20.11.2011
Скачать в других форматах:

Йохем Даума

Малые пророки I. Осия, Иоиль, Амос, Авдий

1.16. Значение пророчеств Осии

 

1. Если мы желаем понять значение пророчеств Осии в общем, тогда нам следует начать с образа Яхве, который представляет нам пророк. Нигде в Ветхом Завете мы не находим, чтобы страстная любовь Яхве к Своему народу была изображена так, как у Осии. Израиль нарушил завет с Яхве и воспротивился Его закону (Ос. 8,1). Это довольно известные слова, которые мы встречаем на протяжении всех столетий Ветхого Завета. Однако то, что завет между Яхве и Его народом обладает задушевностью брака, хронологически мы встречаем впервые у пророка Осии. Последующие пророки это позаимствуют. Здесь используется также другой тип отношений – отца и сына, – чтобы открыть нам, как крепко Яхве привязан к Своему народу (Ос. 11).

Эта привязанность не взаимная, поскольку Израиль постоянно блудодействует, как поступала Гомерь по отношению к Осии (Ос. 3,1; срн. 2,2; 7,4; 9,1). В дни Осии это означало, что человек следует за Ваалами. Ни один культ не упоминается в Книге Осии так часто, как поклонение Ваалам, который овладел умами вождей и народа (Ос. 2,8.13.16; 11,2; 13,1). Одним из видов блудодейства Израиля называется также культ тельца, базирующийся в Вефиле (Ос. 4,15; 8,5сл.; 10,5сл.). Как мы увидели, этот культ тельца остаётся на заднем плане, когда мы слышим о поклонении Ваалу. Однако всё зло началось с этого культа тельца, и пророк называет Вефиль источником всякого зла (Ос. 10,15).

Яхве всё же продолжает любить Израиль, несмотря на (духовное) блудодейство в Северном царстве. Не следует забывать, что обетования лучшего будущего в Книге Осии звучат в адрес Ефрема, а не Иуды (Ос. 11,8сл.), хотя Иуда иногда при этом также упоминается (Ос. 1,11). Из Книги пророка Осии видно, что Яхве никогда не расправлялся с Ефремом, какой бы ни была там религиозная жизнь, начиная от распада царства. Иуда обладает неким преимуществом над Ефремом, как рассказывает Пс. 77,67сл. Выбор горы Сион как места для храма, а также царствование дома Давида являются свидетельствами такого преимущества. Весьма понятно, что пророчество Осии о воссоединении детей Иуды и Израиля подразумевает потомка Давида, когда речь идёт об одном лидере (Ос. 1,11; срн. Ос. 3,5). Но несмотря на все эти преимущества Иудеи, очевидно то, что Яхве использует особенно сильные слова, когда говорит о Своей связи с Ефремом, от которого Он не может отказаться (Ос. 11). Он будет делать всё возможное, чтобы снова завоевать Ефрема, увлекая его (как Свою жену) в пустыню и обращаясь к его сердцу (Ос. 2,14).

Его любовь снова побеждает гнев, которым Он разразился на Израиль из-за его блудодейства с другими народами. Мы должны относиться серьёзно как к любви, так и гневу, так что не стоит воспринимать отрывки, в которых Яхве сообщает об истреблении и изгнании, всего лишь как бурю в стакане воды. Чтобы возвратиться к Яхве, этот народ должен пройти тяжелый путь, во время которого многие погибнут [1.3.2]. Яхве мог бы разорвать брачные узы с Ефремом, чтобы дальше идти только с Иудой. Но Он этого не делает. Много израильтян погибнет из-за гнева Яхве, но через Его любовь Израиль будет спасен. Иными словами, многие умрут, но когда утихнет гнев Яхве, Израиль из остатка снова восстанет (Ис. 10,20сл.).

Таким образом, обетование Аврааму о том, что дети Израиля будут так многочисленны, как морской песок (Быт. 22,17; Ос. 1,10), исполнится через маленькую часть Ефрема. То, что мы очень хорошо знаем о возвращении из изгнания людей Северного царства, не может служить противоположным доказательством. Впрочем, их количество тоже может быть намного больше, нежели мы думаем, так что нам нет надобности ограничиваться тем сведением, что пророчица Анна из Лук. 2,36 происходила из колена Асира. Можно вспомнить множество людей, которые во время изгнания и после него в 722 г. до н.э. возвратились в Иудею. В Северном царстве также остались люди, которых мы позже встречаем во время празднований пасхи в Иерусалиме при правлении царей Езекии и Иосии (2 Пар. 30,11.18; 34,33; 35,18). Если изгнанники из Иудеи в 539 г. до н.э. или позже вернулись в Ханаан, то это были люди из всего народа Яхве (Езд. 1,3; 7,13). Среди них находится также семья священника Верзеллия, который был родом из Галаада в Северном царстве (Езд. 2,61; срн. 2 Цар. 17,27; 19,32сл.; 3 Цар. 2,1).

 

Завет как брачные отношения мы встречаем у более поздних пророков, как например, Иер. 2,14 (Яхве как жених); Иер. 3,1; Ис. 50,1 (разрыв брака из-за неверности народа Яхве); Иер. 31,22 (жена Израиль, которая ухаживает за своим мужем) и Иез. 16,8сл. (“ты стала Моей”).

Постоянное внимание, которое Яхве уделяет Северному Израилю, мы встречаем у других пророков. См. Ис. 11,12сл.; Иер. 3,18; 31,1сл.31; Иез. 37,15сл.; Зах. 10,6сл.; 11,7.

Несмотря на все искажения, культ Яхве всё же присутствует в Северном царстве. Знание Яхве стерлось (Ос. 4,1), но ещё не настолько, чтобы Осия не мог больше взывать к этим знаниям. Священники обвиняются в том, что они не распространяли эти знания Яхве среди народа (Ос. 4,6), и за это они должны ответить. Шаббат и другие праздники ещё праздновались (Ос. 2,13); в изгнании народ будет лишён этих праздников (Ос. 9,5). Люди называют Яхве “наш Бог” (Ос. 8,2) и приносят Ему жертвы (Ос. 5,6; 6,6). Даже покаяние, каким бы поверхностным оно ни было, ещё присутствует (Ос. 6,1сл.).

 

2. Если рассматривать значение пророчеств Осии для нас, можем начать с того, что было сказано о завете как брачных отношениях. Примечательно то, что Осия, с одной стороны, даёт место эротике, изображая брак с народом со стороны Яхве как интимные отношения. Однако в то же самое время пророк показывает, что всякая сексуальность должна оставаться за рамками культа Яхве. Ваал требует культового блуда с сексуальными ритуалами, которые будто бы утверждают плодородие в жизни. Яхве категорически запрещает использование сексуальности.

Образ Израиля как жены Яхве исключает сексуальный аспект этого брака. А что же тогда он включает? Брак Израиля с Яхве требует от него ответной любви к Яхве (Ос. 6,4.6). Израильтяне должны быть преданы исключительно своему Супругу (Ос. 13,4). Поэтому они не могут связываться с Ваалами и другими идолами. Иными словами, брак с Яхве абсолютно моногамный!

Как Израиль выказывает свою любовь к Яхве? Посвящает себя Ему (Ос. 2,20), не сходит с Его пути (Ос. 14,10) и исполняет Его законы (Ос. 4,6; 8,12). Перечисление злодеяний (Ос. 4,2) показывает, что в Северном царстве люди знали, о чём говорится в Десяти заповедях. Осия поддерживает традицию послушания, о которой Моисей напоминал народу Израиля. Народ должен осознать, что только Яхве – их Бог, и что Он всегда верен тому, кто Его любит и поступает так, как Он заповедал до тысячи родов (Втор. 7,9).

Из Книги Осии следует запомнить то, что особенно священники несут большую ответственность за обучение народа знаниям Яхве (Ос. 4,4сл.). Также за пределами центрального святилища Яхве в Иерусалиме священники, где бы они ни располагались в Израиле, должны были поддерживать культ Яхве. Кто выбирает другой путь и начинает поклоняться Ваалам, грешит. Однако ответственность за это священников намного больше, чем простого человека из народа.

К ответственным вождям следует причислить также царя и служителей царского двора. В Израиле культ и политика неразделимы. Если извращается служение Яхве, то в этом далеко не последнюю роль играет царь. Наряду со священниками на одном дыхании называются старейшины и царь с его помощниками (Ос. 5,1). Если изготавливаются изображения богов, то это не происходит без ведома царя (Ос. 8,4сл.). Полагаться на альянсы с чужеземными могущественными державами – это одна из форм духовного блудодейства, когда царь и его приспешники отказываются от доверия Яхве (Ос. 8,8сл.; 12,2сл.; 14,4). А кто забывает своего Творца, делает себя сильным за счёт своих дворцов и городов (Ос. 8,14).

Мы должны учесть то, что Израиль должен был быть теократией и что политическая ситуация на сегодняшний день совсем другая. Но критика, которую Осия посылает в адрес царей, немаловажна и для нас. От имени Яхве он осмеливается говорить, что Яхве даёт царей в Своем гневе и в ярости их отнимает (Ос. 13,11). У царей, которые явно борются с законом Бога, нет ничего святого и возвышенного. Правление опасно изначально (срн. 1 Цар. 8!), поскольку обладание властью легко уводит человека от Яхве и приводит к идолопоклонству, как в своё время Самуил должен был объяснить это народу Израиля (1 Цар. 8,8).

Представление о том, будто мы должны всех царей считать “Божьими помазанниками”, сразу же изменяется, когда мы читаем Осию. Давид не хотел убивать Саула, поскольку тот был “помазанником Яхве” (1 Цар. 24,7сл.; 26,9сл.23). Однако Осия однозначно не охарактеризовал бы так израильских царей, правивших после Иеровоама II! Это нас тоже учит быть более осторожными, когда мы характеризируем какого-либо царя. Мы не можем утверждать, что только непосредственно Яхве в ярости убирает плохих царей, а мы сами не имеем права этого делать. Кто нарушает Божий закон и неистовствует, как тиран, может быть весьма правомерно – насильно или нет – устранён от исполнения своих обязанностей, взирая на гнев Яхве.

 

См. Коха [Koch 1995,150.155v] об исключении всякого сексуального аспекта в культе Яхве, несмотря на то, что отношения Яхве с Израилем являются брачным союзом.

Мы больше не имеем священников, но при чтении того, что Осия написал о них, осознаём, что проповедники и другие духовные лидеры несут особенную ответственность в Христовой церкви.

 

3. В социальной сфере слово Осии для нас тоже имеет большое значение. Моральная ситуация в тогдашнем Северном царстве была плохой. Об этом свидетельствует перечисление грехов в Ос. 4,2: клятвопреступление, обман, убийство, воровство и прелюбодейство (срн. также Ос. 6,8сл.; 7,1). Честность и любовь просто отсутствуют, так что можно предположить, что о заботе о бедных в обществе больше не могло быть и речи. Социальное зло имеет религиозный корень, как констатировали все пророки. Причиной связи одного с другим выступает отсутствие познания Бога [NBG]: иными словами, люди больше не доверяют Яхве [NBV]. Из-за этого народ гибнет (Ос. 4,6). Между религиозным упадком и крахом общества существует закономерная связь: кто сеет ветер, пожнёт бурю (Ос. 8,7)! Судьи не судят, а в религиозной и социальной жизни заняты тем, чтобы помочь народу спотыкнуться (Ос. 5,1сл.).

Осия втолковывает нам, насколько зло упрямо. Яхве может тысячи раз писать Свои законы, но Его народ продолжает видеть в Нём чужого Бога (Ос. 8,12). Это подтверждается всей историей Израиля. Чем больше их призывали, тем дальше они уходили (Ос. 11,2). Что касается людей, они всегда беспокоились о том, чтобы иметь еду и питьё и получить возможность жить хорошо, купаясь в шерсти, льне, оливковом масле и вине (Ос. 2,5). И больше не имело значения, получают они эти дары от Яхве или Ваалов. Также их мало беспокоило, честная их прибыль или же они обманывают своего ближнего неточными весами. Успех – их благословение. “Неужели моя прибыль говорит о чём-то плохом, что можно назвать грехом?” (Ос. 12,8).

 

Больше деталей о социальном вопросе, рассматриваемом другими пророками, можно прочитать в моих книгах “Исаия, Иеремия и Плач Иеремии” ч. 1.6 (Исаия); ч. 2.8 (Иеремия) и Иезекииль, Даниил” ч. 1.2.2сл. (Иезекииль). В этих книгах также обращалось внимание на связь между отступничеством от Яхве и несправедливым обращением с ближним.

 

4. Если серьёзно воспринимать слова Осии о зле в Израиле, может ли когда-нибудь народ Яхве действительно жить как народ Яхве? Этим вопросом мы снова касаемся бездонной любви Яхве, о которой говорит Ос. 11,8сл. Мы понимаем, что для окончательного спасения Израиля Яхве должен исцелить Свой народ (Ос. 14,5). Яхве уже часто исцелял Свой народ, но после этого снова появлялось вышеупомянутое упрямство народа (Ос. 7,1). В будущем всё будет иначе. “Я исцелю их от неверности, Моё сердце будет принадлежать им” (Ос. 14,5). Тогда Израиль сможет вести себя действительно “моногамно” в браке с Яхве.

В тех частях Книги пророка Осии, которые бросают взгляд в будущее абсолютного блага, дети Иуды и Израиля снова будут единым народом с одним правителем и они станут невероятно многочисленными (Ос. 1,11). Люди будут называть “мой муж” только Яхве, а имена Ваалов больше не будут упоминать (Ос. 2,16сл.). Яхве будет заботиться о том, чтобы Его полный раскаяния народ расцветал, как лилия, и укоренился так глубоко, как ливанский кедр. Израиль снова будет дома и к нему возвратится благоденствие.

По сравнению с другими перспективами, которые предложены в пророчествах Ветхого Завета, этот взгляд в будущее очень простой. Он, конечно, ветхозаветный, поскольку он ограничивается только земным Израилем, который после несчастий снова будет жить в ханаанской земле в мире и достатке. О расправе Яхве с врагами Его народа не упоминается.

 

“Простота” эсхатологии Осии (конец истории) сильно бросается в глаза, когда мы взглянем на другие краткие зарисовки будущего царства мира, например, Ис. 2,1-5; Иоил. 4,18-20; Ам. 9,11-15. В этих частях всегда говорится о большем количестве народов, чем только об одном Израиле, и взгляд не ограничивается только землёй Израиля.

 

Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.

Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».

www.colbooks.org

2009–2012 гг.

© Ukraine Cie Hattem

 

 


Евангельская Реформатская Семинария Украины

  • Лекции квалифицированных зарубежных преподавателей;
  • Требования, которые соответствуют западным семинарским стандартам;
  • Адаптированность лекционных и печатных материалов к нашей культуре;
  • Реалистичный учебный график;
  • Тесное сотрудничество между студентами и местными преподавателями.