08.01.2014

Чарльз Сперджен

12 проповедей о крестных возгласах

Скачать в других форматах:

6. "...лама савахфани?"

А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Евангелие от Матфея 27:46

"От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого". Возглас Иисуса прозвучал во тьме. Не надейтесь понять в нем каждое слово, потому что этот крик не был ясным лучом Солнца Праведности. В нем есть свет, яркий, как молния, но в нем есть и непроницаемая тьма, приводящая в ужас того, кто заглядывает в нее.

В тот момент наш Господь находился на самом темном участке Своего пути. Вот уже в течение нескольких часов Он топтал точило, и дело уже было почти закончено. Он достиг высшей точки Своих мук. Этот горестный вопль раздался из бездны несчастья: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Я думаю, за всю историю земли и даже вечности не было произнесено более горьких слов. Горечь этих слов безмерна. Вы вглядываетесь в них как в бездонную пропасть, напрягая зрение, всматриваетесь, пока хватает сил, но не видите дна. Эти слова неизмеримы, неисчерпаемы, непостижимы. Муки нашего Господа были так же велики, как грех, из-за которого Он умирал, как любовь, благодаря которой он претерпевал эти мучения. Если нам не все понятно в смерти Христа, мы все равно преклонимся перед Ним.

Я выбрал эту тему для беседы для того, чтобы помочь детям Божьим понять, что они бесконечно обязаны искупившему их Господу. Силу Его любви вы можете измерить, если это вообще возможно, глубиной Его страданий, которые тоже не поддаются измерению. Посмотрите, какой ценой Он выкупил нас из-под проклятия закона! А после этого скажите себе: "Какими же бы мы должны быть?! Какую любовь мы должны вернуть Тому, Кто понес все наше наказание и избавил нас от грядущего гнева?!" Я не утверждаю, что могу проникнуть во всю глубину этого крестного возгласа, я помогу вам увидеть то, что увидел сам, и я прошу, чтобы Дух Божий помог вам сосредоточиться на этом возгласе нашего умирающего Господа, прорвавшемся через покров тьмы: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"

Сначала мы обратим внимание на событие, на то, в чем заключалось страдание Христа: Бог оставил Его. Затем мы обратимся к вопросу: почему Он страдал; слова "для чего" являются здесь центральными. "...для чего Ты Меня оставил?" В-третьих, мы задумаемся над ответом, над тем, к чему привели крестные страдания. Господь Иисус получил четкий, хотя и бессловесный ответ на Свой вопрос, потому что Его муки кончились, и Он победоносно воскликнул: "...совершилось!". Он завершил Свое дело, главная часть которого заключалась в том, чтобы ради нас пережить состояние отчуждения от Отца.

I. Давайте с помощью Святого Духа в первую очередь остановимся на самом событии, на том, в чем заключалось страдание Господа. Бог оставил Его. Муки души тяжелее перенести, чем муки тела. Боль и слабость можно преодолеть, собрав в кулак все свое мужество. Пока дух не сломлен, человек полон сил. Но если мучается душа, тогда страдания тела многократно усиливаются и не остается ничего, что помогло бы перенести пытку. Угнетенность - наихудшая болезнь души. Человек может выдержать сильную подавленность духа, вызванную мирскими заботами, если знает, что Бог не оставит его в беде. Он подавлен, но не отчаивается. Подобно Давиду, он разговаривает с собой и спрашивает: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его". Но если Господь отступит, если свет Его присутствия будет затемнен хотя бы на час, то человека охватывает мука, которую я могу сравнить разве что с преддверием ада. Это самый тяжелый груз, который может лечь на сердце. Поэтому псалмопевец просит: "Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего". Мы можем перенести боль кровоточащей раны, мы можем перенести мучения духа, но как может душа перенести то состояние, когда Бог покидает ее?

Голос, раздавшийся "из чрева преисподней", обозначил высшую точку страданий Спасителя. Он на самом деле был оставлен . Хотя в каком-то смысле наш Господь мог сказать: "Мой Отец со Мной", - но Он действительно был покинут Богом. Не отсутствие веры у Иисуса привело Его к мысли о том, что Отец оставил Его, а то, что Он действительно был оставлен Богом. Наша вера иногда подводит нас, и тогда кажется, что Бог оставил нас, но вера нашего Господа осталась непоколебимой, ибо Он повторяет: "Боже Мой, Боже Мой!" Как сильна Его совершенная вера! Он словно говорит: "Хотя Ты покинул Меня, но Я не покинул Тебя". Вера торжествует, нет ни малейшего признака недоверия живому Богу. Но как бы ни была сильна Его вера, Он ощущает, что Бог лишил Его Своего общения, и дрожь пробегает по Его телу от этого невыносимого ощущения.

Это ощущение не было вызвано разыгравшимся воображением или бредовым состоянием разума, к которому могли привести физическая слабость, жар лихорадки, подавленность духа и близость смерти. Христос сохранял ясный ум до конца. Он стойко держался, несмотря на боль, потерю крови, жажду, насмешки и одиночество. Он не проклинал крест и издевательства толпы. Мы встречаем в Евангелиях лишь стон ослабевшего человека: "Жажду". Молча Он перенес все пытки тела. Но когда пришло время разрыва с Богом, тогда Его сердце взорвалось криком: "...лама савахфани?" Он произнес единственный возглас сожаления в адрес Его Бога. Он не сказал: "Почему Петр оставил Меня? Почему Иуда предал Меня?" Тогда было больно, но теперь стало намного больнее. Этот удар пришелся в самое сердце: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Этот крик вызван ощущением реальной покинутости.

Отец покинул Сына, что необычно для Бога. Не в правилах Отца оставлять Своих сыновей или слуг. Когда святые подходили к рубежу смерти, испытывая слабость и боль, они неизменно обнаруживали рядом Бога. Они пели, потому что Бог был возле них: "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной". Умирающие святые ясно видят живого Бога. Господь может отойти в сторону в другие моменты жизни. Но Он никогда не покидает их, когда они умирают или проходят через испытания. Мы не видим, чтобы Бог был рядом с тремя святыми юношами, до тех пор пока они не были брошены в раскаленную печь Навуходоносора. Но в тот момент и в том месте Господь встретил их. Да, возлюбленные, суть милости Бога - быть рядом со страдающими людьми. И все же Он оставил Своего Сына в час самого тяжелого испытания! Как часто мы видим Господа рядом с верными свидетелями, сражающимися до крови! Прочитайте "Книгу мучеников" (Имеется в виду написанная в XVII в. Дж. Фоксом "Книга мучеников", в которой описываются преследования христиан со времен первоапостольской церкви и до времен Реформации в Англии.). И не важно, обратитесь вы к ранним или более поздним преследованиям христиан, вы увидите, что Господь всегда явственно присутствовал рядом с ними. Хотя бы раз Господь не поддержал мученика в пламени костра? Хотя бы раз Он оставил Своих свидетелей на эшафоте? История церкви утверждает, что в то время, когда Господь позволял причинять телесную боль Своим святым, Он поддерживал их дух таким образом, что они все преодолевали и считали, что временные страдания ничего не стоят. Костер для них - хотя и не "цветник ароматный", но все же - победоносная колесница. Меч остр, смерть горька, но любовь Христа сладка, и умереть ради Него - значит попасть в славу. Нет, не в правилах Бога оставлять Своих победителей, покидать малых детей Своих в час скорби. То состояние, в котором оказался наш Господь уникально . Оставлял ли Отец Его прежде? Вы где-нибудь встречали у четырех евангелистов описание случая, где Иисус сожалеет о том, что оставлен Отцом? Нет. Он сказал: "Я знал, что Ты всегда услышишь Меня". Он жил в постоянном общении с Богом. Это общение с Отцом всегда было близким, дорогим и явственным. А теперь Он впервые восклицает: "...для чего Ты Меня оставил?" Это очень примечательно. Все это станет понятно, если вспомнить о том, что Иисус Христос возлюбил нас и отдал Себя ради нас, и для исполнения цели Своей любви пошел даже на такую муку, когда Ему пришлось оплакивать отсутствие Своего Бога.

Состояние, когда Бог оставляет тебя, ужасно. Кто может рассказать, что значит быть оставленным Богом? Мы просто теряемся в догадках, опираясь на собственные ощущения во время короткого удаления Бога от нас. Бог никогда не оставлял нас совсем, ибо Он ясно сказал: "Не покину и не оставлю". Но иногда у нас складывается впечатление, будто Он покинул нас. Мы вопием: "О, если бы я знал, где найти Его!" Ясное сияние Божественной любви меркнет. И мы можем нарисовать для себя картину, отдаленно напоминающую переживания Христа, покинутого Богом. Христос погрузился в мрачные размышления. В этот час Он предстал перед Богом как Тот, Кто сознательно взял на Себя грехи людей в соответствии с древним пророчеством: "...и грехи их на Себе понесет". Тогда стали истинными слова: "Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех". Петр говорит так: "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо..." Грех, грех, грех окружал Христа со всех сторон. Хотя Он был безгрешен, но "Господь возложил на Него грехи всех нас". Ему не были ниспосланы свыше силы, тайное масло и вино не изливались на Его раны. Он был только лишь Агнцем Божьим, взявшем грех мира, поэтому Он должен был испытать тяжесть греха и отвращение святого Лика, которое не может смотреть на грех.

В те минуты Отец не признал Его, как Он делал в других случаях, давая людям услышать Свой небесный голос: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Но именно теперь Иисус нуждался в этом свидетельстве как никогда раньше. Но небеса молчали. Он был повешен на древе, как проклятый, потому что Он был сделан "за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе". И Господь, Его Бог не признал Сына перед людьми. Если бы Отцу было угодно, Он бы послал двенадцать легионов ангелов, но ни один из них не приблизился ко Христу после того, как Он покинул Гефсиманию. Его враги плевали Ему в лицо, но серафим не спустился для отмщения. Они связали Его и предали на бичевание, но ни один из всего небесного воинства не вмешался, чтобы защитить Его плечи от плети. Враги пригвоздили Его ко кресту, и вознесли, и смеялись над Ним, но ни один отряд служебных духов не появился для того, чтобы отогнать банду убийц и освободить Князя мира. Нет, Он был "наказуем и уничижен Богом", предан в руки жестоких людей, унижавших Его беспредельно. Как же Ему не возопить: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил"?

Его Отец иссушил священный поток мирного и сладкого общения, который протекал через всю земную жизнь Иисуса. Как вы помните, Он однажды сказал: "Вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною". В этом было Его постоянное утешение, но источник иссяк. Божий Дух не помогал Его человеческому духу. Никакого общения с Богом, Отцовская любовь перестала изливаться в Его сердце. Судья не мог с улыбкой смотреть на Того, Кто представлял преступников на скамье подсудимых. Вера нашего Господа не поколебалась, как я уже говорил, ибо Он сказал: "Боже Мой, Боже Мой!.." Но сердце Его не ощущало никакой реальной поддержки со стороны Бога, Его разуму не было даровано ни одной утешительной мысли. Известный писатель утверждает, что Иисус не вкусил божественного гнева, а только пережил прекращение общения с Богом. В чем разница? То ли Бог забирает тепло, то ли создает холод, все одно. Бог не улыбался Ему, не давал ощутить Свое присутствие, и это для чуткого духа Иисуса было острее любого ножа. Один святой сказал, что в скорби Бог давал ему "необходимое, но не обходительность", другими словами, то, в чем он нуждался, а не то, что ему было приятно. Господь же во время казни достиг крайней точки лишений. Христос лишился света, который превращает существование в жизнь, а жизнь - в дар. Те из вас, кто знает в какой-то мере, что значит потерять ощущение присутствия и любви Бога, могут хотя бы немного представить себе, что переживал Спаситель, когда почувствовал, что покинут Своим Богом. "Когда разрушены основания, что сделает праведник?" Для нашего Господа Отцовская любовь была основанием всего. Когда она ушла, с ней ушло все остальное. Ничего не осталось ни внутри, ни снаружи, ни вверху, когда Его Бог, Бог, в Котором Он полагал все Свое упование, отвернулся от Него. Да, Бог в самом деле оставил нашего Спасителя.

Для Иисуса быть покинутым Богом означало муку намного большую, чем для нас. "Как же это может быть?" - спросите вы. Я отвечаю: потому что Он был абсолютно свят. Разрыв отношений между абсолютно святым существом и трижды святым Богом должен быть в высшей мере странным, ненормальным, загадочным и мучительным. Если бы только присутствующий среди нас и не примиренный с Богом человек мог понять, в каком положении он находится, его бы охватил ужас. Если бы вы, не получившие прощение, только узнали, где вы находитесь, что вы в данный момент из себя представляете в глазах Бога, вы бы никогда больше не улыбнулись, пока не примирились бы с Богом. Увы! Мы так ожесточены грехом, что не понимаем, в каком состоянии находимся. Абсолютная святость нашего Господа превратила разрыв с трижды святым Богом в ужасную трагедию.

Наш благословенный Господь жил в непрерывном общении с Богом, и то, что Бог оставил Его, для Иисуса было новым страданием. Он не знал прежде, что такое тьма: Его жизнь проходила в свете Божьем. Подумай, дорогое дитя Божье, если бы ты постоянно жил в полноценном общении с Богом, дни твоей жизни были бы подобны обитанию в раю. Как бы тяжело тебе было, если бы Бог оставил тебя, когда ты более всего нуждался в Нем! Если вы можете представить, что такая беда приключилась с искупленным человеком, вы поймете, почему для нашего Возлюбленного это было особым испытанием. Не забывайте, что Он пребывал в более глубоком и более частом общении с Богом, чем любой из нас. Его общение с Отцом было самым прекрасным, самым возвышенным и самым полным. Что же означало потерять подобное общение? Потеряв его, мы лишаемся нескольких травинок по сравнению с тем, что потерял Иисус. Перед нашим Господом было выжженное поле, которое некогда было безграничным полем общения с бесконечным Богом.

Не забывайте, что для Него быть без Бога - горе, не поддающееся описанию. Во всех отношениях Он был совершенным и готовым к общению с Богом. Грешный человек серьезно нуждается в Боге, но не знает этого, поэтому он не испытывает такой жажды общения с Богом, какую бы испытывал искупленный, но лишенный Бога человек. Прозрение человека неизбежно ведет к тому, что он либо общается с Богом, либо становится безутешным в одиночестве. Представьте себе заблудившегося ангела, серафима, потерявшего Бога! Представьте себе, что он абсолютно свят, но оказался в ситуации, когда не может найти своего Бога! Я не могу описать этого несчастного ангела, возможно, это по силам Мильтону (Автор "Потерянного рая"). Он безгрешен и во всем доверяет Богу, и в то же время его охватило невыносимое чувство отчаяния от того, что рядом нет Бога. Он оказался в стране под названием "Нигде", в несуществующем месте за спиной у Бога. Я представляю себе плач серафима: "Боже мой, Боже мой, где Ты?" Какое горе для сына зари! Но на кресте мы встречаем Того, Кто способен намного ближе общаться с Богом. Насколько лучше Он мог оценить любовь великого Отца, настолько сильнее была Его тоска по этой любви! Будучи Сыном, Он мог общаться с Богом значительно ближе любого ангела-слуги. И теперь, когда Он покинут Богом, пустота внутри велика и мука горька, и эта пустота и мука такие великие, что трудно представить.

Сердце нашего Господа, вся Его суть нравственно и духовно так возвышенны, так чувствительны, так нежны, что для Него быть без Бога - горе, которое нельзя измерить. Его слова говорят о том, что Он покоряется наказанию, но я также вижу, что Он не может покориться. Я не знаю, как еще выразить свою мысль, приходится прибегнуть к парадоксу: Он переносит непереносимые страдания. Он не может быть без Бога. Как представитель грешников Он подчинился участи быть оставленным Богом, но после трех часов молчания Его чистая и святая суть, Его любовь больше не могут терпеть это. Из Его груди вырывается возглас: "...для чего Ты Меня оставил?" Он не жалуется на страдания, Он хочет прекратить пытку не из-за них, а из-за нравственной боли. Мы видим исполнение того, что Он предвидел, молясь: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты". "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" - удивляется святость Христа, оказавшегося на месте грешников!

Ну вот, друзья, я старался говорить, как можно лучше, но кажусь себе маленьким мальчиком, который лепечет о том, что намного превосходит его понимание. Поэтому я оставляю мысль о том, что наш Господь Иисус Христос был покинут Богом на кресте.

II. Я перехожу к вопросу о том, почему Он страдал.

Вслушайтесь в эти слова: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Они были вызваны тяжелыми муками и ничем не смягченной агонией. Но это агония благочестивой души, ибо только праведный человек может сказать такие слова. Чему учат нас эти слова? Этот возглас взят из Писания. Разве это не говорит нам о любви нашего Господа к Священной книге? Когда Он ощущал бесконечное горе, Он в ней нашел подходящие слова для выражения Своего состояния. Этими словами начинается двадцать первый псалом. О, если бы мы так любили богодухновенное Слово, чтобы не только пели под его музыку, но и плакали его словами!

Обратите внимание на то, что плач Господа обращен к Богу. Праведные в день скорби обращаются к Тому, Кто поражает их. Крик Господа - не против Бога, а к Богу: "Боже Мой, Боже Мой!". Он прилагает двойные усилия, чтобы приблизиться к Богу. Мы видим истинное Сыновство. Дитя в темноте зовет Своего Отца: "Боже Мой, Боже Мой". В часы страданий Библия и молитва были важны для Иисуса.

Но посмотрите, это также крик, выражающий веру. Хотя Он спрашивает: "...для чего Ты Меня оставил?", еще до этого Он дважды повторяет: "Боже Мой, Боже Мой!". Слово "Мой" говорит о том, что Бог принадлежит Иисусу, в слове "Боже" мы видим почтительное смирение. "Боже Мой, Боже Мой!". Ты навсегда Бог для Меня, а Я - несчастное существо, Я не спорю с Тобой. Твои права бесспорны, ибо Ты - Мой Бог. Поступай так, как Тебе угодно, а Я подчиняюсь Твоей священной власти. Я целую руку, поражающую Меня, и от всего сердца говорю: "Боже Мой, Боже Мой!" Когда боль доводит вас почти до потери рассудка, все равно продолжайте думать о Библии: раз уж ваш разум все равно блуждает, так пусть он направляется к Богу (Скорее всего, эта мысль была рождена в часы, когда сам Сперджен мучительно страдал от подагры.). Когда сердце и тело исчерпали все свои ресурсы, продолжайте жить верой и взывать к Господу: "Боже Мой, Боже Мой!"

Давайте более глубоко вдумаемся в слова Иисуса. С первого взгляда мне показалось, что Господь потерял рассудок от горя, утратил умственное равновесие: "...для чего Ты Меня оставил?" Разве Иисус не знал? Разве Он не знал, почему Он был оставлен? Прекрасно знал, и все же Его человеческая сущность, раздавленная, смятая, сокрушенная, казалось, не понимала причину этого. Он должен быть оставлен. Но неужели надо было так усугублять муку? Чаша должна быть горька, но почему столь невыносима? Я сказал и думаю, это истина: Муж скорбей был охвачен ужасом. В тот момент ограниченная душа человека Иисуса пришла в страшное соприкосновение с бесконечной справедливостью Бога. Единый Посредник между Богом и людьми, человек Иисус Христос увидел Божью святость, во всеоружии восставшую на грех человека, чью природу Он объединил со Своей божественной сущностью. В определенном смысле Бог был с Ним, и Бог был за Него, но какое-то время Он ощущал, что Бог против Него и поэтому вдалеке. Неудивительно, что святая душа Христа дрогнула, соприкоснувшись с бесконечной справедливостью Бога, хотя цель этого соприкосновения была в том, чтобы восстановить Божью справедливость и прославить Законодателя. Наш Господь мог бы сказать: "Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною", поэтому Он произносит слова, исполненные такой муки, что хладнокровная рука логики и критики не смеет прикоснуться к ним. Даже самые святые, находясь в агонии, говорят слова, которые может понять лишь сострадающее ухо. Я не вижу всего, что заключено в этом возгласе, а то, что вижу, не могу выразить словами.

Мне кажется, что я слышу в этом возгласе и подчинение, и решимость . Наш Господь не отступил. Задавая вопрос, Он продолжает двигаться вперед, ибо те, кто прекращают дело, больше не задают о нем вопросов. Он не просит о том, чтобы время, когда Бог покинул Его, прекратилось раньше, чем это должно быть, но Он хочет по-новому понять смысл Своего одиночества. Иисус не отпрянул, а обновил Свое посвящение Богу со словами: "Боже Мой, Боже Мой", - вспомнив о причине мучений, которые решил перенести до конца. Он хотел вновь ощутить внутреннее состояние, которое поддерживало Его до сих пор и должно поддерживать до конца. В Его голосе я слышу глубоко осмысленное подчинение и твердую решимость, с которой Он обращается к Богу.

Не кажется ли вам, что удивление нашего Господа, ставшего для нас "для нас жертвою за грех" (2 Кор. 5:21), побудило произнести эти слова? Невозможно описать, что переживал Святой, соделанный жертвою за грех. На Него был возложен грех, и к Нему относились как к виновному, хотя Сам Он ни разу не согрешил. И теперь безграничный ужас бунта против наисвятейшего гнева Божьего наполнил Его святую душу, неправедность греха разбила сердце, и Он возгласил: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Почему Он должен был выносить ужасные мучения, вызванные последствиями образа жизни, который Он ненавидел?

Принимая муки, Иисус вспомнил о Своей главной цели и о Своем тайном источнике радости? Слова "для чего" имеют обратную - светлую! - сторону, и наш Господь с надеждой обратил Свой взгляд на нее. Он знал, что Его одиночество необходимо для спасения грешников, и утешался этим. Он оставлен не случайно и не без достойной цели. Цель так дорога Ему, что Он покоряется преходящему злу, хотя это и означает жестокую смерть. Он смотрит через слова "для чего" как в окно, через которое в Его темную жизнь струится небесный свет.

"Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Без сомнения, наш Господь произнес эти слова, чтобы мы тоже задумались об этом. Он желал, чтобы мы видели причину Его страданий. Он хотел, чтобы мы поняли, из каких милостивых побуждений Он переносит эту пытку. Думайте о том, что претерпел ваш Господь, думайте много об этом, и не забывайте причину мучений. Всю жизнь посвятите постижению этого горестного, но благословенного вопля: "...для чего Ты Меня оставил?" Таким образом, Спаситель задает этот вопрос не столько ради Себя, сколько ради нас, и не столько из-за отчаяния, поселившегося в Его сердце, сколько из-за надежды и радости, которые были пред Ним колодцами утешения в пустыне горя.

Задумайтесь хотя бы на мгновение о том, что Господь Бог никогда не мог реально оставить ( в самом широком смысле этого слова) Своего во всем послушного Сына. Он всегда был с Ним при выполнении великого плана спасения. Лично к Господу Христу Сам Бог не мог испытывать ничего, кроме безграничной любви. Поистине, Единородный никогда не был так любим Отцом, как в час послушания, приведшего к смерти и смерти крестной! Но в этой ситуации мы должны смотреть на Бога как на Судью всей земли, а на Господа Христа - как на Поручителя завета и Жертву за грех. Великий Судья не может с улыбкой смотреть на Того, Кто занял место грешных людей. Грех ненавистен Богу. Даже если возлюбленный Сын понесет его, грех останется ненавистным, и тот, кто несет его, не может пребывать в радостном общении с Богом. В этом заключается ужас необходимости искупительной жертвы. Но любовь великого Отца к Своему Сыну никогда не прекращалась, никогда не могла уменьшиться. Ее проявление могло быть сдержано, но Сам источник иссякнуть не мог. Поэтому не удивляйтесь вопросу: "...для чего Ты Меня оставил?"

III. Уповая на помощь Святого Духа, я перехожу к ответу. "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Каков был результат Его страданий? Какова была их причина? Наш Спаситель мог бы Сам ответить на Свой вопрос. Если на мгновение Его человеческая сущность запуталась, то разум Бога четко представлял ответ, ибо позже Он сказал: "...совершилось". И, как я уже сказал, эти слова указывали на то дело, которое Он совершил в мучительном одиночестве. Почему же Бог оставил Своего Сына? Думаю, от очевидного ответа не уйти: Он занял наше место. В Самом Христе не было причин, по которым Отец мог бы оставить Его. Он был совершенен, Его жизнь не была запятнана ни одним грехом. А Бог ничего не делает без причины, и поэтому, раз в личности Христа не было причины, по которой Отец должен был оставить Сына, мы должны искать ее в другом месте. Я не знаю, как иначе можно ответить на этот вопрос. Я могу ответить только так и никак иначе.

Ибо муки что Он претерпел, были наши.

Наше горе Его терзало

Наша боль истязала пречистую душу Христа,

Нашу будущность отражая.

Мы думали, что Он наказуем был Небом,

Самим Всемогущим отвержен.

Но Он был изъязвлен за наши грехи

Отца под ударами жезла.

Он понес чужие грехи, и Отец отнесся к Нему как к грешнику, хотя Сам Он не был грешником и не мог им быть. Добровольно Он страдал за чужие грехи так, словно Сам их совершил. Наши грехи на Его плечах. Вот ответ на вопрос: "...для чего Ты Меня оставил?"

Мы видим также, что Его послушание было совершенным . Он пришел в этот мир, чтобы исполнить волю Отца, и повиновался Ему вплоть до последнего мгновения. Не бывает большего послушания, чем послушание Того, Кто, чувствуя Себя покинутым Богом на кресте, льнет к Нему с неугасимой преданностью, продолжая заявлять перед богохульствующей толпой о Своей надежде на Бога, Который поражает Его. Он произнес великие слова "Боже Мой, Боже Мой!", когда спрашивал: "...для чего Ты Меня оставил?" Можно ли быть более послушным? Я не могу себе этого представить. Даже воин, стоявший в карауле у ворот Помпеи и не покинувший свой пост, когда ему на голову посыпалась раскаленная зола, не проявил большей верности своему долгу, чем Тот, Который с твердой надеждой обратился к оставившему Его Богу.

Именно такие страдания нашего Господа были необходимы . Недостаточно было испытать телесную боль и пережить мучения души, Ему надлежало страдать именно так, как Он страдал. Он должен был пережить то, что Бог оставил Его, ибо одно из последствий греха ѕ отдаление от Бога. Разрыв с Богом - естественное и неизбежное наказание для того, кто восстает против Него. Что есть смерть? Какая смерть угрожала Адаму? "В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь". Что есть смерть? Может быть, исчезновение? Исчез ли Адам в тот день? Конечно, нет, он прожил много лет после этого. Но в день, в который он вкусил от запретного плода, он умер, потеряв связь с Богом. Отделение души от Бога есть духовная смерть, точно также отделение души от тела есть смерть физическая. Жертва за грех должна уничтожить разрыв, понеся наказание смертью. Существование без Бога и смерть Великой Жертвы показали всему вселенскому творению, что Бог не может общаться с грехом. И если Святой, Праведный, заняв место неправедных, был оставлен Богом, то какова участь настоящих грешников?! Грех всегда, во всех случаях, ведет к разрыву, разделяя даже Христа, понесшего чужой грех, с Богом.

Для такого страдания была еще одна причина: страдание за вмененные грехи было невозможно без того, чтобы Бог оставил заместительную Жертву Господа Бога. Пока Бог благосклонен к человеку, закон не может поднять на него руку. Но великий Судья не мог благосклонно смотреть на Того, Кто занял место грешных. Христос страдал не только из-за греха, но и за грех. Если Бог поддержит и ободрит Иисуса, значит, Иисус не будет страдать за грех. Судья не может вынести приговор, поддерживая того, кто заслужил наказание. Христос не мог нести наказание вместо нас непрерывно, как всегда, наслаждаясь общением с Отцом. Для жертвы, занявшей наше место, важно было оказаться в положении, когда возглас: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" - был истинен.

Возлюбленные, посмотрите, как чудесно наш Господь Бог исполнил Свой закон во Христе! Если бы для прославления Своего закона Он сказал: "Эти люди нарушили мой закон, поэтому погибнут", - закон был бы возвеличен. Но вместо этого Господь как будто говорит: "Вот Мой единородный Сын, одно со Мною. Он воплощается в сущность этих падших созданий, соглашается, чтобы Я возложил на Него их беззакония и наказал Его вместо того, чтобы наказывать их. Я так хочу". Когда Иисус кладет Свою голову под гильотину закона, добровольно соглашаясь быть оставленным Отцом, тогда мириады миров застывают, пораженные совершенной святостью и суровой справедливостью Законодателя. В бесконечной вселенной Бога, наверное, есть неисчислимое количество миров, и все они увидели в смерти Сына Божьего заявление Бога о том, что Он не может смотреть на грех сквозь пальцы. Даже если Его Сын предстанет перед Ним, неся на Себе грехи других людей, Бог отвернется от Него так, как Он бы отвернулся от настоящего грешника. В Боге ярче всего сияет необъятная любовь, но она не затмевает Его неумолимую справедливость, так же как справедливость не парализует Его любовь. Все качества Бога совершенны, и в Иисусе Христе каждое из них нашло свое отражение. Возлюбленные, это прекрасная тема! О, если бы мой язык был достоин говорить об этом! Но кто может проникнуть полностью в суть этой великой мысли?

Вновь и вновь задавая вопрос, почему Иисус был оставлен Отцом, мы приходим к выводу, что надлежало Вождя спасения нашего сделать совершенным через страдания . Наш Господь прошел по всем дорогам. Представьте себе, возлюбленные, что Господь Иисус не был оставлен Отцом ни на мгновение. Тогда бы Он не смог сочувствовать Своим ученикам, которые проходят через подобные испытания. Они обращаются к своему Учителю и спрашивают: "Ты когда-нибудь чувствовал эту густую тьму?" И тогда бы Господь ответил: "Нет. Так низко Я никогда не спускался". Что бы почувствовал христианин в такой момент?! Слуге Божьему было бы очень тяжело справиться с испытанием, через которое не проходил его Господин. Это была бы рана, для которой не существует мази, боль, против которой нет средства. Но Господь пережил все мыслимые и немыслимые страдания. "Во всякой скорби их Он не оставлял их [т.е. страдал вместе с ними]..." "...Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха". И этому мы радуемся всякий раз, когда нам тяжело. У нас под ногами в качестве опоры - глубочайшие переживания нашего оставленного Господа.

В заключение я хочу сказать следующее. Во-первых, те из нас, кто верит в Господа Иисуса Христа и надеется спастись только Им, давайте обопремся , обопремся всем своим весом на нашего Господа. Он выдержит тяжесть всех наших грехов и забот. Что касается моего греха, то я не слышу обвинений в нем, потому что их заглушает возглас Иисуса: "...для чего Ты Меня оставил?" Я знаю, что заслужил место на дне ада, но я не боюсь. Он никогда не покинет меня, потому что Он оставил Своего Сына вместо меня. Я не буду страдать из-за своего греха, потому что Иисус в полной мере страдал вместо меня, страдал до такой степени, что даже возгласил: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" За монолитной стеной заместительной жертвы грешник может чувствовать себя спокойно. "Неприступные скалы" защищают каждого верующего, и это дает нам покой. Скала укрывает меня в своих расщелинах, зло не приключится мне. У нас есть полное искупление, великая жертва, славное оправдание закона. Поэтому каждый из нас, уповающих на Господа, может быть спокоен.

Во-вторых, если когда-нибудь нам покажется, что Бог оставил нас, давайте будем поступать в такой ситуации так, как поступал наш Господь. Если Бог покинул вас, не закрывайте Библию, напротив, откройте ее, и найдите место, соответствующее вашему состоянию. Если Бог оставил вас или вам кажется, что это так, не прекращайте молиться, молитесь, как сделал ваш Господь, будьте еще усерднее в молитве. Если вы думаете, что Бог оставил вас, не прекращайте верить в Него, но, подобно вашему Господу, снова и снова восклицайте: "Боже Мой, Боже Мой!" Если у вас до этого был один якорь, то бросьте еще один и удвойте хватку своей веры. Если вы не можете назвать Яхве Отцом, как обычно называл Его Иисус, тогда называйте Его своим Богом. Пусть личные местоимения займут прочные позиции в молитве: "Боже Мой, Боже Мой". Пусть ничто не отвратит вас от вашей веры. Держитесь за Господа и в жизни, и в смерти. Что касается меня, то если я и буду потерян, то только у подножия креста. Если я не увижу благосклонного лица Бога, я все равно буду продолжать верить, что Он верен Своему Сыну, верен Своему завету, запечатленному клятвой и кровью. Верующий в Иисуса Христа имеет жизнь вечную - на этом я стою, как на скале. Есть только одни небесные врата, и если я не смогу ими войти, я буду обеими руками держаться за их косяки. Да что я такое говорю?! Я войду этими вратами, ибо эти врата всегда открыты для тех, кто принял Христа. Сам Иисус сказал: "Приходящего ко Мне не изгоню вон".

В-третьих, возненавидим грех, который принес столько страданий нашему Господу. Да будет проклят грех, распявший Господа Христа! Вы смеетесь над грехом? Вы пойдете и проведете вечер в театре, наблюдая за имитацией греха в спектакле? Вы держите грех за щекой, как сладкий леденец, а после этого в день Господень приходите в дом Божий и думаете поклониться Ему? Поклониться Ему! Поклониться Ему с грехом за пазухой! Поклониться Ему, сохраняя грех, ублажая свою плоть! О, дорогие слушатели, чтобы вы подумали обо мне, если бы мой брат был убит, а я любил бы нож, обагренный его кровью? Если бы я сделал убийцу своим другом и каждый день общался с тем преступником, который вонзил стилет в сердце моего брата? Я был бы соучастником убийства! Грех убил Христа. Станете ли вы другом убийцы? Грех пронзил сердце Воплотившегося Бога. Будете ли вы любить его? О, где эта пропасть, глубокая, как страдания Христа, в которую бы я мог бросить нож-грех и никогда не извлекать его на свет! Прочь, грех! Тебе не месте в душе, в которой царствует Иисус Христос! Прочь, ибо ты распял моего Господа и заставил Его возопить: "...для чего Ты Меня оставил?" О, мои слушатели, если бы вы только познали себя, познали любовь Христа, вы бы тут же дали обет больше никогда не потакать греху. Вы бы с негодованием смотрели на грех и говорили:

Любимый самый идол мой,

Каким бы ни был он,

Господь, я свергну, чтоб потом

Лишь Ты занял бы трон.

Пусть моя утренняя беседа приведет вас к этому, и я буду доволен. Да благословит вас Господь! Пусть Христос, страдавший за вас, благословит вас, и пусть из Его тьмы взойдет ваш свет! Аминь.

Утро, 2 марта 1890 г.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.