского обмана, предатель своего Бога. Не сказано ли в древнем пророчестве, что человек подаст воплотившемуся Богу желчь в пищу и уксус в качестве питья? Так оно и произошло. Бог пришел спасать людей, а человек отказал Ему в радушном приеме: сначала для Него не нашлось места в гостинице, а перед смертью, когда Он жаждал, люди не дали Ему холодной воды, а подали уксус. Так человек обращается со своим Спасителем! Человечество отвергает, распинает и осмеивает Христа Божьего. Мы также видим высоту человеческого сострадания, ибо ясно, что воин, поднесший к губам Христа губку с уксусом, сделал это из сострадания. Мне кажется, римский солдат хотел сделать благое дело, насколько ему хватало понимания. Он побежал и наполнил губку уксусом: таким образом он быстрее всего мог подарить несколько капель влаги тому, кто так мучался от жажды. Однако его сострадание было достойно собаки. Он не ощущал никакого благоговения, ситуация выглядела в его глазах даже немного комичной: "Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус". Когда наш Господь воскликнул: "Или, Или!" - а затем сказал: "...жажду", - стоявшие вокруг креста говорили: "...постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его". Евангелист Марк пишет, что тот, кто предложил уксус, повторял те же слова. Он пожалел страдающего, но, не имея к Нему никакого уважения, насмехался над Ним вместе со всеми. Даже когда человек сострадает Христу - а если бы он этого не сделал, то не был бы уже человеком - он в тоже время смеется над ним. В чаше, которую человек подает Христу - сострадание и насмешка, ибо "сердце нечестивых жестоко". Точно также сегодня люди смешивают почитание личности Христа с отвержением Его господства, пишут книги, восхваляя Его как величайший пример для подражания и отрицая Его божественность, признают, что Он был замечательным человеком, но отказываются признать Его мессианское предназначение, превознося Его нравственное учение, попирают Его кровь. Они утоляют Его жажду, но утоляют ее уксусом. О, мои слушатели, берегитесь восхвалять Иисуса и одновременно отрицать Его искупительную жертву. Берегитесь говорить о своем почтении к Нему, одновременно бесчестя Его имя.

Братья мои, я не могу обойти молчанием жестокое обращение людей с нашим Господом. Разве мы не давали Ему иногда вкусить уксуса? Не поступали ли мы так до того, как познали Его? Мы умилялись, слушая о Его страданиях, но оставались в своих грехах. Мы дарили Ему свои слезы, а затем огорчали грехами. Когда мы слушали рассказ о Его смерти, нам казалось, что мы любим Его, но мы не изменяли ради Него свою жизнь, не доверялись Ему и тем самым подавали Ему уксус. Но это еще не конец печальной истории, потому что разве не был грех примешан к самым лучшим нашим поступкам, самым лучшим чувствам и самым лучшим молитвам? Можно ли их сравнить с ароматным вином? Не горьки ли они, как уксус? Я поражаюсь тому, что Он принимал и принимает наши деяния, так же, как я поражаюсь тому, что Он принял уксус. Но все же Он принимает наши дела и одаривает нас благодарной улыбкой. Однажды Он превратил воду в вино, и с несравненной любовью сейчас Он превращает наше горькое жертвоприношение, способное вызвать оскомину, в сладкий напиток для Себя. Нам следует прийти к Нему и вместе с остальным человечеством, когда Бог даст ему покаяние, воззреть на Того, Которого мы пронзили, и рыдать так, как рыдают о смерти первенца.

Мы, чья склонность забывать,

Твою любовь и благодать

Тебя заставили страдать,

Мы, чьи грехи со страшной силой,

Как тучи грозные, пролились

И искупленьем испарились,

И до сих пор в делах и в мыслях

Даём мы желчь и уксус кислый,

Хотя воды Ты просишь чистой.

Я лишь коснулся этой мысли, не развивая ее, потому что я хочу уделить еще некоторое время следующей грани этого возгласа. Да поможет нам Святой Дух.

IV. Друзья, мне кажется, что возглас "...жажду" был сокровенным выражением страстного желания Его сердца. "...жажду". Я не думаю, что физическая жажда - это все, что Он ощущал. Конечно, Он жаждал воды, но Его душа жаждала и возвышенного. В самом деле, все выглядит так, словно Он произнес это слово ради того, чтобы Ему был дан уксус и таким образом исполнилось Писание. Иисус всегда оставался гармоничной личностью, Его тело служило выражением желаний Его души. "...жажду" - Его сердце жаждало спасения людей. Эта жажда присутствовала в Нем с самых первых дней пребывания на земле. "Или вы не знали, - говорит Он, будучи еще мальчиком, - что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Не сказал ли Он Своим ученикам: "Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!" Он жаждал спасти нас от ада, заплатить за нас выкуп и освободить нас от вечного осуждения. И когда на кресте дело было уже практически завершено, Его жажда не ослабела и не могла быть утолена, доколе Он не сказал: "...совершилось!" Ты почти сделал это, Христос Божий, ты почти спас своих людей, дело осталось за малым - Твоей фактической смертью, поэтому Ты и говоришь о Своем сильном желании конца и завершении великого труда. Ты все еще напряженно стремился вперед, пока не ощутил последнего укола боли, пока не сказал последнего слова, пока не закончил дело искупления. Поэтому Ты и сказал: "...жажду".

Возлюбленные, наш Господь сейчас охвачен жаждой, которая всегда присутствовала в Нем, жаждой любви к Своему народу. Вы помните, как Он жаждал любви в древние пророческие времена? Припомните Его слова из пятой главы книги пророка Исаии: "Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило..." Чего же ожидал он от своего виноградника? Конечно же, получить сладкое вино. "...И ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды" - уксус, а не вино, горечь, а не сладость. Он жаждал еще тогда. В священной Книге Песни Песней Соломона, в пятой главе, мы узнаем, что в древние времена Он пил и утолял Свою жажду в саду Своей церкви. Что Он говорит? "Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста; набрал мирры моей с ароматами моими, поел сотов моих с медом моим, напился вина моего с молоком моим. Ешьте, друзья; пейте и насыщайтесь, возлюбленные". В той же песне Он говорит о церкви: "Уста твои, как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных". В восьмой главе невеста говорит: "...я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих". Да, Господь любит быть со Своим народом, верующие подобны саду, в котором Он ходит и наслаждается тенью. Их любовь, их доброта как молоко и вино. Христос всегда жаждал спасать людей и быть любимым людьми. Мы видим символ этого всепоглощающего желания в эпизоде у колодца. Иисус, устав в пути, сел у колодца и сказал женщине-самарянке: "Дай Мне пить". В Его словах был настолько глубокий смысл, что она и представить себе не могла. Чуть позже Он сказал Своим ученикам: "У Меня есть пища, которой вы не знаете". Он утолил Свою жажду, приобретя сердце той женщины для Себя.

И сегодня, братья, наш благословенный Господь жаждет общения с каждым из вас не потому, что вы можете что-то дать Ему, а потому, что Он может дать вам. Он жаждет благословить вас и получить взамен вашу благодарную любовь. Он жаждет увидеть исполненный доверия взгляд, стремление заполнить Им пустоту внутри. Оно говорит: "Се, стою у двери и стучу". Для чего Он стучит? Для того, чтобы есть и пить с вами, ибо Он обещает, что будет вечерять с тем, кто откроет дверь. Он по-прежнему жаждет нашей любви, и мы не можем отказать Ему. Изольем же воду любви из своих водоносов, чтобы доставить радость Ему.

Почему же Он так любит нас? Я не могу объяснить Его любовь ничем, кроме Его любви. Он любит нас, потому что такова Его сущность. Он не может не любить Своих избранных, которых Он однажды возлюбил, ибо Он вчера, сегодня и во веки Тот же. Великая любовь побуждает Его быть к нам как можно ближе, Он не будет удовлетворен, пока все Его искупленные не окажутся вдалеке от врага. Я напомню вам одну из Его жаждущих молитв: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою". Он хочет быть с тобой, брат, Он хочет быть с тобой, сестра, Он хочет, чтобы вы безраздельно принадлежали Ему. Придите к Нему в молитве, придите к Нему в общении, придите к Нему в полном посвящении, придите к Нему, покорившись таинственному воздействию Духа. Присядьте у Его ног, подобно Марии, положите свою голову Ему на грудь, подобно Иоанну. Повторите вслед за невестой из Песни Песней: "Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина". Он просит об этом. Неужели вы откажете Ему? Неужели ваше сердце так заледенело, что даже чаша воды не может натаять для Иисуса? А может быть, вы теплы? О брат! Если Он говорит: "Жажду", а ты приносишь Ему теплое сердце, то это хуже уксуса, потому что Он сказал о теплой душе: "Извергну тебя из уст Моих". Он может принять уксус, но Он не принимает теплой любви. Отдайте Ему свое горячее сердце, отдайте Ему всю свою любовь. Я знаю, что Он любит принимать от вас дары, потому он рад даже чаше холодной воды, поданной одному из Его учеников. Насколько же больше Он будет радоваться, если вы отдадите Ему всего себя! Поэтому, пока Он жаждет, дайте Ему напиться сегодня.

V. Наконец, Его возглас "...жажду" является примером нашей смерти с Ним. Понимаете ли, возлюбленные, а я обращаюсь к тем, кто познал Господа, что вы распяты вместе с Христом? Этот возглас означает, что и мы должны жаждать вместе с Ним. Мы жаждем не так, как раньше, когда мы не могли насытиться, ибо Он сказал: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек". Теперь у нас новая жажда - жажда Господа. О благословенный Господь, коль мы подлинно распяты вместе с Тобой на древе, дай нам жаждать Тебя такой жаждой, которую может утолить только чаша нового завета в Твоей крови. Некоторые философы говорили, что любят поиск истины больше самой истины. Я значительно отличаюсь от них, но я должен сказать, что на втором месте после общения с Господом у меня стоит жажда общения с Ним. Резерфорд высказал такую мысль: "Я жажду Господа и нахожу в этом радость. И эту радость у меня никому не отнять. Даже если я не достигну Его, я буду преисполнен утешением, ибо жаждать Его - это уже небо. И Он, конечно, никогда не заберет у моей бедной души право восхищаться Им, поклоняться Ему и стремиться к Нему". Что касается меня, то я хотел бы все больше жаждать общения со своим Господом, а получив его, я хочу его еще больше.

И еще!

И еще!

Мое сердце не успокоится, пока Он не будет для меня все во всем, пока я полностью не потеряюсь в Нем. О, если бы душа наша расширилась, чтобы пить Его любовь большими глотками, ибо сердце наше никогда не может пресытиться Им. Как бы хотелось оказаться на месте невесты, которая наслаждалась в доме пира, вкушала сладкие фрукты и, хотя была уже, казалось, пресыщена, просила: "Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви". Она жаждала больше вина, хотя уже вполне насладилась его вкусом. Но сладость общения с Богом обладает таким свойством, что человек, попробовавший его, хочет пить божественное вино вновь и вновь, и когда он насыщен, он жаждет еще больше, а когда и эта жажда утолена, появляется новая, жажда растет, и человек пьет, пока не наполнится всей полнотою Божией. "Жажду" - это крик и моей души тоже. Хотя это слово Его, оно хорошо подходит и ко мне.

Я жажду, но не так, как в прошлом,

Плотским предаться наслажденьям.

С Тобой мне стало невозможно

Питать к греховному влеченье.

Драгоценный фонтан неземного восторга

Пробей бассейна крепкие края!

И наводни меня, и переполни,

Живая, благодатная струя.

Иисус жаждал, поэтому давайте и мы будем жаждать на этой сухой, безводной земле. Как лань стремится к потоку воды, так душа наша стремится к Тебе, Господи.

Возлюбленные, возжаждем душ наших ближних. Я уже сказал вам, что именно в этом заключалось сокровенное желание нашего Господа. Пусть же оно станет и нашим. Братья, желайте спасения своим детям. Братья, я молю вас, желайте спасения вашим рабочим. Сестры, страстно желайте спасения ваших знакомых, искупления вашей семьи, обращения вашего мужа. Мы все должны жаждать обращений. Но жаждем ли мы? Если нет, воспряньте от сна сейчас же! Обратите свое сердце на какую-нибудь неспасенную душу и молитесь о ней, пока она не обретет спасение. Если христианами будет владеть настоящая любовь к душам, то это приведет многих ко Христу. Вспомните слова апостола Павла: "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти". Он был готов пожертвовать собой ради спасения своих соплеменников, настолько сильно он желал им добра. Пусть и у нас будет такое отношение к ближним.

А для себя вы должны жаждать совершенства. Взалкаем и возжаждем праведности и тогда насытимся. Возненавидим же грех, всем сердцем отвергнем его и возжаждем святости. Возжаждем быть подобными Христу, возжаждем прославления Его святого имени через полное послушание Его воле.

Да уподобит вас Святой Дух во всем распятому Христу, да будет Ему слава во веки и веки. Аминь.

Утро, 14 апреля 1878 г

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.