Йохем Даума
Малые пророки II. Иона, Михей, Наум, Аввакум
4.6. На пути к Новому Завету
В Авв. 1,5 говорится о событии, которое настолько удивительно, что люди не верят в его наступление. То же самое мы видим в Деян. 13,41. В Книге Аввакума речь идёт о приходе халдеев с наказанием, во что иудеи не поверят, потому что это будет настолько поразительно. Апостол Павел применяет это пророчество к тем, кто не желает веровать в Иисуса Христа. Цитирование Авв. 1,5 подчеркивает всю серьёзность прихода Иисуса и прощения грехов. Те, кто с пренебрежением отвергает Иисуса, более грешны, чем иудеи в дни Аввакума.
Наиболее важный текст, который мы находим в Новом Завете, – это Авв. 2,3 и 2,4. В Евр. 10,37 напоминается о недолгом времени, которое остаётся до прихода Иисуса. Автор говорит об этом, ссылаясь на Авв. 2.3, несмотря на то, что там акцент лежит на уверенности, что видение о халдеях в будущем непременно сбудется. Здесь мы видим свободное использование текста, который непосредственно предшествует другому знаменитому тексту из Книги Аввакума. В Авв. 2,4 говорится о “праведнике”, который останется жив верой. Этот стих цитируется в Евр. 10,38, Рим. 1,17 и Гал. 3,11. Но в Новом Завете эта мысль уже используется по-другому. Аввакум делает ударение на упорстве, уверенности праведных иудеев в своих надеждах на Бога, несмотря на все ужасы, которые предстоит им пережить. А три текста Нового Завета говорят не столько о надежде в смысле терпения и упорства, сколько о вере в деяния Иисуса Христа. Слово “вера” напрашивалось само собой, поскольку авторы Нового Завета пользовались греческим переводом Ветхого Завета. В Рим. 1,17 и Гал. 3,11 апостол Павел указывает на веру во Христа в противоположность собственным делам, которые не могут сделать из нас “праведников”. Обращаясь к Авв. 2,4, апостол не толкует этот текст, а отображает его основной принцип: в своём спасении полностью возлагай надежды на Бога! Окончание Книги Аввакума более ярко выражает этот принцип веры: “Даже если смоковницы не будут цвести… я буду радоваться в Боге спасения моего”.
Сочетение тяжелых обстоятельств и (несмотря на них) уверенности в том, что мы всё же будем (есть) спасены, также можно найти в формулировании аспектов “веры вопреки”. Например, отв. 60 Гейдельбергского Катехизиса: “Хотя моя совесть обвиняет меня, что я тяжко согрешил против всех Божьих заповедей и не придерживался ни одной…, всё же Бог дарует мне… полное прощение, праведность и святость Христа”.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.