Р.Ч. Спроул
Избранные Богом
ГЛАВА 6. ПРЕДУЗНАНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
Подавляющее большинство христиан, отвергающихреформатскую доктрину предопределения, исповедуют то, что иногда зовется предопределением по предвидению или предузнанию. В общих чертах эта теория утверждает, что из вечности Бог знает, как мы будем жить: Он заранее знает, примем мы Христа или отвергнем Его, Он знает о всех наших свободных решениях еще до того, как мы их примем. Итак, Бог определяет нашу участь на основании Своего знания о нашем выборе. Другими словами, Бог выбирает нас, потому что заранее знает о том, что мы откликнемся на Его призыв и изберем Иисуса. Избранными, следовательно, являются те, кто, как известно Богу, свободно изберет Христа.
В этой теории нет ни слова ни об извечном решении Бога, ни о свободной воле человека. Здесь решение Божье не ставится под сомнение. Нет речи и об уподоблении человека марионетке, а также о попрании его свободной воли. Бог совершенно чист от какой бы то ни было неправедности. Основание нашего последнего суда будет зависеть в конечном счете от нашего решения либо принять Христа, либо отвергнуть Его.
В этой теории многое достойно внимания. Она довольно последовательна и обладает, как было замечено выше, рядом преимуществ. К тому же существует по крайней мере одно библейское свидетельство, говорящее в ее пользу. Вновь обратившись к Посланию к Римлянам апостола Павла, мы прочтем:
Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:29,30).
103
Этот широко известный отрывок часто называют «Золотыми звеньями спасения». В нем прослеживается определенный порядок, который начинается с Божьего предузнания и заканчивается прославлением верующих. Сторонники теории предузнания подчеркивают, что в этом тексте Божье предузнание стоит перед предопределением.
Я уважаю и ценю эту точку зрения. Ведь до того как принять реформатское учение о предопределении, я сам ее исповедовал. Но мне пришлось оставить ее по нескольким причинам. И од-ним из немаловажных факторов стало мое убеждение, что теория предузнания не столько объясняет, сколько отвергает библейскую доктрину предопределения. В ней абсолютно не учитывается Провидение Божье.
Пожалуй, самая слабая сторона теории предузнания содержится в отрывке, цитируемом в качестве самого сильного ее аргумента. При более тщательном анализе вышеуказанные стихи из Послания к Римлянам обнаруживают серьезную проблему: цитирующие этот отрывок для подтверждения теории предузнания ничего не могут доказать на его основании. Другими словами, в этом отрывке нет того, что в нем хотят увидеть защитники предузнания, и есть то, чего им хотелось бы не замечать.
Вы спросите, как такое возможно? Во-первых, заключение о том, что Божье предопределение зависит от Божьего же предузнания, вовсе не следует из этого отрывка. Павел не утверждает, что Бог избирает людей на основании Своего предузнания их решений. Эта идея не звучит здесь ни прямо, ни косвенно. Все, о чем говорится в этом отрывке, сводится к следующему: Бог предопределяет тех, кого Он предузнал. Никто не отрицает, что Бог обладает предузнанием. Ведь Бог не мог избрать тех, о ком Он ничего не знал. Прежде чем Бог избрал, например, Иакова, Он должен был все знать о нем. Но в тексте ничего не сказано о том, что Бог избрал Иакова на основании знания о тех решениях, которые Иаков однажды примет.
Нужно признать, что по крайней мере порядок следования двух ключевых терминов в этом отрывке (предузнание перед предопределением) не противоречит теории предузнания. Но сложность как раз не в них.
104
Обратите еще раз внимание на порядок перечисляющихся событий. Предузнание — предопределение — призвание — оправдание — прославление.
Ключевая проблема связана с парой «призвание — оправдание». Что Павел подразумевает под «призванием»? Новый Завет говорит о Божественном призвании по-разному, поэтому в богословии мы различаем два типа Божьего призвания — внешнее и внутреннее.
Первый тип выражается в проповеди или, другими словами, в благовестии. Когда проповедуется Евангелие, всякий, слышащий его, призывается к Христу. Но не каждый, однако, реагирует на этот призыв положительно. Не каждый, кто слышит внеш-нее провозглашение Евангелия, становится верующим. Порой призыв Евангелия натыкается на глухие уши.
Итак, мы понимаем, что оправдание получают лишь откликнувшиеся верой на внешний призыв Евангелия. Оправдание совершается по вере. Но, повторяю, не всякий, слышащий внешний призыв, отзывается на него верой. Следовательно, оправдывается не всякий, призванный извне.
Но в Послании к Римлянам Павел утверждает, что Бог оправдывает тех, кого призывает. Мы не замечаем, что Библия прямо не утверждает оправдания всех призываемых. Мы лишь привыкли думать, что речь в нашем отрывке идет обо всех. Возможно, всем нам, включая и сторонников теории предузнания, свойственна порочная привычка видеть в тексте то, чего там никогда не было.
Так вот, начиная видеть в этом отрывке всех, мы должны осознавать и последствия такой «вставки». Ведь это приведет к определенным выводам. Будут ли они правомочными? Думаю, да. И это легко проверить.
Если бы Павел считал, что оправдываются не все призванные, единственной альтернативой осталось бы следующее: оправдаются лишь некоторые из призванных. И если вместо подразумеваемых «всех» вставить слово «некоторые» не только в паре «призванные — оправданные», у нас получится следующее выражение:
Ибо, некоторых из тех, кого Он предузнал, тех и предопределил
быть подобными образу Сына Своего. Некоторых из тех, кого
105
Он предопределил, тех и призвал; а некоторых из тех, кого призвал, тех и оправдал; некоторых же из тех, кого Он оправдал, тех и прославил.
При таком прочтении текст начинает напоминать какой-то богословский кошмар. В нем утверждается, что лишь некоторые из предопределенных услышат Евангелие и только некоторые из оправданных будут в конце концов спасены. Такие утверждения серьезно противоречат тому, что об этом говорит Библия.
И все же желание увидеть в анализируемом отрывке упоминание лишь некоторых подводит теорию предузнания к еще более серьезной проблеме. Если предопределение Бога основывается на Его предузнании ответа людей на внешний призыв Евангелия, то как вообще возможно призвание хотя бы некоторых предопределенных? Это значило бы, что среди предопределенных Богом есть и непризванные. А если кто-то из предопределенных предопределен к непризванию, то выходит, что Бог основывает предопределение не на предузнании их реакции на Свой призыв. Ведь человек не может отвечать на призыв, который он никогда и не услышит! Бог не может предузнать несуществующий ответ на несостоявшийся призыв человека.
Да-а... Просто голова кругом! Следуя такой логике, нельзя не сделать следующего вывода: Павел не мог подразумевать некоторых. В «Золотых звеньях спасения» просто необходимо видеть всех.
Итак, давайте повторим еще раз. Если в «Золотые звенья спасения» мы подставим слово некоторые, это станет концом теории предопределения по предузнанию, ибо некоторые из предопределенных Богом людей впоследствии так и не будут призваны. Приверженцы этой точки зрения утверждают, что Божье предопределение основывается на Божьем предузнании положительного отклика людей на призыв Евангелия, следовательно, они предполагают существование предопределенных к непризванию. И это мнение, безусловно, несостоятельно.
Впрочем, даже если в наш отрывок вставить подразумеваемое всех, это также будет доказательством несостоятельности теории предопределения по предузнанию. В этом случае трудность появляется в отношении пары «призвание — оправдание». Если оправдывается каждый призванный, отрывок будет означать одно
106
из двух: 1) оправдывается всякий, слышащий внешний призыв Бога в проповеди Евангелия, или 2) оправдывается всякий, слышащий внутренний призыв Бога.
Если выбрать в качестве ответа первый вариант, тогда неизбежно заключение о том, что каждый, слышащий Евангелие, предопределен к спасению. Разумеется, подавляющее большинство сторонников теории предопределения по предузнанию при-держиваются также и мнения, что спасается далеко не всякий, кому проповедуется Благая весть. Впрочем, есть среди них и универсалисты. Они считают, что каждый будет спасен независимо от того, слышал он Евангелие, или нет. Нам же следует помнить, что основной спор о предопределении среди евангельских христиан не касается универсализма. Все, будь то сторонники реформатской доктрины или последователи теории предузнания, соглашаются с тем, что не каждый человек будет спасен. Все со-гласны также во мнении, что есть люди, слышавшие внешнюю проповедь Евангелия, но так и не ответившие на нее верою и, следовательно, не получившие оправдания Божьего. Поэтому первый вариант неприемлем для защитников теории предопределения по предузнанию, как, впрочем, и для ревнителей реформатского богословия.
Остается второй вариант: оправдывается всякий, слышащий внутренний призыв Бога. Но что собой представляет этот внутренний призыв? Понятно, что внешний относится к проповеди Евангелия. И проповедь принадлежит к сфере ответственности человека. Еще внешний призыв можно услышать, читая Библию. Библия — это Слово Божье, дошедшее до нас в виде документов, написанных рукой человека, и в этом смысле она также относится к внешней сфере. Ни у одного человека нет власти влиять на другого человека изнутри. Я, например, не могу проникнуть в душу соседа, достигая имманентного влияния на его жизнь. Мне остается лишь обращаться к нему извне. Мои слова, конечно, могут проникать в его сердце, но я не в силах содействовать этому. И только Бог способен напрямую обращаться к сердцу человека. Только Бог может действовать непосредственно в глубинах человеческого естества, вызывая положительный отклик веры.
107
Итак, если второй вариант правильно выражает мысль апостола, все становится ясным. Если все люди, которых Бог призывает внутренне, оправдываются и все, Им предопределенные, получают внутренний призыв, то, следовательно, Божье предузнание не сводится лишь к предвечной осведомленности о том, какое решение примет тот или иной человек. Другими словами, Бог знает из вечности, кто откликнется на Евангелие, а кто нет. Но это — не знание стороннего наблюдателя. Бог знает из вечности тех, к кому Он обратится с внутренним призывом. И каждый, получающий внутреннее призвание, будет Богом оправдан.
Несколько раньше я отметил, что в «Золотых звеньях» говорится гораздо больше, чем хотелось бы сторонникам теории предузнания. В них утверждается, что Бог заранее определил внутреннее призвание. Каждый, кто предопределен получить внутреннее призвание, будет Им оправдан. Здесь Бог совершает в сердцах избранных то, что гарантирует их положительный ответ на призыв.
Если второй вариант выражает правильное понимание смысла этого отрывка, тогда выходит, что определенный тип призвания Бог дает не всем людям. Так как все призванные оправдываются, а оправдание получают не все, следовательно, под призванием подразумевается некий специфический тип Божественной активности, который одни люди получают, а другие — нет.
Тут мы вновь сталкиваемся с серьезнейшим вопросом, похожим на наш первый вопрос. Почему же не все предопределены получить этот тип призвания? От кого это зависит — от человека или от Бога? Сторонники теории предузнания ответили бы так: Бог обращает внутреннее призвание лишь к некоторым, потому что знает заранее, кто откликнется на это призвание положительно, а кто — отрицательно. Следовательно, зачем Богу попусту расточать внутреннее призвание, если его можно дать тем, кто наверняка его примет и будет ему послушен?
Насколько же силен внутренний призыв Божий? Да и есть ли в нем прок? Если он дается лишь тем, у кого и без того достаточно сил принять его и положительно откликнуться, то выходит, что внутреннее действие этого призыва реального влияния на человека не оказывает. Если он воздействует на человека, слыша
108
щего внешний призыв, то, следовательно, для некоторых Бог предопределяет некое преимущество, которое Он скрывает от других. А если никакого влияния на решение человека нет, тогда внутреннее призвание просто бесполезно. А уж коль никакого влияния нет, то призвание никак не определяет спасение человека и является бессмысленной частью «Золотых звеньев».
Важно не забывать, что внутреннее призвание Бога дается людям до того, как они уверуют, прежде, чем они отзовутся верой. Если это призвание и оказывает какое-то влияние на их ответ, то избранным Бог дает огромное преимущество. А если нет, то зачем оно вообще нужно? Эта дилемма является больной темой для защитников теории предузнания.
РЕФОРМАТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ В пику теории предопределения через предузнание, реформатская доктрина гласит, что конечное решение о спасении целиком зависит от Бога. Она учит, что из вечности Бог решил вмешаться в жизнь некоторых людей и привлечь их к спасительной вере, не делая этого для остальных. Из вечности, без какого-либо предварительного видения нашего поведения, Бог включил некоторых в число избранных, а остальных — в число осужденных. Конечный пункт назначения каждого человека определяется Богом еще до того, как этот человек рождается, и не зависит от выбора человека. Впрочем, выбор делается, причем свободный выбор, но делается потому, что сначала Бог решил помочь избранным сделать его. Основанием для выбора Богу служит вовсе не человек, а исключительно благоволение Божественной воли.
В реформатском понимании предопределения выбор Бога предшествует выбору человека. Мы избираем Бога только потому, что сначала Он избрал нас. Как утверждает реформатское богословие, без Божественных предопределения и внутреннего призвания никто никогда не сможет избрать Христа.
Именно этот взгляд на предопределение разделяет христиан всего мира. Именно он вызывает такое количество серьезных вопросов о свободе воли и Божьей справедливости, а также гневных возражений и обвинений в фатализме, детерминизме и т. п.
109
Реформатское учение о предопределении трактует «Золотые звенья спасения» так: Бог из вечности предузнал Своих избранных. Он знал об уникальности и особенностях каждого из избранных еще до их рождения. При этом Божье предузнание значит не только предварительную осведомленность о каждой личности, но и предвечную любовь к каждому человеку. Мы не должны забывать, что когда Библия говорит «предузнал», она подразумевает не только простую информированность о человеке, но и глубокую любовь Бога к человеку.
В реформатской доктрине утверждается, что всякий, предузнанный Богом, также и предопределен к внутреннему призванию, к оправданию и к прославлению. Бог суверенной властью дарует спасение Своим избранным и только им одним.
Краткие итоги шестой главы
1. Предузнание не является удовлетворительным объяснением предопределения.
2. В конечном итоге оно осмысляет искупление как дело самого человека.
3. Предопределение искажается и лишается всякого смысла.
4. «Золотые звенья спасения» показывают, что наше оправдание зависит от Божьего призвания.
5. Божье призвание зиждется на свершившемся ранее предопределении.
6. Без предопределения невозможно оправдание.
7. Бог выбирает нас отнюдь не из-за нашего будущего выбора.
8. Избрание — это суверенное решение Бога, принятое за нас.
Этот материал еще не обсуждался.