Йохем Даума
Малые пророки I. Осия, Иоиль, Амос, Авдий
1. КНИГА ПРОРОКА ОСИИ
1.2. Осии 1
Осия слышит веление Яхве жениться на блуднице, и она должна родить ему детей. Вместе с тем сообщается, почему Осия должен заключить подобный брак. Земля согрешила блудом, отвернувшись от Яхве. Осия повинуется Божьей воле и женится на Гомери, дочери Дивлаима.
Она родит Осии сына, которого он, по велению Яхве, должен назвать Изреелем. Это имя отображает то, что вскоре царский дом Ииуя будет призван к ответу за убийства в Изрееле. Яхве положит конец царству Иеровоама II в Израиле. В долине Изреель, прославившейся победами Деворы (Суд. 4сл.), Гедеона (Суд. 6сл.) и Ахава (3 Цар. 20), Он покончит с военной силой Израиля.
Имя Изреель как обозначение убийств мы не должны связывать с убийством Навуфея (3 Цар. 21), поскольку это убийство совершил Ахав и поэтому оно не лежит на счету Ииуя. Однако здесь следует вспомнить о варварской расправе Ииуя с царским домом Ахава (4 Цар. 9,14сл.; 10,8), которая имела место в городе Изрееле (а не в долине!). Кроме того, Ииуй подобным образом напал на Иудейский царский дом (4 Цар. 9,27; 10,12сл.). Он истребил царский дом Ахава и нанёс ощутимый удар служениям Ваалу, однако сам пошёл стопами Иеровоама и его культа тельца (4 Цар. 10,31).
Через некоторое время Гомерь родит второго ребёнка, на этот раз дочь, которая должна называться Лорухама. Теперь не сказано, что Гомерь родила ему (Осии) дочь, хотя мы должны понимать, что это был ребёнок их обоих. Ведь Яхве велел Осии родить детей (множественное число) (Ос. 1,2)! Имя Лорухама означает “непомилованная” и отображает то, что Яхве больше не смилостивится над народом Израиля, “чтобы прощать им”. Он смилосердится над Иудеей, но “ни луком, ни мечом, ни конями, ни всадниками”.
После того, как Гомерь перестала кормить грудью Лорухаму (в возрасте двух-трёх лет), снова родился сын, которого нужно было назвать Лоамми. И снова ничего не сказано о том, что Гомерь родила Осии сына. Имя Лоамми достаточно зловещее. Оно обозначает “не Мой народ”, чем Яхве желает подчеркнуть, что Израиль больше не Его народ, а Он больше не будет их Богом. В еврейском тексте Ос. 1,9 мы видим намёк на имя Яхве, которое Моисей услышал перед тем, как возвратиться в Египет: “Я есмь Сущий” (Исх. 3,14). Однако от сего дня Бог для Северного царства больше не “Сущий”, то есть, больше уже нет того, что “Я существую для вас”, “Я действую для вашего блага”. Связь между Яхве и Израилем будет разорвана!
В тексте дословно сказано, что Осия должен жениться на блуднице [евр.: ’ešèt zenūnīm] и родить с ней детей блуда [евр.: jaldē zenūnīm] (Ос. 1,2). Последние слова вовсе не означают, что это касалось тех детей, которые уже у неё были. Изреель, очевидно, сын Осии, в то время как оба других ребёнка, возможно (см. выше), не его, однако были рождены, когда Осия был в браке с этой женщиной. Определение “дети блуда” обозначает только то, что они являются детьми Гомери как блудницы.
Следует различать город и долину Изреель. В городе, который был летней резиденцией Ахава, Ииуй умертвил большую часть царской семьи и положил головы царских сыновей на две кучи у входа в городские ворота (4 Цар. 10). Долина Изреель появляется тогда, когда речь заходит о решающем поражении Израиля (ассирийцам). Возможно, битва действительно происходила также в долине Изрееля, возможно, долина упоминается просто как образ поля битвы [Ridderbos 1952,30].
2. Совершенно очевидно, что и женитьба Осии, и наречение троих детей связано с отношениями Яхве и Его народа. Яхве имеет дело с блудливым народом, и поэтому Осия должен жениться на блуднице. Яхве больше не желает поддерживать отношения со Своим народом, и поэтому трое детей получают имена, провозглашающие, что Яхве собирается положить конец царскому дому Ииуя (имя Изреель), больше не будет проявлять к народу Свою милость (имя Лорухама) и даже больше не будет признавать Израиль Своим народом (Лоамми). Эти три имени не поставили клеймо на детях, будто они сами должны быть плохими. Они носят имена, которые содержат весть, предназначенную для народа Израиля.
Всегда возникает вопрос, как же это всё-таки возможно, что Яхве велит Своему пророку жениться с блудницей. Сталкиваясь с подобным странным с этической точки зрения повелением, многие толкователи пришли к выводу, что мы должны воспринимать это веление символически. Кажется, что речь здесь идёт о настоящем браке, в котором родятся трое детей, однако всё происходит в притче или аллегории, которая, возможно, была открыта пророку в каком-то видении. Всё, что здесь написано, Осия пережил не в действительности, а всего лишь духовно.
Однако в Ос. 1 нет никакого указания на то, что мы должны воспринимать брак пророка и Гомери не буквально. К тому же тот факт, что упоминается имя самой женщины и её отца (Дивлаим), свидетельствует о настоящем браке. Кто испытывает трудность с пониманием веления Осии жениться на блуднице, должен вспомнить, что этот брак, по воле Яхве, несет пророческую весть. Если Он состоит в браке с блудницей, почему же мы тогда на основании этических убеждений должны отвергать возможность того, что один их пророков Яхве вынужден заключить подобный брак? Цель состояла в том, чтобы люди в Израиле вздрогнули от испуга, глядя на брак пророка, который был далеко не “обычным” человеком. Однако за пределами вероятного было также и то, как Израиль вёл себя по отношению к своему мужу Яхве!
Если мы исходим из настоящего брака, тогда мы также воспринимаем то, что Осия должен был жениться на блуднице, иными словами, на женщине, которая уже блудодействовала. Этого не следует скрывать, утверждая, что женщину склонили к блуду и только в браке с Осией она стала такой. Яхве живёт с народом, который уже блудодействует. Поэтому Осия должен жениться на женщине, которая поступает подобным образом.
Иероним и Кальвин считали, прежде всего, из этических соображений, что здесь речь не шла о настоящем браке. Другие говорили о видении, как, например, Кайл [Keil 1866,27v]. Буквального понимания также придерживались во все времена: например, Августин и Альберт Великий. См. [Wolff 1961,9].
В чём же состоял “блуд” Гомери? Возможно, она была уличной женщиной, но возможно также и то, что её блуд связан с идолослужением Ваалу. Эта версия очень хорошо бы подходила к тому, что Осия говорит дальше об этом идолослужении. Позже я ещё возвращусь к этой теме.
Йохем Даума. «Комментарий к Ветхому Завету» в 4 т.
Готовится к публикации издательством «Коллоквиум».
2009–2012 гг.
© Ukraine Cie Hattem
Этот материал еще не обсуждался.