Томас Уотсон
Небеса, взятые штурмом
Глава 17. Преграды, мешающие христианину прилагать духовные усилия
Далее я изложу некоторые правила и дам некоторые указания, поясняющие, как приобрести это святое и благословенное рвение.
Однако, мы обратим наше внимание на то, что будет препятствовать этому стремлению к небесам.
Обратим внимание на неверие. Неверие – это серьезное препятствие, потому что оно приводит человека к смущению и обескураженности. Когда христианин трудится для небес, то неверие нашептывает ему: "Ну, ради чего все эти страдания? Ты можешь и просто тихо сидеть. Ты можешь молиться, и не быть услышанным; ты можешь трудиться, и не получить награды; ты можешь приблизиться к небесам, и все-таки упустить их". И христианин может сказать: "Надежда потеряна" (Ис. 57:10).
Действительно, неверие губит надежду; а если вы перерубите эту движущую силу религии, тогда все стремление к небесам прекратится. Неверие поднимает в сердце целое облако отчаяния. "Увы, -говорит неверие, – ты никогда не сможешь до конца совершить свое служение Богу. Ведь тебе нужно будет повиноваться стольким заповедям, противостоять стольким искушениям, перенести столько огорчений, – что ты succumbre oneri [Латинское изречение (прим. ред.)], то есть "упадешь под этой ношей". Ты утомишься на своей дороге к небесам".
Неверие возбуждает у человека ревнивые, исполненные подозрения мысли о Боге; оно представляет Его, как сурового Властелина. А поэтому люди думают, что если они допустят ошибку хоть в малейшем вопросе, то Он применит к ним чрезвычайные меры в соответствии с Его законом. Это приводит душу человека в уныние, когда она использует в своем стремлении к небесам необходимые средства благодати. Неверие делает с человеком то же, что Санаваллат и Товия совершали в отношении иудеев. "Ибо они все стращали нас, думая: "опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится"" (Неем. 6:9).
О, обратите ваше внимание на неверие: оно разрушает святое рвение человека! Мы читаем о том, как одеревенела рука Иеровоама (см. 3 Цар. 13:4). Неверие иссушает руку души так, что она уже не может вытянуться вперед для совершения какого-нибудь духовного действия. Неверие оказывает дьяволу великую услугу; оно прокладывает путь, по которому в сердце человека входят дьявольские искушения, которые так очаровывают и пленяют человека, что он теряет уже способность работать для достижения неба.
Остерегайтесь греха; верьте Божьим обетова-ниям, как написано: "Благ Господь ...к душе, ищущей Его" (Плач. 3:25).Вы должны искать Его настойчиво, и Он откроет для вас и Свое сердце, и небеса.
Будьте внимательны к вопросам, касающимся вашего избрания, которые приводят вас в затруднение. Христианин может думать так: "Почему я должен прилагать усилия? Может быть, я не избран, – и тогда все мои усилия бессмысленны". И, таким образом, он прекращает использовать средства благодати и дело веры в его сердце замирает, в то время как истина заключается в том, что ни один человек в мире не может законно сказать, что он не избран.
Правда, что некоторые дети Божьи говорят так во время искушения; но так же как апостол Петр не знал, что он говорил во время преображения, – так и они не знают, что говорят в этом своем искушении.
Ни один человек не может сказать на законных основаниях, что он не избран, до тех пор, пока он не сможет доказать, что он согрешил против Святого Духа. Для любого человека заявлять о неизбрании – это грех, ибо то, что удерживает человека в грехе, должно быть само по себе греховным. И это мнение удерживает его в грехе; это препятствует ему использовать средства благодати и рубит движущую силу всех его стараний. Поэтому не запутывайтесь своими мыслями относительно вопроса избрания; книга запечатана и ни один ангел не может раскрыть ее.
Принцип, которому должны следовать христиане – это воля Бога, которая явлена человеку, а не Его тайны. Воля Бога, которая открыта для нас, заключается в том, что мы должны молиться и каяться. Поступая так, мы делаем наше призвание несомненным, а, делая наше призвание несомненным, мы делаем и наше избрание также несомненным. Если я вижу, что грядки пряностей растут и цветут, то я знаю, что солнце побывало здесь. И если я нахожу в своем сердце плоды послушания, то я могу сделать вывод, что избирающая любовь Бога пролилась и на меня. Писание говорит: "Бог от начала... избрал вас ко спасению" (2 Фес. 2:13).
Обратите свое внимание на то, как много насилия имеется в этом мире; мир остужает добрые чувства человека. Земля тушит огонь. Серебряная труба этого мира дает сигнал к отступлению и увлекает людей прочь от их стремления к небесам. Мир препятствовал тому, чтобы юноша последовал за Христом. Написано: "он ... опечалился"; после чего наш Спаситель сказал: "Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!" (Лук. 18:24). Религия Димаса лежит, погребенная землей, ибо, как написал апостол Павел: "Димас оставил меня, возлюбив нынешний век" (2 Тим. 4:10). Вот что сказал папа Пий Квинтус: "Когда я впервые получил духовный сан, то у меня была некоторая добрая надежда на свое спасение; когда я стал кардиналом, то я засомневался в этом; но с тех пор, как я стал папой, я даже прихожу в отчаяние, думая о нем". Ионафан одерживал победы до тех пор, пока не подошел к сотовому меду, и после этого он остановился (см. 1 Цар. 14:27).
Многие проявляют рвение, стремясь к Царству Божьему, но только до тех пор, пока не подвернется прибыльное дело или выгодная должность; и когда они сталкиваются с этим медом, то они останавливаются в своих духовных устремлениях. Мир ослепляет глаза людей, чтобы они не видели правильный путь, и сковывает их ноги, чтобы они не бежали по пути заповедей Божьих.
Митридат, царь Понта, потерпев поражение от римлян, и, опасаясь, что ему не удастся сбежать, рассыпал большое количество серебра и золота на дорогах, и в то время, как римские солдаты были заняты подбиранием этих сокровищ, он сбежал от них. Сатана использует ту же самую стратегию.
Зная, какое искушение для людей представляет богатство, он разбрасывает его на их пути, чтобы в то время, когда они усердно собирают его, он мог препятствовать им в их поисках истинного счастья.
Я наблюдал некоторых людей, которые, подобно израильскому царю Ииую (4 Цар. 9-10 гл.), стремительно продвигались в своей духовной жизни, но когда мир подступил к ним, тогда колеса их колесниц отвалились и они уже с трудом продолжали свое движение. Если человек взбирается на крутую скалу, а к его ногам привязан груз, то этот груз будет препятствовать его восхождению. Тяжесть золота мешает людям взбираться на ту крутую скалу, которая ведет к спасению. Музыка мира погружает людей в сон, и когда они просыпаются, то уже не годны для духовной работы.
Предмет не может стремительно нестись одновременно в двух противоположных направлениях. Корабль не может нестись под парусами одновременно и на восток, и на запад; так и человек не может усердно стремиться и к небесам, и к земле. Он может иметь Христа и этот мир, но он не может любить и Христа, и этот мир (см. 1 Иоан. 2:15). Тот, кто весь сгорает ради греховного мира, будет абсолютно холоден ради небес. Будьте осторожны, привязываясь очень сильно к этим мирским вещам. Используйте мир, как своего слугу, но не следуйте за ним, как за своим господином.
Будьте внимательны и не потакайте никаким проявлениям своей похоти. Грех, живущий в вас, испортит ваше рвение к небесам. Грех ослабляет человека; он действует подобно филистимлянам, которые остригли волосы Самсона, – и тогда духовная сила уходит. Грех является aegrito animi [Латинское изречение (прим. ред.)], то есть "болезнью души".
Болезнь тела может привести к ампутации ноги человека и она настолько угнетает его, что он уже становится непригодным ни для какого проявления силы. Больной человек не может бежать на ристалище.
Подобным образом и грех, живущий в человеке, в значительной степени отвлекает человека от его духовных обязанностей или же делает его безжизненным в служении. Чем более активно сердце человека участвует в грехе, тем более безжизненно оно в молитве. Как может быть убежден в Божьей милости тот человек, чье сердце обличает его в тайном грехе? Вина человека порождает у него страх, а то, что укрепляет страх, ослабляет рвение. Согрешив, Адам испугался и спрятался (см. Быт. 3:10). Когда Адам потерял свою невинность, тогда он потерял и свое рвение.
Поэтому, приступайте к умерщвлению своего греха; пусть грех ваш будет срублен; воздерживайтесь не только от греховного действия, но пусть будет умерщвлена любовь ко греху и пусть каждый из ваших грехов будет предан мечу.
Многие оставляют все свои грехи, кроме одного; однако, если вы сохраните только один грех, вы потеряете вашу одну единственную душу. Даже один грех является узами для человека; человек может проиграть забег, как имея кандалы на одной ноге, так и с кандалами на обеих ногах. Я читал об одном великом монархе, который, спасаясь бегством от своих врагов, сбросил золотую корону со своей головы для того, чтобы он мог бежать быстрее. Поэтому и вы сбросьте свой грех, который вы носите, как корону, для того, чтобы вы могли бежать быстрее к небесному Царству.
Для того, чтобы проявлять рвение в стремлении к небесам, следует обратить внимание на угнетенное состояние своего духа. Будьте серьезны, но веселы. Тот человек, чей дух угнетен печалью, не пригоден для того, чтобы совершать свою работу. Опечаленное сердце непригодно для того, чтобы молиться или прославлять Бога. Когда струны лютни мокры, то она не сможет издать никакой приятной мелодии. Так и человек, сокрушенный страхом и угнетением, не может быть ревностным в делах своей веры. Когда воин теряет мужество на поле битвы, то вскоре его меч выпадет из его рук. Давид обвинял себя в своей меланхолии. "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога" (Пс. 42:5).
Опечаленное сердце совершает неразумные поступки. По этой причине в сражении мы используем барабаны и трубы для того, чтобы воодушевить и поднять дух солдат, – чтобы они сражались решительнее. Жизнерадостность подобна музыке в сражении; она побуждает дух христианина к действию, делает его энергичным и активным в служении. То, что сделано с радостью, дает наслаждение, – и тогда душа человека летит стремительнее к небесам на крыльях этого духовного наслаждения.
Чтобы вы были ревностными в стремлении к небесам, обратите внимание на свой бездеятельный и ленивый характер. Ленивый христианин подобен трусливому солдату, у которого есть сильное желание добыть трофеи, но который сам не желает штурмовать крепость. Таким ленивым христианином является тот человек, который с радостью хотел бы иметь небеса, но не желает брать их штурмом enerves animos odisse virtus solet [Латинское изречение (прим. ред.)], то есть, "сила имеет обыкновение ненавидеть слабые души".
Бездеятельность – это сон души. Многие, вместо того чтобы зарабатывать спасение, просыпают его. Те, кто не трудятся, должны, по крайней мере, просить милостыню; они должны просить подаяние, как жаждущий человек просит о капле воды. Ленивый человек – говорит Соломон – "опускает руку свою в чашу" (Прит, 19:24). Он должен был бы держать свою руку на плуге – а он опускает ее в чашу.
Бог никогда не создавал небеса, как улей для трутней. Лень – это болезнь, склонная овладевать людьми; стряхните ее. Тихоходное судно – легкая добыча для пиратов, точно так же ленивая душа -легкая добыча для сатаны. Когда крокодил спит с открытым ртом, то индийская крыса забирается в его живот и поедает его внутренности. Когда люди бездеятельны в своей лени, то дьявол приходит и пожирает их.
Будьте осторожны, когда вы прислушиваетесь к своей плоти и крови. Вы можете с таким же успехом прислушиваться к дьяволу, как и к своей плоти. Плоть – это предатель, находящийся в вас самих. Враг, находящийся внутри стен, является самым страшным противником. Плоть вопит: "На пути лев". Плоть будет умолять: "Береги себя" – подобно тому, как апостол Петр сказал Христу. Плоть говорит нам: о, не будь таким неистовым в стремлении к небесам – береги себя.
Плоть говорит нам, как некогда говорил Иуда: "К чему такая трата?" (Матф. 26:8). Подобным образом и плоть говорит нам: для чего вся эта борьба и молитвы? Зачем ты тратишь свои силы? Зачем все эти напрасные труды? Плоть просит об облегчении христианского пути. Она не желает подставлять свою шею под ярмо Христа.
Плоть создана для удовольствия; она скорее предпочтет веселиться, чем бежать в небесном забеге. Вот описание плотских удовольствий: "Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших,... поете под звуки гуслей,... пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями" (Амос 6:4-6). Все это – удовольствия для плоти.
Об одном из таких людей, который старался удовлетворить все свои пять чувств одновременно, рассказывалось в театре Берда. Этот человек имел комнату, увешанную дорогими прекрасными картинами. У него была самая изысканная музыка; в его распоряжении были всевозможные ароматы и благовония. У него были всевозможные конфеты и необычные кондитерские изделия. Он делил свое ложе с прекрасной возлюбленной. Таким образом, он удовлетворял похоти своей плоти, ибо он поклялся, что истратит все свое имущество для того, чтобы хоть одну неделю пожить, как бог, хотя он и был уверен, что на следующий же день будет проклят Богом и отправится в ад.
О, будьте внимательны, рассчитывая на свой плотской ум! Плоть – плохой советчик. Апостол Павел не хотел советоваться с плотью и кровью (см. Гал. 1:16). Плоть является неизменным врагом для святого рвения. Написано: "Ибо, если живете по плоти, то умрете" (Римл. 8:13). Помните, что при крещении ты дал обещание отказаться подчиняться голосу своей плоти.
Будьте внимательны, когда вы прислушиваетесь к голосам тех плотских друзей, которые зовут вас прочь от этого благословенного духовного усердия. Если начинает идти снег, то костер вскоре теряет свое тепло и постепенно гаснет. Точно так же, когда вы находитесь в плохом окружении, вы вскоре потеряете жар своего сердца для служения Богу. Общество нечестивых людей быстрее охладит вас, чем вы сможете уделить им часть своего тепла УКсус скорее сделает вино кислым, чем вино сделает сладким уксус.
Как часто плотские друзья воздействуют на наши души подобно тому, как инфицированные люди передают нашему телу чуму. Нечестивые люди отговаривают нас от святого усердия; они говорят, что это пуританство и что это выглядит очень странно. Они будут действовать, как так называемые "друзья" Христа, которые удерживали Его, когда Он собирался проповедовать им Царство Божие: "...Ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя" (Марка 3:21).
Такие люди ничего не знают об истинной духовности и считают, что именно наслаждение в религии – это безумие; и поэтому они будут удерживать вас, чтобы воспрепятствовать вам в этом священном рвении. Если мы являемся искренними почитателями благочестия, то наши плотские друзья разнесут дурную молву о нашем усердии и, таким образом, попытаются сломить нас.
Каким препятствием на пути Галеасиуса, Маркиза Вико, оказались его чувственные родственные отношения, когда он принял решение стремиться к небесам! Какие трудности ему пришлось претерпеть для того, чтобы преодолеть эти преграды! Будьте осторожны с этой сетью, находящейся внутри вас. Это одно из самых коварных средств сатаны – препятствовать нам в делах нашей веры с помощью наших близких и поражать нас нашим же собственным ребром. Он искушал Адама с помощью его жены (см. Быт. 3:6). Кто мог подозревать, что за ее словами скрывается дьявол?
Дьявол искушал также и Иова через его жену. Она сказала ему: "Ты все еще тверд в непорочности твоей?" (Иов 2:9).Она говорила далее, что несмотря на все несчастья, которые поразили его, он все еще молится и служит Богу. Откажись от Него; "Похули Бога и умри". Таким путем дьявол хотел охладить рвение Иова к небесам, но щит веры Иова погасил раскаленные стрелы лукавого. Друзья Спиры также стояли на его пути к небесам, когда он советовался с ними относительно доктрины Лютера. Они убеждали его отречься от этой доктрины и открыто отказаться от прежней веры, – и вследствие этого он ощущал ад в своей совести.
Будьте осторожны с такими искусителями; примите решение держаться своего рвения в стремлении к небесам, не смотря на уговоры ваших плотских друзей. Лучше пойти на небеса с их ненавистью, чем отправиться в ад с их любовью. Вот что сказал Джером: "Если мои родители будут убеждать меня отречься от Христа; ...если моя жена будет околдовывать меня своими объятьями, – то и тогда я оставлю все и побегу ко Христу". Если наши самые близкие друзья живыми лягут на нашем пути к небесам, то мы должны либо перепрыгнуть через них, либо, образно говоря, наступить на свои чувства к ним.
Будьте внимательными к самому себе и не устанавливайте свое духовное жилище на самой низкой отметке Божьей благодати. Человек, имеющий наименьшее количество благодати, может иметь какое-то духовное движение, но он не имеет рвения в этом движении. Как грустно видеть, когда человек удовлетворяется лишь таким количеством благодати, которое будет только еле хранить его жизнь и душу.
Больной человек может иметь жизнь, но он не будет энергичным. Благодать может жить в сердце, но быть слабой, и тогда она не расцветает в энергичные действия. Слабая благодать не устоит против сильных искушений и не проведет нас через большие страдания; она с трудом последует за Христом по воде.
Малая благодать не сможет много служить Богу. Дерево, имеющее лишь немного жизненных соков, не принесет много плода. О некоторых христианах можно сказать, что они хотя и не были рождены мертвыми, тем не менее, в благодати – они очень истощены. Они напоминают воздушный корабль, который с большими трудностями идет на небеса.
О, трудитесь для того, чтобы духовно вы могли возрасти и перейти в следующую степень святости, ибо чем больше вы имеете благодати, тем больше будете иметь силы; а чем больше вы имеете силы, тем больше будет у вас рвения.
Для того чтобы быть ревностным в стремлении к небесам, остерегайтесь такого мнения, которое предполагает, что приобрести Царство Небесное совсем не трудно; что для этого будет достаточно и меньшего усилия. Тот человек, который думает, что ему необязательно бежать ристалище так быстро, склонен к тому, чтобы замедлить свою скорость. Однако, по этой причине многие вообще не завершили свой бег. Кто будет усердно стараться достичь небес, если он будет считать, что сможет приобрести их за более низкую цену?
Однако, если бы достичь неба было так легко, то зачем нужно было Христу говорить: "Употребляющие усилие, восхищают его"? Для чего апостолу Павлу нужно было усмирять и порабощать свое тело? Почему наш текст говорит о том, что Царство Небесное берется силою? Разве обращение человека к Богу не называется рождением свыше (см. Иоан. 3:7), сотворением чистого сердца (см. Пс. 50:12), и разве все это может происходить легко?
О, будьте внимательны, и не воображайте, что достижение Царства Небесного – это легкий труд, ибо этот труд, с одной стороны, выше нашей человеческой природы, а с другой стороны, он противоестественен для природы человека. Поэтому это великое чудо для души – стать спасенной. Это то же самое, что увидеть жернов, поднятый в среднее положение и висящий в воздухе ни на чем.
Этот материал еще не обсуждался.