Чарльз Сперджен
12 проповедей о крестных возгласах
10. Последние слова Христа со креста.
Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух. Евангелие от Луки 23:46
В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины. Псалом 30:6
И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. Деяния 7:59
Сегодня утром, дорогие друзья, я говорил о первых словах Иисуса, записанных в Евангелии, сказанных Своей матери и Иосифу: "...зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (Лук. 2:49). Сейчас с помощью Святого Духа мы обратимся к последним словам Господа, произнесенным перед самой смертью. Кроме того, мы рассмотрим два других отрывка, в которых употребляются похожие выражения.
Многие полагают, что за словами: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой", - следовало слово: "...совершилось!", которое, по их мнению, было последним словом, сказанным Христом перед смертью. Даже если это не так, восклицания Христа должны были быстро следовать одно за другим. И если мы прочитаем их, поставив рядом, то увидим, что они похожи на те слова Христа, о которых мы говорили утром. "Или вы не знали, что Мне должно быть занятым делом Отца Моего?" (Именно так звучит английский перевод Лук. 2:49, использовавшийся в то время.) Так говорил Христос в двенадцать лет. "...Совершилось!" - произносит Он перед смертью. Дело, которым Он занимался всю жизнь, было завершено, и теперь, когда Он стоял у порога смерти, ничего не осталось недоделанным, и Он мог сказать Своему Отцу: "Я совершил дело, которое Ты дал Мне исполнить". Посмотрите, как близок по содержанию крестный возглас Христа: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой", - другому варианту перевода слов Иисуса-мальчика: "...или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Христос предает Свой дух в руки Отца, потому что всегда стремился быть с Ним в Его доме. И теперь, в священном доверии, Он отдает Свой дух в руки Отца, чтобы отойти к Нему, пребывать в Его доме и никогда не покидать его.
Христос прожил цельную жизнь. Он все время был одним и тем же, и к концу жизни не изменился. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же". Все Его слова и дела удивительно похожи. Нет необходимости подписывать Его высказывания именем "Иисус", как приходится делать с высказываниями людей, потому что невозможно ошибиться в том, сказал Он те или иные слова или нет.
Если мы читаем о каком-нибудь деле Христа, то даже верующий ребенок может разобраться, правдивая это история или нет. Неканонические евангелия не смогли нанести большого вреда церкви, потому что никто из тех, кто обладал хотя бы малейшим даром рассуждать духовно, не признал в них подлинных историй о Христе. Можно изготовить фальшивую монету, которая некоторое время будет находиться в обращении наравне с настоящими. Но подделать слова или дела Христа совершенно невозможно. Он отражается в каждом Своем слове и деле. Этим утром, когда я проповедовал о святом мальчике Иисусе, вы, я уверен, ощущали, что второго такого мальчика не было и быть не может. И в Своей смерти, как, впрочем, и в рождении, и в детстве, и в жизни, Он не был похож ни на кого. Никто не жил и не умирал так, как жил и умирал Он. Наш Господь Иисус Христос отличается от всех людей. Мы пытаемся уподобиться Ему, но как плохо у нас это получается! Христу Божьему нет равных.
Вы помните, что за основу своей проповеди я выбрал три разных отрывка, но когда я закончу, вы увидите, что они настолько похожи, что можно было бы проповедовать используя лишь один из них.
I. В первую очередь, я предлагаю обратить внимание на последние слова Спасителя , которые Он произнес перед самой смертью: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой".
Христос жил и умирал, не расставаясь со словом Божьим. Он был великим и оригинальным мыслителем, и Свои мысли всегда выражал Своими словами. У Него никогда не было проблем с тем, чтобы подобрать нужные выражения, потому что "никогда человек не говорил так, как Этот Человек". Но следует обратить внимание на тот факт, что Иисус часто цитировал Писание. Большинство Его высказываний основывались на образах и выражениях Ветхого Завета. Даже когда Он не приводил цитаты из Ветхого Завета, а говорил Сам, форма Его выражений напоминала древнее Писание. Библия была Его книгой. Он знал ее от первой до последней страницы. И знал не только букву, но и дух самых глубоких тайн. Неудивительно, что, умирая, Иисус вспомнил слова из псалма Давида, которые и стали Его последними словами на этой земле. Даже угроза неминуемой и близкой смерти не смогла вывести Его из равновесия, не смогла лишить Его способности думать: Он не впал в беспамятство, не умер от слабости, но был полон сил, даже когда умирал. Правда, Он сказал: "Жажду", но как только жажда была немного утолена, Он возопил громким голосом, как это может сделать только сильный человек: "...совершилось!" И сейчас, перед тем, как окончательно склонить голову, Он произносит заключительные слова Своей жизни: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". Я повторяю, Господь мог бы Своими собственными словами завершить земную жизнь, Его ум был ясным, спокойным, способным размышлять. Более того, Он был счастлив, ибо Он сказал: "...совершилось!". Его страдания закончились, Он уже предвкушал победу. Но, несмотря на ясность ума, силу интеллекта, искусство говорить, доступное только Ему, Он не стал изобретать новые выражения, но обратился к книге Псалмов и воспользовался словами Святого Духа: "...в руки Твои предаю дух Мой".
Как поучителен для нас пример воплотившегося Слова, любившего богодухновенное Слово! Для Него, как и для нас, Слово есть жизнь. Братья и сестры, если Христос так любил Слово Божие, то будем ли мы относиться к нему иначе? В определенном смысле Он не нуждался в этой книге так, как нуждаемся в ней мы. Дух Божий пребывал в Нем без меры, и все же Он любил Писание, и обращался к нему, и изучал его, и постоянно пользовался им. О, если бы мы с вами могли проникнуть в самое сердце Слова Божьего и дать ему место в своем собственном сердце! Мы должны поглощать Слово подобно тому, как шелковичный червь поглощает зеленый лист дерева - не ползать по нему, а сразу въедаться в него всем своим существом. Нет никакого смысла просто читать слова, запоминать красивые выражения и исторические факты, важно проникнуть в суть Библии в такой мере, чтобы мы естественным образом говорили языком Писания, чтобы наши слова были проникнуты духом Писания, а еще лучше, чтобы в нашу речь вошли слова нашего Господа. Прочитайте любое произведение Джона Буньяна, и вы почувствуете, что словно читаете саму Библию. Он изучал Библию в лучшем переводе. Подобного не будет вплоть до второго пришествия Христа. Он читал и перечитывал Библию, пока душа не пропиталась Писанием. Его произведения написаны прекрасным поэтическим языком, но, читая "Путешествие пилигрима", эту самую прекрасную поэму в прозе, мы не можем удержаться от замечания: "Да ведь этот человек - ходячая Библия!" Испытайте в любом месте: его кровь сделана из Библии, содержание Библии течет из него широким потоком. Он не может говорить, не цитируя Писание, потому что его сердце преисполнено им. Я желал бы, чтобы вы подражали ему, возлюбленные, но еще больше я хочу, чтобы вы подражали нашему Господу Иисус Христу. Если Дух Божий в вас, Он даст вам любовь к слову Божьему. А если кто-то думает, что Дух Божий дан нам для того, чтобы обходиться без Библии, то такой человек находится под влиянием совсем другого, не Божьего духа. Я убежден, что Святой Дух поможет вам полюбить каждую страницу Святого Писания так, что в нем будет ваша жизнь, которую вы сможете передавать другим. Я думаю, мы ни на день не должны забывать о том, что наш благословенный Господь даже в минуту смерти владел Своим духом, и поэтому Его последними словами были слова из Писания.
Обратите внимание на то, что в момент смерти наш Господь продолжал верить в личного Бога: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". Для многих людей Бог есть неведомый Бог. "Возможно, Бог существует", - говорят они и не могут больше сделать ни шага по направлению к истине. "Бог есть все, что нас окружает", - говорят другие. "Мы не можем доказать, что Бог есть, поэтому зачем притворяться, что мы в Него верим, зачем поддаваться предрассудкам", - говорит еще кто-то. Иные говорят: "О, Бог, конечно, есть, но Он слишком далек от нас! Он не приближается к нам, не вмешивается и не вникает в наши дела". Но наш благословенный Господь Иисус Христос не верил в такого безликого, далекого, безразличного Бога, Он не был также и пантеистом. Он верил в Бога, к Которому мог обратиться с такими словами: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". Его слова свидетельствуют о том, что Он верил в личность Бога так же, как я верю в личность банкира, которому я говорю: "Сэр, я уверен, мои деньги будут в безопасности в ваших руках". Я не могу сказать ничего подобного привидению или чему-то абстрактному. Но я могу сказать это живому человеку, и только к живому человеку я могу обратиться с такими словами. Вы видите, возлюбленные, что человек не может предавать свой дух неуловимому, неосязаемому ничто. Люди не улыбаются перед смертью, отдаваясь в объятия темной бездны, призрачному Отцу всех вещей, который является то ли всем сразу, то ли вовсе ничем. Нет и нет, мы доверяем только тому, что мы знаем. Иисус знал Отца, знал, что Он - реальная Личность, у которой есть руки, способные подхватить Его возносящийся дух. Я, конечно, не имею в виду, что у Бога буквально есть физические руки, похожие на наши, я хочу лишь подчеркнуть, что Он - реальность, Которая способна действовать, Которая может поступать с людьми по Своей воле, Которая готова принять их души и навечно укрыть их. Иисус говорит, как человек, который верит в это. И я молюсь о том, чтобы вы и я и в жизни, и в смерти могли относиться к Богу именно так. В религии порой бывает слишком много выдумки, но религиозные выдумки могут дать лишь выдуманное утешение в смертный час. Примите факты, люди. Так ли Бог реален для вас, как вы реальны сами для себя? Скажите, разговариваете ли вы с Ним так, "как бы говорил кто с другом своим"? Доверяете ли вы Ему так, как вы доверяете вашему ближайшему помощнику? Если ваш Бог призрачный, то и вера ваша призрачна. Если ваш Бог - сон, то и ваша надежда рассеется, как сон, и горе вам, когда вы проснетесь! У Иисуса была иная надежда, поэтому Он сказал: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой".
В этих словах содержится еще одна удивительная мысль. Посмотрите, Иисус Христос раскрывает Отцовство Бога. В псалме, слова из которого Он процитировал, не было сказано: "Отец". Давид не сказал так, хотя, возможно, и ощущал сердцем. Но Иисус имел право изменить слова псалмопевца. Он мог изменить Писание, хотя мы с вами на это не способны. Он не сказал: "Боже! в руки Твои предаю дух Мой", - Он сказал: "Отче..." О, как сладостно это слово! Мысль, высказанная сегодня утром, когда мы размышляли над словами: "Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?", прекрасна! Святое Дитя знало, что в особом, уникальном смысле является Сыном Всевышнего, и поэтому Иисус сказал "Отцу Моему". И в минуту смерти Он был утешен мыслью о том, что Бог является Его Отцом. Именно потому, что Он называл Бога Своим Отцом, Его распяли, но Он держался этой истины и в тот момент, когда жизнь оставляла Его, и поэтому сказал: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой".
Какая благословенная мысль для нас, братья мои, особенно тогда, когда мы стоим у порога смерти. Мы дети Божьи! Как прекрасно ощущать в своей душе в течение жизни и в момент смерти, как дух усыновления внутри нас взывает: "Авва, Отче"! И смерть тогда уже не смерть для нас. Помня о Его предпоследнем возгласе: "...совершилось!", - полагаясь на Его Отца и на Отца нашего, мы можем смотреть смерти прямо в лицо без "дрожания губ", о котором мы только что пели. С радостью и со всеми оставшимися силами наши губы будут уверенно петь, бросая вызов смерти и могильной тишине, нарушая их покой все более громкой музыкой торжества. О мой Отец, мой Отец, если я в Твоих руках, то могу умирать без страха!
Еще хочу остановиться на одной мысли, возможно, самой важной из всех. Из этих слов Христа мы узнаем, что наш божественный Господь с радостью предал Свою душу Своему Отцу, когда пришло время умереть: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". Мы можем произнести их перед смертью, и Бог примет их. Этими словами закончили свой земной путь Поликарп, Бернард, Лютер, Меланхтон, Иероним Пражский, Ян Гус и многие другие святые. Эти слова были превращены в молитву на латыни и используются католиками как заклинание: они произносят эти слова перед смертью, а если уже не способны сказать, вместо них говорит священник, приписывая им магическую силу. Но в том смысле, в каком их произнес Спаситель, никто из нас произнести не может. Мы можем предать наш дух в руки Бога, но мы обязательно умрем, если раньше не придет Господь. И смерть наша не будет актом нашей воли. Мы вынуждены пассивно переходить от жизни в смерть, потому что не в нашей власти сохранить собственную жизнь. Мне кажется, если бы человек обладал правом выбора сохранить или отдать жизнь, то решение отдать жизнь было бы самоубийством, что является преступлением. От человека нельзя требовать, чтобы он убил себя. Бог и не требует такого от него. Господу же надо было умереть в качестве нашего Поручителя, и это было единственной причиной Его смерти. Его смерть не была неизбежной даже в последнюю минуту на кресте, потому что, как я уже сказал, Он воскликнул громким голосом, когда, казалось бы, Он должен был говорить едва слышным шепотом, и это означает, что Он был полон сил. В Нем еще была жизнь, и если бы Он захотел, то вытащил бы гвозди из Своего тела и сошел бы с креста прямо в толпу, которая насмехалась над Ним. Он умер по собственной воле, "праведник за неправедных ... чтобы привести нас к Богу". Человек может праведно отдать жизнь за свою Родину, ради того, чтобы другие могли жить. Такая возможность часто предоставлялась людям, и немало героев жертвовали своими жизнями. Но все эти люди должны были рано или поздно умереть. Они лишь приближали неизбежный конец. А наш Господь предал в руки Отца дух, хотя Он мог бы удержать его при Себе, если бы захотел. "Никто не отнимает жизнь у Меня, - говорит Он, - но Я Сам отдаю ее". "Я отдаю жизнь Мою", - мы видим осознанную готовность предать Свой дух в руки Отца. Интересно заметить, что ни один из евангелистов не говорит, что Иисус умер. Он умер, но они говорят, что Он испустил дух - предал Свой дух в руки Бога. Мы с вами умираем пассивно, но Он активно предал Свой Дух Отцу. В Его случае смерть была актом воли, и Он совершил это деяние, движимый славным желанием искупить нас от смерти и ада. Но, дорогие братья и сестры, если мы и не можем предать свой дух так, как это сделал Христос, давайте все же с готовностью отдадим свою жизнь, когда ее потребуют от нас. Пусть Господь дарует нам такое расположение ума и сердца, чтобы мы даже не боролись за удержание жизни, когда будем точно знать, что должны отдать ее. Да поможет нам Господь отдать все в Его руки, чувствуя уверенность в том, что наша душа будет в полной безопасно сти рядом с Отцом и что до второго пришествия Христа искра жизни сохранится в нашем теле. При звуке трубы наши дух, душа и тело - эта человеческая троица - объединятся в совершенное и гармоничное существо, способное взирать на Царя в красоте Его. Когда Бог призовет нас из этого мира в мир иной, то для нас лучше всего будет уйти, подобно нашему Господу, со словами из Писания на устах, с верой в личного Бога, готового принять нас, с верой в Бога как нашего Отца. Нам надлежит умирать радостно, полностью подчинив свою волю доброй воле во веки благословенного Бога, при этом повторяя: "Это Господь", "Иду к Отцу моему", "Пусть творит со мною, что Ему благоугодно".
II. Второй отрывок я взял из 30-го псалма, стих шестой. Очевидно, что именно этот отрывок имел в виду Господь в ту минуту: "В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины". Мне кажется, что эти слова предназначены не для умирающего, но для живущего, ибо весь этот псалом больше говорит о жизни, чем о смерти верующего.
Не удивительно ли, дорогие друзья, что мы до сих пор можем использовать слова, сказанные Иисусом на кресте? Вы можете услышать эхо этих слов еще до того, как смерть придет за вами, возможно, сегодня вечером или завтра утром, и, пока вы на земле, часто можете повторять слова Господа: "В Твою руку предаю дух мой...".
Итак, давайте радостно доверим наши души Богу и осознаем, что быть в Его руках - значит находиться в полной безопасности. Наш дух - самая благородная часть нашего существа. Наше тело - просто оболочка, наш дух - живая сердцевина, давайте же доверим его на хранение Богу. Некоторые из вас никогда еще не делали этого, и поэтому я призываю вас сделать это сейчас. Вера спасает душу, вера побуждает человека сказать: "Я доверяю себя Богу, явленному в Иисусе Христе. Я не могу сохранить себя, Он может. Он может очистить меня драгоценной кровью Христа. Поэтому я предаю свой дух в руки великого Отца". Вы не начнете жить по-настоящему, пока не сделаете это: состояние человека до момента полного подчинения Богу называется смертью. Но, однажды доверившись Христу, вы начнете подлинную жизнь. И каждый день в жизни предавайте себя в руки Бога, не позволяя себе сомневаться в Нем. Предайте Богу свое тело, чтобы Он решал быть ему здоровым или больным, долго ему жить или скоропостижно покинуть этот мир, предайте Ему свою душу и свой дух, чтобы Он решал быть им печальными или радостными. Предайте Ему всего себя и скажите: "Отец мой, пусть я буду богат или беден, пусть я буду видеть или я буду слеп, пусть я буду известным или одиноким, в любом случае я доверяю себя Тебе, в руки Твои предаю дух мой. Ты сам выбери для меня путь, по которому идти. Моя жизнь - в Твоих руках".
Дорогие дети Божьи, всегда ли вы обращаетесь к Богу с такими словами? Слышал ли Он их от вас хотя бы раз? Я боюсь, что даже некоторые из тех, которые называют себя последователями Христа, упрямо сопротивляются воле Божьей. И даже когда они говорят Богу: "Да будет воля Твоя...", - они обращают свою молитву в ничто, добавляя про себя: "...и моя воля тоже". Они молятся: "Господи, сделай мою волю Своей волей", - вместо того чтобы молиться так: "Сделай Свою волю моей". Давайте каждый день повторять молитву: "В Твою руку предаю дух мой". Я люблю утром в семейной молитве предавать себя и все, что у меня есть, в руки Бога, а вечером - убеждаться в том, что весь день я был в безопасности, и обращаться к Богу с такими словами: "Господь, укрой меня этой ночью опять, охраняй меня в течение всех ночных страж: "В Твою руку предаю дух мой".
Обратите внимание, друзья, что сразу после слов, которые процитировал Иисус, Давид говорит: "...Ты избавлял меня, Господи, Боже истины". Не является ли это убедительной причиной, почему и мы должны во всем предавать себя Богу? Христос искупил вас, поэтому вы принадлежите Ему. Если я искуплен, то когда я прошу Бога позаботиться обо мне, я прошу Царя позаботиться об одной из драгоценных жемчужин, принадлежащих Ему, о жемчужине, которая стоила Ему крови собственного сердца.
И я тем более могу рассчитывать на Него, поскольку Он назван Богом истины: "...Ты избавлял меня, Господи, Боже истины". Мог ли Он быть Богом истины, если бы Он начинал с искупления, а завершал дело проклятием? Если бы Он отдал Своего Сына на смерть ради нас, а после этого удерживал милости и благословения, в которых мы, чтобы дойти до небес, нуждаемся ежедневно, мог ли Он тогда называться Богом истины? Нет, смерть Его Сына является залогом того, что Бог спасет Своих людей от грехов их и введет в вечную славу. Поэтому каждый день, каждый час в течение дня мы можем обращаться к Богу со словами: "В Твою руку предаю дух мой". Если нас постигли неудачи и, кажется, нет никакого выхода, то скажем ли мы: "В Твою руку предаю дух мой"? Если неудачи продолжаются, то скажем ли мы вновь: "В Твою руку предаю дух мой"? Если вам надо идти в дом, где свирепствует болезнь, я имею в виду, если вам приходится делать это по долгу службы, идете ли вы со словами: "Отче! в руки Твои предаю дух мой". Я советую вам повторять эти слова каждый раз, когда вы выходите на улицу и даже когда вы находитесь дома. Доктор Гилл, мой прославленный предшественник, пастор этой церкви в прошлом, очень много времени проводил в своем кабинете, и однажды кто-то сказал ему: "Человек, который так много времени уделяет учебе, по крайней мере, защищен от многих несчастных случаев". Однажды утром он покинул свое любимое кресло и на короткое время отлучился из комнаты. Пока его не было, сильный порыв ветра сорвал дымовую трубу, и она, пробив крышу, упала прямо в то место, где он сидел несколько минут назад, и сидел бы по-прежнему, если бы провидение Божие не заставило его выйти из комнаты. После этого он сказал: "Мы нуждаемся в Божьей защите в своих кабинетах в такой же мере, как и на улице".
Я заметил, что очень часто с нашими друзьями случаются несчастья во время отпуска, когда они уезжают из дома. Это удивительно, но факт. Они уезжают, чтобы поправить здоровье, а возвращаются больными. Их руки и ноги целы, когда они уезжают, но возвращаются они на костылях. Поэтому мы должны просить Бога об особой защите тех, кто выехал за город или на побережье, и нам следует предавать себя в руки Бога, где бы мы ни находились. Направляясь в лепрозорий, мы должны просить Бога о защите от смертельной болезни, но нам также следует просить Бога о защите, когда мы живем в самом здоровом месте мира или даже в собственном доме.
Давид сказал Богу: "В Твою руку предаю дух мой...", - но я хочу призвать вас, чтобы вы добавляли еще одно слово, которое произнес наш Господь: "Отче!". Давид нередко дает нам хорошие наставления, но Господин Давида наставляет нас еще лучше. Если мы будем следовать Его наставлениям, то пойдем в духовной жизни дальше Давида. Поэтому давайте говорить так: "Отче, Отче! В руки Твои предаю дух мой". Как замечательна наша жизнь, когда мы можем каждый день предавать все в руки нашего небесного Отца, ибо Его руки никогда не обидят Своих детей. "Отче, я не всегда могу доверять Твоим ангелам, но в любую минуту могу довериться Тебе". Псалмопевец не сказал: "В руки Твоего провидения я предаю дух мой". Вы замечали, как люди пытаются избавиться от Бога, ссылаясь на провидение: "Провидение сделало то, провидение сделало другое, провидение сделало третье". Если вы спросите этих людей: "А что такое провидение?", - они ответят вам: "Ну, провидение есть провидение". Это все, что они могут сказать. Многие люди с большим уважением относятся к законам природы и утверждают, что все происходит по естественным законам. Спросите такого человека о том, что такое природа, и он ответит: "Ну что ж, природа, да, - это природа". Но все-таки, что есть природа? "Да, да, конечно, природа есть ... природа". И большего от такого человека не добиться. Я верю в природу, и я верю в провидение, но я также верю в Бога, который стоит за всем этим. Я верю в Бога, у Которого есть руки: не в идола, у которого нет рук и который ничего не может делать, а в Бога, Которому я могу сказать: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой. Я радуюсь от того, что могу предать себя в Твои руки, потому что там я чувствую себя в полной безопасности". Так живите, возлюбленные, в безопасности и в счастье. И у вас будет надежда в течение жизни и в час смерти.
III. Как же можем мы использовать последние слова умирающего Спасителя? Если мы обратимся к описанию смерти Стефана в 59 стихе 7 главы книги Деяний, то увидим, с какой смелостью может человек в предсмертную минуту произносить слова Давида и Господа Иисуса Христа: "И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой". Вот слова, которые мы можем использовать в предсмертный час: "Господи Иисусе! приими дух мой". Я уже объяснил, что, строго говоря, мы не можем сказать, что предаем свой дух в руки Бога, но мы вместе со Стефаном можем сказать о том, что Христос принимает его: "Господи Иисусе! приими дух мой".
Что означают эти слова? Я вынужден быстро изложить вам две-три мысли и заканчивать беседу. Думаю, они означают, что если мы умрем, то подобно Стефану умрем с твердой надеждой на бессмертие . Стефан просил: "Господи Иисусе! приими дух мой". Он не сказал: "Я боюсь, что мой несчастный дух умрет". Нет, дух - это нечто такое, что продолжает жить после смерти, что Иисус Христос может принять, и поэтому Стефан просит, чтобы Господь принял его дух. Мы умираем не как кошки и собаки, а как бессмертные существа, которые засыпают на земле, а просыпаются на небесах. При звуке трубы архангела наше тело также проснется, чтобы объединиться с духом. И в этом мы не сомневаемся ни на йоту. Я думаю, что уже рассказывал вам историю о том, как один атеист сказал христианину: "Некоторые христиане боятся умирать, потому что вы верите, что после смерти жизнь продолжается. Я не боюсь смерти, потому что я знаю, что я просто исчезну, и поэтому мне нечего бояться". "Да, пожалуй, - ответил христианин, - в таком случае вы мало чем отличаетесь от тех волов, что пасутся на лугу и подобно вам не боятся смерти. Но позвольте, сэр, задать вам маленький вопрос. У вас есть надежда?" "Надежда? Конечно, нет у меня никакой надежды", - ответил атеист. "Но у христиан, несмотря на то, что их иногда одолевает страх, есть надежда, от которой они не откажутся ни за что на свете", - сказал христианин. И эта надежда заключается в том, что наш дух, который мы предаем в руки Христа, будет всегда с Господом".
Следующая мысль заключается в том, что для человека, который способен умереть так, как Стефан, Иисус Христос близок, настолько близок, что с Ним можно разговаривать: "Господи Иисусе! приими дух мой". В случае со Стефаном Иисус Христос был так близок, что мученик даже мог видеть Его лицо, ибо он сказал: "...вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога". Многие святые говорили о том же, находясь при смерти. И мы не удивляемся, когда читаем, что перед смертью они видели жемчужные ворота. Они рассказывают об этом с восторгом, а иногда так спокойно и деловито, что нам не приходит и мысль в голову, что они заблуждаются или сознательно обманывают. Они знали, что их слова являются истиной, потому что рядом с ними был Христос. Да, возлюбленные, еще до того, как вы успеете позвать своих детей перед смертью, Иисус уже будет стоять у вашего изголовья, и в Его руки вы сможете предать свой дух.
Кроме того, в этих словах звучит уверенность, что мы находимся в полной безопасности в Его руках. В любом другом месте нам может грозить беда, но если мы просим Его принять наш дух и Он принимает его, то кто может причинить нам боль? Кто может похитить нас из Его руки? Восстаньте, смерть и ад! Пробудитесь, все силы зла! Что вы можете сделать, если мой дух уже в руках у всемогущего Искупителя? Я в полной безопасности.
Мы также можем быть уверены в том, что Господь охотно примет нас в Свои руки. Давайте предадим себя в Его руки сейчас, и нам не придется стыдиться того, что мы делаем каждый день, и мы можем быть абсолютно уверены, что не будем отвергнуты в последний день. Я часто напоминаю вам о старой женщине, которой, когда она была при смерти, кто-то сказал: "Вы не боитесь умирать?" "О нет, - ответила она, - бояться нечего. Я окунала свои ноги в реку смерти каждое утро перед завтраком, поэтому мне не страшно умирать сейчас". Умирая вечером, она оставила у своей постели стихотворение. У нее хватило сил записать его перед тем, как заснуть.
Со Христом не боюсь я плоти совлеченья,
Но с восторгом сниму изветшалый убор.
Смерть в Иисусе Христе - это благословенье,
Ведь Христос первым смерти долину прошёл.
Как прекрасно, что она смогла написать эти строки. И да будут у нас силы сказать похожие слова, когда Господь призовет нас из этого мира! Как бы я желал, дорогие друзья, чтобы мы умирали с такой готовностью, словно в наших силах решить умирать или нет. Слава Богу за то, что не нам дано выбирать, когда умереть. Бог назначил день смерти по Своей воле, и десять тысяч бесов не сведут нас в могилу раньше этого дня. Мы не умрем, пока Бог не решит, что пора.
Смерть, болезнь царят кругом,
Мы без срока не умрём;
Не спадёт ни влас с главы,
Пока в рай не взыщешь Ты.
Но все же пусть у нас будет такая готовность умереть, словно это дело нашего выбора, ибо если мы спокойно все взвесим, то поймем, что не выбрать смерть было бы не очень мудрым решением. Самая мучительная мысль, как мне кажется, - мысль о том, что ты не умрешь. Знаете ли, что говорил Роуланд Хилл (Один из вождей пробуждения в Уэльсе в XVIII веке), когда стал уже совсем старым? Он говорил так: "Очевидно, наверху обо мне забыли". И каждый раз, когда умирал еще один святой, он говорил: "Когда попадете на небо, передайте привет Джону Берриджу и Джону Буньяну, а также всем остальным Джонам и скажите им, что они скоро увидят бедного старого Роули". В этом желании оказаться дома с Богом был здравый смысл. Быть с Христом несравненно лучше, чем оставаться здесь.
Рассудительность должна привести нас к выбору смерти, поэтому давайте не будем страшиться смерти, раздражаться и не желать ее, бороться с ней, сопротивляясь до последнего. Когда я слышу о верующем, который не любит говорить о смерти, у меня появляются подозрения в отношении него. Очень мудро заранее познакомиться с местом нашего вечного покоя. Недавно я был на кладбище в Норвуде на похоронах нашего дорогого брата Перкинса. И там я почувствовал, что мне необходимо постоять на краю могилы и пройтись между памятниками умершим, ибо это место, в котором я должен оказаться. Вы, живые люди, пойдите и посмотрите на землю, в которой вы вскоре будете лежать. И если вы верующий, поприветствуйте ее.
А если вы неверующий? Ситуация трагически меняется. Если вы не уверовали во Христа, то вам должно быть страшно оставаться в покое даже на том месте, где вы сейчас сидите. Я удивляюсь, что земля не вопиет к Богу: "О Боже, я больше не могу носить этого несчастного грешника! Позволь мне открыть уста и поглотить его!" Вся природа ненавидит человека, который ненавидит Бога. Ей тяжело кормить и одевать человека, поддерживать его жизнь, если он не посвятил эту жизнь Богу. О, если бы вы искали Господа и доверились Христу, и обрели вечную жизнь! А если вы сделали это, то не бойтесь продолжать жить, не бойтесь умереть в час, назначенный Богом.
Вечер, 25 июля 1882 г.
Этот материал еще не обсуждался.