20.11.2011
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Малые пророки I. Осия, Иоиль, Амос, Авдий

4.4. Авдия 16-21

 

1. В третьей части пророчества Авдия его взгляд направлен в будущее. Каким будет конец народов, которые были враждебны к Израилю? И как будет выглядеть будущее Израиля?

Прежде всего, “день Яхве” будет днём возмездия. Как Израиль должен был испить чашу гнева Яхве и поэтому был уведен в плен, так теперь должны будут испить её все народы. Из Вавилона, как из чаши Яхве, должен был испить Иуда (Ис. 51,17). Теперь настала очередь других народов, чтобы пить из этой чаши (срн. Ис. 51,22; Иер. 25,15). И эти народы будут пить, даже прихлёбывать, до тех пор, пока уже больше не смогут. То, что останется от этих народов, будет создавать впечатление, будто их никогда и не было!

Однако день Яхве имеет и обратную сторону. Суд над народами будет означать спасение для Израиля. Израиль найдёт убежище на Сионе – в противоположность тому, что эдомитяне сделали иудеям, перекрывая им дорогу и убивая их (срн. Авд. 14). Теперь они в безопасности на горе Сион, которая стала снова святой, то есть недоступной для чужих завоевателей. Они уже больше не могут осквернить город (срн. Иоил. 4,17).

Однако спасение Израиля будет включать в себя ещё больше. Вскоре снова святой и недоступный город Иерусалим превратится в опорный пункт для покорения прежних земель. Когда будут прогонять жителей, окажется, что народ Иакова – огонь, а народ Иосифа – пламя, которые сожгут стерни народа Исава (срн. образ в Ис. 10,17). Никто из народа Исава не выживет. Это будет нацелено на возвращение как жителей Южного царства (Иакова), так и Северного царства (Иосифа). Они вновь выступят вместе и будут преследовать Эдом, который после 586 г. до н.э. поселился на землях Иудеи.

 

Отображение Авд. 16 в NBV словами: “Так же как и вы, народ Иакова, на Моей святой горе должны были испить…чашу” – это не перевод, а парафразированное объяснение. Слова, выделенные курсивом, в еврейском тексте отсутствуют. Переводчики NBV посчитали, что под словом “вы” подразумеваются не эдомитяне, а иудеи. Я поддерживаю такое мнение, но хотел бы заметить, что некоторые видят в слове “вы” эдомитян. Они видят в слове “пить” не испитие из чаши гнева Яхве, а пирушки, которые эдомитяне позволяли себе на горе Сион. См. [Ridderbos 1949,17v], [Aalders 1958,41vv].

В Авд. 18 мы читаем, что никто из народа Исава не выживет. Здесь не стоит забывать о преувеличении [Aalders 1958,48]. И это подтверждается в Авд. 21, где горой Исава управляют из Сиона. Это управление подразумевает то, что в Эдоме всё-таки выжил “остаток”. Ведь нет никаких оснований считать, что Эдом будет заселен израильтянами.

2. Истребление Эдома, каким бы важным как исходная точка оно ни было, – это всего лишь часть программы, которая будет выполнена, чтобы восстановить Израиль в былой славе. Расширение происходит во все четыре стороны. На юге народ Иакова (Иудея) “завладеет” Негевом и горной страной Исава. Он даже “завладеет” землёй Ефрема и Самарии, Вениамина и Заиорданским Галаадом. Повторяющееся дважды слово «завладеет» напоминает нам о днях вступления в Ханаан, когда Израиль уже мог завладеть обетованной землёй (Нав. 1,11 и др.; срн. Быт. 15,7 и др.). Тогда сбылось обетование праотцам о владении землёй, а теперь оно будет выполнено снова, но более щедро (Авд. 19).

Изгнанники из Израиля (Северного царства) после своего возвращения также соберут армию и отвоюют свои владения до дальнего севера, то есть до Сарепты, лежащей в области Тира. Такие города, как Тир и Сидон, после несчастья 586 года до н.э. расширили свою сферу влияния до северных земель Израиля. Но дни таких (идеальных) границ, какие Иисус Навин провёл на севере (Нав. 19,28), станут реальностью, когда достигнут Сарепты – места, которое мы знаем из истории Илии (3 Цар. 17,9сл.). Наконец, внимание уделяется также тем изгнанникам из Иерусалима, которые ещё не вернулись. Те, которые сейчас ещё находятся в Сефараде (Сардес в западной части Малой Азии?), могут завладеть городами в Негеве, откуда тем временем будут изгнаны эдомитяне (Авд. 20)!

Конец пророчества после всех этих завоеваний снова возвращает нас к Иерусалиму. Освободители, в лице которых мы видим начальников всех военных операций с целью отвоевать центральное место Израиля среди народов, правят из горы Сион “горой Исава”. “Правят” не в смысле “подчиняют”. Это правление миром (wereld) происходит в мире (vrede) и спокойствии. Ситуация абсолютно противоположная той, которая была в 586 году до н.э. Не Эдом и другие враждебные народы господствуют над Сионом, а Сион господствует над Эдомом и миром народов. Яхве будет править народами из всемирного центра Сиона.

 

Использованное в Авд. 19 и 20 слово “завладеть” [евр.: jrš], начиная от Быт. 15,7, очень часто встречается в смысле «завладеть землёй обетованной» или «изгнать людей [евр.: jrš hi.] из земли, принадлежащей Израилю» [G. Gerleman THAT I,779].

Стих Авд. 19 трудный для перевода, поскольку еврейский текст довольно неясный. Если мы присоединяемся к NBV, тогда кажется странным, что под “народом Иакова” имеются в виду иудеи. Тогда выходит, что иудеи собираются завладеть также Ефремом и Самарией, а значит сердцем Северного царства?!

Не следует забывать, что “Иосиф” и “Иаков” снова действуют вместе. Между ними больше нет взаимной борьбы. См. Авд. 18, где они вместе выступают против Эдома, хотя Северное царство меньше имело дел с ним, нежели Иудея. Они вместе снова завладевают Северным Израилем.

См. Аллена [Allen 1976,171], который замечает, что в Малой Азии (Сардес) во времена Персидского царства находилась еврейская колония. Они могли возвратиться и поселиться в Негеве, южной области Иудеи. Не следует забывать, что для пророка и его слушателей в этом содержалось удивительное обетование. Так, Аллен указывает на то, что ещё во времена Маккавеев Хеврон (на севере Негева) был в руках эдомитян (1 Макк. 5,65).

 

 

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem

 

 

Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.