08.05.2013
Скачать в других форматах:

Томас Уотсон

Небеса, взятые штурмом

Предисловия

Предисловие к русскому изданию (2001 год)

Должен ли христианин прилагать все возможные с его стороны усилия для того, чтобы достигнуть вечной жизни в небесах, или же, наоборот, вечность в небесах дается ему даром без каких-либо активных действий с его стороны – этот вопрос является очень важным, особенно в настоящее время, когда каждому верующему стала доступной разнообразная переводная духовная литература.

Зачастую неискушенному читателю внушается мысль о том, что каждому, называющему себя христианином, небеса гарантированы на основании того факта, что он исповедует имя Иисуса Христа и, по этой причине, после покаяния ему уже ничего не нужно делать. Другими словами, он может быть совершенно пассивным – забывая о том, что апостол Павел говорит: "Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Ефес. 2:10).

Безусловно, такой взгляд на вопрос спасения является заблуждением, и мы надеемся, что предлагаемая вашему благочестивому вниманию книга известного пуританского богослова Томаса Ватсона "Небеса, взятые штурмом", впервые переведенная на русский язык, будет весьма полезной для достижения каждым возрожденным христианином успешной и победоносной христианской жизни, как и написано:

"То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии – любовь" (2 Петр.1:5-7).

Братство Независимых Церквей и Миссий
Евангельских Христиан-Баптистов Украины

Предисловие к первому
американскому изданию книги в 1810 г.

В то время когда кажется, что многие люди в настоящее время находятся под влиянием сильного желания найти путь к Небесному Сиону, бесспорным является тот факт, что для тех читателей, чьи лица действительно обращены к небу, несомненную ценность представляет то, что они могут иметь в своих руках и перед своими глазами произведения такого поистине благочестивого служителя Евангелия, каким был преподобный Томас Ватсон.

Тот, кто знаком с учением Священного Писания, которое среди протестантов повсеместно признается единственным истинным руководством во всех вопросах веры и жизни, должен признать, что жизнь христианина является борьбой. Мы находим это утверждение в следующих текстах Писания:

"Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Матф. 24:42).

"Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу" (2 Кор. 10:3-5).

В то же время нет такого человека, который не признал бы с готовностью, что противодействие, воздвигаемое миром против Церкви в наши дни, не сравнимо с тем противодействием, которое испытали наши братья в прошлые времена. Однако мы имеем то же самое обетование, какое имели и они: "... довольно для каждого дня своей заботы" (Матф. 6:34),а также: "...Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12:9).

Однако, несмотря на эти драгоценные обетования есть большие опасения, что, хотя и в наши дни имеется много верных служителей Слова Божьего, тем не менее, если бы открытое признание нашей веры грозило бы нам плахой или костром, то верных христиан нашлось бы немного; увы, даже слишком мало было бы таких христиан, кто сравнился бы с такими подвижниками веры, как Альмонд, Аппрайс, Аретузи, Роджерс или Джеймс Эскью. Тем не менее, мы бы рискнули утверждать, что и жизнь, и произведения автора этой книги в отношении их совершенства ничуть не уступают ни одному из вышеупомянутых подвижников.

Хотя, по мнению некоторых легкомысленных читателей, на первый взгляд может показаться, что ничего в характере предложенной работы не может привлечь внимания великих и образованных умов этого мира, – тем не менее, после серьезного и внимательного ознакомления с великой и внушающей благоговейный страх темой, которая здесь затрагивается, вы найдете в этой книге язык, который вполне соответствует изложению такой сильной и неопровержимой истины, которая в свое время заставила трепетать даже правителя Феликса (см. Деян. 24:25), и которой призванные Богом мужи этого мира не могут противостоять, и которую они не могут отрицать.

Мы должны также признать, что в этой небольшой работе присутствуют некоторые выражения, которые могут быть истолкованы, как проявление вражды к определенным сектам. Однако, если кто-либо и подумает так, то пусть он вспомнит слова апостолов: "... должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5:29).

Похоже, что нашего автора, как и апостолов, беспокоило, чтобы страх перед Создателем все время присутствовал в них. Из всего того, что Томас Ватсон произносил с кафедры или издавал в печати, создается впечатление, что он больше всего стремился к тому, чтобы приводить человеческие души в Царство Небесное через возвещение серьезных и важных библейских истин.

Но он не имел цели веселить и доставлять удовольствие своим читателям и слушателям той утонченной и светской манерой изложения, которая сейчас в моде и которая отличается изысканной композицией и тщательно обработанными фразами. Он был ревностным и верным служителем своего Господа; и при исполнении священных обязанностей, возложенных на него в силу его служения, его слишком мало беспокоило или не волновало вообще, что люди могут сделать ему или что могут сказать о нем.

В настоящем издании данной книги были произведены некоторые изменения в орфографии автора для того, чтобы она более соответствовала той орфографии, которая используется в настоящее время. Некоторые выражения, вышедшие из употребления, также были исправлены. Но самое большое внимание уделялось тому, чтобы ни одно выражение автора не утеряло ни малейшей доли его энергии, силы или значения. Заметки на полях, присутствовавшие в старом издании, которые, в основном, были написаны на греческом или латинском языках, здесь опущены. Уместность этого сокращения книги должна быть очевидной, так как эти заметки, скорее, смущали бы, а не помогали бы в изучении Библии огромному большинству тех, в чьи руки может попасть эта небольшая работа; к тому же, их сохранение сильно повышало цену книги.

Издатель, хорошо осознающий ценность этого произведения, которое он сейчас предлагает, стремился к тому, чтобы сделать данную книгу как можно дешевле. Он искренне надеется, что она может быть благодатным средством обращения некоторых людей от их злых путей греха и смерти на пути праведности и вечной жизни.

Чтобы эта книга могла стать счастливым жребием для всех тех, в чьи руки она попадет, – является искренним желанием

Издателя
Нью-Йорк, 26 марта, 1810

Предисловие к
английскому изданию книги в 1992 г.

Томас Ватсон был глубокоуважаемым пуританским проповедником-нонконформистом и духовным писателем семнадцатого века. Он получил степень магистра гуманитарных наук в колледже Эммануила, в Кембридже, где был известен своим особым усердием в учебе. После окончания учебы в 1646 году он начал свое пасторское служение в церкви святого Стефана, Уолбрук, Лондон, которое продолжалось на протяжении шестнадцати лет и было прервано на несколько месяцев в 1651 году из-за того, что он был лишен свободы за участие в заговоре за восстановление монархии.

Ватсон приобрел известность, как благочестивый проповедник, в особенности одаренный в сфере импровизированной молитвы. Когда Закон о Единообразии Веры, вышедший в 1662 году, ликвидировал большинство Лондонских церквей, Ватсон был одним из многих пуританских священнослужителей, которые открывали неофициальные собрания. После принятия Декларации о религиозной терпимости, принятой в 1672 году, он получил разрешение трудиться в Кросби Холл, где и проповедовал в течение нескольких лет до того, как вышел на пенсию и уединился в Эссексе. Он умер внезапно в 1686 году, во время уединенной молитвы.

Труды Томаса Ватсона, основанные на здравой доктрине, изобилующие практической мудростью и беспристрастным исследованием человеческих побуждений и чувств, не нуждаются в представлении пуританским читателям. Глубокая духовность, лаконичный стиль изложения, поразительные выводы, практические иллюстрации и красота выражений делают его одним из самых неотразимых, постоянно цитируемых и благочестивых пуританских богословов.

В последние десятилетия издательство Banner of Truth Trust возобновило издание трехтомника трудов Ватсона, включающего 176 проповедей Вестминстерского Малого Катехизиса (в том числе Основы богословия; Десять Заповедей; Молитва Господня); классические работы, основанные на Матфея 5:1-12 – Заповеди Блаженства; Доктрина покаяния; Божественная благая весть (более позднее название этого труда – Все содействует ко благу). Последняя из упомянутых проповедей Ватсона является толкованием Римлянам 8:28, исполненным самого сильного утешения для страдающих христиан.

Издательство Soli Deo Gloria представляет для последнего издания объемного тома, имеющего 740 страниц, разносторонние проповеди Ватсона. Этот том объединяет прежние два тома его проповедей (за исключением проповедиЗаповеди Блаженства), изданных в 1829 году под названием "Рассуждения о важных и интересных предметах – избранные работы преподобного Томаса Ватсона". Его проповедь "Искусство священной удовлетворенности" недавно была перепечатана издательством Free Presbyterian Publications.

Поразительно, что, несмотря на все превосходные издания произведений пуританских писателей, изданные за последние тридцать лет, не было сделано никаких попыток распространить небольшие, редкие и драгоценные книги Томаса Ватсона, посвященные практической христианской жизни, такие, например, как "Небеса, взятые штурмом".Первое издание этой книги вышло в свет в Лондоне, в 1699 году – издатель Томас Паркхуст; второе, улучшенное издание было осуществлено преподобным Р. Армстронгом, пастором из Лондона, который высоко ценил Ватсона.

В 1810 году Нью-Йоркское издательство впервые напечатало издание этой книги под редакцией Армстронга в Америке, назвав его "Христианин-солдат, или Небеса, взятые штурмом". В настоящем издании книги, которое базируется на американском издании 1810 года, мы вновь вернулись к ее первоначальному названию.

В процессе подготовки книги "Небеса, взятые штурмом" к печати я поставил своей целью в каждом отдельном случае следовать указаниям, отмеченным в предисловии к первому американскому изданию (см. выше). Не было сделано никаких самостоятельных или доктринальных изменений. Однако, так как эта книга предназначена для практического применения, я отошел от своих естественных пуристских [Пуризм – стремление к очищению языка от иноязычных заимствований, неологизмов и вульгаризмов (прим. Ред.)] концепций, которые не позволяют вносить никаких изменений в первоначальное издание: устаревшие слова были изменены в соответствии с современной лексикой, пунктуация и орфография были модернизированы, впервые было добавлено деление книги на главы и английский перевод глав с латинского языка.

В приложении к этой книге также приводятся две мало известные проповеди Ватсона. Первая из них – "Счастье приближаться к Богу", основанная на Псалме 72:28, была добавлена к изданию, которое перепечатывается в настоящее время. Вторая проповедь – "Как мы можем читать Писания с наибольшей духовной пользой" (Втор. 17:19), взята из книги Ватсона "Библия и уединенная комната", изданной Джоном Овертоном Чаулсом (Бостон: Гаулд и Линкольн, 1844). Обе проповеди значительно расширяют тему, затронутую Томасом Ватсоном в книге "Небеса, взятые штурмом".

Я выражаю искреннюю благодарность за подготовку данной книги к печати корректору миссис Лаурене Куист, машинистке Мэри де Джонг, наборщикам Гари и Линде ден Холландер, переводчику Д-ру Майклу Белл и издателю Дону Кистлеру. От имени Книжного издательского комитета Реформированной Церкви Голландии мы также выражаем признательность щедрым жертвователям, которые пожелали остаться неизвестными.

И, наконец, интересно отметить, что д-р Доддридж считает, что эта небольшая книга сыграла свою роль в обращении известного полковника Гардинера. Наше искреннее желание – чтобы Бог мог благословить это непреходящее сокровище для многих и в наши трудные дни к их вечному спасению, и чтобы истинные верующие под водительством Духа Святого в большей полноте научились священному искусству прилагать святое усилие для достижения Царства Небесного.

Издательство Soli Deo gloria!
Джоель Р. Бик
Март 1992

Небеса, взятые штурмом
(Краткая аннотация к 5-му изданию книги
на английском языке в 1997 г.)

Книга "Небеса, взятые штурмом" ("О святом усилии, которое должен употреблять христианин, чтобы достигнуть небесной славы"), – является ценным толкованием известного пуританского богослова Томаса Ватсона, основанным на евангельском тексте: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф. 11:12).

Со времени появления в печати эта книга, являющаяся практическим руководством для достижения верующими христианского образа жизни, служит ценным путеводителем, помогающим христианину успешно использовать вверенные ему Богом средства благодати посредством его подчинения Духу Святому.

С присущей автору проницательностью, используя много практических иллюстраций и поразительных заключений, Ватсон описывает, каким образом христианин должен завоевывать Царство Небесное с помощью святого усилия через чтение и исследование Писания, молитву, размышление, самоисследование, благочестивую жизнь и почитание дня Господнего. Он также живо разъясняет, как верующий должен прилагать усилия в противостоянии своему плотскому "Я", сатане и этому миру. Возражения, стимулы и препятствия, возникающие при приложении человеком этих усилий, раскрыты автором в наиболее доступной для восприятия манере.

В приложении к этой книге также приведены две малоизвестные проповеди Ватсона, также посвященные данной теме, а именно: "Счастье приближаться к Богу" и "Как мы можем читать Писания с наибольшей для себя духовной пользой".

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.

Этот материал еще не обсуждался.