Томас Уотсон
Небеса, взятые штурмом
Глава 10. Христианин должен употреблять усилия в борьбе против сатаны
Мы должны прилагать усилие, сражаясь против сатаны. Сатана противостоит нам и открытым применением силы, и скрытым вероломством. Когда он применяет открытую силу, он называется красным драконом; когда он применяет скрытое вероломство, его называют старым змеем. В Священном Писании мы читаем о его западнях и стрелах; однако, чаще всего он наносит нам вред своими западнями, чем стрелами.
УСИЛИЯ сатаны. Он старается взять приступом твердыню нашего сердца; он возбуждает внутри у человека греховную страсть, похоть и чувство мести. Эти злые чувства и являются раскаленными стрелами лукавого (см. Еф. 6:16), потому что они часто зажигают пожар в нашей душе. За его жестокость сатану называют рыкающим львом: "... Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5:8) – (как подчеркивает Христос: он ищет их не для того, чтобы укусить, но чтобы поглотить).
Вероломство сатаны. То, чего сатана не может сделать с помощью силы, он будет стараться добиться с помощью обмана. В искусстве обольщения сатана имеет много тонких приемов. Для того, чтобы приспособить свои искушения ко внешнему облику и характеру человека, сатана изучает его физиогномику (то есть черты лица человека и его эмоции) и кладет перед ним соответствующую приманку. Он знал алчные склонности Ахана и искушал его золотом. Он искушает эмоционального человека красотой.
Еще одна хитрость диавола заключается в том, чтобы соблазнить человека на зло, которое является sub specie boni [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть, "замаскированным под добро". Пират наносит ущерб, вывешивая на свою мачту флаг фальшивого цвета; так же поступает сатана, вывешивая перед собой флаг, имеющий цвета религии. Он соблазняет некоторых людей на греховные действия и убеждает их в том, что из этого зла в конечном счете выйдет добро. В некоторых случаях он говорит, что они могут обойтись без соблюдения требований Слова Божия и поэтому могут расширить границы своей совести дальше, чем требует Писание, для того чтобы еще больше служить Богу – как будто Богу необходим наш грех, чтобы умножить Свою славу.
Сатана искушает человека ко греху постепенно. Точно так же, как земледелец сначала обкапывает корень дерева, затем постепенно расшатывает его, и, наконец, дерево падает, так и сатана постепенно вкрадывается в сердце человека.
Вначале он приступает к такому сердцу издалека, вкрадчиво. Например, он не сказал сразу же Еве: "Ешь яблоко"; нет, он проделал эту работу более искусно; он задал ей вопрос: "Разве Бог действительно так сказал? Конечно, Ева, ты ошибаешься. Щедрый Бог никогда не хотел препятствовать тебе пользоваться одним из наилучших деревьев в саду. И, на самом деле, разве Бог так говорил? Безусловно, или Бог так не говорил, или Он никогда, на самом деле, не желал дать тебе этого". Таким образом, постепенно, сатана подвел ее к сомнению, а затем она взяла этот плод и ела.
О, будьте также и вы внимательны к своим первым греховным побуждениям, исходящим от сатаны. Они могут показаться нам очень незначительными, однако они являются principiis obsta [Латинское выражение (прим. ред)], то есть, "тем, что с самого начала противоречит главным принципам и фундаментальным истинам Писания"! Он вначале – лисица, а затем – лев.
Сатана искушает человека ко злу in licitis [Латинское выражение (прим. ред)], то есть, "в законных вещах". По закону Ной мог есть плод винограда, но он принял его так много, что, в результате этого, согрешил. Неумеренность превращает то, что является добром, в зло. Еда и питье также могут превратиться в проявления невоздержанности человека. Чрезмерное усердие в какой-либо сфере жизни является проявлением алчности человека. Сатана увлекает людей к неумеренной любви к творению и затем наносит им зло посредством того, что они любят. Так, например, Агриппина отравила своего мужа Клавдия той пищей, которую он больше всего любил.
Сатана склоняет людей делать добро, исходя из злых побуждений. Если он не может навредить им совершением каких-либо неприличных поступков, то он будет делать это через их внешне благочестивые действия. Так, например, он искушает некоторых людей, чтобы они стали религиозными людьми ради выгоды, чтобы подавали милостыню бедным ради похвалы, так чтобы другие могли видеть их добрые дела и прославлять их. Это лицемерие заквашивает собой их усердие в исполнении своих религиозных обязанностей и, в результате этого, они теряют свою награду пред Богом.
Дьявол склоняет людей ко злу тем, что само по себе является хорошим. Это придает благовидный предлог его искушениям и делает их менее подозрительными. Иногда дьявол использует самых известных и святых людей для того, чтобы создавать благоприятные условия своим искушениям. Дьявол искушал Христа посредством одного из апостолов, -апостол Петр отговаривал Его от страданий. Авраам, благочестивый муж, просит свою жену сказать неправду: "Скажи же, что ты мне сестра" (Быт. 12:13).
Все это – сатанинское коварство в искушении. Мы же со своей стороны должны противостоять сатане посредством веры, как и написано: "Противостойте ему твердою верою" (1 Петр. 5:9). Вера – это мудрая, разумная благодать; она может увидеть крючок, спрятанный под наживкой. Вера – это побеждающая благодать, о ней сказано, что она нужна христианину более всего, так как она может "угасить все раскаленные стрелы" сатаны (Ефес. 6:16). Вера противостоит дьяволу.
Вера поддерживает сердце человека, делает его непоколебимым и оно не поддается искушениям. Человека делает виновным не то, что он искушаем, а то, что он соглашается с искушением. Вера же вступает в противостояние с сатаной.
Вера не только не уступает искушению, но и отражает его. Вера держит Божье обетование в одной руке, а Христа – в другой. Обетование ободряет веру, а Христос укрепляет ее; таким образом, вера отбивает врага с поля битвы.
Мы должны прилагать усилия в борьбе против сатаны с помощью молитвы. Мы побеждаем его, стоя на коленях. Как Самсон взывал к небесам о помощи, так и христианин с помощью молитвы получает дополнительные силы с небес. Во всех искушениях идите к Богу с молитвой. Скажите Ему: "Господи, научи меня использовать каждый вид духовного оружия – как держать щит, как носить шлем, как использовать меч Духа. Господь, укрепи меня в битве; позволь мне лучше умереть победителем, чем быть узником, с торжеством водимым сатаной".
Бот таким образом мы должны прилагать усилия, противостоя сатане. На нашем пути стоит лев (то есть диавол), но мы должны принять решение сражаться с ним.
В этой борьбе против сатаны пусть нас ободрит, чтобы прилагать необходимые для этого усилия, следующий факт: наш враг уже частично побежден. Христос, который является Начальником нашего спасения, нанес сатане смертельную рану на кресте (см. Кол. 2:15). Змей уже поражен в голову. Христос повредил голову старого змея. Дьявол является скованным и побежденным врагом; поэтому не бойтесь вступать с ним в битву. Противостойте ему и он убежит (см. Иак. 4:7); он не знает другого пути, как бегство.
Этот материал еще не обсуждался.