08.01.2014

Чарльз Сперджен

12 проповедей о крестных возгласах

Скачать в других форматах:

5. Три часа тьмы.

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. Евангелие от Матфея 27:45.

С утра и до полудня солнце светило, как обычно. У врагов Господа было достаточно времени полюбоваться Его страданиями и посмеяться над Ним. Он был пригвожден ко кресту, Он был распят при свете дня. Мы абсолютно уверены, что Иисус из Назарета был распят на кресте, потому что это видели и Его друзья, и Его враги: три долгих часа иудеи смотрели на Него, висящего на кресте. Я благодарен Богу за эти три часа света, ибо без них враги нашей веры могли бы поставить под сомнение бесспорный факт, что благословенный Господь был в теле прибит ко древу. Где бы мы искали очевидцев этого страшного зрелища , если бы солнце было скрыто с утра до вечера? Мы видим, как мудро поступил Бог: солнце лишило людей света не раньше, чем они смогли убедиться в том, что Иисус распят.

Не забывайте, что чудо появления тьмы среди дня было совершено нашим Господом, когда Он был очень слаб. Он успокаивал море, воскрешал мертвых, исцелял больных, а теперь Сам был в лихорадке и страдал от жажды. Он стоял у смертной черты, и все же у Него было достаточно сил сделать так, чтобы померкло солнце. Он по-прежнему истинный Бог от истинного Бога.

Если Он был способен сделать это в слабости, чего же Он не может совершить в силе? Обратите также внимание на то, что Ему было непривычно совершать чудо такого рода. Обычно Он совершал добрые дела, а значит, светлые дела. Когда же Он творит тьму и совершает суд, Он берется, как говорится, за "чужое дело". Он не часто совершал чудеса, приводившие людей в ужас. Лишь изредка повелевал солнцу зайти в полдень и покрыть землю тьмою в ясный день (Ам. 8:9). Если Господь, умирая, мог по своей воле сотворить тьму, какую же славу мы можем надеяться увидеть теперь, когда Он живет, чтобы вечно быть светом в граде Божьем? Агнец есть свет. Да еще какой свет! Если небеса запечатлели силу умирающего Господа и погасли, то не будут ли новое небо и новое земля свидетельством о силе воскресшего Господа? Тьма вокруг умирающего Христа - одеяние Всемогущего. Он был мертв и ожил, и всю Свою силу направляет на благословение Своих избранных.

Каким знамением должна была стать полуденная полночь для беспечных сынов человеческих! Они не знали, что среди них есть Сын Божий, что Он совершает искупление людей. Величайший день в истории человечества мог пройти незамеченным, но неожиданно пришла ночь и завладела светом. Каждый спрашивал своего ближнего: "Что означает эта тьма?" Работа замерла: плуг остановился посредине поля, зарывшись в борозду, топор завис в воздухе, не ударив по дереву. В самый разгар рабочего дня люди должны были прервать свои дела. Не только Голгофа, но все кругом, все долины и холмы были покрыты мраком. Передвигаться можно было только на ощупь. Господин приказал слугам зажечь в доме свет в полдень, и они в страхе выполнили необычное поручение. Зажглись другие огни, Иерусалим стал ночным городом, вот только люди не спали. Как они были удивлены! Вокруг великого смертного одра образовалась почтительная тишина. Нет сомнений, что люди были охвачены ужасом, некоторые увидели в совершившемся предвестие будущих катастроф. Стоявшие у креста и посмевшие оскорблять Иисуса были буквально парализованы страхом. Они прекратили свои насмешки и издевательства. Худшие из них присмирели, хотя ничего и не поняли, лучшие же "возвращались, бия себя в грудь". Многие попробовали спрятаться в потаенных комнатах, испугавшись приближающегося суда. Неудивительно, что существует предание о странных словах, которые были произнесены в это время. Отголоски прошлого могут оказаться недостоверными, ученые спорят об этом, тратя время попусту. И все же мы вполне можем себе представить, что кто-то действительно сказал: "То ли Бог страдает, то ли мир гибнет". Я слышал также легенду о египетском кормчем, который плыл вниз по реке вдоль тростниковых зарослей и в шелесте тростника услышал шепот: "Великий Бог". Великий Бог природы умирал, это не могло произойти незамеченным.

Тьма покрыла всю землю, как мы узнаем из Евангелия от Луки. Ту часть земного шара, которую естественным образом покрыла ночь, это чудо не коснулось. Но для всех людей, которые бодрствовали и занимались своим делом, тьма стала знамением великого и торжественного события. Ничего подобного люди до этого не переживали, они были изумлены, ибо когда солнце должно было светить ярче всего, его сияние померкло на долгих три часа.

Тьма должна нас научить многому, ибо когда мы подходим вплотную ко кресту, который является центром истории, каждое событие, сопровождавшее смерть Христа, приобретает огромное значение. Из этой тьмы для нас должен засиять свет. Мне нравится ощущать торжественность этих трех часов смертной тени и размышлять о них в присутствии лишь одного святого Мученика, вокруг Которого и сгустилась эта тьма. С помощью Святого Духа я собираюсь рассмотреть это событие с четырех сторон. Во-первых, давайте преклонимся перед чудом, которое изумляет нас, во-вторых, давайте посмотрим на эту тьму как на что-то, скрывающую завесу, в-третьих, убедимся, что тьма является назидательным символом , в-четвертых, мы увидим, что в этой тьме проявилось сочувствие к нам, ибо тьма по своему пророческому характеру делает нам серьезное предупреждение .

I. Итак, первое, давайте преклонимся перед чудом, которое изумляет нас.

Утверждение, что тьма не была противоестественна, вызывает удивление. От начала мира не было такого, чтобы среди белого дня земля покрывалась мраком. Это противоречит законам природы. Некоторые люди отрицают чудеса, и если они вместе с чудесами отрицают Бога, я не буду уделять им сейчас внимания. Но непонятно, каким образом люди, утверждающие, что они верят в Бога, могут подвергать сомнению возможность чудес. Если мы принимаем существование Бога, мы должны ожидать, что чудеса будут время от времени напоминать нам о всемогуществе и независимости Бога. Он может установить какие-то правила в отношении Своих действий и мудро следовать им. Но, несомненно, он оставил за Собой право отступать от собственных установлений, по которым живет природа, а иначе Он бы лишился какой-то меры Своей божественности и обожествил бы законы природы, поставив их выше Себя. Едва бы слава Божия выросла в наших глазах, если бы мы узнали, что Он навечно подчинил Себя каким-то законам и всегда действует в соответствии с ними (Речь, конечно, идет о физических, а не нравственных законах, ибо последние неизменяемы и нерушимы, так как отражают саму сущность Бога.). Поскольку независимость, самодостаточность и свобода Бога лежат в основе нашего представления о Нем, мы даже можем ожидать, что Он будет отступать от образа действий, который чаще всего реализуется в Его отношении к творению. Это подводит нас к истине о том, что чудеса являются доказательством божественности. Творение и провидение - самые лучшие, с моей точки зрения, доказательства существования Бога, которые обычные люди, по тем или иным причинам, скорее усматривают в чудесах. Мы должны ожидать чудес от Бога. Хотя Бог установил закон смены дня и ночи, в этой ситуации не без достаточных оснований Он поместил три часа ночи посреди дня. Давайте задумаемся о причинах. Необычное событие в природе указывает на то необычное, что происходило в жизни Господина природы. Чудо затмения хорошо соответствовало более великому чуду, происходившему на кресте, где умирал Христос. Разве Сам Господь не отступил от обычного хода жизни? Не совершал ли Он в тот момент то, что никогда не происходило в прошлом и никогда не повторится в будущем? Смерть человека так же обычна, как и неизбежна. Мы не застываем в изумлении при звуке похоронного марша: мы привыкли к похоронам. Мы не удивляемся, когда умирают люди нашего возраста, потому что смерть окружает нас со всех сторон. Но смерть Сына Божьего - нежданная трагедия, она не только поднимается над естественными законами, но и противоречит им. Равный Богу унижается до того, что позволяет пригвоздить Себя ко кресту, и умирает на нем. Я не знаю ничего, что могло бы еще больше противоречить естественным законам и ожиданиям. Солнце померкло в полдень, чтобы подчеркнуть необычность смерти Христа. Разве не так? Более того, это не просто противоречит законам природы, но в принципе кажется невозможным. Затмение солнца невозможно во время полной луны, потому что луна находится в таком положении по отношению к земле и солнцу, что она не может стать между ними. А пасха праздновалась именно в день полнолуния, поэтому в то время солнечное затмение было просто невозможно. Это трехчасовое затмение не было астрономическим затмением в обычном смысле слова, тьма была вызвана другими причинами. Но для тех, кто оказался во тьме, все выглядело так, словно наступило солнечное затмение - абсолютно невозможное событие. О братья! Когда мы имеем дело с человеком и его грехопадением, грехом и Богом, Христом и искуплением, мы соприкасаемся с невозможным. Мы оказываемся в стране чудес, где необычное и невозможное являются нормами жизни. Самое возвышенное становится самым привычным, когда мы оказываемся во владениях вечной любви. Мы оставляем позади твердую землю вероятного и возможного и ступаем на зыбкую поверхность моря, где наблюдаем за великими и чудными делами Господа в пучине. Мы сторонимся невозможного в каких-то других сферах жизни, но крест объят божественностью, и мы признаем, что "все возможно Богу". Итак, мы видим в смерти Христа возможность невозможного. Посмотрите, как может умереть Сын Божий. Мы иногда замираем, когда читаем в гимне о том, что Бог может страдать и умереть. Нам кажется, что поэты слишком много себе позволяют. И все же мы должны удержаться от чрезмерной критики, потому что само Писание говорит об этом. В Деяниях 20:28 мы читаем невероятные слова о том, что Бог приобрел Церковь "кровью Своею". Кровь Бога! О нет, я не буду поправлять выражения Святого Духа, и поэтому я смело повторяю слова гимна, который мы только что пропели:

На долгий вечности миг

Солнце скрыло свой лик,

Бог умер за грех.

Творец - не человек.

Я не осмелюсь объяснять возможность смерти воплощенного Бога. Мне достаточно верить в это.

Как грех мог быть возложен на Святого? Этого я тоже не знаю. Мудрый человек заявил, что вменить или не вменить грех невозможно. Но, тем не менее, мы верим в это после знакомства с крестом. То, что люди называют абсурдом, является для нас фундаментом веры. Учение о кресте для погибающих есть безумие. Мы знаем, что наш Господь был безгрешен, и все же Собой Он вознес наши грехи на древо. Мы не знаем, как Сыну Божьему было позволено страдать за чужие грехи. Мы поражаемся тому, что справедливость допустила, чтобы совершенный святой был оставлен Богом и был вынужден взывать: "Элои! Элои! ламма савахфани?" Но так было. Верховная справедливость определила этому быть. И мы радуемся этому. Как солнце померкло, когда оно не должно было померкнуть, так и Иисус Христос мучительной смертью совершил для нас то, что с точки зрения здравого смысла кажется абсолютно невозможным. Но наша вера чувствует себя уютно там, где пути Господа выглядят совершенней наших путей настолько, насколько небо совершеннее земли.

Если говорить о самом чуде, необходимо отметить, что затмение солнца тогда превосходило естественное затмение. Оно длилось дольше обычного затмения и началось не так, как всегда. По словам Луки, земля сначала была покрыта тьмой, а затем померкло солнце: тьма исходила не от солнца, а наоборот, поглотила его. Событие было уникальным и сверхъестественным. Так вот, среди всех скорбей нет подобной той, которую пережил Иисус, никакое горе не может сравниться с горем Господа, ставшего заместительной жертвой. Чем сильнее свет, тем гуще создаваемая им тень, так и несравненная любовь Христа стоила Ему смерти, которую не испытает ни один человек. Другие люди умирают, но этот Человек "был послушен до смерти". Кто-то пьет смертоносный напиток, но никто не выпивал всю горечь до дна, а Он "вкусил смерть". "...Предал душу Свою на смерть..." Все Его существо затмилось сверхъестественной смертной тенью. Природная тьма, окружавшая Его словно саваном, окутала Его уникальную смерть. И теперь, когда мы размышляем о тьме, то понимаем, что она появилась как раз вовремя и была очень уместна. Если бы мы, описывая историю смерти Господа, не упомянули о мраке, покрывшем землю, мы бы упустили очень важное событие. Тьма была естествен ной обстановкой великого искупления. Перечитайте всю историю от начала до конца, и вы убедитесь, что появление тьмы очень естественно. В тот момент, когда вы понимаете, что на кресте - Сын Божий, вы перестаете удивляться, что завеса в храме разодралась, у вас не вызывает недоумения землетрясение или воскресение мертвых. Все это - естественные спутники страданий Господа, как, впрочем, и тьма. Они заняли свое место в истории, предназначенное именно для них.

Задумайтесь вот еще о чем. Не кажется ли вам, что смерть, облаченная во мрак, естественным образом была частью чего-то целого? Мы уже пришли к мысли о том, что смерть Христа Божьего является существенной частью человеческой истории. Она неотделима от летописи дней людских. Начните с грехопадения, опишите потерянный рай, но ваша летопись будет незавершенной без истории о более великом Человеке, Который искупил нас и Своей смертью вернул нам рай. Отличительной чертой любого истинного чуда является тот факт, что хотя оно не перестает вызывать удивление, однако не кажется противоестественным: оно удивительно, но не уродливо. Чудеса Христа хорошо вписываются в общую канву человеческой истории: мы ведь не можем себе представить, чтобы Господь был на земле, а Лазарь не был воскрешен на радость Марфе и Марии. Мы не можем допустить мысли, что Христос мог не прийти по воде к ученикам, которые на середине озера боролись со штормом, чтобы помочь им. Каждое чудо естественным образом возникает из создавшихся обстоятельств. Поддельные чудеса Рима всегда уродливы и не сочетаются с тем, что их окружает. Подумать только: голова святого Винифреда выплыла из колодца, чтобы, сидя на колодезной стене, поговорить с крестьянином, который как раз собирался зачерпнуть воды! И мне не важно, правда это или нет, потому что история не меняется от этого ни на йоту и даже не станет интересней. Эта приписка к летописи наших дней не имеет с ней ничего общего. Но чудеса Иисуса, в том числе и окружившая Его тьма, важны для человечества. Вся история человечества построена вокруг креста, который является не запоздалой догадкой Бога или вынужденным подчинением обстоятельствам, а предопределенным способом откровения любви Бога грешным людям.

Из-за ограниченных возможностей речи, я не могу сказать ничего больше, хотя хотел бы еще многое добавить. Остановитесь, успокойтесь, позвольте густой тьме окутать вас, пока крест не пропадет из вида, и вы будете знать только одно: недоступный человеческому взору Господь совершил великое искупление для Своего народа. В тишине Он совершил чудо терпения и любви, благодаря чему воссиял свет для сидящих во тьме и в долине тени смертной.

II. Второе, давайте посмотрим на тьму как завесу, которая что-то скрывает.

Христос пригвожден к кресту. Я вижу это проклятое древо. Я вижу разбойников справа и слева от Него. Осматриваюсь вокруг и со скорбью взираю на пеструю толпу жителей Иерусалима, священников, книжников, путешественников из дальних стран, римских воинов. Все смотрят, и большинство присутствующих устремляют на Него взгляд, исполненный жестокого презрения. Страшное зрелище... Посмотрите на обычных псов и на знатных тельцов васанских - все объединились в насмешках над Кротким и Смиренным. Я должен признаться, что не могу читать историю о смерти Господа без внутренних мук, зная, что такое распятие. Только бесы могли подсказать людям такой ужасный способ казни. Я не буду мучить вас, описывая ее. Я знаю, что многие не могут слышать об этом без слез и последующих бессонных ночей.

Физические страдания на Голгофе были отягчены позором. Насмешки, остроты, издевательства - человеческий язык способен причинить немалую боль. Я понимаю французского короля, который сказал: "Если бы я был там со своей стражей, я бы стер с лица земли этих подлых людей". Зрелище было жутким: Мученик и так испытывал невыносимые страдания, а дикая толпа хотела сделать Ему еще больней своими жестокими криками. Да будет благословен Бог за то, что во время этого кошмара опустилась тьма, которая остановила безумных людей. Иисус должен умереть, Его боль нельзя облегчить и от смерти нельзя избавить, но и насмешники должны умолкнуть. И лучшим средством оказалась тьма, опустившаяся на насмешников.

Я вижу в этой тьме завесу, накрывшую врагов Христа. Вы когда-нибудь задумывались об этом? Словно Сам Бог сказал: "Я не могу вынести этого. Я не могу смотреть на эту людскую низость! Опустись, завеса!" И тьма покрыла землю.

Да будет благословен Бог за то, что крест может укрыть нас. Он предоставляет грешным людям убежище от всевидящего ока, поэтому справедливость не видит их, и ее карающий меч проходит мимо. Когда Бог возносит Своего Сына на всеобщее обозрение, Он тем самым скрывает грехи людей. Даже величайшие их грехи Он бросает за хребет, чтобы больше никогда не увидеть их. Сердце вечного Бога не могло не опечалиться при виде жестокого обращения с Тем, кто ходил по земле, творя добро и исцеляя болезни. Ужасно было видеть, как учителя народа отвергли Его и смеялись над Ним, как дети Авраама, для которых пришел Мессия, оттолкнули своего Избавителя как что-то ненавистное им. И потому я благодарен Богу за то, что Он повелел тьме покрыть землю и остановить страшный спектакль. Я хочу сказать всем, находящимся здесь: благодарите Бога за то, что Христос спрятал ваши грехи надежнее, чем тьма спрятала землю. Благодари те Бога за то, что Он смотрит на вас в Иисусе Христе, и очи справедливого судьи, непременно наказывающего всякий грех, не видят вас. Если бы не Христос, Кого вы и в смерти презирали, вы бы уже давно пожали в собственной смерти плоды своих грехов. Но ради Христа вам позволено жить так, словно Бог не видит, как вы живете. Божье долготерпение дано вам, чтобы вы пришли к покаянию. Неужели вы не покаетесь?

Эта тьма также была священной завесой, которая скрывала личность нашего Господа. Ангелы, образно говоря, разбили шатер из тяжелых туч, в котором их Господь мог укрыться в час скорби. Смотреть на смерть Беспорочного нечестивым очам не дано. Ведь враги раздели Его донага и делили Его одежды. Поэтому неудивительно, что Бог нашел другую одежду для Его святого тела. Диким глазам не дано было смотреть на изуродованное после мучительных пыток тело. Кто мог позволить им смотреть на Сына Человеческого, сокрушенного железным жезлом Божьего гнева за наши грехи? Бог укрыл Его, чтобы никто не видел, что с Ним происходило, когда на Него был возложен грех. Я от всего сердца благословляю Бога за то, что Он скрыл Иисуса от наших очей, которые не достойны смотреть на Солнце, тем более на Солнце Праведности.

Эта тьма - предупреждение нам, даже самым благочестивым. Тьма говорит нам о том, что крестные страдания - великая тайна, в которую мы не смеем проникать. Я всегда объяснял смерть Христа как заместительную жертву, потому что если Писание четко говорит об этом, то и я могу открыто проповедовать об этом. Но у меня складывается впечатление, что идея заместительной жертвы не раскрывает всей сути креста, что человеческому разуму недоступно окончательное постижение священной тайны. Искупление было совершено во тьме, потому что весь смысл самого искупления и его плодов не может открыться ограниченному разуму. Если вы скажете, что смерть Христа была величайшим примером самопожертвования, я соглашусь с вами, но ведь это не все. Если вы скажете, что это было замечательное подчинение воле Бога, я соглашусь с вами, но ведь и это не все. Если вы скажете, что на кресте Он понес то, что должны были понести миллиарды грешников в качестве наказания за их грехи, я соглашусь с этим, ибо в этом заключается моя главная надежда. Но только не надо говорить, что этим ограничивается значение креста. Как бы ни были велики перечисленные истины, в смерти нашего Искупителя заключено значительно больше. Только Бог знает любовь Бога, только Христос знает в полной мере, что произошло на кресте, когда Он склонил Свою голову и испустил дух. Есть тайны природы, в которые мы не смеем вникать, тем более мы должны снять обувь перед тайной Бога, ибо земля, называемая Голгофой, свята. Бог укрыл крест тьмой, во тьме сокрыта большая часть его значения, однако не потому, что Бог не желает открыть тайну креста нам, а потому, что мы не способны ее воспринять. Бог явился во плоти, и в этой плоти Он вознес наш грех на крест. Это мы знаем, но это - "великая благочестия тайна".

Тьма также говорит о том, что силы зла всегда будут пытаться скрыть истину о кресте. Проповедуя крест, мы ведем войну с темными силами. "Но теперь ваше время и власть тьмы", - сказал Христос перед распятием, и я уверен, что в это время силы ада особенно яростно набрасывались на дух нашего Господа. Мы также знаем, что если князь тьмы где-то являет много силы, значит, в том месте превозносится крест Христа. Затмить крест - вот цель врага наших душ. Замечали ли вы это? Люди, ненавидящие Евангелие, сквозь пальцы смотрят на другие учения, но как только проповедуются искупление и истины, следующие из него, они тут же поднимают свой голос. Ничто так не раздражает сатану, как крест. Современное богословие ставит своей целью исказить истину об искуплении. Они баламутят воду жизни. Грех для них перестает быть чем-то страшным и ужасным, и соответственно наказание за грех, с их точки зрения, может быть только временным. Они ни во что ставят лекарство, приуменьшая опасность болезни. И, коль известны их коварные умыслы, существует опасность того, что черные тучи заволокут крест так, что грешники совсем потеряют его из виду. Но мы также должны помнить, что на кресте тьма найдет свою смерть. Из тьмы воссияет свет, вечный свет бессмертного Сына Божьего, который воскрес из мертвых и живет, чтобы рассеять злую тьму.

III. Теперь поговорим о тьме как о назидательном символе.

Тьма опустилась на землю и что-то скрыла, и в то же время, она стала символом, который что-то открыл. Нам словно сказано: "Не пытайтесь исследовать то, что она скрыла, пусть сама тьма-завеса вас учит". Тьма учит нас тому, какие страдания перенес Иисус - хотя мы их не видим, тьма подсказывает, какими они были.

Тьма есть символ гнева Божьего, который излился на тех, кто убивал Его единородного Сына. Бог был в ярости и поэтому лишил людей солнечного света. И нет ничего удивительного в ярости Бога, ведь грех убивал Его Сына. Виноградари сказали свое слово: "Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его". Гнев излился на все человечество, потому что по сути все люди были виновны в смерти Иисуса. Гнев поверг людей во мрак: они ослепли, пришли в смятение. Они более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их злы. Оказавшись во тьме, они не раскаялись, а продолжали упорствовать в отвержении Сына Божьего. В этой тьме Бог не может смотреть на них равнодушно, Он видит их как детей тьмы и наследников гнева, для которых сбережен мрак вечной тьмы.

Этот символ также говорит нам о страданиях Иисуса Христа. Тьма вне Его была отражением тьмы, которая была внутри Его. В Гефсимании дух Господа погрузился во тьму. Он Сам сказал, что Его "душа скорбит смертельно". Его радостью было общение с Богом, и этой радости Он лишился, Он оказался во тьме. Пока Он видел лицо Отца, в Его жизни был день, но когда Отец отвернулся от Него, наступила ночь. Братья, я согрешу против этой завесы, если скажу, что могу описать все муки, которые испытывал Спаситель - о них я могу говорить только в той мере, в какой я стал соучастником Его страданий. Приходилось ли вам ощущать ужас греха своего и других людей? Видели ли вы грех в свете Божьей любви? Сгущалась ли подобная тьма над вашей совестью? Наползало ли на вас подобно сумеркам ощущение гнева Божьего? Окутывала ли вас тьма со всех сторон и изнутри? Приходилось ли чувствовать, что вы пленник своей ничтожности и бессилия, что вы лишены помощи и поддержки Бога? Бывало так, что вам не удавалось найти помощи и утешения даже у Бога? Вы лишались когда-нибудь всякой надежды и мира? Во всех этих ситуациях вам удалось сделать глоток из того моря, моря тьмы, в которое был брошен наш Господь. Если, подобно Аврааму, вы испытали ужас великой тьмы, покрывшей вас, тогда вы вкусили часть тех страданий, которые претерпел наш Господь, когда Отцу было угодно заставить Его страдать. Эта тьма довела Его до кровавого пота в Гефсиманском саду. Эта тьма заставила Его прокричать со креста: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" Не терновый венок, не бичевание, не крест заставили Его кричать, а тьма, страшная тьма жизни без Бога, которая обволокла Его разум и довела до грани, за которой начинается безумие. Он был лишен всего, что могло утешить Его, и был открыт всему, что могло сделать Его страдания еще тяжелей. "Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?" Дух нашего Спасителя был поражен, поэтому Он произнес: "Сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей". Он был лишен всех физических и духовных утешений, Его горе было безмерно. Тьма, покрывшая Голгофу, не открыла звездное небо, как это происходит обычной ночью, наоборот, она поглотила весь небесный свет. Его сильный вопль и слезы говорили о бездонной скорби Его души. Он понес все, что мог понести Его разум, неразрывно связанный с божественной природой. Он пережил ад, более того, Он пережил десять тысяч адов для удовлетворения закона. Наш Господь понес наказание больше, чем справедливость требовала для возмездия целому миру, осужденному на гибель. Что я еще могу добавить после этих слов? Я могу сказать лишь одно, что тьма оставленности Богом была таким горем для Христа, что словами описать это невозможно.

Тьма помогает нам понять, с чем сражался Иисус, ибо мы не должны забывать, что крест был полем боя, с которого Он ушел победителем. Он сражался с тьмой, с силами тьмы, чьим вождем был сатана, с тьмой человеческого невежества, испорченности и лживости. Битва, достигшая кульминации на Голгофе, не прекращалась до этого часа. Сражение достигло апогея, ибо вожди двух армий вступили в единоборство. Нынешняя битва, в которой мы с вами принимаем участие, - ничто по сравнению с тем, что происходило на кресте, когда все силы тьмы сомкнутыми рядами шли против всемогущего Сына Божьего. Он выдержал их натиск, отбил все их злобные атаки и победил, пленив плен. Своей божественной силой Он вновь обратил ночь в день и вернул миру свет. Да будет слава царству света и не будет ему конца! Вступайте в бой, воины тьмы, если осмелитесь! Крест победил вас, и крест будет побеждать вас. Аллилуйя! Крест - это знамя победы, его свет - это смерть тьмы. Крест - это маяк для носимого стихией человечества, который приведет его в тихую гавань; это светильник над порогом Отчего дома, который укажет блудным сыновьям путь домой. И пусть вас не пугает тьма, окружающая вас по дороге домой, потому что Иисус есть Свет, Который победил тьму.

Тьма не отступила, пока наш Господь не нарушил молчание. Тишина и мрак становились все более невыносимыми, но, наконец, Он заговорил, и Его язык воспел псалом. Это был двадцать первый псалом: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?" С каждым "Элои" заря становилась все ярче. В тот момент, когда Он дошел до слов: "...для чего Ты Меня оставил", люди опять смогли видеть, и некоторые даже попробовали неправильно объяснить Его слова, от ужаса плохо понимая то, что услышали. Они сказали: "...Илию зовет Он". Возможно, это была еще одна насмешка, но мне так не кажется. В любом случае, особой радости не прозвучало ни в вопросе, ни в ответе. Однако стало достаточно светло, чтобы они могли смочить губку в уксусе и дать Иисусу пить. Братья, свет не проникнет ни в одно человеческое сердце до тех пор, пока Иисус не начнет говорить. И свет не станет ярче, пока не будут сказаны слова: "...для чего Ты Меня оставил?" Его скорбный голос должен положить конец нашим скорбям, Его крик из темноты должен развеять мрак нашей жизни, после чего начнется новое утро для нашей души. Вы видите, как много поучительного в этой истории. Я надеюсь, что Господь может благословить мои слова и поможет вам понять, что эта тьма многому нас учит. Если Господь благословит ваши размышления, то эта тьма станет для вас светом.

IV. Я перехожу к заключительной мысли о сочувственном пророчестве . Вы видите сочувствие природы по отношению к ее Господу? Сочувствие небесного солнца к Солнцу праведности? Невозможно, чтобы Творец находился во тьме, а творение в это время наслаждалось светом.

Первое проявление сочувствия я вижу в том, что любой свет меркнет, когда не сияет Христос. Вокруг тьма, если Он не сияет. Что есть церковь, если в ней нет Христа? Солнце не могло бы дать нам света, если бы не было Христа. Семь золотых светильников немедленно гаснут, если Он перестает ходить между ними и подливать в них священное масло. Братья, вы быстро устаете, ваш дух унывает, руки опускаются, если с вами нет Христа. Если мы не проповедуем Христа открыто, если Он не пребывает с нами Своим Духом, то мы начинаем погружаться во тьму. Отодвиньте крест на задний план, и все другие учения станут непонятными. Вы говорите: "Мы будем ясно и просто объяснять все остальные учения, но скроем учение об искуплении, потому что многие находят в нем недостатки". Нет, друзья, если эту свечу вы поставите под сосуд, вы лишите света весь дом. Все богословие связано с крестом, оттеняется и уточняется им. Ваше благочестивое служение, ваши книги, ваши богослужения так или иначе связаны с крестом. Если крест окажется в тени, то тень упадет на весь ваш труд.

Какую бы теорию вы ни сотворили, в ней не будет ни одной искры света, если в ней не будет креста. Тщетны ваши домыслы, они не оправдают себя. Весь наш труд, все наши подвиги окажутся суетой, пока труд и подвиг Христа не станут нашей главной и единственной надеждой. Если в этом отношении вы находитесь во тьме, то другого источника света нет, и вас окружает настоящий мрак!

Посмотрите, как все творение зависит от Христа. Об этом свидетельствует тьма, в которую погрузилась земля в Его отсутствие. Не могло такого быть, чтобы умер Тот, Кто сотворил весь мир, а Его смерть не отразилась на всем творении. Если Он переживает тьму, то весь мир должен в нее погрузиться. Солнце Праведности истекает кровью, но за Ним грядет небесное светило. Я верю, друзья мои, что связь между Христом и природой намного более тесная, чем мы можем себе представить. Все творение стенает и мучается доныне, поэтому Христос в лице Церкви продолжает мучиться. Христос в Своем мистическом теле продолжает страдать, поэтому все творение должно ждать откровения Сына Божьего. Мы ждем возвращения нашего Господа с небес, и все холмы и долины, все горы и моря ожидают Его пришествия вместе с Церковью. Не удивляйтесь, что в разных местах происходят землетрясения, вулканы извергают раскаленную магму, моря бушуют и эпидемии охватывают целые города. Не удивляйтесь, когда слышите об устрашающих знамениях, ибо все это должно быть прежде, чем наступит конец. Пока Пастырь не превратит Свой посох в скипетр, пока не воссядет на престоле вечного царства, наша бедная земля будет кровоточить множеством ран. Пока не кончатся дни промедления, должно быть место для тьмы. Те из вас, кто ожидает безмятежной и мирной жизни до прихода Христа, надеются, сами не зная на что. Если вы думаете, что мудрая политика установит мир и порядок, что распространение рыночной экономики позволит народам спокойно вздохнуть, значит, вы ищете живого среди мертвых. Пока не пришел Господь, звучат слова: "Низложу, низложу, низложу". Все должно быть низложено, не только в других странах, но и в нашей тоже. Все, что может быть потрясено, будет потрясено, и пребудут только Его непоколебимые престол и истина. Сейчас время сражения Господа с силами тьмы, и мы еще не можем надеяться жить при незамутненном свете.

Дорогие друзья, грех, который окружил тьмой Христа и привел Его к смерти во мраке, затмевает весь мир. Грех, затмивший Христа и заставивший Его умереть на кресте во мраке, затмевает всех, кто не верует во Христа. И вы будете жить во тьме и умрете во тьме, пока не обратитесь к Тому, Кто является светом этого мира и Кто один может дать вам свет. Для человека не существует иного света, кроме Христа. И пока вы не уверуете в Него, густой мрак ослепляет вас, и однажды вы споткнетесь в последний раз в жизни и погибнете навечно. Я бы хотел, чтобы всем это было совершенно ясно.

Другой практический урок заключается в следующем: если сейчас мы находимся во тьме, если наш дух погрузился в глубины уныния, то не отчаивайтесь, ибо сам Господь Иисус Христос побывал во тьме. Если вы оказались в жалком положении из-за греха, не отчаивайтесь, не переставай те надеяться, ибо возлюбленный Отцом пережил еще более ужасную тьму. О, верующая душа, если ты во тьме, это значит, что ты близка к погребу, где хранится изысканное вино. Ты оказалась в одном шатре с Господом и можешь побеседовать с Ним. Христа вы не найдете в безвкусных беседках гордости или в грязном логовище нечестия, вы не найдете Его там, где скрипка, танец и река спиртного горячат людские страсти. Вы встретитесь с Мужем скорбей в Доме печали. Он не там, где танцует Иродиада, не там, где в пышности появляется Вереника, а там, где женщина с сокрушенным сердцем шепчет молитву. Христос никогда не покидает темное место, в котором сидит раскаивающаяся грешница и рыдает о своих грехах.

Если на вас набежала туча, ищите рядом своего Господа, и вы найдете Его. Остановитесь в своей черной тоске и скажите: "О Боже мой, проповедник говорит, что Твой крест тоже стоял во тьме, о Иисус, услышь меня!" Он откликнется, Господь прольет на вас свет. "Я знаю скорби его", - говорит Бог. Он не сторонится тех, чье сердце разбито. Ведь и Христос страдал за грех. Доверьтесь Ему, и Он даст вам Свой свет. Доверьтесь Ему, и Он выведет вас из угрюмой пустыни в землю покоя. Да поможет вам Бог! В прошлый понедельник я был безмерно обрадован, получив письмо от брата, который обрел жизнь, свет и свободу благодаря утренней воскресной проповеди. Для меня нет большей радости, чем быть полезным для ваших душ. О, как бы я хотел услышать вести от новообращенных! Если бы какая-нибудь душа заметила свет свечи в моем окне, выбралась из дремучего леса и вернулась домой! Если вы нашли моего Господа, я призываю вас не покидать Его, держаться за Него, пока не наступит рассвет и не отступят ночные тени. Да поможет вам в этом Господь, во имя Христа! Аминь.

Утро, 18 апреля 1886 г.

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.