Р.Ч. Спроул
Избранные Богом
ГЛАВА 8. МОЖНО ЛИ БЫТЬ УВЕРЕННЫМ В СВОЕМ СПАСЕНИИ?
Проповедуя Евангелие, служение Evangelizm Explosion* отталкивается от двух критических вопросов. Первый вопрос таков: «Не испытывали ли вы в своей духовной жизни состояния, когда наверняка знали, что после смерти попадете в рай?» Опытные работники этой миссии говорят, что подавляющее большинство людей отвечают на этот вопрос отрицательно. Встречаются и такие, которые вообще не уверены в своем будущем спасении. Многие, если не большая часть, серьезно сомневаются, возможна ли вообще такая уверенность?
Когда я учился в семинарии, подобный опрос проводили и в нашей группе. Приблизительно 90 процентов студентов ответили, что сомневаются в собственном спасении. Многие с возмущением отнеслись к этому вопросу, усматривая в нем проявление самонадеянности. Некоторые же из отвечавших вообще сочли разговор об уверенности в спасении признаком невежества.
Возможно, утверждение об уверенности в спасении и вправду может стать проявлением невежества. Если наша уверенность в собственном спасении основана на уверенности в своих силах, тогда, безусловно, это проявление невежества. Если мы считаем, что попадаем в рай благодаря личным заслугам, тогда это проявление крайнего невежества.
Но стремясь разобраться с вопросом об уверенности в спасении, можно отметить четыре основные категории людей: 1) люди, которые не спасены и знают об этом; 2) люди, которые спасены, но не знают об этом; 3) люди, которые спасены и знают, что они спасены; 4) люди, которые не спасены и «знают», что спасены.
131
Именно последняя, четвертая группа людей становится палкой в колесах нашего размышления. Ведь если есть люди, которые не спасены, но «знают», что они спасены, как же спасенные люди могут знать о своем спасении?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны задать себе другой вопрос. Почему у некоторых людей появляется ложная уверенность в своем спасении? Ответ довольно прост. Ложная уверенность появляется в основном отложного понимания того, что требуется для спасения и к чему спасение приводит.
Предположим, перед нами универсалист. Он убежден, что все люди спасутся. Если эта посылка верна, то последующая логика рассуждения тоже становится ясной. Ее можно выразить таким силлогизмом:
Спасение относится ко всем.
Я вхожу в число «всех».
Следовательно, я спасен.
Универсализм куда более популярен, чем кажется многим из нас. Когда моему сыну было пять лет, я задал ему два вопроса миссии Evangelizm Explosion. На первый вопрос он ответил положительно. Он был уверен, что после смерти попадет в рай. Тогда я задал ему второй вопрос: «А если бы ты умер сегодня, и Бог спросил бы у тебя: „А почему Я должен пустить тебя в рай?“, — что бы ты ответил?» На что мой сын без всякого смущения тут же произнес: «Так я же умер!»
Видите, уже к пяти годам мой сын уяснил эту идею во всей ее полноте. А идея заключается в том, что в рай попадает всякий умерший. Его доктрина оправдания утверждала не оправдание по вере, по делам или некую комбинацию веры и дел. Его докт-рина была гораздо проще — мой сын верил в оправдание по смерти. У него была ложная уверенность в собственном спасении.
Наряду с универсализмом, в нашей культуре широко распространена и теория оправдания по делам. В статистическом опросе приблизительно тысячи человек, рассматривавшем тот же вопрос, что я задал своему сыну, ответ более 80 процентов опрошенных так или иначе включал «дела праведности». Люди говорили примерно следующее: «Потому что я тридцать лет ходил в церковь», «Потому что я был примерным учеником вос
132
кресной школы» или «Потому что я никогда никому не причинил серьезного зла».
По своему опыту в благовестии я четко уяснил одно: идея оправдания только по вере так и не стала частью нашей культуры. Упование многих людей зиждется на их собственных добрых делах. Они спокойно признают свое несовершенство, но при этом считают себя вполне достойными и приличными людьми. Они сделали «все возможное», и этого, по их трагическому заблуждению, для Бога должно хватить.
Помню, как один студент, обучавшийся у Джона Герштнера, пытался оспорить свою оценку за курсовую работу. Свое несогласие он то и дело подкреплял фразой: «Профессор, я сделал все возможное». На что Герштнер ответил: «Молодой человек, вы никогда не делали всего возможного».
Впрочем, мы и сами об этом знаем. Оглянувшись, например, на последние 24 часа своей жизни, мы бы увидели, что не делали всего возможного. Чтобы убедиться в этом, не нужно и проверять.
Но если даже допустить (чего допустить на самом деле совершенно невозможно), что люди способны сделать все возможное, мы признаем: даже этого нельзя назвать «достаточным» для Бога. Бог требует совершенства от каждого. И чтобы попасть в рай, нам нужно найти это совершенство либо в себе, либо в ком-нибудь другом. Полагая, что можно обнаружить совершенство в себе, мы просто обольщаемся.
Надеюсь, вам понятно, как легко взрастить ложное чувство уверенности в своем спасении. Но что если мы все-таки правильно понимаем требования, необходимые д ля спасения? Гарантирует ли это, что ложная уверенность нам не грозит?
Нисколько. Самому дьяволу известно, что требуется для спасения. Он знает, кем является Спаситель. И он прекрасно (лучше всякого из нас) понимает интеллектуальную составляющую спасения. Но он не доверился Христу ради спасения. Он ненавидит Спасителя.
Мы можем правильно понимать, что представляет собой спасение. И можем по-прежнему тщетно обольщаться, будто отвечаем требованиям спасения. Мы можем считать, что у нас есть
133
вера, тогда как ее у нас нет. Мы можем полагать, что верим в Христа, но при этом наш Христос оказывается совсем не похожим на Христа библейского. Мы можем верить, что любим Бога, но наш Бог является идолом.
Любим ли мы суверенного Бога? Любим ли мы Бога, который посылает людей в ад? Любим ли мы Бога, требующего абсолютного послушания? Любим ли мы Христа, который однажды скажет некоторым: «Отойдите от Меня, Я никогда не знал вас»? Я не спрашиваю, любим ли мы Бога совершенной любо-вью. Я спрашиваю, любим ли мы Его вообще?
От доктора Джеймса Монтгомери Бойса я услышал один из лучших анекдотов. Речь шла об альпинисте, который сорвался со скалы и рисковал разбиться насмерть. В отчаянии он ухватился за редкий кустарник, росший на скале. На какое-то время его падение прекратилось, но было видно, как куст неумолимо отделяется от камней. Альпинист воздел свой взор к небесам и закричал: «Есть ли там кто-нибудь, кто мог бы мне помочь?» И тут с небес послышался глубокий бас: «Да, я помогу тебе. Доверься мне. Отпусти куст». Альпинист испуганно посмотрел на разверзшуюся под ним пропасть и опять закричал: «А еще кого-нибудь, кто мог бы меня спасти, там нет?»
Вполне вероятно, что Бог, в которого верим мы, и есть этот «еще кто-нибудь». Мне не раз приходилось разговаривать с сотрудниками миссии Young Life*, миссии, занимающейся подростками. Сила ее является в то же самое время и ее слабостью. Эта миссия работает с невероятно большим количеством подростков, когда-то исповедовавших свою веру, но позже отрекшихся от нее.
Эта миссия проводит потрясающую работу среди молодежи. Ее сотрудники преуспели в том, как сделать Евангелие привлекательным. Но существует и опасность — Young Life настолько чудесна, что молодой человек может «обратиться» в этой миссии, так никогда и не встретив библейского Христа. Я вовсе не намерен критиковать работу миссии. Тем более я не хочу сказать, что нам следует делать Евангелие непривлекательным. Это
134
му нас учить — увы! — не надо. Я лишь хочу подчеркнуть (и об этом нам всем следует периодически напоминать), что люди, откликнувшись на наш призыв, могут приходить в наши группы как к неким заместителям Христа, приобретая таким образом ложную уверенность в спасении.
Стоя на библейских позициях, мы должны понимать, что обладание истинной уверенностью в личном спасении не только возможно, но является нашей обязанностью. Если такая уверенность возможна, если она заповедана нам, то поиск уверенности не будет проявлением невежества. Невежеством будет отсутствие всякого поиска.
Апостол Петр пишет:
Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1:10,11).
Итак, мы видим, что в спасении можно быть уверенным. Оказывается, для этого необходимо старание. В словах апостола видна пасторская забота. Петр связывает уверенность и свободу от преткновений. Одним из самых важных факторов, влияющих на постоянный духовный рост христианина, является уверенность в спасении. Конечно, существует множество христиан, которые действительно спасены, но не уверены в этом. Это отсутствие уверенности — одно из серьезнейших препятствий духовному росту. Ведь человек, неуверенный в благодати Божьей, открыт любым сомнениям и страхам. У него, образно выражаясь, отсутствует якорь духовной жизни. Сомнение заставляет такого человека очень робко идти с Христом.
Важно не только иметь настоящую уверенность, важно, чтобы мы обрели ее как можно раньше. Она является ключевым элементом нашего роста к духовной зрелости, и пасторам необходимо знать это и помогать своей пастве усердно искать такую уве-ренность.
Мне не дано знать наверняка, избран или нет тот или иной человек. Я не могу проникать в души людские. Я тоже лишь человек, и мое понимание окружающих ограничено внешней
135
видимостью. Нам не дано видеть сердец. Единственная личность, которая наверняка знает ваше состояние, — это вы сами.
Кто может с уверенностью знать, что не избран? Никто. Вам может казаться, что в определенный момент вы не находитесь под благодатью. Но завтра-то все может измениться. Вокруг нас ходят тысячи избранных, которые ведут себя как необращенные.
Такой человек может думать: «Не знаю, избран я или нет, и знать ничего не хочу». Нет ничего безрассуднее подобной мысли. Если вы до сих пор не знаете, избраны вы или нет, более насущного для вас вопроса трудно даже и представить.
Если вы не уверены, вам лучше эту уверенность обрести. Никогда заранее не допускайте, что вы не избраны. Сделайте ваше избрание бесспорным делом.
Апостол Павел был уверен в своей избранности. Он часто использовал слово мы, когда говорил об избрании. В конце своей жизни он писал:
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:6—8).
Несколько ранее в этом же послании апостол сказал:
По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день (2 Тим. 1:12).
Как же нам, подобно Павлу, обрести уверенность не ложную, но истинную? Истинная уверенность основана на обетованиях Бога, в которых Он обещал нас спасти. Наша уверенность зиждется, в первую очередь, на нашем доверии Богу, давшему эти обетования. Во-вторых, наша уверенность укрепляется посредством внутреннего свидетельства нашей веры. Мы знаем, что никогда по-настоящему не полюбили бы Христа, если бы не были возрождены. Мы знаем, что никогда не были бы возрождены, если бы не были избраны. Обладание здравым богословием чрез
136
вычайно необходимо для нашей уверенности. Правильное понимание избрания поможет нам услышать и верно истолковать внутренние свидетельства.
В своем сердце я знаю, что люблю Христа вовсе не совершенной любовью. Но в то же время я знаю и то, что люблю Его. В сердце я ликую при мысли об этом. Я радуюсь, когда думаю о Его пришествии. Я от всей души желаю прославлять Его. И я знаю, что ни одно из этих переживаний я никогда бы не ощутил в себе, если бы не Его благодать.
Когда мужчина и женщина влюбляются друг в друга, мы предполагаем, что они осознают это. Любой человек обычно может сказать, любит он или нет. Это происходит благодаря внутренней уверенности.
Наряду с внутренними свидетельствами существуют также и внешние. Мы должны замечать видимые плоды нашего обращения к Богу. Впрочем, внешнее свидетельство может стать и причиной отсутствия уверенности в спасении. Мы ведь можем видеть, как в нашей жизни остается грех. И это не способствует укреплению уверенности. Мы замечаем, как грешим, и спрашиваем себя: «Как я могу так поступать, если на самом деле люблю Христа?»
Для того чтобы обрести уверенность, мы должны трезво проанализировать свою жизнь. Нам не поможет сравнение с окружающими людьми. Мы всегда сможем найти тех, кто ушел далеко вперед на пути освящения. Мы также всегда сможем найти оставшихся позади нас. Нет двух людей, которые находились бы в абсолютно одинаковом положении на пути духовного роста.
Мы можем спросить себя, замечаем ли мы перемены в своем поведении, замечаем ли какие-нибудь реальные внешние свидетельства пребывания в благодати. Процесс этот опасен, потому что мы легко можем ввести себя в заблуждение. Это трудно-выполнимая, но все-таки посильная задача.
Осталось упомянуть еще один жизненно важный метод обретения уверенности. В Писании говорится о внутреннем свидетельстве Святого Духа. Павел утверждает, что «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:16).
137
Главное средство, с помощью которого Дух свидетельствует нам, — это Его Слово. Я никогда не чувствовал себя настолько уверенным, как при размышлении над Словом Божьим. И если мы не пользуемся этим средством благодати, нам будет трудно обрести уверенность в своем спасении.
Реформатский богослов А. Ходж приводит следующий список отличий между истинной уверенностью и ложной:
Истинная уверенность Ложная уверенность
1. Порождает смирение 1. Порождает духовную гордыню
2. Ведет к усердию в святости 2. Ведет к лени и самопотворству
3. Приводит к честной 3. Уводит от правильной оценки
самопроверке
4. Производит стремление к 4. Производит холод безразличия
еще более тесному общению в сфере отношений с Богом
с Богом
Уверенность в спасении может усиливаться или ослабевать. Мы можем укрепить свою уверенность, но можем и разрушить. Мы даже можем на какое-то время совсем ее утратить. Существует множество причин исчезновения уверенности. Одна из них — небрежное отношение к ее сохранению. Мы призваны совершать наше избрание с постоянным старанием. И если вдруг у нас появляется самодовольная уверенность и мы начинаем все принимать за должное, мы рискуем потерять нашу уверенность.
Величайшей опасностью для чувства уверенности является совершение греха. Любовь Божья покрывает множество грехов. Мы знаем, что нам не нужно быть совершенными, чтобы обладать уверенностью в спасении. Но когда мы впадаем в определенного рода грехи, наша уверенность претерпевает серьезные потрясения. Грех Давида (прелюбодеяние) заставил его трепетать от страха перед Богом. Прочитав его покаянную молитву (Пс. 50), мы услышим плач человека, пытающегося вернуть утраченную уверенность. Подумайте, в каком состоянии была уверенность Петра, после того как он поклялся и отрекся от Христа, а затем встретился с Христом взглядом?
Все мы переживаем периоды духовного охлаждения, когда нам начинает казаться, будто Бог отнял у нас свет Своего присутствия.
138
Святые называли такое состояние «сумерками души»*. Бывают времена, когда нам кажется, что Бог оставил нас. Нам кажется, что Он уже не слышит наших молитв. И мы не чувствуем тепла Его присутствия. В такие времена, когда наша уверенность иссякает, мы должны прильнуть к Богу всем своим естеством. Он обещал нам, что если мы обратимся к Нему, Он, в свою очередь, придет к нам.
И, наконец, мы можем не чувствовать уверенности в спасении, испытывая страдания. Тяжелое заболевание, мучительная боль, потеря любимого человека могут поколебать нашу уверенность. Мы знаем, что Иов утверждал: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться» (Иов. 13:15). Это был крик страдания, который одновременно говорил и об уверенности Иова в то, что Искупитель его жив. Впрочем, думаю, что даже Иов переживал моменты, когда на него обрушивались сомнения.
И вновь Слово Божье утешает нас в годину искушений. Наши страдания в конечном итоге не сокрушают нашу надежду, но укрепляют ее. Петр писал:
Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуй-тесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Пет. 4:12,13).
Когда мы внимательны к Богу, наши страдания способствуют утверждению, а не умалению уверенности. Нам не обязательно переживать кризис веры. Наша вера может укрепляться благодаря страданиям. Бог обещает, что наше страдание в конце концов станет не просто источником радости, но радости торжествующей.
МОЖНО ЛИ ПОТЕРЯТЬ СПАСЕНИЕ?
Мы уже установили, что возможно потерять уверенность в спасении. Но это совсем не значит, что мы теряем и само спасение.
139
Поэтому сейчас мы переходим к вопросу о вечном спасении. Может ли оправданный человек потерять свое оправдание?
Нам известно, как на этот вопрос отвечает Римско-католическая церковь. Ее представители настаивают, что благодать оправдания можно потерять. Именно потому и было принято таинство епитимьи, требующее исповеди. Рим называет это таинство «вторым уровнем оправдания для тех, кто потерпел духовное кораблекрушение».
Согласно воззрениям Римско-католической церкви, спасительная благодать разрушается в душе, когда человек совершает «смерт- ный» грех. Смертный грех потому так и называется, что он может уничтожить благодать. Благодать может умереть. Если вдруг ее разрушает смертный грех, она должна быть восстановлена посредством таинства епитимьи. Иначе грешнику не миновать погибели.
Вера реформата в смертный грех отличается от воззрений католика. Мы считаем, что все грехи смертны в том смысле, что они заслуживают смерти, а не потому, что они уничтожают благодать спасения в избранном человеке. (Позже мы коснемся «не-простительных грехов», о которых говорил Иисус.)
Реформатское учение о вечном спасении часто называется perseverance of the saints (стойкость святых) — литера Р в акростихе TULIP\ Смысл этой фразы в следующем: «спасен однажды — спасен навсегда». Другими словами, «если имеешь благодать — никогда ее не потеряешь, а если потерял — значит никогда и не имел».
Наша уверенность в стойкости святых не коренится в нашей вере в их способности устоять перед грехом. Поэтому я в очередной раз слегка изменю наш акростих. Нет, буква останется той же, только вот слово будет иным: preservation of the saints (сохра-нение святых).
Причина, по которой истинный христианин не отпадает от благодати, заключается в том, что Бог милостью Своей охраняет его от падения. Стойкость подразумевает усилия с нашей стороны. Сохранение — со стороны Бога. Мы способны устоять лишь потому, что Бог хранит нас.
Доктрина о вечном спасении или стойкости основывается на обетованиях Божьих. Позвольте мне привести несколько основных библейских отрывков:
140
Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа (Флп. 1:6).
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего (Ин. 10:27-29).
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Хри-ста из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время (1 Пет. 1:3—5).
Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10:14).
Кто будет обвинять избранных Божиих?Бог оправдывает их. Кто осуждает?Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо яуверен, чтонисмерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая ка-кая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:33—39).
Из этих отрывков мы видим, что основанием нашей веры в стойкость является сила Божья. Бог обещает закончить то, что Он однажды начал. Мы уповаем не на волю человека. Именно разница во взглядах на волю человека и силу Бога отличает кальвинистов от арминиан. Арминиане полагают, что Бог избирает людей к вечной жизни только на основании их добровольного сотрудничества с благодатью и стойкости в благодати до самой смерти, что и предвидит Бог.
141
Римско-католическая церковь, например, постановила следующее: «Всякому, утверждающему, что однажды оправданный никогда не лишится благодати, а падающий и согрешающий, следовательно, никогда по-настоящему не был оправдан, да будет анафема» (Тридентский Собор, 6/23).
Почти то же утверждают и протестанты-арминиане: «Истинно возрожденный человек, пренебрегающий благодатью и огорчающий Святого Духа грехом, совершенно и окончательно отпадает от благодати в вечную погибель» (см.: Conference of Remonstrants, 11/7).
Главный аргумент арминиан заключается в том, что «давление» Бога на сохраняемых не согласуется с их свободной волей. При этом арминиане верят и в то, что верующий не сможет отпасть от благодати в Царстве Небесном. В нашем прославленном состоянии Бог сделает нас неспособными грешить. Причем в этом прославленном состоянии на небесах святые по-прежнему считаются свободными. Если сохранение и свободная воля хорошо сочетаются на небе, они не могут не сочетаться и на земле. Своим пониманием свободной воли арминиане вновь пытаются доказать то, чего нет на самом деле. Если Бог может сохранить нас на небесах, не попирая нашей свободной воли, Он может сохранить нас, не попирая нашей воли, и на земле.
Мы можем устоять лишь потому, что Бог действует в нас, в нашей свободной воле. И благодаря этой Божьей работе в нас, мы уверены в своей стойкости. Решения Бога об избрании непреложны. Они не изменяются, потому что Бог не изменяется. И все, кого Он оправдал, будут Им и прославлены. Никто из избранных не погибнет.
Почему же тогда нам кажется, что многие люди все-таки отпадают от благодати? Мы знаем людей, которые ревностно начинали исповедовать Христа, чтобы вскоре после этого отречься от Него. Мы слышим об известных лидерах христианства, совершающих страшные грехи и порочащих этим свое исповедание веры.
Реформатская доктрина признает, что люди порой исповедуют веру, а затем отрекаются от нее. Мы знаем, что христиане «оступаются» и даже «поворачивают вспять». Мы знаем, что христиане способны на страшные грехи и даже совершают их.
142
Мы верим, что истинные христиане могут серьезно пасть. Но не верим, что они отпадают окончательно и бесповоротно. Вспоминается случай с царем Давидом, который был повинен не только в прелюбодеянии, но и в замышлении убийства Урии, мужа Вирсавии. Давид воспользовался своими властью и могуществом, чтобы устроить смерть Урии на войне. Сегодня мы сказали бы, что Давид виновен в предумышленном убийстве с отягчающими обстоятельствами.
Совесть Давида была настолько иссушена, а сердце настолько ожесточено, что для него потребовалась прямая конфронтация с пророком Божьим, который и привел его в сознание. По-следовавшее покаяние Давида было таким же основательным, как и совершенный им грех. Давид страшно согрешил, но не окончательно и бесповоротно. Мы знаем, что Давид был восстановлен.
Вспомните истории двух знаменитых людей в Новом Завете. Оба были призваны Иисусом в ученики. Оба ходили с Христом во время Его земного служения. Оба предали Иисуса. Их звали Петр и Иуда.
После того как Иуда предал Христа, он пошел и совершил самоубийство. После того как Христа предал Петр, он покаялся и был восстановлен, став одним из столпов Церкви. Чем же отличались эти два человека? Иисус предсказал, что оба предадут Его. Когда Он закончил разговаривать с Иудой, Он сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:27).
С Петром Иисус говорил иначе. Ему Он сказал: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:31,32).
Обратите внимание на слова Иисуса. Он выразил не условие — если, а время — когда. Иисус был уверен, что Петр покается. Его падение будет страшным, но не окончательным и бесповоротным.
Понятно, что уверенность Иисуса в возвращении Петра основывалась не на вере в силу Петра. Иисус знал, что сатана будет сеять Петра как пшеницу. Другими словами, Иисус выразил мысль о том, что Петр был «легкой добычей», «беззащитней младенца» для сатаны. Уверенность Иисуса коренилась в силе Своего ходатайства. Христос и нам обещал, что будет нашим Великим
143
Первосвященником, нашим Ходатаем перед Отцом, нашим Праведным Заступником, чтобы мы верили в то, что устоим. Наша вера полагается на нашего Спасителя и Первосвященника, молящегося за нас.
В Библии записана молитва, которой Иисус молится за каждого из нас. Нам следует как можно чаще читать эту великую первосвященническую молитву. Приведу лишь ее часть:
...соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Ин. 17:11,12).
И вновь мы читаем:
Отче [которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира (Ин. 17:24).
Наше сохранение является делом всей Троицы. Бог Отец оберегает и хранит нас. Бог Сын ходатайствует за нас. Бог Дух Святой пребывает в нас и помогает нам. Нам даны «печать» и «начаток» Святого Духа (2 Тим. 2:19; Еф. 1:14; Рим. 8:23). Это — образы Божественной гарантии. Печать Духа — это несмываемая отметина, подобная сургучовому оттиску печатки монарха. Она показывает, что мы — Его владение. Начаток же Духа несколько отличается от первого взноса, который мы совершаем сегодня при покупке собственности. Ведь этот первый взнос может быть потерян. На языке Библии начаток Духа означает внесение залоговой суммы с обязательством уплатить оставшееся. Бог не утратит Своего начатка. И Он непременно оплатит все сполна. Первые плоды Святого Духа гарантируют, что последние плоды себя ждать не заставят.
Работу Бога по сохранению святых можно сравнить с образом отца, ведущего за руку своего ребенка. С точки зрения арминиан безопасность ребенка зависит от той силы, с которой он держится за руку. Если ребенок отпустит руку, — он упадет. С точки же зрения кальвинизма безопасность ребенка зависит
144
от того, с какой силой отец держит руку ребенка. И даже если ребенок отпустит руку, рука отца будет продолжать держать его. Десница Господня не ослабевает.
Но мы спрашиваем себя, почему же нам кажется, что некоторые люди на самом деле отпадают окончательно и бесповоротно? Здесь нам помогут слова апостола Иоанна: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19).
Повторю афоризм: «Если имеешь — не потеряешь; если потерял — никогда не имел». Мы понимаем, что Церковь Иисуса Христа — это неоднородное тело. Рядом с пшеницей на ее поле растут и плевелы, а козлы пасутся рядом с овцами. Притча о сеятеле показывает, что люди могут переживать ложное обращение. Признаки их веры могут казаться истинными, но сама вера может быть ложной.
Мы знаем людей, которые многократно переживали «обращение». Всякий раз во время призыва к покаянию они выходят к алтарю и «спасаются». Один служитель рассказывал о человеке в своей общине, который «обращался» таким образом семнадцать раз. На очередном собрании, когда прозвучало приглашение выйти вперед всем желающим и исполниться Духом, этот человек, столько раз до этого «обращавшийся», вышел вновь. На что одна из прихожанок воскликнула: «Господи, не наполняй его. Это худой сосуд!»
Все мы по-своему «подтекаем», но ни один христианин никогда не лишится Божьего Духа. Всякий же «разочарованный» в Христе никогда и не был очарован Им. Иуда был сыном погибели от начала. Его обращение было фальшивым. Иисус не молился за его возвращение. А Иуда не терял Духа Святого, потому что никогда Его не имел.
Разумеется, нет ничего предосудительного в том, что человек вновь откликается на призыв к покаянию. Мы можем часто выходить к алтарю и обновлять свой завет с Господом, но при этом не знать, какой из наших отзывов был настоящим. В периодическом отклике на призывы к покаянию есть два плюса: они укрепляют нашу уверенность в спасении и углубляют нашу посвященность Христу.
145
БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОБ ОТПАДЕНИИ
Возможно самым сильным аргументом арминиан против доктрины о сохранении святых является одно из многочисленных предостережений Писания о возможности отпадения. Павел, например, пишет: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).
И не только здесь апостол говорит об отрекшихся людях: «И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим. 2:17,18).
Эти слова означают, что верующий может стать «недостойным», иначе говоря, его вера может быть «разрушена». И все-таки важно заметить, как Павел заканчивает свое предупреждение Тимофею. «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: „познал Господь Своих“; и: „да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа“» (2:19).
Петр также говорит о вымытых свиньях, вновь бросающихся в грязь, и о псах, возвращающихся на свою блевотину, подразумевая тех, кто, однажды познав пути праведности, вернулся назад. Это ложно обратившиеся, чья природа так никогда и не была изменена (2 Пет. 2:22).
ШЕСТАЯ ГЛАВА ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯМ
Шестая глава Послания к Евреям содержит, пожалуй, самое суровое предупреждение о возможности отпадения, а также слова, противоречащие доктрине о сохранении святых. Вот этот текст:
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпад- ших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему (6:4-6).
В этом отрывке утверждается, что верующие не только могут, но и в действительности отпадают окончательно и бесповоротно. Как понимать смысл сказанного?
146
Определить полное значение этого отрывка нелегко в силу различных причин. Во-первых, мы не знаем точно, о каком отступничестве говорится, так как нам не известно, на самом ли деле автор послания и его адресат были евреями. Такое предупреждение могло быть вызвано двумя разными, но одинаково насущными проблемами в ранней Церкви. Первой проблемой был вопрос о так называемых называли тех, кто не остался верен своим христианским убеждениям во время жестоких гонений. Не каждый член церкви шел на арену со львами, распевая гимны. Кто-то не выдерживал и отрекался от Христа. Некоторые даже предавали своих товарищей и соглашались на сотрудничество с римлянами. Когда же волна гонений пошла на убыль, многие из бывших перебежчиков покаялись и выразили желание вернуться в церковь. Вопрос о том, как принимать таких людей, был весьма противоречивым.
Еще одна горячая тема была спровоцирована так называемыми иудействующими. Разрушающее влияние этой группы отмечается в разных текстах Нового Завета, но особенно четко — в Послании к Галатам. Иудействующие хотели исповедовать Христа, но в то же время настаивали и на соблюдении ветхозаветных обрядов (например, на обязательности обрезания). Я думаю, что шестая глава Послания к Евреям была реакцией автора на ересь иудействующих.
Вторая проблема заключается в следующем: как определить, кого предупреждает автор об отпадении? Были ли эти люди истинно верующими или «сорняками на пшеничном поле»? Следует помнить, что автор мог говорить о трех категориях людей. Вот они: 1) верующие, 2) неверующие, посещавшие церковь, и, наконец, 3) неверующие вне церкви.
В Послании к Евреям проводится несколько параллелей с ветхозаветным Израилем. Особенно с теми из израильтян, кто был уличен в отступничестве. Но кого имел в виду автор Послания к Евреям? Чем эти люди отличаются? Давайте перечислим характерные для них черты:
1) однажды просвещенные;
2) вкусившие небесного дара;
3) причастники Святого Духа;
147
4) вкусившие благ Божьего Слова;
5) лишившиеся возможности обновления покаянием.
На первый взгляд, в этом списке перечисляются качества настоящих верующих. Но в то же время он может относиться и к тем членам церкви, которые не являлись верующими, то есть к людям, не совершившим истинного исповедания веры. Все эти свойства могут относиться и к неверующим. Ими могли быть «плевелы», приходившие каждую неделю в церковь, слышавшие Слово Божье и, таким образом, «просвещенные». Они участвовали во всех таинствах. Они принимали участие в Вечере Господней. Они были причастниками Святого Духа в том смысле, что ощущали близость Его особого присутствия и Его проявления. Они даже могли и каяться (по крайней мере внешне).
Наверное поэтому многие кальвинисты относят эти слова к неверующим в церкви, которые на самом деле никогда не принимали Христа. Но я не совсем удовлетворен подобной интерпретацией. Я думаю, что этот отрывок может описывать и истинных христиан. Самой важной фразой я считаю следующую — «обновление покаянием». Я знаю, что существует ложное покаяние, которое автор послания в других местах называет «покаянием Исава». Но здесь речь идет об обновлении. Обновление подразумевает, что новое покаяние похоже на старое. Обновленное покаяние, о котором здесь говорится, должно быть истинным. Поэтому я полагаю, что и «старое» покаяние должно было быть настоящим.
Я думаю, что в своей аргументации автор использует стиль, называемый …... Этот стиль характеризуется тем, что автор принимает точку зрения своего оппонента и затем доводит ее дологического завершения. Логическое завершение ереси иудействующих было в разрушении всякой надежды на спасение.
Итак, логика такова. Допустим, человек, однажды принявший Христа и, следовательно, доверившийся Его искуплению от греха, затем вернулся бы к заповедям Моисея. Его поступок был бы отвержением всего, что совершил Христос. Он снова стал бы должником закона. А коль так, где ему искать спасения? Он отверг крест и вернуться к нему не может. У такого человека не
148
остается надежды на спасение, потому что у него не остается Спасителя. Его богословие не считается с совершенной работой Христа.
Ключ к пониманию шестой главы Послания к Евреям находится в стихе 9: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так».
Здесь сам автор признает необычность своего стиля. Его заключение отличается от заключения тех, кто обнаруживает в этом отрывке доказательства возможности отпадения. Он заканчивает уверенностью о лучшем в возлюбленных, о том, что сопутствует спасению. Всем очевидно: отпадение не сопутствует спасению. Автор не говорит, что верующий на самом деле отпадает. Он утверждает обратное — свою уверенность в том, что его читатели не отпадут.
Но если отпасть невозможно, зачем вообще говорить об этом? Зачем предостерегать от несуществующего? И здесь мы должны понять взаимосвязь стойкости и сохранения. Стойкость подразумевает одновременно и благодать, и обязанность. Мы должны прилагать все свои силы во время духовного хождения. Говоря по-человечески, отпасть возможно. Но при этом мы должны смотреть на Бога, хранящего нас. Невозможно, чтобы Он не смог сохранить нас. Вспомните сравнение с отцом и ребенком. Вполне вероятно, что ребенок может упасть. Но если отцом является Бог, падение ребенка невозможно. Даже при имеющемся обетовании Отца хранить нас ребенок по-прежнему должен крепко держаться. Именно так автор Послания к Евреям предостерегает верующих от отпадения. Лютер называл это «евангельским использованием наставления». Оно напоминает нам о нашей обязанности ответственного хождения перед Богом. И, наконец, говоря о стойкости и сохранении, мы должны обратиться к обетованию Бога, данному в Ветхом Завете. Через пророка Иеремию Бог обещает заключить со Своим народом новый завет, который будет длиться вечно. Он говорит:
И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтоб они не отступали от Меня (Иер. 32:40).
149
Краткие итоги восьмой главы
1. Мы пришли к выводу, что уверенность в спасении жизненно необходима в нашей духовной жизни. Без нее наш рост замедляется, а мы начинаем испытывать разрушительные сомнения.
2. Бог призывает нас к уверенности в своем избрании, к обретению утешения и силы, которые Он дарует уверовавшим. В пятнадцатой главе Послания к Римлянам Павел провозглашает, что Бог для нас — это источник стойкости, мужества (ст. 5) и надежды (ст. 13). Обретение уверенности является одновременно и обязанностью, и привилегией.
3. Ни один истинный верующий никогда не теряет своего спасения. Временами, безусловно, христиане серьезно согрешают, но никогда они не падают окончательно и бесповоротно. Мы твердо стоим в благодати по милости Божьей, хранящей нас, а не благодаря своим собственным силам.
Этот материал еще не обсуждался.