09.12.2011
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Малые пророки II. Иона, Михей, Наум, Аввакум

3. КНИГА ПРОРОКА НАУМА

3.5. Значение Книги пророка Наума

 

1. Книга пророка Наума характеризуется местью Бога, которая направлена против Ниневии. Яхве освободит Иудею от ассирийского ярма, которое давит Иудею. Даже в Своей мести Бог вовсе не такой, как люди, которые навлекают на себя эту месть. Он ничего не оставляет безнаказанным и тогда действует жестко, однако месть Его управляема. Наум. 1,3 подтверждает это, называя Яхве долготерпеливым. Его месть – не слепая, импульсивная агрессия, которая напоминает о семидесяти семикратной мести Ламеха (Быт. 4,23сл.). Яхве сначала направляет Свою месть на Свой народ, но потом наказывает зло Его противников, в то время как Он благой для тех, кто находит в Нем свою защиту (Наум. 1,7). Даже в мщении дела Его направлены на добро Его народа. Впрочем, падение Ниневии обрадовало также другие народы (Наум. 3,19). Празднества были во многих городах, а не только в Иерусалиме!

Было бы неправильно считать месть Бога “ветхозаветной”. В пункте 3.6 мы увидим, что месть Бога проявляется также в Новом Завете. В этом пункте речь идёт о том, чтобы отдать Богу должное – как Богу, Который не терпит никого другого рядом с Собой, или (сказав по-другому) как “ревнивому” Богу (Исх. 20,5; Нав. 24,19). Также Он не терпит, что город Ниневия действует, как блудливая соблазнительница, и своим чародейством (Наум. 3,4сл.) приводит народы к идолослужению. Он уничтожит в их храмах идолов (Наум. 1,14). Он не терпит нарушения Его права и Его имени, будь то со стороны Своего народа или других народов. Он обращает Свою месть против Ниневии не как против языческого города, но как города, который долгое время мучил Его народ, Иудею. Поэтому в Книге Наума мы ясно видим связь Божьей мести и завета с Израилем. Впрочем, Божья месть может обратиться против народов, даже если они не имеют ничего общего с Его заветом с Израилем. Бог – Царь не только Израиля, но и всех народов. Признание того, что Бог имеет право мстить или местью защищать Свой народ, не противоречит Лев. 19,18 (“не мсти; люби своего ближнего как самого себя”). Израильтянину запрещалось мстить самому, потому что мщение принадлежит Яхве (Втор. 32,35.41). Но, к счастью, Бог может использовать Своё право мстить. Если бы не так, то кто тогда справедливо смог бы покончить с неправдой в мире и со страданиями Божьего народа?

 

См. Пеелса [Peels 1992,164v], который считает, что в Книге Наума месть и спасение идут бок о бок. По его словам, нет никакого противопоставления между Божьей благостью и гневом возмездия. Благодаря мести Бога в Иудее могли праздновать праздник освобождения (Наум. 1,15). Спронк [Spronk 1999,45] рассматривает разницу между человеческой местью, которая очень быстро приводит к высшей степени насилия, и Божьей местью, которая предоставляет надежду тем, кто страдает от насилия.

Пеелс [Peels 1992,242v] показывает, что месть Бога в большинстве случаев сочетается с заветом с Израилем. Однако это не всегда так, поскольку “месть” не следует воспринимать только как понятие из завета. Божья месть направлена не только на тех, кто нарушил завет или угрожает ему, но на всех, кто унижает Божье господство.

 

2. Поэтому было бы неправильно искать противоположности между Книгой Ионы и Наума. Обе книги заканчиваются вопросом. Иона заканчивает Божьим восклицанием: “Мне ли не пожалеть Ниневии (…), где более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?” А Книга Наума заканчивается вопросом к Ниневии: “на кого не простиралась непрестанно злоба твоя?” Книга Ионы, по словам некоторых толкователей, может восприниматься как реакция на пророчество Наума. Книга Ионы будто бы поправила страшную весть о мести, которую мы встречаем в Книге Наума. Такое толкование подталкивает к мысли, что в Книге Наума мы имеем дело с ограниченным национализмом. Не молчит ли эта книга о грехах Иудеи? И не было ли это характерной чертой лжепророков в дни Иеремии? Ниневия должна погибнуть, а Иерусалим – никогда!

Однако мы уже видели, что Наум также даёт понять, что Яхве терзал Иудею (Наум. 1,12). Мы не можем обвинить Наума в национализме. Скорее это могло касаться Ионы, который должен был понять, что Божья месть не противоречит Божьему терпению. Бог хотел помститься Ниневии, но отказался от Своего решения, когда Ниневия покаялась. Однако «отложить»  не значит «отменить» месть. Послания Наума и Ионы дополняют друг друга. Бог мстит, но Он также знает терпение.

 

Спронк [Spronk 1999,172] видит Книгу пророка Ионы как поправку Книги Наума. Исторически существует разница во времени между Ионой (живущим при Иеровоаме II) и Наумом (незадолго до падения Ниневии). Почему же город, который покаялся, за это время не мог вновь заслужить гнев Господний? См. Робертсона [Robertson 1990,131v]. Мейсон [Mason 1991,83] указывает на то, что в Септуагинте Книги Ионы и Наума идут одна за другой. Что касается Божьего суда и милости, обе книги показывают, что Он добивается Своих целей в плане права и порядка в этом мире.

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.